Зачем мы заводим домашних питомцев. Значение животных в жизни человека. Животные и люди: что их связывает

Мы заводим домашних питомцев потому, что у человека есть врожденный интерес к другим видам животных, но кроме того есть еще много социальных причин.

Когда мне исполнилось десять лет, мне подарили щенка. Я была потрясена и расплакалась от счастья. Сколько я себя помнила — всегда хотела собаку. На протяжении последующих 14 лет Хэппи, наш бигль, покорил сердца всех, кому довелось с ним общаться. Когда он умер, мы оплакивали его как близкого человека.

В Америке больше половины семей держат домашних животных в качестве компаньонов. И неважно, покрыты ли эти животные чешуей, шерстью, перьями или у них плавники вместо ног, люди обычно относятся к ним как к членам семьи.

В 2014 г. американцы потратили на домашних животных $58 млрд и огромное количество времени. Вот уже 50 лет психологи пытаются разобраться в причинах нашей привязанности к животным, понять, почему мы тратим столько сил, заботясь о них.

В ходе этих исследований антрозоологи— специалисты, изучающие отношения человека с животными, — узнали много нового про человеческую социальность. Изучая наши отношения с животными, можно разобраться в том, как самоидентификация, воспитание, ощущение поддержки и привязанности влияют на отношения между людьми.

Антрозоолог Паулин Беннетт (Pauleen Bennett) из Университета им. Ла Троба в Австралии считает, что эта область исследований относится к сфере человеческой психологии, поскольку животные удовлетворяют наши потребности в социальных связях.

Хотя причины приобретения домашних животных могут различаться так же сильно, как золотистый ретривер отличается от золотых рыбок, ученые выделили некоторые наиболее частотные механизмы, связывающие людей с их питомцами. Определенные биологические и социальные факторы вызывают у нас неосознанную потребность завести животное.

Кроме того, эмоциональная связь с домашним питомцем снижает у людей уровень стресса и вносит разнообразие в их жизнь. Чем больше мы узнаем о наших домашних животных, тем лучше сможем разобраться в том, что такое человеческая привязанность.

Врожденная потребность?

Отчасти наша потребность в общении с животными имеет врожденные причины. В 2013 г. психолог Ванесса Лобью (Vanessa LoBue) из Ратгерского университета вместе с коллегами показала, что если малышам в возрасте одного-трех лет предоставить выбор, они предпочитают больше времени проводить во взаимодействии с живыми животными — рыбками, хомяками, змеями, пауками или гекконами, — чем с неживыми игрушками.

У людей даже есть специализированные нервные клетки, которые избирательно реагируют на живых животных. В Алленовском институте исследований головного мозга в Сиэтле работает группа исследователей под руководством Кристофа Коха (Christof Koch), который также выступает консультантом в журнале Scientific American Mind.

В миндалине — зоне мозга, отвечающей за эмоции, — эти ученые в 2011 г. нашли нейроны, которые реагируют преимущественно на изображения животных. Таким образом, становится понятна нейронная основа мощной эмоциональной реакции, которую вызывают у нас животные.

Отчасти наш интерес к другим животным имеет врожденные причины; дети уже с раннего возраста интересуются животными

По-видимому, многие животные привлекают внимание людей своей милой мордочкой, вызывая у них родительские чувства. Ученые, изучающие поведение, давно заметили, что у людей, по-видимому, есть врожденная положительная реакция на черты, характерные для человеческих младенцев: большие глаза, широкий лоб и увеличенные пропорции головы по отношению к телу.

Чтобы понять, как влияют на людей милые детские черты, психолог Хироши Ниттоно (Hiroshi Nittono) со своими коллегами из Университета Хиросимы провел серию экспериментов, результаты которых были опубликованы в 2012 г.

В исследовании участвовали 132 студента, они должны были находить определенную цифру среди других цифр или с помощью пинцета вынимать маленькие объекты из отверстий. Потом участникам показывали серию фотографий и затем снова повторяли задание на внимательность или ловкость.

Оказалось, что у студентов, которые рассматривали фотографии взрослых животных или пищи, то есть того, что оценивалось как приятное, но не вызывающее умиления, качество выполнения задания не улучшилось. А те студенты, которым показали фотографии детенышей животных, во второй раз выполнили оба задания лучше.

Это значит, что изображение детеныша заставляет сосредоточиться и действовать аккуратнее. Можно предположить, что люди настраиваются на присутствие младенца, которому может потребоваться бережная забота. Очевидно, детеныши животных и человеческие младенцы вызывают у нас одни и те же инстинктивные реакции.

Биолог Эдвард Осборн Уилсон (Е.О. Wilson) считал, что наш интерес к животным проистекает из того, что он называл «биофилией», т.е. из врожденной склонности сосредоточиваться на живом и процессах, имеющих отношение к жизни; и современные открытия говорят в пользу этой идеи.

Должно быть, люди держат самых разных животных — от тарантулов до саламандр — потому, что их привлекают все живые существа.

Тем не менее Уилсон признавал, что наш интерес к животным зависит от общественных традиций и личного опыта. Например, собаки пользуются популярностью во многих западных странах, но считаются нечистыми в традиционных исламских обществах.

Психолог Гарольд Херцог (Harold A. Herzog) из Западно-Каролинского университета утверждает, что именно среда определяет то, каких животных люди заводят. В 2013 г. Херцог с коллегами опубликовали статью, в которой при помощи записей Американского клуба собаководства проанализировали колебания популярности пород собак с 1926 по 2005 г.

Они не обнаружили никакой связи популярности породы со здоровьем, долголетием или поведенческими особенностями, такими как агрессивность или хорошая дрессируемость. Изменения популярности были резкими и походили на колебания моды. В 2014 г. Херцог с двумя соавторами показали, что фильмы с участием собаки конкретной породы создают популярность этой породе на срок до десяти лет.

За десять лет, предшествовавшие выходу фильма «Невероятное путешествие» с лабрадором в главной роли, в Американском кинологическом клубе в год регистрировали в среднем 452 лабрадора; в течение десяти лет после выхода фильма их число в среднем составляло 2223 в год.

Херцог считает, что и других животных люди могут заводить просто потому, что их завел кто-то еще, таким образом проявляется наша склонность подражать окружающим. В качестве примеров он приводит кратковременное увлечение черепахами в США, декоративными карпами в Японии и то, что он в шутку назвал «эпидемией ирландских сеттеров».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Человек заводит животных и потому, что они вызывают у него умиление, и потому, что следует культурным традициям.

В общении с животным человек может черпать мощную социальную поддержку, но это зависит от того, насколько сильна привязанность между владельцем и питомцем.

Владельцы считают, что животные делают их жизнь счастливее и придают ей смысл.

Полезные друзья

Но даже если подражание влияет на выбор животного, большинство людей заводят питомца для того, чтобы с ним общаться. И это настоящая дружба, несмотря на наличие финансовых затрат. Некоторые чувства человека к животным переживаются так же, как и чувства к другим людям.

Лори Пелли (Lori Palley) из ветеринарного отдела Массачусетской клинической больницы вместе с коллегами в 2014 г. опубликовала результаты исследования, в котором с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии оценивали активность мозга 14 матерей, когда они смотрели на фотографии своих детей или собак или же на фотографии чужих детей и собак.

Оказалось, что мозг женщин очень схоже реагирует на фотографии своих детей или собак и совсем иначе — на чужих. Это значит, что материнские чувства возникают и по отношению к животным. Следовательно, домашнее животное помогает людям удовлетворить их потребность заботиться о малыше.

Питомцы могут играть и другую роль, успокаивая и создавая ощущение безопасности. В 1960-х гг. детский психолог из Иешива-университета Борис Левинсон (Boris Levinson) заметил, что когда он брал на занятия своего пса Джингла, сложные, замкнутые дети становились разговорчивыми и позитивно воспринимали психотерапию.

После того как было сделано это наблюдение, ученые стали выяснять, могут ли домашние питомцы улучшать состояние своих владельцев. В 1980 г. биолог Эрика Фридман (Erika Friedmann) из Пенсильванского университета показала, что владельцы животных чаще выживают в течение года после сердечного приступа, чем люди, не имевшие животных, — возможно, потому что животные могут способствовать снижению стресса у хозяев.

Когда эти работы попытались повторить, результаты получались неоднозначные, а «пет-терапию», которая благодаря Левинсону получила интенсивное развитие, критиковали, утверждая, что оценки ее эффективности в лечении психологических проблем сильно завышены.

Тем не менее некоторые люди могут получать психологическую поддержку от своих животных и именно поэтому их держат. В 2012 г. психолог Сигал Зилча-Мано (Sigal Zilcha-Mano), работавшая тогда в Школе психологии Междисциплинарного центра в Герцлии, вместе с коллегами опубликовала работу, в которой 285 владельцев кошек и собак ответили на вопросы, касающиеся эмоциональной связи с домашними животными.

Потом 120 участникам предложили пройти сложный тест и, чтобы оценить силу стресса, регистрировали, как у них повышалось кровяное давление. Оказалось, что те владельцы, которые во время теста были со своими питомцами или думали о них перед тестом, испытали меньший стресс.

Однако сила такой поддержки зависит от того, насколько хозяин привязан к животному. Чем сильнее связь владельца с питомцем, тем большую эмоциональную поддержку он от него получает.

По-видимому, сила привязанности между животными и людьми зависит и от некоторых гормонов. В 2012 г. биолог Линда Хэндлин (Linda Handlin) из Университета Шевде вместе с коллегами опубликовала работу, в которой они измеряли уровень окситоцина (гормона, отвечающего за привязанность) и кортизола (гормона, связанного со стрессом) у десяти женщин— владелиц лабрадоров, а затем оценивали, как эти данные соотносятся с тем, что владельцы говорят о своих отношениях с собакой.

Хозяева, у которых отмечался высокий уровень окситоцина и низкий — кортизола, как правило, сильнее связаны со своим питомцем. Например, у тех, кто часто целует свою собаку, содержание окситоцина было выше, а у женщин, которые говорили, что со страхом думают о том, что их собака может умереть, уровень кортизола был ниже, возможно потому, что собаки помогали им снизить стресс.

Наличие у человека социальных проблем может способствовать усилению привязанности к животному. В 2012 г. психолог Андреа Битз (Andrea Beetz) из Ростокского университета в Германии и ее коллеги попросили 47 мальчиков в возрасте 7-11 лет, у которых были трудности с формированием привязанности к другим людям, рассказать историю группе незнакомых взрослых, а затем пройти тест по математике.

При этом 24 ребенка были с собаками, десять в сопровождении доброжелательного взрослого, а оставшиеся — с игрушечной собачкой. Оказалось, что самый низкий уровень кортизола был у детей, которых сопровождала живая собака, а самый высокий — у тех, кого сопровождал человек. Вероятно, присутствие человека заставляло ребенка нервничать сильнее.

Кроме того, у тех детей, которые гладили сопровождавшую их собаку, уровень стресса, оценивающийся по содержанию кортизола в слюне, был ниже. Это значит, что коммуникация с животным может защищать от стресса тех, кому сложно общаться с людьми.

Битз говорит, что взаимодействовать с животными может быть намного проще, чем с людьми, поскольку они быстрее прощают, не спорят и их легче обнять.

Проделки животных

Однако домашние любимцы не только заменяют одиноким людям близкого человека. Многие владельцы, не имеющие никаких проблем с общением, тем не менее получают от наличия питомца много психологических преимуществ.

В 2012 г. Беннетт рассказала о предварительных данных, полученных студентом-психологом из Университета Монаша Джорданом Шааном (Jordan Schaan), который опрашивал 37 владельцев собак, успешных в профессиональной и личной жизни и сильно привязанных к своим животным. (Эти люди имели образование, средства и были удовлетворены имеющимися романтическими отношениями.)

Отвечая, что хорошего они получают от собаки, владельцы упоминали смешные проделки питомца, чувство ответственности за благополучие другого существа, новый опыт и новые отношения: щенок может быть, например, прекрасным поводом познакомиться с соседями.

Кроме того, многие владельцы домашних животных рассказали, что питомцы помогают им вести более простой и здоровый образ жизни. Беннетт иШаан обнаружили, что успешные люди, которых они исследовали, относятся к собакам как к партнерам, с которыми можно выстроить идеальные отношения.

Люди понимают, что собаки дают им безусловную любовь и всегда прощают, тогда как человеческие существа чаще расстраивают друг друга. Беннет говорит: «В животных есть что-то очень настоящее и честное, чего нам так не хватает в отношениях с людьми».

Беннетт и другие антрозоологи признают, что владельцы проецируют некоторые свои особенности на животных. Хозяин может «прочесть» в поведении питомца что-то свое, что совсем не соответствует намерениям животного. Однако такие проекции очень интересны для психологии: в них проявляются наши собственные социальные потребности и желания.

Отношение к животным дает очень любопытный материал для изучения человеческой эмпатии, заботы и даже принятия решений. Это особенно ценно, если учесть, насколько разными бывают питомцы и как сильно они отличаются от нас.

Исследования взаимоотношений человека с домашними животными еще только начинаются. Но без них невозможно понять весь спектр человеческих отношений и переживаний.

Перед тем как написать эту статью, мы спросили читателей журнала Scientific American Mind , каких домашних животных они предпочитают. Более 2 тыс. человек откликнулись и приняли участие в нашем интернет-опросе, и некоторые результаты довольно сильно отличаются от данных, приведенных на предыдущих страницах.

Наш опрос подтвердил то, что уже было известно благодаря другим исследованиям: мы заводим тех животных, которые отражают то, как мы себя воспринимаем. Например, если мужчина хочет выглядеть круто, он может завести собаку, которая поможет ему создать этот образ.

Некоторые люди с гордостью держат кролика или пуделя потому, что это их семейная традиция. Кто-то может держать менее популярных животных, таких как пауки или змеи, считая, что люди не понимают его так же, как не понимают и его питомцев.

Мы привели некоторые интересные данные о том, как описывают себя наши читатели, держащие более одного типа домашних животных. Мы также поместили несколько примеров из сотен ярких ответов, которые мы получили, задав вопрос: «Что делает вас собачником, кошатником, ни тем и ни другим или обоими одновременно?»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перевод: М.С. Багоцкая, журнал "В мире науки"


«Природные условия и ресурсы» - Природные условия и ресурсы. Р = 41 год. Природные ресурсы. Запасы угля в России 6,4 трлн. т. Добыча 314 млн. т. (2007 г.) Ресурсообеспеченность? Байкал. 3. Почвенные. Показатели на душу населения. Р = 383 года Р = 244 года Р = 246 лет. Р = 20 382 года. Запасы нефти в России 20 млрд. т. Добыча 491 млн. т. (2007 г.) Ресурсообеспеченность?

«Водные ресурсы России» - Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление. Охрана вод, система оборотного водоснабжения. Енисей – самая полноводная река России. Примеры ухудшения качества воды: Стихийные явления. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ПОВЕРХНОСТНЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ БЕЗ ВОДЫ ЧЕЛОВЕК ЖИТЬ НЕ МОЖЕТ! «Водные ресурсы. Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.

«Минеральные ресурсы» - Кварцит в природе. НТП делает возможным эксплуатацию месторождений, ранее считавшихся бесперспективными. По отношению к компонентам природы. Ваше мнение???!!! Минеральные. Гнейс в природе. По большинству видов минерального сырья оценки запасов постоянно увеличиваются. Железная руда. Мрамор в природе.

«Природные ресурсы» - 7. Пустыня – географическое, равнинное или гористое пространство, лишённое растительности. По происхождению: Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов. Пустыня. 2. 8. Сегодня к ногам человечества Сложена вся таблица Менделеева Акад. 14. 21.

«Биологические ресурсы» - Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории Калининградской области. Создают почву, повышают плодородие почвы. План урока: Ресурсы животного мира. Растительность влияет на климат, увлажняя воздух. Национальный парк. Растительные ресурсы. Цели урока:

«Минеральные ресурсы России» - Осадочные. По происхождению. Щит. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Шаг первый. Рудные полезные ископаемы приурочены. Камнецветное сырье. Производство нефтепродуктов. Горючие минеральное сырье, надо искать. Полезные ископаемые горючие и негорючие. Рz. Подвижный участок земной коры.

Всего в теме 13 презентаций

Что дают животные в жизни человека? Они приносят радость и счастье в повседневной жизни. Они дают человеку работу, требуя заботы и ухода. Они позволяют думать о ком-то другом, кроме вас самих, своих проблемах и болезнях. Они улучшают родственные связи в семье. Они повышают общий уровень морали и нравственности. Они стимулируют движение и активность. Они предоставляют источник тепла и любви. Они повышают уверенность в себе, придают смысл жизни. Они дают возможность обрести новых друзей. Они помогают мягко пройти через одиночество, болезни и депрессии. Они уменьшают уровень стресса. Они снижают кровяное давление и уровень триглицеридов в крови. Они позволяют вам создать уникальную и неповторимую модель отношений: человек - животное. Когда и где используется анималотерапия?

Анималотерапия может использоваться в двух вариантах это - осознанная и неосознанная модель взаимодействия ребенка и животного. Общение ребенка с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного применения их терапевтических свойств называется «естественная анималотерапия». Процесс же целенаправленного использования психокоррекционных свойств животных, их обозначений и символов по специальным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем у детей называется «направленная анималотерапия». И в том и в другом случае животные оказывают психологическую помощь, необходимую ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, они: расширяют круг общения; компенсируют одиночество; снимают психо-эмоциональное напряжение; заражают положительными эмоциями. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения. Как влияют животные на психическое развитие ребенка? Главной особенностью использования анималотерапии с детьми является возможность расширения опыта невербального поведения. Все животные не говорят, а лишь издают звуки. Ребёнок всегда четко улавливает настроение животного (даже в 1,5 года ребенок, услышав рык, испугается, а если собака начнет скулить, малыш будет пытаться ее жалеть). Наблюдения за поведением животного, которое находится рядом с ребенком, дают ему неоценимый опыт присоединения к окружающему миру, расширяют репертуар понимания и выражения эмоций: доброжелательность, радость, обида, грусть, злость становятся для него понятны и узнаваемы. Анималотерапевтический метод неоценимо расширяет сенсорный опыт ребёнка (так как ребенок не только видит животное, но и трогает его), развивает целостность восприятия мира, дает основу для развития фантазии и воображения. Так же важно отметить еще ряд достоинств анималотерапии - это эффективный метод работы с детьми, так как наблюдения за животным миром и взаимодействие с ним положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Что в дальнейшем ведет к успешной адаптации и социализации в социуме. Находя общие черты в поведении человека и животных, ребёнок убеждается в том, что весь живой мир требует любви, аккуратного обращения, питания, ухода. Получая знания об этом непосредственно через общение с животными, ребёнок учится обобщать, анализировать и синтезировать, сопоставлять и сравнивать. Они формируют познавательный интерес к окружающему миру и любознательность. Развивают мышление и основы мировоззрения ребёнка. Таким образом, дети, у которых дома есть животное, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений, и у этих детей эмоциональный мир более богаче и разнообразнее. Общаясь с животными, заботясь о них, ребенок учится любви, доброте и бережному отношению ко всему живому.

Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше, чем те, у кого их нет. Это результат исследований, подтвержденный практически. А, например, в домах престарелых, где есть домашние животные и растения, медицинские расходы сокращаются на 60%. Таким образом, во многих странах официально одобрено лечение с участием животных. Самые распространенные животные, которые помогают больным людям - это собаки, кошки, лошади и дельфины.

2 157510

Фотогалерея: Животные, которые помогают больным людям

Благодаря участию братьев наших меньших у людей физически или умственно неполноценных есть шанс полного восстановления или, по крайней мере, смягчения степени инвалидности. Кроме того, животные помогают людям, которые имеют проблемы проживания в обществе. Так что если у вас нет домашних животных, купите хотя бы рыбку.

Что дают животных в жизни человека?

* Они приносят радость и счастье в повседневной жизни.
* Они дают человеку работу, требуя заботы и ухода.
* Они позволяют думать о ком-то другом, кроме вас самих, своих проблемах и болезнях.
* Они улучшают родственные связи в семье.
* Они повышают общий уровень морали и нравственности.
* Они стимулируют движение и активность.
* Они предоставляют источник тепла и любви.
* Они повышают уверенность в себе, придают смысл жизни.
* Они дают возможность обрести новых друзей.
* Они помогают мягко пройти через одиночество, болезни и депрессии.
* Они уменьшают уровень стресса.
* Они снижают кровяное давление и уровень триглицеридов в крови
* Они позволяют вам создать уникальную и неповторимую модель отношений: человек - животное.

Канистерапия - лечение с участием собак

Этот метод терапии и реабилитация помогает людям с ограниченными возможностями и тем, кто имеет проблемы с социальной адаптацией. Она проводится с участием специально обученных собак.

Что это дает? Общение с собакой помогает сосредоточиться, влияет на развитие речи и способности к обучению. Стимулирует все органы чувств: зрение, слух, осязание и обоняние. У людей, принимающих участие в терапии, отмечается улучшение определения причинно-следственных связей, распознавание цвета и формы, сходства и различия. Во время забавы с собакой дети становятся более раскованны, они развивают свою физическую форму и учатся показывать свои эмоции.

Фелинотерапия - лечение с участием кошек

Подобная терапия помогает людям, имеющим проблемы с функционированием в обществе. Ее целью является помочь преодолеть страхи в контакте с окружающей средой. Общение с кошкой будет поощрять развитие органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние), а также помогать в реабилитации.

Что это дает? Во-первых, пушистый мех животных успокаивает, снимает стресс, расслабляет. Во-вторых, мурлыканье кошки оказывает успокаивающее действие на психику пациентов, перенесших лечение, но не только. Исследования показывают, что мурлыканье (его постоянная частота колебаний 1925-1925 Гц) способствует регенерации костей, сухожилий, связок и мышц, а также уменьшает боль.

Влияние кошек и собак на человека

Именно кошки и собаки играют значительную роль в интеграции социальной среды и семьи. Они учат ответственности, чувствительности и уверенности в себе. Это особенно важно в семьях, где есть дети с нарушениями эмоционального контроля. Кошки и собаки образуют связь с миром, позволяют вам лучше общаться с другими людьми. Дружба с кошкой или собакой действует наиболее благоприятно на пожилых людей и детей. После многих лет исследований и практического применения в США составлен список заболеваний и социальных факторов, в лечении которых общение с кошкой или собакой является эффективным:

Депрессия (стресс, тревога, печаль)

Болезнь Альцгеймера

Мышечная дистрофия (прогрессивная мышечная атрофия)

Рассеянный склероз

Повреждения слуха и зрения

Болезни системы кровообращения

Психические заболевания

Остеопороз

Боли неизвестной этиологии

Многие психиатрические больницы признали положительное слияние собак и кошек на пациентов. Животные дают пациентам уверенность, приводят к открытию во внешний мир. Взаимодействуя с животными, люди затем желают еще раз встретиться с ними. Существуют известные истории о людях, которые, благодаря кошкам или собакам, начали говорить, ходить или выздоровели после тяжелой болезни. Пока не изучены возможности нашего разума, но мы знаем, как много можно достичь с помощью силы воли. Кошки и собаки помогает нам верить в себя.

Дельфинотерапия

Экскурсии в дельфинарий рекомендуются, прежде всего, для детей больных аутизмом, церебральным параличом, синдромом Дауна и другими неврологическими или психическими нарушениями. Было доказано, что среди животных, которые помогают больным людям, дельфины по праву занимают третье место после собак и кошек. При работе с дельфинами увеличивается выделение эндорфинов. Эти гормоны отвечают за хорошее настроение и устраняют изнурительные боли. Таким образом, в присутствии дельфинов пациенты, даже те, которые ранее испытывали сильные боли, с удовольствием общаются и забывают о недугах. Это дает большие результаты.

Иппотерапия - лечение с участием лошадей

Терапия с участием лошадей призвана помогать больным людям, особенно детям, которые имеют нарушения психомоторных навыков (например, слишком много или слишком мало мышечного тонуса), повреждения глаз и слуха. Этот метод рекомендуется для людей с умственной отсталостью и эмоциональными расстройствами. Иппотерапия проводится специалистами по предписанию врача.

Что это дает? Во время иппотерапии уменьшается напряжение мышц и формируется правильная осанка. В том числе благотворно влияет тепло (тело лошади жарче, чем человеческое) и ритмичное покачивание при ходьбе. Цепочка движений лошади чудодейственным образом влияет на суставы позвоночника, плеч и ног того, кто находится на ней. Иппотерапия излечивает в последовательности все мышцы и суставы человека.

Польза от общения с животными

Это лишь основные животные, которые помогают - больных людей можно вылечить даже общением с обычными рыбками. Суть в том, что взаимодействие человека с животными может обеспечить следующие преимущества для взрослых и детей:

Сопереживание. Исследования показывают, что дети, живущие в домах, где животное считается членом семьи, растут более чуткими, чем дети из семей, где нет животных. Дети видят животных, как равных. Им легче проявлять эмоции по отношению к животным, чем к окружающим людям. Животные открыты и искренни - люди же не настолько прямы и понятны. Ребенок учится читать язык тела животного, развивая свои умственные и моральные качества. Когда дети становятся старше, их способность понимать животных переходит в опыт общения с людьми.

Сосредоточение внимания на внешнем мире. Люди, страдающие от психических заболеваний или от низкой самооценки особенно нуждаются в общении с животным. Животные могут помочь им сосредоточиться на окружающей среде. Вместо того, чтобы думать и говорить о себе и своих проблемах, они смотрят и говорят о животных.

Образование. Многие дети, имеющие возможность заботится о животных, гораздо выше своих сверстников в плане образованности и интеллекта. Забота о животном требует определенных знаний, постоянного пополнения информации, ежедневных навыков и умений. Это всегда положительно влияет как на детей, так и на взрослых.

Чувство безопасности. Животные помогают больным людям создать эмоционально уравновешенный канал связи с окружающим миром. С точки зрения терапии животных, это помогает создать атмосферу эмоциональной безопасности. Присутствие животного может уничтожить путь через начальное сопротивление пациента. Дети могут освободить свои чувства и открыть переживания животному.

Социализация. Исследования показывают, что, когда собаки и кошки приходят посетить лечебное учреждение, среди пациентов появляется смех и взаимодействие. Присутствие животных улучшает социализацию 3 способами:
- Между заключенными
- Между пациентами и сотрудниками больницы
- Между членами семьи

Люди утверждают, что им легче общаться друг с другом во время посещения животных. Семьи часто приезжают на терапию с животными, утверждая, что это приятный момент, незаменимый ничем другим.

Умственная стимуляция. Психическое возбуждение в результате увеличения общения с другими людьми, приток воспоминаний и развлечения - все это предоставляется животными. Общение с животными может помочь уменьшить чувство изоляции и отчуждения пациентов.

Физический контакт. Много было написано о соотношении тактильного контакта со здоровьем. Детям терапия прикосновений помогает развивать способность к установлению здоровых отношений с другими людьми. Часто без этого дети не в состоянии развиваться физически и не растут. В больницах, где часто прикосновение является болезненным для пациента, прикосновение животных безопасно, безвредно и интересно. Есть много программ для людей, которые были подвержены физическому или сексуальному насилию, когда сотрудники и добровольцы не могут прикоснуться к пациентам. В таких случаях, возможность прикоснуться к животным и поласкать их для этих больных является очень важным. Так они будут иметь возможность испытать положительный физический контакт.

Физиологические преимущества. Общение с животными имеет положительное влияние на основные функции организма. Многим больным людям нужна возможность отдохнуть в присутствии животных. Исследования показывают значительное снижение артериального давления и частоты сердечных сокращений. Даже наблюдать плавающих рыб в аквариуме может быть очень расслабляющим и полезным.

Не знаю как вам, а мне постоянно задают вопрос, зачем нужны домашние животные. И в самом деле, живем мы небогато и довольно тесно, но к каждому своему питомцу прикипели душой. Часто мне приходилось просто на этот странный вопрос отмалчиваться, потому что с ходу решить а зачем мне собственно вся эта беготня с кормами, врачами, витаминами, лечениями, туалетами, уборками и порчей различного имущества, очень трудно.


Но думать над этим я не переставала и сегодня, наконец, могу изложить свою версию.


Итак. Пункт первый: я чувствую себя нужной . Вот такой эгоистичный пунктик, но очень полезный для моего психологического здоровья. Бывает, я иду домой вся разбитая, усталая и измученная, но дома тоже просто сесть и смотреть телевизор нельзя (впрочем, у нас и телевизора-то нет). Каждый день нужно идти гулять с собакой - два раза. Кормить кошек и собаку - два раза. Убирать в минимуме один аквариум, лоток, террариум сухопутной черепахи, а также кормить рыб и черепах, последних раз в 2-3 дня. Но это приятные хлопоты. Обычно, самой усталой и раздраженной мне достаточно побегать с собакой минут 20, как весь гнев уходит, откуда-то поступает заряд энергии и все проблемы кажутся куда менее значимыми. Почему же я нужная? Все просто - больше никто из членов семьи в полной мере за нашим комнатным зоопарком не сможет ухаживать.


Пункт второй: звери дают колоссальный опыт в самых разных областях. Я учусь у них видеть мир в другом ракурсе, гуляя с кошками, с собаками в детстве, наблюдая за жизнью хомячков и крыс, открывая удивительные способности трионикса. Они делают мой мир богаче, счастливее, лучше.

Благодаря тому, что у меня постоянно были на руках какие-то зверята, мне было легко понимать мою дочь во младенчестве. Она очень редко плакала, потому что дети, они дети и есть, неважно покрытые шерстью или нет, но у меня был опыт. Знала, что дети хотят есть и как они сигналят об этом, как подают сигнал о других своих нуждах. Сигналы моей дочери я понимала быстро. Ну и кошка Лина помогала, если я пропускала что-то.

Постоянное содержание большого количества животных научило ответственности, а также приучило планировать свой день и распределять дела правильно. У меня нет ни выходных, ни праздников, но зато есть морды, которые верят в меня.

Я научилась ставить уколы. Подкожно и внутримышечно. Научилась, пока восстанавливали лапки таксы Клепы. 30 уколов за 10 дней... В конце мы плакали с ней обе, у нее болели мышцы на всех лапках, но мы смогли, лапки ходят и даже прыгают. А потом был трионикс Леша, гнойная рана и опять уколы. Снова обида и облегчение, когда рана наконец уменьшилась в размерах. И больше не надо рисковать пальцами, хватая рассерженную черепаху.

Все они учили терпению. Злобная Лина, терпевшая мою дочь, учившуюся ходить, опиравшуюся на кошку. Улисс, терпевший мои тискания и затаскивания на 4 этаж. Бим, весь трясущийся, но протягивающий лапку для укола. Клео в сотый раз бросающаяся на мимо проходящую собаку, несмотря на все мои попытки избежать этого.


Учили благодарности: умирающие крысы Крысена и Шустрик, которые в периоды кратковременного облегчения благодарили меня за то, что я просто рядом. Бездомная дворняга Пальма, отпугнувшая от меня пьяницу.

Научили радоваться победе: когда мы со спаниелем Дусей набрали кучу грибов гораздо быстрее остальных членов семьи. Когда Клепа все же прошла мимо незнакомой собаки, не обратив на нее внимания, зато глядя на меня - видишь, я могу! Когда у любого из моих зверей наступает выздоровление после тяжелой болезни.

А еще благодаря собакам я узнала, какой вкусный воздух ранним утром, когда город еще спит. Как звонко поют птицы весной на заре, как прекрасен восход солнца, как можно найти целый мир в какой-то кочке и несколько часов безуспешно копать землю, пытаясь поймать давно убежавшую мышь.


Пункт третий, эмпатия . Конечно, его можно было бы присоединить к предыдущему, но так выходит солиднее Да и навык - способность проявлять эмпатию, сочувствие - слишком значим. По крайней мере, для меня. Долгие годы, наблюдая, ухаживая за животными, я училась понимать близкое существо без слов. Не могу сказать, что особо преуспела, однако способность примерять на себя чужую шкуру пригождалась не раз. Правда, доставляет порой мне массу проблем и страданий, но потерять эту человечность, способность сострадать не хочу. А животные, особенно брошенные, особенно больные, дают возможность использовать эту черту личности и даже, надеюсь, к обоюдному удовольствию и пользе.


А зачем держите животных вы?

Что еще почитать