План воспитательной работы в средней группе. Игровая деятельность и индивидуальная работа. Сущность и цели планирования в ДОУ

Работу воспитателя детского сада нельзя представить без чёткого плана. Только заранее распределив все виды деятельности согласно физиологическим и психологическим особенностям детей, с учётом санитарных требований к организации каждого режимного момента, педагог может быть полностью уверен, что его рабочий день пройдёт с пользой для малышей. В средней группе, когда воспитанники входят в возраст почемучек и непосед, требуется уделить особое внимание их интеллектуальному и физическому развитию. Поможет в этой нелёгкой задаче перспективное и ежедневное планирование.

Сущность и цели планирования в ДОУ

Планирование образовательной и воспитательной работы с детьми является необходимой и очень важной частью работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В свете новых требований к образованию и воспитатели, и руководство детских садов ищут новые виды и формы планирования, которые помогли бы достичь в первую очередь таких целей:

Планирование - это заблаговременное, предварительное продумывание последовательности работы, «выстраивание» модели взаимодействия педагога с детьми и детей друг с другом в течение определённого временного отрезка.

Планирование необходимо как начинающим, так и опытным педагогам. Оно помогает оптимально распределить нагрузку на детей, охватить все предусмотренные программой явления и объекты окружающего мира, природы, социума, избежать ненужных повторов и внести в образовательный процесс элементы развлечений и разгрузочные моменты так, чтобы они не навредили, а помогли основной деятельности.

Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда.

Брайан Трейси, бизнесмен

Достижению этих целей помогает чёткая, оправдывающая себя на практике структура планирования работы в дошкольном учреждении. Основой её является основная программа годовой план ДОУ, который разрабатывается и утверждается администрацией перед началом учебного года. Воспитатели групп составляют перспективные и ежедневные планы.

Если отношения между воспитателем и детьми тёплые и доверительные, все запланированные виды работы пройдут максимально удачно

Основные требования к планам работы в средней группе ДОУ

И перспективные, и ежедневные планы, которые составляют воспитатели групп, опираются на ФГОС, годовой план образовательного учреждения, основную программу ДОУ, СанПин. Это позволяет соблюдать единство требований и путей их воплощения. В частности, к планированию детской деятельности ставят такие требования:

  • Реальность, осуществимость. Составляя план работы, педагог должен знать, имеются ли в наличии материалы и оборудование для неё, позволит ли предметно-развивающая среда в полноценно провести запланированный режимный момент, занятие и т. д.
  • Научность, достоверность. Дети средней группы способны усвоить простые научные факты, интересную познавательную информацию, подаваемую не только в игровой форме, но и в виде короткого рассказа, устной заметки. Это обусловлено стремительным развитием процессов мышления. Все данные, которые педагог сообщает малышам, должны основываться на научном материале, если только это не сказка и не игра. К примеру, в детских книгах часто можно видеть изображения ежа с яблоками и грибами на спинке. Воспитатель может сообщить детям. что ёжик ест не только грибы и яблоки, его любимая еда: жуки, червячки. Но и фруктами, грибами лесные ежи тоже могут лакомиться.
  • Осуществление триединой задачи педагогики (обучение, воспитание, развитие).
    • Особенно заметно выполнение этого требования при планировании непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть ежедневных занятий, наблюдений во время прогулок, бесед, чтения художественной литературы. Эти виды деятельности в ежедневном плане обязательно сопровождаются перечислением всех трёх видов задач.
    • Воспитательную, развивающую и обучающую нагрузку могут нести также индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей. В этом случае возможно планировать не три, а две задачи по ситуации. В плане это может быть отражено таким образом: «Совместная игровая деятельность детей в зоне «Семья, «Транспорт». Развивать умение детей строить игровые диалоги, объединяться в малые группы по интересам, самостоятельно распределять роли и следовать им. Воспитывать умение складывать игрушки и предметы-заменители после игр, бережное отношение к игровому оборудованию».
  • Интеграция образовательных областей. Стремительное развитие науки, быстро изменяющееся социокультурное пространство требует от современного образования формирования не только личности всесторонне развитой, гармоничной, но и обладающей быстрым, креативным, разноплановым мышлением, умеющей видеть взаимосвязь явлений, событий, подмечать новое и необычное вокруг. Развитию этих качеств в ребёнке пятого года жизни способствует интегрированный (взаимопроникающий) подход к подаче материала в течение всего дня.
    • Например, рассматривая на прогулке деревья или кусты, воспитатель может не только побеседовать с детьми об их строении, пользе (познавательное развитие). Можно предложить детям описать деревца (речевое развитие), определить, какое находится слева, справа, в середине, какое выше или ниже (формирование элементарных математических представлений), передать настроение деревьев мимикой, жестами (социально-коммуникативное развитие). Для этого после наблюдения планируют соответствующую дидактическую игру или творческий этюд.
  • Комплексный подход к решению образовательных задач. Этому способствует широкий охват тем, которые будут даны детям в течение года, а также разнообразие видов деятельности, проводимых ежедневно.
  • В плане работы должен чётко прослеживаться образовательный маршрут для всей группы в целом и для каждого из детей. Первое достигается за счёт усложнения задач и деятельности на протяжении года. Второе отражается в индивидуальной работе с воспитанниками.
  • Учёт возрастных особенностей, физиологии детей. Для этого организованную образовательную деятельность распределяют так, чтобы требующие умственного напряжения занятия (ФЭМП, развитие речи) сочетались с такими, где дети имеют возможность подвигаться, расслабиться (музыка, физкультура). Между занятиями планируют подвижные паузы, танцевальные минутки. Находит это отражение и в изменении продолжительности занятий в каждом возрасте. В средней группе НОД может длиться не более 20 минут.
  • Приоритет игры. Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей пятого года жизни, воспитатель должен отражать проведение различных видов игр (обучающих, подвижных, сюжетных) и игровых ситуаций как в перспективном, так и в ежедневном плане.

главное внимание при планировании уделяется Её величеству игре как основному и наиболее естественному виду детской деятельности

Виды и формы планирования

К основным видам планирования образовательной работы в детском саду относятся комплексное, перспективное и календарное.

Комплексно-тематическое планирование

Комплексное планирование часто называют комплексно-тематическим, поскольку идёт разбивка работы на тематические недели или месяцы. Комплексный план составляется обычно на год, отдельно для каждой возрастной группы. В нём указывается временной отрезок, за который будет изучена тема, название темы, программные задачи, которые предстоит осуществить, а также вариант итогового мероприятия.

Важно, чтобы тема месяца, недели была привязана к реальным событиям, происходящим в жизни детей во время её изучения и имела с ними логическую связь. Темы «Осенние явления», «Овощи и фрукты» нецелесообразно изучать зимой или весной, а вот тему «Моя семья», «О наших любимых мамах и бабушках» лучше ставить на конец февраля - начало марта, приурочив к Международному женскому дню.

В примерных образовательных программах, таких, как «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, даны образцы комплексно-тематического планирования. Педагогический коллектив отдельного дошкольного учреждения может взять их за основу, дополнив региональными особенностями, углублённым изучением культуры и традиций родного края, творчески переработав и сделав наиболее подходящими для условий именно этого ДОУ.

Изучение культуры Отечества и малой родины интересны детям среднего дошкольного возраста

В программе «От рождения до школы» одной теме уделяется 3 недели другие программы рекомендуют изучать одну тему от 2 недель до месяца. Право выбора оптимального варианта остаётся за педагогами ДОУ. Каждый из дней тематического раздела имеет свои темы, которые раскрываются в разных видах деятельности. В первый день детей знакомят с общей темой во время НОД, беседы, а в остальные общая тема раскрывается и дополняется как в процессе организованной деятельности, так и вне её - на прогулках, во время досуговых мероприятий, игровой и художественной деятельности и т. д.

Таблица: фрагмент комплексно-тематического планирования образовательной работы в средней группе по программе «От рождения до школы»

Тема и временной отрезок Развёрнутое содержание работы Варианты итоговых мероприятий
День знаний (4-я неделя августа - 1-я неделя сентября) Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.). Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей.
Осень (2-я–4-я недели сентября) Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. Праздник «Осень». Выставка детского творчества.
Я в мире человек (1-я–3-я недели октября) Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Открытый день здоровья.
Мой город, моя страна (4-я неделя октября - 2-я неделя ноября) Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. Спортивный праздник.
Новогодний праздник (3-я неделя ноября - 4-я неделя декабря) Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. Праздник «Новый год». Выставка детского творчества.

Перспективное тематическое планирование

Существует множество методических пособий, которые дают образцы комплексно-тематического планирования. Основываясь на них, воспитатели групп составляют перспективное тематическое планирование на две недели или месяц. В нём указывают:

  • темы недели и дней;
  • образовательную область, к которой относится деятельность;
  • режимные моменты, в которые проводится деятельность;
  • темы НОД и программные задачи (кратко), последние можно и не указывать, если они дублируются в ежедневном плане работы;
  • названия игр, упражнений, темы образовательных ситуаций.

Оформляют перспективное планирование обычно в виде таблицы, причём единых требований к оглавлению столбцов и строк нет, поэтому каждое образовательное учреждение вправе выбирать наиболее удобную форму. В некоторых детских садах планируют работу сразу на год, по каждой образовательной области отдельно, но в таком случае педагогу, чтобы составить ежедневный план, необходимо свести воедино данные из пяти различных таблиц. Более удобным и простым является планирование на неделю (две недели), с указанием дней и образовательных областей. В графах на их пересечении записывают виды деятельности. НОД можно вынести в отдельную таблицу или же указывать наряду с другой деятельностью.

Планируя работу таким образом, воспитатель имеет возможность:

  • оптимально распределить нагрузку на детей, учитывая их естественные биоритмы (более сложные деятельности ставят в середину недели и в первую половину дня);
  • обеспечить интеграцию областей и комплексную подачу материала, поскольку ему легко сочетать образовательные области, он видит и может контролировать сразу все структурные компоненты образовательного процесса;
  • осуществить цикличность, периодичность деятельности таким образом, чтобы одинаковые игры или упражнения не шли в смежные дни.

Работу следует планировать так, чтобы впечатления от наблюдений дети могли закрепить в изобразительной деятельности на следующий день

Таблица: пример оформления перспективного тематического планирования на неделю, составила М. В. Корж

Тема недели Калейдоскоп профессий
Задачи Систематизировать и расширить представления детей о профессиях.
Раскрыть нужность и пользу различных профессий, их пользу для человека, общества.
Развивать мышление, связную речь, творческие способности, умение высказать своё мнение и выслушать товарищей.
Воспитывать уважение к людям труда, предметам, которые они изготовили, желание трудиться, помогать старшим.
День недели и тема дня Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Понедельник. Все профессии важны. НОД. Ознакомление с окружающим миром. Беседа «Все профессии важны».
Дидактические игры: «Отгадай профессиию», «Что кому нужно для работы»
Дидактическая игра «Из чего это сделано?»
Интеллектуальный тренинг «Что было бы, если бы не было профессий?»
Упражнение «Определи, из чего сделано».
Упражнение «Назови профессию правильно».
Чтение стихов о профессиях.
Д. игра «Скажи наоборот».
НОД. Коллективная аппликация-коллаж «Мир профессий».
СХД. Рисование «Мы - мастера росписи».
Подвижные игры «Найди свою пару», «Найди, где спрятано», «Поезд», «Лови, бросай, падать не давай», «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем».
Вторник. Профессии моей семьи. Дид. игра «Угадай профессию».
Беседа «Зачем взрослым нужно работать?»
Дид. игры «Сварим суп (компот)», «Откуда пришёл предмет?».
Образовательная ситуация. Экскурсия на кухню детского сада.
Дид. игра»Так или нет? (логическая)».
Сюж.-ролевая игра «Мой папа (дедушка) -строитель».
Полилог «Кем работают мои родные».
Дид. игры «Кто о нас заботится?», «Кем работают мои мама и папа?»
Упражнение «Послушный язычок (отработка правильного произношения названий профессий)».
НОД. Рисование «Красивое платье для мамы».
Моделирование «Моя комната».
Роспись бумажных форм посуды.
Подвижные игры «Передай мяч», «Повтори движение», «У медведя во бору», «Кто первый поднимет флажок?», «Дети и волк».
Среда. Профессии на транспорте. Тренинг «Как вести себя в общественном транспорте».
Экскурсия по улице. Наблюдение за транспортом.
НОД. ФЭМП + конструирование. «Путешествие на поезде. Число и цифра 4. Количественный и порядковый счёт. Поезд из деревянного конструктора».
Дид. игра «Летает, ездит, плавает».
Образовательна ситуация. рассматривание и обсуждение игрушечного транспорта.
Сюж.-ролевая игра «На корабле».
Рассматривание альбома «Профессии работников транспорта» и беседа по его содержанию.
Дид. игры «Назови одним словом», «Скажи наоборот».
Чтение рассказа В. Сутеева «Кораблик».
Самостоятельная деятельность в изоуголке (рисование, лепка, выкладывание из готовых форм транспорта).
Подвижные игры «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем», «Самолёты», «Поезд», «Цветные автомобили», «Найди свою пару».
Четверг. Профессии на страже здоровья и порядка. НОД. «Правила порядка знаем и в беду не попадаем! (ОБЖ)».
Полилог «Что делать, чтобы не болеть?»
Дид. игры «Кто нас бережёт?», «Кем я стану, когда вырасту?»
Экскурсия в кабинет медсестры.
Образовательная ситуация «Кукла заболела».
НОД. Чтение и обсуждение рассказа И. Туричин «Человек заболел».
Упражнение «Дополни предложение».
Вечер загадок о профессиях.
Сюж.-ролевая игра «Салон красоты».
Подвижные игры «Мяч по кругу», «Замри», «Лови, бросай, падать не давай», «Охотник и зайцы», «Лягушки».
Пятница. Калейдоскоп профессий. Тренинг «Что мы умеем?»
Дид. игры «Назови профессию», «Откуда пришёл этот предмет?».
Беседа «Какая профессия самая важная?».
НОД. «Профессии в сельском хозяйстве. Д. игра «Что нам осень принесла?»
Дид. игры «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?»
Разучивание пословиц о труде.
Беседа «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
Дид игра « Что сажают в огороде? (составление полных предложений)».
Развлечение с элементами театрализации «Город мастеров».
Дид. игра «Продолжай узор».
Экскурсия в кабинет муз. работника
Подвижные игры «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем», «Самолёты», «Кто первый поднимет флажок?», «Найди, где спрятано».
Работа с родителями в течение недели
  • Оформление фотовыставки «Профессии наших родных».
  • Оформление альбома рисунков «Увлекательный мир профессий».
  • Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Путешествие на поезде», «Магазин».

Следует помнить, что дублировать информацию дважды не имеет смысла, поэтому если воспитатель подробно расписывает задачи всех видов деятельности в ежедневном плене-конспекте, то вносить их в перспективное планирование не нужно.

Календарное (календарно-тематическое) или ежедневное планирование

Ежедневное планирование является необходимой и очень показательной частью работы воспитателя детского сада. Ведь от того, насколько удачно, разнообразно и творчески подойдёт воспитатель к составлению плана ежедневной работы с детьми, можно судить о его профессионализме, знании физиологии и психологии детей определённого возраста, о его креативных способностях, умении налаживать партнёрские отношения с малышами и осуществлять интеграцию всех видов деятельности.

Формы ежедневного планирования разнообразны:

  • В виде конспекта, текста (текстовое). Воспитатель записывает виды деятельности с задачами, некоторые приёмы и методы последовательно, как они будут выполняться в течение дня. Такое планирование обязательно для молодых начинающих педагогов, но в некоторых ДОУ подробные планы пишут все, чтобы был виден объём проделанной и предстоящей работы. Планировать работу в такой форме педагоги группы могут на день, а также 2–3 дня поочерёдно по договорённости.
  • В виде схемы или блочно-схематическое. Оно напоминает таблицу перспективного планирования, но более подробную, с указанием и взаимной, и самостоятельной деятельности, и работы с родителями. работа разбита на блоки по режимным моментам (утро, НОД, прогулка, 2 половина дня).
  • Модульное. Оно становится всё более популярным. Суть его состоит в том, что воспитатели используют готовые модули на день, то есть листы формата А4 с распечатанными таблицами, где указаны временные этапы, режимные моменты, основные виды деятельности. Педагогу необходимо указать тему дня, вставить названия НОД, дидактических игр и других видов занятости. этот вид планирования эффективен при наличии развёрнутого перспективного плана, где отражены задачи всех трёх видов (образовательные, воспитательные, развивающие) на день.

Таблица: пример модуля для планирования в средней группе

День недели, тема дня Место в режиме дня Виды деятельности Организация предметно пространственной среды Содержание работы воспитателя
Понедельник. Утро
  • Беседы (ОБЖ).
  • Экспериментирование.
  • Дидактическая игра.
  • Наблюдение в уголке природы.
  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Рассматривание иллюстраций детских книг (ознакомление с детскими писателями).
  • Дежурство по столовой.
  • Самостоятельная игровая деятельность.
Указываются используемые материалы и оборудование. Воспитатель указывает виды работы, программные задачи.
НОД Образовательная область и тема НОД.
Прогулка
  • Наблюдение.
  • Трудовые поручения.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Спортивные.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Творческие, имитационные игры.
  • Игры с природным материалом.
II половина дня
  • Оздоровительные мероприятия.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Народные игры.
  • Наблюдения.
  • Подвижные игры.
  • Самостоятельная деятельность.
  • Чтение художественной литературы.
  • Беседы (познавательные, нравственные).
  • Трудовая деятельность.

Особенности ежедневного планирования в средней группе

Физиология и психология детей пятого года жизни обуславливает некоторые особенности, которые необходимо учитывать при составлении планов ежедневной образовательной и воспитательной работы. Развитие мыслительных способностей и возросшие физические возможности делают малышей одновременно и пытливыми, любознательными почемучками и активными, иногда невнимательными непоседами.

Чтобы удовлетворить потребность детей в познании мира, воспитатель должен планировать достаточное количество познавательных бесед, дидактических игр, образовательных ситуаций и других подобных видов работы. В то же время в плане должны быть подвижные игры и развлечения, физкультминутки во время НОД, различные виды гимнастики, детские дискотеки, танцевальные паузы, творческие игры.

Воспитатель и непоседливые четырёхлетки могут завести весёлый хоровод прмо посреди групповой комнаты, а в плане будут указаны хороводные игры

Планирование работы на каждом временном отрезке (утром, на прогулке, вечером) имеет свои особенности. Формы работы, актуальные методы и приёмы для них несколько отличаются.

Планирование наблюдений

Наблюдения включают в план трижды в день: утром, днём и вечером. Воспитатели чередуют наблюдения за явлениями природы, общественной жизни, предметами и их свойствами, живыми объектами (собакой, котом, птицами, насекомыми, растениями на участке и в помещении). Вопросы, которые задают детям, а также используемые стихотворения, пословицы, загадки вносят в план. Во вторую половину дня наблюдения можно заменить рассматриванием серии картин, тематических альбомов и обсуждением их содержания.

В наблюдения можно вводить и минутки любования красотой природы

Кроме того, детям предлагают наблюдения за органами зрения, слуха, речи «Наши ушки», «Наши глазки», «Наш язычок», которые обязательно завершают краткой беседой о бережном отношении к собственному здоровью. Для этих наблюдений в группе необходимо иметь карманные зеркальца по числу детей.

Зачастую наблюдения сочетают с опытами, экспериментами, трудовой деятельностью. К примеру, детям предлагают понаблюдать за поведением насекомых (муравьёв) и провести опыт, положить у муравейника кусочек хлеба и конфету, чтобы определить, какой продукт понравится насекомым. Понаблюдав за птицами зимой, дети раскладывают корм в кормушки, полюбовавшись красотой деревьев в снежном убранстве, при помощи лопат подбрасывают снег к стволам для защиты от вымерзания.

Планируют и наблюдения и в виде игры (1–2 раза в месяц): «Что интересное вы заметили на прогулке?», «Что мы видим вдалеке и вблизи?», «Что изменилось на нашей площадке?» Деятельность такого вида активизирует внимание и память детей, учит их не просто наблюдать, а запоминать, делать выводы, сравнивать.

Развивающие беседы в режиме дня

Беседе как педагогическому методу уделяют большое внимание в средней группе. Планировать следует не менее одной беседы в день (кроме тех, которые проводят во время НОД).

На пятом году жизни ребёнок начинает интересоваться не только происходящим с ним лично и внутри его семьи, но и отношениями между людьми, явлениями общественной жизни. Поэтому в течение дня необходимы познавательные, моральные и этические беседы: о значимых событиях (праздники, знаменательные даты), о малой родине, родном городе или селе детей, его достопримечательностях, культурном наследии, природе родного края, о культуре общения, взаимоотношений, дружбе, честности. Очень нравятся детям беседы о том, что их наиболее увлекает: играх, друзьях, домашних питомцах.

найдётся в режиме дня и место для доверительной индивидуальной беседы

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность должна находить отражение в ежедневном плане по меньшей мере 1–2 раза. Планируют дежурства, коллективный и художественный труд, поручения, самообслуживание.

Дети пятого года жизни хотят чувствовать себя нужными, полезными. Поэтому им необходимо давать поручения, имеющие реальную пользу для группы, коллектива, а изготовленные в процессе практической деятельности поделки, рисунки, совместные работы применять для украшения раздевалки, групповых помещений, оформления альбомов, папок, чтобы у малышей появилось удовлетворение от проделанной работы и желание трудиться. Следовательно, темами НОД по изобразительной деятельности могут быть: «Изготовление декоративного фриза для украшения групповой комнаты», «Объёмные игрушки из бумаги на ёлку».

С этой же целью вводят поручения: помочь воспитателю подготовить материал к занятию, навести порядок в игровых зонах и т. д. Для коллективного труда выбирают такой вид работы, который не требует деления на подгруппы, поскольку малышам ещё трудно выполнять разнотипные действия. Дети вместе собирают овощи на огороде, кормят птиц и собирают семена для них, расчищают от снега дорожки.

Игровая деятельность и индивидуальная работа

Подвижные игры обязательно присутствуют в плане утром, днём и вечером. В средней группе утром и во вторую половину дня можно провести 1–2 игры малой и средней подвижности, а на дневную прогулку запланировать подвижные игры с максимальной нагрузкой: бегом, прыжками, спортивные, соревновательные.

Подвижную игру можно использовать и на занятии, и как паузу между занятиями

Дидактические игры также планируют на каждом этапе режим дня. Большинство дидактических игр должно отвечать теме недели и месяца. За воспитателем остаётся право вносить в план игры и по другим темам, если он знает, что необходимо провести дополнительную работу или, наоборот, подготовить малышей к изучению новой темы.

Неотъемлемой частью планирования является индивидуальная работа. Её планируют трижды в день, указывая имена детей, образовательную область, вид работы, программные задачи. В течение месяца индивидуальными занятиями должны быть охвачены все воспитанники. Чтобы осуществить это, воспитателю будет удобно завести список детей и отмечать в нём, с какими детьми он занимался и в какой именно области.

Кроме того, периодически (не ежедневно) планируют:

  • досуговые мероприятия, праздники, развлечения;
  • игры-драматизации, театрализованную деятельность;
  • строительные и конструкторские игры;
  • чтение художественной литературы;
  • разучивание небольших стихотворений, малых фольклорных произведений;
  • игры-имитации, импровизации;
  • упражнения на снятие напряжения, релаксацию, эмоциональную отзывчивость;
  • сюжетно-ролевые, режиссёрские игры;
  • исследовательскую деятельность, опыты и эксперименты;
  • кружковую работу;
  • социальные, интеллектуальные, коммуникативные тренинги.

Таблица: примеры игр и упражнений творческого характера для детей средней группы

Вид работы Программные задачи Название
Игры-имитации, импровизации Способствовать развитию детского творчества и самовыражения, учить малышей передавать своё впечатление от увиденного в окружающем мире мимикой, пластикой. Воспитывать смелость в выражении своих эмоций, эмпатию. «Мы - осенние листочки», «Сильный дуб и нежная берёзка», «Представим себя лесными зверятами», «Первые цветы расцветают».
Упражнения на снятие напряжения, расслабление Способствовать снятию усталости, напряжения в течение дня. Развивать умение выполнять упражнения согласно тексту, внимание, умение переключаться на другой вид деятельности. Воспитывать доброту, отзывчивость. «Громкий гром и тихий дождик», «Послушаем звуки леса», «Ручки спят, ножки спят».
Социальные тренинги Учить детей вести себя в различных ситуациях, которые могут случиться в общественных местах. Развивать мышление, умение найти правильный выход из ситуации, воспитывать вежливость, доброжелательность, сознательное отношение к своему здоровью и благополучию, осторожность. «Незнакомец просит о помощи», «С мамой в транспорте», «Заблудился в магазине, что делать?»
Интеллектуальные тренинги Учить детей активно мыслить, сопоставлять и делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать умение выслушать товарища. «Что было бы, если бы не стало профессий?», «Какой труд самый важный?», «Почему нужно беречь воду, растения?», «Зачем нужны книги?»
Коммуникативные тренинги Учить детей составлять диалог в зависимости от ситуации, высказывать свои желания, потребности в вежливой форме. Воспитывать вежливость, доброжелательность. «Продавец и покупатель», «Попроси игрушку, книжку», «Познакомимся с новичком».

Ежедневный план работы воспитателя ДОУ разбит на такие основные составляющие:

  • Утро, утренний приём.
  • НОД, занятия. Их планируют ежедневно согласно расписания, учитывая оптимальное распределение нагрузки на детей в течение недели.
  • Дневная прогулка.
  • Вторая половина дня.

Наполнение этих временных отрезков зависит от времени года, темы недели (месяца) и программных задач, которые поставил педагог на день.

Не следует забывать и об укреплении здоровья детей: гимнастика утром и после сна, физкультурные паузы и минутки, прогулки на свежем воздухе, закаливание присутствуют в режиме дня и планируются ежедневно. Система оздоровительной работы согласовывается с заведующим и медсестрой ДОУ.

закаливающие процедуры планируют в зависимости от сезона

Таблица: фрагмент плана-конспекта воспитателя средней группы, составила М. В. Корж

Тема недели Зимние забавы
Тема дня Как играть - мы знаем, и себя оберегаем
Этап Прогулка
Виды деятельности Содержание работы
Наблюдение За играми воспитанников старшей группы. Вопросы к детям:
- В какие игры играют ребята?
- Каким снаряжением они пользуются?
- Как они играют, соблюдают ли правила безопасной игры?
Задачи: учить детей внимательно и целенаправленно наблюдать за явлениями окружающей жизни, строить высказывания на основе наблюдений. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание играть вместе, соблюдать правила безопасности.
Беседа «Чем опасны снег и лёд?»
Задачи: раскрыть детям опасность, которую могут таить снег и лёд, учить безопасному участию в зимних играх и забавах. Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью, желание играть, не нанося вреда себе и окружающим.
Дидактическая игра «Продолжи предложение».
Задачи: закрепить в игровой форме знания детей о безопасных играх в зимний период, развивать связную речь, внимание, воспитывать организованность,
Творческая имитационная игра «Мы - снежинки».
Задачи: учить детей мимикой и пластикой передавать впечатления от явлений зимы, воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту.
Индивидуальная работа С Катей О., Женей С. по ФЭМП. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 5 в дид. игре «Кто за кем?»
Подвижные игры «След в след».
Задачи: продолжать учить детей ходить цепочкой, попадая в след впереди идущего, развивать чувство равновесия, координацию движений, внимание, интерес к совместным подвижным играм.
«Повторите движение».
Задачи: учить детей выполнять движения по образцу, развивать координацию движений, внимание.
Самостоятельная игровая деятельность Катание на санках, игры со снегом.
Задачи: продолжать формировать у детей модели безопасного поведения во время зимних игр, воспитывать чувство дружбы, товарищества.
Трудовая деятельность Поручить Ане Р., Вадиму Д., собрать варежки детей после прогулки для просушки.
Задачи: учить детей чётко и организованно выполнять поручение, воспитывать ответственность, трудолюбие, внимание.

Ответственно подойдя к составлению планов на месяц, неделю и день, педагог средней группы наполнит жизнь детишек в детском саду интересной и полезной деятельностью, сделает каждый день запоминающимся и разнообразным. Изучая планы опытных коллег, молодые воспитатели могут быстрее изучить весь комплекс работы в группе и ДОУ, перенять интересные творческие формы и приёмы работы с малышами.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)

Группа: средняя Тема: «Наши друзья в детском саду»

Цель: Создать эмоционально - положительное отношение к детскому саду в целом, и к людям, которые здесь работают, способствовать налаживанию дружеских взаимоотношений. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Продолжать знакомить с окружающей средой группы, помещениями детского сада. Создать условия для формирования элементарных математических представлений; развития творческих и конструктивных способностей.

Итоговое мероприятие:

Дата проведения итогового мероприятие: четверг

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатель.

День недели

Режим

Групповая,

Подгрупповая.

Понедельник – 11. 09.17.

Утро:

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Проблемные вопросы: Что такое детский сад? Кто работает в детском саду? Как украсить детский сад и участки, на которых гуляют дети? Цель: развивать умение поддержать и закончить общение, учитывая условия и ситуацию общения, дополнять, спрашивать.

«Уроки Мойдодыра»: решение проблемных ситуаций, опыты «Кубик – мыло», «Сухое мыло».

Д.И. «Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг

Игра «Напоим куклу чаем». Создать условия для развития ролевого общения.

Размещение в книжном уголке художественной ярко иллюстрированной литературы о людях работающих в детском саду.

Развитие речи. Звуковая культура речи: звуки с и сь. Цель: Создать условия для поддержания внимания детей, желания работать вместе с воспитателем. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи)

Физическая культура в помещении. Цель: Способствовать развитию физических навыков. Упражнять детей в энергичном отталкивании от пола и приземлении на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета; упражнять в прокатывании мяча.

Прогулка:

Наблюдение за осенними цветами Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), коснея, настурция. Закрепить понятия « высокий - низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).

П.И. «По ровненькой дорожке». «Горелки»

Цель – научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.

Работа по развитию движений. (игры с элементами спорта). прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы. Цель: учить детей прыгать на двух ногах. Дима, Влад Б. Захар.

Ситуативная беседа «Знакомство с улицей». Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди. В других находятся учреждения - магазины, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы.

Вынос игрушек, природного и бросового материала для игр с песком – постройка города из песка, обыгрывание.

Обогащение материалами с.р. игры «Магазин игрушек» - развитие навыков построения ролевого диалога.

Возвращение с прогулки, обед

Продолжать учить детей последовательно раздеваться, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). Продолжать учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки. Учить выполнять поручения ответственно.

работа перед сном

Вечер:

Чтение художественной литературы. Э. Успенский, В. Чижиков «Вера и Анфиса в детском саду» Цель: познакомить детей с новым литературным произведением. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Д.И «каждой вещи свое место Цель: выявление уровня умения складывать вещи аккуратно в шкаф

Напомнить детям, что игрушки надо содержать в порядке, чтение З. Александрова «Что взяла, клади на место», игра «1, 2, 3 – игрушки убери!»

Упражнение «Сложи картинку из геометрических фигур»

Совершенствование зрительного восприятия.

Труд «Мыло пенится в корыте, мы стираем – посмотрите!» (стирка кукольной одежды).

Полдник.

Прогулка.

Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за чистотой вокруг, поговорить, кто и зачем прибирает участок. Организовать оказание посильной помощи. Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.

П.И. «Где мы били, мы не скажем, а что делали покажем».

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

Подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник – 12. 09.17.

Утро:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Беседа «Кто работает в нашем детском саду»: особенности труда работников детского сада (медицинская сестра, повар, дворник). Цель: Расширить представления о профессиях сотрудников детского сада (медицинская сестра, повар, дворник),

сформировать положительное отношение к их труду.

Утренняя гимнастика: «Будем зайке помогать и зарядку выполнять». Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

«Какой я, что у меня внутри»

Цель: Сообщить детям элементарные знания о строении тела человека (голова, туловище, руки, ноги). Воспитывать у детей чувство бережного отношения к себе и другим детям.

Игра «Расскажи о любимой игрушке». Цель: закреплять умение описывать предмет, согласовывая определения с существительными.

Создать условия для рассматривание иллюстраций о профессиях взрослых в детском саду.

Цель: Обогащение словаря детей существительными, обозначающими профессии, глаголами, характеризующими трудовые действия. Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, не отклоняясь от их содержания.

Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Подготовка к завтраку, завтрак

Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать).

Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки.

Учить выполнять поручения ответственно.

За завтраком продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Непосредственно образовательная деятельность

ФЭМП. Программное содержание: Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

Музыка. По плану музыкального руководителя.

Прогулка:

Наблюдение за приметами ранней осени Цель: учить детей находить и называть приметы осени, запоминать их.

П.И. «Замри». Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

«Охотник и зайцы». Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Работа по развитию движений. Ходьба на носках по доске, лежащей на земле. Цель: следить за осанкой детей. (Вика, Таня, Настя Б.)

Трудовые действия. Предложить детям собрать песок в песочницу.

Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

«Идем в гости» - взаимопосещение, создание детских разновозрастных игровых сообществ, активизация и обогащение игрового опыта детей, развитие коммуникативных способностей, самостоятельности.

Возвращение с прогулки, обед

Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать).

Учить выполнять поручения ответственно.

За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

работа перед сном

Разговор с детьми о пользе дневного сна. Продолжать учить навыкам аккуратно складывать одежду на своих стульчиках. Слушание музыкальных произведений.

Вечер:

Чтение художественной литературы.

Гимнастика после сна – «Веселый котенок». Закаливающие процедуры. Цель – формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Д.И. «Кто что носит?». Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

(формирование гендерной принадлежности).

«работа с мячами»; учить подбрасывать мяч и ловить его, развивать координацию движений, быстроту реакции (Ваня, Тимоша, Влад Б.)

Упражнение «Чистюля»

Цель: Формировать к.г. навыки, учить детей следить за чистотой своего тела. Формировать привычку самостоятельно по мере необходимости выполнять гигиенические процедуры

C.Р.И. «Детский сад», – развитие игрового замысла, навыков ролевого поведения, конструктивных способов взаимодействия.

Полдник.

Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки.

Учить выполнять поручения ответственно.

Прогулка.

Игра-соревнование «Птички летают». Цель: научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу.

Работа по развитию движений. (игры с элементами спорта). подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками. Цель: развивать ловкость, учить ловить мяч двумя руками.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

Подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда – 13.09.17.

Утро:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Д.И. «Раз, два, три дерево назови».

Цель: Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина).

Утренняя гимнастика: «Будем зайке помогать и зарядку выполнять». Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Проблемная ситуация «Мой друг – расческа» Цель: обучения умений следить за своим внешним видом

Игровое упражнение «А зачем это нужно?» на развитие внимания, воображения и координации движений (Дима, Влад Ш., Настя С.)

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Цель: Развивать у детей умение подбирать игрушки и атрибуты для игры, расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Подготовка к завтраку, завтрак

Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки. Учить выполнять поручения ответственно. За завтраком продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Непосредственно образовательная деятельность

Ф.Ц.К.М. «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь.

Физическая культура на улице. Программное содержание: Создать условия для развития физических возможностей детей. Упражнять в ходьбе и беге по одному, на носках; упражнять в катании обруча друг другу; упражнять в прыжках.

Прогулка:

Наблюдение за облаками. Цель: привлекать к наблюдению за природными явлениями.

Трудовые поручения: соберем песок в песочницу. Цель: продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде.

Инд. работа по развитию движений: ходьба по бревну – игровое упр. «Пройди – не упади» (Ваня, Таня, Юра).

Создать условия для игр с выносным материалом Цель: наблюден за умением подбирать атрибуты для игр

Создать условия для п/и по желанию детей Цель: повышение ДА на прогулке.

Возвращение с прогулки, обед

Продолжать учить детей последовательно раздеваться, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик. КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). Продолжать учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки. Учить выполнять поручения ответственно.

За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

работа перед сном

Продолжать учить навыкам аккуратно складывать одежду на своих стульчиках. Напомнить детям, что покрывала надо складывать аккуратно.

Вечер:

Чтение художественной литературы.

Гимнастика после сна – «Веселый котенок». Закаливающие процедуры. Цель – формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Чтение художественной литературы. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Цель: Продолжать развивать умение слушать произведения разных жанров; «включать» детей в совместное обсуждение; воспитывать трудолюбие.

инсценировка проблемной ситуации «Зайчонок и лисенок поссорились», ситуативный разговор «Если будешь ссориться, если будешь драться» - постановка проблемы.

«Поможем кукле одеться на прогулку» Цель: наблюдение за умением объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию

Полдник.

Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки.

Учить выполнять поручения ответственно.

Прогулка.

Наблюдение за опадающими листочками.

Трудовые действия: Сбор опавших кленовых листьев. Цель: учить работать сообща.

Работа по звуко -произношению: игра «Кто как кричит?». Цель: развивать у детей слух, навыки звукоподражания. Научить различать животных по их внешнему виду и издаваемым звукам.

Подвижные игры по желанию детей.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

Подгрупповая

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг – 14.09.17.

Утро:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Ситуативный разговор «Кто помогает воспитателю в группе». Цель: Развитие связной речи. Помогать детям, отвечать на простейшие вопросы.

Утренняя гимнастика: «Будем зайке помогать и зарядку выполнять». Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Наблюдение за трудом няни: сервировка стола, ситуативный разговор «Как мы будем дежурить»,

Д.И.«Скажи какая». Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки

Подбора определений к слову (Настя Б., Таня, Тимоша)

Самостоятельная работа в центре театрализованной деятельности. Игра «Где мы были, мы не скажем».

Цель: Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Подготовка к завтраку, завтрак

«Как вести себя за столом?» - объяснить необходимость есть аккуратно (пищу брать понемногу, тщательно пережевывать), не стучать ложками, пользоваться салфеткой.

Словесная игра «Накроем на стол»-повторить правила сервировки стол

Непосредственно образовательная деятельность

Рисование. «На яблоне поспели яблоки». Программное содержание: Познакомить детей со способом изображения дерева, способом передачи его характерных особенностей: ствола, расходившихся от него длинных и коротких веток. Закрепить приемы рисования цветными карандашами. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Музыкальное. По плану музыкального руководителя.

Прогулка:

Наблюдение в природе: сезонные приметы. Наблюдение за солнцем. Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с солнцем.

П.И. «Ворона и собачка». Цель: Учить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться не мешая друг другу.

Трудовые действия. Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать стремление к труду.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.

Вынос игрушек для игр-экспериментов с ветром – активизация познавательно-исследовательской деятельности, создание ситуаций для содержательного общения на познавательные темы.

Возвращение с прогулки, обед

Продолжать учить детей последовательно раздеваться, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик.

КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем.

Разговор перед обедом о том, как называются блюда.

Продолжать учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки.

Учить выполнять поручения ответственно.

За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

работа перед сном

Работа с дежурными по столовой. Напомнить детям о навыках опрятности.

Вечер:

Чтение художественной литературы.

Гимнастика после сна – «Веселый котенок». Закаливающие процедуры. Цель – формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Досуг «К нам гости пришли». Цель: Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения.

Ситуативный разговор о труде взрослых в детском саду, дид. игры «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Кто заботится о нас?»

Самостоятельная деятельность в центрах активности. Создание ситуаций для содержательного общения.

Полдник.

Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки.

Учить выполнять поручения ответственно.

Прогулка.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

Подгрупповая.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница –15.09.17.

Утро:

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Ситуативный разговор о профессии музыкального руководителя. Рассказать о музыкальных инструментах, показать, как извлекается звук, как правильно ими пользоваться. Предложить детям спеть для кукол любые песни по желанию.

Утренняя гимнастика: «Будем зайке помогать и зарядку выполнять». Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Д.И. «Сделаем куклам разные прически». Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид».

Игра «Что бывает зеленого цвета?».

Цель: закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе (Злата, Ваня, Дима)

Размещение в книжном уголке книг и картинок о дружбе для самостоятельного рассматривания – создание условий для возникновения содержательного общения, развитие дружеских взаимоотношений.

Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Подготовка к завтраку, завтрак

Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать).

Учить детей выполнять простейшие поручения: поставить салфетки на стол, разложить ложки.

Учить выполнять поручения ответственно.

За завтраком продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Непосредственно образовательная деятельность

Лепка. «Большие и маленькие морковки». Программное содержание: Знакомить детей со способом лепки предметов удлиненной формы, сужающихся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Физическая культура в помещении. Программное содержание: Способствовать развитию физических навыков. Упражнять детей в энергичном отталкивании от пола и приземлении на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета; упражнять в прокатывании мяча.

Прогулка:

Целевая прогулка на стадион училища. Цель: Наблюдать за тем, как занимаются студенты.

П.И. «Спрячь руки за спину» Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку. «Подбрось - поймай». Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр.

Разговор – «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки». Цель: Вспомнить правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Индивидуальная работа по развитию движений. Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Обогащение предметно-развивающей среды на участке.

(самостоятельная двигательная активность) «Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Возвращение с прогулки, обед

работа перед сном

Продолжать учить навыкам аккуратно складывать одежду на своих стульчиках.

Вечер:

Чтение художественной литературы.

Гимнастика после сна – «Веселый котенок». Закаливающие процедуры. Цель – формирование здорового образа жизни, положительных эмоций.

Слушание и исполнение песен «Песенка о дружбе» «Улыбка» «про детский сад». Цель: Продолжать развивать интерес к музыке, желания слушать, подпевать, развивать голосовой аппарат, учить детей выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать чувство ритма, такта, эмоциональность, образность восприятие музыки через движения.

Заучивание считалок и мирилок (Влад Б., Захар, Ваня).

Ситуативная беседа Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Игры с дидактическим материалом в центре игровой деятельности.

"Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Полдник.

Воспитание культуры поведения во время полдника.

Прогулка.

Малоподвижная игра «Найди, что спрятано». Задачи: Повышать двигательную активность детей, учить ориентироваться в пространстве, перемещаться в соответствии с указаниями педагога, понимать конструкции с использованием предлогов «под», «на», «в», «за», «около», «рядом», «между», правильно составлять словосочетания с использованием данных предлогов. Формировать грамматический строй речи, обогащать двигательный и игровой опыт.

Самостоятельная двигательная активность.


наталья немченко
План воспитательно-образовательной работы в средней группе (2 неделя сентября)

УТРО :

Растительный мир. Экология : «Лук» . Цель : дать представление о растении – лук, о его пользе, строение, среде выращивания .

Труд в уголке природы

Игра малой подвижности : «Тишина» . Цель : учить детей ходить в колонне по одному.

Дид. игра по математике : «Мастерская форм» . Цель : закрепить знания геометрических фигур. Умение составлять их из счётных палочек.

Индивид. раб. по раз. речи : учить делиться впечатлениями о любимом мультфильме с Лизой, Арианной, Вероникой.

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Ель» . Цель : развивать умение детей отыскивать знакомые деревья по одному – двум признакам. Развивать внимание.

Труд : «Сбор цветов в коробочки» . Цель : учить различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра : «Зайка серый умывается» .». Цель : познакомить с новой игрой, её правилами.

ОВД : «Самый быстрый» . Цель : упражнять в беге.

Самост. деятельноять с мячом, кеглями, лопатками, машинками.

2-я половина дня :

(не вошедшей в занятия) . Рассказ Я. Таяц «Все здесь» .

Цель : учить внимательно слушать текст рассказа, следить за развитием событий.

Сюжетно – ролевая игра : «Автобус» .». Цель : учить самостоятельно подбирать атрибуты, распределять роли. Воспитывать дружеские отношения .

Строительные игры : «Постройка длинной дорожки» . Цель : закрепить умение располагать постройки в длину. Продолжать учить плотно, приставлять кирпичики друг к другу узкой гранью. Закрепить цвет.

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Ель» . Цель : расширять знания о особенностях ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев .

Труд : «Соберем игрушки в корзину» . Цель : развивать умение после игры собирать игрушки в корзину.

Подвижная игра : «Самолеты» . Цель : вовлекать в игру малоактивных детей.

Самост. дея-ть

Настольные игры : «Конструктор» . Цель : развивать мелкую моторику рук, мышление.

Индивидуальная работа : вспомнить части суток с Максимом, Андреем, Камилой, Сашей.

УТРО :

Нравственно-патриотическая беседа : «Наша дружная семья» .». Цель : подвести к пониманию того, что мама, папа, ребенок – это одна семья.

Хороводная игра : «Кто у нас хороший?» . Цель : продолжать учить детей передавать содержание песни, согласовывать движения со строением музыки, движением других детей.

Дид. игра по развитию речи : «Чего не стало» . Цель : закрепить знание фруктов и овощей.

Индивид. раб. по раз. речи : учить четко произносить звук (р) в словах с Андреем, Сашей, Максимом.

ДИАГНОСТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЧЕСТВ.

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Голубь» . Цель : продолжать знакомить с характерными особенностями поведения домашнего животного.

Труд : «Уборка мусора на участке» . Цель : воспитывать желание помогать взрослым.

Подвижная игра : «Зайка серый умывается» . Цель : развивать умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

ОВД : «Пройди между предметами» . Цель : развивать координацию движения.

2-я половина дня :

Ознакомление с художественной литературой (не вошедшей в занятия) .

Рассказ Л. Воронкова «Танин пирожок» .

Цель : развивать умение следить за развитием событий, отвечать на вопросы по содержанию.

Сюжетно – ролевая игра : «Автобус» .». Цель :

музыкальное

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Голубь» . Цель : воспитывать любовь к животным , желание заботиться о них.

Труд : «Уборка мусора на участке» . Цель : развивать умение трудиться сообща.

Подвижная игра : «Самолеты» . Цель : развивать умение действовать по сигналу.

Самост. дея-ть : с прыгалками, куклами, совочками.

Настольные игры : «УЗНАЁМ ЖИВОЙ МИР» . Цель : развивать природные способности, наблюдательность.

Индивидуальная работа : развивать умение рисовать прямые линии с Камилой, Ириной, Сергеем.

УТРО :

ОБЖ : «В гости к медицинской сестре» . Цель : рассказать детям о том какие изменения у них произошли в организме за пол года.

Труд в уголке природы : Учить, правильно пользоваться палочкой для рыхления комнатных растений.

Игра малой подвижности : «Тишина» . Цель : учить слушать текст и приседать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Дид. игра по ознак. с окружающим : «Из чего сделано» . Цель : учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.

Индивид. раб. по раз. речи : учить описывать картину с Кириллом, Дианой, Ромой.

ДИАГНОСТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЧЕСТВ.

Целевая прогулка к перекрёстку.

Цель : вспомнить правила поведения на улице, расширять знания о транспорте.

2-я половина дня :

Ознакомление с художественной литературой (не вошедшей в занятия) .

Чтение докучной сказки…

Цель : знакомить с новым жанром, учить понимать смысл сказки.

Театрализованная игра : «Маша и медведь» (кукольный театр) . Цель : знакомить детей с персонажами кукольного театра. Вызвать интерес к спектаклю, желание принимать участие в играх с куклами.

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Кошка» . Цель : развивать речь, наблюдательность.

Труд : «Сбор урожая» . Цель

Подвижная игра : «Самолеты» . Цель : приучать коллективно трудиться на участке.

Самост. дея-ть

Настольные игры : «Дорожная азбука» . Цель : познакомить с новой игрой. Познакомить детей с правилами дорожного движения, обучать детей правилам поведения на улице, закреплять виды транспорта, учить классифицировать виды транспорта. Знакомить с дорожными знаками.

Индивидуальная работа : закрепить счет до 5 с Артемом, Лизой, Виоллетой.

УТРО :

Неживая природа : «Небо» . Цель : отметить какое небо, учить устанавливать простейшие взаимосвязи.

РТВ : «Противоречия» . Цель : развивать творчество, воображение.

Дид. игра по экологии : «Козы кыш от березы» . Цель : учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто – либо причиняет им вред.

Индивид. раб. по раз. речи : учить рассказывать наизусть свои любимые стихотворения с Артемом, Кириллом, Сашей.

ДИАГНОСТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЧЕСТВ.

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Солнце» . Цель : продолжать знакомство с объектами неживой природы, когда светит солнышко становиться теплее, светлее.

Труд : «Коллективный труд по сбору урожая» . Цель : учить работать сообща .

Подвижная игра : «Зайка серый умывается» . Цель : развивать умение действовать в соответствии с текстом.

ОВД : «Ходьба на носках» . Цель : закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.

Самост. деятельноять с кирпичиками, лопатками, машинками, веточками, семенами.

2-я половина дня :

Вечер развлечений : «Веселые старты» .

Цель : создать радостное настроение от участие в спортивных конкурсах. Воспитывает силу духа , выдержку. Прививать любовь к спорту.

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Солнце» . Цель : учить детей замечать состояние погоды. Развивать наблюдательность.

Труд : «Подметем мусор» . Цель : развивать умение пользоваться веником.

Подвижная игра : «Самолеты» . Цель : развивать ловкость.

Самост. дея-ть : с прыгалками, куклами, совочками, машинками

Настольные игры : «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ» . Цель : развивать логическое мышление, наблюдательность, речь.

Индивидуальная работа : закрепить знания цвета с Сашей, Дашей, Ромой.

УТРО :

Животный мир. Экология. «Тигр» . Цель : углублять знания об особенностях внешнего вида тигра, рассказать чем питается, где живет. Воспитывать любовь к животным .

Игра малой подвижности : «Тишина» . Цель : учить детей присев, не шевелиться, соблюдать тишину.

Музыкально-дидакт. игра : «Птицы и птенчики» . Цель : развивать звуковысотный слух.

Индивид. раб. по раз. речи : учить отвечать на вопросы взрослых простым предложением Ирину, Андрея, Рому.

ДИАГНОСТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ КАЧЕСТВ.

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Погода» . Цель : развивать умение замечать изменения в природе, умение устанавливать простейшие связи

Труд : «Сбор мусора на участке» . Цель

Подвижная игра : «Зайка серый умывается» . Цель : закрепить умение соблюдать правила игры.

ОВД : «Развитие движения» . Цель : развивать навыки метания предметов на дальность.

Самост. деятельноять с кирпичиками, лопатками, машинками, веточками, семенами.

2-я половина дня :

Ознакомление с художественной литературой (не вошедшей в занятия) .

Чтение научно – познавательного рассказа «Прощальная песенка» .

Цель : учить слушать научно – познавательный текст, отвечать на вопросы простым предложением.

Сюжетно – ролевая игра : «Автобус» .». Цель :

ПРОГУЛКА.

Наблюдение : «Погода» . Цель : развивать наблюдательность, фантазию.

Труд : «Расчистка дорожек от листьев» . Цель : прививать любовь к труду в коллективе.

Подвижная игра : «Самолеты» . Цель : закрепить правила игры.

Самост. дея-ть : с прыгалками, куклами, совочками, машинками

Хозяйственно – бытовой труд : Ремонт игрушек. Цель : привлекать детей к ремонту игрушек. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Настольные игры : «АССОЦИАЦИИ» . Цель : Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Индивидуальная работа : закреплять представление о временах года с Ириной, Андреем, Захаром.

Дарья Александровна Преснякова
Календарное планирование по ФГОС

Календарный план по ФГОС . (средняя группа)

Тема недели : .

(НОД)

Утро Утренняя гимнастика : комплекс №21 совершенствовать навыки работы с мячом и укреплять физическое здоровье.

Беседа с детьми на тему : «Как вы понимаете, что такое семья?- закрепить представления о родственных отношениях в семье.

Индивидуальная работа : – поиграть в д/и «Отгадай-ка!» – закреплять умение описывать предмет по памяти.

(ОДРДМ)

Назначение дежурных по столовой – продолжать совершенствовать навыки самообслуживания.

(СДД)

Разыгрывание ситуации : «Семья» - способствовать повышению культуры общения со сверстниками, воспитывать доброжелательное отношение к ним.

Изобразительная деятельность (рисование) .

«Портрет моей мамы» . Совершенствовать умение рисовать портрет человека, правильно передавать пропорции; закреплять способы и приемы рисования цветными карандашами, умение правильно располагать изображение на листе. Воспитывать любовь к маме.

Двигательная деятельность.

вводная упражнения движений

Прогулка. Наблюдение за воробьями. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбное и заботливое отношение к птицам. Знакомство с поговорками и пословицами о птицах, чтение стихотворения В. Берестова «О чем поют воробушки…» .

П/И «Пчелки и ласточка» - формировать у детей умение действовать сообща, правильно выполнять роли в игре, развивать ловкость, быстроту.

Индивидуальная работа – поупражняться в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Труд– очистить участок от снега.

Д/И «О чем я сказала?» .

Вечер. Гимнастика после сна. Комплекс №2 повысить мышечный тонус, совершенствовать навыки выполнения упражнений.

Д/ И «Сложи из частей животное» способствовать развитию воображения и мышления.

Побеседовать с детьми на тему : «Что вы любите делать всей семьей» - способствовать формированию представлений о различных видах развлечений.

Индивидуальная работа– поиграть в д/и «Зима или весна» - формировать умение соотносить явления с временем года. Слушание музыкального произведения «Мамины ласки» муз. А. Гречанинова – обогащать музыкальные впечатления детей.

Практическое упражнение «Чистые ручки» продолжать совершенствовать навыки правильно мыть руки. Строительные игры : строим поезд – совершенствовать навыки сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала.

Календарный план по ФГОС . (средняя группа)

Тема недели : «Папа, мама, я – дружная семья» .

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

Утро Утренняя гимнастика

Беседа с детьми на тему : «Какие животные живут у вас дома? - способствовать развитию связной речи детей.

Д/и с детьми «Сложи из частей животное» - способствовать развитию воображения.

Индивидуальная работа : вспомнить геометрические фигуры.

Образовательная деятельность в режимные моменты (ОДРДМ)

Практическое упражнение «Хлеб- всему голова» формировать культурно-гигиенические навыки, учить правильно есть хлеб.

Самостоятельная деятельность детей (СДД)

Игры с пластмассовым конструктором «Построй дом для своей семьи» , обыгрывание построек - способствовать развитию конструктивных навыков и умений.

Математическое развитие.

Способствовать освоению состава числа, использовать модели, как средства решения логической задачи; умению различать и называть четыре основных цвета и геометрические фигуры; закреплять представления об основных строительных деталях.

Двигательная деятельность.

Вводная : построение в одну шеренгу, со сменой направляющего. Общеразвивающие упражнения : с султанчиками. Основные виды движений : прокатывание мяча друг другу; ползанье по гимнастической скамейке на коленях, с утяжелением на спине.

Прогулка. Наблюдение за деревьями в феврале – закреплять знания детей о деревьях, рассказать, как деревья переносят зиму.

П/И «Прятки» - развивать навыки ориентироваться в пространстве, использовать всю игровую площадку, развивать быстроту реакции.

Индивидуальная работа – поупражняться в подлезании под дугой.

Разыгрывание ситуации «Чиним машину» - совершенствовать умение владения игровыми действиями.

Труд – очистить веранду от снега.

Чтение сказки Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» - поддерживать интерес к чтению.

Индивидуальная работа : поиграть в игру «Интересные слова» - формировать представления о многозначных словах, предложить рассмотреть рисунки, иллюстрирующие разные значения одних и тех же слов.

Практическое упражнение «Самый аккуратный» формировать осознанное отношение к своей внешности, воспитывать стремление быть опрятным. Разыгрывание ситуации «Овощной магазин» - развивать умения применять знания об овощах и фруктах, о работе продавцов.

Календарный план по ФГОС . (средняя группа)

Тема недели : «Папа, мама, я – дружная семья» .

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

Утро Утренняя гимнастика : Комплекс №21 формировать и совершенствовать двигательные навыки.

Беседа с детьми на тему : «Какой бывает семья? Какая семья у вас?» закрепить знания о своей семье.

Индивидуальная работа : поиграть в д/и «Съедобное - несъедобное» - упражнять детей в классификации предметов по заданному признаку.

Образовательная деятельность в режимные моменты (ОДРДМ)

Практическое упражнение «Ловкие пальчики» формировать у детей навыки самообслуживания, способствовать развитию мелкой моторики рук. Самостоятельная деятельность детей (СДД)

Подвижная игра «Найди, где спрятано» совершенствовать навыки действовать в соответствии с правилами игры. Самостоятельные игры с настольными играми.

Музыкальная деятельность.

Музыкально - ритмические движения – продолжать формировать музыкально – двигательные представление детей, умение согласовывать музыку и движение. Репертуар – «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег, музыка М. Сатулиной. Роль воспитателя – участвует в выполнении упражнений. Слушанье – побуждать детей моделировать содержание музыкального произведения. Репертуар – «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев

Изобразительная деятельность (аппликация)

«Телевизор» совершенствовать навыки намазывать клеем детали и приклеивать их, вырезать округлые детали, срезая углы прямоугольника, различать детали по размеру, располагать их в определенном месте; прививать интерес к изобразительному творчеству.

Прогулка. Наблюдение за снегом – обсудить, что снег на участке имеет разные оттенки, и почему происходят такие изменения с ним.

П/И «Самолеты на задании» - совершенствовать навыки согласованно действовать в составе команды.

Индивидуальная работа – поупражняться в беге по наклонной, способствовать чувство равновесия.

Д/И «Ищем следы» - совершенствовать умение ориентироваться на территории детского сада. Способствовать развитию наблюдательности.

Труд– очистка выносного инвентаря от снега.

Вечер Гимнастика после сна. Комплекс №2 повысить мышечный тонус, совершенствовать навыки выполнения упражнений.

Дидактическая игра : «Какое время года» - совершенствовать умение соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года.

Индивидуальная работа – поиграть в игру «Что сначала, что потом?» - способствовать применению в игре знания о частях суток, о деятельности людей в разное время. Трудовые поручения «Лечим книги» уточнить представления детей о бережном отношении к книгам, уважать труд людей, изготовивших их. Разыгрывание ситуации «В парикмахерской» способствовать умению подбирать необходимые для игры материалы. Строительные игры : конструктор «Лего» способствовать развитию творческого воображения.

Календарный план по ФГОС . (средняя группа)

Тема недели : «Папа, мама, я – дружная семья» .

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

Утро Утренняя гимнастика : Комплекс №21 формировать и совершенствовать двигательные навыки.

Беседа с детьми на тему : «Куда вы путешествуете семьей?» расширить представления детей о различных видах путешествий.

Д/И «Столько-сколько» -упражнять детей в порядковом счете в пределах пяти, на слух определять количество хлопков, притопов.

Индивидуальная работа : поиграть в д/и «Магазин» - совершенствовать навыки находить нужную вещь по описанию.

Образовательная деятельность в режимные моменты (ОДРДМ)

Практическое упражнение «Режим дня» - систематизировать знания детей о режимных моментах в детском саду и дома.

Самостоятельная деятельность детей (СДД)

Разыгрывание ситуации «В кабинете врача» - расширять игровой опыт детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Развитие речи.

«Составление описательного рассказа по картине «Семья» . Развивать умение называть родственные связи (внук, внучка, дочь, сын, племянник, племянница, кто «глава семьи» и почему; упражнять в чтении стихотворений о членах семьи.

Двигательная деятельность.

вводная : построение в одну шеренгу, со сменой направляющего. Общеразвивающие упражнения : с султанчиками. Основные виды движений : прокатывание мяча друг другу; ползанье по гимнастической скамейке на коленях, с утяжелением на спине.

Прогулка. Наблюдение за работой дворника. – расширять представления детей о труде дворника в зимнее время года, обсудить назначение отдельных видов деятельности.

П/И «Перелет птиц» - способствовать развитию сопоставлять свои действия с правилами игры.

Индивидуальная работа – поупражняться в метании снежков в корзину – способствовать развитию двигательных навыков.

Разыгрывание ситуации –«Шоферы» -поддерживать проявление самостоятельности.

Труд– ремонтируем снежные постройки.

Вечер Гимнастика после сна. Комплекс №2 повысить мышечный тонус, совершенствовать навыки выполнения упражнений.

Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»

Д/и «Назови всю свою семью» - формировать грамматический строй речи.

Индивидуальная работа - д/и «Самый…» - активизировать в речи понятия, связанные с величиной предметов.

Дежурство в уголке природы : полив растений, удаление сухих листьев – вызвать желание ухаживать за комнатными растениями. Самостоятельная игровая деятельность детей с цветными карандашами. П/и «Найди где спрятано» - совершенствовать умения ориентироваться в пространстве в соответствии с речевым описанием местоположения предмета.

Что еще почитать