Привитие навыков здорового образа жизни, создание мотивации для занятий гимнастикой и спортом — одни из приоритетных задач укрепления здоровья ребенка. Важную роль играет в этом правильно организованная предметно-пространственная среда, которая должна быть развивающей, интересной, стимулирующей к двигательной активности. Для этого нередко делают оборудование для детского сада своими руками. Такое оснащение способствует к проведению новых увлекательных игр на занятиях. Оно позволяет детям «отдохнуть» от приевшихся упражнений, а педагогам — реализовывать новые задачи с минимальной затратой финансов.
Для нового оборудования потребуется не так много: различный бросовый материал (ленточки, пакеты, футляры от киндер-яиц и прочее) и, конечно, Ваше терпение.
Предложенное в статье оборудование можно использовать как в повседневной жизни детей, так и на физкультурных занятиях.
Игра «Накорми зверя»: нужно задуть футляр от киндер-сюрприза в отверстие. Дети не только тренируются в меткости, но и развивают глазомер.
Игра «Попьем чайку»: нужно охладить чай, подув на поднимающийся «пар».
Игра «Сдуй бабочку». Упражнение можно усложнить заданием сдуть бабочку на другой цветок, чтобы дети учились контролировать силу дыхания.
Игра «Дуновение ветра»: необходимо подуть на листья/снежинки, таким образом, чтобы они заколыхались.
Оборудование меняется в зависимости от сезона. Зимой к потолку подвешиваются снежинки, весной — цветы, летом — бабочки, осенью — листья.
Игра «Сбей фрукты». К сшитым муляжам фруктов приклеивается круг с мишенью.
Игра «Попади в тучку». Тучку следует подвешивать подальше от лампы, чтобы дети случайно ее не разбили. К тучке привязаны маленькие колокольчики. Когда ребенок задевает тучку, колокольчики звенят и бросок не засчитывается.
ОРУ — комплекс многофункциональных упражнений. Как правило, для ОРУ используется универсальное оборудование, которое очень легко сделать. Вот пример того,
… как из обычных пластиковых тарелок можно сделать тарелки для зарядки;
… из пластиковых пакетов сделать яркие султанчики;
или косички;
… из палочки, футляра от киндерз-сюрприза, ленточек сделать цветы.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно- пространственная среда, прежде всего это двигательно- развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в группе используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы
Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести нужное дорогостоящее оборудование, горячее желание не смотря ни на что, сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, увлекательными и разнообразными, побудили меня к поиску новых форм работы. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь, благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам.
«Тропа здоровья» Материал: дорожки представляют собой поверхность с нашитыми пуговицами в определенном порядке, из прутьев, из пластмассовых кружков. Упражнение: для общеразвивающих упражнений на занятиях. Цель: способствовать профилактике плоскостопия; массаж стоп и укрепление своды стоп; улучшение кровообращения
«Массажёр-цветок» Материал: цветные карандаши, футляр от киндера-сюрприза Упражнение: для игр, используется при дыхательной гимнастики (в футлярах лежит чеснок, лук, лимон) Цель: развитие мелкой моторики рук, улучшение кровообращения в пальцах и кистях.
«Гантели» Материал: пластиковые бутылки с песком. Цель: способствовать развитию силовых качеств, ловкости, быстроты, двигательных реакций, равновесия, выносливости. Упражнения с физкультурным пособием «Гантели» способствуют выработке координации движений, активизирует деятельность анализаторных систем и влияет на речевое и умственное развитие.
«Эспандер» Материал: изготовлены из пластиковых бутылок, бельевой резинки. Для оформления используется наклейки. Цель: для развития и укрепления мышц плечевого пояса и силы, можно использовать в комплексах утренней гимнастики, для индивидуальной работы, на занятиях по физической культуры.
Новые, яркие, нестандартные пособия - повышает у детей интерес к занятиям, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Все пособия и оборудование используется во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в игровой деятельности.
“Следочки”
Использование : для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна,
Развитие : координации движений, равновесия, укрепление силы ног и рук, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Мягкие палочки-кружочки и кольцебросы
Материал : поролон, ткань для обшивки, бутылочки из-под йогуртов, самоклеющаяся пленка.
Использование :
Развитие : меткость, ловкость, внимание, глазомер, быстрота реакции.
Гантели
Использование : для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой и утренней гимнастике.
Развитие : укрепление мышц рук и плечевого пояса,
формирование правильной осанки.
Материалы : разноцветные футляры от «киндер-сюрпризов», деревянные палочки, раствор цемента.
Материал : воздушные шарики, крупа (манка).
Использование : для выполнения общеразвивающих упражнений, метания и бросания.
Развитие : мелкая моторика рук, глазомер, ловкость, внимание, быстрота реакции.
Дуга из киндер-сюрпризов
Использование: для перешагивания, перепрыгивания, подлезания, преодоления препятствий, для упражнений в равновесии.
Развитие: стимуляция энергичных действий, различные физические качества, ловкость, равновесие.
Материалы: твердая проволока, футляры от «киндер-сюрпризов», цемент, пластмассовые ведёрки.
«Классики»
Материалы : клеёнка, самоклеющаяся бумага
Развитие: ОВД, чувство равновесия, внимания, ловкости, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища, тренировка глазомера, координации движения.
Использование: в индивидуальной работе, играх, эстафетах.
Шар из пластмассовых стаканчиков
Материал: пластмассовые одноразовые стаканчики, клей.
Развитие: ловкость, координация движений, навыки бега.
Использование: в эстафетах, при проведении спортивных праздников, для игр-соревнований.
Весёлые погремушки
Использование : для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь)
Развитие: мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы : футляры от «киндер-сюрпризов», ручки от пластмассовых ведер, крупа.
Эспандеры
Использование : для индивидуальной работы, физических упражнений, в эстафетах, физкультурных праздниках.
Развитие : общая координация движений, растяжение и расслабление позвоночного столба, укрепление мышечного тонуса.
Материал : резинка, ткань, ручки от бутылок из-под растительного масла.
Ходули
Материал: пластмассовые ведёрки из-под майонеза, крепкая пряжа, самоклеющаяся бумага.
Использование: для индивидуальной работы, для игр – соревнований, упражнений на равновесие и координацию, эстафеты, спортивный досуг.
Развитие: чувство равновесия и высоты, координация движений, развитие ловкости координации движения, укрепление вестибулярного аппарата, укрепление мышц спины, рук, ног.
Статья. Из опыта работы воспитателя ДОУ «Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях дошкольного образовательного учреждения»
От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, - лишь некоторые факторы, которые агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.
Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо:
1.Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
2.Увеличить объём двигательной активности детей;
3.Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;
4.Поднять эмоциональный настрой детей.
Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности детей с применением нестандартного оборудования. Что же понимается под термином «нестандартное физкультурное оборудование»?
Нестандартное физкультурное оборудование
– это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.
Работая над проблемой повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности, я решила разнообразить самостоятельную двигательную активность детей с помощью нестандартного физкультурного оборудования, сделанного своими руками из различных подручных средств и материалов, так как оно позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Конечно к нестандартному оборудованию предъявляются определённые санитарно-гигиенические требования.
Нестандартное оборудование должно быть:
1.Безопасным;
2.Максимально эффективным;
3.Удобным к применению;
4.Компактным;
5.Универсальным;
6.Технологичным и простым в изготовлении;
7.Эстетическим.
Представляю вашему вниманию оборудование, разработанное и применяемое в работе с детьми нашей группы.
Массажные коврики и дорожки
Цели:
развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Материалы:
на основу (пластинки, линолеум, плотная ткань) нашивают и наклеивают различные бусины, крышки от пластиковых бутылок, пенициллиновых пузырьков, камни, пуговицы, карандаши, деревянные палочки и т д.
Задания:
ходьба и бег на носках, пятках, ладонях и стопах, скрёстным шагом, прыжки.
Нестандартное оборудование для занятий физкультуры в детском саду из бросового материала своими руками
Столь Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ №203 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемеровоsampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам