Беседа с учащимися «Почему мы должны знать историю своей семьи? Почему важно знать историю своей семьи, генеалогию, генеалогическое древо

Это необходимое условие для собственного развития. Чтобы лучше понимать, где человек сейчас находится, насколько он продолжает фамильное дело, сколько вносит вклада в развитие рода, на что потенциально способен, а в каких ситуациях надо держать ухо востро и, возможно, обратиться за помощью к психологу, если предшественника в определенной сфере жизни сплоховали.

Очень важна родовая история — важно знать историю своего рода, семьи, генеалогию. Не зря же все мы интересуемся своими корнями, предками, их делами и заслугами, достижениями и скелетами в семейном шкафу.

Чтобы понять, как ты улучшаешь семейную историю.

Люди, которые знают своё генеалогическое дерево, у них меньше психологических проблем. А если они и есть, то творческие.

Поэтому очень хорошо, если Вы знаете линию своего рода, можете проследить свои родовые корни достаточно далеко — это дает Вам более глубокое понимание себя, лучшие возможности для самопознания, а значит, и для самореализации себя.

В генеалогии всегда очень много ресурсов, энергии, мотивации на новые достижения. Раз мой дед, бабушка смогли прыгнуть из грязи в князи, то и я легко смогу!

Благодаря опыту прошлых поколений человеку проще справляться с жизненными сложностями , преодолевать ощущение собственной никчемности, недостоинства.

Когда Вы вдруг узнаете, что Ваш прадед был прекрасным художником, а Вы до этого не могли нарисовать даже прямую линию, то теперь Вы можете легко преодолеть этот психологический барьер — просто рискнуть, взять в руки карандаш, и, кто знает, может даже создать хороший рисунок?

Хотя, конечно, если в роду на протяжении 10 поколений были только алкоголики, то… Такого лучше особо не знать… Хотя они вымирают быстро… И это, кстати, тоже может дать ресурс отличиться от них — ради более счастливого будущего своих детей.

К сожалению, у нас в стране это не принято, т.к. в нашем государстве старались оставить людей только не очень богатых и не очень достигших чего-то. А такие семьи свою семейную историю особо не прослеживают.

Интересно, что ещё в дореволюционные времена так было: если дворяне, знать знала историю своей семьи до самой глуби веков, то низшее сословие особо в генеалогию не вдавалось.

А если человек не знает свой род, то у него нет ресурса развиваться — он вообще не знает, где он находится, что и кто он, на что способен и достоин он , раз были способны и достойны его предки.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕГО РОДА. В последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. Для чего мы изучаем историю своего рода? - Ч тобы извлекать уроки и не повторять ошибок своих предков. Ведь в жизни все повторяется… Чтобы гордиться славою своих предков. Чтобы не думать, что мы вот явились, и мы самые лучшие, а до нас ни чего не было. Чтобы лучше знать себя. Вот главные задачи генеалогии: 1. Знания о славе предков имеют воспитательный характер. 2. Эти знания постоянно связаны с мыслями о чести. 3. Генеалогия учит добродетели, заставляет стремиться к славе. 4. Честь аккумулируется в тех фамилиях и домах, в которых слава от наследника на наследника, от рода в род переходит. 5. Генеалогия должна охранять стабильность уверенности и богатства. Не знать историю своего рода – признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению. Сейчас не много людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось. Или просто мы не желаем знать о своих предках ничего? Но, кажется, здесь дело в другом. Огненный разлом революции 1917 года кардинально изменил государственную идеологию. Перед школой была поставлена задача оправдать необходимость совершенного большевиками переворота: сначала свержения царя, а затем и временного правительства. И поэтому в книгах и школьных учебниках писали, в основном, о том, как плохо все было до революции и как стало хорошо после нее. Вместе с сословиями уничтожалась и память о них. Между отцами и детьми искусственно создавались противоречия – духовные, нравственные и идеологические. Молодое поколение должно было не гордиться предками, а «понимать» ничтожность их устремлений и их жизненных интересов. Все прошлое было отжившим, устаревшим, гнилым и не нужным. Вспомните «Интернационал»: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». Только вряд ли на обломках можно построить что-то стоящее. история нам это поаказала. Да и ломать не строить. Строить несравненно сложнее, и времени займет больше. Между поколениями отдельных семей и родов, между связью времен, между прошлым и будущим, современниками и предками был вбит клин, осиновый кол революции. Было совершено самое страшное предательство, которое только возможно. Была предана история, преданы корни, предано то, что дало жизнь стране, что сформировало ее. Это было все равно, как если бы ребенок предал мать. Вот так же и революция предала Россию. Семейственность, семейное предание целенаправленно разрушалось. Естественно было ослаблено и родовое чувство, то есть нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории. Евангельские заповеди, которые соединяли сотни поколений, были объявлены опиумом для народа. Современный упадок в семье, нравственности, рождаемости является именно следствием этой политики. В царской России, как и в любой другой традиционной стране, люди проживали на своей родной земле целыми столетиями. Для того чтобы «построить» новое общество, надо было разорвать связь людей с землей и друг с другом, т.е. разрушить родовое самосознание. Эта задача решалась следующими средствами: Насильственное переселение людей с места на место, не важно куда, лишь бы подальше от родины. «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» Гражданская война давно кончилась, а приказ действует до сих пор. Репрессии, которые очень часто шли по родам. Это вызвало многочисленные отказы от своих ближайших родственников. Коллективизация во многом представляла насильственное переселение лучших людей со своей земли. Огромный ущерб родовому самосознанию принесла 2 мировая война, выкосившая лучших людей и вызвавшая массовое переселение с оккупированных территорий. Выжившие переселенцы не всегда возвращались на свою землю, а родовые связи были нарушены. При Хрущеве огромный вред нанесла политика неперспективных деревень и борьба с подсобным хозяйством. Приведение примеров может продолжить каждый думающий человек. Возможно ли теперь восстановить родовое чувство? Ведь механическое воссоздание древа рода – это еще не восстановление духовного единства. Род тогда имеет корень, когда он одухотворен. А как этого добиться? Это и легко, и сложно. Это не потребует материальных затрат, но потребует большого напряжения нравственных, душевных сил, сил разума. Для этого нужно работать, нужно заставить потрудиться душу, надо понять предназначение человека и рода на земле, обрести смысл жизни рода. И при таких условиях изучение родовой истории – это только первый шаг к духовному единству. Сделаем попытку разобраться в философии рода, выстроить перечень генеалогических понятий, дать им объяснение и определение, чтобы, опираясь на них, можно было серьезно проанализировать результаты своих изысканий в области родословной. Они необходимы для серьезного анализа жизни и деятельности всякого рода. В каждое из определений нужно обязательно вдуматься и спроецировать его на историю своей семьи, на собственные задачи. Начало рода Каждый род имеет свое начало и свой конец. Родоначальником мы считаем того представителя, в котором обозначились первые признаки родовой идеи. Хотя мы склоняемся к мысли, что каждая идея требует «инкубационного» периода, вынашивания ее, создания благоприятных условий для зарождения, и поэтому считаем, что работа над реализацией родовой идеи начинается задолго до появившихся ее очертаний в родоначальнике, то есть к ней причастны все предыдущие поколения рода. Именно поэтому мы и выявляем всех представителей данного рода и тех, кто дал жизнь родоначальнику. Концом рода в генеалогии считается полный отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и непередача ее по наследству другому члену рода, в бытовом плане концом рода считается физическая смерть последнего его представителя. Идея рода Категория, отличающая данный род от другого рода. Идея каждого рода предопределена свыше. В ней заключается смысл его существования. Она получает воплощение в то и дело проявляющихся непроизвольных устремлениях отдельных членов рода или рода в целом. Идея может существовать и рассматриваться лишь как составная часть идеи народа. Всплеск рода Казалось бы, на фоне затихшей, угасшей жизнедеятельности рода явное проявление идеи в конкретной деятельности редко можно встретить. В истории мы найдем немного примеров, чтобы тот или иной род вообще мог жить постоянно активной, напряженной жизнью. Как показывает история развития родов, в каждом из них есть такие поколения, на которых основная идея не выказывается, и род в них как бы отдыхает. Даже в благословенных родах Рюриковичей и Романовых мы видим в отдельных их представителях периоды необыкновенной активности и периоды упадка. Упадок рода Временное отступление одного или нескольких членов рода от идеи ведет к упадку рода. Упадок рода может иметь различные степени отхода от идеи. К упадку ведут как объективные, так и субъективные причины. Ценность рода в отдельные периоды Проявляется в основном при стабильной жизнедеятельности рода и в критические моменты для государства, хотя и не всегда. Иногда мы ее можем рассматривать как затянувшийся всплеск. История государств состоит в основном из описания всплесков отдельных членов рода или большинства представителей народа. Но и в эти периоды ценность каждого рода далеко не одинакова. Расцвет рода Период наиболее полной реализации жизненной идеи рода, характерный для его отдельных или нескольких представителей. По незнанию многие гордецы относят к расцвету рода материальный расцвет и преуспевание в обществе. Жизненно-историческое выражение истории рода Конкретное проявление идеи рода может выражаться как в отношении к жизни собственного рода, так и в отношении государства, всего человечества. Историческая задача рода Судьба, крест рода, заданный свыше и осмысленный представителями рода и сознательно принятый ими и воплощаемый всем ходом жизни. На протяжении нескольких поколений перед родом ставятся одни и те же задачи, но каждое поколение должно решить их по-своему. Энтилехия рода Особые органы рода, явленные в виде одаренности (талантов) отдельных членов рода (духовных, умственных, творческих, волевых). Циклы родовой жизни Жизнь рода в выражении идеи неравномерна. Порой эта идея может обозначаться очень ярко, порой нивелироваться, а иногда и теряться среди второстепенных задач рода. Иногда эти последние могут брать верх у отдельных членов семьи. Роль циклов в проявлении родовой идеи При осознанном подходе к идее рода его представители приближаются к ее воплощению, при игнорировании этой идеи - удаляются. Проследите цикличность жизни рода. Составьте ее график. Обратите внимание, нет ли в этой цикличности каких-либо закономерностей. Период развития рода по инерции В периоды упадка рода, казалось бы, он может окончательно заглохнуть, но проходит жизнь поколения, второго, и идея рода вновь находит проявление. Не реализовавший свою идею род может умереть и лишь давать потомство по инерции. Жизненная энергия рода и ее проявления Потенциал рода заложен изначально с его зарождением и постоянно подкрепляется жизненными силами других родов при слиянии ветвей одного рода с другим. Жизненная энергия рода может усиливаться, ослабевать, иссякать, а может послужить детонатором для взрыва родовой идеи. Преумножение жизненной энергии Процесс аккумулирования энергии рода управляем, достигается он чаще всего притоком надлежащей крови, а порой и волевым процессом. В прежние времена старшее поколение интуитивно руководило этим процессом при сватаний детей, при подборе жениха и невесты друг другу. Излишне было бы здесь преувеличивать роль материальных интересов. Во главу угла чаще всего при этом ставились родовые интересы. Периоды рождения стойкого потомства Это, несомненно, происходит в периоды жизнедеятельности и особенно расцвета рода, но они могут наступать и после, казалось бы, полного угасания рода при реализации жизненной задачи, но при притоке надлежащей крови. И тогда может наступать новый всплеск рода, правда уже с новой родовой идеей. Ветви рода и проявление в них родовой идеи Побеги родового древа не в одинаковой степени являются активными в проявлении родовой идеи. Задача наименее слабых - поддерживать жизненную энергию ветвей, способных реализовать идею рода, а иногда перед ними стоит самая примитивная задача - не дискредитировать идею рода. Условия роста родовой ветви Чаще всего новая родовая ветвь появляется тогда, когда прежняя родовая идея реализована и роду незачем жить. Новая родовая ветвь чаще всего представляет собой молодой побег. Случается, правда, когда в роду одновременно развиваются несколько побегов. Появление новых родовых идей и новых исторических задач Если прежняя родовая идея имела не только для рода, но и для человечества колоссальное значение, то довольно редко новая идея может сколько-нибудь приблизиться по значению к первой. Хотя бывало не раз так, когда накопленной жизненной энергии рода хватало на два-три поколения, воплощавших как бы новую родовую идею. Но если мы присмотримся, то в основном это было все же развитие прежней родовой идеи на более высоком уровне. Представители рода, наиболее полно выразившие исторический смысл рода При анализе родовой идеи того или иного семейства мы обязательно заметим, что идея нахо дила выход в определенном представителе рода, хотя работал на нее весь род. Именно эти расставленные родом акценты и позволяют нам определить его главную идею. Закон роста рода Закон роста рода прослеживается в его жизнедеятельности и направленности уси лий отдельных представителей на выполнение основной родовой задачи. Как мы уже говорили, начатки родовой идеи закладываются еще в представителях «внеродовых» поколений, а в родоначальнике - лишь акку мулируются и выражаются во всю силу, поэтому не случай но говорится, что тот или иной представитель выплеснул идею рода. Род для этого жил, копил энергию, силы, преумножал их и, возможно, нащупывал ее основы. Вместе с совершенствованием путей реализации родовой идеи совер шенствуется и сам род. По высоте родовой идеи можно судить и о духовной высоте рода. Возрасты рода Каждый род проходит определенные возрасты, верстовыми столбами кото рых являются всплески в жизни рода. Род рождается, проходит период младенчества, юности, зрелого возраста, старости, дряхлости и смерти. Помимо этапных возрастов каждый род имеет возраст - это тот срок, который отпущен роду для выполнения своей задачи, осуществления родовой идеи. Сами возрасты не равнозначны и не одинаковы. Для одних родов это несколько сот лет, другие ограничиваются одним - двумя столетиями. Точно так же и периоды младенчества, юности, старости у каждого рода различны. Эти периоды могут измеряться отрезками времени от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Выражение свободы рода Оно лежит в ответственности каждого члена перед своим родом в осуществлении родовой идеи, а заключается в свободе выбора того или иного пути, в проявлении или не проявлении воли и желания участвовать вместе со своим родом в решении одной задачи. Это свобода рода, превосходящая мощью своего творчества свободу отдельного члена общества. Соотношение жизни рода и жизни отдельных представителей рода Каждый человек от рождения имеет свою жизненную задачу, свой крест. И каждый человек перед Лицом Суда ответит за то, как он нес этот крест. Но каждый человек не может рассматриваться независимо от рода, перед которым стоят задачи более значимые для истории. И вот здесь-то человек несет ответственность не только перед родом, но и перед Тем, Кто наделил его этим крестом. Периоды духовного напряжения в жизни представителей рода В результате того, что члены рода постоянно отходят от образа Божьего и не вдумываются в идею рода, наше отношение к ней постоянно нуждается в корректировке. Но даже при крайней нашей забывчивости идея рода непременно напомнит и даст знать о себе. И тогда в определенный период кому-то из представителей будет дана возможность вывести свой род на стезю, соответствующую первоначальному замыслу. Вот тут-то необходимо будет проявить максимум усилий и подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо «да», либо «нет» высшему о нем решению. Так бывает и в жизни отдельного человека, нор неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать «нет» собственной своей идее и вырвать из себя источник жизни. Сегодня, на наш взгляд, именно такой период. И мы с вами в ответе за судьбу собственного рода. На нас смотрят наши потомки, как мы выполним возложенную на нас задачу. Сегодня на графике жизнедеятельности нашего рода даже не узловая точка, а критическая, судьбоносная. Узловые точки в жизни рода Критические точки приближения и удаления рода от родовой идеи. Критические моменты в жизни рода, когда необходимо принять решение. Моменты корректировки идеи рода, требующие духовного напряжения в жизни представителей рода. Источник жизни рода Энергетический импульс, заложенный свыше в родоначальнике (а по сути дела, еще раньше, в роду, в котором незаметно вызревал, набухал, крепился, аккумулировался и для которого род был питательной средой и выплеснулся в члене рода, называемом родоначальником). Передаваемый генетически, через воспитание, образование, культуру другим членам рода. Использование предоставленной возможности реализовать идею рода Каждому поко лению в той или иной мере предоставляется возможность в реализации идеи рода, но на отдельных представителей его падает особая ответственность. Иногда она мо

Особенные, сверхуспешные люди найдутся в роду у каждого человека. © Фото из архива Виктории Салтыковой

За каждым человеком с самого рождения стоят судьбы тысяч и миллионов родственников, которые в свое время думали о нем, мечтали, как сложится его жизнь, и прилагали силы для создания лучшего будущего. Знания об этих людях дают нам силы жить сегодня.

Зачем и как нужно изучать свое генеалогическое древо, «Росбалту» рассказала Виктория Салтыкова , генеалог, руководитель проекта по изучению родовой ​истории.

— Виктория, изучение собственной генеалогии, это, конечно, важно. Но какие преимущества оно дает человеку, кроме знания о предках? Для чего необходимо погружаться в историю своего рода? Ведь вроде бы можно прожить и без этого?

— Можно. Но задумайтесь, насколько полноценной будет тогда ваша жизнь?

Люди, которые обращаются за помощью к специалистам по генеалогии, уже нашли или ищут ответ на этот вопрос. Один предприниматель сказал мне: «Я понял: чтобы создать бизнес, который будет существовать и за пределами моей жизни, я должен вникнуть в историю моего рода…» Многие осознают, что одна из обязательных задач, которые мы должны решить в нашей жизни — узнать, откуда мы, кто мы, и благодаря кому мы стали теми, кто мы есть.

Изучение своего родового древа — это самоопределение и самопознание, понимание своей причастности к чему-то большему, чем просто «ты». Оно дает человеку силы и абсолютно новое ощущение жизни. И дополнительную ответственность за то, что останется после нас.

Мы все — наследники своих родителей, бабушек и дедушек. Их жизненный опыт и мудрость для нас, может быть, в чем-то даже важнее, чем опыт, который можно почерпнуть во всей мировой литературе.

Мы привыкли воспринимать себя и свой самый близкий семейный круг как некую обособленную ячейку общества. Но у каждого из нас огромная семейная история. Задумайтесь: сколько родов и поколений стоит за вами? Закройте глаза, и представьте, что за вашей спиной стоят ваши родители, за ними — их родители, и так до бесконечности. Вы окажетесь как бы на острие гигантского клина, который своим основанием уходит в далекое прошлое.

Если принять за точку отсчета продолжительность жизни одного поколения — 25 лет, то получится, что всего лишь за 500 лет у каждого человека насчитается 1 млн 48 тыс. 576 прямых родственников — астрономическая цифра!

Все эти люди стремились к лучшему будущему для себя и своих потомков, то есть и для вас тоже. Они думали о вас, пытались представить, какой будет ваша сегодняшняя жизнь, и прилагали усилия к тому, чтобы подготовить почву для вашего успешного будущего. И еще одна важная мысль: миллиарды людей умерли, по стечению обстоятельств не оставив после себя потомства. А ваши предки выжили. Сколько родов прервали свою историю, а ваш род оказался сильнее. Кроме того, не забывайте и о генетике: с генами нам передаются таланты, способности, характер и жизненная сила наших предков.

— Почему исследование фамильных корней стало таким популярным? До 90-х годов, например, этим занимались только очень немногие…

— Эта традиция не новая. И гораздо сильнее, чем в России, развита у многих народов мира. Например, в Китае есть традиция на Новый год собираться в семейном кругу и по очереди вспоминать всех родственников за 7 поколений — какими они были. Это делается не просто так. В каждой китайской семье, как правило, есть книга, куда записываются все основные вехи в жизни каждого члена семьи, и которая передается в поколения в поколение. Именно поэтому в том числе китайцы так боятся потерять лицо, совершить неблаговидный проступок — ведь это бросит тень на весь род.

Такой же обычай существует и в Корее. Мне посчастливилось держать в руках подобную семейную книгу клана. Зачастую фамильные летописные записи начинаются от далеких предков, живших в еще в V—VI веке нашей эры. Буряты и жители горного Алтая, например, знают свой род до 7-го колена, валлийцы (жители Уэльса в Англии) — до 8-го, шотландцы — до 11-12-го.

В России после революции 1917 года генеалогия была запрещена и возвратилась к людям лишь после войны, когда многие стали искать своих родственников, пропавших без вести и павших на полях сражений. Хотя в царской России знать и почитать свой род считалось обязательным, и не только в среде представителей высшего сословия. Даже крестьяне и те запоминали сведения о своей дальней родне, и не только затем, чтобы справедливо передавать своим близким наделы и имущество.

— Люди, которые начинают собирать информацию для составления генеалогического древа, говорят, что чувствуют себя следователями, своего рода Шерлоками Холмсами, и это очень увлекает, дает новый полезный опыт. Наверное, чтобы правильно вести такое историческое расследование, нужно знать какие-то правила, обладать особыми качествами?

— Желательно, конечно. Но вообще изучать историю своего рода может любой человек. Нужны только желание, время, силы и терпение.

— А что надо предпринять вначале? С чего начинается составление собственной родословной?

— Не каждый может посвятить этому делу много времени. Но, по сути, все осуществимо. Первым делом стоит опросить ближайший круг своих родственников и завести досье на каждого из них, а также на тех уже ушедших родных, о которых сохранились знания в вашей семье. Фамилию, имя и отчество, места жительства, даты рождения и смерти и другую важную информацию в пределах двух-трех поколений можно узнать исключительно от представителей своего ближнего семейного круга.

А затем начать составление родового древа. Для этого можно использовать, например, отечественную компьютерную генеалогическую программу «Древо жизни», и самостоятельно заносить туда все данные по каждой персоне. Потом стоит проанализировать семейный архив, найти артефакты — фотографии, документы, воспоминания и мемуары. Это тоже очень интересно, потому что историю, как вы с удивлением обнаружите, можно изучать не только по историческим событиям и датам, но и по судьбам обычных людей.

Следующий этап — обращение в областные и федеральные архивы, куда можно послать запрос о своих родственниках. При этом имеет смысл учесть, что по Закону о персональной тайне информация о частной жизни гражданина охраняется и после его смерти: в этом случае право на ее защиту переходит к детям, родителям и супругу. Такой же запрет уже содержится в законодательстве об архивном деле: ограничение на доступ к таким архивным документам сохраняется в течение 75 лет.

Немало полезной информации можно извлечь из церковных исповедных росписей, в которых фиксировались акты рождения, крещения, бракосочетания и смерти, сведения о социальном положении, месте жительства, возрасте и составе семьи прихожан. Эти записи в обязательном порядке делались священником каждого прихода. Законодательно вести такие книги начали с 1722 года, однако обычай их заполнения известен с древнейших времен. Метрические книги тоже содержатся в архивах. По сути, это был ежегодный учет населения, проводившийся православной церковью в XVIII — начале XX веков. Обычно он представлял собой посемейный список всех проживающих на территории прихода прихожан за исключением младенцев возрастом менее 1 года.

Кстати, священники заносили в росписи и сведения, составляющие тайну исповеди. И это обстоятельство также стоит учитывать. Всем нам кажется, что если ты идешь на исповедь, то это строго конфиденциально. Тем не менее очень много информации мы, генеалоги, получаем именно из подобных записей.

Многие священники буквально переписывали исповеди своих прихожан с важной, по их мнению, информацией, которая представляла угрозу региону или всему государству. Все это фиксировалось точно, подробно и в деталях.

— Еще один адрес для поисков — администрации кладбищ, в архивах которых хранятся сведения об умерших.

— А быстрее всего можно погружаться вглубь веков по так называемым ревизским сказкам из областных архивов. В переписи населения любого населенного пункта можно целиком найти всю семью с информацией о возрасте, и о том, кто кому кем приходится. Если двигаться от ревизии к ревизии, начиная с 1818 года, можно дойти до ревизии 1782 года. Ревизские сказки более раннего времени писались уже на древнерусском языке, а значит, к их переводу придется привлекать генеалогов-специалистов.

Обязательно разыщите мемуары — свидетельства о событиях прошлого, зафиксированные людьми, которые были очевидцами или участвовали в них, а также рукописные автобиографии — описания жизни человека, сделанные сторонним автором или самим героем. Обратите внимание на возможности анализа ДНК-генеалогии: с его помощью можно найти своих 10-15-юродных братьев и сестер, и потом с ними общаться.

Важно еще и то, что, вступая на этот путь, человек, чаще всего, начинает встречаться и общаться со своими родственниками, связь с которыми была по каким-то причинам прервана. И, как следствие, находит множество новой, дальней родни, о которой подчас даже не подозревал. Некоторые генеалоги, например, успешно пользуются этими открывшимися возможностями, к примеру, отдыхают в отпуске только у своих родственников, которых сами же и разыскали. Приезжают к ним в гости и показывают составленное генеалогическое древо.

— К сожалению, у нас как-то не принято передавать детям рукописные сведения и документы из родовой истории. А расспросить бабушек и дедушек, и даже родителей о личных моментах их жизни мы зачастую стесняемся…

— Это психологическая проблема, но она решаема. Бывает, что ты всю жизнь живешь рядом с близким человеком и считаешь, что изучил его всего. Но когда приходит момент, например, помочь бабушке написать ее мемуары, ты понимаешь, что на самом деле не так много о ней и знаешь, а спросить и уточнить детали, факты теперь, по прошествии времени, уже стыдно. Но этот барьер надо преодолеть и все-таки задать нужные вопросы.

— Завидую тем детям, которые получают в руки уже готовую родословную своей семьи. Вероятно, это знание влияет на всю их последующую судьбу?

— Да, они волей-неволей сверяют свою жизнь с жизнью предков. Дети пытаются копировать жизнь своих родителей, а когда узнают достаточно о своих дальних родственниках, то начинают копировать положительные примеры и с них тоже — с прабабушек и прадедушек.

Сегодня очень популярны разного рода мотивирующие книги и публикации на тему «заповедей успешных людей». Мы ищем себе героев и кумиров для подражания, но не здесь, рядом, а где-то там, за горизонтом.

Мы почему-то считаем, что особенные, сверхуспешные люди находятся за пределами нашей собственной генеалогии. Но на самом деле они найдутся в роду у каждого человека, стоит только поискать. Их таланты, способности и сила — в нашей крови. Если прогуглить, например, список существующих родов с древнейшими родословными, то вы обнаружите там такие знаменитые фамилии, как Рюриковичи, Багратионы и т. д. Почему бы таким героям не оказаться и в вашей родне?

Дети, которые учат свою родовую историю, как правило, очень отличаются от тех, кто вообще не ассоциирует себя со своей семьей. Я преподаю генеалогию в школах и с удивлением вижу, что многие ребята, оказывается, не знают даже своих бабушек и дедушек, двух из четырех как минимум. Примерьте эту ситуацию на себя и представьте, что ваши внуки и внучки не будут знать о вас ничего! Зато, когда дети, наконец, узнают свою родословную, то начинают ей гордиться и взахлеб рассказывают о ней одноклассникам. Они начинают больше ценить родных и близких, правильнее относятся к ним и к собственной семье, в том числе и к той, которую создают в будущем. Известный факт — судьба пращуров нередко оказывает прямое влияние на потомков.

— Но генеалогия — это ведь наука не только о судьбах людей ушедших?

— Разумеется! Важно не забывать и людей, живущих ныне, помнить о тех, кто сейчас рядом с вами или живет где-то далеко. Одни — чистый кладезь уникального знания. Нужно пытаться собрать для себя и передать будущим поколениям их жизненный капитал.

Беседовал Владимир Воскресенский

В последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары.

Для чего мы изучаем историю своего рода? — Ч тобы извлекать уроки и не повторять ошибок своих предков. Ведь в жизни все повторяется... Чтобы гордиться славою своих предков. Чтобы не думать, что мы вот явились, и мы самые лучшие, а до нас ни чего не было. Чтобы лучше знать себя.

Вот главные задачи генеалогии :

1. Знания о славе предков имеют воспитательный характер.
2. Эти знания постоянно связаны с мыслями о чести.
3. Генеалогия учит добродетели, заставляет стремиться к славе.
4. Честь аккумулируется в тех фамилиях и домах,
в которых слава от наследника на наследника, от рода в род переходит.
5. Генеалогия должна охранять стабильность уверенности и богатства.

Не знать историю своего рода - признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание - близок к искоренению.

Сейчас не много людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось. Или просто мы не желаем знать о своих предках ничего? Но, кажется, здесь дело в другом. Огненный разлом революции 1917 года кардинально изменил государственную идеологию. Перед школой была поставлена задача оправдать необходимость совершенного большевиками переворота: сначала свержения царя, а затем и временного правительства. И поэтому в книгах и школьных учебниках писали, в основном, о том, как плохо все было до революции и как стало хорошо после нее. Вместе с сословиями уничтожалась и память о них. Между отцами и детьми искусственно создавались противоречия - духовные, нравственные и идеологические. Молодое поколение должно было не гордиться предками, а «понимать» ничтожность их устремлений и их жизненных интересов. Все прошлое было отжившим, устаревшим, гнилым и не нужным. Вспомните «Интернационал»: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». Только вряд ли на обломках можно построить что-то стоящее. история нам это поаказала. Да и ломать не строить. Строить несравненно сложнее, и времени займет больше.

Между поколениями отдельных семей и родов, между связью времен, между прошлым и будущим, современниками и предками был вбит клин, осиновый кол революции. Было совершено самое страшное предательство, которое только возможно. Была предана история, преданы корни, предано то, что дало жизнь стране, что сформировало ее. Это было все равно, как если бы ребенок предал мать. Вот так же и революция предала Россию. Семейственность, семейное предание целенаправленно разрушалось. Естественно было ослаблено и родовое чувство, то есть нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории. Евангельские заповеди, которые соединяли сотни поколений, были объявлены опиумом для народа. Современный упадок в семье, нравственности, рождаемости является именно следствием этой политики.

В царской России, как и в любой другой традиционной стране, люди проживали на своей родной земле целыми столетиями. Для того чтобы «построить» новое общество, надо было разорвать связь людей с землей и друг с другом, т.е. разрушить родовое самосознание. Эта задача решалась следующими средствами:
Насильственное переселение людей с места на место, не важно куда, лишь бы подальше от родины. «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» Гражданская война давно кончилась, а приказ действует до сих пор.
Репрессии, которые очень часто шли по родам. Это вызвало многочисленные отказы от своих ближайших родственников.

Коллективизация во многом представляла насильственное переселение лучших людей со своей земли.

Огромный ущерб родовому самосознанию принесла 2 мировая война, выкосившая лучших людей и вызвавшая массовое переселение с оккупированных территорий. Выжившие переселенцы не всегда возвращались на свою землю, а родовые связи были нарушены. При Хрущеве огромный вред нанесла политика неперспективных деревень и борьба с подсобным хозяйством. Приведение примеров может продолжить каждый думающий человек.

Возможно ли теперь восстановить родовое чувство? Ведь механическое воссоздание древа рода - это еще не восстановление духовного единства. Род тогда имеет корень, когда он одухотворен. А как этого добиться? Это и легко, и сложно. Это не потребует материальных затрат, но потребует большого напряжения нравственных, душевных сил, сил разума. Для этого нужно работать, нужно заставить потрудиться душу, надо понять предназначение человека и рода на земле, обрести смысл жизни рода. И при таких условиях изучение родовой истории - это только первый шаг к духовному единству.

Сделаем попытку разобраться в философии рода, выстроить перечень генеалогических понятий, дать им объяснение и определение, чтобы, опираясь на них, можно было серьезно проанализировать результаты своих изысканий в области родословной. Они необходимы для серьезного анализа жизни и деятельности всякого рода. В каждое из определений нужно обязательно вдуматься и спроецировать его на историю своей семьи, на собственные задачи.

Начало рода

Каждый род имеет свое начало и свой конец. Родоначальником мы считаем того представителя, в котором обозначились первые признаки родовой идеи. Хотя мы склоняемся к мысли, что каждая идея требует «инкубационного» периода, вынашивания ее, создания благоприятных условий для зарождения, и поэтому считаем, что работа над реализацией родовой идеи начинается задолго до появившихся ее очертаний в родоначальнике, то есть к ней причастны все предыдущие поколения рода. Именно поэтому мы и выявляем всех представителей данного рода и тех, кто дал жизнь родоначальнику. Концом рода в генеалогии считается полный отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и непередача ее по наследству другому члену рода, в бытовом плане концом рода считается физическая смерть последнего его представителя.

Идея рода

Категория, отличающая данный род от другого рода. Идея каждого рода предопределена свыше. В ней заключается смысл его существования. Она получает воплощение в то и дело проявляющихся непроизвольных устремлениях отдельных членов рода или рода в целом. Идея может существовать и рассматриваться лишь как составная часть идеи народа.

Всплеск рода

Казалось бы, на фоне затихшей, угасшей жизнедеятельности рода явное проявление идеи в конкретной деятельности редко можно встретить. В истории мы найдем немного примеров, чтобы тот или иной род вообще мог жить постоянно активной, напряженной жизнью. Как показывает история развития родов, в каждом из них есть такие поколения, на которых основная идея не выказывается, и род в них как бы отдыхает. Даже в благословенных родах Рюриковичей и Романовых мы видим в отдельных их представителях периоды необыкновенной активности и периоды упадка.

Упадок рода

Временное отступление одного или нескольких членов рода от идеи ведет к упадку рода. Упадок рода может иметь различные степени отхода от идеи. К упадку ведут как объективные, так и субъективные причины.

Ценность рода в отдельные периоды

Проявляется в основном при стабильной жизнедеятельности рода и в критические моменты для государства, хотя и не всегда. Иногда мы ее можем рассматривать как затянувшийся всплеск. История государств состоит в основном из описания всплесков отдельных членов рода или большинства представителей народа. Но и в эти периоды ценность каждого рода далеко не одинакова.

Расцвет рода

Период наиболее полной реализации жизненной идеи рода, характерный для его отдельных или нескольких представителей. По незнанию многие гордецы относят к расцвету рода материальный расцвет и преуспевание в обществе.

Жизненно-историческое выражение истории рода

Конкретное проявление идеи рода может выражаться как в отношении к жизни собственного рода, так и в отношении государства, всего человечества.

Историческая задача рода

Судьба, крест рода, заданный свыше и осмысленный представителями рода и сознательно принятый ими и воплощаемый всем ходом жизни. На протяжении нескольких поколений перед родом ставятся одни и те же задачи, но каждое поколение должно решить их по-своему.

Энтилехия рода

Особые органы рода, явленные в виде одаренности (талантов) отдельных членов рода (духовных, умственных, творческих, волевых).

Циклы родовой жизни

Жизнь рода в выражении идеи неравномерна. Порой эта идея может обозначаться очень ярко, порой нивелироваться, а иногда и теряться среди второстепенных задач рода. Иногда эти последние могут брать верх у отдельных членов семьи.

Роль циклов в проявлении родовой идеи

При осознанном подходе к идее рода его представители приближаются к ее воплощению, при игнорировании этой идеи — удаляются. Проследите цикличность жизни рода. Составьте ее график. Обратите внимание, нет ли в этой цикличности каких-либо закономерностей.

Период развития рода по инерции

В периоды упадка рода, казалось бы, он может окончательно заглохнуть, но проходит жизнь поколения, второго, и идея рода вновь находит проявление. Не реализовавший свою идею род может умереть и лишь давать потомство по инерции.

Жизненная энергия рода и ее проявления

Потенциал рода заложен изначально с его зарождением и постоянно подкрепляется жизненными силами других родов при слиянии ветвей одного рода с другим. Жизненная энергия рода может усиливаться, ослабевать, иссякать, а может послужить детонатором для взрыва родовой идеи.

Преумножение жизненной энергии

Процесс аккумулирования энергии рода управляем, достигается он чаще всего притоком надлежащей крови, а порой и волевым процессом. В прежние времена старшее поколение интуитивно руководило этим процессом при сватаний детей, при подборе жениха и невесты друг другу. Излишне было бы здесь преувеличивать роль материальных интересов. Во главу угла чаще всего при этом ставились родовые интересы.

Периоды рождения стойкого потомства

Это, несомненно, происходит в периоды жизнедеятельности и особенно расцвета рода, но они могут наступать и после, казалось бы, полного угасания рода при реализации жизненной задачи, но при притоке надлежащей крови. И тогда может наступать новый всплеск рода, правда уже с новой родовой идеей.

Ветви рода и проявление в них родовой идеи

Побеги родового древа не в одинаковой степени являются активными в проявлении родовой идеи. Задача наименее слабых — поддерживать жизненную энергию ветвей, способных реализовать идею рода, а иногда перед ними стоит самая примитивная задача — не дискредитировать идею рода.

Условия роста родовой ветви

Чаще всего новая родовая ветвь появляется тогда, когда прежняя родовая идея реализована и роду незачем жить. Новая родовая ветвь чаще всего представляет собой молодой побег. Случается, правда, когда в роду одновременно развиваются несколько побегов.

Появление новых родовых идей и новых исторических задач

Если прежняя родовая идея имела не только для рода, но и для человечества колоссальное значение, то довольно редко новая идея может сколько-нибудь приблизиться по значению к первой. Хотя бывало не раз так, когда накопленной жизненной энергии рода хватало на два-три поколения, воплощавших как бы новую родовую идею. Но если мы присмотримся, то в основном это было все же развитие прежней родовой идеи на более высоком уровне.

Представители рода, наиболее полно выразившие исторический смысл рода

При анализе родовой идеи того или иного семейства мы обязательно заметим, что идея нахо дила выход в определенном представителе рода, хотя работал на нее весь род. Именно эти расставленные родом акценты и позволяют нам определить его главную идею.

Закон роста рода

Закон роста рода прослеживается в его жизнедеятельности и направленности уси лий отдельных представителей на выполнение основной родовой задачи. Как мы уже говорили, начатки родовой идеи закладываются еще в представителях «внеродовых» поколений, а в родоначальнике — лишь акку мулируются и выражаются во всю силу, поэтому не случай но говорится, что тот или иной представитель выплеснул идею рода. Род для этого жил, копил энергию, силы, преумножал их и, возможно, нащупывал ее основы. Вместе с совершенствованием путей реализации родовой идеи совер шенствуется и сам род. По высоте родовой идеи можно судить и о духовной высоте рода.

Возрасты рода

Каждый род проходит определенные возрасты, верстовыми столбами кото рых являются всплески в жизни рода. Род рождается, проходит период младенчества, юности, зрелого возраста, старости, дряхлости и смерти. Помимо этапных возрастов каждый род имеет возраст — это тот срок, который отпущен роду для выполнения своей задачи, осуществления родовой идеи. Сами возрасты не равнозначны и не одинаковы. Для одних родов это несколько сот лет, другие ограничиваются одним — двумя столетиями. Точно так же и периоды младенчества, юности, старости у каждого рода различны. Эти периоды могут измеряться отрезками времени от нескольких десятилетий до нескольких столетий.

Выражение свободы рода

Оно лежит в ответственности каждого члена перед своим родом в осуществлении родовой идеи, а заключается в свободе выбора того или иного пути, в проявлении или не проявлении воли и желания участвовать вместе со своим родом в решении одной задачи. Это свобода рода, превосходящая мощью своего творчества свободу отдельного члена общества.

Соотношение жизни рода и жизни отдельных представителей рода

Каждый человек от рождения имеет свою жизненную задачу, свой крест. И каждый человек перед Лицом Суда ответит за то, как он нес этот крест. Но каждый человек не может рассматриваться независимо от рода, перед которым стоят задачи более значимые для истории. И вот здесь-то человек несет ответственность не только перед родом, но и перед Тем, Кто наделил его этим крестом.

Периоды духовного напряжения в жизни представителей рода

В результате того, что члены рода постоянно отходят от образа Божьего и не вдумываются в идею рода, наше отношение к ней постоянно нуждается в корректировке. Но даже при крайней нашей забывчивости идея рода непременно напомнит и даст знать о себе. И тогда в определенный период кому-то из представителей будет дана возможность вывести свой род на стезю, соответствующую первоначальному замыслу. Вот тут-то необходимо будет проявить максимум усилий и подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо «да», либо «нет» высшему о нем решению. Так бывает и в жизни отдельного человека, нор неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать «нет» собственной своей идее и вырвать из себя источник жизни.

Сегодня, на наш взгляд, именно такой период. И мы с вами в ответе за судьбу собственного рода. На нас смотрят наши потомки, как мы выполним возложенную на нас задачу. Сегодня на графике жизнедеятельности нашего рода даже не узловая точка, а критическая, судьбоносная.

Узловые точки в жизни рода

Критические точки приближения и удаления рода от родовой идеи. Критические моменты в жизни рода, когда необходимо принять решение. Моменты корректировки идеи рода, требующие духовного напряжения в жизни представителей рода.

Источник жизни рода

Энергетический импульс, заложенный свыше в родоначальнике (а по сути дела, еще раньше, в роду, в котором незаметно вызревал, набухал, крепился, аккумулировался и для которого род был питательной средой и выплеснулся в члене рода, называемом родоначальником). Передаваемый генетически, через воспитание, образование, культуру другим членам рода.

Использование предоставленной возможности реализовать идею рода

Каждому поко лению в той или иной мере предоставляется возможность в реализации идеи рода, но на отдельных представителей его падает особая ответственность. Иногда она может быть идентичной для представителей многих родов, для всего народа, то есть для целого поколения. Очень часто представители родов бывают к этому не готовы, и им следует проявить характер, преодолеть себя, подтянуться, чтобы выполнить эту задачу. В эти моменты возникает особая ответственность перед родом. Поколение, замкнувшееся в себе, часто упускает эту возможность и тогда как бы обрекает род на вымирание.

Жизнь рода как целого

Постоянное присутствие идеи рода в каж дом отдельном поколении и их нацеленность на эту идею. Это чувство жизни прошлых поколений и ощущение взгляда на себе будущих. Это осознание себя звеном непрерывной цепи, но звеном особым, со своей идеей, которая является частицей общеродовой идеи.

Ближайшая цель жизни рода

Предполагает сверку с генеральной идеей рода и корректировку направления развития данного поколения. Для каждого, кто еще не нащупал такую идею, это и является ближайшей целью.

Динамика развития рода

График, описание проявлений жизненной энергии рода в чередовании всплесков, периодов расцвета, упадка относительно реализации родовой идеи и задачи рода. Узловые точки рода.

Строение и форма рода

Выявив содержание (в лице конкретных представителей) рода, закономерности развития родовой идеи в каждом поколении, соотношение жизни рода и отдельных представителей, определив ветви, циклы родовой жизни и множество других параметров, мы можем с вами говорить о строении и форме рода. Конечно, дать подобную характеристику без навыка тяжело, но вам помогут хорошо разработанное генеалогическое древо и изученная история рода. Вот как, например, воплощает эти параметры в описании собственного рода князь К. Н. Голицын:

«Взгляд легко обнаружит простоту «рисунка» родословной росписи, делающую его похожим на ствол дерева, лишенного ветвей, но имеющего пышную крону. В каждом из четырех поколений, предшествовавших поколению моего отца, только один представитель рода был его продолжателем. Ничем не примечательные сами по себе случайности рождений, смертей и браков, не давших мужского потомства, привели к существенному ограничению круга семейных отношений. У нас много однофамильцев (вернее — единородцев по двум другим линиям Голицыных), но мало дальних родственников. У всех нас — детей одного поколения — много двоюродных, но совсем нет троюродных братьев и сестер и лишь одна четвероюродная сестра... Из четырех сыновей прадеда Михаила Федоровича только мой дед Владимир Михайлович стал родоначальником многочисленного потомства...»

Родовое самопознание

Это постоянное изучение жизнедеятельности рода и его параметров: жизненной задачи, законов роста, формы и строения рода и т.д. — и соотнесение собственной деятельности с идеей рода. Собственно говоря, вся наша деятельность в первую очередь направлена на родовое самопознание.

Качественная полнота рода

Категория, выражающая отношения между родом и родичами, между идеей отдельного представителя рода и идеей рода. Под качественной полнотой рода понимается безусловный приоритет идей, задач рода перед родичами и отдельными поколениями.

Замкнутость поколения в пределах себя самого

Болезнь, характерная для нашего времени — безпамятность. Людей, болеющих ею, современный писатель назвал манкуртами, в русской фразеологии они называются «Иваны, не помнящие родства», «перекати-поле». Родительницей ее являются гордыня и преувеличение собственных достоинств перед предками. Подобная болезнь может привести к смерти родовой идеи и самого рода, так как, возможно, этому представителю необходимо было приложить максимум сил для реализации этой идеи. А может быть, он просто воспротивился этой идее.

Завершить эту статью хочется словами австрийского писателя Густава Майринка:

«Не случайно и не ради красного словца назвал человек череду поколений своих предков родословным древом. Это действительно - ствол древа, которое после долгого зимнего сна, всякий раз одеваясь все новой листвой, дает побеги по образу и подобию прежних… И каждый день на молодых ветвях старого дерева взбухали новые почки, новые и все же древние, как назначено природой родословному древу:любовь и кровь слились в единое неразделимое понятие…»

Что еще почитать