Стили общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. В процессе общения наиболее часто встречаются фатиче-ский, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов. Хотя вербальная речь и является универсальным средством общения, она дополняет

общение коммуникация личность самооценка

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в "зоне ближайшего развития", воспитатель может способствовать реализации их потенциальных возможностей.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми Разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости - разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми - учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды. В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д.

Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему.

Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.

На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошадках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выставленная на участке. Катались, как и договорились с детьми, по очереди - сначала девочки, потом мальчики. Вот подошла очередь и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. "Это моя лошадка, я буду кататься на ней",- в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. "Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и напоим, и она вас снова будет катать". Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя.

Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты. Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей. Выявлено, что именно личностно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в детском саду и школе.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля - одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Профессиональная деятельность воспитателя невоз­можна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия пе­дагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообраз­ных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагоги­ческое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому разви­тию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от обще­ния с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении дошкольного возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потенциальных воз­можностей. Общение со взрослыми подготавливает появ­ление новых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение способствует становлению предметно-орудийной - ведущей в раннем возрасте - деятельности; внеситуативно-личностное общение - учеб­ной, ведущей в младшем школьном возрасте.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивиду­альные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуа­циях с детьми разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, исполь­зует ласковые формы обращения, к которым малыш при­вык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог про­являет и в работе с более старшими дошкольниками. Но здесь для создания оптимального характера взаимо­отношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости - разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разны­ми детьми - учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды.



В процессе взаимодействия с детьми педагог исполь­зует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, кото­рые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответ­ствующую организацию совместной деятельности и т. д. Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указании в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управ­ляющему.

Наиболее эффективны в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воз­действия, прежде всего воздействия посредством игры, иг­рового общения.

«...На прогулке дети средней группы катались на деревянных лошад­ках и самолетах. Особенно их привлекала лошадка, недавно выстав­ленная на участке. Катались, как и договорились с детьми, по очереди - сначала девочки, потом мальчики. Вот очередь подошла и Коли А. Но Люда С. продолжала кататься, уступать лошадку ему и не собиралась. «Это моя лошадка, я буду кататься на ней»,- в ответ на просьбу мальчика резко ответила она. Коля дернул ее за косичку, девочка заплакала и побежала жаловаться воспитательнице. Воспитательница, наблюдавшая за детьми, не стала никого из них ругать. Она подошла с ними поближе к лошадке. «Посмотрите, дети, какая лошадка стала грустная. Наверное, она обиделась на вас. Она не любит, когда дети ссорятся между собой. Ей тогда не хочется их и катать. Лошадка вас с удовольствием покатает, когда вы будете играть дружно, весело. А сейчас лошадка, наверное, уже и устала. Она хочет есть и пить. Давайте покормим ее и попоим, и она вас снова будет катать». Дети с удовольствием откликнулись на предложение воспитателя» (из мате­риалов Е. А. Панько).

Вступая в игровое общение, педагог получает возмож­ность экономным путем, без излишнего нажима, морали­зирования осуществлять руководство деятельностью де­тей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разре­шать конфликты.

Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспитателя использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ребенка. Пра­вильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности дошкольников. Выявлено, что именно лично­стно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потребность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимо­понимании, в наибольшей степени способствует созданию атмосферы сотворчества.

Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на дошкольников бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитарную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «авторитарного» стиля, недопустимость по­следнего в работе с дошкольниками была доказана в целом ряде исследований (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С. Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).

Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и оптимальное педагогическое общение воспита­теля с детьми дошкольного возраста. Интересы, склон­ности, способности, педагогическое отношение воспита­теля находят отражение в стиле его профессионального общения.

Разнообразны стили педагогической деятельности вос­питателей детского сада. В настоящее время проводит­ся их изучение. Однако уже можно говорить о бесспор­ном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитив­ными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и само­воспитание такого стиля - одно из важных средств повы­шения эффективности педагогического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психо­логический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Литература

Крупская Н. К- Дети - наше будущее. М., 1975.

Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1978.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.

Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллек­тив. Мн., 1975.

Буре Р. С, Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. 2-е изд., М., 1985.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния. М., 1987.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Николаева А. Личность педагога в зеркале детского восприятия// Дошкольное воспитание. 1987. № 9. С. 35-37.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Что такое педагогическое общение//Дошкольное воспитание. 1985. № 6. С. 39-43.

Кондратьева С. В. Учитель - ученик. М, 1984.

Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Мн., 1986.

Семушина Л. Определение профессиональных умение/Дошколь­ное воспитание. 1980. № 11. С. 61-65.

Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.

Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л., 1967.

Вопросы для повторения

1. Какие требования предъявляются к личности советского воспита­теля?

2. Раскройте структуру деятельности воспитателя детского сада и охарактеризуйте каждый из ее компонентов.

3. Что такое педагогическое общение? Каковы условия его опти­мизации?

Практические задания

1. Пронаблюдайте за деятельностью воспитателя в процессе руко­водства им игрой дошкольников. Используя оценочные шкалы (см. шкалу № 1 в методических рекомендациях Е. А. Панько «Изуче­ние деятельности воспитателя детского дошкольного учрежде­ния». Мн., 1985), выявите уровень развития его профессиональных умений, необходимых для руководства игровой деятельностью дошколь­ников.

2. На основе контент-анализа характеристик детей и наблюдения за педагогической деятельностью воспитателя попытайтесь определить его уровень развития пониманий детей.

3. С помощью бесед, наблюдений за взаимодействием педагога с детьми, с их родителями выявите преобладающий тип отношения воспитателей к детям одной из групп детского сада, доминирующий стиль руководства каждого из педагогов. Отличаются ли они? Чем? Наметьте, в случае необходимости, пути, направленные на коррекцию стиля руководства воспитателей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида второй категории детский сад «Улыбка»

Консультация для педагогов на тему:

«Стиль общения педагога с детьми»

Педагог-психолог: Т.Г.Бабикова

г.Пыть-Ях

2010г.
Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми общественным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми дошкольного возраста на современном этапе интенсивного развития совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.

Первая функция - "открытие" ребенка на общение - призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить

себя, не боятся показаться слабыми). Без реализации этой функции удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него, в то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогают воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

Вторая функция – «соучастие ребенку в педагогическом общении» - проявляется в результате aнализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути "восхождения к культуре человечества".

Третья функция - "возвышение" ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Проблема "стилей руководства", "стилей общения" педагогов с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют три стиля профессионального общения:


  • демократический - члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

  • авторитарный - в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей , не участвует в принятии решений;

  • либеральный - отсутствует единая линия и должностная требовательность, каждый предоставлен сам себе.
Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических). Оно может быть как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение задач совместной деятельности, в других - на установление или реализацию личных отношений.

Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Н.Е. Щуркова предлагает следующие характеристики профессиональной позиции педагога (стили общения).

Первая позиция - дистанционная - определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: "далеко", "близко", "рядом". Дистанция "далеко" означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию "близко", - "друг" для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую позицию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция "рядом" предполагает подопечным, принятие их интересов и чаяний.

Вторая позиция - уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу "по вертикали": "на", "под", "наравне".

Третья позиция - кинетическая (кинетика – движение) предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: "впереди", «сзади»,"вместе".

Позиция "впереди" выражает авангардную роль педагога, который ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой "сзади". "Вместе": оба субъекта вырабатывают стратегии совместных действий для достижения общей цели. Думается, односложности выбора здесь быть не может. В главном - педагог "вместе" с детьми, он идет, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог»: эталонной можно считать позицию: "рядом", "наравне", вместе, чуть "впереди".

Модели, характеризующие отношения взрослого и ребенка

Модель "Невмешательство в жизнь ребенка " - соответствует либерально-попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае, занимает позицию наблюдателя и между ним и ребенком происходит эмоциональный разрыв.

Учебно-дисциплинарная модель - соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый - руководитель и образец.

Личностно-ориентированная модель - взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверия к миру и радости существования.

Приложение
Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе:


  • Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

  • Особое внимание следует обратить на "изолированных" детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы , но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок. Распределяйте между воспитанниками поручения.

  • Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

В условиях детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель - ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития, формированием личности: стремлением все познать, попробовать. И от того какой стиль общения с ребенком использует воспитатель, зависит развитие ребенка, его самооценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. (Слайд 2)

В условиях же детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель - ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития, формированием личности: стремлением все познать, попробовать.

Поэтому здесь выделяют особый вид общения – педагогическое общение . Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи. (Слайд 3)

Каждый человек в зависимости от характера, взглядов, психических особенностей вырабатывает свой стиль общения, т.е. совокупность типичных признаков поведения в этом процессе.

Другими словами стиль педагогического общения – это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог при взаимодействии с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе. (Слайд 4)

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином. В этом исследовании была введена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни:

  • Авторитарный.
  • Демократический.
  • Попустительский. (Слайд 5)

Рассмотрим каждый из них отдельно.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям. Любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самоволия. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

2. Попустительский или Либеральный (Слайд 7)

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

При попустительском (либеральном) стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры.

3. Демократический (Слайд 8)

Данный стиль общения можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется проявление инициативности. Параллельно возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

(Слайд 9) С целью выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ было проведено анкетирование, по результатам которого можно сделать следующий вывод:

  • 60% педагогов отдают предпочтение демократическому стилю общения;
  • 20% в своей работе часто используют элементы авторитарного стиля;
  • 20% имеют склонность к авторитарному стилю.

Вывод: В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Конечно, наиболее предпочтительным является демократический стиль. Однако допустимо использование и элементов либерального стиля, например, при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Так же педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Таким образом, стиль общения педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело - с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.


Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

Цель:

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный , основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой , опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий , предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный , когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий , опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий , основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели - один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете - я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой - отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

нужное решение;

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания - это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно - без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей.

Варианты ответов:

Значение баллов:

25-30 баллов - предпочтение демократического стиля;

10-19 баллов - выраженность либерального стиля общения.

Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Что еще почитать