Формирование принципов экологической культуры у дошкольников. Консультация по окружающему миру на тему: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных.

И начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.

Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство или со стороны педагога.

Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, мы считаем необходимым знакомить их не только видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

В соответствии с этим мы четко определили цель своей работы по формированию экологической культуры дошкольников: воспитание правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим и созидающим её, формирование отношения к себе как к части природы .

В своей работе мы ставим следующие ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.

2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.

3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.

4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.

В своей работе выделяем следующие КОМПОНЕНТЫ:

а) формирование начал экологических знаний и умений;

б) развитие экологического мышления;

в) становление начал целостной ориентации в мире;

г) воспитание начал экологически оправданного поведения.

Следуем в своей работе принципам развивающего образования, системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации своей деятельности с другими педагогами и специалистами детского сада, преемственности взаимодействия с ребенком детского сада и семьи .

Формирование экологической культуры младших дошкольников связываем прежде всего с конкретным предметно-природным окружением : растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

На подготовительном этапе работы выявляем условия, созданные в детском саду для экологического воспитания, и работаем по созданию экологической предметно-развивающей среды в группе и ближайшем окружении. При этом руководствуемся следующими основными критериями: соответствие объектов возрасту детей, безопасность для жизни и здоровья, неприхотливость в плане содержания и ухода.

На одном из первых этапов работы выявляем уровень еформированноети основ экологической культуры. Система мониторинга позволяем провести анализ экологических представлений дошкольников и спланировать дальнейшие этапы работы.

Планирование ведется в нескольких направлениях:

а) воспитатель - дети;

б) воспитатель - родители - дети;

в) воспитатель - специалисты детсада.

Возможны как фронтальная, микрогрупповая, индивидуальная, так и Непосредственно Образовательная Деятельность. Для более успешного усвоения материала используем различные формы проведения НОД:

а) первично-ознакомительная;

б) обобщающая;

в) интегрированная.

В практику работы ДОУ вошли такие формы работы как проектная деятельность - «Родной свой край люби и знай», акция - «Друзья природы» (озеленение цветников), «Елочка - зеленая иголочка» (в защиту елей) и др.

Разрабатывая методику проведения Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию экологической культуры у младших дошкольников, отдаем предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Используем словесные методы (рассказ, чтение художественной литературы).

В жизни детей дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, основным практическим методом является игра. В своей работе используем дидактические игры . Например: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?».

Предметные игры. Например: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету» и др.

Словесные игры. Это игры типа «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно - не нужно» и др.

Подвижные игры экологического характера. Например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.

Игры-путешествия. Например, «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др.

Строительные игры с природным материалом.

Детей младшего дошкольного возраста учим наблюдать, анализировать и делать выводы об окружающем мире. Также используем элементарную предметную деятельность для поиска ответов на вопросы, например: можно ли взять в руки воду? А камень? Опытным путем дети могут усваивать свойства объектов и явлений природы (игра с солнечными зайчиками, полив из лейки), результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок - вода), связи, возникающие между предметами и явлениями (сухой песок не лепится, мокрый лепится). У детей стали ярче проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем, почему, где? Мыслительная деятельность ребят стала проявляться активнее, их ответы всё более развернутые.

Дети получают большой объем знаний. У малышей формируются элементарные представления о некоторых растениях и животных родного края, отличительных особенностях их внешнего вида, ярко выраженных характерных признаках. Расширяются представления о домашних животных, их значении в жизни человека, дети учатся правильно общаться с ними, заботиться о них. У младших дошкольников расширяются представления об обитателях живого уголка, появляется желание ухаживать за ними. Активно формируется интерес к явлениям живой и неживой природы. Дети научились принимать посильное участие в охране окружающей природы, быть внимательными к людям и бережно относиться к растениям и животным, устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.

Работая с детьми младшего возраста по формированию экологической культуры, мы опираемся на их чувственное восприятие и сенсорное развитие, широко используем простейшее экспериментирование, элементы моделирования, решение простейших ситуаций, коллекционирование, разнообразные игровые, словесные и наглядные методы. Это позволяет нам построить систему по формированию экологической культуры у младших дошкольников и добиться определенных результатов в своей работе.

В дальнейшей работе мы планируем использовать и нетрадиционные формы, такие как лаборатория юного метеоролога, экологические диспуты.

«Формирование экологической культуры дошкольника»

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных.

И начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.

Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство или со стороны педагога.

Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, мы считаем необходимым знакомить их не только видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.

В соответствии с этим мы четко определили цель своей работы по формированию экологической культуры дошкольников: воспитание правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим и созидающим её, формирование отношения к себе как к части природы .

В своей работе мы ставим следующие ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.

2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.

3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.

4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.

В своей работе выделяем следующие КОМПОНЕНТЫ:

а) формирование начал экологических знаний и умений;

б) развитие экологического мышления;

в) становление начал целостной ориентации в мире;

г) воспитание начал экологически оправданного поведения.

Следуем в своей работе принципам развивающего образования, системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации своей деятельности с другими педагогами и специалистами детского сада, преемственности взаимодействия с ребенком детского сада и семьи .

Формирование экологической культуры младших дошкольников связываем прежде всего с конкретным предметно-природным окружением : растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

На подготовительном этапе работы выявляем условия, созданные в детском саду для экологического воспитания, и работаем по созданию экологической предметно-развивающей среды в группе и ближайшем окружении. При этом руководствуемся следующими основными критериями: соответствие объектов возрасту детей, безопасность для жизни и здоровья, неприхотливость в плане содержания и ухода.

На одном из первых этапов работы выявляем уровень еформированноети основ экологической культуры. Система мониторинга позволяем провести анализ экологических представлений дошкольников и спланировать дальнейшие этапы работы.

Планирование ведется в нескольких направлениях:

а) воспитатель - дети;

б) воспитатель - родители - дети;

в) воспитатель - специалисты детсада.

Возможны как фронтальная, микрогрупповая, индивидуальная, так и Непосредственно Образовательная Деятельность. Для более успешного усвоения материала используем различные формы проведения НОД:

а) первично-ознакомительная;

б) обобщающая;

в) интегрированная.

В практику работы ДОУ вошли такие формы работы как проектная деятельность - «Родной свой край люби и знай», акция - «Друзья природы» (озеленение цветников), «Елочка - зеленая иголочка» (в защиту елей) и др.

Разрабатывая методику проведения Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию экологической культуры у младших дошкольников, отдаем предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Используем словесные методы (рассказ, чтение художественной литературы).

В жизни детей дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, основным практическим методом является игра. В своей работе используем дидактические игры . Например: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?».

Предметные игры. Например: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету» и др.

Словесные игры. Это игры типа «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно - не нужно» и др.

Подвижные игры экологического характера. Например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.

Игры-путешествия. Например, «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др.

Строительные игры с природным материалом.

Детей младшего дошкольного возраста учим наблюдать, анализировать и делать выводы об окружающем мире. Также используем элементарную предметную деятельность для поиска ответов на вопросы, например: можно ли взять в руки воду? А камень? Опытным путем дети могут усваивать свойства объектов и явлений природы (игра с солнечными зайчиками, полив из лейки), результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок - вода), связи, возникающие между предметами и явлениями (сухой песок не лепится, мокрый лепится). У детей стали ярче проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем, почему, где? Мыслительная деятельность ребят стала проявляться активнее, их ответы всё более развернутые.

Дети получают большой объем знаний. У малышей формируются элементарные представления о некоторых растениях и животных родного края, отличительных особенностях их внешнего вида, ярко выраженных характерных признаках. Расширяются представления о домашних животных, их значении в жизни человека, дети учатся правильно общаться с ними, заботиться о них. У младших дошкольников расширяются представления об обитателях живого уголка, появляется желание ухаживать за ними. Активно формируется интерес к явлениям живой и неживой природы. Дети научились принимать посильное участие в охране окружающей природы, быть внимательными к людям и бережно относиться к растениям и животным, устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире.

Работая с детьми младшего возраста по формированию экологической культуры, мы опираемся на их чувственное восприятие и сенсорное развитие, широко используем простейшее экспериментирование, элементы моделирования, решение простейших ситуаций, коллекционирование, разнообразные игровые, словесные и наглядные методы. Это позволяет нам построить систему по формированию экологической культуры у младших дошкольников и добиться определенных результатов в своей работе.

В дальнейшей работе мы планируем использовать и нетрадиционные формы, такие как лаборатория юного метеоролога, экологические диспуты.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога - его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника" при знакомстве природой. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются - в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача - формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы - насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е воспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного- отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

1.2 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

Систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование эко¬логической пропаганды среди родителей;

Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

Выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Биоцентр и чески и подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

Это тем более важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие. Исторически сложившееся благоговейное отношение народов России к природе представлено в настоящее время ярко выраженной природоохранной тенденцией в образовании. Можно отметить и тот факт, что в России не прижился термин «образование в области окружающей среды», который принят во всем мире и который отражает антропоцентрические тенденции во взаимоотношении человека с природой. Термин «экологическое образование», соединяющий в себе изучение природы, ее охрану, взаимодействие человека с природой, среду его обитания, соответствует российской специфике и решению существующих экологических проблем средствами образования.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;

Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.

Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.
Мои целевые установки заключается в создании условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Необходимо научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.

Для достижения поставленной цели педагогической деятельности я решаю следующие

Задачи:
1. Создание экологической развивающей среды.

2.Формирование системы элементарных научных экологических знаний,
доступной пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход.
3. Развитие познавательного интереса к миру природы.
4. Формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.
5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
6. Формирование психических процессов: памяти, внимания, мышления,
воображения.
7. Развитие познавательно-творческих способностей детей.
8. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
9. Формирование у родителей потребности в знаниях об экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.
В качестве теоретического и методического основания для решения поставленных целей и задач экологического воспитания дошкольников я использую результаты отечественных исследований, положительный опыт работы с дошкольниками в области экологического образования:
программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;
- программа « Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм безопасного поведения детей дошкольного возраста.
- программа « Наш дом - природа» под редакцией Н.А. Рыжовой
- программа «Юный эколог» » под редакцией С. Н. Николаевой;
Методические рекомендации:
«Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А. Воронкевич,
«Экологические занятия с детьми» под редакцией Т.М. Бондаренко
«Войди в природу другом» под редакцией З.Ф. Аксеновой
«Экологическое окно в детском саду» под редакцией В.М. Корниловой.
Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном воздействии природы на чувства ребёнка – удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающей природной средой. Содержание работы по экологическому образованию дошкольников строю по следующим блокам: Я и природа. Вода. Воздух. Песок, глина, камни. Солнце. Почва. Растения. Животные. Лес и его обитатели. Человек и природа.
В своей работе по экологическому воспитанию детей использую разнообразные формы и методы в комплексе. Выбор форм и методов обучения и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые необходимо решить воспитателю.
Формы организации экологического образования детей:
Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция), дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и др.
Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или враги? », «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т.д.
Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями, наблюдение за сезонными изменениями и др.).
В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. Использование технологии проектирования помогает мне в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Экологический уголок группы - одно из любимых мест детей в нашей группе. В нем сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за растениями, «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, петрушка, укроп и др.) и ухода за ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями, собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью - уборка сухих листьев, веточек; зимой - очистка участка от снега, постройки из снега; весной - участие в обработке кустарников, посадка цветов на клумбу; летом – участие в посадке и прополке огорода, цветников.
Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии, экологические сказки и рассказы, составленные детьми, которые мы оформили в виде книжек и т.д.
Организованные формы образовательной деятельности по экологии включают в себя теоретическую и практическую части (опыты). Для воспитания у ребёнка интереса и положительного отношения к объектам природы используются различные методы:
- самостоятельная работа с раздаточным материалом;
- дидактические игры и игровые упражнения: « Кто лишний», « Что изменилось?», «С какого дерева лист?», «Найди ошибку» и т.д.
- индивидуальная работа;
- наблюдения на прогулке;
- экспериментирование.
Комплексно используются наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения. Выполняя задания, дети знакомятся с объектами природы, их разнообразием, взаимодействием друг с другом, без труда могут установить причинно – следственные связи между действиями человека и состоянием природы.
Работа по экологическому образованию детей привела к следующим результатам и как следствие:
- становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью мониторинга (2 раза в год);
-формирование эмоционально – доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;
- развитие интереса и любви к родному краю, формирование представлений об экологических проблемах родного города;
- уточнение, систематизация и углубление представлений о живой и неживой природе;
- понимание причинно – следственных связей внутри природного комплекса: знакомство с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;
- умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
- ответственное и бережное отношение к домашним животным, растительному богатству нашего края;
- воспитание отзывчивости и коммуникабельности, стремления сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;
- формирование представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;
- охрана и укрепление здоровья детей, их правильное взаимодействие с природой;
- формирование представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85»

Консультация на тему: «Формирование основ экологической культуры дошкольника».

Подготовила

воспитатель: Сысуева М. Е.

Саранск 2016

Как истоки добра пробудить?

Удивиться, узнать, полюбить!

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души !

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, следствием которых является взаимодействие ребёнка с природой, его поведение в природе.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому мною выбрана тема «Формирование у дошкольников основ экологической культуры». Целью моей работы стало воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Для реализации цели были сформулированы основные задачи:

  • оздоровительные,
  • образовательные,
  • воспитательные,
  • по развитию трудовых умений,
  • по развитию эстетических представлений.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д.

Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

В практической работе исследователи и воспитатели уделяют, прежде всего, внимание организации наблюдений за объектами природы.

Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

И это возможно сделать посредством наблюдения. Наблюдения в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Особое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе) ;

Развитие познавательного интереса к миру природы:

Уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

Формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие) ;

Формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

Развитие чувства симпатии к объектам природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, целостности, системности, сезонности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, рассматриваний, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, игровой, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач и т. д.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время

Особая роль в формировании экологической культуры принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды.

Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

От того, как ребенок научится мыслить, чувствовать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85»

Доклад на тему: «Формирование основ экологической культуры дошкольника».

Подготовила

воспитатель: Сысуева М. Е.

Саранск 2016

Формирование основ экологической культуры дошкольника.

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души !

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, следствием которых является взаимодействие ребёнка с природой, его поведение в природе.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому мною выбрана тема «Формирование у дошкольников основ экологической культуры». Целью моей работы стало воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Для реализации цели были сформулированы основные задачи:

  • оздоровительные,
  • образовательные,
  • воспитательные,
  • по развитию трудовых умений,
  • по развитию эстетических представлений.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д.

Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

В практической работе исследователи и воспитатели уделяют, прежде всего, внимание организации наблюдений за объектами природы.

Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Именно в дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

И это возможно сделать посредством наблюдения. Наблюдения в природе способствуют накоплению у детей запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Особое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе) ;

Развитие познавательного интереса к миру природы:

Уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

Формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие) ;

Формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

Развитие чувства симпатии к объектам природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам: научности, доступности, целостности, системности, сезонности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, рассматриваний, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, игровой, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач и т. д.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время

Особая роль в формировании экологической культуры принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды.

Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

От того, как ребенок научится мыслить, чувствовать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать в будущем.


Светлана Назарова
Воспитание экологической культуры у дошкольников

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием , экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка . Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность , умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту) .

Из этого следует, что ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев , трав, закатов, рассветов : А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка . Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску : педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми , развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Педагог в своей практике должен применять разнообразные формы и методы воспитания у дошкольников экологической культуры . Он должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее , если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой родного края объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Такими возможностями обладает проектная деятельность.

Экологический проект - это , прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство) и включением в этот процесс родителей.

Многие семьи проводят свой досуг на природе, ребенок естественно включается в природную среду; в семье чувственное восприятие природных явлений осуществляется в основном индивидуально, что обеспечивает большую эмоциональность познания. В большинстве семей имеются реальные возможности для организации природоохранительной работы (наличие приусадебного хозяйства, дачи, где можно заниматься посадкой и уходом за растениями, охрана окружающей среды, животных и растений во время прогулок по лесу, отдыха на озере и т. д.).

Взрослые должны знакомить детей с правилами поведения в природе. Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны. У ребенка откладывается в сознании только то, что оставило яркий след.

В связи с глобальным экологическим кризисом , необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас.

Публикации по теме:

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования». «Формирование экологической культуры дошкольников посредством использования метода проектирования». Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал.

Дидактические игры по формированию экологической культуры дошкольников 1. Игры для обогащения экологических представлений «Вершки-корешки Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу:.

Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным.

Воспитание экологической культуры у дошкольников Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо.

«Мы против мусора на наших улицах». Формирование экологической культуры у дошкольников Цель: Формирование экологической культуры детей и взрослых. Задачи: 1. Расширять представления родителей и дошкольников об экологической.

Педсовет «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности» Тематический педсовет «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности» План.

Формирование начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада К вопросу о формировании начал экологической культуры дошкольников в условиях детского сада. Экология-это наука, которая учит нас бережно.

Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.

Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).

Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с живой и неживой природой, чувству товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию, справедливым делам и поступкам. Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология юного человека соединяет воедино материальный и духовный мир. Без подобного воссоединения невозможно воспитание и развитие экологического мировоззрения и сознания.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап в процессе развития основ экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят или ругают?) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.

У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

Развитие основ экологической культуры у старших дошкольников можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определённой социальной группы.

Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.

Основываясь на деятельностном подходе в структуре развития основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие компоненты:

Экологическая культура

Деятельность в природе: Экологизация сознания:

- восприятие природы; - потребности, установки,

Овладение знаниями, интересы;

умениями, навыками; - эмоции, переживания, чувства;

Природоохранная деятельность. - эстетическая и этическая

Осью индивидуальной экологической культуры целесообразно считать экосознание, которое формируется в процессе деятельности. Элементы экологического сознания, которые проявляются в дошкольном возрасте, носят пока ещё ориентировочный характер.

Экологическое сознание ребёнка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по это проблеме.

В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляются элементы основ экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более сознательные оценки поведения людей в природе, формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:

  • потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы);
  • эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).

Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.

Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры старших дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.

В процессе развития основ экологической культуры у старших дошкольников можно условно выделить три этапа, опираясь на персонифицированное отношение к осознанию природы как самостоятельной ценности:

К другому;

К природе.

В качестве основных критерие в роста следует назвать приобретённый ребёнком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности (показатели экологической воспитанности):

Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;

Наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

Потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всему окружающему;

Проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, формы их проявления.

Для ребёнка-выпускника детского сада характерны следующие показатели сформированности основ экологической культуры:

  • проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
  • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Литература:

1. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: «Мозаика-Синтез», 2002.-112с.

2. Оуэн Д.Ф. Что такое экология? – М.: Лесн. пром-ть, 1984.-184с.

3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./Под ред. Дьяченко О.М. – М.: НОУ Учебный центр м. Л.А. Венгера «Развитие», 2001.-141с.

4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-144с.

5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.

Что еще почитать