Движение – это жизнь! А правильно организованная работа общей и мелкой (кистей рук) моторики позволяют ощущать радость каждого движения, а значит и радость жизни.
Странная фраза на первый взгляд, говорит об очень тесной связи движения физического и работы головного мозга. И понимание этой связи дает хороший фундамент родителям для развития интеллектуальных способностей своего ребенка и серьезную защиту пожилому человеку от умственной деградации (и даже старения).
Моторика (лат. motus- движение)
- двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Без анализа моторных навыков психолог не может дать полную картину индивидуальных особенностей своего клиента, будь то ребенок или взрослый. Согласно международной классификации болезней (МКБ – 10), выделяют медицинский диагноз под маркировкой F82: «специфические расстройства моторной функции». Однако, бывают случаи, когда дисфункция координации незначительна и постановка данного диагноза не уместна. Но следует учитывать, что даже малейшее нарушение моторики негативно сказывается на обучении, интеллектуальных способностях, а часто эмоциональном и общем физическом состоянии.
Дело в том, что движениями руководят структуры мозга. С рождения, когда ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового уровня (слоя). Для того, чтобы запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего пальцев рук. Именно поэтому развитие ребенка первых 3х лет жизни тесно связано с играми на тренировку моторики. Сегодня в каждой семье у малыша есть развивающие игрушки. Но, многие родители жалуются на то, что дети с ними не играют. Чаще всего проблема в том, что родители не играют вместе с детьми и не показывают множество вариантов использования игр (если, конечно, речь идет о норме развития, когда ребенок направлен на взаимодействие со взрослым).
Практически любое нарушение или отклонение развития ребенка характеризуется специфическим признаком:
Остановлюсь на нормативах графических (моторных) навыков:
Ситуация ухудшается, если присутствует апития психического развития. Не пугайтесь, это всего лишь термин левшества. Причем в этом случае, человек не обязательно должен писать левой рукой. Тем более, что до 7 лет нельзя с уверенностью определить ведущую руку. К атипии психического развития относится и семейное левшество.
А теперь, немного физиологии! Ведь куда понятней говорить о предмете, зная, где он располагается.
За координацию движений отвечают
такие отделы и структуры головного мозга, как: мозжечок (1), белое/серое вещество (2), лобная кора (3), сенсорная зона (4), моторная зона (5). Собственно сенсомоторная зона опоясывает кору головного мозга от правого уха к левому в теменной области головы (прецентральная извилина). Часть, отвечающая за моторику, располагается ближе к лобной части, а сенсорная (чувствительная к свету, звуку, тактильным восприятиям) – примерно в 3-х см. от темени в сторону затылочной области. Обе зоны тесно взаимосвязаны и сообщаются сетью нейронов. Такая передача информации напоминает азбуку Морзе и имеет милливольтовый электрический заряд.
Обратите внимание, какую часть мозга (и головного и спинного) занимает сенсомоторная организация!
Пройдите следующий экспресс-тест, который покажет ваш уровень развития моторики, гармоничного и беспрепятственного сообщения нейронов более, чем половины отделов головного мозга и ярко продемонстрирует принцип взаимосвязи головного мозга и движений частей тела.
Дополнительный эффект теста : снятие эмоционального напряжения (во время стресса происходит микроскорический сдвиг между обоими полушариями головного мозга), развитие межполушарных связей, внимания и мышления.
Инструкция:
Примечание : выполнять задание нужно сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Если совершили более 4-х ошибок, читайте дальше и знакомьтесь со способами повышения работоспособности мозга.
Каждый отдел мозга можно (и нужно!) развивать с помощью специальных физических упражнений. В связи с тем, что ведущую роль в развитии и действенном познании окружающего мира играет рука, то и большинство способов развития мозга – упражнения для рук.
Когда говорят о том, что «руки не слушаются», скорее всего недостаточна связь полушарий головного мозга. Взаимодействие и передача импульсов напоминает игру «глухой телефон». Наиболее прочна межполушарная связь в молодости, а наиболее уязвима до 10 и после 40 лет.
Стволовые отделы мозга (см. 2. серое/белое вещество) содержат в себе чувствительные пути, через эти каналы мы получаем/анализируем информацию из окружения: видим, чувствуем, слышим, ощущаем… Когда недостаточно функционирование именного этих отделов, то мы имеем неправильный рост зубов, дистонии (когда часть групп мышц находится в гипертонусе, а часть в гипотонусе), задержку в умении обобщать группы слов, обедненность/несформированность самостоятельной речь, переворачивание фигур при копировании и т.д. и т.п. Часто такими симптомами сопровождается ДЦП.
Активизации работы стволовых отделов способствует:
- плавание, ныряние;
- прыжки на батуте;
- дыхательная гимнастика.
Заикания, различные виды зависимостей, депрессии и тревожные состояния, поведенческие нарушения у подростков, невозможность сосредоточиться и нарушение работоспособности при шуме, недостаточность произвольности внимания – вот лишь некоторые признаки дисфункционального состояния правого полушария головного мозга. Кстати, именно в правом полушарии располагается отдел, отвечающий за юмор. Поэтому шутите, господа и дамы!
А вот ритмированию «расшатанного нервами» правого полушария способствуют:
Нужно ли иметь серьезные нарушения в физическом развитии (например, ДЦП, параличи, парезы), чтобы выполнять физические нагрузки на различные отделы мозга? Думаю, нет! Наше психическое тело проникает и растворяется в нашем физиологическом как сахар в воде!
Такие вещи, как трудности в обучении, чтении, письме, сосредоточенности, плохая память, нарушения речи и физическая неловкость - всего лишь осадок на дне стакана с водой и сахаром (смеси нашего психического и физического). И лучший способ от него избавиться – физические нагрузки!
На видео очень ярко видно, как проблема боли в шее решается размягчением стопы и как специалист находит истинную проблему боли. Если вам трудно слушать теоретическую выкладку () – начните смотреть с 6-й минуты! А затем вернитесь и послушайте все интервью.
Появление малыша в доме – это не только радость для родителей, но и ответственность. Мама и папа ухаживают за новорожденным и воспитывают свое чадо. В первый год жизни он должен научиться ходить, выговаривать некоторые слова, узнавать своих родителей. В два – уже уметь держать ложку, рисовать или что-то лепить из пластилина. Для выполнения точных движений и улучшения координации необходимо выполнять игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Поэтому маме необходимо заниматься с карапузом, чтоб он научился необходимым в обиходе навыкам.
В детском возрасте это способствует формированию психического здоровья у малыша. Грудничку мама делает массаж всего тела, но больше уделяет внимание пальчикам стоп и кистей. В 3-4 месяца ребенок пытается играть игрушками. Они не должны быть слишком мелким, так как он тянет их в рот. Ловкость развивается постепенно. Сначала движения неуклюжие, и только при повторении они совершенствуются. Нужно отметить, что медики различают несколько периодов: сначала первые 12 месяцев, когда реализуется хватательный рефлекс, затем это 2, 3, 4 года, когда появляется точность движений, целенаправленность.
В детском саду и школе ребенок уже должен иметь развитую моторику рук для того, чтобы:
Внимательно наблюдая за ребенком можно обнаружить нарушение развитие этого показателя. Дети в возрасте 4-5 лет должны соответствовать таким требованиям:
Это далеко не весь перечень умений ребенка. Формирование навыков зависит от того, как рано родители начали занятия с малышом. Иногда наблюдается запоздалое развитие детей. Одно дело, если это поражение органов или психические заболевания. Но встречаются случаи, когда это просто результат запущенности.
Возможные отклонения ловкости движения рук:
Если ребенок в 5 лет не умеет выполнять эти пункты, то это считается функциональным нарушением.
Родители могут самостоятельно определить этот показатель. Для этого ребенка нужно попросить повторить движения за мамой или папой. Рассмотрим перечень таких приемов:
Если в 3 года дочка или сын выполняет 30-40%, то в 5-летнем возрасте он сможет выйти на 100% результат. Если вышло ниже, то нужно заниматься, так как в дальнейшем он будет отставать в этом показателе.
Начинать занятия нужно по мере взросления, последовательно. Вы можете сделать следующие действия:
Нервные окончания стимулируют работу клеток головного мозга, что приводит к увеличению интеллектуальных способностей.
Существует множество методик. Рассмотрим различные варианты, которые несложно выполнить дома.
Зимой очень укрепляют здоровье мероприятия на улице. Это могут быть:
Зимой очень важно находиться все время в тепле. Это относится не только к детям, но и к родителям. Выбирайте качественные и влагоотталкивающие куртки. Интернет-магазин спортивной экипировки Stayer предлагает широкий выбор моделей с большим функционалам и ярким дизайном.
Развивайте мелкую моторику рук с первых месяцев жизни. Это поможет Вам быстро научить малыша держать ручку и кушать ложкой.
Мелкая моторика — это движения пальцев и кистей рук. С развитием мелкой моторики напрямую связано развитие головного мозга ребёнка, в том числе тех его центров, которые отвечают за речь. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский, «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Когда ребёнок рождается, движения его рук хаотичны, но проходит пара месяцев, и ребёнок начинает их осознанно контролировать, когда хватает и удерживает в руках предмет. Это очень важная стадия развития ребёнка, так как стимулируя малыша манипулировать предметами, мы помогаем ему развивать так называемый « «. Таким образом, от того, насколько хорошо развита у ребёнка мелкая моторика , зависит его интеллектуальное развитие, а также его речь. Доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой лучше говорят, умеют логически мыслить и изъясняться, у них хорошая память и лексический запас.
Существует огромное количество игр на развитие мелкой моторики. Давайте разделим их на несколько групп.
Пальчиковые игры — это специальные упражнения для пальцев и кистей рук, которые обычно сопровождаются стишками, песенками или выполняются под ритмичную музыку.
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
«Весёлая перчатка» : пришейте к детской перчатке фигурные пуговицы в виде различных предметов, и предложите ребёнку поиграть с героями этой перчатки, поздороваться с ними или отправиться в путешествие.
«Пуговицы на крючке» : предложите ребёнку одной рукой с помощью крючка для вязания собрать пуговицы в какую-нибудь ёмкость. Следите, чтобы он не помогал себе второй рукой!
«Морские камушки» : вам понадобятся картинки с изображением силуэтов предметов и камешки для декора аквариума. Предложите ребёнку выложить контур предмета «морскими камушками». Можно устроить соревнование: кто аккуратней и быстрее выложит узор.
«Нанизываем бусы» : ребёнок нанизывает на шнурки и верёвочки различной величины бусины, пуговицы, крышечки из-под бутылочек.
«Замоталки» : ребёнок наматывает шнурочки или тесьму на швейные катушки, хотя для этих целей можно использовать и другие предметы, например, карандаши.
«Узелок завяжется» : предлагаем малышу завязать узелок на шнурке, тесьме или ленточке. а потом ходить по ним пальчиками и «перешагивать» через препятствия.
«Доска приключений» : вам понадобится деревянная доска с закреплёнными на ней различными замками, выключателями, щеколдами. Предложите ребёнку отправиться в путешествие и преодолеть все трудности, которые встречаются на пути. Для этого надо открыть или нажать предметы, расположенные на доске.
«Мультяшки из кашки» : высыпьте манную крупу на тарелочку, а ребёнок пусть рисует на ней разные узоры и предметы, героев из любимых мультиков.
«Фасольные прятки»: наполните пластиковую ёмкость фасолью и закопайте туда предметы различной текстуры, а ребёнок должен их найти.
«Мишка косолапый» : предложите ребёнку покатать в руках шишки, жёлуди, каштаны. Можно поиграть в сортировку, попросив малыша угостить Мишку сначала шишками, потом желудями, потом каштанами.
«Волшебные прищепочки» : возьмите бельевые прищепки и предложите ребёнку нарядить ёлку, надеть иголки на ёжика, сделать солнышку лучики.
«Весёлый червячок» : это игра-шнуровка, которая имеет множество вариаций. Можно купить специальные шнуровки, которые продаются в магазинах развивающих игрушек, а можно, например, взять решётки для раковин, разрезать напополам и продевать шнурок в отверстия решётки, попутно придумывая сказку, что случилось с червячком.
«Дорожки для пальчиков» : вам понадобятся прихватки с дорожками из разных материалов: тесьма, пуговицы, пайетки. Ребёнку нужно провести разными пальчиками от предмета к предмету. Хорошо проговаривать какой-нибудб стишок, пока пальчики «гуляют» по дорожкам.
«Крутилки-закрутилки» : прикрепите на доску крушки от детского сока и дайте ребёнку открывать и закрывать эти крышки.
«Заколдованная водичка» : сделайте фигурный лёд и попросите ребёнка «расколдовать» водичку.
«Золушка» : насыпьте в пластиковую ёмкость горох, рис и гречку так, чтобы крупы перемешались. Предложите ребёнку наперегонки собрать крупу.
«Крутится-вертится» : предложите малышу раскрутить волчок. Можно поиграть на скорость: у кого дольше будет вертеться.
«Резиночки» : вам понадобится деревянная доска с набитыми на ней кнопками и резинки: для волос или канцелярские. Ребёнок должен натянуть резиночки на кнопочки. Можно делать различные узоры и дорожки.
«Массажные мячики» : вам понадобятся мячики из разных материалов, резинки с пуговицами (сшейте резинку в виде кольца, а затем украсьте её детской пуговицей), массажные проволочные колечки. Предложите ребёнку обследовать мячики, покатать их в ладошках, между пальчиков, «надеть браслетик» — прокатить мячик по запястью, надеть и снять кольцо из проволоки на каждый пальчик руки, надеть резинки на два пальца одной руки и попробовать сдвигать и раздвигать пальцы.
«В гости к воде» : предложите ребёнку собрать воду пипеткой из маленькой ёмкости и перелить её в другую.
Для того, чтобы развивать мелкую моторику у ребёнка , совсем необязательно покупать дорогостоящие пособия и новомодные развивающие игрушки — можно просто заняться вместе с ребёнком домашними делами! Правда, не стоит ожидать от ребёнка, что раз сделав что-нибудь вместе с вами по дому, он тут же будет это делать периодично и с удовольствием, да и каких-то особых результатов ждать тоже не надо. А надо просто играть и получать от этого удовольствие.
Вот примерный (далеко не полный!) список дел, которые помогут развивать мелкую моторику в быту:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
5. Открывать почтовый ящик ключом.
6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал, лучше умолчать 🙂)
8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
Сегодня каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для полноценного формирования личности. Это не только развитие руки и ее функций, но и совершенствование процессов мышления, речи. Специалистами подмечено: при плохой развитости руки наблюдается задержка речевого развития, что влечет за собой замедление процессов внимания, памяти, восприятия, отражается на становлении интеллекта. Понимая всю необходимость формирования моторики рук у дошколят, тем не менее, родители не всегда обращают внимание на этот факт. В результате при переходе в школу некоторые дошкольники имеют явно выраженные речевые и моторные нарушения: плохую артикуляцию, невнятную дикцию, плохую подвижность руки, что влияет на успешность овладения чтением и письмом. Вот почему важно знать, как развивать мелкую моторику у ребенка.
Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку - погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.
Самые благодатные упражнения для крохи - , основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.
Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок - солнышко, пальчики - лучики:
Солнышко - солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:
Ладушки - ладушки,
Где были? - У бабушки!
‒ Что ели? - Кашку,
Разбили чашку, хлоп!
В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:
Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!
Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны "Мальчик - пальчик", "Сорока - белобока", "Этот пальчик - дедушка...".
Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша.
Специальные игрушки для развития мелкой моторики - неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию - развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:
Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.
Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) - самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии детки производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:
Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.
Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.
Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.
Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.
В предметной игре взрослый побуждает ребенка многократно действовать с однородными элементами (пластмассовыми или деревянными бусинами), тренируя мелкие мышцы руки, развивая воображение, речь. Ребенок должен нанизывать на толстый шнурок крупные бусины. Монотонное упражнение скрашивается интересным сюжетом: «подарим бусы кукле на день рождения».
В раннем возрасте детишки любят играть там, куда вход им закрыт. Многие мамы боятся допускать ребятишек на кухню, беспокоясь за безопасность ребенка. Но кухня может стать местом не только для приготовления пищи, но и местом тренировки детей. Подготовив безопасное пространство и необходимые предметы, родители могут организовать игры, которые хорошо содействуют развитию мелкой моторики:
Заботливая мама всегда найдет возможность использовать подручные средства для развития своего малыша!
В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:
Родителей не должно беспокоить отсутствие педагогического опыта, просто надо выбрать доступные средства для домашнего обучения. Главное, занятия на мелкую моторику должны быть регулярными, идти по принципу - от простого к сложному, с учетом полученного детьми опыта. Чтобы скрасить монотонность некоторых упражнений, целесообразно вводить игровые, соревновательные элементы. Из наиболее популярных способов для дома подойдут:
Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.
Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание - разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.
Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!
Для такого упражнения готовится бумажная клавиатура, на которой «играет» ребенок: каждый пальчик опускается на свою клавишу. Действие начинается с медленного темпа, постепенно переходя на более активный. После того, как ребенок освоит упражнение левой и правой рукой, можно тренировать обе руки одновременно.
Поочередно левой и правой рукой дошкольник рисует в воздухе восьмерку, приговаривая: «У восьмерки два кольца без начала и конца!» В заключении идет синхронное рисование руками.
Ребенок подушечками пальцев стучит по столу, изображая барабанщика: «Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд!» Подобные упражнения взрослый может сам придумать для занятий с ребенком или найти в специальной литературе. Главное, начинать разминку надо с простых действий, постепенно переходя к более сложным, не забывая синхронно тренировать обе руки.
Достаточно трудное занятие для дошколят, но очень полезное, помогающее подготовить ребенка к школе. Дети, с которыми не проводилась подобная работа, испытывают трудности при закрашивании рисунков: выходят за пределы контуров, при раскрашивании объемных изображений быстро устают и теряют интерес, закрашивание проводится хаотично. Упражнение в штриховке поможет избежать многих проблем в школьном обучении.
Для штриховки и раскрашивания можно приобрести специальные прописи с контурами предметов или самим сделать рисунки. Главное, что должны знать дети - штриховать предмет нужно в одном направлении, например, только слева направо или сверху вниз. Штриховые линии ложатся плотно друг к другу, от этого рисунок получается аккуратным.
Важно: родителям надо помнить, что сначала детям предлагаются небольшие по объему рисунки. Постепенно изображение увеличивается в размерах, дополняется деталями. Во время работы необходимо делать отдых пальчикам, проводя гимнастику.
Игры с конструктором, выкладывание мозаичных картин и собирание пазлов являются хорошей тренировкой для мелкой моторики детей. Сейчас представлено много разнообразных конструкторов: деревянные, металлические, пластмассовые. Особо любимым детками стал конструктор типа Лего. При приобретении нужно учитывать возраст ребенка и степень его подготовленности к тому или иному виду конструктора. Например, малышу нужен пластмассовый конструктор довольно крупных форм с небольшим количеством деталей. Иначе не справившись со сборкой игрушки, ребенок потеряет к ней интерес. Чтобы этого не произошло, родителю на первых порах надо разобраться вместе с дошколенком в деталях и инструкциях. Старшим детям можно приобретать конструктор с более разнообразным количеством деталей, который поможет развивать логическое и пространственное мышление, например, «Город», «Дорога», «Замок». Но и для них важно участие взрослого.
Такой же подход требуется к приобретению пазлов, мозаики, которые сейчас представлены в большом разнообразии.
Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.
Важно: чтобы дошколенок не потерял интерес к творчеству, а вместе с ним возможность тренировки руки, взрослый должен сам хорошо овладеть азами бумажного искусства.
Отличным средством для развития мелкой моторики и речевого развития является увлечение дошкольников театром. Театр теней и пальчиковый театр помимо своей основной функции могут позабавить ребятишек, стать отличным семейным досугом. Фигурки для пальчикового театра лучше сделать вместе с дошколенком, подобрав персонаж на каждый пальчик. Для этих целей используется бумажные колпачки, вязаные шапочки, на которых изображаются герои постановок. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.
Движением рук и пальцев под специальным освещением можно разыграть театр теней. Это довольно сложные действия для детей, к которым надо готовиться постепенно. Взрослый, прежде всего, сам должен овладеть приемами показа действующих героев, чтобы потом передать знания ребенку. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки. Для поддержания интереса к действию используется художественное слово: народные потешки, стихи современных авторов и классиков.
К концу дошкольного возраста ребенок должен овладеть следующими навыками на моторику рук:
Ног, рук, туловища подготавливают развитие движений органов артикуляционного аппарата: нижней челюсти, языка и губ.
Со становлением и совершенствованием речи особенно тесно связано развитие движений пальцев рук .
Существует множество вариантов упражнений для развития мелкой моторики.
1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).
2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.
4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец — с большим, затем указательный — с указательным и т.д.
5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).
7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.
8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).
9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).
10. Те же движения производится пальцами левой руки.
11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).
12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).
13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).
14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).
16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).
17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.
18. То же — одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).
19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).
21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.
22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.
23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.
25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.
26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).
28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).
29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» — «кресло»).
30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).
31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).
32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).
33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» — «гнездо»).
34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).
35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»).
36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).
37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».
38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.
39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»).
40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).
41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).
42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).
43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» — указательный палец правой руки.
44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).
45. Правая рука — как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).
46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).
47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).
48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).
49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).
50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).
51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).
52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).
53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).
54. Катание пластмассовых шариков.
55. Разрывание бумаги на мелкие куски.
56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.
57. Застегивание пуговиц.
58. Развязывание и завязывание узлов.
59. Шнуровка ботинок.
6С. Складывание пирамидок, домиков и др.
61. Игра «почтовый ящик».
62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.
63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).
64. Теневой театр.
Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) — это способность узнавать предметы путем их ощупывания.
а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;
б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;
в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;
г) определение фактуры ткани наощупь;
д) определение объемных цифр, букв наощупь;
е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.
Попова Екатерина Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад
компенсирующего вида № 4
муниципального образования
г. Горячий Ключ, Краснодарского края.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам