Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Список использованной литературы

Даминова Гульнур Фасхутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №70
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 20.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены

направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное

развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего

мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале,

пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений

осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о

внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе,

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической

деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном

возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные

способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства,

зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы

исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с

«живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений

действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия

(отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на

органы чувств). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности

современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие

успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие

отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются такие

Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные

педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития

дошкольника с учетом современной ситуации обновления дошкольного образования.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную

деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство

восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов,

необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития

восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру

обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Кроме восприятия цвета, формы и величины, манипулирование с предметами приводит к

открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость

или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Для чувственного познания этих свойств важно

обогащать сенсорный опыт ребенка, предлагая ему самые разные игрушки – твердые и мягкие,

наполненные крупой или горохом, шуршащие или звенящие, круглые и плоские. Такими

предметами могут быть не только игрушки, но и разного рода домашняя утварь: крышки от

кастрюль, миски, скалки, ложки и пр. Малыш может засовывать разные предметы в кастрюлю,

примерять крышки разного размера, стучать ложкой по столу. Таким образом кроха развивает

свое восприятие и начинает понимать, что разные предметы устроены по-разному и требуют

разных способов действия. Однако, все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он

действует – как только прекращается действие, исчезает и «знание». Поэтому он готов вновь и

вновь возвращаться к этим занятиям.

Занятия рисованием и другими видами творчества также помогают сенсорному развитию,

формированию речи ребенка, расширяют его кругозор, учат навыкам игры. Поэтому, чем раньше

ребенка познакомить с разными видами творчества, тем интенсивнее будет их влияние на общее

развитие малыша.

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и

несколько медленнее, чем на первом году жизни. Самый главный навык, который начинает

формироваться у ребенка на втором году жизни это, конечно же, речь. В этот период ребенку

важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Развивая

пальчики малыша, мы развиваем его речь. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки,

стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

Основным видом деятельности ребенка второго года жизни является предметная деятельность, в

процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его

сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики,

мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы,

строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и

закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать

кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую. Показывайте ребенку, как

пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окружающее: различает, сравнивает,

устанавливает сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по

образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать кубик требуемого

цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то

связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что

затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, и решать их следует

путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного

развития с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.

Сенсорное воспитание ребёнка означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей

сенсорных процессов. Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной

деятельностью и решать следующие задачи:

1. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к

сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать

его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет,

2. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить,

3. Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево,

стекло, металл). Дать понятия об их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется;

бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).

4. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие качества, свойства предметов и

действия с ними. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и

правильное соединение чувственного опыта со словом, формирование плана представлений.

5. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию

сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).

6. Организовать включение сенсорного опыта в деятельность ребенка (предметную,

продуктивную, трудовую). При этом главное внимание должно быть уделено тому, чтобы

активизировать восприятие, обеспечить реализацию чувственного опыта.

7. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в

соответствии с назначением и их свойствами

Список литературы:

Волосова Е.Б., Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие.

/Методическое пособие./ М.: Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003г.

Демина Е.С., Казюк Н.В. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. / Учебно-

методическое пособие. / М.: Творческий центр «Сфера», 2006г.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Учебно-

методическое пособие./ М.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. / Развитие восприятия цвета, формы и

величины у детей от рождения до трех лет./ М.: Мозайка-Синтез, 2003г.

Пилюгина Э.Г., Година Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. /

Книга для воспитателя детского сада. / М.

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Первые Шаги. / Программа воспитания и

развития детей раннего возраста. / М.: Мозайка-Синтез, 2007г.

Теплюк С.Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. /Программа и

Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. – 2006. - №12. – С.32.

Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан.– Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.

Заключение

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте - обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.

Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.

Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева и др.). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Литература

Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С.34-39.

Важова С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе //Воспитатель

ДОУ 2008г №11 С.51-59.

Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ, 2007, 322с.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. - М., 2008,269с.

Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. - М., 2007, 437с.

Ивакина Г.А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С.105-111

Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.3-е изд.испр.и доп. - М., 2008, 184с.

Ковалева Л.А. Предметно-развивающая среда в яслях //Воспитатель

ДОУ 2008г №1 С.24-28.

Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. - М., 2008. - №11, С.28-32.

Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори - группе// Дошкольное воспитание. - М., 2007, 160с.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч. пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.». /Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др./ Под ред. Т.С. Комаровой, 4-е изд., доп. раб. - М.,2007, 154с.

Нечаева И.Ю.Система сенсорного развития детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С.58-70.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - М., 2008, 259с.

Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2008, 358с.

Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т.Н. Дороновой и Т.И. Ерофеевой 2010г, 311с.

Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. - М.: «Учебная литература», 2007, 243с.

Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр « Академия». - М., 2009, 365с.

Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. - М., 2006. - №10, С48-50.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006, 461с.

Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., 2008, 371с.

Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2009, 249с.

Учитывая содержание его деятельности. Список использованной литературы Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга-низации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1988. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно от-сталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошко-льных учреждений. – М., 1993. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. – М., 1998. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.2-е изд.испр.и доп. – М., 2001. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. – М., 2000. - №11. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе// Дошкольное воспитание. – М., 1998. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Учеб. пособие для уч. пед. учлилищ по спец. 03.08 «Дошк. восп.». /Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др./ Под ред. Т.С. Комаровой, 3-е изд., доп. раб. – М.: Просвещение, 1991. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2001. Психология ощущений и восприятия: Учеб. пос. для вузов/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЧеРо, 2002. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр « Академия». – М., 2003. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. – М., 2002. - №10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., 2001. Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М.

4. Значительное отставание от возрастной нормы:

В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.


Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Необходимо выделить условия планирования и индивидуальной работы с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Необходимо учитывать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Проведение игр и упражнений должен предусматривать учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Заключение

В результате исследования, было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре. Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек. Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Список использованной литературы

1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга­низации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.

2. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006.

3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.

4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1988.

5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

6. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно от­сталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошко­льных учреждений. – М., 1993.

7. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Козлова С.А., Куликова Т.А./ Издательский центр Академия. – М., 1998.

8. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.2-е изд.испр.и доп. – М., 2001.

9. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание. – М., 2000. - №11.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры

«Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека».

Б.Г. Ананьев.

Аннотация: Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.

Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка способностей к чувственному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития;

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Развивает наблюдательность, воображение, внимание;

Готовит к реальной жизни;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра. Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З.И. Тихеева, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина и др.,

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением. Дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.

Возможность обучать детей посредством активной, интересной для них деятельности,- вот отличительная особенность дидактической игры.

Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, ставятся и решаются следующие задачи:

Формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

Воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Эти задачи также решаются в создании игровой среды.

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми.

Поэтому, организовать жизнь детей в группе необходимо так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Потребуется немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна и служит интересам и потребностям ребенка.

Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, нужно учитывать требования ФГОС, отображая её во всех центрах группы, стараться сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить период пребывания детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка.

Центр сенсорного развития является одним из самых любимых центров детей. В нём должны быть собраны дидактические игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

В процессе создания сенсорной зоны необходимо отдавать предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх стремиться заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателей.

Вся работа должна вестись совместно с родителями. Родители – это первые помощники в работе воспитателя. Для можно организовать консультации, семинары – практикумы, где родителей познакомить с приёмами ознакомления детей с сенсорными эталонами.

Вся работа должна быть направлена на заинтересованность родителей. Очень много пособий, игр, тренажеров можно изготовить только благодаря помощи родителей.

Организация игр

Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой, состоящей из 2-3 детей.

Подборка игр разнообразна в зависимости:

Цель игры

Наименование игры

Игры для развития зрительного восприятия (цвет, форма, размер)

«Большой и маленький»

«Найди такой же….»

«Украсим платочек»

«Цветные варежки»

«Спрячем в домике»

«Найди такой же…»

Игры для слухового восприятия

«Постучим - погремим»

«Кто как кричит?»

«Где звенит?»

Игры для развития тактильного и осязательного восприятия

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь»

«Узнай фигуру»

«Пересыпалочки»

Игры для развития мелкой моторики

«Накорми Цыпленка»

«Бусы для куклы»

«Цветная мозаика»

«Прищепки»

«Достань колечко»

«Бизиборд»-развивающая доска включающая различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

Игры для развития обонятельного восприятия

«Угадай, что это?»

«Чем пахнет?»

«Овощи и фрукты»

«Коробочки с запахом»

В группе должно быть собрано много материала на развитие тактильных ощущений. необходимо использовать большое количество природного материала: шишки, желуди, фасоль, горох и многое другое.

Играя с крупой разного размера, трогая и пересыпая её, у детей развивается тактильное восприятие, они получают хороший массаж. Для этого в таз нужно насыпать пшено, фасоль, поместить в него различные по форме и величине предметы, предложить найти предмет на ощупь.

Чувство вкуса и запаха развивается во время еды, когда дети непосредственно обоняют запахи, а также с помощью баночек с различными запахами.

Для развития слуха – звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики.

Для развития зрения – цветные таблички, сортировка бусин по цвету, шариков и так далее.

Самое главное, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, у детей появляются такие качества, как интерес и любознательность. У них вырабатывается активность, сдержанность, целеустремленность, а достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Список, используемой литературы:

1. Новоселова, Л.С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Пособие для воспитателя детского сада. - 4с.

2. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - 3с.

3. Бабаева Т.И., Крулехт М.В., Михайлова З.А. Младший дошкольник в детском саду. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 год.

4. Зворыгина Е.В., Карпинская Н.С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985 год.

5. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007, 322 с.


Что еще почитать