Вежливость ничего не стоит, но приносит много. `Вежливость ничего не стоит, но приносит много`

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.

М. Монтегю

«Вежливый » в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка - невежи, который разладил отношения в семье , подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок - невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!».

1. Если ребенок перебивает взрослых...

«Не перебивай меня, не перебивай!» - так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он ее не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребенок перебивает взрослых?

Первые слова, первые фразы... Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать.

Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, это может означать, что он:

Не умеет слушать;

Проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;

Хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;

Не обладает достаточным запасом терпения;

Недополучает родительского внимания.

«Как научить ребенка не перебивать взрослых»

1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.

2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.

3. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной.

4. Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.

5. Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.

6. Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.

7. Сами никогда не перебивайте ребенка! Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешивается в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры - это может быть одним из симптомов гиперактивности.

2. Если ребенок не здоровается...

Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза.

Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера. Приведем пример. Состав семьи: мать (26 лет), отец (32 года), сын Денис (4 года), бабушка (папина мама, 60 лет), дедушка (папин папа, 67 лет), дядя (папин брат, 26 лет). Мама обеспокоена: «Денис в детском саду не умеет общаться с детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит “до свидания”, не говорит «спасибо», может ущипнуть деда или ударить его носком ботинка. Папе Денис выражает свое недовольство словами: Я с тобой не дружу!” Он вредный мальчик, который делает все поперек. Он, пожалуй, такой же, как я!»

Нетрудно догадаться, что в этой семье не только мальчик так себя ведет, но и другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой, выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу, в которой волшебные слова просто не могут жить.

3. Если ребенок ругается матом...

Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда - то рассказала детская писательница В. Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза, тому с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?
Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка. За психологической помощью обратилась мама (30 лет): У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла.

Кирилл (4 года 7 месяцев) единственный ребенок в семье, воспитанием занимается мама. Кирилл чрезвычайно интеллектуально развитый ребенок, и такое поведение можно расценивать как проявление демонстративного поведения, означающего: Обратите на меня внимание. Самым плохим событием Кирилл считает для себя следующее: «Мама ходит в клуб все время, в ночной клуб » Мама Кирилла не работает в отличие от папы, который обеспечивает эту семью. По вечерам, когда папа приходит домой, мама уходит развлекаться в ночной клуб, а папа остается с мальчиком дома и не стесняется в употреблении бранных слов в присутствии сына.

Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестываю когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций. Об алекситимии, когда нет слов для названия переживаемых состоянии.

Дело в том, что ребенок четырех лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра - слова - то у вашего сына мусорные).

Однако к этому способу необходимо прибегать только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т. п.

Памятка для педагогов и родителей

«Как помочь ребенку быть вежливым»

1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.

2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.

3. Покажите ребенку «волшебство вежливых слов: не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».

4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.

5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.

6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости . Например. Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые и т. п.

7. Учите вежливости вежливо!

Памятка для педагогов и родителей
«Как отучить ребенка ругаться матом»

1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать мусорные слова.

2. Не спрашивайте (даже если очень хочется) у ребенка, где он услышал эти слова (а вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.

3. Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно, и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!

4. Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.

5. При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.

6. Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.

7. Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.

Классный час в начальной школе на тему:

« Вежливость ничего не стоит, но много приносит»

Предмет: классный час

Возрастная группа: начальные классы

Тема: Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Проблема: Зачем быть вежливым?

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о вежливости в различных жизненных ситуациях и умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.

Задачи:

    формировать у детей нравственное представление о “вежливости”;

    воспитывать уважение к окружающим – взрослым и сверстникам;

    развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность;

    расширять запас «вежливых слов».

Метод: беседа с применением элементов дискуссии и игры

Подготовительный этап: подобрать пословицы о вежливости

Ход урока

Здравствуйте, садитесь.

Если вы выполните задание, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке.

Задание:

Найдите среди этих слов лишнее:

СПАСИБО, ПОЖАЛУЙСТА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОХОДИТЕ, ИЗВИНИТЕ.
Объясните, почему оно лишнее.

Правильно, это добрые, вежливые слова и сегодня мы будем говорить о вежливости и поймем, почему говорят: « Вежливость ничего не стоит, но много приносит».

Подумайте, что нужно сделать, чтобы и это слово стало добрым.

Как вы думаете, слова эти простые или особые?

Эти особые слова называют ещё и волшебными. Я расскажу вам одну историю, и вы поймёте, почему эти слова называют волшебными.

Жила на свете девочка Маша, она постоянно забывала о существовании этих слов. Поэтому её считали некультурной, невежливой девочкой и это её очень обижало. Давайте поможем стать Маше вспомнить волшебные слова и стать вежливым человеком. Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша?

Приходилось ли вам терять такие слова?

А что значит – спасибо?

Как вы думаете, кому и за что говорят спасибо?

Спасибо маме за заботу

И папе за его работу,

Сестре и брату за компанию

И бабушке за понимание,

Спасибо всем учителям,

И воспитателям и няням,

Спасибо, что гордятся нами

И добрым учат нас делам.

И слово «пожалуйста» порой забывала сказать Маша, а ведь это слово очень важное, правда ребята?

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его: «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится.

У того, кто с ним в ладу,

Всё на свете сбудется.

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо - слова:

Доброе утро.

Добрый день.

До свидания.

Здравствуйте.

Пожалуйста.

Приятного аппетита.

Простите.

Спасибо.

В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.

Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).

Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.

Извините – попросить прощение.

Спасибо – Выражение благодарности.

До свидания – приветствие при прощании.

Я другу говорю:

«Привет!»

А он в ответ:

«Здорово!»

Тут ничего плохого нет,

Подходят оба слова.

Старшему,

если встречаемся с ним

Первыми «Здравствуйте!»

мы говорим.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - «Доброе утро»

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Hе только детям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму.

ВЕЖЛИВОСТЬ – это доброе поведение, почтительность.

Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Запомни!

Добрые слова помогают устанавливать хорошие отношения с людьми.

Произносить их надо спокойным голосом, доброжелательно глядя на того, кому их говоришь.

Вежливый человек не только вежливо говорит, но и ведёт себя вежливо.

Физкультминутка

Становимся в круг. Кидаем друг другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.


Игра: «Доскажи словечко».

Вечером, спать ты хочешь очень.

Всем скажи: …..(спокойной ночи).

Ярко солнышко встало опять –

..(доброе утро!) должны вы сказать.

Пора за стол. Всё для еды накрыто

Желаем всем…(приятного аппетита!)

Мы поведением своим

Другим пример покажем:

Сначала вкусно поедим,

Потом… (спасибо!) скажем.

Гость решил домой пойти,

Скажем… (доброго пути!)

Ты чихнул?

Без лишних слов

Мы желаем:… (будь здоров!)

Волшебники – гномы немало для нас

Чудесного сделать могли бы,

Но больше чудес совершает в сто раз

Волшебное слово…! (спасибо!)

Задание

1) Подберите вторую часть пословицы.

    Добро творить – камень растопит

    Ласковое слово лучше слово калечит

    Добрые слова себя веселить

    Слово лечит и дороже богатства

    Ласковое слово и но много приносит

    Вежливость ничего не стоит, мягкого пирога

(Добро творить - себя веселить)

(Ласковое слово лучше мягкого пирога)

(Добрые слова дороже богатства)

(Слово лечит и слово калечит)

(Ласковое слово и камень растопит)

(Вежливость ничего не стоит, но много приносит)

2) Объясните, как вы понимаете смысл пословиц.

Загадки:

Очень в школу я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

С Марь Ивановной в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал... (приветствия)

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания» -

То слова... (прощания)

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Словами... (извинения)

Я «спасибо» говорю,

Значит, я... (благодарю)

Я здороваюсь со всеми,

«До свиданья» говорю,

Если нужно - извиненье,

Нужно - поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... (вежлив)

Вот и подошло к концу наше занятие.

Я думаю, что Маша хорошо усвоила волшебные слова. И смысл пословицы « Вежливость ничего не стоит, но много приносит» стал понятен.

Теперь давайте вместе составим правила вежливости :

    Невежливо стоять спиной к собеседнику, жевать во время разговора, вертеть что-либо в руках или трогать собеседника руками.

    Не надо кричать, чтобы тебя услышали, или плакать, чтобы на тебя обратили внимание.

    Невежливо громко говорить с собеседником в общественных местах и тихо говорить с человеком, который плохо слышит.

    Говорить добрые слова надо искренне, быть честным при этом.

    Невежливо молчать, если тебя о чём-то спрашивают. Вместо слов не надо всё время кивать головой.

    Обращение должно быть вежливым. Обращение к человеку на ТЫ или ВЫ зависит от его возраста.

    Уважай собеседника.

    Слушай доброжелательно, проявляй сочувствие.

    Лучше промолчать, если нечего сказать.

    Не говори плохо о других.

    Перешёптываться, когда, кроме тебя и твоего собеседника, есть кто-нибудь ещё, некрасиво.

    При разговоре думай, КОМУ говоришь, ЧТО говоришь, ГДЕ говоришь, ЗАЧЕМ говоришь, и КАКИЕ могут быть последствия.

Вывод:

Вежливым человеком не рождаются, а становятся. Чтобы стать вежливым человеком надо уметь самим следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных ситуациях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечание, а стараться исправить плохое поведении. Ведь как говорил И.Гёте :«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».

.

Тест «Вежлив ли я?»

Вопрос

Я

Родные

1. Здороваешься ли ты при встрече со знакомыми?

2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед?

3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого-то, наступил кому-то на ногу?

5. Благодаришь ли ты, если тебе в чём-то помогли?

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7. Поздравляешь ли маму, родных, друзей с днем рождения?

8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли своим близким: «Спокойной ночи»?

Чтобы результаты оказались более правдивыми и полными, на эти же вопросы попросите ответить и своих родителей. Отвечать нужно: «да», «нет», «иногда». Результаты теста мы обработаем с вами завтра.

Ключ к тесту:

12-16 очков - С тобой все в порядке. Ты вежливый человек. Так держать!

8-11 очков – Ты не всегда вежлив. Будь внимательнее.

< 8 очков – Тебе еще надо учиться вежливости. Не жалей на это сил и времени!

Что еще почитать