Чем ребенок отличается от взрослого? Чем взрослый отличается от ребенка

Каждый ребенок мечтает поскорее вырасти, а каждый взрослый иногда мечтает вернуться в детство. Ведь только повзрослев, мы начинаем осознавать, насколько прекрасным было время нашего детства, насколько беззаботными и свободными бывают дети. Так в чем разница между детством и взрослой жизнью? Чем взрослый отличается от ребенка? Какие понятия и ощущения ребенка становятся недоступны взрослому человеку? Давайте разберемся.

Главные отличия детей и взрослых

Все главные отличия между взрослым человеком и ребенком условно можно разделить на физические, психологические и социальные.

  1. В отличие от ребенка взрослый человек развит физически и половозрел (способен к размножению). Он массивен, имеет все развитые органы и не растет.
  2. Взрослые люди о реальной жизни знают гораздо больше, чем дети. Кроме того, они обладают и профессиональными знаниями.
  3. Взрослые человек несет ответственность не только за себя, но и за других людей. У ребенка степень ответственности только формируется.
  4. Взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества.
  5. Взрослый человек вполне самостоятелен. Он может принимать решения и менять свой образ жизни. Ребенок такой самостоятельности лишен - во много он зависит от взрослых.
  6. Взрослый умеет управлять эмоциями и в состоянии держать под контролем свое настроение.

Ученые не перестают спорить том, где проходит граница между детством и взрослой жизнью. И все же многие сходятся во мнении, что взрослая жизнь начинается с момента обретения независимости от родителей или опекунов и возможности вести самостоятельно выбранный образ жизни.

Особенности детской психики

О том, что важно для детей и что вызывает их заинтересованность, мы писали в статье . А вот что мы теряем, взрослея? Новизна восприятия мира и искренняя вера в чудеса и сказки. Пожалуй, это то, на что способен каждый ребенок и уже не способно большинство взрослых. Дети открыты миру, и в этом и выражаются особенности детской психики. А то, какими вырастут дети, зависит от взрослых.

Еще больше статей на эту и другие темы вы найдете в разделе .

Демографический состав трудовых ресурсов постоянно меняется, а вместе с тем значительно усиливается конкуренция за рабочее место, теперь организации требуют гораздо большего от своих сотрудников. Именно потому, умение эффективно обучать взрослых набирает все большей популярности. Процесс развития и обучения персонала не может быть пассивным и статичным, а наоборот, должен быть активным и изменчивым. Цель обучения взрослых - рост профессионализма, а также постоянное совершенствование всей организации.

На сегодняшний день проводиться большое количество масштабных дискуссий относительно подобного обучения и его важной роли в организационной стратегии. Однако, для того, чтобы подготовить эффективный конструктивный план, необходимо ответить на один, казалось бы, несложный вопрос – что мы об этом всем знаем?

Учеба, практика, активность

Обучение взрослых подразумевает то, что человек принимает участие в разнообразных программах развития и обучения. По всей видимости, развитие и рост академического предложения является продуктом профессиональных и социальных факторов, требующих особой производительности в различных сферах экспертного знания. Принимая во внимание быстрые темпы развития соответствующих технологий, а также различия между культурными нормами поколений, необходимость обучения взрослых становится просто очевидной.

Наилучшим образом обучение взрослых, как профессию характеризирует факт все более частого приема на работу руководством компаний специалистов в этой сфере. Они имеют все необходимое (знание, мастерство) для того, чтобы передавать свои знания соответственно с определенными поведенческими целями.

Обучение взрослых, как прикладная дисциплина активно развивается, что обусловлено появлением новых отделов и филиалов различных организаций. А это, безусловно, требует внедрения и распространения необходимых базовых практик.

Как сфера деятельности, обучение взрослых – это учебные и тренинговые сессии, которые рассчитаны на взрослых учащихся, а также то, с какой целью и как они обучаются. Термин «андрагогика» наиболее точно отображает учебную и образовательную активность взрослых. Задания андрагогики - разработка учебных стратегий для эффективного обучения взрослых, а также изучение процессов, напрямую связанных с тем, как взрослые учатся, и что движет ними. Важную роль в обучении взрослых играет взаимодействие между преподавателем и учащимися, а также уровень учебной активности. Обучение взрослых помогает удовлетворить потребности сотрудников, потому ему необходимо уделять достаточно внимания, внося в число приоритетов.

Желание взрослых учиться

Очень редко дети в школах самостоятельно ищут возможность учиться. Безусловно, они перенимают что-то у преподавателей, которые еще и объясняют, что необходимо выучить. Относительно взрослых дело обстоит иначе. Несмотря на то, что для взрослых обучаться необходимо под давлением общества, культурного влияния или же по требованию руководителей, все же в процессе учебы у них самих возникает интерес к обучению. По мнению Малколма Ноулз (Malcolm Knowles), основное отличие обучения взрослых и детей кроется в том, что первые склонны к самостоятельности. Естественно, мало кто из взрослых становится фанатом обучения автоматически, но, в целом, желание учиться им присуще.

Каждый взрослый имеет свои индивидуальные цели для учебы. Представьте, что специалист по обучению Боб занимается разработкой учебной программы, которую готовится представить потенциальным участникам. Он четко понимает, для чего необходима та или иная форма учебной активности, по какой причине люди придут к нему на занятия, и как будет проходить проверка. Задав поведенческие цели, он все это должен учитывать, но ведь у обучаемых взрослых свои представления о целях. И для них важно – пригодиться ли подобная учеба в работе? Для чего им это нужно? А преподавателю, как специалисту, необходимо иметь ответы на все эти вопросы. Причем они должны быть адекватными и осмысленными.

Каждый взрослый желает, чтобы обучение пригодилось ему в практической деятельности. У детей все по-другому – записав в тетрадь задание, выполнив его дома и удачно сдав тестирование, они выбрасывают с головы полученные знания, освобождая место для новой информации. Естественно, дети даже не задумываются о том, нужны ли им эти знания в будущей жизни или нет. Как же это происходит у взрослых? В отличие от ребенка, взрослый человек всегда выбирает сам, чему необходимо учиться. Да, иногда ему нужно учиться, выполняя чьи–то требования, но и в этой ситуации человек самостоятельно выбирают делать это по-настоящему или просто создавать видимость. Потому специалисту по обучению необходимо всегда указывать на важность полученных знаний для практической деятельности. А важным может быть только то, что действительно полезно.

Взрослые люди, в отличие от детей, уже имеют определенный жизненный опыт. К примеру, услышав поучение отца, как необходимо переходить через дорогу, ребенок запомнит это на всю жизнь. Или в ответ на инструкции мамы, как правильно тратить деньги, девочка кивает и полностью соглашается с ней. Это происходит по той причине, что дети никогда раньше не выполняли подобных действий, потому слова родителей, учитывая их богатый опыт, становятся для малышей авторитетными. У взрослых все обстоит совершенно по-другому. Ведь каждый из них прекрасно знает, как тратить деньги, он видел аварии и потому, наверняка, понимает, как правильно переходить дорогу. Все слова взрослые воспринимают через призму собственных знаний, о чем должен всегда помнить специалист по их обучению.

Существует такое понятие, как «личный учебный стиль», которое определяет, каким образом человек может обучаться наиболее эффективно. Стили бывают разные - визуальный, аудиальный, кинестетический, потому преподаватель просто обязан учитывать их в работе с людьми. Соответственно к различным стилям учащихся и методы работы необходимо выбирать разные, искренне заботясь о потребностях учеников. Неспособность учитывать различия между стилями может погубить даже отличную инициативу учащегося, сделав занятия скучными и неинтересными. Для эффективной работы специалист должен начать с правильного определения своего стиля, что является неотъемлемой частью его образования.

Убеждения, намерения, действия

Сам специалист по обучению является началом ответственного подхода к обучению взрослых. Слепое следование плану или обещание хорошо работать еще не является ответственностью. Ответственность представляет собой те обязательства, которые имеет преподаватель перед взрослыми учениками. В своей работе ему необходимо учитывать их особые потребности и антипатии. Проделывая всю подготовку, специалисту необходимо создать максимальные возможности для осмысленного и полезного обучения. Он должен четко понимать, что берет на себя большую ответственность, потому обязан всеми способами пробуждать интерес своих взрослых учеников. Настоящий специалист должен искренне стремиться к этому и понимать значение 3 необходимых элементов своих обязательств, таких как: убеждения, намерения и действия.

Наиболее стабильным, но наименее гибким аспектом специалиста по обучению являются убеждения, которые основаны на теориях обучения и отображают философию, которой он придерживается. Они отвечают на такие вопросы:

  • Каким образом определить, на что необходимо обратить наибольшее количество внимания? И почему на это, а не на что-либо другое?
  • Мое мнение об обучении взрослых? Наиболее важные для меня аспекты в обучении?
  • Каковы признаки качественного обучения?

Именно убеждения движут специалистом, и во многом определяет его подход к обучаемым взрослым. Некоторых людей убеждения побуждают к помощи бедным и обездоленным, а специалиста убеждения обязывают делать процесс обучения еще более полезным и увлекательным.

Намерения отображают цель, обязанности, а также решимость для их выполнения – относительно контента, учащихся и личных идеалов. Намерения отвечают на такие вопросы:

  • К каким достижениям я стремлюсь?
  • В чем заключаются образовательные цели организации?
  • В чем заключается моя роль в учебном процессе?

Крайне важно для лидеров обучения отличать цели от намерений. Цели отображают конечный результат, а намерения – направление движения специалиста. Намерений можно придерживаться в различной степени, а существование целей не зависит от личного отношения специалиста. В основе целей лежат поведенческие изменения, а намерения построены на ценностях специалиста и на его ответственности.

Действия представляют собой техники и рутины, которые используются для привлечения интереса учащихся. Другими словами - обучение в движении. Действия дают ответ на следующие вопросы:

  • Какие именно рутины я использую для того, чтобы начать и завершить процесс учебы?
  • Какие способы используются мной для привлечения внимания аудитории?
  • Какие техники я применяю в учебных программах?

Взрослые люди очень активны в обучении. Зачастую они требуют различной стимуляции, чего можно достигнуть, смещая фокус попеременно на различные сферы, а также, чередуя между собой те или иные учебные техники и виды активности. Учебная активность взрослых просто обязана быть разнообразной, для того, чтобы не разочаровать их и завладеть вниманием.

Для обучения взрослых также применима теория айсберга. Здесь вершиной айсберга, мелким, но очень важным элементом, который лучше всего виден учащимся, являются действия. Однако основную часть любого обучения составляют убеждения и намерения специалиста. В том случае, если действия, убеждения и намерения специалиста согласованы между собой, то у действий, которые и составляют обучение взрослых, будет гораздо больше шансов для успеха.

На сегодняшний день трудовые ресурсы переживают огромные изменения, меняются траектория движения и ожидания. Теперь люди существенно отличаются друг от друга. Именно по этой причине от специалистов обучения взрослых ожидают гораздо большего. Парадигмы, которых придерживаются компании, становятся другими – а это значит, что специалисты обязаны переосмыслить свою работу. Скорее всего, дискуссии, которые связаны с обучением взрослых и его влиянием на результативность бизнеса будут и в будущем, однако их характер будет совершенно иным. Обучение взрослых будет успешным до тех пор, пока специалисты будут следовать базовой системе ценностей. А мы всегда должны быть готовыми остановиться, сделать шаг назад и задать себе вопрос – что же мы знаем о подобном обучении?

  • Обучение, Развитие, Управление талантами

Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.

Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «русичка», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»...

Молодежная субкультура это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).

Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы . В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примерыхиппи, панки, рокеры, металлисты.

Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.

Виды субкультур

Альтернативщики - образовались в первой половине 90-х годов . В нее вошли представители рэперов, металлистов и панков . Из всех молодежных музыкальных направлений, они выделяются дружелюбием, к представителям любых субкультур. В отличие от всех музыкальных движений, Альтернатива объединила в себе сразу несколько стилей, что позволило создать полностью обособленную субкультуру. За основу, был взят стиль HardCore , позже были задействованы Grunge и Индастриал .

Ближе к рубежу 2000 года, новый стиль попал в течение мейнстрим и стал массово распространяться по всему миру. Огромный толчок в развитии его популярности, оказали такие группы как: Linkin Park, Korn, Limp Bizkit.

Внешний вид Альтернативщиков сразу бросается в глаза, те. Их легко отличить от представителей других субкультур. Они носят широкую одежду и пирсинг. Особой идеологии у этой субкультуры не было, все упиралось в музыкальный эксперимент, который кардинально переломил развитие мировой музыки.

Анимешники - произошло от японских сериалов Аниме , которые стали масштабно сниматься в ХХ веке. Последователей и приверженцев легко определить по ярким вещам, символике. Как правило, Анимешники не скрывают этого, а наоборот выставляют на показ. Что касается идеологии и философии, то в рамках данной субкультуры, она полностью отсутствует. Данное движение хорошо развито в крупных городах, что нельзя сказать о населенных пунктах с небольшой численности людей.

Из всех существующих, современных молодежных субкультур, имена эта является самой безобидной, не несущей никакой опасности, как для общества, так и для своих последователей. Основное, чем занимаются Анимешники – это просмотр Аниме в большом количестве и обсуждении его в своем круге.

Байкеры - субкультура уходит далеко корням примерно в 60-70-е ода именно тогда начало формироваться это направление. Составляющие этого класса, как правило, мужчины от 30 лет, которые не представляют себе жизнь без следующих вещей: мотоцикла, пива и рок музыки . Все эти три элемента, неразрывно связаны между собой.

Отличительными чертами байкеров является от других видов субкультур – это мотоцикл, длинные волосы, кожа, борода и пивной живот. Как правило, они ездят группами, редко их моно встретить по одному. Каждый уважающий себя байкер состоит в клубе. Определить в каком именно можно по нашивках на его одежде. Это главный знак, как выделяют себя представители этого класса друг от друга.

От других представителей различных субкультур, их отличает более мене спокойный характер (относительно), они первыми не ввязываются в драки, живут сами по себе, но если тронуть мотоциклиста, состоящим в байкерском клубе, ничего хорошего и этого не выйдет.

Сегодня к байкерскому движению добавились еще и скутеры . На них, как правило, ездят только молодое поколение, не имеющие денег для покупку хорошего мотоцикла. Сейчас их уже принимают в клубы, более того, существует отдельное движение в отдельно взятых клубах.

Ванильные девушки или Ванильки - это новая субкультура, которая зародилась совсем недавно (по сравнению со всеми молодежными субкультурами, всего несколько лет назад). Причем это направление охватило, исключительно девушек. Главной отличительной чертой от других молодежных движений - это постоянное ношение фотоаппарата , (по большому счету зеркального), во все места. Также такие девушки отличаются повышенной эмоциональностью и чувственностью. С помощью фотоаппарата, Ванильки передают свое эмоциональное настроение, причем это единственный способ, как они это могут сделать.

Гламур - является одной из самых молодых субкультур нашего времени. Она сформировалась на основе клубной жизни и светских вечеринок. Самая главная черта, который отличает Гламур от других субкультур – это беспрекословное следование последним модным течениям . На свой внешний вид тратятся огромные деньги. Что носят гламурщики? – это мировые бренды – Adidas, Guchi и другие. Причем попасть в эту субкультуру, может как женщина, так и мужчина. Для каждого пола предусмотрен свой собственный дресс код.

Гопники - субкультура возникла в последние годы существования СССР. По своей идеологии и поведению, крайне близки к хулиганам. От других молодежных субкультур, Гопники выделяются тюремным сленгом, повышенным насилием и низким уровнем IQ. Сам термин Гопник возник от слова «гоп стоп» - внезапного ограбления. Отношение к другим субкультурам, идет агрессивно настроенное, т.е. длинные волосы вызывают у гопника агрессию. Они носят спортивные костюмы и короткую стрижку .

Готы - как и любая современное течение молодежи берет свое начало из музыки. По своему внешнему виду они отличаются преобладанием (монотонным) черного цвета в одежде и косметики (если речь идет о девушках), а также символы, имеющие отношение к смерти – зубы, кресты, перевернутые кресты, пентаграммы, и так далее. За все время существования этой субкультуры Готы, ее приверженцы так и не выработали собственной идеологией, которой следует следовать. Единственное, что остается неизменным и вечным у представителей этого движения – мрачный вид и преобладание декаданса в настроении.

По сложившемся традициям, излюбленное место, где собираются люди придерживающие этой субкультуры – кладбища (городские, деревенские, загородные и т.д.).

Также после 2000 года, от субкультуры Готы, отделилась другая, более современная - Кибер Готы .

Гранжеры - одна их самых старых субкультур, они возникли под воздействием музыкального направления гранж , откуда собственно и выделились как обособленная культура примерно в 1990-1991 году . Ее родоначальники, группа Нирвана , которые смогли продвинуть не только свой стиль в массы, но и породить целое поколение, своих последователей. По внешнему виду Гранжеров легко отличить от представителей других субкультур, как привило, они одеваются как их кумир Курт Кобейн , т.е. клетчатая рубашка, кеды и длинные волосы - эти три элемента полностью формируют имидж и образ. Причем, предпочтение отдается изношенной одежде. Нередко такие вещи для формирования образа, стиля и имиджа покупаются в секонд хендах.

Они полностью безобидны для окружающих. Субкультура гранжеры отличается также своей консервативностью, нежеланием менять свои устои жизни, нормы, философию или систему ценностей. Что касается возраста, то тут нет ограничений. Среди гранжеров можно встретить как в 15 летнем возрасте (молодежь), так и полностью сформировавшихся и утвердившихся людей (за 25-30 лет). Как говорилось выше - это самое безопасное и не агрессивное социальное движение в наше время.

Граффитеры - появились от уличного художественного искусстваграффити , в конце 1960-х годов . В то время, это направление называлось современным авангардизмом. Позже из США граффити стало усиленно распространяться по всему миру. Как правило, в это движение вовлечена молодежь, т.е. довольно редко можно встретить взрослых людей с баллончиком с краской. Выбираются разные места для граффити. Граффитеры охотно рисую как на заброшенных зданиях, так и на вагонах метро, не редко таки произведения современных художников можно встретить и на центральных улицах крупных городов.

Кибер Готы - является самой молодой и самой развивающийся субкультурой. Ориентировочно, истоки зарождения приходятся на 1990-й год. Сами истоки были взяты именно из готического движения, но в короткий срок были полностью переориентированы. Как и большинство субкультур, Кибер Готы образовались из-за музыкальны направлений в частности стиля Noise, и Индастриал , которые радикально отличался от других существующих стилей того периода времени.

В качестве основных причесок используются: дреды, волосы окрашенные в разные цвета, не редко встречаются у представителей этого движения и ирокезы , но с субкультурой панк, они не имеют ничего общего. Цветовая гамма колеблется от зеленого, до черного , но преимущественно используются яркие. Слово Кибер , используется не просто так. Если внимательней всмотреться в их внешний вид, то можно увидеть микросхемы, задействованные как элемент дизайна одежды, т.е. собственного стиля.

Поскольку это самая современная субкультура, то страсть к компьютерам здесь рассматривается по умолчанию. 90% представителей данного неформального направления хорошо разбираются в компьютерных технологиях сегодняшнего дня.

Металлисты – субкультура образовалась в начале 1960-х годов . Это направлении было порождено музыкальным стилем металл , а если быть более точным, то стилем Heavy Metal . Термином металлисты, обознаются все приверженцы тяжелой рок музыки и всех разновидностей метала, начиная от классического Хеви Метала, заканчивая Треш Металлом другими более тяжелыми направлениям. От этой субкультуры, впоследствии отделилась еще одна – сатанисты , которое полностью обособилось и стало абсолютно независимым течением. Современные металлисты, впрочем, как и родоначальники направления, любят свободную жизнь, живя в свое удовольствие. В этих кругах общепринято распивать спиртные напитки и посещать тяжелые рок концерты, что касается наркотических веществ, то это такое не принимается, хотя существуют отдельно взятые случаи. Основная составляющая масса этой субкультуры – подростки, в возрасте от 16 до 20 лет, а также «олдовые» (старые) представители этого направления, нередко попадаются металлисты в возрасте 45 и более лет.

Из образа металлиста можно выделить следующие: кожаная одежда (преимущественно черного цвета), большое количество металла на теле (цепи, шипы, браслеты и т.д), большие ботинки, пирсинг (как правило в левом ухе), банданы . Из символики, часто встречаются черепа . Приверженцы этого направления ввели в обиход, самый популярный неформальный жест, под названием «Коза».

Нью-Эйдж - ее суть заключается в духовном самосовершенствовании. Здесь читают книги , и считается что чем выше интеллектуальный и духовный уровень человека , то тем выше его статус в рамках данной субкультуры. Отличия от обычных людей, кроются не только в этом, также дело коснулось религии. Стандартные религии, Ислам, Христианство или Буддизм ими полностью отвергаются. На основе мировых учений, каждый член Нью-Эйджа создает свое собственное течение, мешая учения мистических пороков с обрядами манизма, неоязычества или же оккультных течений.

Панки - как отдельная субкультура начала формироваться еще в 1930 году , в то время еще не существовало такое понятие, как рок музыка, однако именно тогда уже начали становиться образ жизни и внешний вид приверженцев данного направления. Место возникновение Панков (родина) – это Англия . Первыми панками были люди из бедных районов города Уэльса. Их развлечением были грабежи, хулиганим, драки, дебош . В то время, в этих кругах был в моде так называемый «Джаз черных». Что касается их идеологии, то практически все идеи и мировоззрение, сводится к обыкновенной анархии, т.е. существовании людей без законов и контроля государства.

Ирокезы – символ панк движения, кожаные куртки на голое тело или рванные майки, массовый пирсинг на лице и пренебрежение ванной и душем – все это отличительные черты данной субкультуры.

На рок концертах, Панки ведут себя агрессивно, устраивая Слэм , распивая спиртные напитки в больших количествах.

Педовки (или другое название ПеНдовки) - появилось совсем недавно, примерно в 2008 - 2009 году этот термин, плотно вошел в неформальные тусовки. Педовками называют девушек (как правило молодежного возраста до 20 лет, если быть боле еточным то от 12-17 лет - это пик возраста на который приводится волна этого молодежного движения). По своему внешнему виду, манере поведения они пытаются в себе совмещать «положительные» стороны разных субкультур, например готов, эмо, панков , и других. В частности они создают себе имидж гламурной девушки , стараясь своим внешним видом привлекать как можно больше внимания. Из всех субкультур молодежи, они являются одной из самых молодых и самых презираемых.

По внешнему виду из легко отличить от представителей других движений направлений, например они носят 12 месяцев в году современную скейтерскую обувь и одежду из специализированных магазинов (борд шопы), предпочтение отдается брендам типа Fallen . Руки обвешаны различными дешевыми браслетами, приобретенных в Макдональдзе, Евросети или Связном , а также большим обилием значков . Также рисование на собственном теле, черным маркером различных выражений или «картинок». Среди этого движения активно распространен пирсинг , причем прокалывается все, что только возможно.

Растаманы - субкультура образовалась примерно в 1920-х годах . Сама культура, начало свое распространение с территории Африки , позже охватив Карибский бассейн . Идеология строится вокруг культа конопли (канабиса), чрезмерного употребления этого природного продукта и прослушивания композиций, записанных в стиле Регги .

Внешний вид очень прост, но в тоже время очень бросок, т.е. обычные майки и изображением или символикой конопли , вручную связанных шапок или балахонов, дреды . Цветовая гамма в одежде, атрибутике и символике заключается в трех цветах: красным, желтым, зеленым . Не редко в волосы вплетаются разные предметы: шарики, нитки и так далее. Большинство Растаманов , носит длинные дреды , подчеркивая свое отношение к своей субкультуре. Смысл субкультуры расстаманов состоит в следующем: курить марихуану, расширять свое сознания, постигать жизненный смысл, не причинять зла другим, продвигать регги в массы.

Рейверы - субкультура представляет собой бесконечные ночные вечеринки , на которых выступают популярнейшие ди-джеи , а из динамиков издается электронная танцевальная музыка . Рейверы – субкультура тусовщиков . Источником молодежных приоритетов является танцевальная музыка, а образ их жизни берет свое начало у кумиров – музыкантов. «Рейв» переводится как массовая дискотека, на которой выступают ди-джеи.

Рокеры - субкультура появилась в 1960-м году на территории Англии . Изначально он применялся к молодежи, которая ездила на мотоциклах.

Имидж субкультуры рокеры отличается практичностью, в принципе он дошел до наших дней. Они носят косухи (кожаные куртки), украшенные различными нашивками, железными кнопками и другой атрибутикой. Из всех субкультур, рокеры выделяются добрым отношением к окружающим и полным отсутствием агрессии к представителям других молодежных направлений. Единственные отрицательные черты рокеров – это сильное пристрастие к наркотикам, алкоголю и накатину (сигаретам). В наше время, эта субкультура, практически перестала существовать, так как на смену пришли другие музыкальные направления и субкультуры, такие как альтернативщики и металлисты .

Рэперы - самая распространенная, из всех существующих молодежных направлений в России. Массовая мода, пришедшая с территории США, плотно закрепилась в нашей стране.

По внешнему виду, определить Рэперов довольно просто, на них одета одежда на несколько размеров больше, т.е. она просто свисает . В Рэп кругах принят пафос , т.е. чем пафосней человек, тем круче к нему относится его окружение. Современный рэп диктует правила и для своих последователей – основной акцент ставится на секс, насилие и крутизну.

Среди этого молодежного движения широко распространен баскетбол, битбокс, граффити, брейк данс и другие направления.

Скинхеды - являются одним из самых молодых направлений. Свое название они получили благодаря своему внешнему виду – лысой голосе (бритой). Причем первые последователи пошли не из фашисткой Германии , как принято сейчас утверждать. Оно стало активно зарождаться на территории Германии в 1960-го года . Скинхеды стали активно распространяться по всей территории земного шара, к 2000-му году, полностью захватив весь мир.

Отдельно следует упомянуть, что в целом субкультуры скинхедов направлена на сохранение нации , а современный политический строй пытается смешать все народы и нации. Это является основной причиной, почему скинхеды так упорно борются за чистоту крови своего народа. Свастика стала использоваться после эпохи Адольфа Гитлера , как символ движения своей идеологии. В начале 1980-х годов, представители этого движения, часто украшали свои тела татуировками в виде свастики.

Стиляги - считалась советским движением второй половины 40-х – 50- х годов. В это время на оживленных улицах городов можно было увидеть молодых людей одетых до неприличности в вызывающую одежду. Сторонники движения того времени отличались цинизмом в суждениях и безразличием к советским нормам поведения и морали.

Субкультура стиляги – это своеобразный протест против стандартных стереотипов поведения, однообразия в одежде и стиле . После двухдесятилетнего отчуждения СССР от запада, в 40-х годах «окно» в новый мир, наконец-то приоткрылось. Из Европы начали привозить модные журналы и джазовые пластинки, а в кинотеатрах показывали первые зарубежные фильмы. Поэтому и моделью поведения послевоенной молодежи стал контраст, отражающий «западный образ жизни» в кинокартинах.

О том, откуда поизошло новомодное в то время слово «стиляга» сейчас уже трудно понять. По одной из версий оно «родилось» на станицах популярного журнала «Крокодил» (1949 год). В нем фальетонисты так прозвали разодетых пижонов, «слушающих джаз и шатающихся по ресторанам». Уже через несколько лет слово «стиляги» вошло в обиход и, собственно, стало названием нового молодежного движения.

Сформированный к 50-м годам стиль значительно отличался от коммунистической идеологии. Мужчины носили узкие брюки (знаменитые «дудочки»), длинные двубортные пиджаки, яркие рубашки в сочетании с пестрыми галстуками, остроносые ботинки и темные очки . Для девушек было характерно: нашитые банты и преобладания большого количества побрякушек. Светлы костюмы дополнялись всевозможными аксессуарами (палками или поясами). Особое предпочтение отдавалось расцветки в клетку, горох или крупным полоскам.

Стрэйт-эйдж (sXe) - образовалась из субкультуры Панк , постепенно отделяясь как обособленное направление с течением временем. Сокращенно стрэйт-эдж, пишется и звучит, как sXe . Идеология этой молодежной субкультуры очень просто – явный, не скрытый призыв к здоровому образу жизни, отказ от мяса и алкоголя, т.е сохранение своего здоровья не только в физическом, но и духовном плане. Датой зарождения (формирования), принято считать 80-е годы .

«Еда вместо бомб », так трактовали себя последователи стрэйт-эдж до 2000 года, впрочем, после этого рубежа, их идеалы не слишком переменились, разве, что стало отдаваться другое музыкальное предпочтение, нежели обычный панк или хардкор.

Из одежды и символики, их выделяет от других представителей различных субкультур только Крест (Х) или использование сокращенной аббревиатуры (sXe ). Позже символика стала предметом татуировок.

Толкиенисты – направление появилось примерно в 1960 году , своей идеи, оно полностью обязано писателю Д. Толкиену . Первые истоки были сформированы на территории США. Как правило, все работы и движение Толкинистов являются научные и исследовательские работы, в котором изучаются зыки созданного фантастического мира, тонкости написания серии книг и спорные моменты в сюжетах, которые появились по мере написания. Именно от толкиенистов пошло новое направление – ролевики (ролевые игры, не путать с сексуальным термином). Они полностью имитировали своим внешним видом образ своего фантастического персонажа – орков, эльфов, хоббитов и других обитателей средиземноморья. Они полностью вживались в свой образ, причем порой до такой степени, что практически теряли с вязь с реальным миром.

Главной чертой, что отличает их от других субкультур – это пристрастие к литературе , причем это проявляется не только в чтении, но и в написании собственных книг , посвященной тематики своего легендарного писателя.

Треш модели - видит своей целью борьбу против гламура . Таким образом, треш девушки через свой внешний облик стремятся к тому, чтобы захламить модный сегодня гламурный стиль, создать на него ироничную и жесткую карикатуру . Для того, чтобы выделиться из толпы, молодежь этого течения сделает все возможное - будет сочетать абсолютно несочетаемые вещи: леопардовый принт с мультяшными футболками, кружево и милитари, клетку и полоску, стразы и шипы, жуткие черепа и милые цветочки, а еще бабочки, диадемы, анархическая и сатанинская символика...

Также широко и повсеместно применяются татуировки, пирсинг (в том числе, «тоннели » - широкие дырки в ушах и не только в них), «змеиный язык» . Помимо яркого макияжа, накладных ресниц, рисованных бровей (или их полного отсутствия) вызов гламурному миру треш моделями бросается посредством неровных асимметричных причесок (аля "я упала с самосвала..."). При этом, в цвете волос ярко выражено стремление переплюнуть радугу. Среди этого течения популярны как традиционные окрасы (кислотные розовый, фиолетовый, желтый, арктический белый) или перемешанные друг с другом, так и "хвост енота" и "хвост енота-экзота" (черно-белая или любая другая цветная полосатая шевелюра). Для полного хаоса к этому всему иногда добавляются дреды или афрокосички .

Излюбленным занятием у них является фотографировать себя самих с очень близкого расстояния, дабы показаться во всей шокирующей красоте. Главное правило треш движения - отсутствие всяких правил. Они не загоняют себя в рамки какой-то определенной субкультуры. Это, скорее, стиль жизни.

Фрики (Freak) – субкультура сформировалась в ХХ веке , на территории Северной Америки . До сих пор ее последователи придерживаются одной главной идеи – выделяться среди толпы окружающих людей. Для этого они используют не только одежду, но и используют другое поведение и философию. Сам термин Фрик, произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек . Каждый последователь этого направления создает свой собственный образ и ни в коем случае не придерживается общественных стандартов.

Нередко в эту субкультуру вступаю творческие люди музыканты, актеры, художники, писатели и другие предстатели творческих профессий .

Фанаты (или футбольные болельщики ) – субкультура была сформирована еще в начале 1930 годов , после того как Футбол стал популярной игрой по всему миру, численность последователей этого направления возросло в геометрической прогрессии. Так сложилась история, что каждый футбольный клуб имел свой собственный штат болельщиков, который поддерживал любимую команду на играх и турнирах. Главная черта, которая отличает эту субкультуру от других – это минимальный идеализм – футбольным болельщиком, может стать каждый человек , причем никаких существенных усилий от него не потребуется.

Особую активность, фанаты проявляют после крупных футбольных матчей, когда в ближайших районах стадиона, в прямом смысле разноситься практически все. Такое движение породило сеть пивных баров , ориентированных конкретно на ту или иную группировку. Впоследствии они стали неким подобие штаб квартиры и местом сбора постоянных фанатов.

Хакеры - является одной из самых молодых направлений нашего тысячелетия. Как правило, это люди (юноши и лица до 30 лет), которые виртуозно владеют компьютерами . По внешнему виду их трудно определить их на улице. Большинство из них предпочитают сидеть дома за компьютером, нежели проводить время в компании сверстников на улице или в развлекательных заведениях. В первую очередь, это те люди, которые могут взломать программы или целые сайты, они с легкость обходят любы защитные системы. Не стоит путать хакера с программистом . Эти два направлений существенно отличаются друг от друга, хотя имеют между собой много общего, чем может показаться на первый взгляд. Стоит сразу же сказать, что далеко не каждый программист, может быть Xaker’ом . Как правило далеко не все они раскрывают свои личности. В сети они прячутся за вымышленными и именами, называемыми Никами .

Хиппи – субкультура возникла на территории Америки в период 1960-х годов. В целом это было цельное молодежное движение белых людей. Главным ее отличием было отдельное понятие об обществе и социальных устоев. Также их отличало миротворческая позиция (пацифисты), они ненавидели ядерное оружие и любое силовое воздействие на людей . Параллельно от политического контекста, Хиппи сделали большой вклад в развитие малых религий, продвигая их в массы через свое движение . Более того, они оказали огромное развитие на распространение наркотиков в среде молодежи, мотивируя это как расширение сознания. Среди наркотических веществ, было общепринято употреблять марихуану (коноплю) и ЛСД, как правило, это делалось для медитаций. Внешним видом субкультура Хиппи выделялась свободными одеждами, большим количеством феничек на руках и длинными волосами.

Хипстеры - основной контингент приверженцев этого направления был взят из слушателей джазовой музыки . В дальнейшем сферы действия были расширены, включив себя стили инди , альтернативной музыки , кинокартин жанра арт-хаус и современной литературы. Возраст Хипстеров колеблется от 16-25 лет , в основном это представители среднего класса, которые ищут новые формы и способы, социального самовыражения.

На улице распознать таких людей довольно просто, на них надеты майки с принтами (массово распространенные в наше время) кеды, блокнот, зеркальная фотокамера, iPhone (или планшетный компьютер).

Они пассивны к политике, бунтам, протестам или другим способам молодежного самовыражения. Полная апатия ко всему социальному миру - это неизменная черта этой субкультурой прослойки. Они любят делать массу фотографий, выкладывая в большинстве случаев - в социальные сети, на общее обозрение. Они любят вести онлайн дневники, на таких популярных блогосервисах, как LiveJournal (ЖЖ), Блоги Мейл , Twitter .

Эмо мальчики – самые красивые представители мужской половины вреди всех приверженцев рока. Многих девушек привлекает яркие обтягивающие майки, рваные, скошенные набок челки и подведенные черной подводкой глаза. Сегодня уже не редкость встретить на улице эмо мальчика с накрашенными черным лаком ногтями. Чрезмерная аккуратность в одежде и ухоженный внешний вид (что довольно редко встречается среди обычных подростков) притягивает внимание девушек. Эмо мальчики, так же как девочки, ведут здоровый образ жизни . В настоящее время во всем мире достаточно много эмо групп . Многие завоевали любовь своих фанатов не только текстами песен, но и красотой голоса.

Материал взять с сайта http://cbs.omsk.muzkult.ru

Вопрос о ребенке как раз принадлежит к числу таких, где до сих пор мифология цветет пышным цветом. Любая мать, например, задумывается, откуда берутся у ее ребенка те или иные проявления. Типичные мифоло­гические ответы состоят, по существу, в преувеличении роли либо наследственности, либо среды. Приверженцы первой точки зрения полагают, что люди появляются на этой земле разными и в течение своей дальнейшей жизни не меняются. Для них ребенок уже с мо­мента появления на свет наделен определенными чертами харак­тера, умственными способностями и еще чем-то таким, что предо­пределяет его судьбу - удачей, жребием.

Вторая точка зрения состоит в том, что люди - их своеобра­зие - всецело определяются воздействием среды. Здесь имеются две различных возможности: 1) либо предполагается, что можно точно предусмотреть все воздействия и влияния среды, и тогда, по существу, это позиция Пигмалиона (или советского государства): дайте мне ребенка, и я сделаю из него все, что захочу; 2) либо признается, что влияния среды настолько многоразличны и много­численны, что с практической точки зрения бессмысленно даже пытаться что-нибудь предусмотреть или предсказать, и из ребенка может получиться все что угодно.

Придерживаться мифов просто и в силу этого приятно. Вопрос об ответственности за собственное поведение и поведение ребенка теряет всякое содержание: либо все определяют врожденные фак­торы, либо среда. Если врожденные факторы, то заниматься вос­питанием (или самовоспитанием) совершенно бесполезно, так как наследственность - то, с чем человек родился, - все равно свое возьмет. Если же все определяет среда, то либо я контролирую ее воздействия, и тогда все влияния среды очень существенны в плане формирования характера, либо пытаюсь учесть сочетание ее бес­численных факторов, что все равно бесполезно, и это снова помо­гает нам увильнуть от ответственности.

Отчасти содержание мифов можно проверить данными науки. Например, точно установлено (близнецовыми исследованиями и многими другими методами), что вклад врожденных факторов в показатель интеллекта (IQ - Intelligent quotient) равен приблизи­тельно 80%. Иными словами, показатель интеллекта, насколько можно сейчас об этом судить, целиком определяется наследствен­ностью и от среды не зависит. Но это, что важно, не значит, что в свойствах ребенка повторяются свойства родителей: совокуп­ность прирожденных свойств сложным образом зависит от наслед­ственных факторов, ребенок может быть вовсе не похож ни на од­ного из родителей. «Бывает, впечатлительный ребенок фантазиру­ет, что он в доме родителей - подкидыш. Да: тот, кто породил его, умер столетия назад» (Януш Корчак).

Показатель интеллекта показывает, насколько хорошо для свое­го возраста дети решают разные задачи. По мере того как дети ра­стут, возрастают и их способности к решению задач. Этот (несом­ненный) факт привел Альфреда Бине к идее «умственного возра­ста» и породил идею определять коэффициент интеллекта, однако его огромное значение не только в этом: столько раз говорилось о том, что все дети - гении, что мы не всегда держим в уме, что все-таки взрослые умнее детей, т.е. лучше решают задачи. Редко кто постоянно, независимо от возраста, прогрессирует в интеллек­туальных способностях, обычно старость все-таки приходит, и человек начинает хуже справляться с задачами, предъявляемыми жизнью, но все-таки на большом пространстве возраста от рожде­ния до зрелости человек умнеет, взрослеет, растет его личность, созревают чувства.

Само представление об уровне интеллекта опирается на тот факт, что умственные навыки связаны между собой: если человек обладает хорошей памятью, очень велика вероятность того, что у него большой словарный запас и он легко справляется с арифме­тикой. Так обычно и бывает: способный ребенок способен во всем. Правда, это не относится к так называемым творческим способ­ностям (креативности) - высокий показатель интеллекта служит только залогом того, что ребенок может хорошо учиться, будет ус­певать в средней и высшей школе. Коэффициент интеллекта (КИ), необходимый для того, чтобы успешно учиться в университете, составляет 120%; 100% КИ является нормой, а 140 и 80% встреча­ются довольно редко.

Другие измерения личности, если не претендовать на научную точность, можно в совокупности назвать характером. И вот здесь

разделить влияния наследственности и среды значительно труднее. Дело в том, что в нормальном случае среду ребенка образуют и определяют в основном его родители со всеми своими наследст­венно предопределенными особенностями, поэтому справедливо будет сказать, что в данном случае среда является продолжением наследственности. Разделить влияния среды и наследственности в этом - нормальном - случае не просто трудно, а невозможно.

Как уже говорилось (см. ч. 1, «Культура»), помимо наследствен­ности и среды нужно учитывать такой механизм передачи инфор­мации, как культурная преемственность. Напомним: если пере­метить всю популяцию зайцев в данной роще и пристально наблю­дать за ними, можно увидеть, что через 20 лет ни одного меченого зайца не останется в живых, а тем не менее нравы, обычаи, привычки зайцев останутся теми же. Культурная преемственность состоит в том, что новым (новорожденным) членам сообщества передаются культурные традиции.

Как сказал Эдвард Сепир, мы все участвуем в заговоре относи­тельно реальности: мы договорились понимать ее определенным образом. На самом деле это неточно: никто ни с кем договаривал­ся - дети в процессе своего развития постепенно приобщаются к определенному способу миропонимания, принятому в данном обществе. Если в обществе господствует, например, мифологичес­кий взгляд на мир, ребенок и вырастает в лоне этого взгляда. Свой особый мир, свой контекст бытия есть у каждого народа, у каждой семьи, у каждой школы.

В процессе складывания личности происходит привыкание к контексту данной гуманитарной системы - всех гуманитарных сис­тем, в деятельности которых участвует ребенок. Пресловутое «поче­му?» ребенка снова и снова напоминает нам, что очень многое в жизни для нас «само собой разумеется», а когда хочешь искренне ответить на детский вопрос, обнаруживаешь полную невозможность это сделать. Ты просто привык обращаться с предметами и явлениями «правильно», «конвенционально», «как все». Вопрос «Почему?» у ре­бенка может означать: что это такое? как это делают? и что это зна­чит? - и переводиться приблизительно так: научи меня обращаться с предметами и понятиями так, как это делают все люди, даже если не умеют об этом рассказать. Процесс приобщения к культуре пред­ставляет собой процесс привыкания к совместному с другими людь­ми употреблению понятий и обращению с предметами.

Ребенку приходится самому выстраивать контекст существова­ния в культуре, в различных ее подсистемах, и этим его положение

в корне отличается от позиции взрослого, который просто уже выстроил этот контекст, а выстроив, перевел его в подсознание и потерял от него ключи. Никто не помнит, как это дьявольски труд­но завязывать шнурки, чистить зубы, читать и писать, платить деньги, понимать фильмы и музыку. В каких еще подсистемах социума мы должны действовать, не задумываясь о заговоре, в котором мы все принимаем участие? Неосознаваемый контекст бытия, будучи осво­енным, принимается нами как должное, мы привыкаем его исполь­зовать, не задумываясь о его существовании.

Жить вместе с другими, совместно с другими - это быть спо­собным понимать некоторые простые вещи, которые совершенно не требуют объяснения, но при попытке сделать это взрослый рас­терянно останавливается, как перед внезапно возникшей стеной. Это порою странно обнаруживать: ты понимаешь окружающую те­бя реальность совершенно определенным образом, но не отдаешь себе в этом отчета; ты уверен, что и другие разделяют твою уве­ренность в том, что все люди понимают эту реальность одинаково. И так оно и есть, но только в пределах того сообщества, которое сложилось в данное время и в данном месте.

Например, дзэн-буддизм - это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории совре­менной западной мысли. Это не религия и не философия, не пси­хология и не наука, это образец того, что в Индии и Китае назы­вают «путь освобождения». Западная мысль становится в тупик при попытках описать этот феномен - путь освобождения не подда­ется положительному определению, его можно описать лишь кос­венно, указав, чем он не является.

Слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания. Ребенок осваивает не только сам язык, но те особенности мышления, которые с помощью языка выражаются. Знаменитый чаньский вопрос: «Куда девается кулак, когда я разжимаю пальцы?» - подразумевает для европейца, что объект (кулак) существовал, а потом куда-то делся. В китайском же языке многие слова являются одновременно и гла­голами, и существительными, так что человеку, мыслящему по-ки­тайски, нетрудно понять, что он никуда не делся, для него предметы являются также действиями (сжимание и разжимание кулака), и наш мир - совокупность скорее процессов, чем сущностей.

Кроме языка, ребенок должен воспринять многие другие раз­новидности кодов. Нам трудно общаться друг с другом, если мы не можем идентифицировать себя в терминах ролей - отец, учи-

тель, рабочий, художник, «славный парень», спортсмен и т.д. В той степени, в какой мы идентифицируем себя с этими стереотипами и связанными с ними правилами поведения, мы и сами ощущаем, что на самом деле чем-то являемся.

Воспитание представляет собою процесс, в результате которого человек становится способен играть эти социальные роли, отожде­ствлять себя с одним или несколькими сообществами, осваивает коды, при помощи которых данное сообщество выражает свое миропонимание. «Что такое ребенок?» «Чем, собственно говоря, ребенок отличается от взрослого?» Вот чем - естественной (пото­му что все через это проходят) недееспособностью. Он не умеет, не знает, а потому и не может того, что может взрослый, и пока и поскольку это так, он является ребенком. Он станет взрослым, когда у него появится неявный контекст бытия.

Процессом подготовки подростка к становлению взрослым называют взрослением. Этот этап жизни считается одним из самых важных для каждого человека.

Взросление

Стоит отметить, что взросление является процессом прогрессивного изменения, который происходит с течением времени. И этот процесс не зависит от неожиданных социальных изменений и личных желаний человека. Если рассматривать процесс взросления с физиологической точки зрения, то этот процесс необратим и прогрессивен.

В возрасте 15-16 лет мальчики и девочки становятся юношами и девушками. Во многом это обусловлено яркими физиологическими изменениями : активное физическое развитие, половое созревание и сексуальное влечение. Но лишь одна из частей многогранного процесса взросления. Юноши и девушки в таком возрасте не могут полноценно выступать в роли взрослого человека, они лишь учатся понимать жизнь и вести себя естественно в мире взрослых. Но главное то, что они осознают, что скоро превратятся во взрослых людей.

Сложности вхождения в мир взрослых

Когда подросток готовится к вхождению во взрослый мир, он испытывает множество противоречий и сталкивается со многими сложностями. Прежде всего, подобные сложности связаны с многочисленными нормами , правилами и ценностями , которые сопровождают взрослого развитого человека.

Тогда подростку приходится искать наиболее адекватную форму общения, так как его контакты со внешним миром значительно расширяются и трансформируются. В первую очередь, это связано с окончанием школы, поступлением в высшее учебное заведение или колледж, со сменой круга общения. Подростки ощущают нормативность взрослых и пытаются разобраться с теми правилами, которые присущи миру взрослых.

Это - сложный и неоднозначный процесс, ведь многое зависит от того, в какой среде рос человек и какие у него отношения с членами семьи и со сверстниками. Но именно в этот период у подростка, готовящегося стать взрослым, формируется индивидуальный стиль социализации , который помогает ему адаптироваться в мире взрослых.

Также сложность состоит в том, что сам период подросткового возраста приносит человеку много открытий и новых представлений о жизни и о ценностях. Но если подростковый период проходил тяжело и был связан с повышенным напряжением, то и процесс вхождения во взрослую жизнь может оказаться весьма непростым.

Отличие взрослых от подростков

Чем же подросток отличается от взрослого человека? На первый взгляд, отличий не так уж много, подросток, как и взрослый, обладает определенными физиологическими потребностями, обладает сознанием, интересами и ценностями. Но все же восприятие жизни подростка и восприятие взрослого значительно отличаются друг от друга.

Зачастую подростки не могут разобраться в себе и определить свои внутренние проблемы, им приходится принимать свою природу, тогда как взрослый человек уже прошел этот жизненный этап. Это касается и личных интересов, целей по жизни и круга общения. Здесь главное отличие заключается в том, что подростки хотят думать, что они знают жизнь, а взрослые уже активное ее познают.

Подросток склонен к переменчивому настроению, неустойчивости и неумению выбирать правильные жизненные ориентиры. Взрослый же человек поступает более рационально, у него у же есть сформированная система ценностей и определенные принципы, которым он добровольно согласен следовать.

Что еще почитать