Любовь Фликова
Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети , нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка , т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности , максимально возможному введению его в социум , формированию у него способности жить самостоятельно .
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях . В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности.
В обучении выделяется два направления.
Первое из них включает формирование у детей тех навыков , которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости» , связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально -бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями, воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения .
Классификация социально - бытовых навыков представлена в исследованиях Куцаковой Л. В. и Логиновой В. И. Они выделяют :
1. Навыки по уходу за собой :
Умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.
2. Навыки, относящиеся к питанию :
Умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т. д.
3. Элементарные движения :
Умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т. д.
4. Навыки, относящиеся к ручному труду :
Умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т. д.
5. Уход за помещением :
Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.
Специальные задачи социально-бытовой ориентации :
Обучать этике поведения;
Развивать гигиенические навыки; умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем, туалетной бумагой
Развивать умение работать, подчиняться общим требованиям;
Активизировать познавательный интерес;
Развивать коммуникативные навыки; учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми в ролевых играх и коммуникативных тренингах и бытовых - ситуациях.
Формировать навыки самообслуживания, позитивные качества личности;
Заключение
В воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков , связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение , целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально -бытовых навыков у детей дошкольного возраста , выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка , с конкретными условиями и т. д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека , для формирования самостоятельности , независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.
Публикации по теме:
Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольников посредством зарядки позитивного внушения В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению.
Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.
Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе «Зимушка-зима» Цель:повторить основные признаки зимы. Задачи:1. развитие временных представлений 2. ориентировка во времени и в пространстве 3. координация.
Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Мир, в котором живет современный ребенок существенно.
Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.
Особенности развития мелкой моторики у детей 3–4 с особыми образовательными потребностями Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач педагогов дошкольного учреждения. Ежедневное развитие мелкой моторики способствует формированию.
Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:
Знание и умение называть части тела человека;
Знание своего адреса и полного имени членов семьи;
Знание частей помещения и умение в нем ориентироваться;
Знание условий своего быта;
Ориентация на улице;
Знание особенностей флоры и фауны;
Ориентация во времени (дни недели - времена года - часы);
Усвоение социальных норм и правил поведения.
Оценки «1-2» - не знает частей тела, не ориентируется
на улице и дома. Знает только места приема пищи.
«3-5» - знает части тела, может их показать на себе или кукле. Знает состав семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и
проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает названия некоторых растений и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.
«6-8» - пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое дляего жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожиданными ситуациями, самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Способен как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.
«9-10» - социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
В данном разделе оценивается уровень достижений ребенка в чтении, письме и счете. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам. В разделе «Комментарий» можно поместить подробную информацию о том, какими учебными навыками ребенок владеет.
ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
В данном разделе по 10-балльной шкале оценивается уровень сформированности трудовых умений и навыков. В раз-
деле программы «Комментарий» помещается информация о том, что ребенок умеет и любит делать.
«1-2» - ребенок ничего не умеет делать.
«3-5» - ребенок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью).
«4-5» - умеет работать с ножницами, клеем, может раскатать тесто.
«6-8» - ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вышивание), может мастерить что-либо полезное своими руками, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр.
«9-10» - индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности.
КОММУНИКАТИВНОСТЬ
В данном разделе исследуется общительность ребенка. Оценка производится по критерию замкнутость-общительность в пределах 10 баллов.
«1-2» - явная интровертированность, замкнутость, ау-тичность.
«3»- тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах.
«4-6» - биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах.
«7-8» - экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с людьми и пр.;
«9-10» - крайняя экстраверсия.
В разделе программы «Комментарий» помещается информация об особенностях общения ребенка, таких как:
Характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими;
Способы установления контакта с данным ребенком;
Стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.
Данная методика позволяет выявить потенциал реабилитации ребенка; описать личность в целом; увидеть направление психолого-педагогического воздействия и при повторном обследовании оценить динамику развития функций; учитывает взгляды и опыт различных специалистов и родителей ребенка.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ (СБА)
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.
Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16-18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциальной среде.
Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориентации. Однако неполное усвоение отдельных разделов программы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.
Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирование для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.
Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие работа по реализации программы предусматривает нетрадиционную форму занятий - моделирование жизни семьи, где семья - это педагоги и учащиеся.
Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.
Особое внимание обращается на:
Самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье;
Посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов;
Умение ориентироваться в окружающей действительности;
Умение организовывать свой досуг;
Способность позаботиться о себе в отсутствие взрослых;
Развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривания того, что делает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).
Программа является коррекционно-развивающей, рассчитана на 2 года, предусматривает 4 этапа и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, психиатров, медиков), а также людей, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей).
Помимо коррекционно-развивающих, программа помогает решить психодиагностические задачи. Наблюдая за каждым ребенком в течение 1-2 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту его развития, определяют «зону ближайшего развития».
I этап - ориентировочный
Задачи 1 этапа:
Определение начального уровня знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения, а также выявление степени сформированности навыков практической деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье;
Совершенствование психомоторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры;
Составление «индивидуальных маршрутов развития» для каждого учащегося.
Условия для реализации:
Установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися;
Ориентирование в обстановке помещения, правилах и нормах поведения;
Установление позитивных взаимоотношений в группе.
II этап - переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой
Задачи II этапа:
Формирование отношений «особых» детей с близкими
взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений,
общения, совместной деятельности в условиях проживания в
семье;
Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков;
Совершенствование социально-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов;
Оперативный (ежемесячный) контроль за развитием учащихся (в сентябре и октябре - еженедельный).
Условия реализации:
Совместные действия со взрослыми, формирование
ролевого поведения;
Действия с определенным уровнем самостоятельности
(с помощью, под контролем, с частичным контролем,
самостоятельно).
Человек, без сомнения, является членом общества. На протяжении всей своей жизни он находится в социуме и должен уметь подстраиваться под ситуации, выбирать различные модели поведения. Выполняя несколько социальных ролей - ученик в школе, член семьи дома и т. д., - ребенок с ранних лет учится правилам, согласно которым действуют и живут люди. Этот процесс (т. е. процесс усвоения ребенком социальных норм) называется социализацией.
Маленькие дети социализируются через родителей. Они достаточно быстро и без особых трудностей овладевают навыками поведения дома и вне его стен. Глядя на родителей, малыши получают и навыки социально-бытовой ориентировки - т. е. учатся вести себя в быту, выполнять повседневные дела. Для них этот процесс становится естественным и простым.
Гораздо сложнее социализироваться детям, оставшимся без опеки родителей или детям с Как же им быть и откуда получить знания, необходимые для самостоятельной жизни, если перед глазами нет четкого примера или, например, особенности здоровья не позволяют перенять определенные навыки?
Социально-бытовой ориентировкой называют комплекс навыков и умений, необходимых для корректировки собственного поведения при взаимодействии с предметами и другими людьми в социально-бытовых ситуациях. Если говорить простыми словами, то это умение самостоятельно решать, как поступить в той или иной ситуации вне привычного алгоритма учебы или работы.
Такие привычные для нас вещи, как готовка ужин, оплата счетов, общение с незнакомыми людьми и т. д. для других людей, лишенных возможности социализироваться в детстве, являются трудной задачей, решение которой требует специальной работы над ней, тренировок и старания.
Умение ориентироваться в - необходимая основа для будущей самостоятельной жизни любого человека. Ведь это и основы гигиены, и уход за домом, и готовка. Нельзя просто отработать рецепты и рассказать, на каких местах должны лежать те или иные вещи: нужно уметь ориентироваться в ситуации, ведь в повседневной жизни не часто удается придерживаться единого плана и расписания.
Обычно дети получают все обходимые навыки в семье: достаточно просто видеть, как ведут себя родители в быту, а позже начинать помогать им по дому. От родителей ребенок узнает, как вести себя в разных ситуациях: дома и на улице. Постепенно, задача за задачей, ребенок учится действовать самостоятельно. Даже если ребенок не усвоил всех бытовых навыков к моменту переезда от родителей (например, уезжает на учебу в другой город), то он все равно уже имеет ряд преимуществ. Он знает, как вести себя в транспорте и магазине, где купить еду и т. д. Чаще всего в случае затруднений ребенок всегда может позвонить родителям и узнать, как следует поступить.
К сожалению, если он рос не в семье, а в детском доме, или же имеет ограниченные возможности здоровья, такие простые бытовые ситуации, как разбитая тарелка или новое постельное белье, отличное от предыдущего, могут поставить его в тупик. Непросто решить, как поступить в той или иной ситуации, если ничего похожего до этого не происходило и посоветоваться совершенно не с кем. Например, выпускники детских домов очень часто не умеют готовить, не знают, как действовать со счетами за квартиру: ведь много лет эти вопросы за них решали воспитатели, педагоги, повара и администрация! Таким детям нужна социально-бытовая ориентировка как предмет, изучаемый на уроках, наравне с математикой и языком. Для них разработан целый ряд программ, помогающих освоить нормы поведения. В рамках их обучения они специально проходят курс социально-бытовой ориентировки (СБО).
Каждый педагог, занимающийся с детьми и взрослыми, нуждающимися в бытовой ориентировке, ставит перед собой определенные задачи:
Курс социально-бытовой ориентировки включает в себя определенные разделы. Так, на занятиях ученики пройдут курс по гигиене, подбору одежды, питанию, организации взаимодействия в семье, общению с людьми в обществе, уходу за жилищем, первой помощи, торговле и транспорту и т. д. Каждый раздел довольно подробно изучает свое направление и прививает навыки самообслуживания и ведения хозяйства.
Программа социально-бытовой ориентировки для детей с разными проблемами различна. Например, ребенку с умственной отсталостью на занятиях в разделе «Семья» расскажут о том, что это такое и как распределяются обязанности между членами семьи, обучат правилам поведения в семье. В разделе «Торговля» научат различать магазины и делать необходимые покупки, а в разделе «Транспорт» - правилам поведения в общественном транспорте.
Для детей из детских домов такие занятия - шанс начать самостоятельную жизнь и создать свою крепкую семью. Нередки случаи, когда у выпускников детских домов отбирали квартиры за неуплату налогов потому, что ее хозяин попросту не знал, что за свет, газ и воду нужно платить - ведь никто не говорил ему об этом! Такие простые для многих вещи становятся для них настоящим открытием. Социально-бытовая ориентировка учащихся и выпускников интернатов и детских домов в таких случаях просто необходима.
В обучении социально-бытовой ориентировке выделяется два направления. Первое нацелено на формирование навыков жизни в условиях учебного заведения и дома. Формируется культура поведения в обществе и простейшие бытовые навыки. Навыки социально-бытовой ориентировки для детей с ОВЗ связаны с выполнением бытовых дел с минимальной помощью извне.
Второе направление призвано достичь более отдаленных целей - научить ребенка жить самостоятельной взрослой жизнью. Это умение взаимодействовать с различными службами, организациями. Развиваются умения пользоваться общественным транспортом и посещать общественные места, вести себя в толпе, общаться с другими людьми.
Когда ребенок здоров и растет в семье (полной или неполной) или имеет незначительные ограничения по здоровью и окружен вниманием и заботой, бытовая социализация не выделяется в его жизни в отдельный предмет и не становится проблемой.
Социально-бытовая ориентировка дошкольников заключается в помощи родителям в небольших делах: помыть посуду, убрать игрушки, вести себя «прилично» в гостях. Все это так естественно для ребенка и родителя, что на это часто не обращают внимания как на что-то особенное: само собой разумеется, что мамы и папы учат ребенка самостоятельности и нормам поведения. Школьники могут делать дела посложнее, например, ездить в школу на общественном транспорте, делать покупки, распределять карманные деньги.
Для многих людей из обычных семей трудно вообразима ситуация, когда кто-то лишен простейших социально-бытовых навыков, т. к. никто никогда не прививал их специально.
Поэтому можно сказать, что в домашней обстановке дети учатся социально-бытовой ориентировке, перенимая опыт поведения родителей и постепенно учась выполнять различные обязанности по дому.
Стоит заметить, что в благополучных с виду семьях у детей тоже могут возникнуть проблемы с бытовой ориентировкой. Например, если родитель чрезмерно опекает своего ребенка: водит в школу и забирает из школы, не дает ему денег, предпочитая покупать все самостоятельно, не наделяет ребенка обязанностями по дому. Или же, напротив, родители столь заняты собой, что не уделяют ребенку достаточно внимания: он лишен совместных домашних дел, с ним не говорят, как он должен себя вести. В обоих случаях это приведет к проблемам во взрослой, самостоятельной жизни.
Ребенок учится не только в семье - достаточно много времени он проводит в учебных заведениях. Поэтому, социально-бытовой ориентировке уделяется внимание и в школе. Традиционно эти занятия носят название «технология» или «труд». Ученики советских времен помнят, как девочки учились шить и готовить, а мальчики мастерили различные предметы быта на уроках труда.
В современной школе этот предмет несколько видоизменяется: занятия либо не соответствуют существующей действительности, либо страдают из-за отсутствия тренировочного оборудования или грамотных педагогов.
Программа социально-бытовой ориентировки в школе в наши дни определенно нуждается в доработке. Периодически встает вопрос о том, стоит ли объединить мальчиков и девочек на занятиях Например, в некоторых школах на таких уроках мальчики изучают программирование и робототехнику, а девочки традиционную готовку и шитье, что, несомненно, расстраивает многих родителей, чьи дочери интересуются компьютерами. Не хватает пособий, учебников, материалов и оборудования, а также актуальных разделов, подобранных с учетом современных тенденций.
Положительным можно считать опыт Америки в данном вопросе. Согласно американской системе образования, ученики школ вправе сами выбирать курсы, которые они хотят изучить в течение учебного года. Отдельного предмета «труд» в их школах нет, но существуют множество курсов, в целом вписывающихся в программу СБО. Существует даже школьный курс красоты и мейкапа. Ученики вправе выбирать, какой курс им нужно пройти за семестр, и таким образом восполняют свои бытовые пробелы.
В России до недавнего времени детские дома не давали знаний в сфере социально-бытовой ориентировки. Выпускники таких учреждений оставались дезориентированными долгое время после выхода из стен детского дома. Подобное образовательное упущение создавало множество негативных ситуаций, в итоге которых пострадавшими чаще всего оказывались недавние воспитанники, элементарно не умеющие организовать свой быт и быт своей семьи, не получившие навыков ведения домашнего хозяйства, обращения с деньгами, не знающие своих гражданских обязанностей.
В настоящий момент детские дома обязаны обучать воспитанников быту и культуре поведения. Для этого в них создаются специальные комнаты, оборудованные как кухни и прачечные, где дети учатся ухаживать за домом, готовить, обращаться с бытовыми приборами. Учебные комнаты для занятий СБО имитируют квартиру: там есть и кухня, где учатся готовить и обращаться с техникой, и ванная для уроков гигиены, а также гостиная, детская и учебная зоны. Особенно важно это для детей с особенностями здоровья, так как им сложнее всего адаптироваться к жизни без постоянного контроля и поддержки со стороны специалистов.
Занятия по социально-бытовой ориентировке для уже взрослых, вышедших из стен детских домов, но по-прежнему неграмотных в бытовом плане людей, проводятся чаще всего силами частных организаций, живущих за счет добровольного негосударственного финансирования и единичных пожертвований. Они специально арендуют квартиры, обустраивают их для учебы и дают своим взрослым ученикам заполнять пробелы в знаниях под присмотром волонтеров и воспитателей. Благодаря работе таких учебных квартир вчерашние выпускники учатся ухаживать за домом, собой и собственными детьми, ведь нередко случается так, что недополучившие любви и внимания бывшие воспитанники детских домов просто не знают, как следует заботиться о своем ребенке.
Большое значение имеют такие квартиры для детей и взрослых с ОВЗ, как воспитывающихся с родителями и опекунами, так и оставшихся без попечительства. Не все родители, какими заботливыми бы они ни были, способны грамотно подойти к воспитанию особенного ребенка. Часто бывает так, что ребенок с особенностями излишне опекается и лишен возможности учиться самостоятельно решать свои бытовые проблемы. В учебных квартирах с учениками работает специалист, присматривающий за воспитанниками и дающий необходимые бытовые знания и практику. Полученную теорию тут же отрабатывают, что помогает закрепить знания. Иногда ученики живут в квартире, тренируя бытовые навыки: дежурят по чистоте и кухне по очереди, ходят в магазин и решают задачи на распределение финансов.
Большую пользу квартиры приносят людям с ментальными нарушениями и нарушениями интеллекта. Они позволяют им социализироваться, понимать свою ответственность перед другими людьми и постепенно расширять зону самостоятельности, которой очень часто им не хватает в жизни с родителями. Между тем, такие групповые занятие положительно сказываются на социализации и интеграции таких людей в социум.
Развитие социально-бытовой ориентировки детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья проходит сообразно их возможностям. Индивидуальный подход и учет возможностей здоровья ученика корректирует программу учебного курса. Так, слабовидящие и слабослышащие люди вполне логично будут испытывать в быту разные трудности, но при этом, конечно, будут встречаться и общие моменты.
Вне зависимости от диагноза, каждый учащийся обязан пройти и усвоить все разделы курса с разной степенью углубленности и с учетом индивидуальных особенностей.
«Социально бытовая ориентировка - одно из направлений социального воспитания детей
с нарушениями интеллекта в работе учителя - дефектолога».
Дети с нарушениями интеллекта – это дети с нарушениями развития личности, малоспособные к длительной самостоятельной целенаправленной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально-волевой сфере.
Многие из них не умеют говорить, играть со сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, детей нашего дома интерната нужно обучать долго и упорно. Наши дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Именно социализация является главной задачей такого обучения.
Целью своей коррекционно - воспитательной работы считаю формирование у воспитанников социально-бытовых знаний и умений, необходимых им для приспособления к окружающей жизни.
Отсюда вытекают следующие взаимосвязанные задачи :
1.социально-бытовая ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь;
2.развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с нарушением интеллекта;
3. формирование личностных качеств, это старательность, добросовестность, усидчивость, доброта, прилежание;
Главным принципом в своей работе с детьми как учителя - дефектолога определяю практическую направленность.
В социальном воспитании детей важную роль играет кабинет СБО оборудованный по тематическим зонам:
Магазин промышленных товаров;
Продовольственный магазин;
Почта;
Сбербанк
т. к. эти объекты являются наиболее значимыми в повседневной жизни общества.
Я планирую и провожу занятия как с детьми дошкольного возраста,так и с детьми частично обучаемых групп. Используя формы проведения занятий как индивидуальные, так и подгрупповые.
Остановлюсь на каждой зоне подровнее.
Магазин продовольственных товаров:
Поделен на
Фрукты и овощи;
Сладости;
Молочный;
Мясной и рыбный;
Хлебобулочный и крупы.
Цель занятий:
Формирование представлений о продовольственных магазинах, о рзнообразии продуктов, об обобщении их по назначению. Учить правильно называть их по упаковке, т. е. Умению соотносить товар с его названием.
Магазин промышленных товаров:
Цель занятий:
формирование представлений о многообразии промышленных товаров (одежде, обуви). Определение размера выбранного товара, определение качества товара, т. е. знакомство с тканями. Формирование умений правильно называть и выбирать нужный товар:
Верхняя одежда;
Брюки;
Джинсы;
Толстовка;
Кофточка;
Головной убор;
Пара сапог;
Пара ботинок;
Пара туфель;
Пара босоножек.
Пара тапочек.
Изучая и формируя понятия одежды и обуви женской, мужской, детской, которая делится на одежду и обувь для мальчиков и для девочек. Уточняем какую одежду носят женщины и мужчины, примеряя с девочками и мальчиками одежду и обувь определяем подходящий размер каждого ребенка,т.е,даю понятие что у каждого человека свой размер обуви и одежды. Проводимые занятия закрепляют представления детей что можно приобрести в продовольственном и промышленном магазинах.
Через занятия в кабинете СБО, которые проходят зачастую в игровой форме дало детям представление о деньгах(бумажные деньги, мелочь),а также знакомство с номиналами денег.
Так же в кабинете СБО начала проводить занятия по ознакомлению с работой почты и сбербанка, которые в будущем планирую проводить с более глубоким знакомством работы данных объектов, и планирую провести экскурсию для посещения магазина, сбербанка и почты.
Анализируя свою работу в кабинете СБО могу сказать следующее:
Условия кабинета СБО повышают эффективность коррекционно - воспитательного процесса;
Благоприятно влияет развитию познавательной деятельности, выработке навыков самообслуживания и сознательной дисциплины детей;
Развитию коммуникативных функций речи, а так же развитию активного словаря.
Формируют представления детей о жизненных ситуациях, и видах деятельности, где могут применить полученные знания и умения.
Таким образом, социально бытовая ориентировка - одно из направлений социализации воспитанников.
За пол года дети научились правильно обращаться с вопросом к другому покупателю или к продавцу. Поддержать короткий диалог, который может произойти между покупателями. Адекватно реагировать и принимать правильные решения на имитированные повторные ситуации, которые могут произойти в магазине, находить нужный отдел при покупку продуктов питания и правильно укладывать продукты в корзину, понимают какие продукты прежде чем идти к кассе нужно взвешивать.
Условия кабинета СБО благоприятствуют повышению эффективности коррекционно - воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины детей. Занятия в кабинете помогают реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения. При создании благоприятных условий дети овладевают прочными и глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения
В будущем планирую помимо магазина изучение с более старшими детьми почты и сбербанка. А так же посещение с детьми Савинского магазина.
Условия кабинета дают возможность не только обучать и воспитывать, но и корригировать отклонения интеллектуально-познавательной деятельности учеников.
включает в себя следующие разделы: «Транспорт и правила уличного движения»; «Магазины и предприятия службы быта»; «Учреждения культуры и здравоохранения»; «Городские и сельские профессии».
По программе ребята знакомятся с правилами дорожного движения и поведения пешеходов. Должны знать и различать сигналы светофора, действовать согласно
указаниям: «Берегись автомобиля!», «Идите!», «Стойте!».
Программа предусматривает обучение детей умению ориентироваться в магазинах различного назначения («Продукты», «Хозяйственные товары», «Универмаг»), знать функции работников магазина (кассир, продавец, контролёр), делать мелкие покупки. Должны знать расположение близлежащих магазинов и выполнять несложные задания.
Большое внимание уделяется для воспитанников умению пользоваться телефоном. Во время экскурсий и на практических занятиях учим набирать номер телефона, вести соответствующий диалог.
Профессии людей: также должны знать, чем заняты люди той или иной профессии, какие орудия труда им требуются для работы, какую пользу приносит их труд обществу.
Развитие коммуникативной функции речи
Одной из основных задач коррекционно-воспитательной работы с учащимися в период обучения является развитие коммуникативной функции речи. Нельзя говорить об определённом уровне социально-трудовой адаптации воспитанников без достаточно сформированной у них диалогической речи.
Нами разработаны специальные занятия труда и социально-бытовой ориентировки, в ходе которых помимо выработки практических умений и навыков решаются также вопросы речевого развития детей.
На занятиях труда, наряду с показом определённых приёмов работы, используется также словесные разъяснения, указания и т.д. Во время занятия у воспитанников возникает потребность задать вопрос к воспитателю, обратиться с просьбой к товарищу и т.п. Применение на занятиях трудового обучения разнообразных организационных форм (работа воспитателя с классом, работа парами, работа с помощником воспитателя) имеет большое значение для формирования у детей активности, потребности речевого общения как с воспитателем, так и друг с другом.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке с помощью разыгрывания специальных ситуаций воспитанники учатся диалогической речи, тренируются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в зависимости от игрового сюжета. Близость темы, занимательный характер занятий, эмоциональное преподнесение материала – всё это является эффективным стимулом формирования коммуникативной функции речи.
Формировать личностные качества
Как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи и т.д. Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить ребёнка выполнять определённую работу, чем воспитывать у него столь необходимые для систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.
Ребенок, ограниченный в умственном развитии, по сути, лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке старшеклассников к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя: ♦ занятия по социально-бытовой ориентировке и уроков математики, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;
♦ внеклассную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений;
♦ педагогический всеобуч для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения школьников в хозяйственную жизнь семьи;
♦ использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листков.
Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников трудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу – коррекцию недостатков умственной деятельности учащихся.
Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Они предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых дети расширяют свои знания и представления об окружающем, развивают наблюдательность, внимание, учатся действовать в новых условиях. Результативность экскурсии зависит не только от ее проведения, но и от подготовки к ней, а также заключительной беседы. Еще в классе, во время вступительной беседы, учитель расширяет знания и представления детей, вызывая познавательный интерес. Правильно спланированная и проведенная экскурсия на занятиях по СБО – необходимый и мощный толчок развития и подготовки ребенка с недостатками интеллектуального развития к самостоятельной жизни.
Важную роль играет кабинет СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО – это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников. Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.
Условия кабинета дают возможность не только обучать и воспитывать, но и корригировать отклонения интеллектуально-познавательной деятельности учеников. При создании благоприятных условий дети овладевают прочными и глубокими знаниями, приобретают умения практического их применения.
Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограниченно. Поэтому в школе проводятся лекции, беседы, практикумы для родителей, с разъяснением задач и содержания социально-бытовой ориентировки детей, привлекаются родные ребенка к воспитанию у него необходимых умений. В семье, учитывая то, что дети живут в сельской местности и практически в каждой семье имеется свое хозяйство там, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни.
Касаясь вопросов семьи, следует отметить, что далеко не все учащиеся имеют правильный образец создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Задача уроков социально-бытовой ориентировки – сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных ситуаций.
Многие темы данного предмета для умственно отсталых детей являются вдвойне сложными и незнакомыми. Это вопросы навыков обслуживания собственного жилого помещения (квартиры, дома), ориентации в инфраструктуре города (поселка), самоорганизации продуктивного досуга, решения экономических проблем.
Опыт работы специального (коррекционного) класса VIII вида в достаточной мере показывает, что одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО – социально-бытовая ориентировка.
Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. Каждый ученик независимо от клинического диагноза получает полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации и реабилитации. Систематизируются, формируются и совершенствуются у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда.
Социально-бытовая ориентировка – это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников.
Производственный труд
Трудовое обучение учащихся строится на базе их подготовки, полученной в начальный период обучения, главным образом на занятиях предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда, и продолжится затем в старшем возрасте. Цель - подготовить воспитанников к выполнению несложных работ в созданных условиях. Создана система трудовой подготовки, позволяющая воспитанникам овладевать несложными видами работ. Воспитанники изготавливают клеевые и сборные коробки, используя при этом клей, ножницы, кисточки. Поделки из пластилина, природного материала, ткани, цветной и бархатной бумаги.
Таким образом, в ходе наших занятий воспитанники получают определённую трудовую подготовку.
В ходе обучения дети овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. От того, как будет организовано трудовое обучение, зависит будущая судьба детей с нарушением интеллекта. Трудовая подготовка имеет большое значение и для формирования положительных личностных качеств воспитанников. Надо отметить, что многие нравственные понятия не доступны детям. Вместе с тем, в процессе труда, у них могут быть выработаны такие положительные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для их дальнейшей социальной адаптации.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам