Социальные статусы детей оставшихся без попечения родителей. Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная защита этих граждан. Защита имущественных прав

усыновление сирота родитель иностранный

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителя в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

Образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и / или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками,

Социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

Учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Законом закреплено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде:

Предоставления им за время пребывания в соответствующем государственном и муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;

Обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим кодексом, гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 121 СК РФ).

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребёнка.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 СК РФ определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера.

К первым относятся: смерть родителей; их тяжёлая болезнь, делающая невозможной заботу о ребёнке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Другие причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребёнка, заботиться о нём из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг. Правда такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребёнку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребёнок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещён родителями на время. Нежелание взять ребёнка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребёнка без уважительных к тому причин.

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребёнке со стороны его родителей. Отсутствие в Семейном Кодексе ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребёнок растёт в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребёнке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощённые положением ребёнка-беженца, временного переселенца.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 Семейного Кодекса, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничений в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отчёта нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.

Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трёх дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребёнок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 1 ст. 122 СК РФ).

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пп. 1и 2 ст. 123 СК РФ, обеспечивает устройство ребёнка и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания в последующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Порядок формирования пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом (п. 2 т. 122 СК РФ).

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленным законом (п. 4 ст. 122 СК РФ).

Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей, - непростое дело, поскольку их в России насчитывается примерно более миллиона. Статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учёта на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым правительством Российской Федерации) уровнях. Важной предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и её следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. Семейный Кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком. В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляется два документа: акт обследования и основанное на нём заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.). Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству. Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребёнке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребёнка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты - какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через
некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом - частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы - тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума - для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен - перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:


Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:


Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:


Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил - передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно - социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной - начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах - оплату путевки оплачивает государство.

Решение № 2-1902/2013 М-2109/2013 2-35/2014(2-1902/2013;)~М-2109/2013 2-35/2014 от 10 января 2014 г.

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кирилловой Т.А.,

с участием истца Наумова Б.Н.,

представителя ответчика Кирьяновой Н.Н.,

представителя третьего лица Рогожникова В.А.,

при секретаре Антаковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по иску

Наумова Бориса Николаевича к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта принадлежности к статусу сироты и восстановлении в списках жилищного учета,

У с т а н о в и л:

Наумов Борис Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта его принадлежности к статусу сироты, возложении обязанности на Администрацию Чайковского муниципального района восстановить его в очереди нуждающихся в жилье сирот с 13 мая 1997 года, указывая, что с декабря 1978 года он, истец, является сиротой, так как отец совершил убийство матери и умер в местах лишения свободы. По решению исполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ истец был устроен в Чайковском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывался до ДД.ММ.ГГГГ г., далее учился в ПТУ № в, с 1994 по 1996 г. проходил службу в Вооруженных Силах РФ, по окончании службы устроился на работу к индивидуальному предпринимателю, 13.05.1997 г. был поставлен на жилищный учет как нуждающийся в жилье сирота. До 2005 г. проживал в жилье, предоставленном индивидуальными предпринимателем. С 2006 г. живет в разных местах, в настоящее время живет в у знакомой, местом регистрации значится уже не существующий детский дом по адресу г.Чайковский Пермского края, ул.Горького 22.

Обратившись в Администрацию Чайковского муниципального района с целью узнать его номер в очереди в списке детей-сирот, ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, что 09.02.2007 г. исключен из очереди как необоснованно поставленный из-за отсутствия статуса сироты. Доказать факт его принадлежности к статусу сироты и обязать Администрацию Чайковского муниципального района восстановить в очереди нуждающихся в жилье сирот для участия в проекте «Жилье для детей-сирот в Пермском крае» иначе чем через суд не представляется возможным.

В судебном заседании истец настаивал на иске, дал пояснения, изложенные в исковом заявлении, кроме того, указал, что сведениями об отце не располагает. Ему известно, что отец в 1979 году был осужден на 10 лет лишения свободы за убийство матери, освободился в 1989 году, вновь совершил убийство и снова был осужден на 10 лет лишения свободы. Так как отец был болен туберкулезом, то он, истец, предполагает, что он умер в местах лишения свободы, но документов, подтверждающих это, не имеет, где их запрашивать, не знает, связь с отцом он не поддерживал. Просит суд установить факт его принадлежности к статусу сироты, обязать ответчика восстановить его в очереди нуждающихся в жилье детей-сирот с момента постановки на учет 13.05.1997 г.

Представитель ответчика по доверенности Кирьянова Н.Н. не признала иск, пояснила, что до 01.01.2013 г. учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществлялся органами местного самоуправления. Из архивных документов следует, что имеется заявление Наумова Б.Н. от 1997г. г. в администрацию города Чайковского о принятии его на учет для получения жилья. 13.05.1997 г. Наумов Б.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлен на жилищный учет как ребенок-сирота. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 09.02.2007 г. Наумов Б.Н. исключен из списка детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю как необоснованно поставленный на учет из-за отсутствия статуса ребенка-сироты. 06.11.2012 г. Наумов Б.Н. обратился в администрацию Чайковского муниципального района с заявлением о предоставлении информации об очередности состояния в льготном списке на получение жилья. 07.11.2012 г. ему дан ответ об исключении из льготного списка в связи с отсутствием подтверждающих статус сироты документов. Истец имел возможность подготовиться к судебному заседанию и представить необходимые документы. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. №92-п органом исполнительной власти, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы. Следовательно, Администрация Чайковского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району Рогожников В.А., возражая против иска, пояснил, что отсутствуют основания для восстановления истца в списках жилищного учета детей-сирот и лиц, приравненных к ним. Статусу ребенка-сироты истец не соответствует, поскольку сведений о том, что оба родителя умерли, нет. Отсутствует решение суда либо иные основания для признания истца лицом, оставшимся без попечения родителей. Истец был уведомлен о необходимости представлять доказательства того, что в несовершеннолетнем возрасте лишился попечения обоих родителей, но документов, подтверждающих, что отец его умер, не представил. В настоящее время установление факта принадлежности истца к статусу сироты либо признание его лицом, оставшимся без попечения родителей, не влечет юридических последствий, поскольку истец не может быть принят на жилищный учет в связи с превышением установленного возраста.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска, исходя из следующего.

Материалами дела установлены следующие факты:

Родителями Наумова Бориса Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 и ФИО3 (л.д.4)

Мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6)

Отец ФИО2 осужден приговором Пермского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ к 10 годам лишения свободы (л.д.35)

На основании решения исполкома Совета народных депутатов Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ по путевке Пермского Облоно от ДД.ММ.ГГГГ Наумов Б.Н. направлен в Чайковский детский дом (л.д.5,7), где находился на полном государственном обеспечении до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

16.04.1997 г. Наумов Б.Н. обратился с заявлением в администрацию г.Чайковского о постановке на жилищный учет как воспитанник детского дома после службы в Армии (л.д.20)

Актом проверки жилищных условий заявителя установлено, что он проживает в подсобном помещении электрика Дома детства в г.Чайковском, ул.Горького 22, там же зарегистрирован и в настоящее время. (л.д.21, 12)

На основании этих документов ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 21 года Наумов Б.Н. был поставлен на жилищный учет детей-сирот и лиц, приравненных к ним.

Протоколом заседания комиссии по пересмотру личных дел детей-сирот от 09.02.2007 г. выявлено необоснованное принятие истца на жилищный учет в связи с отсутствием необходимого статуса, что послужило основанием для исключения его из списка детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю (л.д.23-24)

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Администрацию Чайковского района о состоянии льготной очереди (л.д.25), 07.11.2012 г. ему дан ответ об исключении из списков детей-сирот и лиц, приравненных к ним, для участия в проекте «Жилье для детей-сирот» по Пермскому краю как необоснованно поставленного на учет в связи с отсутствием статуса. (л.д.9)

Истец был поставлен на жилищный учет в 1997 году, в период действия Жилищного кодекса РСФСР.

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении иска Наумова Бориса Николаевича к Администрации Чайковского муниципального района об установлении факта принадлежности к статусу сироты и восстановлении в списках жилищного учета детей-сирот и лиц, приравненных к ним.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Суд:

Чайковский городской суд (Пермский край)

Истцы:

Наумов Б.Н.

Ответчики:

администрация Чайковского муниципального района

Судьи дела:

Кириллова Татьяна Александровна (судья)

Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением

Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

И.А. НЕСМЕЯНОВА,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений

Статья посвящена жилищным правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Предлагается несколько иной, отличающийся от действующего, подход к определению правового положения указанной категории граждан, и государственной помощи при предоставлении жилых помещений. Определены цели, которые должны быть достигнуты в результате оказания государственной помощи лицам этой категории.

Ключевые слова: жилищные права, социальная защита, несовершеннолетний, государственная защита, государственная помощь, дети-сироты, правовой статус детей, дополнительные гарантии.

Housing rights for orphans and children without custody and other persons from their number, and its dependence of statue of minor and their position.

Nesmeianova I.A.

The article is for Housing rights for orphans and children without custody and other persons from their number. The different from existing method is proposed for evaluation of legal statue of aforementioned category of citizen. The aims are established, that must be achieved as a result of governments help.

Keywords: housing rights, social protection, minor, state protection, state aid, orphans, legal status of child, additional safeguards.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством посредством определения правового положения (статуса) личности.

Правовой статус ребенка отличается от правового статуса взрослого человека ограниченной дееспособностью, пониженной социальной защитой, диспозитивным характером официальных представителей, необходимостью установления повышенных правовых гарантий.

Повышенными правовыми гарантиями в первую очередь должны пользоваться несовершеннолетние, имеющие особый правовой статус - статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Установление этого статуса в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) должно происходить «в установленном законом порядке». Например, прекращение статуса члена семьи будет подтверждено документально оформленным юридическим фактом: свидетельством о расторжении брака, решением суда о лишении родительских прав. Этим законом установлены две категории детей, статус которых позволяет им пользоваться дополнительными гарантиями по социальной поддержке.

Первая категория - дети-сироты. Согласно определению, это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. К физической смерти приравнено установление судом факта смерти, а также объявление лица умершим, что предусматривает наличие соответствующих документов:

Свидетельство о смерти;

Решение суда об установлении факта смерти лица;

Решение суда об объявлении умершим.

Вторая категория - дети, оставшиеся без попечения родителей. Согласно определению, это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Однако перечень обстоятельств, приведенный в законе, в результате которых полагается считать ребенка приобретшим указанный статус, представляется неверным, так как объединяет причины, в результате которых ребенок может приобрести статус (а может и не приобрести) и следствие, то есть установленный законом порядок приобретения статуса. Рассмотрим конкретно данное положение.

Можно согласиться, что статус приобретен в установленном законом порядке «в следующих, перечисленных в законе, случаях, и может быть подтвержден указанными документами:

1) отсутствие родителей или родители неизвестны (если ребенок найден или подкинут) - в запись акта о его рождении сведения о родителях не вносятся, а сведения о ребенке вносятся по заявлению лиц, имеющих полномочия заявителей. Найденный ребенок подлежит устройству.

2) лишение родителей родительских прав - вступившее в законную силу решение суда о лишении родителя родительских прав. Ребенок в этом случае подлежит изъятию у родителей и устройству.

Практически полное прекращение правовой связи ребенка с родителем может наступить только в двух случаях - при лишении родительских прав родителя и передаче ребенка на усыновление. Поэтому совсем нельзя согласиться с ситуацией, по мнению А.М. Нечаевой, когда нотариус заверяет отказ гражданина от своих родительских прав. Ст. 17 Конституции РФ гласит, что основные права и свободы неотчуждаемы. Гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Подобные обязательства юридически ничтожны. Таким образом, и отказ от родительских прав, как отказ от личного неимущественного права, ничтожен.

3) ограничение родителей в родительских правах - вступившее в законную силу решение суда об ограничении родителя в родительских правах. Статья 73 СК РФ допускает ограничение в двух случаях:

а) в качестве меры предупреждения, как превентивная мера, на срок до 6 месяцев, и применяется в отношении родителя, не в должной степени осуществляющего свои обязанности в отношении ребенка. При этом, несмотря на виновное поведение родителя, оснований для лишения его родительских прав не имеется. Ребенок подлежит отобранию у нерадивого родителя и устройству. Если в течение 6 месяцев родитель не изменил своего поведения и не обратился с иском об отмене в ограничении родительских прав, то орган опеки и попечительства по истечении этого срока обязан предъявить иск о лишении родителя родительских прав;

б) в качестве меры обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка. Допускается для защиты ребенка, если оставление его с родителем опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителя не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Факт виновного поведения родителя отсутствует, так как родитель хочет осуществлять родительские права, но не может по состоянию здоровья. При этом правовая связь между ребенком и родителем полностью не прерывается. Сроков для ограничения родителя в родительских правах закон не устанавливает. Предлагается считать, что в этом случае ребенок приобретает статус «ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Родителям, родительские права которых ограничены, могут быть разрешены:

Контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния (например, при психическом заболевании родителя);

Проживание с ребенком при участии других лиц, осуществляющих функции опекуна-попечителя ребенка (например, при наличии у родителя тяжелого хронического заболевания, тяжелого стечения обстоятельств). Какое хроническое заболевание может служить основанием для ограничения родительских прав, закон не конкретизирует, хотя необходимость такой конкретизации назрела.

4) признание родителей безвестно отсутствующими - вступившее в законную силу решение суда о признании родителя безвестно отсутствующим.

5) признание родителей недееспособными - вступившее в законную силу решение суда о признании родителя недееспособным. Согласно ч. 2 ст. 285 ГПК РФ решение суда является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства. В случае, если медицинское учреждение считает невозможным проживание ребенка совместно с недееспособным родителем, ребенок подлежит устройству. Однако по достижении совершеннолетия у ребенка возникают обязанности в отношении недееспособного родителя (ст. 87 СК РФ) .

Нельзя согласиться, что дети имеют статус «лиц, оставшихся без попечения родителей», в следующих, перечисленных Законе № 159-ФЗ, случаях:

1) признание родителей ограниченно дееспособными - вступившее в законную силу решение суда об ограничении родителя в дееспособности. Согласно ч. 1 ст. 285 ГПК РФ решение суда является основанием для назначения ему попечителя органом опеки и попечительства. Ограничений в правах родителя законом не установлено (ч. 1 ст. 30 ГК РФ), следовательно, присвоение ребенку таких родителей статуса «оставшийся без попечения родителей «представляется неправомерным, поскольку родители не утрачивают каких-либо прав в отношении своего ребенка, проживают совместно с ним, осуществляя родительские функции в полном объеме.

2) нахождение родителей в лечебных учреждениях. Нахождение в лечебных учреждениях бывает как длительным, так и кратковременным. Тяжелая длительная болезнь родителя может служить основанием для решения суда об ограничении родителя в родительских правах. По нашему мнению, нахождение родителей в лечебных учреждениях не дает несовершеннолетнему статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как оснований для прекращения семейных отношений здесь нет. Представляется нелогичным введение данного положения в федеральное законодательство. Читая буквально данную статью закона, надо признать, что ребенок одинокой матери, попавшей в больницу, например, в связи с язвой желудка, приобретает статус оставшегося без попечения родителей. Следовательно, на него распространяются все дополнительные гарантии, предусмотренные данным законом: предоставление вне очереди отдельного жилого помещения, особые льготы при поступлении в ВУЗы и так далее.

3) отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Нахождение родителя в местах лишения свободы может служить основанием для решения суда о лишении родителя родительских прав, во-первых, если он совершил преступление против жизни или здоровья ребенка или супруга, и, во-вторых, если он не содержит своего ребенка, что предусмотрено ст.69 СК РФ. Статус оставшегося без попечения родителей ребенок приобретет в этом случае только после лишения родителей (или одинокого родителя) родительских прав. Каких-либо оснований для прекращения семейных отношений здесь не усматривается.

4) нахождение родителей в местах содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений может служить основанием для решения суда о лишении родителя в родительских правах по причине отсутствия предоставления содержания ребенку, однако, на взгляд автора, как и в предыдущем пункте, статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, не дает.

5) уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов может служить, в зависимости от причин, основанием для решения суда об ограничении родителя в родительских правах, или о лишении родителя родительских прав, однако, на взгляд автора, статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, не дает, так как статус, согласно Закону № 159-ФЗ (ст.1), как и в предыдущих случаях, должен определяться «в установленном законом порядке». Каких-либо оснований для прекращения семейных отношений здесь не усматривается. В данном случае в статье закона налицо замена причины следствием: уклоняются ли родители от воспитания ребенка, или воспитывают ребенка сообразно своим представлениям, защищают ли права и интересы ребенка, или представляют интересы ребенка несколько иначе, может определить только суд. В случае уклонения родителей от защиты прав и интересов ребенка (в законодательстве нет расшифровки, какие действия родителей подразумеваются), видимо, разумнее защитить интересы ребенка путем активного вмешательства органов опеки и попечительства, что предусмотрено ч. 2 ст. 64 СК РФ.

6) отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений может служить основанием для решения суда о лишении родителя родительских прав, однако, на взгляд автора, статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, не дает. Отказ родителей может быть обусловлен разными причинами (например, плохое состояние здоровья ребенка, боязнь одинокой молодой матери ухода за ребенком после выписки из роддома и др.). Отказавшись взять ребенка из учреждения, впоследствии родители могут передумать, забрав ребенка или отозвав свое заявление, поскольку родительских прав они не лишены, а ч.2 ст.17 Конституции РФ не допускает отчуждение основных прав и свобод человека, к которым относятся в том числе и родительские права.

Таким образом, указанные предположения закона о ситуациях, вследствие которых ребенок в будущем может стать ребенком, оставшимся без попечения родителей, есть только предположения, а не факты, доказанные «в установленном законом порядке».

Другого мнения придерживается Л.Ю.Михеева. СПС КонсультантПлюс предложил ей прокомментировать ледующую ситуацию: «Мать при рождении ребенка дала согласие на усыновление его любыми гражданами. Как закрепить жилую площадь (муниципальную) за ребенком? Как рассматривать этот вопрос, если мать оставила ребенка в родильном доме и ушла, не оставив заявления? Возможно ли применение в данном случае положений ст. 20 ГК РФ?» Л.Ю. Михеева так ответила на эти вопросы: «Необходимо разъяснить значение оставляемых матерями в родильных домах заявлений. Действующее законодательство предусматривает возможность подачи только одного заявления. Этот документ называется “согласие родителя на усыновление ребенка”. Выданное матерью согласие на усыновление ее ребенка само по себе не является основанием для признание ребенка оставшимся без попечения родителей. Не исключено, что такое согласие мать подписала, но затем ребенка забрала и фактически осуществляет заботу о нем, оставлять ребенка не собирается. Основанием для того, чтобы считать ребенка оставшимся без попечения родителей, в подобных случаях является факт отказа родителей взять своего ребенка из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений (п. 1 ст. 121 СК РФ)».

Подводя итог сказанному, правильнее было бы ввести в оборот относительно новое родовое понятие «несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной защите» (ранее имевшееся в Законе г. Москвы от 04.06.1997 № 16 (в настоящее время утратил силу)), и выделить не две, как установлено действующим законодательством, а три категории таких несовершеннолетних: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, нуждающиеся во временной помощи. Для первых двух категорий целесообразно сохранить существующие льготы и гарантии, для третьей - предусмотреть виды временной помощи до определения правового состояния ребенка. Например, в случае болезни родителя (необязательно помещенного в стационар) или задержания по подозрению в совершении преступления, это может быть временное устройство в приют или школу-интернат (не сиротское учреждение) на полное государственное обеспечение. В случае, если госпитализированный в медицинское учреждение одинокий родитель умер, то ребенок приобретет статус ребенка-сироты и, соответственно, весь комплекс мер по социальной поддержке, предусмотренный законодательством.

В целом требует отдельного рассмотрения вопрос, входит ли понятие «дети-сироты «как составная часть в понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей «или это две равноправные категории, к которым можно отнести детей, лишенных родительской семьи или родительского попечения. Если «дети, оставшиеся без попечения родителей»- не родовое понятие, то почему законодатель отнес к этой категории детей, родители которых объявлены умершими? Объявление родителей умершими не позволяет считать детей оставшимися без попечения родителей, как это указано в ст.1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, так как они относятся к категории «дети-сироты».

Вопрос определения статуса ребенка имеет большое значение для всех последующих действий уполномоченных на охрану прав детей лиц. От того, насколько правильно определен статус, зависят вопросы устройства ребенка, охрана его личных и имущественных прав, объем и направленность предусмотренной помощи и многое другое. Со статусом, а также формой устройства ребенка связано и решение жилищного вопроса.

Предметом особой заботы государства являются жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи и сиротские учреждения. Они урегулированы действующим законодательством, Так, в ч. 1 ст. 148 и ч. 1 ст. 155.3 СК РФ указано, что дети имеют право на сохранение права собственности или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Как правильно воспринимать данное положение, о каких детях идет речь при предоставлении жилья: о не имеющих жилого помещения или о не имеющих закрепленного жилого помещения?

Можно предвидеть возражения оппонентов, напоминающих указание Закона № 159-ФЗ о том, что жилыми помещениями обеспечиваются только дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения. На это можно возразить, что закрепленное жилое помещение имеют абсолютное большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет его лишь у подкинутых и найденных детей, к тому же отсутствует в законодательстве определение самого понятия «закрепленное жилое помещение». Можно лишь найти упоминание о том, каким способом может быть закреплено жилое помещение (например, п.2.1. Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП, где говорится, что при направлении ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаче его в приемную семью, опекуну или попечителю орган опеки и попечительства в городе Москве распорядительным документом закрепляет право ребенка на жилое помещение путем: 2.1.1. Сохранения за ребенком жилого помещения по месту жительства до помещения его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, к опекуну или попечителю; 2.1.2. Предоставления ребенку жилого помещения по окончании его пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у опекуна или попечителя).

При изучении данного положения возникает множество вопросов, один из них - будет ли сохранено жилое помещение за ребенком в течение времени нахождения в учреждении, в приемной семье, у опекуна или попечителя, как это предусмотрено ч. 1 ст. 30 ЖК РФ и ст. 71 ЖК РФ, и кто будет отвечать за его сохранность.

Является ли регистрация по месту жительства закреплением жилого помещения, если отсутствует распорядительный документ о закреплении жилого помещения за несовершеннолетним? Можно ли утверждать, что ребенок имеет жилое помещение, если оно за ним не закреплено распорядительным документом? И нужно ли само закрепление, если жилое помещение находится у ребенка в собственности или пользовании на предусмотренных законом основаниях, что подтверждается регистрацией по месту жительства. Данные вопросы нуждаются в конкретизации и законодательном урегулировании.

Третья категория - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно определению этого понятия, данному в ст.1 Закона № 159-ФЗ, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Вопрос предоставления жилого помещения или возвращения на закрепленную жилую площадь рассматривается по достижении ребенком совершеннолетия, так как до этого момента он, согласно ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 148 СК РФ, имеет право на проживание со своими законными представителями.

Учитывая, что родительские права и обязанности прекращаются по достижении ребенком 18 лет, обязанности детей, достигших совершеннолетия, приобретают совершенно другой характер: теперь они должны заботиться о нетрудоспособных родителях (в том числе недееспособных, ограниченных в родительских правах по состоянию здоровья, находящихся в лечебных учреждениях).

Поэтому дополнительные гарантии необходимо дифференцировать.

Если рассматривать вопрос о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то рассматривать его только в отношении тех детей, которые выбывали из жилого помещения (что теоретически и предусмотрено действующим законодательством), находясь в сиротском учреждении, или, находясь на семейной форме воспитания, проживали по адресу опекуна (попечителя), приемных родителей, и т.п. Подтверждением данному факту может служить регистрация ребенка по месту пребывания по адресу места жительства попечителя или приемного родителя. Семейным кодексом РФ (ч. 3 ст. 71 СК РФ) рассматривается вопрос невозможности совместного проживания ребенка исключительно с родителями, лишенными родительских прав. Какие-либо другие категории родителей (ограниченные в родительских правах, недееспособные, находящиеся в местах лишения свободы, болеющие и другие) законом даже не рассматриваются. Статья указывает, что невозможность совместного проживания устанавливается судом. Причем если судом признана невозможность совместного проживания ребенка (не достигшего 18 лет) и родителя, лишенного родительских прав, то родитель подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения (ч. 2 ст. 91 ЖК РФ).

Из этого можно сделать следующие выводы:

1) ЖК РФ и СК РФ предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Не имеющих (никогда не имевших /подкинутых, найденных/ или утративших вследствие предоставления другим гражданам) жилого помещения;

2) ЖК РФ и СК РФ предусматривает гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение:

За всеми детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей путем сохранения жилых помещений;

При лишении родителей родительских прав закон рассматривает два варианта:

а) при выбытии ребенка из жилого помещения (на семейную форму воспитания или в сиротское учреждение) жилое помещение за ним сохраняется до его совершеннолетия;

б) при отсутствии выбытия ребенка из жилого помещения в случае устройства ребенка на семейную форму воспитания (место жительства опекуна-попечителя определяется на время исполнения обязанностей по месту жительства ребенка) по иску законного представителя судом определяется, возможно ли совместное проживание ребенка в одном жилом помещении с родителем, лишенным родительских прав. Если совместное проживание признано невозможным, то суд решает вопрос о выселении родителя без предоставления другого жилого помещения. Согласно законодательству города Москвы (ч. 10 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61) родителю предоставляется другое жилое помещение по нормам общежития. Если законный представитель не обращается в суд с иском о невозможности совместного проживания ребенка с родителем, лишенным родительских прав, то подразумевается, что совместное проживание возможно.

Представляется, что в случае, если орган опеки и попечительства в силу своих полномочий (ч. 2 ст. 64 СК РФ) также не встает на защиту интересов ребенка, то права ребенка не нарушаются. Интересно, что в ч. 2 ст. 91 ЖК РФ говорится лишь о детях, то есть лицах до 18 лет. Вопрос о невозможности совместного проживания с детьми после совершеннолетия закон не рассматривает.

3) ЖК РФ не рассматривает вопросы обеспечения жилыми помещениями детей, которые были вселены и зарегистрированы опекунами (попечителями) на свою жилую площадь не в качестве подопечных (временно, по месту пребывания на время исполнения обязанностей опекуна (попечителя)), а в качестве члена семьи (постоянно по месту жительства).

Исходя из того, что в случае утраты попечения родителей государство берет на себя ответственность по замещению родительских функций, существующее в настоящее время понятие «дополнительные гарантии «предлагается заменить конкретным и соответствующим по своему содержанию понятием «государственная помощь». Государственную помощь можно структурировать на компенсации и льготы.

Предлагается дифференцировать государственную помощь в зависимости от статуса (статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, к которым относятся и дети-сироты) и категории, к которой относится ребенок. В целях упорядочения оказания государственной помощи детей, оставшихся без попечения родителей, предлагается считать детьми, нуждающимися в государственной защите, с внесением соответствующих изменений в федеральное законодательство. Не включать в их число детей, опекуны или попечители которым назначены по заявлению родителей на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Для детей, остающихся без попечения родителей постоянно, предлагается сохранить существующие льготы и гарантии в области образования, здравоохранения, проезда на общественном транспорте и др. При этом должна достигаться цель возместить утрату попечения родителей, предоставить данной категории детей равные возможности с их сверстниками.

Детям, нуждающимся в постоянной помощи государства, предлагается оказывать помощь в объеме, компенсирующем утрату попечения родителей. Для детей, оставшихся без попечения родителей временно, предлагается предусмотреть виды временной помощи до определения правового состояния ребенка.

Таким образом, детям, нуждающимся во временной помощи государства, предлагается оказывать помощь, направленную на обеспечение жизнедеятельности ребенка на время отсутствия попечения родителей.

Особенности реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависят от различных форм устройства таких детей, основными из которых являются передача под опеку или попечительство, передача в приемную семью, помещение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в иные организации в соответствии со ст.

35 ГК РФ и ст. 3 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве».

Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства, однако при этом учитывается мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет. СК РФ указывает, что «при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании» (ч. 3 п. 1 ст. 123).

Наиболее распространенной формой семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство.

В настоящее время под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СК, п. 1 ст. 31 ГК РФ, ст. 1 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»). Принцип «общей и одинаковой» ответственности опекунов (попечителей) («законных опекунов») за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права (ст. 18 Конвенции).

Поскольку данный принцип аналогичен принципу «общей и одинаковой ответственности» родителей, то личные права и обязанности опекунов и попечителей практически полностью совпадают с аналогичными правами и обязанностями родителей. В соответствии с п. 6 ст. 148.1 СК опекун (попечитель) имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. «Общая и одинаковая» ответственность опекунов и попечителей за воспитание несовершеннолетних подопечных проявляется в том, что «орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей» (п. 7, 8 ст. 10 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»).

В подобных случаях представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Так же, как и родители, опекуны являются законными представителями малолетних подопечных, совершают в их интересах все имущественные сделки и иные юридически значимые действия, за исключением тех весьма немногочисленных сделок, которые малолетние вправе совершать самостоятельно. Опекуны отвечают за вред, причиненный подопечными, если не докажут, что вред возник не по их вине. Попечители могут быть законными представителями своих несовершеннолетних подопечных. Все имущественные сделки, за исключением тех, которые несовершеннолетние вправе совершать самостоятельно, должны совершаться только с письменного согласия попечителей. Попечители отвечают за вред, причиненный несовершеннолетними подопечными, в субсидиарно, если у самих подопечных нет заработка или имущества, достаточного для его возмещения.

Некоторое сходство с правовым положением родителей имеется и в имущественных правах и обязанностях опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних подопечных. Так же, как и в ст. 6 СК РФ, в п. 1 ст. 17 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.

Однако в отличие от родителей, которые по взаимной договоренности с детьми вправе владеть и пользоваться имуществом детей и управлять им, опекуны и попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, установленных ст. 16 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», то есть в тех случаях, когда с разрешения органов опеки и попечительства они вправе пользоваться их имуществом вместо вознаграждения по договору о возмездном осуществлении опеки и попечительства.

Однако и в этих случаях предусмотрен целый ряд ограничений в интересах подопечных. Во-первых, разрешение пользоваться их имуществом возможно лишь по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющего свои обязанности. Во-вторых, в договоре о возмездном осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении имущественных прав и интересов подопечного. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В отличие от родителей, которые могут в принципе достаточно свободно распоряжаться имуществом своих детей, за исключением случаев, когда на совершение сделок по отчуждению их имущества требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства, опекуны и попечители обладают в этом отношении гораздо меньшей степенью свободы. В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

Опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации. Расходование денежных средств подопечного, внесенных в кредитные организации, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений п. 1 ст. 37 ГК РФ.

Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство.

Имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости). Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает 5 лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем 5 лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

Особые ограничения установлены в отношении распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным. Так, в соответствии со ст. 20 указанного Закона недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением следующих случаев:

– принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

– отчуждения по договорам ренты или мены, если такие договоры совершаются к выгоде подопечного;

– отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;

– отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.

Для заключения указанных выше сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. При обнаружении факта отчуждения жилого помещения подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при:

1) отказе от иска, поданного в интересах подопечного;

2) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного;

3) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

Однако опекуны и попечители, в отличие от родителей, не обязаны нести основную финансовую ответственность за благополучие детей, то есть содержать подопечных за счет собственных средств. Их содержание осуществляется из причитающихся им социальных выплат, таких как алименты, пенсии, пособия и т. п., а также за счет доходов от имущества подопечных, полученных как при распоряжении имуществом, которое могут осуществлять опекуны или попечители, так и в результате доверительного управления их особо ценным имуществом, переданным органами опеки и попечительства по отдельно заключаемому договору с доверительным управляющим. В тех случаях, когда имущества подопечного для его содержания недостаточно, органы опеки и попечительства могут ставить перед компетентными органами государственной власти вопрос о выдаче пособий опекунам или попечителям на их содержание (ст. 31 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве»).

Однако они обязаны заботиться о надлежащем содержании подопечных, об их физическом развитии. В соответствии с п. 1 ст. 25 указанного Закона опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении его имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

В современной России наряду с институтом «классической» (по выражению Л. Ю. Михеевой) опеки, в котором исторически главной целью была и остается защита прав и законных интересов подопечного, существует ряд других видов и форм опеки (попечительства). В частности, в соответствии с ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» опека (попечительство) может быть временной (предварительной) и обычной (постоянной). Она может быть назначена по заявлению родителей несовершеннолетнего, которые в течение определенного времени не могут по уважительной причине исполнять свои родительские обязанности; основанием для ее назначения может быть также заявление единственного родителя ребенка, который адресует органам опеки и попечительства свое письменное распоряжение на случай смерти о назначении опекуном или попечителем его ребенка конкретного лица.

Попечительство может быть назначено также по заявлению самого несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. Разумеется, решающее слово в подобных случаях принадлежит органам опеки и попечительства, которые могут и не согласиться с предложенной кандидатурой и даже обязаны ее отвергнуть, если предлагаемое для этой роли лицо не соответствует требованиям закона, предъявляемым к личности воспитателя несовершеннолетнего.

В ст. 145 СК РФ и в ст. 10 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» указано, что опекуном, попечителем или приемным родителем может быть только совершеннолетний, полностью дееспособный гражданин, который по своим деловым и нравственным качествам в состоянии справиться с выполнением функций по опеке и попечительству, главное – с выполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних подопечных. Он должен обладать достаточным здоровьем, по крайней мере настолько, чтобы, с одной стороны, справляться с обязанностями по уходу за несовершеннолетним, с другой – не создавать для него обстановку, опасную для его жизни и здоровья. Перечень заболеваний, при наличии которых граждане не могут принять детей на воспитание в свои семьи, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года № 742.

Лица, принимающие детей на воспитание, должны иметь такие жилищные условия, чтобы не только самим не нуждаться в жилье и не пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, но и принять ребенка в свою семью и обеспечить ему надлежащие условия для проживания. Материальное положение лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, должно быть достаточным, чтобы не возникало соблазна воспользоваться в своих интересах имуществом и (или) денежными средствами, принадлежащими подопечному.

Не могут быть воспитателями несовершеннолетних подопечных, а также усыновителями, лица, лишенные родительских прав, ограниченные в родительских правах, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лица, в отношении которых было в свое время отменено усыновление по их вине, которые были отстранены от исполнения обязанностей по опеке или попечительству, а также лица, с которыми был расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Не могут быть назначены опекунами, попечителями, приемными родителями лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Нам представляется, что закон должен запретить назначение опекунами или попечителями лиц, ранее судимых за умышленные преступления против собственности, например за кражу, грабеж, разбой и т. п., поскольку передача детей в руки подобных «воспитателей» не обеспечивает их личной безопасности, более того, может привести к тому, что несовершеннолетнему подопечному могут быть привиты навыки преступного поведения. Представляется, что такое законодательное решение способствовало бы максимальной степени реализации права ребенка на защиту от негативного влияния на них со стороны законных опекунов и иных лиц, осуществляющих заботу о ребенке (ст. 19 Конвенции).

Однако в принципе вовсе не обязательно дожидаться законодательного запрета для того, чтобы оградить несовершеннолетнего от вредного влияния со стороны будущего опекуна или попечителя, в том числе приемных родителей, так как вопрос о назначении конкретного лица опекуном, попечителем или приемным родителем решается органами опеки индивидуально в каждом конкретном случае.

Если прежде опека и попечительство были лишь одними из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, то в настоящее время все формы такого воспитания, за исключением усыновления (удочерения), стали разновидностями опеки и попечительства, включая приемную семью, которая ранее была самостоятельной, помимо опеки и попечительства, формой воспитания детей данной категории, а также патронатную семью (патронат, патронатное воспитание), если такая форма опеки и попечительства предусмотрена законодательством соответствующего субъекта РФ.

Особого внимания заслуживает институт приемной семьи. Даже став разновидностью опеки и попечительства, в соответствии с федеральным законом «Об опеке и попечительстве», он нацелен, прежде всего, на воспитание ребенка. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей на профессиональной основе, то есть за вознаграждение.

Законы некоторых субъектов РФ предусматривают необходимую специальную подготовку приемных родителей. В этом смысле передача ребенка на воспитание в семью лиц, обладающих педагогическими способностями и высокими нравственными качествами, является привлекательной формой для обучения и воспитания несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. По результатам изучения адаптации детей, эффективность одних и тех же коррекционных, реабилитационных и воспитательных мероприятий более чем в два раза выше в приемной семье, чем в условиях государственных учреждений.

Приемная семья создается на основании договора о возмездном осуществлении опеки и попечительства. Приемными родителями могут быть либо супруги, принимающие на себя обязанность совместно осуществлять воспитание приемных детей, либо одинокие лица. Создание и деятельность приемной семьи регулируется Правилами «О создании приемной семьи», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423. Контроль за условиями воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за условиями жизни и воспитания детей в приемной семье, возлагается на органы опеки и попечительства (ч. 1 п. 1 ст. 121 СК). Они вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения им соответствующих обязанностей, расторгнуть договор с приемными родителями или предъявить в суде иск об отмене усыновления (удочерения).

Что касается усыновления как приоритетной формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, то ребенок, помещенный в семью усыновителя, теряет социальный и правовой статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Особенности его семейно-правового статуса в отличие от кровного ребенка заключаются лишь в его праве на вступление в брак с кровным ребенком усыновителя, поскольку в ст. 14 СК РФ, не допускающей расширительного толкования, запрет на вступление в такой брак не установлен. Можно сомневаться в нравственной оправданности такой нормы, однако с юридической точки зрения следует констатировать почти абсолютное равенство в правах между кровным ребенком усыновителя и усыновленным.

Если сравнивать его семейно-правовой статус с семейно-правовым статусом несовершеннолетнего подопечного, в том числе приемного ребенка, то можно выделить лишь одну особенность: невозможность общения с кровными родителями и иными кровными родственниками, поскольку усыновление прерывает все правовые связи усыновленного с его кровной семьей.

Еще по теме § 3. Особенности правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан:

  1. § 4. Правовое положение детей, помещенных на воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  2. Глава 7. Особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  3. § 2. Социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
  4. Раздел 4.5. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
  5. § 1. Развитие законодательства о правовом положении детей-сирот в дореволюционной и советской России
  6. § 3. Административные наказания за неисполнение родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних обязанностейпо содержанию и воспитанию детей
  7. § 3. Криминализация и общая характеристика уклонения родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении
  8. Обязанности детей по содержанию родителей и заботе о них.

Что еще почитать