Что делать, чтобы ребенок не разболелся. Как сделать так, чтоб ребенок слушался. Простой воспитательный прием, который работает

– автора и создателя данного проекта, вообще неожиданная тема, касающаяся сбора анализов . Наверняка все вы, как и любые другие родители маленьких детей, хоть раз сталкивались с проблемой сдачи анализов.

Нет, я сейчас говорю вовсе не о том, как малыши обычно боятся сдавать кровь на анализ, как кричат, истерят, плачут и всеми силами сопротивляются . Речь пойдет немного о другом, а именно: как заставить ребенка пописать для анализов? Хоть и звучит это несколько смешно, но нередко действительно становится целой проблемой! Так, может, существуют какие-то секреты, о которых мамы не подозревают?

Полный курс с поддержкой для мам Первый год с консультацией

Основные правила сбора мочи для анализов.

Чтобы результат анализа оказался достоверным, очень важно то, как именно собирали для него мочу.

Правило первое : ёмкость для сбора мочи непременно должна быть стерильной . С этой целью можно использовать как небольшие стеклянные баночки, так и специальные контейнеры.

Эти контейнеры представляют собой пластмассовые баночки объемом 100мл с плотно завинчивающейся крышкой и наличием шкалы от 20 до 100мл. с шагом по 20мл. Наличие шкалы с шагом по 20мл поможет определить, достаточное ли количество биологического материала для анализа удалось собрать. Купить эти баночки для анализов мочи можно по цене 15-25 рублей в аптеке или в крупных гипермаркетах, например, в Ашане. Из опыта мам и других потребителей, лучше все-таки вымыть такие баночки перед использованием, не доверяя громким заявлениям об их стерильности.

Если же такого контейнера под рукой не оказалось или нет возможности купить его, можно использовать любую маленькую стеклянную баночку с плотно закрывающейся крышкой, к примеру, из-под детских фруктовых или овощных пюре. В этом случае баночку необходимо тщательно вымыть и обдать кипятком. Я лично на всякий случай во избежание лишней суеты не выбрасываю баночки из под детского питания, а складирую их)).

Итак, емкость для сбора мочи вы приготовили. Следующий шагподготовить самого ребенка .

Правило второе : перед тем, как идти на анализ, необходимо как следует подмыть своего малыша . Можно подмыть его просто с водой, но все-таки желательно делать это со специальным детским мылом, предназначенным именно для этих целей, после чего тщательно вытереть полотенцем. Вся эта процедура выполняется с целью избежать попадания в мочу различных выделений из наружных половых органов, которые могут существенно исказить результат. Сразу предупрежу – надо ухитриться подмыть ребенка с молниеносной быстротой (а что Вы хотели – Вы теперь мама, придется научиться!), в ином случае ребенок рефлекторно пописает, как намочит половые органы.

С ребенком постраше, лет с 2-х можно уже начать договариваться потерпеть и не описаться, но все же поторопитесь!

Правило третье : для анализа нужно собирать именно утреннюю порцию мочи. Т.е. «ловить» первый раз, когда ребенок после пробуждения захочет пописать.

Нужная доза.

Думаю, у каждой мамы хотя бы раз было такое, что вроде все сделала правильно, подготовила стерильную баночку, подмыла ребенка, выжидала, когда же он пописает, а мочи в итоге удалось собрать совсем мало. Особенно, если ребенок спит в подгузнике и вообще непонятно, как собрать эту утреннюю порцию и как же выследить, когда же он пописает… Конечно же, возникает вопрос: а примет ли лаборатория такое количество или придется все начинать сначала ? Сколько мочи нужно для анализа? И вообще, какую мочу надо сдавать на анализ?


Оказывается, для разных видов анализов необходимо собрать разное количество мочи. Если педиатр дал направление на общий анализ, то нужно собирать всю мочу, от начала и до конца «процесса». Максимум в этом случае достаточно будет 100 мл., но чаще всего у детей получается собрать намного меньше.

Сколько же еще нюансов придется изучить, пока молодая мама обретет всю мощь материнского счастья! Изучите курсПервый год с консультацией и оставайтесь всегда на связи со специалистом в любое время дня и ночи!

Если же назначили анализ мочи по Нечипоренко, лаборантам достаточно будет даже 10 мл., главное, чтобы моча для этого вида анализа была собрана правильно. Итак, запомните! Для анализа мочи по Нечипоренко необходимо собирать только среднюю порцию мочу! Т.е. придется пропустить начало процесса, потом подставить баночку и собрать мочу в середине процесса и убрать баночку, не дожидаясь, пока ребенок закончит писать. Умение это делать придет с опытом, возможно, придется сдать ни один, и ни два раза…

Также иногда приходится сдавать анализ мочи на содержание сахара или гормонов . В отличие от предыдущих двух видов анализов, в данном случае надо будет собирать не утреннюю порцию мочи, а общее количество мочи в течение суток. Но не нужно все это нести в лабораторию! После того, как собрали всю мочу ребенка за 24 часа в одну тару, надо ее перемешать и отлить в стерильный контейнер или баночку 30-50 мл. Этого количества будет достаточно для анализа. Конечно же, всегда нужно уточнять у медсестры или врача как правильно сдать мочу.

Всегда сразу же старайтесь расшифровать информацию о нужном анализе – дома Вы можете просто не разобрать, что написано на бланке. Знакомая ли ситуация?))

Что делать, если ребенок не хочет писать?

Из-за существенных отличий в строении внешних половых органов мальчиков и девочек, технология сбора мочи у них может отличаться. Как несложно догадаться, собрать мочу у мальчика значительно проще, чем у девочки.

Если ребенок еще совсем маленький или, наоборот, уже подрос и умеет ходить на горшо к, можно набраться терпения и попытаться поймать струю мочи в баночку или в контейнер. А что делать, если же ребенку, например, уже 2 года, но он еще не подружился с горшком, при этом очень активный и спокойно лежать или сидеть не будет, не оставляя вам шансов караулить нужный результат с баночкой в руках?

В таком случае можно воспользоваться специальным стерильным одноразовым мочеприемником , который нужно просто приклеить в области гениталий и ждать, когда ребенок в него пописает. Кстати, таким мочеприемником можно пользоваться для сбора мочи не только у детей в возрасте 2-3 лет, но даже у новорожденных. Правда, у меня лично вообще не сложилось с мочеприемником, может быть, у Вас завяжется с ним дружба….

Собирать мочу у девочки не так удобно. Если малышка новорожденная или ей всего несколько месяцев, можно аккуратно подложить под нее чистое, ошпаренное кипятком блюдечко (но так, чтобы ей оно не доставляло дискомфорта) и ждать, когда она у него пописает. Именно таким образом чаще всего собирали мочу на анализ наши мамы.

Но как собрать мочу у девочки в 2 года ? Конечно, можно попробовать положить блюдечко на дно горшка (так как просто писать в горшок для сбора анализов нельзя).

Или же попробовать прикрепить мочеприемник, а поверх надеть на малышку подгузник или трусики, чтобы она этот самый мочеприемник не сдернула. Однако обычно к 2-м годам мне лично удавалось дочку поставить в ванну, быстро вымыть и она уже сама писала. Но мы уже к этому времени не писались по ночам, потому мочи было достаточно для естественного выхода.

С этим мы разобрались. Остался самый последний и вместе с тем самый сложный вопрос: как собрать анализ мочи, если ребенок не хочет писать ? К каждому свой подход, выбирайте нужный (только поторопитесь, пока малыш не начал капризничать и расхотел сикать так скахать назло!)


Итак, существует несколько проверенных народных способов:

  1. Открыть в ванной кран, взять ребенка на руки в положении высаживания и ждать (с баночкой наготове), когда звук льющейся воды подействует на организм малыша как стимулятор.
  2. Можно также попробовать переливать воду из одной чашки в другую, эффект должен получиться такой же, как и в предыдущем пункте.
  3. Можно попробовать помассировать у ребенка нижнюю часть живота, по направлению от пупка вниз, к половым органам.
  4. Если нужно собрать мочу у девочки, можно протереть ей половые губы мокрой ваткой, смоченной предварительно в теплой воде.
  5. Дать ребенку попить водички.
  6. Просто намочить ножки и слегка половые органы.

Ну и самое главное – запастись терпением! Собрать мочу у ребенка обычно получается далеко не с первого раза, поэтому без терпения никак не обойтись.

А может, вы знаете какие-нибудь секреты, о которых не было озвучено в данной статье? Поделитесь полезной информацией в комментариях! Ну а остальным удачи в этом нелегком процессе сбора анализов!

До скорых новых встреч. А каждому новому подписчику блога — в подарок Сборник тестов для определения оценки Вашего родительского мастерства абсолютно бесплатно) Кнопка для подписки — сразу за постом.

К сожалению, все дети болеют , и полностью сберечь их от болезней не удалось ни одному родителю. В то же время у одной семейной пары ребенок болеет постоянно, а у другой очень редко. Если одни дети легко переносят любую простуду и очень быстро поправляются, то другие малыши не успеют выздороветь после одной простуды, а несколько дней спустя, снова начинают болеть.

Педиатры считают нормой, если ребенок в возрасте до 1 года болеет простудными заболеваниями не более 3 раз в год, от 1 до 3 лет не более пяти раз, от 4 до 5 лет - не более четырех раз, старше 5 лет - не более трех раз. В чем же причина детских простуд и можно ли позаботиться сразу после рождения, чтобы ребенок часто не болел?

Как советуют специалисты, чтобы избежать постоянных простуд детей, уже на второй недели жизни его необходимо начинать закаливать. Главные помощники родителей в процессе закаливания - это воздух и вода. Прежде всего, надо соблюдать воздушный режим в комнате малыша и хорошо проветривать его, поручите это делать вашей домработнице. В жаркие дни лучше окно держать открытым, а в холодные проветривать 4-5 раз в день по 15-20 минут. Проветривая комнату в холодное время, предварительно ребенка надо вынести в другую комнату или соответственно одеть. Температура воздуха в комнате, где лежит малыш, должна быть не выше 20-22°С.

Ежедневные прогулки с малышом на улице способствуют адаптации малыша к окружающей среде и повышению его иммунитета. Если по каким то причинам у родителей нет возможности выйти на улицу, необходимо побыть с малышом на балконе. Для первых прогулок достаточно 10-15 минут, дальше увеличивайте время нахождения на свежем воздухе в зависимости от сезона и погоды. Летом старайтесь гулять с малышом в парке или в лесу.

Собираясь на прогулку , не следует его одевать слишком тепло. В прохладную погоду ребенка необходимо одеть так же, как оделись сами. Следует помнить, что если взрослому человеку прохладно, то это не значит, что ребенку тоже грозит опасность простуды. Детский организм вырабатывает тепла больше, а значит, ему будет нормально даже тогда, когда вам прохладно. А когда вам тепло, ребенку бывает жарко.

Одним из важных процедур закаливания новорожденного малыша являются воздушные ванны. Для начала оставьте малыша голеньким при температуре не ниже +23 градусов на 3-5 минуты, затем постепенно увеличивайте время воздушной ванны еще на 2-3 минуты. Можно параллельно проводить влажные обтирания. Обтирания лучше делать влажным махровым полотенцем, смоченным в прохладной воде, снижая температуру воды раз в два дня на 1 градус, начиная от 32 градусов и доводя до 27 градусов. Некоторые родители предпочитают обтираниям занятия легкой гимнастикой во время воздушных ванн. Педиатры советуют начинать делать гимнастику и легкий массаж, только когда малышу исполниться 1-1,5 месяца.

Самой эффективной процедурой для физического развития и повышения иммунобиологической устойчивости ребенка считаются водные закаливающие процедуры. Уже со второго месяца жизни необходимо приступать к закаливанию путем постепенного снижения температуры воды и увеличения времени ее воздействия. Существуют несколько способов водных закаливающих процедур:

1. Обливание ног . Советуют проводить обливание ног малыша, начиная с 9-12 месяцев. Сначала обливание начинают с прохладной воды температурой 28-30°, затем постепенно снижают ее примерно на 1 ° и доводят до 20°. Более полезным считается контрастное обливание ног, когда ноги ребенка обливают сначала водой 36°, а затем холодной водой 20-24 °С. Частоту контрастных обливаний следует увеличивать постепенно, начиная от одного раза.

2. Обливание всего ребенка . В первые дни для обливания нужно использовать воду с температурой выше 35°, а затем постепенно следует снижать температуру на 1° и доводить до 28°. Лучше всего обливать ребенка в ванне из ковшика. Сначала осторожно налейте воду в ноги, затем на ягодицы. Постепенно переходим на грудь и плечи. На головку лить воду не следует, так как многие дети после этого бояться воды.

В целом, в вопросах закаливания новорожденного ребенка необходимо ориентироваться на здравый смысл, на состояние здоровья ребенка и учитывать рекомендации участкового педиатра. Как излишнее оберегание ребенка, старательное укутывание его и избежание от всевозможных охлаждений ослабляет его иммунитет, так и слишком сильное увлечение закаливанием может привести к простудам и к более серьезным болезням. Начиная закаливать ребенка, главное убедиться, что малышу приятно от процедуры закаливания, и он хорошо себя чувствует. Если это так, значит, вы на правильном пути и ваш малыш вырастет здоровым человеком.

- Вернуться в оглавление раздела " "

А ведь можно сделать так, что ребенок простудными заболеваниями не будет болеть вообще, а инфекционные болезни будет переносить легко и без осложнений. Как? Ответ прост и сложен одновременно:

Обеспечить условия существования ребенка, максимально приближенные к естественным!

Это просто, потому что для этого не требуется никаких дополнительных затрат времени и материальных вложений.

А сложно потому, что требует решимости от родителей пересмотреть устоявшиеся догмы, касающиеся ухода за ребенком, и решить, что для них важнее, недовольство окружающих или здоровье своего малыша.

Прежде чем перечислить основные положения оптимальных условий существования ребенка, давайте определимся с терминами. А именно, что такое терморегуляция и иммунитет?

Что такое терморегуляция?

У новорожденного ребенка механизмы терморегуляции тела еще несовершенны, поэтому существует риск перегрева и переохлаждения.

Обмен веществ у малыша происходит очень интенсивно и сопровождается выработкой большого количества тепла. От этого лишнего тепла его организм избавляется двумя путями:
Через легкие. Ребенок вдыхает воздух с температурой, например, 18°С, а выдыхает 36,6°С. При этом, очевидно, некоторое количество тепла теряется. Чем выше температура окружающего воздуха, тем меньше потери тепла.
Через кожу. Образуется пот, который, испаряясь, охлаждает тело ребенка, но при этом теряются необходимые организму вода и соли. Приложите свою руку к голове малыша, и через несколько секунд она станет влажной от пота.

При нехватке жидкости в организме нарушается работа всех систем и органов. И внешние проявления этих нарушений - потница, опрелости, в носу корочки, затрудняющие дыхание, во рту белые пятна - молочница (густая слюна не выполняет своих антибактериальных функций) и т.д.

У детей обмен веществ протекает намного интенсивнее, чем у взрослых. А значит, за одно и то же время организм ребенка вырабатывает больше тепла, чем организм взрослого человека.

Когда взрослому человеку прохладно, ребенку нормально. Когда взрослому тепло, ребенку жарко.

Главный показатель затрат энергии организмом – это аппетит.

Если ребенок не хочет кушать, значит, не потратил энергию (на поддержание температуры тела и двигательную активность).

Нельзя уговаривать или заставлять ребенка кушать!

Кстати, когда дети болеют, то инстинктивно отказываются от пищи, таким образом, организм экономит энергию, которую направляет на борьбу с болезнью, а не на переваривание пищи.

Когда в комнате прохладно, организм здорового ребенка уменьшает потери тепла - сокращаются сосуды кожи, уменьшается объем циркулируемой в них крови и, следовательно, уменьшается теплоотдача, кожа малыша на ступнях и ручках становится прохладной, что говорит о нормальной терморегуляции.

Как «работает» иммунитет?

У человека в организме живут разные микробы (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка и другие), размножение которых постоянно сдерживается иммунной системой. Живут они на поверхности кожи, на слизистых оболочках носоглотки и влагалища, в кишечнике, мирно сосуществуя с человеком и не причиняя ему никакого вреда.

Под действием переохлаждения микробы начинают размножаться и вызывают болезнь - от обычной простуды и кожных гнойников до дисбактериоза и воспалений.

Через некоторое время организм вырабатывает защитные антитела и болезнь отступает.

В другой раз, если человек переохладится, и микробы снова начнут размножаться, то выработанные в прошлый раз антитела подавляют их размножение, и болезнь, либо не начнется, либо будет протекать значительно легче.

Со временем количество антител к тому или иному возбудителю болезни уменьшается.

Новорожденный малыш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды.

А стабильность этих условий (высокая температура воздуха, теплая вода, стерильная окружающая среда) приводит к тому, что механизмы адаптации ослабевают за ненадобностью.

Поэтому с младенцем дело обстоит намного проще, чем с подросшим ребенком. Надо всего лишь так организовать уход за малышом, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. И не надо никаких специальных мер по закаливанию! Не придется обливать ребенка холодной водой, ходить по снегу босиком, обтираться и купаться в проруби.

Закаливание - система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды (Большая советская энциклопедия).

Суть закаливания состоит в том, что систематически и понемногу активизируя собственных микробов мы, в результате, доводим иммунитет до такого уровня, что холод уже не может вызвать заболевание.

Почему ослабевает иммунитет?

Главная причина ослабления иммунитета - психосоматическая, то есть иммунитет ослабевает в результате психического дисбаланса в организме, вызванного переживаниями, внутренними запретами, чувством вины, страхами и т.д.

Итак, какие же условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел?..

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел?

1. Доброжелательная обстановка в семье.

Дети по своей природе эгоцентричны, то есть все, что происходит вокруг них, они воспринимают на свой счет, считая себя причиной всех неприятностей (развод родителей, смерть любимой собаки, скандалы в семье, переезд на новое место жительства, расставание с матерью, проблемы в детском саду или школе).

Понятно, что избежать стрессов невозможно. Но можно и нужно учиться их переживать без последствий для психики.

Для маленького ребенка - это сложная задача, необходима помощь и поддержка родителей. В чем она заключается?
Вы сами должны излучать спокойствие, уверенность в себе, оптимизм, тогда это состояние будет передаваться ребенку, помогая ему пережить стресс.
Не сдерживайте эмоции ребенка, загоняя их вглубь подсознания. Знаменитое родительское «Прекрати орать!», наказания за проявление гнева, раздражения, упрямства - это и есть примеры сдерживания эмоций ребенка. Сдержанная разрушающая энергия эмоций проявится в виде неврозов, комплексов, сниженного иммунитета и букета болезней. Лучше направьте энергию ребенка в мирное русло.

2. Прогулки на свежем воздухе.

Увеличивать время прогулки надо постепенно.
Свежий воздух необходим для правильной работы всех систем организма и особенно мозга.
Под действием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается витамин D.
Свежий воздух очищает легкие от пыли и аллергенов, благодаря чему улучшается функционирование слизистой носа и верхних дыхательных путей.
Дополнительные затраты энергии во время прогулки (на поддержание температуры тела и двигательную активность) усиливают деятельность всех систем организма, в том числе сердечнососудистой и иммунной.
Контакт ребенка с разными факторами окружающей среды (дождь, ветер, мороз, жара) не дают угаснуть адаптационным механизмам организма и закаляют, если они уже угасли.
Прогулки способствуют профилактике близорукости. В помещении взгляд фокусируется только на близкорасположенных объектах, а на улице – еще и на далекорасположенных, что является отличной профилактикой близорукости.
Прогулки дают новые впечатления и положительные эмоции, а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Прогулка – это время ребенка, пусть он сам выбирает, что делать, куда идти, сколько времени гулять. Будьте рядом, но не мешайте малышу познавать мир. Поощряйте совместные игры с другими детьми.
3. Двигательная активность.

Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка.
Движение способствует физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Стимулирует деятельность всех жизненно важных систем организма, особенно сердечнососудистой и иммунной.
4. Достаточный минимум одежды.

Количество одежды на ребенке должно быть умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

Главное требование к детской одежде – возможность активно двигаться, крутить головой, бегать, самостоятельно вставать после падений, прыгать, лазить по спортивным снарядам.
5. Хождение босиком.

Имеется в виду хождение босиком в помещении, но в теплое время года можно побегать босиком по чистому песочку или травке. Что это дает?
Хождение босиком закаляет.
Стимуляция нервных окончаний, находящихся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов.
6. Чистая, прохладная детская комната.

Комнату, в которой ребенок проводит большую часть времени, необходимо ежедневно убирать от пыли и проветривать.

Температура воздуха не должна превышать 22°С. Оптимальная температура для ребенка, когда он не потеет и не мерзнет 18-20°С.
7. Купание в прохладной воде.

Имеется в виду купание без использования мыла.

Вода в ванне должна быть такой температуры, при которой ребенок активно двигается и чувствует себя комфортно, не плачет. Если ребенок неподвижно лежит в воде, значит, она для него слишком теплая.

Понижать температуру воды и продолжительность купания надо постепенно.

Для достижения положительного эффекта купаться надо каждый день.
8. Дополнительные меры.

Если адаптационные механизмы ребенка уже угасли, иммунитет снижен (ребенок часто простужается), то можно к вышеперечисленным принимать дополнительные меры (обливания, обтирания, гимнастика), позволяющие вернуть утраченное здоровье быстрее.
Главное, применять эти правила в комплексе, систематично, постепенно увеличивая интенсивность и продолжительность.

Если ребенок редко гуляет, дома ходит в носках и тапочках, бОльшую часть времени проводит в манеже, НО перед сном его иногда обливают холодной водой, то толку от этого не будет никакого.

Необходимо учитывать также наличие болезней и настроение ребенка.

Закаливающие процедуры должны доставлять вашему ребенку удовольствие. Если ему не нравится обливаться холодной водой - пусть ходит босиком. Если активным прогулкам предпочитает игры в комнате, - откройте окно. Всегда можно найти компромиссное решение.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Нытье – распространенная форма поведения среди детей, и она может быть жутко раздражающей. Большинство детей начинают ныть, когда они устали, проголодались или расстроены; к тому же, дети ноют для привлечения внимания и чтобы получить то, что им нужно. Когда вы определите причину, стоящую за нытьем, вам будет легче искоренить эту привычку. Хотите, наконец, остановить этот раздражающий плач? Переходите к первому пункту руководства.

Шаги

Часть 1

Превентивные меры

    Измените взгляд на поведение вашего ребенка. Большинство детей не пытаются своим нытьем разозлить родителей или надоесть им. Ребенок мог просто устать, проголодаться, быть в состоянии стресса, испытывать дискомфорт или же просто добиваться вашего внимания. Перестаньте рассуждать, как бы вы поступили на месте ребенка, тогда вы сможете понять причину нытья и принять соответствующие превентивные меры.

    Убедитесь, что ваш малыш хорошо отдыхает. Усталость может провоцировать множество нежелательных форм поведения, в том числе и нытье. Старайтесь, чтобы каждую ночь ребенок спал необходимое для полного высыпания время; укладывайте малыша спать пораньше, если внезапно он начал часто капризничать и ныть. Если ваш ребенок дошкольник или младше, не забывайте укладывать его ненадолго и днем; если у вас ребенок школьного возраста, предоставьте ему возможность после школы отдохнуть.

    • У каждого ребенка свои потребности касательно сна, но, в целом, дети в возрасте 1-3 лет нуждаются в 12-14-и часовом сне в сутки (включая полуденный сон). В возрасте от 3 до 6 лет детям нужно около 10-12 часов в день, а между 7 и 12 годами детям требуется 10-11 часов.
  1. Регулируйте состояние голода вашего ребенка. Голод создает ребенку дискомфорт, делая его капризным, что и провоцирует плохое поведение вроде нытья. Большинству детей между основными приемами пищи требуются небольшие питательные перекусы, так что не ждите, что ваш малыш продержится на пустой желудок с обеда до ужина. Лучше, если вы предложите ребенку сочетание белков и цельнозерновых; например, можете угостить ребенка цельнозерновыми крекерами с ореховым маслом и бананом.

    Заранее рассказывайте ребенку, что его ждет. Дети начинают ныть, когда их заставляют делать что-то такое, чего они делать не хотят. Минимизируйте эту проблему, предупреждая ребенка заранее, – не стоит внезапно огорошивать его неприятной новостью. Вы можете сказать: “Через 10 минут нам придется уйти с детской площадки“ или “Еще одну историю и ложимся спать“. Когда ребенок знает, что его ждет, ему легче приспособиться.

    Не допускайте скуки. Детям очень непросто выносить скуку; они начинают ныть, потому что хотят привлечь ваше внимание и не знают, как справиться со скукой. Если ваш ребенок ноет, попробуйте предложить ему увлекательные занятия, подходящие ему по возрасту. Когда это возможно, переносите некоторые из этих занятий на улицу – там ребенку будет легче избавиться от лишней энергии.

    • Если вы обнаружили проблемы, в той или иной мере связанные со скукой, нытьем и ухудшением внимания, попытайтесь исключить из жизни ребенка телевизор и игру на электронных устройствах (или хотя бы уменьшить время, проведенное за этими занятиями). Такие средства быстро завладеют вниманием ребенка и займут его, избавив вас от нытья. Однако они же усугубляют проблему в долгосрочной перспективе: ваш ребенок будет не в состоянии занять себя чем-либо без мультфильмов и видеоигр.
  2. Уделите ребенку внимание. Когда дети чувствуют, что их игнорируют, они часто начинают ныть, в надежде получить порцию внимания. Это можно предотвратить, если в течение дня забывать про свои дела и заниматься исключительно ребенком, – эти моменты могут быть и непродолжительными, но главное, чтобы общение было качественным. Часто родители очень заняты, и сделать это непросто, но, все же, постарайтесь:

    • Пока ребенок завтракает, посидите рядом с ним и побеседуйте о чем-нибудь.
    • Остановитесь на мгновение и полюбуйтесь рисунком вашего ребенка, пирамидой из кубиков или каким-нибудь другим креативным проектом.
    • Отвлекитесь на 10 минут от своего занятия и прочитайте вашему малышу рассказ.
    • Если ваш ребенок уже школьник, спросите, как прошел его день в школе.
    • За час до того, как ребенок отправляется спать, соберитесь всей семьей, качественно проведите время вместе, пообщайтесь и не спеша приготовьте малыша ко сну.
  3. Поручайте ребенку особенные задания в общественных местах. Детское нытье кажется еще невыносимее, когда вам нужно взять малыша с собой по делам. Для детей походы в банки, магазины и супермаркеты кажутся скучными, или воспринимаются ими как возможность выпросить какую-нибудь покупку. Вы можете избавить себя от нытья, если поручите ребенку что-нибудь сделать (например, он может искать продукты из вашего списка покупок).

    Часть 2

    Остановка нытья весельем и дурачеством
    1. Имейте в виду, что шутливое поведение иногда может сработать лучше сурового. Когда ваши превентивные меры не срабатывают, и ребенок начинает ныть, попробуйте вести себя шутливо – особенно, если ваш ребенок маленький. Немного веселья и дурачества иногда способны переключить ребенка с капризного плаксивого настроения.

      Состройте смешные рожицы. Малышей и дошкольников иногда можно развеселить, если состроить смешные рожицы. Если ребенок начинает ныть, и вы чувствуете, что готовы разразиться руганью и криками, попробуйте заменить это смешной безумной физиономией. Этим способом вы можете остановить малыша прямо посередине истерики, и вызвать у него приступ безудержного смеха.

      Скопируйте нытье вашего ребенка. Удивите малыша, доставив себе удовольствие поныть. Вы можете несколько преувеличить для получения комичного эффекта: “Пооооо-чееее-мууууу тыыыы ноооо-ееееешь? Мнееее ээээ-тооо нееее нраааа-виииит-сяяяяя!“. Это поразит сразу две цели. Во-первых, ребенок рассмеется, и истерический цикл будет прерван. Во-вторых, ребенок увидит, как он выглядит со стороны – малыши не до конца понимают, как раздражающе и смешно они себя ведут в глаза других.

      Сделайте запись нытья вашего ребенка. Как и копирование, запись привлечет внимание ребенка к тому, как нелепо все это звучит. Воспользуйтесь телефоном или диктофоном, а потом включите запись ребенку.

      Начните говорить шепотом. Когда ваш ребенок ноет или хнычет, начните говорить с ним очень мягким тихим голосом. Ваш ребенок может остановиться – хотя бы на мгновение - для того, чтобы услышать, что вы говорите, и начать шептать в ответ. С маленькими детьми этот способ прервать нытье и немного поменять настроение отлично срабатывает.

      Притворитесь, будто не понимаете ребенка. Попросите ребенка повторить, что он хочет, другим тоном или полностью все предложение. Для более драматического эффекта скажите: “О, нет! Я все равно тебя не понимаю! Как бы я хотел понимать, что ты говоришь. Скажи еще раз, о чем речь?“

    Часть 3

    Отучаем от нытья дисциплиной

      Четко дайте понять, что нытье абсолютно неприемлемо. Достигнув школьного возраста, ребенок должен всегда контролировать такое нежелательное поведение, как нытье. Объясните, что вы не разрешаете ныть; скажите и покажите действием, что вы не будете удовлетворять просьбы, высказанные нытьем.

      Обсудите приемлемые формы коммуникации. Удостоверьтесь, что ребенок уверен в том, что вы слушаете его, когда он говорит с вами, и что вы любите общение с ним. Просто объясните, что разговор должен происходить в нормальном тоне на нормальной громкости.

Мы часто слышим от родителей: «Моему ребенку еда совершенно неинтересна, в него невозможно ничего запихнуть!» Так вот вам десяток практичных советов на случай «запихивания»

1. Питание ребенка должно быть разнообразным, детям достаточно быстро надоедают даже недавно любимые блюда. В таких случаях просто исключите надоевшую еду и введите новую - аппетит не заставит себя ждать. Ведь мы часто убираем на дальнюю полку игрушки, которыми малыш уже не интересуется. Пройдет время, наскучат другие мишки и кубики, и те, с полки, снова станут самыми любимыми.

2. Не бойтесь использовать пряности, травы, специи и экзотические продукты в детских блюдах. Чем раньше дети научатся понимать и различать вкус продуктов, тем более они будут по-хорошему разборчивы в еде потом.

3. Измените режим кормления ребенка в жаркие дни. В полдень предложите ему не обед, а второй завтрак (например, кефир, творог, легкую кашу, фрукты, разведенный сок), а после сна достаточно проголодавшийся малыш легко справится с теми блюдами, которые вы приготовили ему на обед.

4. Не заставляйте ребенка есть, когда он болен, нервничает или расстроен.

5. Не сажайте ребенка за стол сразу после активной игры. И уж конечно не пытайтесь кормить бегающего по квартире малыша: такая гонка ни к чему хорошему не приведет. Более того, она может быть опасна: едой можно запросто подавиться.

6. Не разделяйте еду на «хорошую» и «плохую». Вместо этого найдите связь между едой и тем, что важно для вашего ребенка, например внешним видом.

7. Поощряйте здоровый выбор. Хвалите детей за то, что они предпочитают правильную пищу. Ненавязчиво заменяйте вредные чипсы на запеченные в духовке картофельные палочки или домашние мюсли. То есть всегда имейте под рукой полезный перекус вместо сладостей.

8. Никогда не используйте еду в качестве вознаграждения. Это может создать проблемы лишнего веса в более поздние годы. Вместо этого поощряйте детей чем-то, требующим от вас обоих активности - прогулкой в парке или игрой на свежем воздухе. В нашем мире занятых родителей такой совместный досуг часто сам по себе большой подарок для ребенка.

9. Давайте детям еду с собой в школу в красивых пластиковых боксах и ни в коем случае не в полиэтилене. И только такую, которая не испортится в теплом помещении и не потеряет внешний вид после «испытаний портфелем».

10. Старайтесь не кормить ребенка вчерашней едой. Она значительно менее аппетитная и полезная, чем с пылу с жару. А чтобы сэкономить время и силы, замораживайте бульоны, зелень, овощи и фрукты, в том числе в виде пюре.

Еда может быть неинтересна потому, что появляется неизвестно откуда. Если вовлечь малыша (да что там малыша, иногда и тинейджера тоже неплохо бы вовлечь) в сам процесс приготовления еды, ситуация может в корне измениться. Что-то мы не припомним ребенка, который отказался бы попробовать приготовленное им самим блюдо.

Главное в совместном приготовлении - не бояться (это мы про родителей). Даже самый маленький ребенок не порежется острым ножом, если показать ему, как правильно держать опасный инструмент, и не хлопать над ним крыльями, пока он режет. Да, есть однозначно опасные вещи: раскаленное масло, большая кастрюля с кипящей водой - все это, конечно, не для малышей. А взрослых детей учите технике безопасности - и с ними тоже будет все в порядке.

Что еще почитать