Нравственное воспитание в доу конспекты занятий. Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию

- познакомить детей с понятиями «добро», «зло» .

На примерах сказочных героев учить дошкольников замечать и изменять внешние эмоциональные признаки персонажей сказок, анализировать их положительные и отрицательные поступки, делать правильные выводы.

Определять чувство добра и зла, развивать умение распознавать их в словах, мимике, поступках героев сказок.

Формировать навыки творческой речи, умение подбирать слова-антонимы, синонимы.

Воспитывать чувство доброты, желания прийти кому-то на помощь.

Ход занятия по нравственному воспитанию детей:

Воспитатель: Дети, сегодня я получила телеграмму от сказочных героев. Послушайте, что они пишут нам: «Злые персонажи из сказок захватили в плен «Добро», спрятали его за высокими воротами и не отпускают. Помогите освободить и вернуть «Добро» в наши сказки. Подписались: Красная шапочка, Колобок, сестрица Аленушка. Что же это за воры. Вспомните их?

Дети: Это Волк из сказки «Красная шапочка», Ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Лисичка из сказки «Колобок».

Воспитатель: Правильно, дети. А какие злые дела они сделали?

Дети: Волк съел Красную шапочку и ее бабушку. Ведьма утопила Аленушку. Лисичка съела Колобка.

Воспитатель: Можем ли мы оставить этим ворам «Добро»? А что такое «Добро»?

Дети: Добро - это хорошие дела, хорошие поступки.

Воспитатель: Кого из сказочных героев мы можем назвать добрым и почему?

Дети: Красную Шапочку, потому что она заботится о своей бабушке; Царевича, потому что он спас Аленушку.

Воспитатель: Правильно, дети. Какие слова мы можем подобрать к слову «доброта».

Дети: Смелость, честность, заботливость, дружба.

Воспитатель: А какими бы цветами вы изобразили добро?

Дети: Светлыми, теплыми, такими как солнце, цветы, листочки

Воспитатель: А зло?

Дети: Темными, холодными, такими как дождевые облака, ветер, ураган, огонь.

Воспитатель: С какими словами у вас ассоциируется добро? (мама, праздник, цветы, друг...). А зло? (болезнь, война, пожар, драка, смерть...). На какой цвет похоже добро (светлый, теплый), а зло (холодный, темный).

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери картинку к цвету». Перед вами разные предметные картинки. Подберите картинки с цветами «добра» и «зла».

(дети выполняют задания).

Воспитатель: Нелегко нам освободить «Добро». Большая армия черной силы предстанет перед нами (показывает иллюстрации злых персонажей сказок). Дети, обратите внимание на изображения этих героев. Что же подчеркивает их злой характер? Послушайте:

Я, Баба Яга - Костяная нога!

Кого хочешь я проучу,

В своей ступе разобью!

Темный лес - это мой дом

Не позволю ходить в нем

Там я спрятала добро

Чтоб не нашел его никто

Присмотритесь к портрету Бабы Яги. Что именно делает ее злой. Если правильно назовем, то отберем ее злость.

Дети: У нее злые глаза, зубы, рот, волосы, одежда.

Воспитатель: Давайте заменим на портрете ее злые черты на добрые (проводится игра «Бабушка Яга подобрела» - дети подбирают к лицу Бабы Яги веселую улыбку, красивые волосы, одежду).

Воспитатель: Вот портрет другого героя. (читает)

Я, Горыныч - сильный змей, ты цеплять меня не смей

Потому что я - огнедышащий змей!

Ху-ху-ху, ча-ча-ча, берегись Горыныча!

Ху-ху-ху, гу-гу-гу, кого хочешь я сожгу!

Добро у меня не отнять, потому что я могу испепелять

Скажите, что его делает таким грозным? Назовем правильно, отберем его силу.

Дети: Его грозная сила - это три головы, крылья, сильные лапы, когти, пламя.

Воспитатель: Так давайте сделаем его добрым, веселым (проводится игра «Добрый Змей Горыныч» - дети с изображения забирают две головы, крылья, пламя, а добавляют улыбку).

Воспитатель: А вот, посмотрите, еще одна героиня сказки-ведьма. Послушайте, что она говорит:

Как всех очаровать меня учила ведьма-мать

Братика и сестричку, я брошу в водичку,

И добро не отпущу, зло делать всех научу!

Посмотрите на ее портрет, внешние черты делают ее такой страшной? Определим правильно, отберем ее страшные черты.

Дети: у нее страшные руки, которыми она очаровывает, глаза, черная одежда, волосы со змеями.

Воспитатель: Давайте, дети, и мы поколдуем и превратим страшную ведьму в хорошую, добрую колунью (проводится игра «Волшебные превращения» - дети меняют злые признаки на веселые, яркие).

Давайте задумаемся, а почему эти сказочные герои стали такими злыми, страшными, грозными. Придумайте интересный рассказ о том, как можно помочь им стать хорошими, научить творить добрые дела. (рассказы детей)

Дети: У козы и семерых козлят не было папы и волк мог бы стать их папой и защищать их от врагов.

Ведьму надо научить делать доброе колдовство, чтобы никто не болел.

Воспитатель: Так какие были эти сказочные герои сначала? (злые, нехорошие, гневные, жестокие). А теперь, когда мы им помогли какие они стали? (веселые, счастливые, хорошие, красивые). Ну что же, дети, мы с вами сделали хорошее, хорошее дело, выгнали зло из сердец сказочных героев и чтобы оно больше никогда не поселилось в них снова, давайте нарисуем тех, кто его творит. Пусть зло останется только на бумаге.

Дети рисуют красками, как они представляют добро

Воспитатель: Ваши рисунки закроем в Волшебную шкатулку, чтобы зло больше никогда не появлялось (дети кладут рисунки в ящик и закрывают).

Мною разработано 14 занятий по разным темам:" К кому приходит счастье", "Чудо улыбки", "Моя мама лучшая на свете", "Трудолюбие. Как стать трудолюбивым", "Как научиться быть добрым", "Богатство доброты", "Человеческое сердце", "Дружба", "Гордость","Любовь", "Братья и сестры", "Воспитание в семье" . Данные конспекты можно использовать для проведения внеклассных занятий, классных часов,использовать материал на уроках ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богатство доброты

Цель: помочь детям понять такие качества, как щедрость, душевность, доброта, благотворительность.

Ход занятия

1. На доске пословица:

Доброе дело это и есть счастье.

Были ли случаи в вашей жизни, когда, сделав доброе дело, вы ощущали себя счастливым человеком?

Кого на ваш взгляд можно назвать богатым человеком?

Хотели бы вы разбогатеть? Если бы вы нашли клад, то на что его потратили?

Кто должен быть более щедрым: бедные или богатые?

Кому труднее быть щедрым?

Как вы думаете, если человек делится своим богатством, уменьшается ли оно?

А что такое благотворительность? Знаете ли вы людей, которые занимаются благотворительностью? А можете ли вы участвовать в благотворительных акциях? Что сможет сделать каждый из вас?

2. Работа в группах.

Из каких сокровищ состоит наша земля? Напишите несколько самых основных и обоснуйте, почему без этих богатств не смогли бы жить люди.

Выступление групп и обсуждение работ.

3. Чтение японской сказки «Бедные и богатые».

Жили в одной деревне богач и бедняк. У богача было много денег.

Позвал как-то богач бедняка к себе. Думает бедняк: «Никак решил сделать мне подарок. Для этого и зовет». Пришел и говорит:

Какое это счастье иметь так много денег!

Да что ты! – отвечает богач, - какое же это счастье! Я вот подумал, что самый богатый человек в деревне – это ты! У тебя целых два богатства: первое – здоровье, а второе – дети. А у меня одни деньги. Какой же я богач?

Послушал, послушал бедняк да и думает: «И то правда, не так уж я и беден». И домой пошел – старухе обо всем рассказать. Старуха только руками всплеснула:

А разве ты, старый, не знал, что самое большое счастье – дети и здоровье?

Счастливо мы свою жизнь прожили! – решили старики.

Вот мы с тобой какие богачи, всех детишек подарками одарили! – радовались старик со старухой.

С тех пор прозвали их в деревне богатыми бедными.

4. Беседа по сказке.

В чем заключалось настоящее богатство старика?

Как вы думаете, если бы старик нашел клад или получил большое наследство, как бы он распорядился своим богатством?

Богач из сказки – на самом деле богатый человек? Можно ли про него сказать, что он богатый бедный?

Как вы думаете, лучше быть богатым бедным или бедным богатым? Почему?

Каким человеком вы считаете себя?

5. Чтение мансийской сказки «Зайчик» (можно подготовить ее инсценировку)

Жил – был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды, поедая осоку, губу себе порезал. Пошел к огню жаловаться:

Огонь, сожги осоку на озерном берегу!

Какое зло тебе сделала осока? – спросил огонь.

Губу мне обрезала, – ответил заяц.

Уж такое ненасытное брюхо у тебя, - сказал огонь.

Пошел заяц к воде и говорит:

Вода, прибудь, затуши огонь!

Губу мне разрезала!

Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:

Дети, стреляйте в воду!

Какое зло тебе сделала вода?

Вода не прибывает, огонь не тушит!

Какое зло тебе сделал огонь?

Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!

Какое зло тебе сделала осока?

Губу мне порезала.

Уж такое ненасытное брюхо у тебя!

Пошел зайчик к мышке и говорит:

Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи, чтобы стрелять не смогли.

Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют мальчики в воду – вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся зайчик, из огня побежал, ноги, уши себе подпалил.

6. Беседа по сказке. Итог.

Какие пословицы вам вспомнились, когда вы слушали эту сказку?

Встречались ли вам такие люди?

Что бы вы им пожелали? Могут ли они измениться? Желали ли вы когда-нибудь кому-либо добра? А зла?

С какими людьми вам хотелось бы чаще встречаться в своей жизни? Почему?

Предварительный просмотр:

Братья и сестры

Цель: развивать умение сопереживать, помогать и поддерживать своих родных братьев и сестер, относиться с уважением и любовью к ним, быть добрыми и чуткими.

Ход занятия

1. Беседа.

Есть ли у вас братья и сестры?

Как вы думаете, лучше быть одним ребенком в семье, или наоборот, иметь братьев и сестер?

2. Работа в группах. Дети делятся на группы. Одна будет называть преимущества жизни одного ребенка в семье, а вторая – преимущества жизни, когда у ребенка есть братья и сестры.

После выступления групп – продолжение беседы.

Дружите ли вы со своими братьями и сестрами? Чему они вас учат? Чему их учите вы?

Были ли такие моменты, когда они приходили вам на помощь, поддержали и успокоили вас?

А как вы помогали им?

Кого бы вы хотели иметь – брата или сестру? Почему?

Как вы думаете, кому в семье живется легче – старшим или младшим детям? Почему так думаете?

3. Чтение сказки.

А.Стоянов «Тыковка»

Жили-были пятеро братьев. Четверо братьев были рослые и статные, а пятый – невеличка, ростом с тыковку. Вот его и прозвали Тыковкой. И так ему прозвище подошло, что никто и не помнил, какое у него имя. Однажды старшие братья сказали:

Нас ждет долгий путь. В пути нам встретится много людей. Зачем нам Тыковка, из-за него нас поднимут на смех. Оставим его дома и пойдем вчетвером – мы друг другу под стать. И не взяли младшего брата.

Шли они, шли, и подошли к глубокой речке. Старший брат улыбнулся и говорит:

Вот видите, будь с нами Тыковка, пришлось бы переносить его на руках.

На следующий вечер вошли они в густой лес. Второй брат сказал:

Будь с нами сейчас Тыковка, он бы заблудился в чаще. Долгая дорога – удел рослых да сильных.

Кончался лес, стали они взбираться на гору по большим валунам. Третий брат не выдержал и говорит:

Хорошо, что Тыковка остался дома. Не пришлось нам его на спине тащить через валуны.

Шли они, шли и сбились с дороги. Вокруг – широкое поле. Всюду, докуда глаз хватает, только трава колышется, да кусты шелестят. Ни холмика, ни высотки, с которой можно оглядеть окрестности. Стоит среди поля тонкое деревце, но ни один из братьев не смог залезть на него. Тогда четвертый брат сказал:

Этому деревцу не выдержать рослого да сильного. Только Тыковка мог бы забраться на его вершину и отыскать дорогу. Надо было взять его с собой. Неправильно мы поступили!

Неправильно мы поступили! – ответили старшие братья и виновато опустили головы.

4.Беседа.

А как вы думаете?

Как старшие относились к младшему брату? Трудно ли им было перенести его через речку, валуны, помочь в густом лесу?

Могут ли старшие пренебрежительно относиться к младшим? Стоит ли считать себя выше и умнее потому, что ты старше?

Могут ли маленькие дети быть в чем-то развитее старших? Приведите пример.

Как вы думаете, смог бы Тыковка совершить этот путь с братьями?

4. Творческая работа по группам (по 4-5 чел.)

Придумать свою версию сказки о том, как Тыковка помогал братьям во время трудного пути.

5. Подведение итогов творческой работы . Если задание не закончено детьми, можно предложить им завершить работу дома и проиллюстрировать ее.

Предварительный просмотр:

Воспитание в семье

Цель: продолжать воспитывать внимание, уважение к родителям, понимание и желание видеть в них друга, воспитывать доброту, благодарность и умение прислушиваться к советам и требованиям взрослых.

Ход занятия

1. Беседа.

Как вы думаете, быть матерью или отцом трудно? Когда родителям бывает с детьми труднее всего, а когда они счастливы?

2. Работа с пословицами.

Дети хороши – отцу-матери венец;

Худы – отцу-матери конец.

Как вы думаете, какими должны быть дети, чтобы быть «венцом» для родителей?

Какое качество детей заставит этот венец «сверкать и переливаться»? От кого это зависит в большей мере?

3. На доске обозначены 4 столбика :

назидания замечания требования живой пример родителей

Каждому ребенку предлагается выйти к доске и поставить «+» в той колонке, что на ваш взгляд лучше всего воспитывает.

Подведение итога.

В каком случае, по вашему мнению, родители могут требовать? Стоит ли вообще что-либо требовать от своих детей?

А могут ли у хороших родителей вырасти плохие дети? От чего это происходит?

4. Чтение курдской сказки «Отец и сын».

Отец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге старую подкову и сказал сыну:

Подними эту подкову.

Зачем мне нужна старая сломанная подкова? – ответил сын.

Отец ничего ему не сказал и, подняв подкову, пошел дальше.

Когда они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал эту подкову за три копейки.

Пройдя еще немного, они увидели торговцев, которые продавали вишни. Отец на те три копейки, что выручил за подкову, купил у них много вишен, завернул их в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал свой путь, изредка съедая по одной вишенке. Сын шел позади и с жадностью смотрел на вишни. Когда они прошли немного, из рук отца выпала одна вишня. Сын быстро нагнулся, поднял ее и съел.

(Можно детям дать возможность предположить, что было дальше)

Спустя некоторое время отец уронил еще одну вишню, а затем другую, и стал так ронять по одной вишенке, продолжая свой путь.

Сын не менее 10 раз нагибался, поднимал и ел оброненные вишни. Наконец отец остановился и, отдавая сыну платок с вишнями, сказал:

(можно спросить у детей, что же сказал отец)

Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую подкову, а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые вишни, которые были куплены за эту подкову. Впредь запомни и не забывай: если будешь считать легкий труд тяжелым, то встретишься с более тяжелой работой; если не будешь доволен малым, лишишься большого.

5. Беседа по сказке.

Понравился ли вам воспитательный метод отца?

Как вы думаете, повлиял ли он на сына? Понял ли сын, что был не прав, поленившись поднять старую подкову?

А как бы вы поступили, будь на месте отца?

Расскажите о своих родителях. Какие качества вы приобрели, благодаря им?

Какими должны быть дети, чтобы сердца родителей болели за них меньше?

6. Творческая работа.

Нарисуйте сердце своих родителей.

Итоговая выставка. Возможны комментарии детей.

Предварительный просмотр:

Гордость

Цель : развивать и совершенствовать у детей милосердие, доброту, скромность, умение сопереживать и сочувствовать.

Ход занятия.

1. На доске пословицы:

Не гордись званьем, а гордись знаньем.

Ищет гордый светлого места, мудрый же виден и из темного угла.

Прочитайте первую пословицу.

Чем вы можете гордиться?

Какого человека можно назвать гордым?

Нужна ли гордость человеку?

Как вы думаете, должны ли родители гордиться за своих детей? А дети за родителей?

Чем больше всего вы гордитесь в ваших родителях? А родители в вас?

Помогает ли гордость становиться лучше? Приведите примеры из своей жизни.

Может ли скромный человек быть гордым?

2. Чтение сказки.

В.Сухомлинский

«Лепесток и цветок»

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке 42 лепестка. И вот один Лепесток возгордился!

Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду, что мне?

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок.

А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей.

Пошел Лепесток и встретил Муравья.

Ты кто? – спрашивает Муравей.

Я – Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного Лепестка – цветок. А Лепесток без цветка – ничего.

3. Беседа по сказке.

Почему Лепесток возгордился?

Казалось ли вам когда-нибудь, что вы самый главный в компании? Нравилось ли вам это чувство?

Назовите свои любимые деревья, цветы, животных. Представьте, чем они могут гордиться.

Как вы думаете, гордиться – это хорошо или плохо?

4. Творческое задание. Работа по группам – детям предлагается придумать продолжение этой сказки.

Когда работа закончена, обязательно каждая группа зачитывает свой вариант продолжения сказки.

Обсуждение.

5. Продолжение работы с пословицами. Итог.

Как вы понимаете смысл второй пословицы?

Как вы считаете, какие качества человека делают его заметным в любом месте?

О каком человеке можно сказать, что мир вокруг него светиться?

Если человек гордиться чем-либо, должен ли он хвалиться этим?

Предварительный просмотр:

Дружба

Цель: воспитывать у детей дружеские отношения, учиться беречь друзей, дорожить ими, развивать чувство ответственности, умение бескорыстно помогать окружающим.

Ход занятия.

1. Занятие начинается с чтения сказки.

И.Радчиков «Если хочешь иметь друзей»

Одно дерево стояло у дороги и грустило, потому что у него не было друзей. Конечно, по дороге ходили люди, но у каждого были свои дела, и никто не останавливался у дерева. Порой оно думало уйти, куда глаза глядят. Но деревья не могут ходить, они не могут убежать даже тогда, когда видят, что к ним идут люди с топорами. Так было до весны. Как только наступила весна, дерево покрылось листвой, надело красивую зеленую шапку. Но все равно оно оставалось одиноким.

Однажды дерево увидело, что ястреб гонится за воробьем. Воробей кричал со страху. Не зная, куда деться, он шмыгнул в зеленую листву дерева.

Дерево было довольно. Всю ночь оно шепталось с воробьем, а наутро птичка свила на нем гнездо и села выводить птенцов.

Однажды возле дерева остановилась телега. Возница распряг коней, бросил им сена, а сам лег вздремнуть. Ехали мимо другие люди, увидели густую тень и тоже решили отдохнуть. Проезжие уселись в тени и стали рассказывать разные истории, а дерево слушало и радовалось, что оно уже не одиноко. Оно старалось погуще положить тень, не то люди решат, что тень плохая и уйдут.

С тех пор каждый, кто шел по дороге, останавливался отдохнуть под деревом. Верно, дерево не может идти в ногу с человеком по дороге, но зато оно может укрывать его в пути своей тенью!

Так у дерева появились друзья. Оно поняло, что если хочешь иметь друзей, нужно укрывать их своей тенью.

2. Беседа по сказке.

Как изменилось дерево, когда стало помогать людям? Много ли друзей появилось у него? В чем заключается счастье дерева?

Чтобы вы посоветовали человеку, который хочет иметь друзей?

Много ли у вас друзей? Расскажите о них.

Как вы думаете, что такое дружба? А что такое бескорыстная дружба?

Были ли в вашей жизни случаи, когда кто-либо совершенно бескорыстно оказывал вам помощь? Что вы чувствовали? Совершали ли вы когда-нибудь что-либо подобное для людей?

3. Детям предлагается прослушать еще одну сказку.

В.Сухомлинский «Девочка и ромашка»

Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Подошла девочка к камню и спрашивает:

Кто там плачет под камнем?

Это я, Ромашка, - послышался тихий, слабый голос, - Освободи меня, девочка. Давит меня камень…

Откинула девочка камень и увидела нежный бледный стебелек Ромашки.

Спасибо тебе, девочка, - сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под каменного гнета.

Как же ты попала под камень? – спросила девочка.

Обманул меня камень, - ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семечком. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют камень и пообещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка!

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали солнце.

Как хорошо быть твоей! – часто говорила Ромашка.

А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.

Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка. Но я знаю, что ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та огненная маковка – она дружит с солнышком. Солнышко шепчет ей: «Ты моя, огненная маковка». Я слышу этот шепот, когда восходит солнце и маковка раскрывает свои лепестки. А вот тот василек – друг весеннего ветра. Он первым прилетает к васильку, будит его и шепчет: «Проснись!»

Цветок не может жить, если он ничей.

4.Беседа.

Согласны ли вы с мнением Ромашки, что «ничьих цветов не бывает»?

Есть ли у вас друзья-цветы?

Какой была девочка? Можно ли назвать ее настоящим другом?

Трудно ли быть настоящим другом? Почему?

Как вы думаете, кто в природе с кем дружит? Есть ли в мире природы кто-то, с кем все дружат, с кем никто дружить не хочет, с кем очень легко или очень трудно дружить?

5. Работа с пословицами.

Верный друг лучше сотни слуг .

Расскажите о такой ситуации, когда вам сильно помог друг.

Друг познается в беде.

Только ли в беде познается друг?

Помогали ли вам друзья в беде? А вы?

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Бережно ли вы относитесь к своим друзьям?

Как вы познакомились со своими друзьями?

6. Игра «Тайный друг»

Записать имя и фамилию каждого ребенка на отдельных листочках. Сверните их, сложите в коробку и предложите вытянуть один листочек. Прочитав его, ребенок не должен никому говорить имя, написанное на листике. Тот ребенок, чье имя они вытянули, становится отныне их «Тайным другом». В течение трех дней все должны, не выдавая себя, проявлять как можно больше внимания к «тайным друзьям», чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми на свете. Каждый день нужно делать хотя бы один приятный сюрприз своему другу.

По прошествии трех дней дети могут попробовать угадать, кто был их тайным другом. На следующем занятии можно спросить, что для них было самым главным и самым сложным в этом задании.

Предварительный просмотр:

К кому приходит счастье.

Цель: довести до понимания детей, что такие качества как доброта, трудолюбие, милосердие составляют основу полноценной счастливой жизни любого человека.

Ход занятия

1 .Вступительная беседа.

Как вы думаете, все ли люди хотят быть счастливы?

На доске – пословицы:

«Счастье лучше богатства»

«Всякий человек своего счастья кузнец»

«Счастливому талант дан от бога»

Согласны ли с этими высказываниями? Как вы понимаете смысл данных пословиц?

2. Детям предлагается написать 10 желаний, которые, по их мнению, принесут им счастье. Возможен и другой вариант: выбрать 5 главных ценностей, которые нужны для счастья:

*хорошая семья

*большой дом

*хорошее образование

*упорство

*деньги

*уважение людей

*друзья

*красивая внешность

*доброта

Почему вы выбрали именно эти ценности?

3.Чтение сказки.

Д.Биссет. «Як».

Далеко в горах жил Як. Больше всего на свете Як любил сидеть в укромном местечке среди скал и слушать море. Он где-то нашел морскую раковину – очень красивую, с крутым завитком, - и когда прикладывал ее к уху, то слушал шум морских волн.

Як слушал шум раковины и мечтал попасть на берег моря…

И вот однажды, прихватив с собой любимую раковину и попрощавшись с остальными яками, он отправился в путь.

Як не знал дороги, но решил: «Буду идти, пока не дойду до моря». И шел так весь день, а вечером пощипал травы, послушал шум моря и заснул.

Он шел еще день и еще, но до моря все равно не дошел. Вокруг были горы и горы.

Однажды Як остановился попить из горного ручья. Настроение у него было невеселое. Он приложил к уху свою раковину и, усевшись на берегу, стал слушать. А ручей бежал своей дорогой, прыгая по камням. Вдруг ручей спросил:

Что ты тут делаешь?

Слушаю, - ответил Як.

Дай мне послушать, - попросил ручей.

Як поднес раковину к воде, и ручей прислушался.

Это шум моря! – обрадовался ручей. – Ну да, шум моря!

А ты знаешь туда дорогу – спросил Як.

Знаю ли я дорогу! – возмутился ручей. – Да я как раз туда и бегу. Следуй за мной и попадешь прямо к морю.

Спасибо, - сказал Як и пошел следом за ручьем.

Постепенно ручей становился все шире и шире и, наконец, превратился в полноводную реку, по которой плыли лодки. Як нанял лодку и поплыл дальше в лодке. Она была с большим красным парусом, и, когда дул ветер, Як сидел и отдыхал.

Наконец он добрался до моря. Какое это было чудо! Як сел на песочек и стал наблюдать за волнами. Они шумели совсем так же, как прибой в его раковине. Як был счастлив.

У моря было жарко, и Як пошел к парикмахеру, чтобы тот подстриг его длинную шерсть. А потом вернулся и катал на спине ребятишек – по 2 пенни за круг. И скоро у него набралось денег на мороженое, которое ему давно хотелось попробовать.

Жизнь протекала славно. Яку нравилось здесь, на берегу моря. Но больше всего на свете Як любил длинные вечера, когда уже стемнело и все уходили домой, а он сидел один-одинешенек перед своей пещерой, слушал шум моря и следил за кораблями, уходящими за горизонт.

Когда становилось совсем темно, одна за другой зажигались звезды, а море плескалось и плескалось о берег.

4. Беседа по содержанию сказки.

Как вы думаете, если бы Як только мечтал о море, но оставался в холодных горах, был бы он по-настоящему счастлив?

Чем отличается Як от других яков?

Должен ли человек искать свое счастье или оно само придет? Как вы понимаете пословицу «Под лежачий камень вода не течет»?

Представьте, что вы слушаете раковину из этой сказки. Она рассказывает о самом счастливом дне в своей жизни. Какой это будет рассказ?

5. Итог. Учитель предлагает послушать притчу.

Бог слепил человека из глины и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе?» - спросил Бог. «Слепи мне счастье» - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Как вы считаете, от кого зависит ваше счастье? Сможет ли кто-то «слепить» ваше счастье?

Что в вашей жизни является самым большим счастьем?

Как вы думаете, есть ли какое-нибудь одно общее счастье для всех людей на земле?

Нарисуйте Фею счастья.

Выставка рисунков.

Дома можно предложить нарисовать цветок счастья и придумать о нем сказку.

Предварительный просмотр:

Как научиться быть добрым

Цель: развивать и совершенствовать у детей доброе, внимательное и чуткое отношение к окружающим.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Как вы думаете, добрым человек рождается или это качество нужно развивать?

Представьте себе, что солнце и доброта – одно и тоже. Что произошло бы с миром, если бы не было доброты?

2. Игра: «Как заразиться добротой»

Один ребенок говорит что-то доброе другому. Затем оба берутся за руки и вместе придумывают и говорят что-нибудь хорошее еще одному ребенку. Затем они втроем говорят что-то доброе четвертому, и так до тех пор, пока не будут охвачены все дети. Затем все дети становятся в круг, держась за руки.

Вывод: доброта распространяется очень быстро, если, конечно, стараться быть самому добрым. Стоя в круге, можно спеть какую-нибудь песню.

3. Чтение притчи.

На свете есть семь пожертвований, которые может сделать даже бедный человек.

Во-первых, это служение своим трудом.

Во-вторых, духовное жертвование – это чуткое и внимательное отношение к окружающим.

В-третьих, жертвование глазами – это добрый взгляд.

В-четвертых, жертвование лицом – это постоянная теплая улыбка на губах.

В-пятых, жертвования словами – это слова внимания и участия.

В шестых, жертвование местом – это уступать свое место другим.

И в-седьмых, жертвование своим домом – это давать приют на ночь другим.

Все эти пожертвования может сделать любой человек.

(На доске можно кратко обозначить все эти пожертвования и сначала детям предложить объяснить их смысл, а затем прочитать пояснение из притчи)

Согласны ли вы с мыслями из притчи?

Совершали ли вы когда-нибудь подобные пожертвования? Трудно ли это было сделать?

А знаете ли вы таких людей? Чем они жертвовали?

С кем бы вы сравнили доброго человека? А злого?

Говорят, есть три типа людей: одни подобны засухе, другие небольшому дождику, третьи – дождю, захватывающему все вокруг.

Кто эти люди? (Дети могут высказать свои предположения)

Люди засухи – они никому ничего не дают, ни еды, ни питья, ни одежды.

Люди подобные небольшому дождику – они дают что-то некоторым, а другим нет.

Люди подобные сильному дождю – они дают всем, кто нуждается кров, еду, питье…

4. Итог. Какие люди вам встречались? Какие вам больше нравятся? Трудно ли быть добрым? Нарисуйте дома свои ощущения о людях трех типов.

Предварительный просмотр:

Любовь

Цель: продолжать знакомить детей с человеческими добродетелями, развивать понимание того, что любовь является источником всего самого светлого на земле.

Ход занятия

  1. Беседа.

Сегодня на уроке мы будем размышлять о любви. Начнем со шкатулки. В ней находится самое дорогое, что есть на свете. Как вы думаете, что это? (предположения детей)

Загляните в нее, и вы увидите, что является самым ценным.

красивой шкатулке лежит зеркало. Каждый ребенок по очереди заглядывает в нее.

Этот момент очень важен. Дело в том, что ценности в личности не только аккумулируются, но и преобразуются, и это преобразование во многом зависит от характера оценки человеком своих качеств как ценностей идеальных, или как ценностей, требующих своего развития, или как не ценностей, которые необходимо преодолеть и т.д.

Простой прием помогает выявить отношение ребенка к самому себе. От этого зависят многие жизненные ситуации, с которыми он столкнется, и даже больше – его судьба. До сей поры никто не говорил ему, что главная ценность – он сам. Поэтому человек начинает искать ценности везде, только не в себе.)

Кто, по вашему мнению, больше всего любит вас?

Как выглядел бы мир, в котором нет любви?

2. Чтение сказки.

Г. Гребенщиков «Сказка про Ерша»

Улыбнулось солнышко земле. Пришла весна. Все плыли к истокам рек. В самые молодые, в самые чистые, в самые быстрые воды метать икру. Плывет большая и маленькая рыба, осетры и окуни, лини и налимы…

Плывет маленький, колючий ерш. На всех сердится, всех пугается, всем мешает, всех соседей колет иглами – самая вредная рыбешка – ерш…

Порядочные рыбы кричат ему:

Куда ты лезешь, ерш?.. Куда торопишься?

Ерш ощетинился:

А вам какое дело?.. Плыву, куда и все плывут.

Тогда рыбы кричат ему с насмешкой:

Неужели ты думаешь пустить свою икру во все моря? Да кому нужно твое колючее и неприятное потомство?

А ерш как напружинил свои иглы – раз одну соседку, раз – другую, запачкал слизью красивых рыб, те и расступились перед ним. Не драться же с ершом… Подальше от его слизи…

Прошмыгнул ерш вперед, и вдруг рыбы увидели, как луч солнца радугой заиграл на спине ерша. Вот те и на! Это значит, солнышко послало свое благословение ершу первому, а потом уже и остальным порядочным рыбам… Ну, что тут делать? Закричали рыбы:

Радуйся, ерш! И тебя солнышко любит…

И пустились они с ершом в веселую рыбью пляску. Ой, что там было! Как плясали и играли рыбы! Как блестела их чешуя, и какими изумрудами переливалась на солнышке вода!

3. Беседа по сказке.

Почему рыбы не хотели, чтобы колючий ерш плыл вместе с ними?

Почему ерш так торопился?

Как солнышко встретило ерша? Почему не отвернулось от него?

Как вы думаете, ерш перестал сердиться?

Как любило солнышко? Можно ли этому научиться?

Знаете ли вы людей, любовь которых похожа на солнышко? Вам нравятся такие люди?

С кем вы можете сравнить солнышко из сказки?

4. Творческая работа.

Нарисовать солнышко, а по его лучам написать всех, кого вы уже любите или хотели бы полюбить?

5. Подведение итогов по творческому заданию . Выставка «Солнечная любовь».

Предварительный просмотр:

Моя мама лучшая на свете.

Цель: воспитывать нежное, бережное, заботливое отношение к маме.

Ход занятия

1. Беседа с детьми.

Кого вы любите больше всего на свете?

А кто может сказать, чья мама самая лучшая?

Конечно, каждый из вас вправе утверждать, что именно его мама самая лучшая на свете. Сегодня мы с вами и поговорим о ваших самых лучших в мире мамах. Но сначала послушайте сказку.

2. Чтение сказки (с музыкальным сопровождением)

А.Калалийчев «Слеза матери»

Летом в доме, под крышей которого ласточка свила гнездо, вспыхнул пожар. Мать успела вынести птенцов, но одному из них раскаленный уголек обжег крылышко. Маленькая ласточка не могла летать.

Прошло лето. Наступила осень. Ласточки стали собираться в дальнюю дорогу. Однажды утром старая ласточка снесла свою увечную дочку в сад и сказала:

Дитя мое, мы улетаем сегодня на юг. Тебе придется остаться здесь. В этом кувшине я приготовила для тебя мягкую постельку из пуха. Там ты будешь лежать. Когда проголодаешься, выберись наружу и поклюй чего-нибудь. Весной мы вернемся к тебе.

Спасибо, матушка! – промолвила маленькая ласточка, спрятала голову под крыло матери, чтоб та не видела слез, и притихла…

Птицы улетели. Ласточка осталась одна. Потянулись ненастные дни. Заморосил дождик. Дождевая капля скатилась на край астры и вот-вот упадет.

Ах, как я устала! – вздохнула капля.

Ты откуда? Издалека? – спросила ласточка.

И не спрашивай! Дальнюю дорогу проделала я от великого океана, где родилась. Сказать по правде, я не дождевая капля - я слеза.

Слеза? Чья слеза? – встревожилась ласточка.

Слеза матери. Однажды на мачту океанского парохода села уставшая и печальная ласточка. Я затаилась в правом глазу бедной птицы. Ласточка стала просить:

Братец ветер, будешь пролетать над моим домом, загляни к моему одинокому птенчику и скажи, пусть остерегается черной кошки, которая частенько вертится в саду. Улетая, я забыла предупредить ее. Скажи, что мое сердце разрывается от горя…

А где осталась твоя ласточка? – спросил ветер.

В старом глиняном кувшине, что валяется в саду.

Тут я выкатилась из глаза старой ласточки. Ветер подхватил меня и помчал. Девять дней я летела, и вот, наконец, упала около кувшина. Ах, как я устала! Мне бы уснуть…

Сердце больной ласточки сильно забилось. Она приподнялась, приоткрыла клюв и бережно подхватила усталую слезу матери.

Спасибо тебе, матушка! – прошептала она, зарылась в пух и уснула, согревшись, будто мать укрыла ее своим крылом.

3. Беседа после чтения.

Как вы думаете, сможет ли перезимовать маленькая ласточка? Что ей поможет? Почему ей трудно без мамы?

Что вы испытываете, когда долго не видите маму?

4. Рассказ о маме.

Расскажите о своей маме. Чем занимается ваша мама? Что она больше всего любит?

Рассказывала ли вам мама о своем детстве и о своей молодости? Что вы узнали интересного?

Нравится ли вам разглядывать фотографии своей мамы в детстве и юности?

(заранее можно подготовить фотовыставку «Наши мамы родом из детства»)

Что вы испытываете, когда другие люди при вас хвалят вашу маму? Гордитесь ли вы ею?

Можете ли вы успокоить свою маму, когда она переживает или беспокоится за что-либо? Что вы для этого делаете?

Нравится ли вам, как готовит ваша мама? Есть ли такие блюда, которые она готовит специально для вас?

Как вы считаете, трудно быть мамой? Что самое главное в жизни мамы?

Мы привыкли к постоянной заботе мамы. А можете ли вы сами заботиться о маме?

5. Слушание сказки В.Сухомлинского «Семь дочерей». (возможна инсценировка сказки).

«Семь дочерей»

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

Мне было тяжело без тебя, как пчеле без цветка, - промолвила четвертая.

Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая.

Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - щебетала шестая.

Здесь ученик может сделать паузу. Учитель задает вопрос детям:

Как вы думаете, а что сказала седьмая дочь? (Дети высказывают свои предположения)

Послушайте окончание сказки.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Какой была седьмая дочка? А что вы делаете для своей мамы?

6. Творческая работа. Работа по группам. Каждая группа пишет те качества, за которые дети любят своих мам. Создание «собирательного» портрета мамы. Дети дописывают фразы: «Моя мама умеет…», «Сердце у мамы…», «Я люблю маму за…», «Моя мама самая…»

7. Итог. Обсуждение работ.

8. В заключение группа детей исполняет песню о маме из к\ф «Волк и семеро козлят». Исполнение сопровождается показом слайдом, где изображены мамы со своими детьми.

Предварительный просмотр:

Моя семья. Фамильное дерево.

Цель: развивать и совершенствовать у детей качества и добродетели, уметь общаться, уважать друг друга, внимательно и бережно относиться к членам семьи.

Ход занятия

1. Занятие начинается с чтения сказки А. Исаакяна «У солнца».

Вопросы после чтения:

Как вы думаете, какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?

Встречали ли вы когда-нибудь «солнечную семью»? Назовите самые главные качества «солнечной семьи».

Можно предложить детям завести тетрадь «счастливая семья». В эту тетрадь записывать и зарисовывать свои мысли о семье воспитании детей. По этой тетради интересно проследить, как со временем меняется представление о семье.

2. «Я познакомлю вас со своей семьей» – детям предлагается нарисовать свою семью на небольшом листочке. Затем по очереди они показывают свои рисунки.

Разглядывая рисунок, каждый ребенок должен задать автору хотя бы один вопрос о его семье. Затем делается выставка рисунков, а позднее склеивается альбом – «Наши семьи»

3. Знакомство с жизнью разных семей (можно на 2-3 примерах современных кинозвезд, спортсменов и т. п.)

Вывод:

Все семьи разные

Не во всех семьях одинаковое количество людей

Не во всех семьях есть отец и мать

Дружная, счастливая семья - одна из самых больших радостей в жизни человека

4.Фамильное дерево.

Заранее предложить детям в течение двух недель собирать информацию о своей семье для построения фамильного дерева. Предложить детям попробовать как можно больше узнать о людях, давших начало их семье. На дереве нужно указать даты рождения и смерти. Можно указать профессии и места рождения своих родственников. Дерево нужно строить, начиная с корня. Затем попросить детей изучить свое фамильное дерево и ответить на вопросы:

В вашем роду больше мужчин или женщин?

Какие профессии встречаются наиболее часто?

Существуют ли традиции в семье, которые передаются из поколения в поколение?

Живут ли члены вашей семьи в одном городе или в разных городах?

Важно ли поддерживать отношения со всеми родственниками?

5.Итог.

Показать детям семечко и спросить, что нужно для того, чтобы из него выросло хорошее растение. А если лишить его ухода, может ли вырасти хорошее растение?

Нужно ли в семье заботиться друг о друге? Учитесь ли вы этому в своей семье?

Предварительный просмотр:

Поиск прекрасного

Цель: развивать нравственные качества детей, умение видеть прекрасное и стремиться к нему.

Ход занятия

1. Детям предлагается рассмотреть красивые фотографии, картины и т.п.

Что для вас – самое прекрасное на свете? А что в человеке самое прекрасное?

Попробуйте в своих друзьях найти самое прекрасное.

2. Чтение сказки. Во время чтения можно демонстрировать слайды с изображением цветов, включить легкую классическую музыку.

В.Сухомлинский «Мальчик и колокольчики ландышей»

Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландышей.

Белые колокольчики увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать ландыши. Цветы прошептали:

Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

Вы мне нравитесь. Вы очень красивые.

Хорошо, срывай. Но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.

Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле колокольчиков ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

Растите, колокольчики, - тихо вымолвил мальчик.

3. Беседа по сказке.

Как вы думаете, почему мальчик не сорвал цветы?

Что изменилось в душе мальчика, когда он посмотрел на ландыши?

Хотелось ли вам когда-нибудь сорвать красивые цветы, но вы смогли сдержать себя? Что вас остановило?

Почему у людей часто возникают такие желания?

Вывод. Если внимательно рассмотреть разные цветы, их уже не захочется срывать.

Рассматривание слайдов с изображением цветов (или фотографий).

На что они похожи?

Как вы думаете, если бы мальчик сорвал ландыш, смог бы он заметить удивительную красоту? Почему?

4. Работа с пословицами.

На цветок пчелка летит, а на красоту душу человеческая глядит.

Закройте глаза и попробуйте вспомнить, сколько раз за неделю вы заметили что-то красивое.

Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Встречали ли вы людей, которые красиво поступают?

Какие дела и поступки можно назвать красивыми? Может ли человек стать от этого красивее?

5. Творческая работа.

Станет ли мир красивее, если все люди научаться видеть красоту? Нарисуйте этот мир.

6. Выставка детских работ.

Предварительный просмотр:

Трудолюбие. Как стать трудолюбивым.

Цель: развивать и воспитывать любовь и уважение к труду, желание принести радость близким, научиться занимать себя интересной работой.

Ход занятия

1. Работа над пословицами. На доску постепенно вывешиваются пословицы (либо появляются на интерактивной доске, на слайдах). Дети объясняют их смысл.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Вы часто сидите дома без дела или всегда находите себе занятие?

Как вы думаете, какому человеку интереснее жить: тому, кто всегда находит себе занятие или тому, кто любит бездельничать? Почему?

Птицу узнают в полете, а человека в работе .

Каким должен быть человек, чтобы хорошо и с радостью работать?

Были ли случаи, когда по выполненной работе вы могли сказать, что за человек ее выполнял?

То, что достается без труда, не приносит счастья никогда.

Расскажите о какой-нибудь вещи, которую вы отремонтировали или сделали сами.

Что делают своими руками ваши родители? Чему вы у них научились?

Когда вы впервые сделали что-либо своими руками?

2.Рассматривание выставки «Наши руки не для скуки» (выставку надо заранее оформить)

Считаете ли вы себя трудолюбивым человеком? Какое дело для вас является самым важным?

Какие качества необходимы человеку, чтобы научиться что-либо хорошо делать?

(Можно записать их на доске)

Подумайте, у кого есть такие качества, а какие надо еще развивать.

3. Совместная деятельность.

Попробуйте составить правила или советы для человека, который хочет стать трудолюбивым.

Обсуждение работы.

4. Беседа о профессиях.

Показать детям фотографии различных видов профессий или форменной одежды и попросить отгадать профессию.

Знаете ли вы людей, которые имеют сразу несколько профессий?

А кем вы хотите стать?

Как вы думаете, почему некоторые люди внезапно меняют профессию?

(Можно рассказать детям о выдающихся людях, о их достижениях и отношении к труду)

5. Чтение сказки.

Б.Сергуненков «Плотник»

Жил плотник. Много он за свою жизнь построил домов. Очень любил он свое дело, старался, чтобы каждый жил в тепле и уюте.

Однажды рубил он дом соседу. День рубит, ночь. Видит сосед: трудится плотник, не покладая рук, испугался, как бы не перетрудился он, не заболел. Говорит сосед плотнику:

Ты перекусил бы немного.

А плотник в ответ:

Мне работа вкуснее хлеба.

Ты попил бы немного.

Мне работа слаще воды.

Ты поспал бы немного.

Мне работа приятнее сна.

Пожалел сосед плотника, силой запер его в сарае. Думал, заставит плотника отдохнуть. А тот разыскал в сарае доски – дверь мастерит.

Уложил сосед плотника спать, как маленького убаюкал. Спит плотник, но и во сне ему не спится. Держит он в руках маленький чурбачок и конька на крышу во сне вырезает. Связал сосед руки плотнику. Теперь-то он ничего сделать не сможет! И, правда. Лежит плотник связанный, и руками ему не пошевелить. Тут услышал сосед на стройке стук плотничьего топора. Побежал смотреть: кто там вместо плотника работает? Смотрит и глазам своим не верит: топор сам без хозяина тешет, пила пилит, бревна в ряд венец за венцом кладутся. Понял он: не оторвать ему мастера от работы. И отстал с миром. Так и работает плотник в охотку до сих пор.

Цель: утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: доброту, любовь, красоту, милосердие.

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

На доске большими буквами написано слово «СЕРДЦЕ».

Детям предлагается подобрать эпитеты, записать их на доске.

А задумывались ли вы над тем, какое у вас сердце?

Что имеется в виду, когда говорят: «Этот человек бессердечный»?

2. Учитель рисует на доске большое сердце.

Это сердце семьи. Перечислите все сокровища, которые хранятся в этом сердце.

Учитель вписывает все сокровища в сердце, нарисованное на доске.

Дети делятся на 3-4 группы, и каждая из них сочиняет небольшую сказку о том, как сердце хранит это сокровище.

3. Чтение сказки.

А. Каралийчев «Крылатый пленник»

На дворе шел мелкий снег. Возле дома три воробушка перебирали клювиками соломинки, выискивая оброненные в молотьбу зерна. Иванчо стоял у окна, вытирая ладошкой запотевшее стекло, и с любопытством смотрел, как взъерошенные птички приближаются к его ловушке. А ловушку он смастерил из двух почерневших плиток черепицы: на одну насыпал горсть желтого проса, а другую поставил над ней под углом, легонько подперев верхний край двумя рогатинами. Один из воробушков, увидев просо, радостно зачирикал и бросился его клевать. Ненароком он задел одну рогатину. Верхняя плитка черепицы упала, накрыв воробушка. Он оказался в западне. Иванчо радостно вскрикнули, как был, в одних носках, выбежал во двор и бросился к ловушке. Схватив капкан с крылатым пленником, он бегом вернулся в теплую комнату, плотно прикрыл за собой дверь и поднял верхнюю плитку. Воробушек с шумом выпорхнул из ловушки. Он решил, что очутился на свободе, стремительно взмыл вверх и ударился крыльями о потолок. Пленник мотнулся к окну, стал биться о стекло. Выбившись из сил, бедная пташка упала, и Иванчо схватил ее.

Ага, попался! – сказал он, - сейчас возьму ножницы и подрежу тебе крылья, тогда посмотрим, как ты будешь летать!

Большущие ножницы, которыми мама кроила материю, висели на гвозде.

Вот погоди, - пригрозил Иванчо воробушку, - вернется мама и достанет ножницы. Он сунул птичку за пазуху, сел у окна и задумался.

Тук-тук-тук! – стучало сердце Иванчо.

Кто это стучит? – спросил воробушек.

Я стучу, - ответило сердце.

А ты кто?

Я сердце Иванчо.

Знаешь, - пожаловалась птичка, Иванчо хочет подрезать мне крылья ножницами.

Ох, уж этот мне Иванчо! – Сердце глубоко вздохнуло. – Ему бы только озорничать.

А ты мне можешь помочь?

Нет, не могу, - ответило сердце. - У Иванчо уши, будто ватой набиты, сколько не кричи – не услышит. Я позову на помощь сон.

Близился вечер. Сон Иванчо невидимкой стал перед ним и прикоснулся к его ресницам. Сердце рассказало ему о том, что задумал Иванчо.

Поможешь Иванчо? – попросило оно.

Ладно, - тихонько прошептал сон и закрыл веки Иванчо.

(Детям можно задать вопрос, как они думают, как может помочь сон маленькому воробушку. После предположений можно продолжить чтение)

Маленький мальчик уснул, и привиделось ему, будто идет он босиком по кривой заснеженной тропинке в дремучем лесу. Ему хочется поесть, подкрепиться, хочется согреть озябшие руки, но в белом занесенном снегом лесу нет ни хлеба, ни огня. Шел он, шел и вдруг, откуда ни возьмись, между старыми, белыми от снега деревьями показался небольшой красный домишко. Смотрит Иванчо, а перед домишком лежит большое деревянное корыто. Один край его приподнят и подперт жердочкой. Под корытом стоит тарелка, а на ней добрый кусок белой, как снег, брынзы да ломоть хлеба. У Иванчо живот подвело от голода. Он подкрался к корыту и огляделся: кругом ни души. Недолго думая, бедолага юркнул под корыто и протянул руку к тарелке. Не успел он прикоснуться к хлебу, как корыто упало и накрыло его. Иванчо ну биться, хочет закричать во весь голос, но не может издать ни звука. Тут дверь красного домика хлопнула. Седая старуха приподняла корыто, ухватила Иванчо за ноги, глянула ему в глаза да как заорет:

Так это ты и есть тот самый мальчишка, который ловит бедных воробушков? Ну, погоди, я тебя проучу!

(Дети снова могут высказать предположения, как старуха может наказать Иванчо )

Она поволокла его по снегу в свой домишко. Сняла со стены огромные ножницы, сделанные из двух скрещенных сабель.

Что ты собираешься делать? – спросил Иванчо, дрожа как осиновый лист.

Я отрежу тебе руки, которыми ты хватаешь беззащитных птичек и подрезаешь им крылья!

И седая старуха защелкала страшными ножницами. Иванчо вырвался и хотел было бежать, но старуха схватила его своей костлявой рукой.

Стой! – крикнула она.

Он огляделся по сторонам. В комнате никого. Вспомнил Иванчо про воробушка. А тот сжался у него за пазухой и жалобно попискивает. Иванчо долго протирал сонные глаза. Потом встал, сунул руку за пазуху, достал притихшую птичку, ласково прижался к ней щекой, распахнул окно и выпустил на волю. Воробушек вспорхнул и растаял в холодных зимних сумерках.

Цель: развивать человеческие добродетели, учить дарить хорошее настроение, поддерживать в трудную минуту, быть внимательным и отзывчивым.

Ход занятия

1.Вступительная беседа начинается с просмотра репродукций картин, изображающих улыбающихся людей: портрет Л.Толстого, картину «Пшеница» Т.Яблонской, «Джоконда» Леонардо да Винчи (или другие)

О чем говорят улыбки людей на этих картинах?

Как вы считаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

А если бы люди не улыбались, какой бы стала жизнь?

2. Прослушивание песни В.Шаинского «Улыбка». Дети могут подпевать.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы научиться улыбаться?

Часто ли вы улыбаетесь? Что вызывает вашу улыбку?

Может ли улыбка исцелить человека?

В каких профессиях улыбка является необходимым условием? Почему вы так думаете?

Рассматривание иллюстраций, где изображены люди разных профессий.

Можно ли улыбку назвать чудом? Почему?

Можно ли разговаривать улыбками? Попробуйте. (Дети могут продемонстрировать такой «разговор улыбками»)

Замечали ли вы, отличаются ли улыбки у старых и молодых людей? Чем?

Почему люди употребляют выражение «подарить кому-либо улыбку»?

Дарили ли вы свою улыбку? Кому бы вы сейчас подарили ее? Подарите.

Получали ли вы улыбку в подарок? Приятно ли получать такие подарки?

Как вы считаете, трудно дарить такие подарки?

3. Чтение трактата об улыбке неизвестного автора.

Улыбка не стоит ничего, но дает так много.

Она обогащает тех, кому мы ее дарим, не делая нас беднее.

Улыбка приносит счастье в дом, рождает дружбу между людьми.

Она дает вдохновение слабому, бодрость отчаявшемуся, солнечный свет опечалившемуся.

Ее нельзя купить, выпросить, взять в долг или украсть, ибо она не имеет никакой ценности, если она не дарована добровольно.

Некоторые люди слишком устали, чтобы дарить вам улыбку. Подарите им свою. Ибо никто не нуждается в улыбке так сильно, как те, кому нечего отдать, кроме нее.

4. Итог.

Дайте свое определение улыбки.

Только ли человек умеет улыбаться? Видели ли вы когда-нибудь, как улыбаются животные, растения, облака?

Вы любите, когда улыбаются люди?

Нарисуйте своих улыбающихся родителей (или друзей).

Можно оформить выставку «Свет улыбки».


Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Волшебные слова"

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
1. Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа
2. Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, скромности, любовь к ближнему; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость, воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году
3. Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза
4. Активизировать словарь: Ангел, молиться, креститься.

Предварительная работа:
- Беседы о православии, о православных традициях,
- Просмотр мультимедийных презентаций,
- Разучивание стихотворений.

Оборудование: презентация-картинки «Правила для детей», Ангел в стеклянном шаре для игры «Круг вежливых слов» .
1. Введение в тему.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Случилась беда!
Дети на улице
Забыли волшебные слова!
Они заблудились,
Они намочились.
Они стали злыми, голодными!
А в чём тут беда?
Да просто дети забыли
Волшебные слова!
Простите, извините,
Вы не подскажите им,
Как быстро добраться
К мамам своим?

Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Какие «вежливые слова» вы знаете?
Какого человека можно назвать вежливым?
В каких ситуациях используются «вежливые слова»?

2. Чтение и обсуждение стихотворений

Ребёнок: Добрые слова.
«Доброй ночи» спать уложит,
«Утро доброе» разбудит,
«Добрый день» во всем поможет,

Но тому, кто добрым будет.

На что похожи «вежливые слова» и почему? (Примерный ответ: на солнышко, потому что каждое утро оно ласково со всеми здоровается; на дождик и т.д.)
Как вы думаете, какого цвета «вежливые слова»?

Ребёнок: Что за слово?
«Здравствуйте», «привет всем вам», «как вы поживаете?»,
Я надеюсь, вы меня часто вспоминаете?!
Без меня прожить нельзя, просто невозможно!
Что за слово я, друзья, угадать несложно.

Угадали, что это за слово?
Посчитайте, сколько раз в день вы слышите слово «здравствуйте».
Что это слово дарит людям?
Как вы думаете, что произойдет, если люди забудут слово «здравствуйте»?

Ребёнок: До свидания
Если другу на прощанье скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра новое свидание!
Это слово, как магнитик, всех соединяет
И прощаться навсегда нам не разрешает.

С кем вас соединяет слово «до свидания»? Почему люди говорят друг другу «до свидания»? Какие еще слова люди говорят друг другу при прощании?

Ребёнок: Пожалуйста
Слово это будто ключик, Золотой и сказочный,
Будто самый светлый лучик,
Звать его «пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Как трудится слово «пожалуйста» во дворе, в семье и в садике?
Вспомните и расскажите случай из своей жизни, когда вам помогло слово «пожалуйста».
Произнесите слово «пожалуйста» так, чтобы й оно согрело даже самого хмурого человека.

Ребёнок: Спасибо
Мы спасибо говорим,
За добро благодарим:
За подарок, за заботу,
За вниманье, за работу.
Слово это слух ласкает,
Теплотою согревает.
Тот, кто всех благодарит,
Это слово говорит.
В каких ситуациях вы говорите «спасибо»? Какое слово «дружит» с этим словом? Произнесите слово «спасибо» так, чтобы человек почувствовал вашу благодарность.
3. Динамическая пауза «Вежливая просьба»
Все встают в круг.
Педагог произносит различные команды, например, поднять руки, похлопать в ладоши и т.п., но выполнять нужно только те из них, которые начинаются со слова «Пожалуйста».
4. Просмотр игры-презентации «Правила для детей»























По окончании просмотра все обсуждают значение вежливости.

5. Упражнение «Круг вежливых слов»
Дети встают в круг и, передавая друг другу Ангела, говорят вежливые слова.

6. Итог
По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:
Вежливость украшает человека.
Вежливые слова делают людей добрее.
Вежливость важна в отношениях с другими людьми.
Вежливому человеку проще найти помощь

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию: Путешествие в «Добросветию»

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств

Способствовать формированию творческого воображения;
- вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках;
- познакомить с техникой рисования «монотипия»;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Ход НОД.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Доброе утро, дорогие дети, я рада видеть вас.

Сегодня мы отправимся в страну Добросветию. Но сначала нам нужно поздороваться, поприветствовать друг друга, можно сказать (Продолжают дети: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро» и т д.) Все верно, ребята. А можно поприветствовать друг друга без слов, давайте попробуем.
- Протянем и пожмем друг другу руку.
- Обнимем друг друга за талию
- Кивнем головой.
- Вам понравилось здороваться?
- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Там на опушке Радости, у Приветливой Речке, рядом с Улыбчивой поляной в Заботливой чаще есть страна Добросветию. А отправимся мы туда на облаках Добра.
(Звучит минусовка песни Шаинского «Облака»)

Дети садятся на облака (обруч и на нем голубое покрывало, расположенные на ковре.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы сидите на пушистом облаке, похожем на мягкую гору пушистых подушек. Ваши облака медленно поднимаются в небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Вы проплываете мимо ласкового лучика солнышка, которое касается вас своими лучами. Оно решило поиграть с вами. Щекочет ваши носики и ушки, погрейтесь под его лучиками.
(открываем глазки)
Ну вот мы с вами и очутились в стране добра и дружбы

Воспитатель:

Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.

Дети: Письмо прислала Шапокляк.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с Шапокляк?

Дети : Да, она улетела на воздушных шариках.

Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в этот город. Но и тут мне встречаются злые жители. А дом добра, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так трудно одной, помогите мне, пожалуйста. Я больше никогда не буду злой старухой, вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление.
А давайте мы ей поможем построить дом Добра.

Воспитатель: Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич - это часть дома, нашего дома Добра.

Ребята, посмотрите вокруг.

Ой, что это случилось с цветами, я знаю ребята, это злой ветер налетел на страну доброты, сорвал все лепестки и разбросал их повсюду, что же делать? Надо помочь собрать цветы. Хорошо каждый возьмёт сейчас 1 лепесток решит пример, который на нем написан, найдёт правильный ответ и встанет рядом со своим лепестком

Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома Добра.
На полу выкладываем из коробок дом (1 коробка)
Пока вы собирали цветы я на полянке что - то интересное нашла, посмотрите, что это?

Дети: Очки.

Воспитатель: Да это очки, они не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить всем комплименты. Давайте проверим.
Стоя в кругу, коммуникативная игра «Комплименты» (дети говорят друг другу комплименты и передают очки по кругу, одевая их на глаза)
Ну что, мы можем продолжить строительство дома. Закладываем следующий кирпич
- А сейчас немного отдохнем. У меня есть необычный мяч (полукругом, сидя на стульчиках) - это «Мячик добрых дел». Давайте поиграем. Я буду бросать мяч и называть недобрые дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот, т. е. антоним. Дети играют, подбирают антонимы.

Разорвать книгу - склеить
Толкнуть - обнять
Грустить - радоваться
Улыбаться - плакать
Нагрубить - извиниться
Ссориться - мириться
Отнять - отдать
Обидеть - пожалеть
Добрый - злой
Ну что, вы заработали ещё один кирпичик. Наш дом растёт.

4. Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это? (солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.
Ответы детей.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили за последнее время
Я думаю, что мы заработали ещё один кирпич. Ребята, а дом наш снова подрос.

5. Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать добрые ли?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек добрых слов», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?

Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель: Пятый кирпичик дома добра мы заложили.

Открывают лепесток с буквой Р.
- На наше волшебной поляне остался последний лепесток с цифрой 6 (Дети отвечают 6). На нем задание «Доскажи словечко». Я начну, а вы заканчивайте, подняв руку, отвечайте.

Растает ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
Если ругают за шалости, надо сказать (Простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду (Помоги ему)
Решай споры словами, а (не кулаками)
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов.

Игра «Добрый - недобрый»
Музыка включается.
Ну, что достраиваем крышу нашего дома. Дом готов. А нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что мы не в последний раз посетили страну «Добросветию» и в следующий раз наш дом добра будет обязательно заселён добрыми персонажами из сказок.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

Давайте построим «Пирамиду дружбы и добра» (подаю детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки).

Чувствуете, как тепло моих рук нежно переходит к вашим рукам? Скажите, чтобы вы хотели пожелать друг другу?
(Звучит песенка Кота Леопольда «Если добрый ты!»)

Спасибо за внимание!

Федорина Юлия Викторовна, МДОУ детский сад «Малыш», Ульяновская область, село Репьёвка, воспитатель

Чтобы скачать материал или !

Что еще почитать