Проект «Библиотеки в детские сады. Библиотека в детском саду - центр развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку - интересующий материал несложно найти в Интернете.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге , воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" - детском саду.

По традиции весной коллектив ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502" проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги ". "Книжкины именины" отмечаются в нашей стране с 1943 г. На какое-то время об этой доброй традиции забыли. Однако не так давно мероприятия возобновились в библиотеках, школах, центрах детского творчества.

Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки.

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • торжественное открытие "Недели детской книги" в музыкальном зале;
  • тематические выставки ("Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • демонстрация результатов домашнего задания родителей и детей - "Книги своими руками";
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование рассказов;
  • изготовление закладок;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании печатных материалов, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

В 2008/09 учебном году тематическая неделя завершилась торжественным открытием библиотеки детского сада . Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование , в котором приняли участие 80 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к чтению, воспитания интереса к чтению.

В списке любимых книг своих детей родители называли (в порядке наибольшего предпочтения): русские народные сказки ("Колобок", "Гуси--лебеди", "Маша и медведи"); сказки Ш. Перро "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка"; сказки Г. Андерсена "Русалочка", "Дюймовочка", "Снежная королева"; стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова, В. Бианки и многое другое. Среди опрошенных 5% (4 человека) не смогли назвать любимые произведения своего ребенка.

Почти все родители (99%) без труда смогли вспомнить недавно прочитанные с малышами сказки, рассказы. 80% опрошенных отметили, что после чтения обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседуют лишь 2 респондента.

Более половины (62,5%) всех респондентов не выписывают детские журналы . Примечательно, что 26 человек (32,5%) сообщили: "покупаем". Этот факт можно объяснить тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (книжек, самоделок, раскрасок), которая вполне заменяет журналы.

Вопросы, умеет ли читать и понимает ли прочитанное ребенок, а также читает ли он детские книжки самостоятельно, были включены в анкету для того, чтобы выяснить, какое количество "читающих" детей уже проявляют интерес к печатным изданиям.

В прошлом учебном году коллектив детского сада проводил опрос, касающийся подготовки к школе (в т. ч. обучения грамоте). Педагогическое просвещение родителей дает свои результаты: они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать.

Особый интерес представлял вопрос о выставке, оформленной в детском саду. Все ее экспонаты - семейные работы. Часть из них родители оформляли вместе с ребенком, некоторые - воспитанники делали сами. Как оказалось, большинство респондентов (58%) часто посещают с малышами выставку, 28% - ежедневно, аргументируя это тем, что она дает много поводов для бесед с ребенком. Ни разу не заглянули на выставку лишь 8,7% опрошенных.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с воспитанниками в районной библиотеке, в т. ч. потому, что она расположена удаленно. По этой же причине затруднительна организация экскурсий в библиотеку для воспитанников детского сада. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения.

Порядок работы библиотеки детского сада

Сегодня библиотека ДОУ представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов в уголке методического кабинета. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и каталожными ящиками, алфавитными и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд пока небольшой - около 1300 единиц - каталожные карточки уместились бы в паре ящичков. Однако для создания атмосферы "настоящей библиотеки" были специально заказаны каталожные ящики.

Порядок работы библиотеки регламентирует локальный документ детского сада - Положение о библиотеке дошкольного учреждения , разработанный старшим воспитателем совместно с заведующим ДОУ Э.В. Бояркиной.

Посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочиваются к знаменательной дате, связанной с именем детского писателя, либо посвящаются определенной теме (произведения о природе, книжки "Про все на свете" и т. д.).

Безусловно, фонд не располагает всеми необходимыми изданиями. Зачастую нужная для конкретного занятия литература заблаговременно приносится из дома воспитателем или другим педагогом, ставится на полку, в общем каталоге на нее "заводится" каталожная карточка.

Каждая группа имеет свой "читательский формуляр для библиотеки в детском саду", в который записываются выходные данные фолианта и срок возврата, а воспитатель расписывается за взятое пособие. Это немаловажная деталь: так дети чувствуют ответственность. Во время посещения библиотеки библиотекарь (старший воспитатель) помогает дошкольникам найти нужное издание, пользуясь каталогом, алфавитным или тематическим рубрикатором, а также ориентируясь на ее внешние признаки (оформление обложки).

Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением . Вся эта атрибутика создана специально для детей, как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами.

После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т. д.

Сделать библиотеку доступной не только для дошкольников, но и завести постоянно действующий абонемент для родителей или открыть читальный зал не представляется возможным. Это такая же сложная процедура, как и открытие частного детского сада . Она не может, да и не должна дублировать районную. Чтобы библиотека детского сада выполняла те же функции, она должна быть отдельным структурным подразделением учреждения, со штатной единицей - библиотекарем, с совершенно иной формой учета библиотечного фонда, с большим количеством сопроводительной документации.

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком также затруднительно, поэтому "функцию" читального зала берет на себя книжный уголок в группе , в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Что касается родителей, то они имеют возможность при необходимости пользоваться книжным фондом детского сада - взять книгу по рекомендации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя.

Особо следует отметить значение библиотеки для педагогов ДОУ . В фондах собрана как детская художественная литература, так и методическая. Хранение литературы на открытых стеллажах в соответствии с тематикой существенно облегчает их поиск. Как показывает практика, очень редко воспитатель приходит за определенным изданием конкретного автора (как правило, это педагоги, являющиеся студентами). В основном запрос звучит так: "Что-нибудь новенькое об играх…", "Что-нибудь интересное об организации прогулок…". Библиотека удовлетворит запросы и тех, и других. Если нужна конкретная книга, ее можно найти в бумажном каталоге (по карточкам), а также в электронном, где возможен поиск даже по первым буквам названия. Тем, кто не определился, книгу порекомендует старший воспитатель. Читательские формуляры для библиотеки в детском саду заменяет "Тетрадь выдачи книг и пособий методического кабинета", обязательный к ведению документ.

В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Вложенные файлы

  • Анкета для родителей.docx

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ДОУ

Серебренникова Л.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 10 «Чебурашка»

города Краснокаменска Забайкальского края.

Литература – наиболее доступный в воспитательно-образовательном отношении вид искусства. Ее доступность обусловлена родным языком. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы литературного языка.

Детская художественная литература, призвана развивать у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Художественная литература служит средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиома в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс. Как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь? Совсем не случайно 2003-2012 гг. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему вопросы формирования интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе в некоторых детских садах создаются детские библиотеки. В научно – методических и практических журналах появляются первые публикации такого опыта. Данный метод заинтересовал и коллектив нашего детского сада № 10. В результате около трех лет назад в детском саду открылась детская библиотека - новое и еще не совсем привычное направление нашей деятельности.

Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 75 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы выяснить заинтересованность родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению. В результате анкетирования выяснилось:

Родители не так часто покупают детям книги (основной «подарок» - это игрушки, сладости);

Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени);

Подписываются на периодическую печать для малышей практически единицы.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения. Для создания библиотеки было выделено помещение и оборудование: стеллажи, полка для оформления выставок и столы. Но основной задачей было создание полноценного книжного фонда. К этой работе были привлечены семьи воспитанников. Была проведена акция «Книжкин дом». В ее ходе родители приносили как вновь купленные книги современных писателей, но и книги, которые пользовались популярностью в семье. Книжный фонд активно пополнялся сотрудниками детского сада. Литература приобреталась и за счет бюджетных средств. В результате получился фонд, включающий в себя около 1000 книг. В библиотеке книги были систематизированы по разделам.

Об истории страны, армии;

О детях, взрослых и их взаимоотношениях;

О природе, временах года;

Познавательная литература.

Для того чтобы детям было удобнее найти книгу по нужной теме, каждый раздел обозначен художественным символом (деревом, солдатом, сказочным персонажем…). Вся эта атрибутика создана специально для детей как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами. Кроме книг в библиотеке есть дополнительные экспозиции: «Чудо- книга», «Из истории книги». Экспозиция «Чудо- книга» - это книги, изготовленные из разного материала, разными способами, книги с сюрпризом. Экспозиция «Из истории книги» - это книги из бересты, глины, папируса. И дополнительно в библиотеке находится периодическая литература, журналы «Филя», «Карапуз», «Вини-Пух».

В начале учебного года воспитатели проводят вводную экскурсию, в ходе которой дети знакомятся со всеми достопримечательностями Книжного царства. Воспитатель рассказывает о правилах поведения в библиотеке, о том, из каких отделов она состоит. Проведение экскурсий способствует формированию у детей умение пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению объема библиотечно – библиографических сведений («библиотека», «стеллаж»).

Посещения библиотеки детьми организуются воспитателем группы по мере необходимости и планово. Во время режимных моментов воспитатель может прийти с подгруппой детей в библиотеку, рассмотреть книги, обсудить, чтобы они хотели прочитать и выбрать книгу. Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением. Эта книга записывается воспитателем в формуляр, и воспитатель расписывается за взятую книгу. Это немаловажная деталь: так как дети чувствуют ответственность за книгу, взятую ими в пользование. После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т.д. В группе эти книги помещаются в книжном уголке, используются воспитателем для чтения и самостоятельного рассматривания детьми. При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. После прочтения книги в таком же порядке возвращаются в библиотеку.

Плановые посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочены к замечательной дате, связанной с именем детского писателя, либо определенной теме (книги о природе, любимые сказки, писатели родного края и т.д.).

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком затруднительно, поэтому «функцию» читального зала берет на себя книжный уголок в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Наш опыт показывает, что лучшими читателями становятся те, кто рано познакомился с книгой. Поэтому привлечение будущих читателей в библиотеку нужно как для расширения их компетентности, так и для увеличения возможностей влияния на становление их читательских интересов в будущем.

Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.


Юркова Е. В.
заведующая Центром поддержки чтения
Рязанской ОДБ

В современном обществе многие учреждения и организации занимаются воспитанием, развитием и образованием детей дошкольного возраста. Специфика детских библиотек позволяет нам стать полноценной частью развивающей среды ребенка. Опыт многих библиотек разнообразен и достаточно интересен. Хочется рассказать о том, как наша Рязанская областная детская библиотека решает проблемы приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру.

Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками детских дошкольных учреждений, мы свою работу строим совместно с детскими садами.

Эта работа строится на основе договоров о совместной деятельности, в которых предусматриваются разные формы и методы работы не только с детьми, но и воспитателями и родителями.

Чтением, если постараться, можно увлечь ребенка в любом возрасте, но желательно это сделать ещё в дошкольном. В это время дети скорее слушатели, чем читатели, поэтому именно от взрослого зависит, станет ли общение с книгой для них необходимостью. К сожалению, не все родители это понимают, поэтому мы решили взять на себя эту миссию и создали программу по работе с дошкольниками «Познай мир с книгой». Цель программы – создание условий для становления думающей, эмоциональной, эрудированной личности через приобщение к активному чтению.

Программа осуществляется на базе детского сада № 138 при поддержке заведующей и методиста. Для занятий была оборудована уютная комната сказок с мягкими диванами, зимним садом, фонтаном, игрушками, аудио- видеотехникой.

В рамках программы ведется работа с родителями: выступления на родительских собраниях, посвященных приобщению к чтению детей, выпускаются информационные листки, рекомендательные списки. В детском саду работает мобильная библиотека, откуда родители и дети могут брать книги на дом.

В рамках программы проведен и смотр-конкурс на «Лучший книжный уголок». Воспитатели каждой из 10 групп организовали свои уголки так, что ребенок может не просто посмотреть, почитать (если умеет) книгу, но и поиграть с ней. Все уголки оформлены с соблюдением всех критериев конкурса. В них отобразилось все творческое многообразие как педагогов, так и детей.

Форма каждого занятия зависит от темы. Может быть использована игровая или проблемная ситуация, демонстрация наглядного материала (предметов, игрушек,

рисунков), иллюстрирование художественных произведений, пересказывание, заучи-

вание стихотворений, беседа по прочитанному, показ мультфильмов.

Изучение творчества К. Чуковского переросло в большой проект, включающий в себя рассказ о жизни писателя, литературную викторину, конкурс рисунков и даже мюзикл «Муха-Цокотуха». Кстати, этим спектаклем дети поздравляли нас с 90-летием библиотеки.

Знакомство с творчеством современных рязанских писателей тоже проходит необычно. Во-первых, дети заранее знакомятся с произведениями писателей, разучивают стихи, рисуют понравившихся героев. На встречах звучит не просто монолог писателя, а происходит живое общение с детьми. Ребята с автором ставят моментальные спектакли, поют песни, делятся своими впечатлениями. После встречи с поэтом Евгением Наумовым родилась идея создать рукописную книгу неизданных стихотворений. Так появилась книга «Ткач-паук и портниха-зайчиха» с иллюстрациями детей.

Уже есть первые результаты выполнения нашей программы. Мы ими гордимся. Около 50% детей старшего дошкольного возраста детского сада № 138 являются читателями библиотек города.

Все выпускники детского сада № 138 и большинство детей старшей группы умеют и любят читать. Уже стало доброй традицией проводить праздник «В добрый путь» для выпускников этого садика в библиотеке.

А главный результат работы по программе и достижение нашего сотрудничества – это то, что руководство детского сада выбрало направлением деятельности обучение и воспитание детей через художественную литературу.

В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников на протяжении последних лет работают две библиотечные программы для детей дошкольного возраста. Программа «Люблю читать» направлена на приобщение дошкольников к чтению, программа «Чтоб в ваш дом не пришла беда» учит основам безопасности. Программы осуществляются на базе ДОУ № 1, 15, 17, 20 г. Рязани.

С сентября по май дважды в месяц сотрудники отдела осуществляют выход в детские дошкольные учреждения для проведения мероприятий. В группах работают внестационарные библиотечки, из которых родители вправе выбрать интересующую книгу для своего ребенка и взять ее на дом. В рамках программ осуществляется выпуск информационных листков для родителей, которые вывешиваются на «Уголке для родителей». Темы листков: «Как вести себя в машине», «Продукты полезные и не очень», «Здоровый сон», «Знакомьтесь! Новые имена в детской литературе», «Сказки Тамары Крюковой» и др.

В рамках программы «Чтоб в ваш дом не пришла беда» проводятся мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения, формированию таких понятий, как безопасность, осторожность, самосохранение, воспитание наблюдательности и внимательности. Темы мероприятий: «Один дома: основы безопасности в квартире», «Дорога – не место для игр», «Безопасная прогулка», «Знакомые незнакомцы: правила общения с домашними животными», «Что мы едим» и др.

Программа «Люблю читать» призвана привить любовь детей к книге с раннего возраста, с помощью книги воспитать в подрастающем поколении моральные, нравственные и духовные качества. В рамках программы проходят громкие чтения, обсуждение прочитанного, беседы о писателях, литературные игры и викторины, творческие занятия. Ежегодно темы мероприятий обновляются и приурочиваются к юбилеям русских и зарубежных детских писателей.

Специально для самых маленьких читателей в стенах библиотеки проводятся праздники: осенью – «Праздник урожая», который предваряет знакомство с библиотекой, ее структурой и правилами пользования, зимой – новогодние утренники, на которые дошколята приглашаются вместе с родителями. Каждый утренник проходит в виде театрализованной интерактивной игры, на которой дети узнают полезную информацию, участвуют в конкурсах. Завершает праздник сладкий стол.

Очень популярен среди дошколят «Праздник книжки для малыша и малышки». Праздник проводится в Международный День детской книги. Каждый год он посвящается юбилею какого-либо писателя. В 2012 году состоялось литературное путешествие по творчеству К. Чуковского (к 130-летию писателя).

17 мая детское издательство «Розовый жираф» проводило IV Международный День чтения. Наша библиотека впервые стала его участником. Воспитанники из ДОУ № 138 и 18 с удовольствием слушали и выполняли задания по книге Ш. Силверстайна «Полтора жирафа».

Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время очень ответственное, требующее от специалистов нашей сферы творческого проживания. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению. Ведь именно каким будет знакомство маленького человечка с книгой, библиотекой, библиотекарем зависит будущее. Перерастет это в крепкую дружбу на всю жизнь, или это будут формальные встречи по делу.

Алла Юрьевна Котова

Уважаемые коллеги, спасибо, что нашли минутку и заглянули ко мне в гости! Хочу рассказать и показать вам детскую библиотеку в нашем детском саду . Идея ее созданиядавно "вынашивалась" воспитателями ДОУ. И вот к приемке сада к летнему оздоровительному сезону наша библиотека "распахнула" двери.

Детский сад наш большой-10 групп, поэтому и место нашлось очень подходящее, это фойе между группами. Родители,приводя и забирая ребенка проходят через библиотеку , а это повод,чтобы остановиться и взять интересную книгу для своего малыша. А вечером "окунуться" в увлекательное, совместное чтение.

Итак, приглашаю и вас в нашу библиотеку ! На стенах нарисовали героев из сказок.



На полках разместили книги по темам,понятным и доступным детям.














Для учета посетителей и пользования книгами,завели "Книгу учета", где родители самостоятельно записываются.





Родители с удовольствием посещают нашу библиотеку , часть книг была приобретена ДОУ, также в ее пополнении оказали помощь и родители воспитанников, за что мы им очень признательны. Так, благодаря однажды задуманному,наша мечта осуществилась!

"Золотая полка-это та, которая заводиться исключительно для любимых книг. В мечтах мне рисуются именно полки- никак не шкаф, а именно одна полка, один, если можно так выразиться, этаж шкафа!" Юрий Олеша.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как.

Фронтальное занятие в подготовительной группе «Библиотека» Цели: 1. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме. 2. Упражнять в подборе прилагательных к существительному «книга». 3. Упражнять.

Мини библиотека: Роль книги в нашей жизни: Цель: - Воспитание любви и бережного отношения к книге. - Развитие свободной творческой личности.

Конспект НОД «Библиотека города Московский» Цель: познакомить детей с местной библиотекой, историей ее возникновения. Задачи: формировать представление детей о библиотеке; приобщение.

Как привить детям любовь к чтению? Только полюбив книгу, ребёнок проявит желание учиться читать. Наша задача обратить внимание детей к.

«Книга – лучший друг» Проект работы детского клуба «Читай-ка»

воспитатель: Белобаева Елена Валерьевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47» г. Ачинск Красноярский край

Описание работы: детский клуб «Читай – ка» организован на базе библиотеки ДОУ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, с целью воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой. Великое творение человека – книга – стимулирует воображение, интеллект, развивает речь, знакомит ребенка с окружающим миром. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души.
Актуальность: Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Книги – отличное средство, чтобы познакомить ребенка с окружающим миром. В то время, как малыш читает про персонажей, неважно вымышленных или реально существующих, постепенно начинает формироваться мировоззрение, все проблемы становятся решаемыми. Кто-то умный сказал, что чтение книг – отличная возможность путешествовать по миру. Великое творение человека – книга – стимулирует и воображение, и, что очень важно, интеллект. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души. Но если книга будет пылиться на полке, никакого положительного эффекта, само собой, ждать не следует!

Сроки реализации в течение учебного года
Участники проекта: воспитатели и дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников.

Цель: воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.
Задачи:
- знакомить детей с разнообразием художественных жанров, приобщать к чтению книг разной тематики;
- развивать культуру чтения;
- воспитывать бережное отношение к книге.

Предполагаемый результат:
- развитие у детей интереса к художественной литературе разных жанров;
- умение выбирать книгу, понимать её содержание и художественные особенности, давать оценку произведению;
- умение бережно относиться к книге.

Формы и методы работы:
- литературная гостиная;
- литературные вечера;
- тематические недели;
- викторины;
- беседы;
- книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;
- конкурсы чтецов;
- литературные игры и праздники;
- экскурсии;
- просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;
- акции.

Работа с родителями (законными представителями):
- Консультации:
«Если ребенок не хочет и не любит читать»;
«Почему детям необходимо читать книги»;
«Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»;
«Воспитание будущего читателя».
- Анкетирование:
«Мама, папа, я – читающая семья».

План реализации
Сентябрь
1. «Дом наставлений и советов» - экскурсия по библиотеке, знакомство со структурой библиотек.
2. «Яркий мир твоих любимых книг» - выставка детской литературы, знакомство с разнообразием литературных жанров.
3. «Куклы – это тоже дети, но только сказочной страны» - выставка кукол – персонажей детских произведений.
4. «Мой любимый сказочный герой» - художественное творчество.
Октябрь
1. «Хлеб – всему голова» - беседа по теме, обзор литературы.
2. «Книги разные нужны, книги разные важны» - рассказ о структуре книг (обложка, страницы, переплет, иллюстрации).
3. «Книга пришла в детский сад – будет радовать ребят» - беседа о разнообразии художественных жанров (закрепление).
4. «Стихотворения – чудный театр» - поэтический вечер стихов об осени.
Ноябрь
1. «Как появились первые книги» - беседа с просмотром презентации.
2. «Как изменялась книга» - викторина.
3. «Я – человек, у меня есть права» - познавательно-игровая программа с героями знакомых сказок.
4. «Материнское сердце» - конкурс чтецов, посвященный Дню матери.
Декабрь
1. «Ель встречает нас с тобой» - слайд - шоу
2. «Читаем вместе, читаем вслух» - игра – путешествие по зимним сказкам.
3. «Добрый дедушка Мороз» - мультшоу.
4. «Новый год шагает по планете» - просмотр обучающей программы «Уроки тетушки Совы».
Январь
1. «Вслед за волшебным клубком» - фольклорный вечер с использованием загадок, прибауток, потешек, поговорок.
2. «По дорогам сказки» - читательский час.
3. «Что за прелесть эти сказки!» - КВН.
Февраль
1. «День былинного богатыря» - чтение былин, просмотр мультфильмов.
2. «Береги здоровье смолоду» - спортивный час.
3.«Русский солдат умом и силой богат» - конкурсная программа.
4. «Скажем зимушке: «Прощай!» - литературный час.
Март
1.«Весенняя капель» - конкурс чтецов о весне.
2. «В тридесятом царстве, книжном государстве» - тематическая неделя
- «Посвящение в читатели» - открытие недели детской книги;
- «Будешь книги читать – будешь много знать» - викторина;
- «Книга жалуется» - акция;
- «Книги – юбиляры» - выставка книг – юбиляров года;
- «Лидер семейного чтения» - закрытие недели детской книги.
Апрель
1. « Вреднюшкины советы» - час веселых стихов.
2. «Тайна третьей планеты» - игровая программа.
3. «Зеленая сказка» - игра – викторина по произведениям о природе.
4. «Малахитовая шкатулка» - литературные чтения.
Май
1. «Никто не забыт, ничто не забыто» - час мужества.
2. «Твой друг – журнал» - информационный обзор детской периодики.
3. «Наш край родной богат и славен» - конкурс чтецов.
4. «Книги, с которыми весело» - литературная гостиная по творчеству современных писателей.
Июнь
1. «Страна по имени Детство» - акция, посвященная Дню защиты детей.
2. «Лето в поэзии русских классиков» - поэтический вояж.
3. «Встречи с ученым котом» - викторина по сказкам А.С. Пушкина.
4. «Россия – Родина моя» - патриотический час ко Дню России.

Что еще почитать