Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к животным. Детей нужно учить любви к животным

Любовь к животным как форма воспитания

Можно ли не любить домашних питомцев? Нельзя - уверены те, кто содержит дома собаку или кота. Более того, зачастую мы привязаны к ним даже больше, чем к членам семьи или друзьям... Что скрывается за столь сильными чувствами к братьям нашим меньшим? Подавляющее большинство горожан-владельцев собак и кошек, считает своих домашних питомцев настоящими членами своей семьи. Как это происходит?

Нужно с раннего детства прививать ребёнку любовь к животным

Очевидные достоинства

Мы к ним привязаны, мы вовлечены в их жизнь эмоционально. Мы готовы тратить на уход за ними свое личное время и большие деньги на их грумминг, на походы к ветеринару и поиски полезного корма... Мы терпим все неудобства, связанные с их содержанием: их шерсть, которая, кажется, уже повсюду в доме, их специфические запахи. Ради чего все эти жертвы? До последнего времени все психологи сходились во мнении, что наличие домашнего питомца в доме играет положительную роль. Скажем, в присутствии своей собаки ребенок, который не умеет концентрироваться и у него плохо получается заучивать стихи, вдруг без запинки читает их наизусть. Пожилые люди находят в общении с домашними питомцами недостающие им эмоции. Нам нравится общение с домашними животными потому, что оно эмоционально безопасно, предсказуемо и понятно. Мы знаем, что, когда переступим порог дома, любимый кот начнет громко урчать и тереться о ноги. И сколько мы ни будем бросать мяч, наша собака обязательно принесет нам его в зубах. Общение с братьями нашими меньшими, действительно, приносит нам истинное удовольствие и заряжает позитивом, оно для нас комфортно. Ведь мы разговариваем с ними, делимся своими секретами и переживаниями, полагая, что животные нас слышат и все понимают. Иначе говоря, мы всегда уверены в том, что на любое наше действие или даже слово мы получим от них эмоциональную обратную связь, что для нас очень важно. В общем, наличие собаки или кошки дома имеет много преимуществ.

Нам кажется, что они нас понимают, мы чувствуем их благодарность и симпатию к нам, эмоциональное расположение. Они никогда не будут нас критиковать, принимая нас такими, какие мы есть. Ведь собаке, по большому счету, не так уж важно, насколько хороший человек ее хозяин. Это чем-то похоже на то безусловное принятие, которое рождается у матери к собственному младенцу. А ведь именно его нам так не хватает, когда мы взрослеем.

Согласитесь, далеко не всегда нам столь же комфортно и безопасно находиться в обществе других людей, даже очень близких. Ведь и они бывают довольно непредсказуемы, зачастую их слова и поступки могут больно ранить. Более того, они оценивают нас, при этом далеко не всегда положительно, нередко даже критикуют. В обществе людей мы нечасто можем рассчитывать на те эмоции, которые получаем от общения с любимой собакой или котом. В этом случае не у каждого из нас найдутся сильные контраргументы в споре с автором известного афоризма: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». И потом, только с домашними питомцами мы чувствуем себя более могущественными и сильными. Ведь их жизнь, благополучие и удовольствие напрямую зависят от нас и наших решений. А тактильные ощущения, которые мы испытываем, лаская домашнего питомца, именно они дарят нам успокоение, утешение. И ответ на вопрос, почему именно теплокровные шерстистые млекопитающие становятся нашими домашними любимцами, кажется, достаточно очевидным. Однако не все так просто. Мы столько вкладываемся в наших домашних питомцев не только потому, что это наш каприз и нам так хочется.

Мы приписываем нашим любимцам человеческие чувства, поступки, эмоции и мысли. Не зря нам порой кажется, что еще немного - и он начнет говорить, и станет полноценным человеком. Этот феномен называется антропоморфизмом. Речь о том, что очеловеченный любимец нередко действительно превращается для нас в полноценного члена семьи. Он включается в нашу семейную жизнь.

Не зря некоторые возрастные пары, у которых нет детей или дети уже выросли и покинули родительский дом, относятся к своей собаке или кошке как к своему ребенку. Зачастую они даже признаются в том, что к собственным детям они таких сильных эмоций не испытывают.

Четвероногие посредники

Последние исследования не подтверждают выводов об исключительно позитивной роли собаки или кошки в развитии семьи. Речь о том, что мы, не сознавая этого, используем наших любимцев в качестве посредников в отношениях с другими ее членами. Нередко само наличие четвероногого друга в семье уже является симптомом нехватки в ней эмоциональной связи определенного типа. Иначе говоря, животное может смягчать проблему, а может, напротив, ее усугублять. Но никогда ее не решит. Это всегда полумера. Известно, что домашний питомец может «поддержать» семью на разных этапах ее развития, жизненного цикла. Более того, его появление в семье никогда не бывает случайным. Решение завести собаку или кошку зачастую возникает в самый, казалось бы, неподходящий момент - когда семья претерпевает изменения (в момент беременности жены, сразу после рождения ребенка или когда ему исполняется год, 3 года или 13-15 лет). Оно связано с тем, что с помощью домашнего питомца члены семьи будут пытаться снизить психологическое напряжение, тревогу, вызванные этими изменениями. И, вместо того чтобы пережить их, семья к ним оказывается не готова, она не может с ними справиться. Тогда палочкой-выручалочкой становится четвероногий любимец. Более того, в такие моменты уговорить семью не заводить домашнего питомца бывает просто невозможно.

Третьим будешь?

В семейной системной терапии считается, что триада устойчивее, чем диада. Иначе говоря, семья из трех человек более стабильна, чем пара. Третий позволяет двум другим членам семьи снизить тревогу. Традиционно третьим становится ребенок. Это наиболее устойчивый канал выражения эмоций взрослых: разговаривая о младенце, родители могут даже не касаться тех сложностей во взаимоотношениях, которые возникают между ними.

В молодой семье, в которой нет детей, или в паре, где взрослые дети уже отделились от родителей, щенок или котенок психологически замещает... ребенка. И для молодой пары, и для более взрослой домашний питомец может играть роль «идеального ребенка». В этом случае он не позволяет им научиться конструктивно разрешать возникающие конфликты. И не дает возможности семье перейти на следующую стадию жизненного цикла - завести ребенка или отпустить выросших детей.

Неполезный заместитель

Иногда четвероногий друг может замещать не только ребенка, но и другого члена семьи. Скажем, в случае развода с агрессивным мужем, который мог позволить рукоприкладство, женщина заводит грозного, злобного пса. Несмотря на усилия дрессировщика, хозяйка провоцирует собаку на проявления агрессивного поведения. В этой ситуации женщина воссоздает привычную ситуацию «жертва - палач», которую переживала в браке. В этом случае роль домашнего питомца положительной не назовешь. В другой ситуации щенок или котенок может помочь пережить депрессию, связанную со смертью значимого члена семьи. Здесь роль питомца позитивна.

Секретный агент сепарации

Нередко домашние питомцы становятся камнем преткновения в отношениях между молодыми людьми. Они используют принцип - если ты не любишь мою кошку/собаку, значит, ты не любишь меня. Тем самым пряча даже от самих себя свои страхи, сомнения и тревоги, связанные с партнером. Скажем, девушка встречается с молодым человеком, а у нее дома живет кошка. В какой-то момент девушке нужно было принять решение: съезжаться им или нет? Девушку мучил вопрос: у молодого человека аллергия на шерсть животных, поэтому ему не очень нравится ее кошка, как быть? В результате девушка приняла решение расстаться с мужчиной. В этом случае кошка, сама того не подозревая, стала агентом сепарации. Девушка на самом деле сомневалась в себе и чувствах молодого человека. Ее тревога нашла выход, переключив все внимание на кошку.

Ведь если бы девушка была уверена в том, что с этим человеком она проживет свою жизнь, родит детей и т. д., то ее домашнему питомцу можно было бы подыскать других хозяев. В ином случае четвероногие любимцы могут играть положительную роль, помогая подросткам отделяться от постоянно контролирующих родителей.

В век тотальной компьютеризации всех сфер жизни, в век виртуальных игр со скачущими монстрами, вампирами, маньяками, в которых наши дети палят из пистолетов и автоматов, отошли на задний план художественные кинофильмы, создатели которых говорили о воспитание любви к животным у ребенка.

Эти киноленты, конечно, во многом наивны, но они добрые и поучительные. В них с неистовой силой сарказма высмеивались и критиковались люди, которые не любили животных.

Достаточно вспомнить «Девочку и крокодила», где одна из озлобленных дам, сыгранная Зоей Федоровой, звонит соседке и заявляет: «Если я еще раз увижу вашу собаку на лестнице, то ошпарю ее кипятком». Еще одну «порядочную женщину», ненавидящую животных, сыграла в «Белом Биме Черном ухе» Валентина Владимирова, а двое глупых сорванцов-первоклассников, стащив из живого уголка черепаху, помчались с ней на танкодром, чтоб проверить панцирь на прочность. Черепашку спасла бдительность танкистов, которые заметили обреченное существо в колее и, передав по рации сигнал «Внимание, черепаха!», изменили движение колонны. Казалось бы, сказка, но как радовались торжеству справедливости четыре десятилетия назад советские октябрята и пионеры!!!


Привитие любви детей к животным и насекомым надо начинать с раннего детства, чтобы из них не выросли люди с садистскими наклонностями. Если родители заметили, что их сын или дочь затаптывают ногами кузнечиков, обрывают крылья у пойманных бабочек или стрекоз, им нужно доходчиво объяснить, что такого делать нельзя, что насекомые тоже живые существа и что им нельзя причинять физическую боль. Ребенок однажды и навсегда должен понять и запомнить эту истину.

Не нужно рассказывать, как мальчишки, издеваясь над котами, привязывают к их хвостам веревки с консервными банками. И как бедное животное в страхе убегает от металлического скрежета у себя за спиной. Случаи убийства и утопления дворовых кошек с котятами все теми же детьми и подростками, к сожалению, тоже есть факт. Стрельба сорванцов по голубям и воробьям из рогаток, из пневматических пистолетов с пластмассовыми пулями в XXI веке тоже не редкость. Откуда такое проявление жестокости и насилия к животным?
Увы, весь этот негатив исходит с экранов телевизоров, он ползет из Интернета. Достаточно вспомнить, с какой легкостью негативные герои сериалов на НТВ хладнокровно берут в заложники и убивают людей! Ребенок и подросток все это видит и ему хочется походить на тех «крутых» мэнов, поскольку их, видимо, еще не научили различать, «что такое хорошо, а что такое плохо».


Всем папам и мамам, которые не захотят в недалеком будущем бегать по адвокатам, обеспечивая защиту разнузданным детишкам, лучше подумать сейчас, как оградить ребенка от пропагандируемого насилия? Здесь родителям можно посоветовать взять в дом какого-нибудь питомца: попугайчика, хомячка, аквариумных рыбок, кошку или собаку, чтобы сыновья и дочери больше времени занимались уходом за животным, а не просиживали за компьютером.


Нашим детям сейчас не хватает духовности, чувства сострадания и терпимости к беззащитным птичкам, кошкам и собакам, а в современных школах о наличии «Живых уголков» с морскими свинками, ежиками, белками в клетках просто забыли. Нет у большинства учителей времени на всякие «телячьи нежности». Вот отсюда и проявление жестокости.

Так, к счастью, не везде! Большинство педагогов старой закваски не разучились воспитывать в детях чувство любви к животным.

Несколько лет назад в газете «Зорька» была статья про кошку, родившую чуть ли не десять котят в школьном сарае. Завхоз хотела котят утопить или закопать, но воспротивились учителя с учениками. Шефство над кошачьим семейством взял пионерский класс. Кошку с малышами регулярно кормили, даже дежурство возле сарая пятиклассники организовали, чтоб отгонять бульдогов, мопсов и других собак, выпущенных на прогулку.


У этой истории – счастливый конец. Дети разобрали котят по домам. Кто-то приютил и их мать. Вот если бы так поступали везде дети и их родители, то не было бы в наших социальных сетях жутких фотографий искалеченных человеком животных!

Леванова Елена Николаевна,
учитель начальной школы высшей категории
ГБОУ лицея №384 Кировского района Санкт-Петербурга

Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Если ребёнок глух к природе с раннего детства, если родители не научили его наблюдать за красотой утренней росы на цветах, опадающей с деревьев листвы, танцующими зимний танец снежинками; если ребёнок не научен жалеть, любить, заботиться о братьях наших меньших, трудно будет воспитать в нём все эти качества в подростковом, а уж тем более в зрелом возрасте. Ведь зёрна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Одним из путей воспитания в детях доброты является воспитание у них бережного отношения к природе, в частности к животным.

Я понимаю, что не все могут позволить себе держать в доме питомцев, по разным причинам. И, как правило, дети не проявляют интереса к животным просто потому, что редко имеют возможность познакомиться и пообщаться с ними поближе. Иногда родители запрещают ребёнку подходить к животным, ласкать их. «Не подходи к кошке, - говорят они ему, - будут глисты», «Отойди от собаки, она тебя укусит», «Не бери в руки эту гадость, появятся бородавки». А ведь малыши любопытны от природы, их интересует любое живое существо, тут важно не упустить момент и помочь ребёнку освоиться в окружающем его мире, а не пугать и не прятать в кокон. Помню, у нас в классе одна девочка очень просила маму завести хоть какое-нибудь животное в доме. Мама ни за что не соглашалась. И ребёнок со слезами просил тогда купить хоть цветочек в горшочке. Она поставит его на подоконник, будет его поливать и протирать листочки.

Дети обычно любят животных. И эту любовь надо поощрять. Во многих семьях живёт маленькое существо - всеобщий любимец: кошка, собака, кролик, черепаха, хомячок, морская свинка или какое-либо другое животное. Известно много примеров, когда появление в доме животных доставляло детям большую радость и положительно влияло на их поведение. Дети старались выполнять все свои обязанности вовремя, чтобы иметь возможность погулять и поиграть с животными, поухаживать за ними.

Когда ребёнок ухаживает за животными: чистит клетку птички или кролика, кормит и водит на прогулку собаку, играет с кошкой, дрессирует попугая, он невольно привязывается к ним и начинает их любить. Когда в семье появляется животное, на плечи каждого члена семьи ложится большая ответственность. К сожалению, нередки случаи бездумного отношения к животному. Вначале дети охотно ухаживают за ним, стараются его вовремя накормить и выгулять. Но проходит время, и детей, а то и взрослых, начинают тяготить эти добровольно взятые на себя обязанности. Иногда всё это заканчивается тем, что собаку или кошку бросают или прогоняют из дома, обрекая тем самым на бездомное и голодное существование.

Если ребёнок не заботится о животном, мучает его и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестоким забавам, и, возможно, спроецирует манеру обращения с животными на окружающих его людей. Знаменитый цирковой артист, дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров утверждал, что дети, издевающиеся над животными, калечат прежде всего свою душу. А жестокая и пустая душа, говорил он, не самое ли страшное наказание человека.

Как-то в нашем первом классе зашёл разговор о животных, которые живут у детей дома. Оказалось, что большинство держат дома кошек. И нам захотелось поговорить о них подробнее. Я предложила детям определить, что бы они хотели узнать конкретно. Так возник круг вопросов, которые мы реализовали в долгосрочном интеграционном проекте «Наши пушистые любимцы». В течение месяца мы читали сказки, где одним из героев был кот, лепили из пластилина иллюстрации к этим сказкам; читали и обсуждали рассказы с этим героем; рисовали и выполняли аппликации кошек; с помощью родителей выпустили стенгазету «Наши пушистые любимцы»; в Интернете искали сведения о породах кошек, о кошках-рекордсменах, о кошачьих нравах, да и просто интересные факты из жизни кошек. Дети нашли и разучили стихотворения о животных, природе, о том, как надо беречь окружающий нас мир. В завершение работы мы провели классный час о кошках, где подвели итог нашей работы и обратились к людям с призывом заботиться о домашних животных.

Приведу фрагмент нашего классного часа, где подведён итог большой работы по теме.

Ученица:

Ведущий: - Грустное стихотворение, правда?

Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что ваш друг потеряет кров над головой. Я верю, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.

Во многих странах животные защищены законом. К сожалению, в нашей стране такого закона нет. Пользуясь безнаказанностью, некоторые взрослые жестоко относятся к животным, плохо их кормят, не лечат, а то и выгоняют на улицу. Чтобы такого не случалось, давайте составим листовку - обращение к людям с просьбой беречь животных, лечить и заботиться о них.

Наш класс разделён на шесть групп. Перед каждой группой на столе лежит бланк листовки с фотографией бездомных котят. Поглядите, какие грустные глаза смотрят на нас. И сколько спокойствия, сдержанности в этих существах. Кажется даже, что они гордо ждут, когда же, наконец, мы будем к ним справедливы. Перед вами на столе лежит также конверт, в котором на полосках бумаги напечатаны предложения. Достаньте полоски и прочитайте предложения.

(Текст на полосках:

Любите животных.

Не играйте с ними дома.

Больное животное не лечите: оно поправиться само.

Изучайте их жизнь и повадки.

Если животное надоело, выгоните его на улицу.

Не обращайте на животных никакого внимания.

Уважаемые дети и взрослые!

Заботьтесь о них.

Кормить животных не нужно: захотят есть, еду найдут сами.

Ведущий: - Положите обратно в конверт полоски с предложениями, которые не подходят для нашего обращения к людям. Прочитайте предложения, которые вы отобрали для листовки.

(Так как классный час проводился в середине ноября первого класса, когда дети ещё плохо читают, текст на полосках был составлен мною, для быстроты проверки каждая группа учащихся читала текст, напечатанный на одной полоске, не повторяясь. Дети отобрали:

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Уважаемые дети и взрослые!

Заботьтесь о них.

Ведущий: - Как вы думаете, с какого предложения мы должны начать наше обращение? Почему мы обращаемся не только к взрослым, но и к детям?

Остальные полоски расположите одну под другой так, чтобы получился текст обращения.

Прочитайте получившееся обращение.

Сверьтесь с текстом, который составила я.

Уважаемые дети и взрослые!

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Заботьтесь о них.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Животные - наши друзья. Берегите их!

Берегите животных!

Уважаемые дети и взрослые!

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Заботьтесь о них.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Животные - наши друзья. Берегите их!

Ведущий: - Наклейте полоски с текстом на бланк листовки, лежащей на вашем столе. Работайте аккуратно и дружно.

Где мы можем повесить наше обращение к людям?

(На дверях школы, магазинов, аптек, на остановках, подъездах домов и других людных местах.)

Ведущий: - Будем надеяться, что наше обращение не останется незамеченным, тронет чьё-нибудь сердце и на наших улицах станет меньше бездомных животных.

Наш классный час подходит к концу. Можно было бы ещё продолжать и продолжать рассказывать об этих удивительных животных. Не забывайте:

Тем, кто с кошкой добр и мягок,

Может кошка другом стать.

Но обидчику, однако,

Может кошка сдачи дать!

Будьте же для своих Барсиков и Мурок настоящими, заботливыми друзьями. Ведь " жи-вущая рядом с нами кошка служит теплым, пушистым, усатым и мурлыкающим напоминанием о потерянном рае" (Леонор Финн).

Дети расходились под большим впечатлением от классного часа, от своей работы. И на другой день рассказывали, что они тоже нарисовали свою листовку - обращение, написали вместе с родителями текст и повесили на дверях своего подъезда.

Только систематически продуманная работа учителя вместе с родителями в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися принесёт успехи в нравственном воспитании, даст положительные результаты.

Какими людьми вырастут эти дети? Хочется верить, что хорошими.

Литература:

  1. Финни Леонор «О кошке»

Они популярнее поп-звёзд и политиков. Их фото набирают миллионы лайков в Сети. Они рядом с нами всю жизнь. Животные. Почему мы так сильно их любим? Оказывается, учёные нашли ответы даже на этот непростой вопрос.

Теория подражания

«Результаты подражания доставляют нам удовольствие», - писал Аристотель в трактате «Поэтика». Согласно его теории, в любом явлении нас привлекает прежде всего что-либо знакомое, узнаваемое, сходное собственному «я».

Не зря самые сильные эмоции вызывает фауна, поступки которой аналогичны нашим. Ужимки мартышки у зеркала; морские выдры, во сне держащие друг друга, чтобы не унесло течением; львица, отчаянно защищающая детёнышей. В бесчисленных сказках и мультиках зверята говорят на человеческом языке, носят одежду, преодолевают такие же социальные проблемы. В цирке четвероногих научат прежде всего копировать те ли иные действия homo sapiens: ходить на задних лапах, считать, ездить на велосипеде. Получается, в братьях меньших мы находим и любим собственное отражение.

Сублимация

Данная гипотеза отчасти противоречит предыдущей. Благодаря животным человек восполняет то, чем не располагает в реальной жизни. А не хватает нам - одиноким жителям мегаполисов - прежде всего связей с природой, искренней любви и надёжных друзей. Домашние питомцы (то есть живущие в доме на правах члена семьи, а не выполняющие какую-либо утилитарную функцию, наподобие тяглового или мясо-молочного скота) - феномен именно современной городской культуры. Напротив, крестьянин, как правило, смотрит на обитателей хлева сугубо утилитарно, как на источник ресурсов - дойную корову, курицу-несушку.

А теперь подумайте, много ли в современном высокоурбанизованном обществе таких примеров любви и верности, как японский акита-ину Хатико, девять лет на одном и том же месте ждавший возвращения умершего хозяина? Или может ли представитель нынешнего «офисного планктона» ощутить свою значимость иначе, как даруя пищу и радость полностью зависящему от него коту или псу?

Таким образом, любовь к животным - это сублимация (проявление) наших собственных комплексов и нереализованных амбиций. Например, многие очевидцы указывали, что члены полярных экспедиций, суровые и отнюдь не сентиментальные мужчины, с подлинной нежностью относились к собакам из своего арктического лагеря, получая таким образом необходимую в тяжёлых условиях Севера эмоциональную разрядку.

Рудименты анималистических верований

«Племена разделены на тотемные кланы, на каждом из которых лежит ответственность за размножение своего тотема с помощью магических обрядов. Большинство тотемов - это употребляемые в пищу животные и растения». Джеймс Фрезер. «Золотая ветвь».

У первобытных людей каждый род возводил своё происхождение к тому или иному животному (причём не в символическом, а в буквальным смысле). На собственный тотем нельзя было охотиться; астральный зверь-первопредок мог помочь в беде. Отголоски анимализма остались и в христианстве - например, библейский Святой Дух являлся в виде голубя.

Так что обожание питомцев, у некоторых перерастающее в слепое поклонение, можно считать рудиментом древних культов природы, сохраняющихся в нашем обществе вместе со многими другими языческими поверьями. «Хозяин кормит меня потому, что я - бог», как говорится в известном анекдоте про кошек.

Собственно, животные, словно вестники божества, могут предупреждать о жизни или смерти и в век точных наук. В начале XX века первые подводники, бывало, брали на борт клетку с белыми мышами: если те плохо себя чувствовали, значит, воздух на субмарине сильно загрязнён и скоро станет не пригодным и для экипажа. Да и в наши дни моряки заводят судового кота и кормят его лучшими кусками именно как одушевлённого талисмана, призванного отвести напасти.

Архетип коллективного бессознательного

Карл Густав Юнг полагал, что наша психика во многом определяется коллективным бессознательным - обобщённым результатом многовекового культурно-исторического опыта человечества в целом.

Из этой теории следует, что каждый индивидуум в своей жизни на символическом уровне неосознанно повторяет развитие всей цивилизации. Важнейшим этапом становления которой стало приручение животных. Поэтому, заводя четвероногое или пернатое, мы на самом деле воспроизводим важнейший исторический опыт из прапамяти человечества.

Притягательный образ

Продолжая идеи Юнга, структурной составляющей коллективного бессознательного выступает архетип. А одним из наиболее сильных визуальных образов, вызывающих положительный отклик у любого нормального человека, является образ ребёнка, младенца, при взгляде на которого подсознательно срабатывает материнский или отцовский инстинкт.

Теперь вспомним звёзд интернета - кошек, енотов, коал, медведей… Что их объединяет? Правильно, пропорции тела, напоминающие дитя человеческое: крупная округлая голова с большими глазами, короткие толстые ножки, небольшие пальцы… Теперь понимаете, почему картинки со щенятами набирают гораздо больше лайков, чем фото белых акул?

Токсоплазмоз?

Тень хозяина

И всё-таки: почему мы любим собак и кошек? Этим вопросом всерьёз заняты учёные. Так, совместное исследование фелинологов из Токийского университета и Университета Южной Флориды показало, что взрослые коты безошибочно отличают тембр хозяина от голоса других людей, даже если источники звуков находятся вне поля зрения.

Специалисты из Университета Вашингтона в Сент-Луисе секвестировали геномы одной из древнейших пород кошек - абиссинской, сравнив её ДНК с другими млекопитающими - как дикими, так и домашними. В итоге было выявлено повышенное количество генов, отвечающих за нервные клетки, регулирующие смирность и послушность кошастых.

Зоопсихологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего провели эксперимент: владельцы псов в присутствии питомцев демонстративно ласкали плюшевые игрушки в виде собак - и четвероногие испытывали самую настоящую ревность, всячески пытаясь вернуть внимание хозяев.

Так что, возможно, одна из причин трепетного отношения к животным - их способность переживать такие же сложные и противоречивые чувства, какие испытываем и мы. А искренняя привязанность к бессловесным братьям - одна из немногих радостей, доступных каждому.

вот так как нельзя вырубать

лес, чтобы не остаться без воды,

Так нельзя вырубать оплодотворяющее

чувство любви к живому – останется

одна сушь. Сушь в сердце. Сушь в душе.

Б.Рябинин «О любви к живому».

Скачать:


Предварительный просмотр:

О воспитании любви к животным.

вот так как нельзя вырубать

лес, чтобы не остаться без воды,

Так нельзя вырубать оплодотворяющее

чувство любви к живому – останется

одна сушь. Сушь в сердце. Сушь в душе.

Б.Рябинин «О любви к живому».

Чувство любви к живому накладывает отпечаток на повседневные поступки и действия выдающихся людей. Многие из них не мыслили своей жизни без животных. А сколько знаменитых людей, деятелей литературы и искусства запечатлены в обществе четвероногих: Куприн, Чехов, Горький, Войнич, Пришвин, Маяковский, Аксаков и многие другие.

Художник А.Куинджи любил голубей. Зная его страсть, люди несли к нему больных и подбитых птиц. И он вместе с женой лечил их. Во всякую погоду выходил он покормить голубей. Любил животных и артист В.Качалов. В своей привязанности к ним он не боялся показаться смешным, сентиментальным. «Уж очень скучно: собаки здесь не лают, дети не кричат, петухи не поют,…»- сетовал он. Котята, петухи с хриплыми голосами – все это умиляло и смешило его. Любил животных А. Луначарский. Он гордился, что они отвечают ему взаимностью…

Свою любовь к живому многие писатели, поэты воспели в своих произведениях. «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» - это добрые, сердечные слова поэта-земляка С.Есенина должны быть нормой поведения и отношения каждого человека к животным.

Знакомство с биографическим материалом из жизни замечательных людей, знакомство с яркими публикациями на тему « О любви к живому», накопленный педагогический опыт убеждают в благотворном влиянии общения с животным на нравственное формирование детей.

Чем же определяется эмоциональная нравственная сила этого воздействия?

Животные своей подвижностью, внешним видом, добрым расположением к человеку вызывают восторг, радость, желание потрогать, приблизить к ним. Эмоции, вызванные восприятием животных, являются богатой основой для воспитания у детей добрых чувств, любви ко всему живому. Опираясь на эмоциональное влечение и тягу детей к животному миру, можно и нужно воспитывать у них более сознательное и бережное отношение к животным. Сердце ребенка всегда отзовется на доброе и прекрасное, маленький ребенок не может не откликнуться, увидев обиженного, больного и слабого. Но подобное поведение не появляется вдруг. Оно пробуждается в обстановке добра и гуманности. В противоположном случае развивается безразличие, проявление эгоизма, жестокости к живому. Все зависит от обстоятельств среды и условий воспитания.

Высоко оценивая педагогический эффект общения ребенка с животным миром уже в дошкольном возрасте, мы попытались выяснить мнение родителей по этому вопросу. Оказалось, родители по-разному оценивают роль общения детей с животными. Почти во всех семьях, проживающих в сельской местности, есть животные. Чаще всего это кошки, собаки, куры, гуси, индейки, утки, свиньи, реже – корова, коза, овца, кролики. В городских же условиях только около 30% семей содержат каких-либо животных. Чаще – одно какое-либо животное, реже – двух или трех. Содержат кошек, рыбок, собак, певчих птиц, хомяков, реже – черепах, кроликов и других. Некоторые родители пытаются объяснить, почему они не держат дома животных («Нет условий», «Не успели обзавестись», «Не считаем нужным» и т.п.).

Весьма отрадно, что в большинстве семей наблюдается положительное отношение к животным. Сельские жители не мыслят себе жизни без них («Скучно без них», «Как же без хозяйства в деревне жить», «привыкли к животным с детства», «Любим животных»). Несколько иного характера были ответы горожан на вопрос «Как вы относитесь к животным?». Большинство ответили, что любят животных (все или избирательно). Некоторые родители указали, каких животных любят, как о них заботятся. Но были и другие ответы: «Безразлично», «А как можно относиться к животным?», «Терпеть не можем кошек», «Не считаем нужным содержать животных дома, от них только гряз» и т.д. все родители отмечают доброе отношение к животным их детей, тягу к ним. Ни один из родителей не отметил жестокости или безразличия их детей к животным. Вот ответы некоторых родителей: «Любит всех животных, особенно кошек и собак», «Юра любит животных, жалеет их, котов собрать всех бездомных кошек», «Собирает корм(остатки пищи) для собаки соседей», «Оля любит кормить голубей, подолгу наблюдает за ними» и т.п.

На вопрос «Как ваш ребенок проявляет заботу о животных?» большинство родителей не смогли дать точного ответа: «Нет своих животных, ничего не можем сказать», «Ласкает их, играет с ними», «Не о ком заботиться». Часть родителей более конкретно охарактеризовала заботу детей о животных: «Кормит кролика, чистит клетку, собирает траву», «Подкармливает птиц», «Кормит вместе с детьми чужую собаку», «Для бездомных кошек просит подстилку», «Кормит всех кошек во дворе», «Просит сделать кормушку для птиц».

Рассказываю о своем ребенке, многие родители отметили, что дети быстро забывают о своих обязанностях по отношению к животным. Видимо, в семье необходима некоторая воспитательная работа с детьми, участие взрослых, их контроль и помощь детям в уходе за животными.

Анализируя результаты бесед с родителями, мы пришли к выводу, что в сельских семьях есть все условия для ознакомления детей с животными, имеются широкие возможности общения с ними. Такие возможности отсутствуют или весьма ограничены в городских семьях.


Что еще почитать