Классный час "мы идем в гости". Открытый классный час «Я иду в гости

Цели:

Познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приема гостей;

Воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники.

Ход классного часа

I. Введение в тему.

Учитель. «Да бросьте вы церемониться!» - говорим мы тому, кто слишком уж подчеркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур - проще говоря, церемоний.

Правила никто специально не придумывал, не сочинял. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи.

Вот об этом мы сегодня и поговорим, полистаем страницы нашего журнала.

II. Устный журнал.

Страница 1. Об истории хороших манер

1-й ученик. Стремление вести себя прилично, как доказано, уходит в глубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что оно существовало до появления письменности.

Это стремление вытекает из того, что людям приходится жить в обществе. И ни одно государство не обходится без правил и норм человеческого поведения и общения.

Об этом можно прочесть, например, в «Одиссее» Гомера и других античных стихотворениях.

2-й ученик. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почете у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

Со времен Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Памятник древнескандинавской эпической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.

Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

3-й ученик . В XI—XIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

Разумное начало этого обычая - внимательное, учтивое отношение к женщине - сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения.

От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

4-й ученик . С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Учитель . Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от хороших манер времен французского «короля-солнца». Но все же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые - даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

Страница 2. Правила поведения в гостях

Учитель . Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства.

А вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? Как вы думаете? (Ответы учащихся.)

Учитель . Да, наверное, на это есть много причин.

Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

Во-вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко умнее.

И еще: люди привыкли делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье ребенок - зовут гостей разделить радость. А если горе - звать не надо. Тот, кто приходил в дни радости, придет разделить и горе.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как гостю:

Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешение у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

В гостях будь приветлив и весел.

Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят это сделать, не отказывайся.

Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».

Если ты принимаешь гостей, помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.

Гостеприимный хозяин должен уметь пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре, не обижаться на гостей и не ссориться с ними.

Хозяин заранее готовится к приходу гостей: придумывает игры и развлечения, которые он сможет предложить гостям.

Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться или одеться.

Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам.

Страница 3. Инструкция... как не надо дарить подарки

1-й ученик. Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если лицо твое в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

2-й ученик . Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил подарок, перечисли и покажи все его достоинства, обязательно напомни, что у тебя самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит твою самоотверженность.

3-й ученик. Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться. Например, так: «Тут в коробке двадцать четыре конфеты, я считала. По одной сейчас съедим. Вадиму не давай, он вчера мне витаминов не дал. Остальное завтра с собой возьмем».

4-й ученик . Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

Проследи за судьбой подарка: время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?»

5-й ученик . В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недостойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.

III. Ситуативные задачи.

Учитель. Мы сейчас с вами повторим основные правила поведения в гостях. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно, знаете. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?

Давайте проверим.

Первая ситуация.

Саша прибежал к своему товарищу домой - на прогулку позвать. Дверь открыла мама Юры. Первыми словами Саши были: «Юра дома?» Что не так?

Ответ. Сначала надо было сказать: «Здравствуйте!»

Вторая ситуация.

После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

Хорошо, - ответил Виктор. - Приду.

Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказал Виктор. - Это я.

Он прошел в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.

Это отцу подарили. На память.

Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу. Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Игорь. А еще у вас тут масло с сыром есть.

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

Понравилось ли вам поведение Виктора? В чем его ошибки?

Ответ. Основные ошибки Виктора: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения.

Третья ситуация.

Алешка возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: «Пошли ко мне, ребята. У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть хочется».

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. В руках у нее была мокрая тряпка. Все мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам что-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо.

Кто виноват в этом?

Ответ. Виноват Алеша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, и в первую очередь у мамы, будет ли это удобно.

Четвертая ситуация.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович - очень хороший друг папы.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на замке.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ответ. Наташе следовало сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату или спросить, нужно ли что-нибудь передать.

Пятая ситуация.

Скоро в школу, а уроки еще не сделаны. И мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Дима никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Ответ. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает гостей прийти в другой раз.

Шестая ситуация.

Десятилетие - серьезная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого, молочный коктейль сделали.

Накрыв стол, мама ушла к соседке - Лена попросила её об этом, объяснив, что ребятам так будет свободнее, они не будут стесняться.

Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением и... заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки.

Лена принесла еще один большой торт, но есть никто уже не захотел.

Айда, ребята, на улицу, поиграем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились, а следом разошлись и подружки.

Когда мама вернулась домой, именинница горько плакала.

Как вы думаете, почему не получился день рождения?

Ответ. Лена допустила две ошибки. Слишком много внимания уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем же займутся гости. Веселые игры, забавные соревнования, маленький концерт - это надо было продумать заранее. Вторая ошибка Лены: зря она попросила маму уйти. Кто, как не мама, нашел бы выход из положения!

IV. Подведение итогов.

1.Выводы.

Учитель. Итак, воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключенную в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.

Давайте ответим на вопросы:

Что значит быть приветливым хозяином?

Ответ. Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

Что значит быть внимательным хозяином?

Ответ. Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.

Что значит быть щедрым хозяином?

Ответ. Это значит не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.

Что значит быть тактичным хозяином?

Ответ. Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговора на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

А что значит быть воспитанным гостем?

Ответ. Это значит выполнять правила поведения в гостях, не показывать своего плохого настроения и недовольства.

2. Заключительное слово учителя.

Учитель . Я думаю, все вы любите ходить в гости. Учитесь быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями. И не забывайте, что правила поведения необходимо соблюдать не только в гостях, но и дома, чтобы не получилось так, как описано в рассказе А. Митты «В гостях и дома».

Пришел Коля к Мише в гости. Пальто на вешалку повесил. Ноги о коврик вытер, волосы у зеркала пригладил, сказал Мишиной бабушке «здравствуйте!» и пошел в Мишин угол в игрушки играть.

Вот бы ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, - сказала бабушка.

Поиграли ребята в Мишины игрушки, решили к Коле пойти.

Привел Коля Мишу к себе домой. Галоши в один угол кинул, пальто - в другой.

Бабушка, - кричит, - это я с Мишей! Повесь пальто.

Цель

— научить детей правильно вести себя в гостях, правильно принимать гостей.

Задачи

Рассмотреть два случая прихода гостей: случайные и официальные (по приглашению).

Обращать внимание на ответы детей. Если они не совсем точные или неправильные, то нужно объяснить ребятам, как нужно правильно поступить в той или иной ситуации.

Ход мероприятия

ЧАСТЬ I

Учитель . Конечно, к вам в дом не раз приходили ваши друзья, и вы в свою очередь бывали у кого-то дома. Поэтому вам кажется, что вы прекрасно знаете, как себя надо вести. Не так-то просто ходить в гости «по всем правилам», а принимать гостей вообще целое искусство. Поэтому сегодня мы посвятим занятие теме «Гости и хозяева».

ГОСТИ БЫВАЮТ РАВНЫЕ

Учитель . Интересно, обращали ли вы когда-нибудь внимание, что гости могут быть разные. Давайте разберем, какие типы гостей мы можем выделить.

Существует две разновидности гостей. Давайте разберем эти типы на примерах. Например, если вы пришли к однокласснику в гости на пару минут — это одно, а если вы пришли на какое- то торжественное мероприятие, например, день рождения — это совсем другое. Любой вежливый человек знает, что без приглашения приходить в гости нельзя, можно поставить хозяев в неловкое положение. Как вы считаете, почему нельзя приходить в гости без приглашения?

Ребята отвечают

Учитель . Наверняка для многих из вас оказалось открытием, что вежливый человек никогда не позволит себе заявиться в гости без приглашения, причем даже к самому близкому другу. Конечно, иногда существуют исключения, но они и потому и исключения, и совершать такие незапланированные посещения нужно как можно реже. Если вы хотите зайти в гости к однокласснику, который заболел, то вполне естественно, что вами движут исключительно благие намерения. Но представьте, в какое неловкое положение вы его поставите. Чтобы этого избежать, обязательно сообщите о своем намерении навестить его. Для этого можно позвонить ему или послать сообщение, но во втором случае вы должны обязательно дождаться ответа, иначе как вы узнаете, что не застанете своего друга врасплох? А как поступить, если к вам в гости пришли без предупреждения?

НЕЧАЯННЫЕ ГОСТИ

Учитель . Итак, вы отдыхаете, но вдруг слышите звонок в дверь, открываете, а там ваши друзья. Вы явно не готовы к приходу гостей: вы в домашней одежде с взлохмаченными волосами, в комнате бардак. Как исправить ситуацию? Конечно же, гости должны сами извиниться за такой визит, но в любом случае они хотели сделать вам приятное, поэтому нужно быстренько привести и себя, и помещение в порядок. Если в вашей комнате не убрано, то вы должны извиниться за беспорядок, причем можно использовать простое и честное оправдание. Например: «Извини за беспорядок, я не ждал гостей». Если гости к вам заскочили на минутку, они вас поймут, и даже не будут проходить, а просто сообщат то, ради чего пришли. Если же вы сразу заметили, что гости у вас немного задержатся, то придется постараться, чтобы за считанные минуты привести все в порядок. Для начала предложите гостям чай и посадите на кухне, в это время вы сможете переодеться и быстренько убрать в комнате. Только нельзя задерживаться дольше 5 минут, иначе гости подумают, что их визит вам неприятен, а этого допустить никак нельзя. Вы, конечно, удивлены их приходом, но вам, безусловно, приятно, поэтому не стоит огорчать своих гостей. Но иногда вы сами приводите в дом тех гостей, которых не ждали.

ПРИГЛАШЕНИЕ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Учитель. Вы приглашаете к себе в гости друзей, чтобы посмотреть какой-нибудь новый фильм. Вас собралась целая толпа, и вы уже идете по направлению к вашему дому, как вдруг понимаете, что не предупредили своих близких о том, что к вы придете не одни. Вы уже подходите к двери, звоните в звонок, вам дверь открывает ваша мама. Когда она увидела, сколько людей стоит перед ней, она мягко говоря «ужаснулась», поскольку ожидала увидеть одного человека, а не десять. Конечно, мама всех вас впустила в дом и вы приготовились к просмотру фильма. Так как самый большой телевизор стоит в гостиной, то вы и расположились в этой комнате. Фильм был довольно интересный, вы посмотрели больше середины, и тут... в комнату заходит папа, у которого в планах сегодня было посмотреть футбольный матч, который вот-вот начнется. Вы пытаетесь уговорить отца разрешить вам досмотреть фильм, но папа непреклонен. На этом ваше веселое мероприятие заканчивается, и вы провожаете своих одноклассников по домам, так и не узнав, чем же заканчивается фильм. Поэтому, если вы вдруг решите в следующий раз заглянуть к вам в гости, то обязательно предупредите заранее об этом своих домашних, чтобы не поставить их в неловкое положение, ведь у них могут быть свои планы на вечер. Также предупреди и своих одноклассников, что дома не ждут гостей, поэтому можно зайти только ненадолго. Как вы считаете, на какое время можно зайти человеку в гости, если его визит незапланированный?

Ребята отвечают.

ЕСЛИ ДОМА КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ

Учитель . Представьте, что вы с друзьями договорились еще в понедельник, что в пятницу после уроков вы все вместе придете к вам домой, но в четверг вечером кто-кто в вашей семье заболел. Как вы считаете, как вы должны поступить в этой ситуации: все равно позвать друзей, ведь вы им обещали, или отложить задуманное мероприятие до следующей недели?

Ребята отвечают.

Учитель. Если один из членов твоей семьи не очень хорошо себя чувствует, то отложи приход гостей на другой день. Вы должны понимать, что ваш визит может только ухудшить состояние больного, ведь ему, чтобы выздороветь, нужны тишина и покой, а вы с друзьями явно нарушите такой режим. Поэтому просто объясните вашим друзьям, что к вам нельзя. Вежливый человек всегда поймет причину отказа. Может быть, кто- то из ваших друзей предложит пойти к нему в гости, тогда вы все сможете собраться.

ЧТО БУДЕТЕ ЕСТЬ И ПИТЬ?

Учитель. Итак, вы с друзьями пришли к вам домой. Любой приход гостей должен сопровождаться застольем, даже если гости заскочили к вам «на пару минут», чай с бутербродами нужно предложить обязательно. Очень часто гости отказываются даже от чая. Может быть, они действительно не хотят, а может, просто стесняются. Никогда не нужно насильно заставлять гостей есть. Правила приличия говорят о том, что предлагать больше двух раз не стоит. Например, вы можете сказать: «Хочешь чай с печенками? Уверен, что не хочешь, они вкусные?» Если и второй раз гость отвечает отказом, то больше предлагать не стоит. Если у вас есть отдельная комната, лучше всего, чтобы вы находились там, чтобы не отвлекали других членов твоей семьи от их занятий. Конечно, именно вы в данном случае являетесь хозяином дома, поэтому вся ответственность за происходящее лежит на вас. Мы поговорили с вами о незапланированных приходах гостей. Главное, что вы должны усвоить, — по возможности никогда не совершать такие визиты. Если вам по какой-то уважительной причине придется это делать, то обязательно извинитесь за незапланированный визит. А вот если к вам кто-то заглянул без приглашения, то постарайтесь не подавать виду, что гость нежеланный.

ЧАСТЬ II

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ТОРЖЕСТВА

Учитель . Что же касается официальных мероприятий, то здесь существуют особые правила: День рождения, именины, свадьба, новоселье — таким праздникам присущ особый этикет. Если событие очень важное (например, юбилей, бракосочетание), то, если есть возможность, снимают даже отдельное помещение для торжества, приглашают ведущего. Празднование нужно правильно организовать, чтобы пребывание в гостях доставило всем радость. Нужно обязательно знать количество гостей, форму празднования, продумать программу вечера, чтобы гости не заскучали, составить меню — в общем, большой праздник требует тщательной подготовки. «Виновники» торжества тратят очень много времени на подготовку, поскольку никому не хочется «ударить в грязь лицом». А теперь давайте подумаем, чем именно официальные праздники отличаются от простого посещения компании друзей?

Ребята отвечают.

ПРИГЛАШЕНИЯ

Учитель. Гостей желательно приглашать за неделю до торжества — это самый оптимальный срок, чтобы человек мог подготовиться, отложить все дела на другой день, подготовить подарок. Конечно, сегодня уже никто не посылает специальные письменные приглашения, но даже устное приглашение должно быть точным. Не стоит говорить: «Приходи в пятницу вечерком». Вечер — понятие относительное: для кого-то вечер начинается в четыре часа, а для другого — в восемь, поэтому время нужно назвать точное. Гостю обязательно нужно подтвердить приглашение, поскольку хозяева вечера делают расчеты на каждую персону. Если празднование намечается в отдельном помещении, то на каждого человека арендуют отдельное место. А вы же понимаете, что затраты и так большие, поэтому лучше все знать точно. Если вы по какой-то причине не можете присутствовать на празднике, обязательно сообщите об этом хозяевам вечера. Отказ должен сопровождаться благодарностью за приглашение, затем вы должны сообщить причину своего отказа, а затем еще раз поздравить с праздником. Самым крайним сроком для отказа считается два дня до торжества. Как вы думаете, почему об отказе нужно сообщать заранее?

Ребята отвечают.

ЕСЛИ ПРИХОДИТСЯ КОМУ-ТО ОТКАЗАТЬ

Учитель. Иногда вы можете попасть в довольно щекотливую ситуацию, когда вам приходится кому-то отказать в приглашении на ваш праздник. Трагедия не такая большая, если вы просто не приглашаете кого-то. А как же поступить, если вы сначала пригласили человека, а потом должны отказать. Нужно признать, что ситуация довольно неприятная. Конечно, в идеале вы никогда не должны допускать такой ситуации, но если вы попали в такую ситуацию, то должны знать, как из нее выбраться. Представьте, что вы пригласили на свой день рожденья одиннадцать человек друзей, а мама вам разрешает пригласить только десять, поэтому придется кому-то одному отказать. А сделать это сложно. Для начала поговорите с мамой, может быть, вы сможете привести еще одного человека, но если она непреклонна, то придется все-таки отказать. Итак, вы должны выбрать этого «невезучего», а потом перед ним извиниться и объяснить причину, по которой вы вынуждены отказать. Конечно, ему будет не очень приятно, но, если вы будете искренны с ним, то он поймет, что это не ваша вина, и простит вам отказ. В идеале нужно заранее продумывать и обговаривать с родителями, сколько человек вы можете пригласить. Это особенно важно, если вы отмечаете праздник не дома, а в специально арендованном кафе. В этом случае все места строго просчитываются и «лишнему» гостю на празднике просто не будет места.

Учитель . Обязательно позаботьтесь о подарке. Фантазия в выборе подарка должна работать на полную мощность. Но, если вы не можете выбрать подарок самостоятельно, спросите у кого-нибудь знакомого. Можно посоветоваться с другим человеком, который тоже приглашен на это мероприятие. Вы даже можете сложиться и купить один подарок на двоих, разумеется, более ценный. Никогда не дарите вещи, если точно знаете, что они ненужные, лучше купить цветы. Нельзя дарить подарки, если они с дефектом, о котором вы знаете. Также не преподносите в подарок ту вещь, которую вам подарили, а вам она оказалась не нужна. Главный принцип, на который вы должны полагаться в выборе подарка, — никогда не дарите то, что не хотели бы сами получить в подарок. Но это вовсе не означает, что вы можете подарить ту вещь, которая нравится исключительно вам. В общем, выбор подарка — это действительно настоящее искусство. Можно выбрать стандартные подарки, но ведь намного приятнее получить ту вещь, о которой вы давно мечтали, поэтому, если вам позволяет еще время, то не поленитесь и выберите действительно достойный подарок. Не стоит также дарить слишком дорогие вещи, поскольку они ставят в неловкое положение и хозяев, и других гостей, которые принесли более скромные подарки. Как вы считаете, уместно ли дарить одежду? Почему?

Ребята отвечают.

НАЧАЛО ПРАЗДНИКА

Учитель. Считается, что самая важная часть праздника — это как раз его начало. Ведь, если с самого начала все пойдет не так, как вы задумали, то вы будете весь вечер переживать на эту тему. Если вы отмечаете праздник дома, то постарайтесь заранее подготовить ее к приходу гостей. Во- первых, в доме должно быть чисто — здесь и объяснять ничего не нужно. Для этого уборку можно провести заранее, например за день. Во-вторых, к началу торжества все предварительные мероприятия должны быть закончены: стол накрыт, приборы разложены, стулья расставлены. Стол должен быть засервирован по всем правилам: красивая чистая скатерть, праздничный сервиз, фрукты, напитки. Можно поставить на стол цветы. Во всей этой идиллии должно не хватать только гостей, которые уже вот-вот должны подойти.

ИНОГДА ГОСТИ ПРИХОДЯТ РАНЬШЕ

Учитель. Случается, что по какой-то причине вы пришли раньше. Хозяева еще заняты приготовлением праздника. Обязательно извинитесь за свой ранний визит и предложите свою помощь.

Если это ваши близкие друзья, то вы, конечно, окажете им услугу, помогая накрывать на стол. Но, если вы пришли к человеку впервые, он никогда не станет вас нагружать работой. Если к вам в дом кто-то из приглашенных пришел раньше, то обязательно угостите его чем-нибудь легким и найдите ему занятие, чтобы он не скучал в одиночестве. Например, предложите посмотреть ваш фотоальбом. Но это советы на крайний случай, а вообще приходить намного раньше назначенного срока или опаздывать считается проявлением неуважения к хозяевам. Объясните, почему?

Ребята отвечают.

К ГОСТЯМ УВАЖЕНИЕ С ПОРОГА

Учитель . Когда приходят гости, хозяева помогают им снять верхнюю одежду. Как вы считаете, почему так важно гостям помочь с верхней одеждой?

Ребята отвечают.

Учитель. У многих гостей возникает вопрос: куда положить ее? Если вам позволяет шкаф, то лучше повесить верхнюю одежду на вешалку, если же гостей намечается много, то выделите специальное место в комнате, где сложите эти вещи. Вы можете сами отнести их или можете показать гостям, и они сами положат их.

Многие считают, что гостям обязательно нужно предложить свои домашние тапочки. И это неправильно. Во-первых, размер ноги у всех разных, а во-вторых — домашние тапочки — не самое лучшее дополнение к наряду. Если празднование происходит зимой, а полы у вас холодные, то лучше заранее предупредите гостей об этом, чтобы они смогли взять сменную обувь. Если же у вас дома тепло, то тогда и беспокоиться не о чем. Проявите заботу о своих гостях. Они должны чувствовать себя комфортно, ведь они пришли к вам на праздник, поэтому хотят отдохнуть и повеселиться. Если гости впервые находятся в вашем доме, то познакомьте их с расположением комнат, а затем проводите в ванную, где они смогут ополоснуть руки после улицы. После этого их провожают в комнату, где собираются гости. Почему гостей нужно собирать не в той комнате, где стоит праздничный стол, а в другой?

Ребята отвечают.

Учитель . Не все гости могут быть знакомы друг с другом, поэтому стоит их представить друг другу. Делать это необходимо в том помещении, где собираются все гости. Можно назвать людей просто по имени, а можно и сказать о том, кем для вас является этот человек. Например, «Саша, познакомься, это моя подруга Катя. Катя, познакомься, это мой брат Саша». Дальше общение уже можно предоставить гостям. Они сами и тему подберут, и манеру общения. Обычно гости приходят не все сразу, поэтому неплохо организовать в комнате фуршет — столик с фруктами, конфетами, печеньями, маленькими бутербродами, орехами и напитками. Это будет весьма кстати, поскольку скрасит атмосферу ожидания и разыграет аппетит.

ПРИГЛАШЕНИЕ К СТОЛУ

Учитель . Когда собрались все гости, то хозяин приглашает всех к столу. Если гости подошли еще не все, то стоит подождать еще полчаса, но не стоит дожидаться людей, которые задержались дольше. Тридцать минут — это максимальное время, которое можно «пожертвовать» опоздавшим. За этот промежуток времени остальные гости смогут пообщаться, и, если они без труда нашли общий язык, то и не заметят, как пролетит время. Дольше ждать не принято. Во-первых, потому что есть оговоренные сроки, которые одинаковы для всех гостей, а во-вторых, вы приглашали друзей на праздничное застолье, и они вполне могли пропустить обед дома, то есть к этому времени они уже явно захотят поесть. Как вы понимаете древнеримскую пословицу: «Опоздавшим — кости»?

Ребята отвечают.

Учитель. По старой традиции хозяйка первая садится за праздничный стол, тем самым показывая пример гостям. На официальных приемах существует даже традиция — делать именные на каждую персону карточки, которые ставят рядом с фужерами. Эта карточка закрепляет место за тем человеком, имя которого на ней написано. Обычно гости рассаживаются самостоятельно, но, если среди приглашенных гостей есть лица, которые не очень хорошо ладят между собой, то их вместе лучше не сажать. Здесь как раз можно использовать идею с карточками. Девочки садятся первыми, а мальчики должны помогать им занимать свои места: выдвинуть стул и пододвинуть, когда девочка садится.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

Учитель . Сейчас правила поведения за столом намного упростились, но не исчезли, поэтому нужно владеть основами культурного поведения за столом, чтобы не прослыть невежей. Стоит помнить, что о человеке можно сказать многое, глядя на то, как он сидит за столом. Если у человека прямая осанка и еду он прожевывает с закрытым ртом, то впечатление будет явно положительное, а если постоянно кривляется и не может спокойно усидеть на месте —- наоборот.

ЧТО ПОПРОБОВАТЬ? КАК ПРЕДЛАГАТЬ?

Учитель . За столом гостей никто не принуждает пробовать то или иное блюдо. Обычно на домашних праздниках на столе стоят только салатики и напитки, а горячие блюда подаются отдельно. Не принято отказываться от основного блюда, даже если вы не чувствуете сильного голода. Вы можете попросить хозяйку положить вам немного меньшую порцию. А вот то, что предложено вам на столе, вы можете выбирать сами: что пробовать и сколько пробовать, только не стоит налегать на одно блюдо, даже если оно вам очень понравилось. Иначе это будет похоже на ситуацию из мультика «Простоквашино», когда почтальону Печкину очень понравились конфеты, и он ел их одну за другой, пока от него не убрали вазочку с этими сладостями.

Хозяйка может рассказать об особенностях того или иного блюда, об его вкусовых качествах, но заставлять кого-то пробовать не стоит. Со стороны гостей будет очень нетактично плохо высказываться о приготовленных блюдах. Не стоит также говорить, что на каком-то другом торжестве было что-то подобное, но намного вкуснее. Это вообще можно считать оскорблением. Так что единственное, что допустимо говорить в сторону хозяйки, — это комплименты, вот на них скупиться не стоит. Любому кулинару приятно слушать, что приготовленное им блюдо очень понравилось, но еще большую радость доставят слова, подкрепленные делом. Так что, если вы очень расхваливаете блюдо, то уплетайте его за обе щеки.

ЕДА И РАЗГОВОРЫ

Учитель. Таковы уж праздничные мероприятия, что на них мы совмещаем несовместимые вещи: еду и разговоры. Но делать это совсем несложно, поскольку нельзя лишь разговаривать с набитым ртом. Если вам очень захотелось спросить о чем-то своего соседа, то дождитесь, пока он дожует пищу. А то получится, что, как только он начал есть, вы пристаете к нему с вопросом, и тем самым ставите в неловкое положение. Кстати, говорить с набитым ртом считается явным признаком бескультурья. Объясните, почему нельзя говорить с набитым ртом?

Ребята отвечают.

О ЧЕМ БОЛТАЮТ ЗА СТОЛОМ?

Учитель. Темы разговоров за столом могут быть различными, но обязательно общими для всех. Это важно, потому что все гости должны принимать участие в разговоре. Обычно в застольных беседах гости часто перескакивают с одной темы на другую. И это в порядке вещей. Если гости могут обсуждать различные вещи, то это значит, что им приятно общаться друг с другом. Правда, существуют темы, которые категорически запрещено обсуждать за столом. Это темы, которые могут испортить аппетит и тема «а вот я», расхваливающая ваши достоинства. В остальном предоставляется полная свобода. Но не должно быть так, чтобы один или двое людей говорили очень долго, а другие только их слушали. Конечно, умение слушать очень важно, но в застольных беседах главное — взаимный интерес. Это должен быть обмен мнениями без какого-либо нажима на собеседника. Хуже всего, если за столом гости затеют спор. Чтобы прекратить это бессмысленное занятие, придется вмешаться хозяину вечера. Почему спор может испортить весь вечер?

Ребята отвечают.

Учитель . Кстати, хозяин должен постоянно находиться за столом, отлучаться только по крайней необходимости, поскольку именно он может поддержать общий разговор, помочь преодолеть смущение гостям, пришедшим в его дом впервые. Представьте, что вы пришли на праздник, сели за стол и совершенно случайно испачкали свою одежду. Вам бы к хозяину обратиться за помощью, а его как назло все время нет. А пятно настолько сильно испортило настроение, что вам уже и праздник не праздник. Поэтому вы точно запомните, что когда сами будете хозяином вечера, то обязательно будете на виду. Хозяин должен следить за всем происходящим, поддерживать праздничную атмосферу.

ОПОЗДАВШИЕ - ТОЖЕ ЛЮДИ

Учитель . Если кто-то опоздал на торжество, to он должен обязательно извиниться перед хозяевами вечера, тихо поприветствовать гостей, а после этого занять свое место за столом. Не стоит всем торжественно сообщать, что вы пришли, все-таки не вы главное действующее лицо вечера. Лучше вообще не привлекать лишнего внимания, а незаметно присоединиться к общей массе. Если вы уже давно знаете хозяина дома, а многих гостей не знаете, то попросите вас представить. Если же наоборот, вы не знаете только одного из приглашенных, то представьтесь сами. Не стоит утруждать этим хозяина вечера.

ЕСЛИ НУЖНО УЙТИ РАНЬШЕ ДРУГИХ

Учитель . Иногда вам по какой-то причине нужно покинуть праздник до его окончания. В этом случае вы должны обязательно подойти к хозяину вечера, извиниться и поблагодарить за торжество. Уходить каждый раз раньше других — это характеризует человека не самым лучшим образом. Если у вас нет достаточно уважительных причин, а вы уходите уже не первый раз раньше других, то не стоит удивляться, что в следующий раз вас просто не пригласят. Такие ранние уходы говорят о том, что вам просто не нравится здесь, вы не уважаете хозяев праздника.

С другими гостями прощаться не стоит, либо сделайте это тихо и незаметно. Лучше как можно меньше привлекать внимания к своему исчезновению.

В этих двух ситуациях — опоздание и ранний уход — есть одна общая черта. Самое главное — это привлекать к своей персоне как можно меньше внимания.

Учитель . Обязательными спутниками любого торжественного мероприятия являются музыка и танцы. Они создают праздничное настроение, особую легкую атмосферу, помогают сблизиться людям. Танцуя, можно вести непринужденную беседу, но если ты будешь молчать, в этом не будет ничего особенного. К танцам тоже никогда никого не принуждают: если человек хочет танцевать — пусть танцует, если же нет, то нет. Многие ребята не идут танцевать, так как считают, что не умеют это делать. Это абсолютно неправильное решение. Как же научиться танцевать, если все время сидеть в стороне? Поэтому лучше присоединиться к ребятам, которые танцуют, и просто повторять их движения. Главное — слушать музыку, а тело само начнет двигаться. Если вы отсиживаетесь в сторонке, то никогда не позволяйте себе критиковать танцевальные способности других гостей. Объясните, почему это нельзя делать?

Ребята отвечают.

Учитель . Сегодня у многих есть программа караоке, и с каждым годом она пополняет стан своих поклонников. Это довольно интересное развлечение. Многие любят петь, а караоке как раз и созданы для того, чтобы реализовать мечты — спеть перед публикой в микрофон. Если вы неплохо поете, то удивите своих друзей, покажете, на что вы способны. К пению относится такое же правило, как и к танцам: никогда не критиковать других. Даже если человек не всегда попадает в ноты, пение доставляет ему удовольствие. Только помните, что караоке создано для того, чтобы петь, а не для того, чтобы просто покричать.

КОНЕЦ ПРАЗДНИКА

Учитель. После того, как десерт уже съеден, все гости натанцевались и обсудили все темы, приходит время расходиться. Хозяев нужно обязательно поблагодарить за чудесный вечер. Они приложили немало усилий, чтобы сделать праздник запоминающимся. Если вам действительно понравилось, то не скупитесь на похвалу. Вы можете сказать: «Спасибо за чудесно проведенное время!» или «Ты устроил классный праздник!». Такие слова будет приятно услышать, и главное, они действительно заслужены.

Гости должны уходить все вместе. Не стоит засиживаться дольше других, поскольку хозяева вечера тоже устали, а им еще предстоит грандиозная уборка. Как вы считаете, стоит ли помогать с уборкой стола гостям?

Ребята отвечают.

Подведение итогов

Учитель. А теперь давайте подведем итог нашему занятию и составим маленькие памятки: первую для гостей, вторую для хозяев.

Для гостей:

— ходить в гости только по приглашению;

— стараться не опаздывать;

— приносить подарок;

— вести себя достойно;

— уходя из гостей, обязательно поблагодарить хозяев за приятное времяпрепровождение.

Для хозяев:

— предупредить о торжестве заранее;

— подготовить праздничный стол до прихода гостей;

— следить за ходом вечера, не пускать его на самотек;

— всегда быть на виду у гостей.

«Я иду в гости»

Целы поговорить с детьми о поведении гостя и хозяина, о куль­туре поведения за столом; о том, как проходили посиделки в рус­ских избах много лет назад; развивать у детей эстетический вкус, уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование: часть класса оформлена под русскую избу: в углу расписная бутафорская печь, посередине стол, на нем самовар, чу­гунки, плошки, по бокам — деревянные лавки. Другая часть офор­млена под современную квартиру: диван, стол с посудой, в углу телевизор, на полке игрушки. Стол с угощением дети не видят, он в другом классе.

Ход классного часа

(Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой. Оба в русских народных костюмах.)

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без’вас не начинаем!

X о з я и н. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому - сказку, кому — правду, кому - песенку, а всем - вкусные угощения.

(На сцену входят гости. Гости кланяются хозяевам, рассажива­ются.)

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из г о с т е й. Гоетямто, известное дело, хватило ме­ста. Да не тесновато ли хозяевам?

X о зя и н. В тесноте - не в обиде.

(Хозяева усаживаются.)

Учитель. Итак, ребята, мы увидели, как давным-давно было принято встречать гостей. Русский человек всегда считался и счи­тается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как дол­жен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Давайте-ка попробуем сегодня разобраться в этом. Но сначала посмотрите другой сюжет.

(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяин увлеченно играет в настольную игру. К «двери» подходят гос­ти и «звонят». Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)

X о з я и н. А, это вы!

Гости (стоя на пороге). Ты ведь приглашал нас сегодня поиг­рать в новую игру.

Хозяин (недовольно).

Ну, ладно. Проходите.

Только: Не ходите по ковру

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать —

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

(Гости растерянно пятятся назад и уходят.) Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозя­ин? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным. Он не должен жа­леть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

— Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опро­кинет вазу или разобьет что-нибудь?

— А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

— А еще хозяин должен уметь занять своих гостей и правиль­но угостить.

(Дети показывают, как раньше проходили посиделки.) Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки. (Гости исполняют шутливые диалоги.)

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег.

— Можно зашить.

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Один ворот остался.

— Фома. Что из леса не идешь?

— Да медведя поймал!

— Так веди сюда! -Да он не идет! -Так сам иди!

— Да он меня не пускает!

— Сынок, сходи за водицей на речку!

— Брюхо болит!

— Сынок, иди кашу есть!

— Что ж, раз мать велит — надо идти!

Хозяйка:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей. (Четыре гостьи поют частушки.)

Шире круг, шире круг.

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

По деревне я шла

И Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапога,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

Сидит ежик на березе

Белая рубашечка,

На головке — сапожок,

На ноге — фуражечка.

Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки? (На середину выбегают мальчики, они танцуют в присядку.)

Мальчик (поет):

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова.

Надевает сапоги.

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать. Да сказочку послушать. У меня хорош квасок, и варенья, и соле­нья. Проходите без стесненья!

Сценка «В гостях»

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый… Магнитофон послу­шаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать носовые платки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные.руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от­пуская, нажимал кнопку звонка.

(Игорь, открывает дверь. На пороге - Виктор.)

Виктор. Привет, это я!

(Он проходит в комнату, бросает мокрый плащ и шапку в кресло и оглядывается.)

Виктор. Ау вас ничего. Подходяще. Это что?

(Он хватает модель парусника с письменного стола.)

Игорь. Это отцу подарили. На память.

Виктор. Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли?

(Виктор нажимает посильнее, и мачта ломается. Игорь смот­рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берет и рассматрива­ет другие предметы.)

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба­рахло всякое в доме держите?

(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем, дунул в пудру. Игорь в это время наливает чай.)

В и к т о р. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь, как соленое люблю!

Виктор. Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял: мне палку обстругать надо. Отдам как-ни­будь.

Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гос­тя? Каким должен быть гость?

Сегодня я передаю вам приглашение в гости на чаепитие и даю вот такой пригласительный билет. Если вы хотите, чтобы билет остался вам на память, вы должны правильно ответить на вопрос в этом билете. Вопросы: — Нужно ли снимать шапку, если ты пришел в гости, в театр или в библиотеку? — Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком? — Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придешь пораньше, придешь вовремя или не­много опоздаешь?

— Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты посту­пишь: вытрешь его рукавом, носовым платком, бумажной салфеткой или не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьешь чай?

— Как нужно размешивать чай в стакане: так, чтобы звон до­носился до соседей по подъезду; так, чтобы чай расплескал­ся по полу; бесшумно, не привлекая к себе внимания сосе­дей по столу?

— Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квар тиру?

— Кто должен мыть за тобой посуду — мама или бабушка?,

— В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты уже знаешь, что тебе столько никогда не съесть. Как ты поступишь начнешь есть и половину порции оставишь в тарелке; лопнешь но съешь все, что есть в тарелке, извинишься и попросишь, чтобы тебе налили поменьше, потому что столько тебе не съесть?

— За столом тебе задали вопрос, а у тебя полный рот. Как ты поступишь: сначала прожуешь, потом ответишь; пробубукаешь ответ с полным ртом; конечно, нужно прожевать — это раз, и полный рот не набивать — это два?

— Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за сто­лом громко икнул: начнешь хохотать, чтобы и другие по­смеялись вместе с тобой; постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

Учитель. Сейчас мы идем в гости к Мартышке. К Мартыш­ке на чай!

(Дети видят столы, а над ними - забавный рисунок Мартышки, которая изображена с салфеткой на груди, а рот набит пирожным, за ухом у нее трубочка с кремом. За чаем — продолжение урока: дети учатся есть торт ложечкой, размешивать чай, не звеня ложечкой, и тихо пить.)

Учитель. Григорий Остер в своих «Вредных советах» высмеивает людские пороки и в шутливой форме заставляет каждого из нас посмотреть на себя со стороны и задуматься: не бываем ли и мы похожи на некоторых невоспитанных героев его шутливых советов? Например, умеем ли мы вести себя в гостях? Посмотрите инсценировку отрывка из «Вредных советов» Остера.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками -

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

Учитель. У большинства жителей нашей планеты есть прекрасный обычай ходить друг к другу в гости. Благодаря таким встречам мы имеем возможность общаться, возможность отдохнуть, мы узнаем лучше друг друга. Неотъемлемой частью таких встреч у многих народов, в том числе и всех народов нашей страны, является праздничный стол. Получив приглашение в гости, вы знаете, что для вас там обязательно приготовили угощение. Правила поведения за столом в узком кругу строго соблюдать не обязательно, но ни в коем случае нельзя нарушать, когда за столом много гостей.

1 ученик. Приходить в гости лучше минут на 5-10 раньше назначенного времени, но не более!

2 ученик. Старайтесь не опаздывать. Опаздывающих хозяева ждут не более 15 минут.

1 ученик. Когда приходят гости, дверь обычно открывает хозяин дома.

2 ученик. Хозяйке не обязательно выходить на каждый звонок в прихожую (за исключением случаев, когда приходят особенно почетный гость или пожилые родители).

1 ученик. Хозяин помогает пришедшим раздеться и приглашает их в комнату.

2 ученик. За стол можно садиться тогда, когда хозяйка (хозяин) пригласит вас, и после того, как сядут дамы.

1 ученик. Рассаживая гостей, помогите им сесть поудобней. Мужчины должны отодвинуть стулья для дам.

2 ученик. Задача хозяев состоит в том, чтобы создать атмосферу дружелюбия и хорошего настроения.

1 ученик. Если вы пришли в гости с опозданием и все уже сидят за столом, не совершайте еще одной ошибки - не обходите всех присутствующих, здороваясь с ними.

2 ученик. Поздоровайтесь лишь с хозяйкой и извинитесь за опоздание. Хозяйке при этом не следует вставать с места выяснять причину задержки.

3 ученик. Для хозяев и гостей : Сев за стол, обратите внимание на собственную осанку. Сидите прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, но не развалившись на нем.

4 ученик. Локти - если вы их положили на стол - будут мешать вашим соседям. Не склоняйтесь низко над тарелкой. Полотняную салфетку положите себе на колени. Руки и рот вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положите на стол.

5 ученик. Для гостей: Не отказывайтесь от какого-либо блюда, ссылаясь на то, что оно вам не нравится или вредно. Откажитесь вежливо и без объяснений.

6 ученик. Как бы вы ни были разочарованы каким-либо блюдом, кусок, который вы откусили нужно спокойно доесть. Изо рта можно вынимать лишь рыбьи кости и фруктовые косточки.

3 ученик. Для хозяев и гостей : Во время еды нож держат в правой руке, вилку - в левой. При этом не отставляйте в сторону мизинец.

4 ученик. Если вы решили передать кому-нибудь прибор, держите его за середину. Берут прибор за ручку.

3 ученик. Не дуйте на слишком горячую пищу и напитки. Не чавкайте. Не причмокивайте. Не прихлебывайте.

4 ученик. Невежливо выбирать лучшие куски из общего блюда. Берите тот кусок, который лежит ближе к вам. Не следует набивать полный рот или откусывать большие куски.

3 ученик. Старайтесь есть беззвучно, не торопясь. Не тянитесь за нужным вам предметом через весь стол. Попросите, чтобы вам его передали.

4 ученик. Если в солонке нет ложечки, набирайте соль кончиком своего ножа. Нож при этом должен быть сухим и чистым.

3 ученик. Если вы - хозяева дома, никогда не заканчивайте свое блюдо первыми. Подождите, пока закончат гости. Особенно если это последнее блюдо.

5 ученик. Для гостей : Если мужчина хочет выйти из-за стола, он спрашивает разрешения.

6 ученик. Дети старшего возраста, приглашенные за праздничный стол должны соблюдать следующие правила: не брать кушанья первыми (подождать, пока возьмет кто-либо из взрослых), предлагать кушанья своим соседям и лишь затем накладывать себе.

5 ученик. Кроме того, дети, сидящие вместе со взрослыми за столом, обязаны соблюдать общие правила поведения, которых придерживается всякий культурный человек.

6 ученик. Для хозяев : С приходом гостей нужно выключить телевизор. Лишь в исключительных случаях, при одобрении гостей можно посмотреть интересную передачу, пока собираются все.

5 ученик. Хозяйка не должна все время находиться на кухне. Позаботьтесь заранее об угощении, накройте стол. И посидите с гостями за столом.

6 ученик. Мытье посуды отложите на потом. В случаях, когда хозяйке необходима помощь, ее может оказать близкая подруга или кто-то из родственников.

5 ученик. Если к вам пришли гости, не разговаривайте по телефону. Если позвонили вам, извинитесь и скажите, что не можете разговаривать, что вас ждут гости.

6 ученик. Для хозяев : Хозяева обязаны следить, чтобы за столом не возникало никаких конфликтов, сглаживать впечатления от чьей-либо бестактности, не допускать анекдотов, которые могут шокировать кого-либо из собравшихся.

5 ученик. Хозяева обязаны уделить внимание каждому из гостей.

6 ученик. Для гостей : Не критикуйте блюдо, приготовленное хозяйкой. А вот похвалите обязательно.

5 ученик. Не говорите за столом о болезнях и неприятностях. Не пытайтесь разговаривать с человеком, сидящим далеко от вас, дождитесь, когда появится возможность пересесть к нему поближе. Не затрагивайте темы неинтересные и непонятные другим.

6 ученик. Не забудьте перед уходом поблагодарить хозяев за вкусное угощение, за общение и приятно прове-денное время.

5 ученик. Если вам надо уйти раньше других, сделайте это незаметно, попрощавшись с хозяевами и извинившись перед ними. Не засиживайтесь в гостях допоздна.

Учитель. Если правила, о которых мы сегодня говорили, станут вашей привычкой, с вами будет приятно общаться. А так приятно быть приятным! Вы со мной согласны?

Классный час «Мы идём в гости»

Цель: вспомнить правила поведения в гостях и правила приёма гостей

Задачи:

    воспитание толерантности, товарищества, взаимопомощи, дружбы, уважения к себе и другим;

    формирование навыков культурного поведения в гостях, самоанализа, рефлексии;

    развитие речи, мышления, творческих способностей.

    Определение темы классного часа

Прочитайте, пожалуйста, пословицу на доске:

Доброму гостю хозяин рад.

Как вы её понимаете?

Догадайтесь о теме нашего классного часа

ВЫВОД: Тема – Мы идём в гости. (записать)

    Цель, задачи

    С.р. - написать, как можно больше составляющих темы, т.е. план занятия

    Обсуждение. Выделяем то, о чём конкретно говорим:

    Из истории

    Встреча гостей

    Вручение подарка

    Поведение за столом

    Сервировка стола

    Из истории

Как вы думаете, а давно ли появилась традиция ходить в гости?

Рассказ Кати о том, как раньше ходили в гости.

Обобщение: Какой вывод можем сделать?

Какие 2 роли вы есть во время любого торжества? (гость и хозяин)

Какие могут быть поводы для приглашения гостей? (день рождения, свадьба, награда, семейная дата, праздник)

    Встреча гостей

С чего начинается любой праздник? (со встречи гостей)

Составляем памятку, как встретить гостей

1. Гостей обязательно __________________________________________ .

2. Невежливо спрашивать, что _____________________________________________.

3. Подарки не прячут! Необходимо _______________________________________________________________________ .

4. Благодарят не только за подарок, но и за ____________________________ .

5. Подаренные фрукты и конфеты __________________________________________.

1. Гостей обязательно нужно встретить.

2. Невежливо спрашивать, что они принесли вам в подарок.

3. Подарки не прячут! Необходимо открыть коробочки или пакеты, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок пришёлся не по душе.

4. Благодарят не только за подарок, но и за внимание.

5. Подаренные фрукты и конфеты предложите гостям

    Вручение подарка

Дети показывают заранее подготовленную инсценировку. 1 ученик – чтец;

2 ученик – показывает пантомиму.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками -

Ложкой больше зачерпнёшь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

- Вспомните, откуда этот отрывок? (Г.Остер «Вредные советы»)

- Почему Остер писал вредные, а не полезные советы для детей?

Игра «Верите ли вы, что…» (с сигнальными карточками)

    В гости нужно придти за 5-10 минут до праздника (да)

    Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания (Да).

    Если Вам сказали: "Дорогие гости, чувствуйте себя как дома", то можно разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т.д. (Нет. Это бестактно).

    За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, юноша - чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).

    Правильно сидеть за столом нога на ногу. (Прямо, ненапряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).

Байка: в старину, чтобы приучить детей не ставить локти на стол, под руки клали книги, и если книга падала во время еды, то взрослые детей наказывали лишением сладкого.

    Что нож надо держать в правой руке, вилку - в левой.(да)

    Хлеб правильно откусывать (нет, отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).

    Игра

Можно ли в гостях играть в подвижные игры?

    Сядьте те …

Дети стоят возле парт. Внимательно слушают указания ведущего и выполняют их в соответствии с содержанием

Сядьте те, кто…сегодня позавтракал

У кого есть носовой платок

Кто чистил с утра зубы

У кого хорошее настроение

    Слушай команду

Ведущий даёт различные команды, выполнять можно только то, что произносится шёпотом.

Встать, сесть, повернуться направо, посмотреться вверх, наклониться вперёд, поднять руки вверх.

    Сервировка стола. Салфетка

См слайды, складываем салфетку.

    Итог. Тест

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

    как только вошли в комнату.

    только после того, как сядут хозяева.

    после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

    заправляете за воротник.

    кладете на колени +

    кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

    гневно отказаться.

    отказаться, назвав причину отказа.

    взять немного, поблагодарив+

4. Как правильно есть котлету?

    ножом и вилкой

    одной вилкой+

    одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

    чтобы отделять мясо от костей+

    чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

    чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

    самые большие.

    самые маленькие.

    те, что лежат ближе к вам+

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

    в правой руке – вилка, в левой – нож.

    в правой руке – нож, в левой – вилка+

    по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

    поднять и продолжать есть.

    попросить другой прибор.

    извиниться и попросить подать другой прибор+

Помните, ребята, что поход в гости – занятие радостное, но таким оно будет, если и хозяева, и гости будут вежливы и доброжелательны. А правила этикета не требуют от нас никаких усилий. Всего хорошего вам.

Что еще почитать