Социально коммуникативная деятельность занятие в средней группе. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе ДОУ на Тему «Мои поступки. Дидактическая игра «Кому что подходит?»

Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к близким людям.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления детей о доминирующих интересах родственников разного возраста и пола;

— способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама, папа, дедушка и бабушка);

— обучать детей способам проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.

Оборудование: выставка коллекций марок, открыток, календарей, значков, собранных членами семей детей, изделий, связанных и сшитых руками мам и бабушек детей; большая красивая коробка с игрушками для девочек и мальчиков; вырезанные из цветной бумаги силуэты любимых игрушек детей, картинки с изображением увлечений взрослых и необходимых инструментов и материалов.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного мишку, который внимательно рассматривает то, что находится на устроенной в группе выставке коллекций марок, открыток, календарей, значков, собранных близкими родственниками детей. Здесь же находятся изделия, связанные и сшитые руками мам и бабушек детей, вышитые ими изделия, шкатулки из дерева, разделочные доски, сделанные руками пап.

Мишка . Ребята, расскажите мне о том, кто сшил и связал такие красивые вещи? Кто изготовил эти шкатулки и разделочные доски? Кто собрал эти замечательные коллекции марок, открыток, календарей, значков? (Примерные ответы детей: эти красивые вещи сшили и связали наши мамы и бабушки, шкатулки из дерева, разделочные доски сделали наши папы, коллекции марок, значков, этикеток, открыток собрали наши родители, старшие сестры и братья.)

Воспитатель . На нашей выставке много замечательных, красивых вещей и коллекций, потому что у каждого в семье есть любимое дело.

Мишка. А еще какие есть любимые дела? Воспитатель. Мишенька, наши дети сегодня на занятии обязательно расскажут не только о своих любимых делах, но и об увлечениях своих мам и пап, дедушек и бабушек. А сейчас поиграй с нами в игру.

Дидактическая игра «Кто чем занят?»

Мишка. Ребята, расскажите мне о своих любимых делах.

Дети. Девочки любят играть куклами, строить для них дома, украшать комнаты; мальчики чаще играют машинами, конструкторами.

Воспитатель . Миша, а наши ребята могут не только рассказать тебе о своих любимых делах, но и изобразить то, чем они любят заниматься.

Игра «Любимые занятия»

Воспитатель предлагает детям представить себе, что они занимаются любимым делом у себя дома. Дошкольники сидят на стульях и под музыку имитируют свои любимые занятия: лепят из пластилина, рисуют, шьют, играют в конструктор. Затем они отгадывают, кто какое занятие изображает.

Физкультминутка «Любимые игрушки мальчиков и девочек»

Воспитатель показывает большую красивую коробку, в которой находится много игрушек. Если он показывает игрушки, которыми любят играть девочки, встают девочки, а если те, которыми любят играть мальчики, встают мальчики.

Мишка . Ребята, а какие инструменты и материалы необходимы для любимых дел взрослых?

Воспитатель . А об этом ты узнаешь, если поиграешь с нами в игру «Кому что нужно для любимого дела».

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Воспитатель предлагает подобрать к каждому рисунку, на котором изображены увлечения взрослых, карточки с изображением инструментов и материалов, необходимых для их любимого дела.

Воспитатель. Всем в семье нравится, когда их вещи лежат на своем месте и их в любое время можно найти. Их нельзя брать без разрешения, чтобы не огорчать и не обижать друг друга.

Мишка . Ребята, большое спасибо за ваши интересные рассказы о своих любимых делах, об увлечениях своих мам и пап, дедушек и бабушек.

Воспитатель предлагает детям выбрать контур вырезанного из цветной бумаги силуэта своей любимой игрушки и подарить на память Мишке.

Воспитатель . Спасибо, ребята! До свидания!

Цель : формирование положительного отношения к себе.

Задачи:

— конкретизировать первоначальные представления о себе (чувства, поступки, поведение);

— способствовать проявлению потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;

— актуализировать использование полученной информации в игровой, речевой деятельности.

Оборудование : игрушка мишка, настольно-печатная игра «Хорошо — плохо», «цветок доброты», книга В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», картинки с изображением добрых и злых героев сказок.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного мишку, который держит в лапках картинки.

Воспитатель. Что случилось, Миша? Почему ты такой грустный?

Мишка. Мне мама прочитала очень интересную книгу. (Показывает детям книгу В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».) Мы с ней подобрали картинки о хороших и плохих поступках. Я очень захотел показать их вам, но по дороге в детский сад нечаянно уронил их, и они все перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить картинки правильно.

Воспитатель . Миша, наши ребята не только помогут тебе, но и расскажут о том, какие бывают поступки!

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети раскладывают на фланелеграфе картинки на две группы: слева от Мишки — с изображением социально одобряемых поступков, справа — с изображением плохих поступков.

Воспитатель. Ребята, расскажите Мишке о том, какие поступки считаются хорошими.

Дети . Хорошие поступки — помогать другим людям, называть их по имени, заботиться о них, говорить добрые слова, здороваться при встрече, прощаться при расставании, благодарить за помощь, бережно относиться к игрушкам, мебели, вовремя умываться, не пачкать одежду, самостоятельно раздеваться, одеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Почему нужно стремиться к тому, чтобы совершать хорошие поступки?

Дети. Они нравятся другим людям, радуют их.

Воспитатель . Ребята, а какие поступки плохие?

Дети. Плохие поступки — обзывать, пугать, грубо разговаривать, жадничать, капризничать, быть неряшливым, неопрятным, неаккуратным.

Воспитатель . Почему нельзя совершать плохие поступки?

Дети . Они не нравятся другим, огорчают их.

Речевая игра «Самые хорошие поступки»

Дети встают в круг. Воспитатель предлагает каждому ребенку подумать о том, какой лучший поступок он совершил сегодня, и рассказать о нем. Дети поочередно рассказывают о своих добрых поступках.

Воспитатель предлагает детям вспомнить выученные ранее пословицы и поговорки о поступках людей.

Дидактическая игра «Добрые и злые герои сказок»

Дети раскладывают картинки так, чтобы на одной стороне оказались добрые герои сказок, а на другой — злые.

Вопросы детям

Почему вам нравятся добрые герои сказок?

Какие добрые поступки они совершили?

Что нужно для того, чтобы злые герои сказок не огорчали других?

Речевая игра «Цветок доброты»

Воспитатель говорит сидящему рядом ребенку доброе слово и дает ему в руки «бутон цветка», тот передает его следующему со своим добрым словом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на умение говорить доброе слово с улыбкой и, глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры он показывает детям «цветок доброты», распустившийся из бутона.

Воспитатель. Ребята, что сегодня нового вы узнали на занятии?

Дети отвечают.

Молодцы! Вы правильно объяснили Мишке, что поступки бывают разные: хорошие и плохие. Хорошие поступки нравятся другим людям, они их радуют, плохие — не нравятся, огорчают. Каждый человек хочет быть нужным другим людям, делать им приятное. Люди замечают и ценят это.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе социально-коммуникативному развитию «Имя твое »

(Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС:

«Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие», «Речевое развитие»)

Цели: познакомить детей со значением имен в жизни человека, с историей их происхождения; развивать речь детей, учить формировать производные имена от своего имени; воспитывать у детей уважение к именам других.

Формировать уверенность в себе, осознание своей индивидуальности. Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу, заботливого отношения к младшим.

Предварительная работа : воспитатель беседует с родителями детей и узнает, как дома они называют своих детей (производные имени).

Мотивация: общение с детьми.

Ход занятия:

Воспитатель.

Загадывание загадок.

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Но сегодня я вам загадаю не простую загадку. Даже не все взрослые могут отгадать её. Попробуете отгадать?

Ответы детей…

Воспитатель: Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

Ответы детей…

(при затруднении детей с ответом предлагает другой вариант)

Не отгадали. Тогда я вам предлагаю другую загадку, но отгадка у них будет одна.

Что есть у тебя, и меня,

И у кота, и у щуки в море,

И у цветка в поле,

И у дуба в лесу?

Да, это имя! Как вы думаете, для чего нужно имя человеку?

Ответы детей…

Практическое упражнение.

«Попробуйте обратиться друг- другу, не называя имени»

Воспитатель:

Рассказ воспитателя о происхождении имен.

Как вы думаете, всегда ли у людей были имена?

Ответы детей…

Имя одного человека отличается от другого. Но, оказывается, у людей не всегда были имена. Сначала они давали прозвища и так обращались по ним. Считалось, что имена обладают магическим действием и их надо скрывать от других, чтобы с человеком не случилось чего-либо опасное для его жизни.

Беседа об именах детей.

А вы знаете, почему вас назвали именно так? Я просила вас поговорить об этом с родителями.

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

Рассказы детей…

Воспитатель:

Вы рассказали много интересного. Как вы меня называете?

Ответы детей…

Воспитатель

«Имена сказочных героев»

А знаете ли вы ребята, что у героев сказок тоже есть имена, которые отличаются от наших с вами. Вспомните и назовите их

(Несмеяна, Кощей, Айболит, Незнайка, Добрыня)

Как вы думаете, что они означают?

(Кощей- состоит из костей, Несмеяна- не смеется итд.)

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно- ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Воспитатель:

Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что такое имя? Что означает твое имя?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию "Моя семья"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально коммуникативному развитию "Один дома"

Конспект написан с целью формирования представления о безопасном поведении дома, когда ребенок остается один....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию во 2-ой младшей группе.Тема: «Девочки и мальчики»

Вашему вниманию представлен конспект занятия по гендерному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе

«Словарик эмоций»

Образовательные задачи:

    Закреплять и обобщить знания о чувствах радости, грусти, гнева, испуга, спокойствия, удивления.

    Учить детей выражать своё чувство и настроение в рисунке.

    Обогащать и активизировать словарь за счёт слов радость, грусть, гнев, удивление, спокойствие, испуг.

Развивающие задачи:

    Развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека.

    Развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

    Развивать воображение, художественное творчество.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать уважительное отношение к сверстникам.

Оборудование:

    Цветные карандаши и краски.

    Музыкальное сопровождение.

    Разрезные картинки облаков.

    Сказочные герои с разными настроениями.

Интеграция образовательных областей:

    Социально - коммуникативное развитие.

    Художественно – эстетическое развитие.

Ход занятия

1 этап. Организационный.

Приветствие.

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Лёгкое облачко в небе плывёт,

Нас впереди приключение ждёт.

Прежде чем с вами отправимся в путь,

Друга приветствовать ты не забудь.

Здравствуй, (имя ребёнка)!

(Дети здороваются по кругу).

С облачком вместе мы поплывём,

Много друзей интересных найдём.

2 этап. Мотивационный.

Воспитатель. Облако (безликое) привело нас в воздушную страну настроений, пока вы будете путешествовать по этой стране, облачко отдохнёт в нашей группе. В этой воздушной стране живут облака, а какие, я вам сейчас расскажу.

Вот облачко весёлое

Смеётся надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне повезло с тобой!

И долго, долго облачку махал я вслед рукой.

(Мышцы лица расправляются, появляется улыбка).

Весёлым может быть не только облачко. Давайте сделаем весёлую зарядку. Повторяйте вслед за мной.

Динамическая пауза «Весёлые мартышки».

Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже,

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,

Пальчик поднесём к виску.

И подпрыгнем к потолку.

Шире рот откроем «А»,

Рожицы состроим

Как скажу я слово «три»

Все с гримасою замри.

Воспитатель.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями-дождинками,

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).

Задание «Найди друга».

По комнате предварительно разложены, вырезанные из бумаги облачка с разными эмоциональными выражениями.

Воспитатель. Я раздам вам облачка, а вы по комнате найдите облачко с таким же настроением.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит.

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог,

Так дунул, что страшилище

Пустилось на утёк.

(Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот в виде буквы «о», лицо напряжено).

Задание «Сказочные герои».

Воспитатель готовит картинки с изображением сказочных героев с разными эмоциональными состояниями.

Воспитатель. Сказочным героям очень хочется побывать в воздушной стране настроения, только они не знают, как туда попасть, она находится очень высоко над землёй. Облачка готовы им помочь, только нужно выбрать для каждого героя подходящее по настроению облако.

Маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто так в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты).

Подвижная игра «Замри».

Воспитатель. Я подую на вас волшебным ветерком, и вы превратитесь в лёгкие облачка.

Облачка плывут раз, облачка плывут два, облачка плывут три,

Облаком радости (здесь называется эмоция) на небе замри!

(Ребёнок должен замереть, изобразив данную эмоцию).

Музыкальное задание.

Воспитатель. Облака в этой стране очень любят слушать музыку. А дети нашей группы очень любят рисовать. Подумайте, чем вы хотите рисовать, карандашами или красками. Приготовьте себе рабочее место. Я вам сейчас включу музыку. Наши облачка будут её слушать, а вы будете рисовать картинку и настроение, которое у вас вызовет эта музыка.

(Звучат музыкальные фрагменты, разные по настроению, дети угадывают и изображают это настроение).

4 этап. Рефлексивный.

Воспитатель.

Вот и прощаться настала пора,

Стране настроений скажем: «пока»!

В страну настроений открыта нам дверь,

Всем до свидания скажем теперь!

НОД по социально – коммуникативному развитию.

Средний возраст.

Тема: «Ребята, давайте жить дружно!»

Цель: Учить детей анализировать причины ссор; продолжать учить определять эмоцию и передавать ее вербальным и невербальным способом общения; развивать способности самостоятельной регуляции межличностных конфликтов (договориться, извиниться, уступить).

Задачи:

1. Формировать у детей умения находить способы разрешения ссор, показать на примерах пути решения проблемы.

2. Воспитывать товарищеские чувства, взаимовыручку, взаимопонимание.

3. Формировать у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуальные нравственные качества.

4. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность, формировать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок.

Демонстрационный материал: Кукольный театр, мешочек.

Раздаточный материал: картинки – смайлики, камушки, сердечки, картинки с изображением мышки и мишки.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в группу.

Я: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, посмотрите сколько у нас гостей.

Давайте с ними поздороваемся.

ДЕТИ: Здравствуйте!

Я: Ребята, а как еще можно поздороваться?

Дети: Словами, мимикой, пожать руку.

Я: Давайте подойдем к гостям и пожмем им руки.

Ребята, а вы почувствовали, что у наших гостей теплые ладошки?

Дети: Да, почувствовали.

Я: А знаете почему?

Дети: Почему?

Я: Потому что наши гости добрые и поделились своим теплом.

В группе раздается громкий плач.

Я: Посмотрите, кто это? (подходим к ширме)

Дети: Мышка.

Я: Мышка, почему ты плачешь? Что у тебя случилось?

Мышка: Я гуляла во дворе и решила слепить снеговика, а тут пришел медведь и сломал его.

Я: Да, мышка, и правда беда. Ребята, скажите, разве мишка поступил хорошо?

Дети: Нет.

Я: Мышка, вот наши ребята никогда не ссорятся, потому что умеют договариваться.

Ребята, надо как – то нам помирить их. Я предлагаю вам поиграть в игру «Мешочек примирения». Каждый из вас возьмет по камушку, и перед тем как положить его в наш мешочек, скажет доброе, вежливое слово.

(Дети берут камушки и говорят слова).

Я: Молодцы! Давайте этот мешочек подарим нашей мышке, чтобы она успокоилась. Мышка, возьми пожалуйста мешочек.

Мышка: Спасибо вам ребята.

Я: Ребята, а как вы думаете, добрые слова с каким лицом нужно говорить?

Дети: Добрым, улыбчивым, радостным, веселым.

Я: Правильно! Посмотрите, на столе лежат картинки. Давайте выберем с вами те карточки, на которых изображены только добрые и веселые лица. (дети подходят к столу)

Я: Молодцы, давайте эти карточки мы подарим мышке и мишке, чтобы они почаще смотрели на них, улыбались и нас вспоминали.

Мышка и мишка: Спасибо ребята.

Я: А, как еще можно помириться, если друзья вдруг поссорились? Как мы с вами обычно миримся?

Дети: Рассказываем «мирилку».

Я: Давайте мышке и мишке покажем нашу мирилку. А вы повторяйте за нами.

(Дети встают парами, берутся за руки и проговаривают «Мирилку»)

Больше ссориться не нужно,

Мир и дружба, мир и дружба.

Будем мы с тобой дружить,

Нашей дружбой дорожить.

Мир, мир – навсегда,

Ссора, ссора – никогда!

Я: Посмотрите ребята, мишка с мышкой помирились, подружились.

Ребята, а я еще одну новую игру знаю, называется она «ДОБРО - ЗЛО». Хотите поиграть?

Я: Я буду называть хорошие и плохие поступки. Если поступок хороший, то вы хлопаете в ладоши. А если этот поступок плохой, тогда будете грозить пальцем и топать ногами.

Мальчик обидел девочку.

Ребята все дружно играют.

Девочка не уступила место в автобусе бабушке.

Мальчики дерутся.

Девочка не дает свои игрушки.

Мальчик топчет цветы.

Ребята покормили птиц хлебом.

Воспитатель обращает детей на то, что мышка и мишка играют вместе с детьми.

Я: Посмотрите ребята, а нашим друзьям тоже понравилась эта игра.

Мишка и мышка: Спасибо вам ребята, за то, что вы нас помирили, мы теперь больше никогда не будем ссориться.

Мишка и мышка: У нас для вас есть подарок.

Дети: Спасибо.

Итог занятия:

Что мы сегодня с вами делали?

Что вам больше понравилось?

Кого вы научите дома делать хорошие поступки?

Я: Молодцы ребята, а теперь пора прощаться. Досвидания!

Что еще почитать