Конспект непосредственно-образовательной деятельности по фэмп

Гульнара Суюндукова

Тема интегрированной совместной образовательной деятельности по ФЭМП :

Счет до 10 и обратно, цифра 10.

(разновозрастная группа 5-6лет)

Программное содержание :

· Развивать познавательный интерес ,мыслительную активность,воображение,творческие способности детей

· Продолжать учить составлять число 10 из единиц ,познакомить с обозначением числа 10

· навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10

· Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Цель : посредством интегрированного занятия стимулировать познавательный интерес , обучать новым знаниям, умениям, навыкам.

Звучит музыка из мультфильма «Маши и медведь» . Появляется Маша.

Маша : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Вы узнали меня? (ответы детей) .Помогите мне,пожалуйста! Ребята,сегодня у Мишы День рождения! Ему исполняется 10 лет. Я хочу его поздравить с Днем рождения, но я заблудилась. Миша прислал мне карту - схему, как дойти до него. (показывает карту) .Вы мне поможете добраться до Миши и поздравить его?

Дети :Да!

Маша : Ребята, посмотрите, путь на плане обозначен цифрами, а у нас есть конверты с цифрами и заданиями. Какая цифра будет первой? Ответ детей.

Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру

СОЕДИНИ ЦИФРЫ ПО ТОЧКАМ

Маша : Молодцы, ребята, как вы быстро справились первым заданием!

От единицы в каком направлении будем идти? Ответ детей : (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Куда пришли?

Маша : Ребята, помогите выполнить следующее задание найди соседей

Маша :Спасибо,ребята! Вы такие умные!

В какую сторону пойдем от цифры 2? Ответ детей :(к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол) физкультминутка (по карточкам выполняем упражнения связанные со счетом)

Маша : Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти? Ответ детей :(с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)

Маша : Спасибо, ребята!

Реши задачи (НА СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)

Маша : Молодцы! Вы оказывается такие умные! Куда идем дальше- по стрелке цифра №5. А здесь у нас необычное задание,нам нужно сделать подарок для Миши. Закрасить цифру 10. (Маша-воспитатель побуждает детей к взаимопроверке, дети старшего возраста помогают второй подгруппе)

Раскраска с цифрой 10

Молодцы,ребята! Какие красивые подарки получились! Миша будет очень рад!

Выход Миши

Миша : Здравствуйте,ребята!Как я рад,видеть вас!

Маша : Миша,мы поздравляем тебя с Днем рождения и хотим подарить тебе наши подарки!

Миша :Какие красивые работы! Я только не знаю, что здесь нарисовано?

Дети : Это цифра 10.

Маша :

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице :

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом :

Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль : - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Маша :Ребята, давайте научим Мишу считать?

Дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10 и обратно,называют числа -соседи передавая мяч друг другу. (игра повторяется несколько раз) .

Миша :Дорогие мои! Как я рад и счастлив, что вы пришли ко мне! Спасибо вам за подарки и за то что вы научили меня считать! До свидания (Миша уходит) .

Маша : Спасибо, дорогие ребята, что вы помогли мне! До свидания! До новых встреч!





Публикации по теме:

Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.

Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.

Конспект занятия по математике - лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 3» Тема: «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: - Учить составлять число 3 из двух меньших чисел. - Учить планировать.

Конспект занятия по математике «Состав числа 4» (старшая группа) Тема: Образование числа 4, его состав, цифра 4. Цель: Дать детям представление об образовании числа 4, его составе. Сформировать умение.

Занятие №1

Программное содержание

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Познакомить с цифрой 9.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть.

Воспитатель предлагает детям составить число 3 с помощью разных предметов посуды. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов посуды? Сколько каких предметов посуды вы взяли? Как вы составили число три? Сколько предметов посуды каждого вида?»

Воспитатель добавляет еще один предмет посуды и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов посуды? Сколько каких предметов посуды? Какое теперь число мы составили? Как мы составили число четыре?»

II часть. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель предлагает детям составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

III часть. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

Воспитатель читает четверостишие и просит детей определить, из какого произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»),

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какие предметы посуды вы собрали? Сколько всего предметов собрали? Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

Воспитатель добавляет еще 1 предмет посуды и предлагает сосчитать, сколько их стало всего. Он выясняет, какой цифрой можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9.

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.

Вызванный ребенок выстраивает цифровой ряд от 1 до 9. Воспитатель вместе с детьми называет цифры по порядку.

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются.

Воспитатель уточняет: «Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре?» —и читает отрывок:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

IV часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры, и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

V часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

VI часть . Игра «Живая неделя».

У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой.

Занятие №2

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6—7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Собираем веер».

Воспитатель предлагает детям составить ряд из цифр от 1 до 9. Дети называют цифры по порядку и показывают их.

Воспитатель просит детей собрать на доске веер из 9 разноцветных лепестков. Дети проверяют правильность выполнения задания и обозначают соответствующей цифрой каждый лепесток.

II часть. Игровое упражнение «Игра с веером».

Воспитатель предлагает ребенку с помощью лепестков веера разного цвета составить число 4. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего лепестков? Сколько лепестков какого цвета мы взяли? Как мы составили число четыре?»

Воспитатель добавляет к 4 лепесткам еще 1 лепесток другого цвета, задает аналогичные вопросы и показывает состав числа 5 из единиц.

III часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель дает детям задание: «Отберите четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Сколько всего картинок вы отобрали? Сколько каких зимующих птиц вы нашли? Какое число вы составили? Как вы составили число четыре?»

Воспитатель предлагает детям найти цифры 4 (5).

Физкультминутка «Летает, не летает».

Воспитатель называет предметы. Если предмет может летать, дети делают взмахи руками, если не может — не поднимают руки.

IV часть. Дидактическая игра «Танграм».

Воспитатель загадывает детям загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

Вместе с воспитателем дети рассматривают картинку с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.

Затем дети рассматривают квадрат, разделенный на треугольники и четырехугольники. Определяют фигуры, на которые он разделен. Затем делят набор геометрических фигур на две группы: треугольники и четырехугольники.

По заданию воспитателя дети выкладывают из треугольников и четырехугольников изображение птицы.

V часть . Игровое упражнение «Что где находится».

Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т.д.

Занятие №3

Программное содержание

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7—8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Угостим гостью».

Воспитатель говорит: «К кукле в гости пришла подруга. Кукла хочет угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»

Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части. Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина.) Сколько половин получилось? Как можно по-другому назвать одну половину?» (Одна вторая.)

Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)? Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит целое?»

II часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»

III часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен...»

Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».

IV часть. Игровое упражнение «Прятки».

Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 и предлагает детям отсчитать столько бантиков разного цвета, сколько показывает цифра. Дети отсчитывают бантики.

Воспитатель рассказывает: «У Маши, Даши, Кати, Саши и Наташи были разные бантики: красный, желтый, синий, зеленый и белый. Они играли в прятки».

Воспитатель прячет по 1 бантику справа налево (закрывает рукой). Дети каждый раз пересчитывают, сколько осталось бантиков, и показывают соответствующую цифру.

Дети раскладывают у себя на столах цифры от 1 до 5 и называют их в прямом и обратном порядке.

V часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».

Воспитатель просит детей разложить 9 полосок разной ширины и разного цвета в порядке убывания, начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (слева направо). После выполнения задания уточняет правила раскладывания.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. Предлагает проверить это с помощью полоски бумаги (условной меры).

VI часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».

На ковре хаотично расставлены столбики (цилиндры) разной высоты.

Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов.

Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».

Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.

Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.

Занятие №4

Программное содержание

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4—5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов- пуговичек одинакового цвета.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью».

Воспитатель показывает детям платьице куклы и предлагает подобрать 10 пуговичек одинакового цвета. Вызванный ребенок, а остальные дети на местах отсчитывают по 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.

Воспитатель спрашивает: «Сколько всего пуговичек отсчитали?» Затем предлагает «пришить» пуговицы к платью, убирая по одной пуговице справа налево и считая, сколько осталось. Дети выполняют задание вместе с воспитателем.

II часть. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».

Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой, предлагает сделать ей две косички и завязать бантики. Воспитатель поясняет, что одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины.

«Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?» — спрашивает воспитатель.

Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнения.

При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.

III часть. Игровое упражнение «Салфетки для кукол».

Воспитатель обращает внимание на салфетку прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подруге по салфетке одинаковой величины.

«Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?» — спрашивает воспитатель. Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки: нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали. Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.

Воспитатель уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»

Дети дарят салфетки куклам.

IV часть . Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.

Воспитатель предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму.

Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.

V часть. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».

На ковре разложены карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.

Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор».

Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.

Игру можно провести с музыкальным сопровождением.


Непосредственно образовательная деятельность

«Животные Севера»

Программные задачи: Познакомить детей с составом числа 10 из единиц.

Упражнять в названии смежных чисел с опорой на демонстрационный материал.

Закрепить умение делить предметы на части.

Развивать логическое мышление.

Материал: Картина «Тундра».

Изображения животных Севера: белый медведь, волк, олень, лиса,

Заяц, морж, лемминг, белка, песец, горностай.

Изображение нарт.

Сугроб (полукруг из бумаги на каждого ребенка).

Индивидуальные карточки со следами зверей (на каждого

Ребенка).

Игрушка Каркуша.

Фишки двух цветов (по две штуки на каждого ребенка).

С помощью игрушки Каркуши пригласить детей на непосредственную образовательную деятельность по развитию элементарных математических представлений в тундровую школу. Перед тем как сесть за столы, предложить выполнить задание: назвать своих соседей справа и слева.

Показать картину «Тундра». Предложить детям представить, что они очутились в заснеженной тундре, вокруг много разных зверей.

Я знаю от Каркуши, что их ровно 10. Попробуйте отыскать зверей глазами и объяснить их местоположение словами. Дети выполняют задание.

Показать нарты. Объяснить, что они для зверей – учеников. Давайте позовем зайчишку – трусишку и посадим его на нарты. Не бойся, зайчик, ты у нас первый. Какой по счету заяц? Еще кого позовем? (Волка). Как вы думаете, зайцу понравится сходство с волком?. Что будем делать? Верно, кого заяц не боится, того с ним и посадим. Какая по счету мышка (лемминг)? (Вторая) и т. д.

Логическая цепочка: заяц – лемминг – горностай – олень – лиса – белый медведь – волк – морж – песец. (Каждый из зверей находиться в безопасности).

Задания:


  • Посчитайте зверей по порядку (прямой счет).

  • Посчитайте зверей в обратном порядке.

  • Посчитайте зверей от первого до шестого, от второго до седьмого
от третьего до восьмого, от четвертого до десятого ит. д.

  • На каком по счету месте находится олень? Назовите его соседей (горностай, лиса).

  • На каком по счету месте – горностай? (Если считать слева направо, он сидит перед оленем).

  • А лиса?

  • У оленя два соседа. У чисел тоже есть соседи. Их интересно называют: если стоит перед заданным числом, значит, предыдущее, если после заданного числа, то последующее.

  • По аналогии предложить найти соседей семи и девяти.
^ Физкультминутка «Охотники и звери».

Цель: развитие мелкой моторики.

Дети делятся на две подгруппы. Одна – охотники, другая – звери.

«Звери» передвигаются так, чтобы можно было догадаться, кого они изображают. «Охотники» - имитируют действия с биноклем, с фоторужьем и т. п.

Предложить детям внимательно посмотреть на зверей, посчитать, сколько их. Сколько охотников? Кого больше? Кого меньше? На сколько больше?

Обратить внимание детей на сугроб. Какую форму он напоминает (Полукруг).

Полукруг является частью какой геометрической фигуры? (Круга).

Сколько в круге таких частей?

Сколько частей получится если разделить сугроб пополам,? (Две).

Эта часть больше или меньше полукруга?

Как сделать, чтобы вместо двух частей стало четыре? (Согнуть еще раз пополам).

Что вам эта деталь напоминает? (Чум).

Сравнение двух чумов: чем похожи, чем отличаются. (Поощрять детей ответы фишками, выявить победителя).

Работа с индивидуальными карточками, на которых изображены следы зверей.

Соедините следы последовательно по указанным цифрам и узнаете, как оценила вашу работу Каркуша. (Пять).

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Цикл непосредственно образовательной деятельности

^ 1.Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пыжики».

Программное содержание: Заинтересовать детей рассказом, учить отвечать на вопросы полными предложениями. Продолжать развивать умение пересказывать по частям, выбирать из частей главное. Совершенствовать монологическую речь, ее интонационную выразительность. Обратить внимание на поведение пыжиков. Воспитывать бережное отношение к оленям, восхищение их природными повадками, замечать и различать все прелести маленьких оленят – пыжиков.

^ 2.Пересказ рассказа Ю. Могутина «Приливы и отливы».

Программное содержание: Закрепить с детьми понятие, что Мурманск – портовый город. Уточнить знания о том, чем занимаются рабочие в порту. Совершенствовать знания детей о том, что на море бывают приливы ри отливы. Выучить наизусть в тексте, где описан этот момент. Уточнить понятие – Кольский залив. Продолжать учить детей рассказывать по частям рассказ, воспитывать интонационную речь, развивать память, воспитывать уважение к труду людей.

Материал: Книга Ю. Могутина «Берег бродячих камешков», иллюстрации порта города Мурманска, приливов и отливов.

^ 3.«Знакомство с рассказом Н. Емельяновой «Окся – труженица».

Чтение первого отрывка (до игры Окси с белыми оленями).

Программное содержание: Познакомить детей с трудом людей в тундре, учить по частям замечать действия Окси. Добиваться, чтобы дети усвоили содержание труда Окси, пользу этого труда для мамы, оленеводов. Довести до детей, что девочка не только трудолюбивая, но и добрая и веселая. Учить детей находить в рассказе знакомые слова жилищ, транспорта, саней. Воспитывать интерес к девочке – ровеснице, желание подражать ей в труде и в добром отношении к людям.

*Чтение рассказа.
* Вопросы к детям:

1. Почему Окся, когда проснулась, сразу закричала: «Мама, ай – ай, мама! Зачем ты меня не разбудила?»

2. Как Окся помогала маме?

3. Какая Окся дочь для мамы?

4. Какая она сестра для брата?

5. Чем занималась мама Окси?

6. Как умеет играть Окся?

7. Как к ней относились Анна и Аркадий – дети из соседних чумов.

На прогулке обыграть, как Окся выходит и режет ножом белые куски снега и «наливает» чайники. Показать Оксю в работе. Выбрать детей на роль мамы и Окси.

Чтение второй части рассказа (со слов «Приехал Северин…»)

^ Программное содержание: Довести до детей трудолюбие, храбрость взрослых и детей, раскрыть характер Северина – старшего, брата Ольги, ветеринарного врача

Володи. Учить детей замечать добро, сделанное для людей, продолжать отвечать на вопросы полными предложениями, пересказывать отдельные части рассказа, продолжать замечать особенности поведения оленей в рассказе. Воспитывать интерес к людям, живущим в тундре, восхищаться их трудом.

Вопросы к детям:


  1. Какой храбрый поступок совершил Северин?

  2. В чем польза Ольги медсестры?

  3. В чем польза ветеринара?

  4. Как Окся встречает оленеводов?

  5. Что такое гололедица?

  6. Как летчики узнают, где гололедица?

  7. Как они об этом сообщают оленеводам?

  8. Как помогли оленям, когда пришла беда?

  9. Кто помогал? (самолет, собаки, мальчик).

^ 4.Знакомство с рассказом «Таня Вылка шьет из оленьего меха».

Программное содержание: Дать понятие, что рядом с саами и коми живут другие северные народности (ненцы). Уточнить понятие, что они дружны между собой. У них один и тот же промысел, все они живут в тундре. Познакомить с девочкой, которая шьет из оленьего меха, передать ту нежность души, с которой она отзывается о своем крае. Воспитывать интерес и уважение к труду Тани, желание трудиться и нести добро людям.

^ Словарная работа: ненцы, ухо, пимы, камус, Вылка.

Девочка научилась от мамы шить пимы – женские бурочки из оленьего меха (мехом наружу, чтобы ходить по снегу).Внутри – камус – выворачивается мехом к ноге и вставляется внутрь для тепла. Ненцы, живя среди снега и льда, больше любят белый и коричневый цвет меха. Это как бы снег и земля. Украшают орнаментом, таким же как у саамы. Еще Таня умеет мастерить ухо. Так называются ненецкие куклы. Туловище куклы – кусочек сукна с нашитыми на него разноцветными полосками.

^ 5.«Чудо – сказки». Знакомство со словесным творчеством саамского народа – сказками.

Программное содержание: Учить детей видеть своеобразное оформление сборников саамских сказок. Добиваться от детей словесных ответов, в чем своеобразие 9 своеобразен саамский узор, саамы, животные, тундра, почти везде – северный олень).Дать понятие, что

В саамских сказках часто встречается Мяндаш – святой олень. Учить детей приходить к общему мнению, какую сказку они хотят послушать из сборника «Семилетний стрелок из лука». Продолжать учить детей воспринимать смысл сказки, замечать своеобразные описания северной природы, а также быта саамов.

^ Предварительная работа: Рассматривание и чтение книг «Сампо – лопаренок», «Ворон – Кухта», «Невеста Солнца», «Семилетний стрелок из лука», «Хозяин моря» и другие.

Материал: книги и иллюстрации к саамским сказкам.

^ 6.Обзор по саамским сказаниям.

Программное содержание: Побуждать детей рассказывать фрагменты или маленькие сказки саамов близко к тексту. Учить узнавать о героях каких сказок рассказывают дети. Называть наиболее понравившихся героев, осознавать главную мысль сказки. Пополнять и уточнять знания о животных тундры и тайги, встречающихся в сказках. Обратить внимание детей на то, что в сказках звери отражают характеры людей. Воспитывать уважение к словесному творчеству народа саами. Подводить конечный итог: добро побеждает зло. Предложить нарисовать наиболее понравившийся фрагмент сказки, его героев. В конце рассмотреть и отгадать, к какой сказки рисунки.

^ 7.Знакомство детей с поэтессой Октябриной Вороновой и ее стихами.

Программное содержание: познакомить детей с первой саамчской поэтессой Октябриной Вороновой, с ее творчеством. Довести до сознания детей красоту стихов о родном Северном крае. Рассказать о биографии поэтессы. Учить детей мыслить логически, почему она так хорошо знает природу тундры, передавая ее в стихах. (Сама саамка).

Слышать человеческую теплоту в стихах. Воспитывать уважение к саамской культуре, чувство радости за свой край, добро к людям.

Материал: портрет поэтессы, книги О. Вороновой, изображение пейзажей тундры.

«На все чудесные края,

Что за лесами, за полями,

Мое родное Заполярье

Не променяю в жизни я». О. Воронова.

«Тундра моя – моя жизнь и любовь навсегда».

«Край полярный – каменистый и родной навеки край», - пишет О. Воронова.

Показать портрет Октябрины Владимировны. По национальности – саамка Рассказать, что она родилась в далеком ловозерском селе. Ее детские впечатления – дым

Отцовского костра, оленьи упряжки, саамские сказки. Песни и неповторимо прекрасная природа. Из своей первозданной тундры она поехала учиться в Санкт – Петербург (Ленинград), учиться, чтобы стать просветителем своего родного языка. Через 5 лет юная учительница вернулась в Ловозеро.

Увлечение литературой обнаружилось рано. Начинала Октябрина Владимировна с переложения саамских сказок, сказаний, легенд в стихи, пробовала переводить на саамский язык то, что полюбила на русском. Долог был ее путь в большую литературу, но уже первый сборник «Снежиница» сделал поэтессу известной в стране, а второй – «Вольная птица» - открыл ей дорогу в Союз писателей.

Писала поэтесса о родной с детства природе, о труде, бытовом укладе, национальных традициях, и писала она так просто и легко, как дышала, так ярко и увлеченно, как жила.

Верная традициям своего народа, она очеловечивает окружающий мир, берет сравнение из мира природы: ее герой «высок и прям, как над рекой тальник»: голоса внуков «теплее песцовых и норковых шуб»; «в серебристых шапках волны, будто пыжики бегут». Олицетворение в ее поэзии не столько художественный прием, сколько выражение мирочувствования, способ мышления.

Стихам О. Вороновой свойственна поэтичность, наблюдательность, вечное удивление и восхищение жизнью, ее природной вещественностью – все это замечают и по – своему оценивают дети. Национальный характер стихотворений поэтессы выражается в использовании древних саамских названий, в разработке фольклорных сюжетов, образов, в политике.

Октябрина Воронова писала на саамском языке, ее переводили поэты В. Смирнов, И. Козлов, С. Дорохов. В стихах много непосредственности, легкости.

^ Чтение стихов детьми.

Снег лежит сугробом пышным, «Летняя медовая пора».

Легкий, мягкий, словно пыжик, Мох украсил землю словно шелком.

Солнце яркое с небес Люди в лес торопятся с утра.

Озаряет зимний лес. Кто с большим ведром, а кто с кошелкой.

Нет ни облачка над домом, На зубах морошины хрустят

Небо кажется бездонным. «Чор» да «чор» - не веришь,

Тропку к лесу протопчу, Так попробуй.

Постою и помолчу.

«Туман». «Береза».

Зимним утром туман над горою Приходят коми и саами

Прошел и над лесом. По праздникам к березке той.

Хрустальные бусы солнцем густым На всем понятном языке

Понавесил. Поют легко, поют спокойно.

И стоят деревца, и звенят хрусталем, У них в любые времена

Что есть силы: Как у березы этой корни,

Ах, красивы ли мы? Земля – кормилица одна».

Ну конечно же, очень красивы!. (Сравнивает народ с природой

Спросить детей, что им больше всего «как будто воды в ручейке поют»).

Вопросы к детям:

Что понравилось в этом стихотворении?

Как поэтесса рассказывает об украшении

Сосенок?

Кто же их так украсил?

^ 7.«Животные, птицы и звери в стихах О. Вороновой».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творчеством О. Вороновой. Активизировать детей в ответах, какие стихи о живой природе и растениях знакомы детям. Познакомить со стихами о зверях и птицах, довести их красоту, непосредственность, природную прелесть, их пользу. Воспитывать бережное отношение к птицам и зверям тундры. уважение к поэтессе, чувствовать человеческую теплоту.

Материал: стихи О. Вороновой о птицах и животных, показ иллюстрации воробья, белки.

Вспомнить с детьми зимующих птиц. Показ воробья. Чтение стихотворения «Воробей».. Каким показала воробья поэтесса? (полярного воробья – шустрый, полезный, называла его «серенький комочек»). От чего предостерегает поэтесса людей?

«Ты воробушка не тронь,

Не бери его в ладонь –

Он, как снег растает,

Лишь в полете он красив –

Как пропеллер на оси,

Крылышки мелькают.

С чем сравнивается воробышек?

Как звучат последние строки стихотворения? (строго, как наказ людям, чтобы они берегли птиц).

«Говорю я вам опять

В руки птиц не нужно брать

Пусть летают –

Или что останется от них,

Шустрых, пестрых, озорных

Только: жили – были».

Вспомнить животных нашего края. Рассказать о том, что людям пришлось построить дома, где раньше был сосновый бор, люди готовились к новоселью и как их порадовали белки.

Словарь: тропа, кочевный, у белок алые бока, сумрак рослый.

Вопросы:


  1. Почему люди увидели так близко белок у домов? (раньше был сосновый бор).

  2. С чем сравнивается цвет шерсти белки? («Сами точно светофоры, горят их алые бока»).

  3. Куда уходят белки?

  4. Чем вам понравилось это стихотворение?

Образовательная область «Познание»

Цикл тематических бесед о родном крае


  1. «Беседа о родном городе».
Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о родном городе,

Город Апатиты расположен на Кольском полуострове, в мурманской области, между горами Хибинами и озером Имандра.

Обратить внимание детей на то, что улицы названы фамилиями наших земляков:

у лица Ферсмана – в честь академика А. Е.Ферсмана, открывшего Хибинское месторождение апатита; улица Бредова - в честь героя Великой Отечественной войны – Анатолия Бредова; улица Нечаева – в честь врача, хирургического отделения Апатитской городской больницы; Московская в своем названии сохранила память о москвичах, строивших Кировскую ГРЭС; улица Зиновьева – названа в честь советского геолога, организатора геологических работ на Кольском полуострове и т. д.

В городе Апатиты находятся: Апатито – нефелиновая обогатительная фабрика (АНОФ); Объединение «Апатиты строй индустрия»; ОАО «Северные кристаллы»; Апатитская ТЭЦ; Агрофирма «Индустрия»; Кольский научный центр; аэропорт «Хибины».

В Хибинских горах много полезных ископаемых, особенно – апапита.

«Красив и скромен, знаменит,

Цветами радуги горит,

Немало тайн в себе хранит

Хибинский камень – апатит».

(А. Андреев).

Это богатство наших гор. Апатитскую руду добывают в рудниках. Работают в рудниках рабочие горняки или шахтеры. Руду нагружают в вагоны электровозов и везут на фабрику АНОФ – 2, где ее перерабатывают и отправляют в виде порошка на заводы. А там, превращают его в удобрения, которые идут на поля страны для повышения урожая. Показать фотографию ГРЭС. Это большое предприятие, где вырабатывается электрический ток для фабрики, домов и других учреждений города. С ГРЭСА поступает горячая вода в наши дома, в наш детский сад. В Апатипах открыт монумент первым строителям города, памятник академику А. Е. Ферсману, памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Гордость города – Академгородок (Уютные двухэтажные домики с двускатными крышами, сирени и яблони в цвету летом, в снегу как пух зимой, дорожки и тропинки, лужайки и декоративные валуны – здесь есть, чем порадовать взгляд и душу). Закрепить знания детей о том, что горы Хибины богаты апатитом и другими минералами. Воспитывать любовь к родному краю и его людям.

Материал: Фотографии нашего города, коллекция минералов, портрет А. Е Ферсмана, Фотографии АНОФ, ТЭЦ, Академгородка, аэропорта «Хибины», улиц города.

^ Предварительная работа: перед занятием провести индивидуальные беседы о нашем городе Апатиты, внести в уголок Северного края минерал Кольской земли – апатит, рассматривание фотографий нашего города, фотографий добычи апатита, целевые прогулки по городу, заучивание стихотворений о родном городе, слушание песен.

^ 2. «Рассказ о жизни животных, птиц на Кольском полуострове».

Программное содержание: Расширить и уточнить представление о животном мире нашего края (разнообразен животный мир Кольского полуострова). Отметить, какие таежные и тундровые животные водятся в Заполярье: медведь, волк, заяц, куница, лиса, белка, лось, северный олень, росомаха, песец, лемминг – пеструшка, ондатра, норка, бобер. Познакомить с некоторыми особенностями приспособления зверей к зиме (белый цвет шерсти у зайца – беляка, густая шерсть вокруг подушечек лап лисы, спячка медведей) и т. д. Учить различать хищных и не хищных животных.

Закрепить знания детей о птицах нашего края. Очень много морской птицы: чаек,

Кайр, чистиков, тупиков. В тундре живет белая и тундровая куропатки, в лесах – рябчик, глухарь, тетерев. На озерах гнездятся десять видов уток, гуси, лебеди.

Кольский полуостров – район, где много комаров, мошек, оводов.

Озера и реки Кольского полуострова богаты рыбой. В них водятся: щука, окунь, голец, ряпушка, хариус, сиг и другие. Особенно ценна – семга.

^ Материал к занятию: Иллюстрации животных, птиц, рыб, которые обитают на Кольском полуострове.

3.«Моря Кольского полуострова».

Программное содержание: Учить детей видеть и находить на карте Баренцево и Белое моря. Дать понятие о приливах и отливах. Познакомить с животным миром этих морей и рыбами. Развивать любознательность, желание больше узнать информации о северных морях.

Материал: карта Кольского полуострова, иллюстрации животных, птиц, рыб, обосновавшихся в водах Белого и Баренцева морей.

Показать на карте Кольский полуостров и как он омывается Баренцевым и Белым морями. Рассказ воспитателя о Баренцевом море.

Баренцево море – окраинное море Северного Ледовитого океана. Оно имеет большое значение для транспорта и рыболовства, здесь расположен крупный порт – Мурманск. В Баренцевом море протекают теплые воды Атлантического океана(показать на карте).

Теплое течение называется Гольфстрим, поэтому море не замерзает. Благодаря этому, на побережье создаются благоприятные условия для развития животного и растительного мира. Баренцево море богато различными видами рыб. У южного побережья расположены морские водоросли. Из 114 видов рыб, обитающих в Баренцевом море, наиболее важны в промысловом отношении 20 видов: треска, пикша, сельдь, морской окунь, зубатка, камбала, палтус и другие. Из млекопитающих водятся белый медведь, нерпа, гренландский тюлень, белуха и другие. У белого медведя, нерпы, тюленей хорошо развиты передние и задние конечности. Тело тюленей и нерпы покрыто ворсом. Питаются они рыбой и другими морскими животными. Белый медведь тоже питается рыбой, умеет хорошо плавать.. Его тело покрыто шерстью. На побережьях изобилуют птичьи базары (кайра, чистики, чайки – маевки). Завезен камчатский краб. По дну всей акватории моря расположено много различных иглокожих, морских ежей, морских звезд.

Уровень, то есть высота воды в море бывает разной. Это заметно на Мурманском берегу – то приливы, то отливы. Энергия приливов и отливов используется человеком. В нашей области построена первая приливная электростанция.

Среди морей, омывающих Россию, Белое море – одно из самых маленьких. Теплое течение в Белом море не протекает. Поэтому оно замерзает. Нижний слой заполнен соленой и холодной водой. В море стекает много рек и поэтому верхний слой более пресный. Здесь, как и Баренцевом море бывают приливы и отливы.

Берега Белого моря во многих местах представляют собой голые отвесные скалы, облюбованные многочисленными пернатыми. Здесь часто размещаются шумные птичьи базары – места совместного гнездования огромных колоний различных видов морских птиц. В теплое время года сюда прилетают на гнездование гаги, кайры,

Полярные крачки, большие бакланы, серебристые и морские чайки и другие морские птицы. Они кормятся морской рыбой и животными, часто ночуют прямо на воде. В водах Белого моря живут кораллы, медузы, мидии, морские черви, различные губки, морские звезды. Среди млекопитающих, обосновавшихся в водах Белого моря следует

Отметить гренландских тюленей (кольчатые нерпы, лахтаки – морские зайцы) и белух. Лахтаки являются самыми крупными тюленями, проживающими в российских водах.

Рыбный мир Белого моря скуднее, чем северного соседа – Баренцева моря. Здесь обитают 68 видов рыб, из которых 56 морских. В Белом море промышляют треску, сайку, несколько видов сельди, зубаток, навагу, камбалу, морского окуня. Очень популярна у местных рыбаков ловля корюшки со льда.

Среди постоянных жителей Белого моря - акулы. Катран – это небольшая акула, обитает во многих российских морях и не является опасным для человека видом. Из Баренцева моря изредка заплывают сельдевые акулы, которые относятся к потенциально опасным для человека видом. Белое море входит и в ареал проживания полярной акулы – жительницы холодных северных вод. Полярные акулы предпочитают держаться на глубине. Эта крупная акула не является опасным видом для человека.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по
формированию элементарных математических представлений
у детей подготовительной группы 7-года жизни
«Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»
Воспитатель: Киселева Кристина Юрьевна
группа №13
Излучинск, 2016 г.
Тип НОД: комбинированное занятие по сообщению новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, а также обобщению и систематизации знаний.
Вид НОД: комплексное занятие
Тема НОД: «Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Метода и приемы:
Словесный: вопросы, беседа, пояснения.
Игровой: дидактические упражнения.
Практический: решение поставленных задач.
Работа над словарем: последующий и предыдущий.
Приемы руководства деятельностью детей:
Прием постановки цели.
Прием организации практической деятельности: беседа, показ, объяснение.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка
Программное содержание:
Цель: усвоить знания о составе числа 10 из единиц, с цифрой 0, повторить и закрепить ранее усвоенные знания.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с составом числа 10 из единиц.
познакомить с цифрой 0.
Развивающие:
Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.
уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
продолжать формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Воспитательные:
совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.
создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Оборудование:
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 карточек с изображением грибов, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством гороха.
Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 10 шт. для каждого ребенка).
Структура занятия:
Вводная часть (3минуты):
приветствие
наблюдение
знакомство с темой НОД
Основная часть (25 минут):
игровое упражнение «Назови число»
игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы»
игровое упражнение «Сколько осталось»
игровое упражнение «Мишкина каша»
игровое упражнение «Что сначала, что потом?»
игровое упражнение «Назови соседей»

рефлексия
анализ занятия детьми
подведение итогов Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: (дети сидят за столами) Доброе утро дети! Давайте понаблюдаем, какая погода за окнами детского сада?
Дети: пасмурная, ветреная, дождливая.
Воспитатель: Скажите, это признаки, какого времени года?
Дети: осень.
Воспитатель: Вспомните название месяца.
Дети: октябрь.
Воспитатель: Скажите, какой день недели?
Дети: среда.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А какой он по счету?
Дети: третий.
Воспитатель: А по средам мы с вами знакомимся с цифрами, геометрическими фигурами и т.п. Вам, как будущим школьникам нужно быть очень внимательными, т.к. эти знаний очень пригодятся вам в школе. Сегодня мы познакомимся с составом числа 10 и цифрой 0.
Основная часть:
Игровое упражнение «Назови число».
Воспитатель: на доске изображены цифры от 1 до 10. Посчитайте их.
Дети: (считают)
В: каким образом еще можно посчитать эти цыфры?
Д: порядковый счет, обратный.
В: У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять
Д: (отвечают, потом встают полукругом).
Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.
Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».
В: У вас на столах в тарелочках по два набора разноцветных кругов. Посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, давайте посчитаем их. Сделайте нашим матрешкам украшения – бусы. Задание следующее- бусы должны состоять из 10 разноцветных бусинок.
По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»
Игровое упражнение «Сколько осталось?».
На доске цифровой ряд (от 1 до 9).
В: разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9 в порядке увелечения. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
В: Посмотрите на доску. Сколько грибов на доске.
Д: отвечают (правильный ответ 9).
В: Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой.
Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».
Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:
Ноль похож на сто предметов -От браслетов до беретов:Круглый стол, кольцо, часы,На кружочек колбасы,Барабан, баранку, сушку…И на лысую макушку.А.Усачев
В: (вызывает 3-их детей к столу, на котором расположены карточки с цифрами) Дети отгадайте, загадку, а ответ найдите среди предложенных вариантов.
В:
Сколько ручек у кота?Сколько перьев у крота?Сколько лапок у змеи?А у белки чешуи?
Д: обосновывают свой ответ.
Игровое упражнение «Мишкина каша».
На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена.
В: Ребята вспомните рассказ Н. Носова «Мишкина каша».
Д: (отвечают) У мальчиков в рассказе получилось очень много каши, т.к. они неправильно отмерили пшено.
В: У меня 3 ведерка с пшеном. Найдите ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким.
Д: Как найти нужное ведерко с пшеном?
В: возьмите два ведерка и сравните их по весу, взвесив на руках.
Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».
Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».
На столе разложены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.
В: Прилетели к нам метели,Залепили снегом щели.На окне стоит мороз,Льдинкой росписи нанес.
Д: ЗимаВ: Полюбуйся,Весна наступает,Журавли караваном летят,В ярком золоте день утопает,И ручьи по оврагам шумят.И.Никитин.
Д: Весна
Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.
В: Оно к нам пришло,Стало сухо и тепло!По дорожке прямиком,Ходят ножки босиком.В.Берестов.
Д: Лето
Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.
В:Она золото роняет,Холод пташек угоняет…До свиданья, лес и луг,Мы летим на теплый юг.О.Иваненко.
Д: Осень
Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.
Дидактическая игра «Назови соседей».
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…)
В: Я соткана из зноя,Несу тепло с собою,Я реки согреваю,«Купайтесь!» – приглашаю.И любите за этоВы все меня. Я…
Д: Лето.
В: Утром мы во двор идем -Листья сыплются дождем,Под ногами шелестятИ летят, летят, летят…
Д: Осень
В: Запорошила дорожки,Разукрасила окошки.Радость детям подарилаИ на санках прокатила.
Д: Зима
В: Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою.Волшебной палочкойВзмахнет,В лесу подснежникРасцветет.
Д: Весна.
В: молодцы!
Заключительная часть (2 минуты):
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались н занятии?
Дети: повторяли цифры, делали бусы для матрешки, узнали больше о цифре и числе О.
Анализ занятия детьми:
Воспитатель: дети что сегодня показалось вам сложным:
Дети: игра с мячом «Назови число», о последующих и предыдущих числах.
Что показалось легким?
Д: загадки о временах года
В: что понравилось больше всего?
Д: собирать бусы для матрешки.
Подведение итогов:
В: Ребята, вы большие молодцы, многое сегодня у вас все получилось! Давайте поднимем правую руку вверх и погладим себя по голове. Скажите: «Ах, какой я молодец!».


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №72 общеразвивающего вида. Воспитатели Васенева О.В. Хамзина Р. С.

Цель:

  • Уточнить представление о такой величине, как время;
  • Познакомить с единицами его измерения;
  • Актуализировать знания о временах года через игру драматизацию;
  • Познакомить с составом числа 10 из единиц;
  • Познакомить с цифрой 0;
  • Продолжить знакомить с понятием предыдущее число к названному, последующее число к названному;
  • Уточнить представление о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы, вершины.

Материалы:

  • Игра «Времена года» ;
  • Корзина с овощами;
  • Грядка с морковками 10 шт.;
  • Мяч в виде арбуза;
  • Набор овощей из 10 шт.;
  • Карточки с цифрами 1 до 9; 0;
  • Шкатулка с загадками о временах года;
  • Карта в виде многоугольника;
  • Кукла Старика-годовика;

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята у нас в гостях старик Годовик, его зовут так, потому что он хранитель времени. Он строго следит за тем, чтобы время шло своим чередом и никогда не путалось. Но мне кажется, что наш хранитель старик Годовик заболел, посмотрите, все времена года перепутались. Как же нам помочь нашему гостю? (все надо вернуть на свои места) . А поможет нам в этом - волшебная шкатулка старика Годовика. В ней он хранит загадки о временах года. Попробуем?

Игровое упражнение: «Что сначала, что потом?»

Цель:

  • Закрепить знание детей о последовательности следования времен года;
  • Учить выстраивать логические цепочки;
  • Познакомить детей с единицами времени;
  • Учить понимать единицу времени «время года» , как меру длительности процесса;
  • Учить различать времена года по приметам, характерным признакам;

Воспитатель: Слушайте первую загадку.

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

За окном стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Воспитатель: Правильно – это зима. Слушайте вторую загадку.

Полюбуйся, пора наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

(Весна)

Воспитатель: Правильно – весна. Скажите какое время года вы поставите первым, а какое вторым? По каким приметам вы узнаете, что первое время года зима, а второе лето. (ответ детей) Слушайте третью загадку.

Время это к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)

Воспитатель: Правильно – это весна! Слушайте четвертую загадку.

Время золото роняет,

Холод пташек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)

Воспитатель: Правильно – это осень! Скажите после какого времени года идет лето? Каким по счету оно к нам приходит? Что идет за летом? Какой по счету к нам приходит осень? По каким приметам мы узнаем лето и осень? А теперь назовите все времена по порядку. Молодцы, вы справились с заданием и правильно расставили первые единицы времени – времена года наш гость старик Годовик немного повеселел, но он еще болен. Давайте помогать ему дальше.

Игровое упражнение «Назови соседей» .

Цель:

  • Закрепить знание детей о временных промежутках «Временах года» ;
  • Учить, свободно ориентироваться в приметах;
  • Определять соседей данного времени года, используя предлоги до, после, слова раньше, позже;

Воспитатель: Давайте еще раз заглянем в волшебную шкатулку, все ли загадки мы угадали, и здания выполнили. Нет не все, наверное, поэтому наш гость печально вздыхает. Подойду к нему и узнаю, что нам необходимо сделать? Нам нужно назвать соседа каждого времени года. Слушайте загадки.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето)

Воспитатель: Назовите соседей лета (сначала весна, за ней следует лето; после лета следует осень;) Следующая загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

Их на санках прокатила. (Зима)

Воспитатель: Назовите соседей зимы. (ответ детей) Слушайте следующую загадку.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят! (осень)

Воспитатель: Назовите соседей осени. (ответ детей) Слушайте следующую загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет! (весна)

Воспитатель: Назовите соседей весны. Молодцы, все времена года на своих местах. Кто мне ответит, какое сейчас время года? (осень) Осень, какое по счету время года? (четвертое) Ребята, осень измеряется своими единичками – месяцами. Назовите мне осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) Сентябрь какой по счету месяц? (первый) . Какой по счету месяц октябрь, ноябрь? Какой месяц наступает раньше октября, сентября, ноября? (ответ детей)

Воспитатель: Осень – волшебная пора. Время сбора урожая. Предлагаю пойти в огород и собрать урожай.

Физкультминутка «Огород»

Цель:

  • Учить координировать движения с речью;
  • Закрепить названия овощей;

В центре ковра стоит корзина с овощами.

В огород пойдем (Ходьба по кругу)

Урожай соберем (Наклоны вперед)

Мы картошки накопаем (имитируют движение с лопатой)

Мы морковки натаскаем (имитируют движение «выдергивание» )

Срежем мы кочан капусты (наклон вперед)

Круглый, сочный, очень вкусный (поворот влево вправо)

Щавеля нарвем немножко (приседание)

И вернемся по дорожке (Ходьба по кругу)

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько овощей в корзине?

Цель: Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Воспитатель: У каждого числа есть свои соседи: число на один меньше – предыдущее, другое на один больше – последующее.

Игровое упражнение с мячом «Назови число» .

Цель:

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный арбуз вырос на нашей грядке. Ребята, скажите, арбуз – это фрукт или овощ? (Ягода) Арбуз очень тяжелый, я буду называть вес арбуза, а вы назовите мне соседей этого числа. Молодцы, арбуз положим в нашу корзину.

Дети возвращаются за столы.

Воспитатель: В огород сходили, урожай собрали, очень устали и проголодались. Да и наш гость наверняка проголодался. Предлагаю сварить вкусный, полезный овощной суп и сделать витаминный салат.

Игровое упражнение «Овощной суп»

Цель:

  • Закрепить знание детей в названии овощей;
  • Закрепить счет до десяти;
  • Познакомить детей с составом числа 10 из единиц;

Готовы? Начинаем!

Много нужно овощей,

Чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку

Нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже,

Почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный

Вкус и цвет дадут прекрасный.

Свеклу и зубчик чеснока,

Укроп не будем класть пока,

А в конце его добавим,

Потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску

Мы помоем, сложим в миску.

Из них нарежем мы салат.

Будет гость наш очень рад.

Воспитатель: Сколько овощей вы приготовили? (10) Как вы составили число 10? (из 1)

Сколько единиц в числе 10? (10) молодцы полезный салат и суп готовы, они то, точно помогут нашему гостю поправиться. А пока наш гость заправляется витаминами, мы поработаем на его огороде и поможем ему собрать урожай моркови. Ведь старшим надо помогать.

Игровое упражнение «Сколько осталось?»

Цель:

  • Закрепить счет до 9 в обратном порядке;
  • Познакомить с числом 0;
  • Познакомить с цифрой 0;

Воспитатель: Разложите перед собой карточки с цифрами от 1 до 9. Посмотрите на нашу грядку. Посчитайте, сколько морковок на ней растет, и покажите мне карточку с цифрой, которая обозначает количество морковок (9) . Кто поможет выдергивать морковку? (выходит ребенок убирает по одной морковки) Ваша задача, ребята, поднимать карточку с цифрой, которая будет обозначать сколько морковок осталось на грядке. Весь урожай моркови мы собрали. На грядке пусто. Есть цифра, которая обозначает, что грядка пуста – это цифра 0.Нарисуйте ее пальчиком.

Ноль похож на сто предметов –

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо. Часы,

На кружочек колбасы.

Барабан, баранку, сушку…

Воспитатель: Отгадайте загадку, а ответ покажите мне той карточкой, на которой нарисована нужная цифра.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

А у белки чешуи?

Воспитатель: Ребята, кажется, мы смогли помочь старику Годовику и вылечили его.

Старик Годовик: Спасибо вам ребята. Меня вылечили, времена года по местам расставили. Мне пора домой, вот беда я забыл дорогу в свой волшебный лес. У меня есть карта, но прочитать я ее не могу. Помогите, мне?

Воспитатель: Обязательно поможем. Посмотрите, ребята, на что похожа карта старика годовика? (Многоугольник) Для того чтобы нам найти дорогу в волшебный лес мы должны посчитать сколько углов у многоугольника (6) , сколько вершин у многоугольника (6) , сколько сторон у многоугольника (6) . Правильно, углы многоугольника это повороты, сколько их? (6) Вершины многоугольника это времена года через которые старик Годовик прошел, когда вышел из своего волшебного леса и пришел к нам в сад. Сколько остановок он сделал во время пути? (6) А стороны многоугольника это прямой путь от одной остановки до другой. Сколько прямых отрезков пути должен пройти старик Годовик? (6)

Воспитатель: Карту мы прочли. Тебе дедушка для того чтобы попасть домой придется проделать долгий путь через все времена года. Ребята. Давайте расскажем старику Годовику как он должен идти.

Упражнение «Дорога домой»

Цель:

  • Научить детей ориентироваться в пространстве;
  • Правильно проговаривать действия, используя слова «влево» , «вправо» , «прямо» , «дойти до остановки» ;

Объяснение детей.

Воспитатель: Старичок Годовичок, ты все понял? Теперь не заблудишься?

Старик Годовик: Все понял. Теперь дорогу обязательно найду. Спасибо вам ребята за помощь. Мне пора домой, а вы не забывайте следить за временем.

Итог занятия:

Замечательная у нас сегодня получилась встреча. Мы познакомились со стариком Годовиком и узнали, что времена года и месяцы – это единицы времени. И они следуют друг за другом в определенном порядке. Вспомнили счет до 10, вспомнили соседей каждого числа. Собирали урожай, варили овощной суп и витаминный салат для нашего гостя. Познакомились с цифрой 0, которая обозначает что все задания мы выполнили и нам пора на прогулку.

Приложение:

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

За окном стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес. (Зима)

Полюбуйся, пора наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. И.Никитин (Весна)

Время это к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком! (В. Берестов. Лето.)

Время золото роняет,

Холод пташек угоняет.

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг! (О. Иваненко. Осень.)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

Их на санках прокатила. (Зима)

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят! (осень)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет! (весна)

Много нужно овощей,

Чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку

Нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже,

Почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный

Вкус и цвет дадут прекрасный.

Свеклу и зубчик чеснока,

Укроп не будем класть пока,

А в конце его добавим,

Потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску

Мы помоем, сложим в миску.

Из них нарежем мы салат.

Будет гость наш очень рад.

Ноль похож на сто предметов –

От браслетов до беретов:

Круглый стол, кольцо. Часы,

На кружочек колбасы.

Барабан, баранку, сушку…

И на лысую макушку! А. Усачев.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

Что еще почитать