Как узнать, что вы стали подростком (для мальчиков). Основные виды подростковых манипуляций и способы борьбы с ними. Беседовал Леонид Виноградов

Часто родителям кажется, что хамство, дерзость, вранье - это ужасно, ребенок внезапно «испортился». Почему это нормально, объясняет подростковый психолог, Мария Завалишина

Ребенок все чаще пребывает в плохом настроении, становится раздражительным, грустным, замыкается в себе

Пубертат - очень сложный период, в этот момент происходят изменения не только физиологические, но и достаточно глубокие личностные. Кроме того, важнейшую роль начинают играть гормоны и нейромедиаторы.

В организме каждого человека есть нейромедиатор дофамин, который отвечает, если говорить простым языком, за ощущение счастья, благополучия, радости, безопасности и участвует в механизме, который обеспечивает стрессоустойчивость. Я недавно была на лекции у одного известного нейробиолога, которая как раз занимается в том числе, тем, что происходит с мозгом человека в пубертатный период.

Так вот, она рассказала, что исследования показывают, что базовый уровень дофамина у подростков снижается, это означает, что хуже работает система подкрепления, т.е. человека перестают радовать обыденные вещи и общий фон его настроения снижается, так же снижается его активность и он начинает искать приключений. Для того, чтобы как-то компенсировать свое состояние.

Это подтверждает то, что мы наблюдаем в своей работе, активно взаимодействуя с подростками и слыша слова их родителей. Даже если ярость кажется родителю неоправданной, поверьте, ребенок орет, хамит, хлопает дверьми потому, что реально очень сильно злится и не справляется со своими эмоциями. Ему физиологически сложно отреагировать адекватно ситуации.

Именно поэтому подростки, стремясь повысить уровень дофамина (неосознанно, конечно) выходят на улицу и начинают искать разные приключения, экстремальные вещи и новые опыты - только так они могут повысить свой уровень радости. При этом, насколько мне известно, на "приключения" выделяются большие дозы дофамина, чем у взрослых. То есть, система работает с большей амплитудой: базовый уровень ниже, а всплески интенсивнее. На «приключения» они реагируют с особенным удовольствием и радостью.


Ребенок выказывает пренебрежение к родительскому мнению

Если для младших детей взрослые являются важным ориентиром, а их мнение - истиной, то у подростка на первый план выходят сверстники. Одна из основных задач этого возраста - установление отношений со сверстниками. Вторая важнейшая задача - сепарация с родителями, отделение и приобретение независимости.

Эти задачи диктует ему природа. Этим и обусловлено негативное отношение к родителям, скорее, даже не негативное, а амбивалентное. Причем, тут есть ловушка: мнение родителей на самом деле продолжает для них быть значимым, но демонстрировать это в открытую нельзя - ведь подросток стремится к независимости.

Поэтому внешне он выказывает пренебрежение, а внутри более чем когда-либо нуждается в поддержке. Но он не может, как маленький, подойти и положить голову на плечо - он должен воевать, противостоять, защищать свою независимость, свою «территорию». И тут от родителей требуется невероятное терпение - важно не быть слишком настойчивыми, но и не игнорировать.

Важно, чтобы подросток знал, что родитель рядом и открыт к нему. Не воспринимать нападки подростка на свой счет, не отворачиваться от него, но и не пускать все это «бешенство» на самотек.

У ребенка снижается мотивация к учебе

В целом, у детей подросткового возраста снижается интерес ко всему - им перестает быть интересно ходить на кружки, на разные увлекательные занятия, снижается значимость всего этого. Если проводить много времени с подростками, станет ясно - их самые частоупотребляемые слова это «скука», «тоска», «мне скучно». Я бы это объяснила опять-таки снижением уровня дофамина - именно это может давать такой эффект.

Как мы уже говорили выше, их перестают радовать обыденные вещи. Постоянное чувство опустошения, подавленности, восприимчивость к любому стрессу. Ну, все не так фатально, скорее, общий фон настроения и мотивации к какой-то конструктивной (на взгляд окружающих) деятельности снижается. Наиболее активно и ярко проявляющийся и сохраняющийся интерес – это общение со сверстниками.

Со стороны это выглядит как «он все время сидит в телефоне», но на самом деле это и есть та самая необходимая коммуникация со сверстниками. Все остальное интересует подростка во вторую очередь - и это нормально.

Но тут так же важно родителю не быть слишком настойчивым, но и не пускать все на самотек. Важно, чтобы поддерживалось выполнение обязанностей, соблюдение договоренностей, чтобы подросток брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Хотя бы в том объеме, в котором это возможно.

Ребенок стремится примкнуть к какой-либо субкультуре

У детей ведь что в этот момент происходит - они ищут себя. А для этого им нужно разрушить все старое и построить новое. Они пытаются понять – кто я, чего я хочу, что для меня важно. И часто они эту свою идентичность ищут через отождествление с какими-то субкультурами – это вносит ясность. У них в голове мир крушится, пространство вокруг на куски разлетается, и им важно знать, что где-то их понимают и принимают - именно это они находят в товарищах по субкультуре. Поэтому часто все эти подростковые субкультуры охарактеризованы тем, что они восстают против мира взрослых. Ну ведь, как мы говорили раньше, противостоять взрослым очень важно, точнее, создавать видимость этого противостояния.

Ребенок начинает яростно охранять свое личное пространство

Комната становится крепостью, на компьютере - пароль, к личным вещам подростки относятся гораздо трепетней, чем раньше. Не потому, что они хотят скрыть что-то ужасное, как сразу думают многие родители, а потому, что это дает им ощущение собственных границ, ощущение самостоятельности, целостности, ощущение своей идентичности. И если родители в этот момент пытаются эти границы нарушить, лезут в личные вещи, устраивают проверки, то между ними и ребенком создается еще большая дистанция.

Родителям важно помочь ему в поддержании этих границ, отнестись к ним с уважением, это придаст его новому хрупкому миру устойчивости, а если родитель чем-то обеспокоен, то лучше говорить об этом открыто. Возможно, подросток ответит на это с благодарностью и сможет проявлять больше открытости, когда увидит, что на его территорию не посягают.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Для начала разговора попробуем, как нередко пишется в умных книжках, и говорится в не менее умных, скажем, академических лекциях — дать определение.

Сначала разумеется формальные — как трактуют термин «подросток » словари и энциклопедии.

Итак, энциклопедический словарь «Психология развития», статья принадлежит перу профессора К. В. Поливановой:

подростковый возраст — период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11-12 до 15-16 лет). В некоторых психологических исследованиях П. в. отождествляется с периодом пубертата, т. е. периодом полового созревания, так как в анатомо-физиологическом аспекте связан с интенсивным половым созреванием. Эмоциональная нестабильность, свойственная этому возрасту, связана, в частности, и с перестройкой гормональной системы, а также с генерализованными процессами возбуждения и торможения, так как нервная система в этот период не в состоянии выдерживать большие и длительные нагрузки. Половое созревание приводит к возникновению полового влечения, часто неосознанного, а также новых переживаний.

Характерным признаком этого периода является повышенный интерес к себе, своим способностям, к своим чувствам. Развитие рефлексии, осознание своих индивидуальных качеств, стремлений и ценностных ориентаций приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки подростков, что является одним из наиболее важных новообразований этого периода. В то же время осознание собственной уникальности, идентичности, а также свойственное этому возрастному периоду сравнение себя с окружающими (сверстниками и взрослыми) приводит к неустойчивости самооценки, амбивалентному отношению к себе.

Подростковый возраст — период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними.

Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, т. к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других. В целом для П. в. характерно относительное преобладание процесса индивидуализации по сравнению с присущими предыдущему возрастному периоду адаптационными процессами.

Среди негативных компонентов подросткового возраста отмечается увеличение конфликтности поведения, стремление к полной эмансипации от близких взрослых, снижение успешности учебных занятий. Эмоциональная неустойчивость, резкие изменения в поведении, колебания самооценки, так же как и социальная неопределенность этого периода могут приводить и к маргинализации подростков, поискам собственной культуры, стиля поведения и общения, отличающихся как от детских норм, так и от норм и правил взрослых. Возможно и развитие защитной агрессии, как реакции на давление взрослых. При неблагоприятных условиях в этот период могут развиваться так наз. отклоняющееся (девиантное ) поведение, различные невротические комплексы.

Много. Сложно. Серьёзно. Но ведь так вероятно и нужно, с нашей взрослой точки зрения, возраст то ведь куда как серьёзный…

Толковый словарь русского языка Ушакова ограничивается констатацией факта — ПОДРО’СТОК, тка, м. — мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет.

А вот что пишет в своём словаре В. И. Даль:

« …Подростень, подростыш, м. подросток, мальчик или девочка, или животное, на подросте. Подросточный, подростковый, к подросту относящийся. Дети на подросте, почти на возрасте, около 14-ти, 15-ти лет».

Вот так. Дети.

А теперь, то что вкладывают в «своё » определение сами подростки… Эксклюзивная орфография полностью сохранена.

« …Подросток — это человек, который не является взрослым и не ребенком. Это такой особый тип людей.

…это сгусток энергии, амбиций, интузиазма, наивности, ветрености, да и вообще я считаю, что подросток это несформировавшийся плод-монстр , от которого никогда не знаешь, чего ожидать. Подросток это истинное воплощение бездонного пространства, его возможности безграничны, если конечно есть на то желание.

…это человек, достигший 14 лет, у которого появилось больше прав, но не прибавилось обязанностей. Подростковый возраст самый лучший после дет. садовского.

…это существо требующее: внимания со стороны родителей (в России внимание детям уделяют только в Москве и Питере), свободы (не полной), обучения и самое главное понимания, как и все остальные люди.

…это человек в сложном возрасте, когда нужна помощь. В этом возрасте человек хочет все, когда очень много интересов, и очень много прозьб. Но еще это чень хорошая возрасть… Заканчиваешь школу, идешь в институт, перед тобой открывается новая жизнь! Но в этом возрасте человек нуждается в очень большом пониманием.

…это человек, который находится в таком возрасте, когда допускает больше всего ошибок в своей жизни, которые решают порой дальнейшую судьбу.

…это ребенок, хотящий казаться взрослым. Это ребенок, который открыл для себя дверь во взрослый мир. Он балансирует на пороге, но боится шагнуть. О подростках заботятся, потому-что подростки — это уже почти взрослые. Предполагается ответственность, которой нет.

… это, на мой взгляд, тот человек у которого в жизни появляются первые секреты от родителей, друзей. …это то человек, который уже может отличить плохого человека от хорошего. Мне кажется большинство подростков замкнутые, хотя на людях очень общительные.

…это животное, которое до человека еще не доросло. Существо живущее только инстинктами, запутавшееся в жизни и не представляющее нечего о чувствах. У подростков огромные проблемы с психикой.

…это бунтарь. Он воюет не только с окружающими, но и с самим собой. Его переполняют чувства, совершенно противоречивые и в то же время похожие между собой.

…это кошмар для взрослых. Потому что в этом возрасте они сильней всего меняются, начинают требовать чего-либо , грубят всем, права начинают качать, считают что весь мир против них.

…это определенное лицо, находящееся в возрасте от 13-17 лет. В общем это вся средняя и старшая школа.

… это человек нуждающийся в понимании и сочувствие у него есть права которые часто нарушаются. Ему нужно понимания это самое главное.

… это почти взрослый человек, такой переходный возраст от ребенка к взрослому. Понять такого человек сложно, потому что сам он еще не определился со своим характером, своими принципами и т. д. Есть подростки, которых ничем не отличить от взрослых, иногда они даже благоразумнее взрослых, по-моему мнению, из-за того, что многим пришлось переносить какие то неурядицы в детстве.
… это чуть подросший ребенок, у которого формирует мышление, мысли и характер, который только вживается в взрослую, сложную жизнь. Это человек, который «играет в машинку и пытается научиться водить ее в жизни».

… это человек, у которого появляется в сознание такое слово, как «маска ».

… это взрослый ребенок, которому хочется все попробовать.

… это человек, который начинает выходить из детства. … в возрасте от 12 до 19 лет, живущий в обществе. В этот период жизни у него формируются взгляды на жизнь, характер, позиция в обществе. Возможна не устойчивая психика. Энергичны, готовы ко всему новому. Постоянное изменение настроения.

…это индивидуально существо, у которого есть свои принципы, взгляды на мир, характер. Он абсолютно индивидуален во всем не похож на других. Он пытается себя познать, узнать о себе, что-то новое. И в конце концов выбирает определенную цель своей жизни.

…это человек, личность имеющая свои проблемы, интересы, вкусы и т. д. , но не достигшая совершеннолетия, зависящая от родителей. Многие говорят… типа всего-лишь подросток… но это всего-лишь может стоит куда больше, чем некоторые люди.

…это жвачное, плотоядное животное, которое выдвигает себя вперед или назад перед окружающими.

…это человек с комплексами своего возраста, и себе на уме…

… это человечек использующий свою жизнь на все 100%.

… это человек, который переживает самое или одно из самых лучших своих времен. В это время еще можно делать какие-то глупости.

… человек с обостренными чувствами, гармонами, набором эмоций не характерным для другого организма, ступень между человеком и ребенком с усовершенствованием чувств.

… Подросток — это человек с несформировавшейся личностью, подверженный как плохому, так и хорошему воздействию окружающей среды.

…это существо, отдельное ото всего мира, познающее себя, все чувства которого обострены до невозможности, до безумия, до крайности… Он много думает и мало спит. Или нет. Он совсем не думает и постоянно спит. Он противостоит всему, что попадается на его пути, и прежде всего себе. Он абсолютно никому и ничему не противостоит, а просто плывет по течению…

Подросток как китайское печенье, в котором никогда не известно, что внутри…»

Как говорится — почувствуйте разницу…

Сегодня речь пойдет:

Наркоманию уже давно признали бичом XXI века. О разновидностях и типах наркотических веществ написано много книг и статей. Сегодня же мы поговорим о признаках, которые помогут уличить человека в употреблении таких наркотических препаратов, как соль и спайсы .

Если вам кажется, что от героина или амфетаминов погибло больше людей, чем от всех прочих наркотических веществ, вы ошибаетесь. Сейчас в молодежной среде модны различные курительные смеси, миксы, которая, впрочем, не подходит для того, чтоб ею можно было солить еду. Наверняка вы много раз встречали надписи «соль», «микс» на асфальте или заборах с припиской номера телефона или электронной почты. Неужели распространение соли и спайсов не преследуется законом? И чем они так опасны?

Дело в том, что «соли для ванн» — дизайнерские наркотики. Так называют группу наркотических веществ, разрушающих психику, состав которых постоянно видоизменяется с целью обхода действующего законодательства. Их производители пытаются изобрести новую химическую формулы против той, которая была «зафиксирована» властью, чтобы в случае чего не попасть за решетку.

Спайсы же, представляющие собой различные курительные смеси, долгое время считались вполне легальными. В США и Европе их даже продавали под видом благовоний (ведь смесь-то травяная). Однако в 2009 году установили, что ключевыми компонентами таких смесей были вовсе не ромашка или мелисса, а особые синтетические каннабиноиды, представляющие опасность для жизнедеятельности человека. С тех пор такие курительные смесь запрещены в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Что нужно знать о спайсах

Если раньше человеку могли продать спайс под видом легального, а потому безвредного наркотического вещества, то сейчас распространение и хранение спайса преследуется по закону. Объясните это вашему ребенку, если он еще этого не знает. Вообще вопрос о курительных смесях, солях для ванн и проч. нужно обязательно затронуть в тех семьях, где растет подросток. Ведь опасность таких наркотиков в том, что родители могут даже не подозревать, что их ребенок курит спайсы. А непослушное чадо, в свою очередь, скорее всего не будет отдавать себе отчета в том, что оно делает.

Итак, спайсы представляют собой курительные травяные смеси, на которые нанесены особые химические вещества, разрушающие психику и здоровье человека. На данный момент существует около 6-7 таких смесей. Они различаются по цене и воздействию. Напомним, что в нашей стране распространение, курение и пропаганда спайсов запрещена. Если вы узнали о том, что ваш знакомый или коллега распространяет подобные наркотики — обращайтесь в полицию.

Симптомы, проявляющиеся у человека, который употребляет спайс:

  • бледная, палевая кожа, или кожа землистого, желтоватого нездорового оттенка;
  • красные белки глаз, суженные или, наоборот, расширенные зрачки;
  • слезоточивость;
  • «пространная» улыбка и безучастный взгляд;
  • нечленораздельные звуки, «каша во рту»;
  • необоснованные высыпания и покраснения, появляющиеся на коже;
  • резкие перепады настроения;
  • постоянно преследующее чувство голода, обостряющееся после приема наркотического вещества;
  • потные руки, обильное потоотделение;
  • сухой «шаркающий» кашель;
  • быстрая смена настроения и реакции: минуту назад человек сидел на стуле, сейчас он прыгает и скачет по комнате;
  • нервозность, вспыльчивость, агрессивность;
  • возможное нарушение координации движений;
  • перебои сна, частая бессонница;
  • неадекватное поведение, характерное для человека, который находится под воздействием алкоголя.

Если человек давно увлекается разными курительными смесями, у него рано или поздно начинают выпадать волосы, ногти становятся хрупкими и ломкими. Он самолично отравляет свой организм, нарушает свою психику. Люди, попавшие в зависимость от спайсов, могут месяцами находиться в депрессии и отказываться от общения с друзьями и знакомыми. И наоборот, иногда им нужно бежать посреди ночи к школьному товарищу, что-то делать, с кем-то коммуницировать.

Что нужно знать о соли

Такое наркотическое вещество, как соль, пришло в Россию относительно недавно, в начале двухтысячных годов. В 2010-х гг. в США забили тревогу: рост жалоб, связанных с употреблением именно этого наркотика, резко возрос. Продавец, который предлагал клиенту попробовать соль, настаивал на том, что она легальна, а значит не таит в себе никакой опасности.

Соль продавали повсеместно, начиная от заправок и заканчивая ларьками, стоящими практически в каждом дворе. Наконец, власти забили тревогу, стали вносить в реестр запрещенных наркотических веществ некоторые компоненты, входящие в состав «солей для ванн». Однако это не сильно спасло ситуацию, т. к. производители постоянно обходят законодательство, экспериментируя с химическими формулами таких солей.

Симптомы, проявляющиеся у человека, который употребляет соль:

  • спутанные мысли, неспособность здраво рассуждать и совершать обдуманные действия;
  • неадекватное поведение (например, вод воздействием соли человек может спрыгнуть с крыши, т. к. ему кажется, что он умеет летать);
  • способность часами заниматься одним и тем же монотонным занятием (перебирать пуговицы, пересчитывать пшено и проч.);
  • сильные галлюцинации, в том числе и слуховые;
  • агрессия и раздражительность, невозможность контролировать свое поведение;
  • чувство страха, паранойя, человек постоянно оглядывается и думает, что за ним следят;
  • восприятие действительности исключительно в мрачных тонах до тех пор, пока не последует новая доза;
  • дрожь в конечностях;
  • потеря веса;
  • мешки под глазами, вид больного человека;
  • расширенные зрачки сразу после принятия наркотика;
  • сухость и першение в горле, кашель;
  • сильное чувство жажды после очередной дозы;
  • судороги челюстного отдела;
  • бледность кожных покровов;
  • ослабление иммунитета;
  • неспособность вести нормальный диалог, поддерживать нить общения.

Люди, которые принимают соль, практически подписывают себе смертный приговор. Даже наркологи не вполне отдают себе отчет в том, как нужно их лечить. У наркоманов наблюдается ломка, тяжелейшие нарушения психики. Страдают их внутренние органы и системы, в особенности — почки и печень. Люди, попавшие в зависимость от соли, могут броситься под поезд или вскрыть себе вены, причем никакого обоснования, кроме как жажды очередной дозы наркотического яда, данному поступку не будет.

Как лечить

Если вы подозреваете, что ваш друг, товарищ или, что еще хуже, ребенок «балуется» спайсами или солью, вам нужно немедленно обращаться к врачу-наркологу. Откладывать посещение нельзя. Тем более нельзя надеяться, что человек осознает свою проблему и сам сможет бросить прием наркотиков. Это может сработать, если он действительно попробовал наркотик только единожды.

Поговорите с его друзьями и знакомыми, проверьте переписки в социальных сетях. Если увидите, что в диалогах мелькают такие слова и выражения, как «соль», «легалка», «скорость», «свист» и проч., есть большая вероятность того, что он употребляет наркотики.

К сожалению, очень часто больной отказывается от лечения или же и вовсе не желает признавать свою зависимость. Работники реабилитационных центров рассказывают, что к ним помещались даже такие пациенты, которые вообще не хотят признавать тот факт, что соль — это наркотик. В какой-то степени проще избавить человека от героиновой зависимости, чем от зависимости «соли для ванны», настолько страдает психика человека. Даже за несколько месяцев приема такого наркотического средства пациент может перестать различать реальность вымышленную и действительную. Такие люди, по сути, оказываются на грани жизни и смерти. Они не могут общаться, учиться чему-либо, работать, заводить семью.

Остается только надеяться, что правительство найдет выход из сложившейся ситуации и, в конце концов, «соль для ванны» окажется полностью под запретом. Берегите себя и своих близких, не забывайте интересоваться жизнью своего ребенка, его увлечениями, друзьями, с которыми он общается. Объясните своим знакомым и своим детям, какую опасность таят в себе с виду безобидные соли и спайсы

НАТА КАРЛИН

Один из самых сложных этапов становления человека, как личности – подростковый период. Он начинается в возрасте от 10 лет и заканчивается к 17 годам. Для каждого ребенка этот момент индивидуален, но заботливый и внимательный родитель сразу поймет, что с его чадом происходит что-то неладное. Главное в этот период – не разорвать ту тонкую ниточку, которая связывает вас с ребенком с рождения.

Начало переходного возраста характерно тем, что ребенок начинает разговаривать с вами на взрослом языке, при этом, делая поступки, которые характерны для ребенка. Это несоответствие пугает самого подростка, не говоря уж о тех, кто живет рядом с ним. В его голове толпятся мысли, тело пугает новыми ощущениями и формами, а и несправедливыми. В вихре стремительно происходящих изменений, подросток должен понять и простить окружающий мир и себя. Без помощи родителей это невозможно. Поэтому придерживайтесь в общении с «обновленным» человеком некоторых принципов.

Как родителям понять подростка и помочь ему

Основным правилом в общении с подростком считается общение. С ребенком нужно разговаривать, любыми способами, вызывая его на диалог. Они же еще дети и в разговоре все равно выскажут проблемы. Прямо или косвенно, главное – услышать и понять.

Вы испуганы поведением взрослеющего ребенка, и боитесь, что ответив отрицательно на очередную его просьбу, потеряете доверие? Вы скорее лишитесь всего вышеперечисленного в том случае, если из страха будете соглашаться на все безумные просьбы подростка.

Готовьтесь на каждый отрицательный ответ развернуто обосновать своего решения. Выслушивайте мнение подростка по поводу сложившейся ситуации со спокойной уверенностью взрослого человека, который точно знает, что делает. Не паникуйте, никогда. Видя ваше замешательство, ребенок может трактовать это по-своему. Он просто ослушается вас или уговорами, слезами, угрозами заставит вас переменить решение.

Никогда нельзя заменять на скользкое «может быть». Таким образом, вы даете своему ребенку надежду на то, что сменившиеся обстоятельства могут повлиять на ваше решение. И он начнет искать возможность переменить их.

Два взрослых человека.

Представьте себе ситуацию, когда вы разговариваете со своими родителями, а они начинают с вами сюсюкать. Согласитесь, вы будете чувствовать себя не совсем комфортно. Так почему вы считаете, что с подростком можно общаться, как с трехлетним малышом? Навязывая собственное мнение, родители не понимают, что вызывают бунт в душе ребенка. Если он не противоречит открыто, то делает это так, чтобы вы не узнали. Подросткам невыносимо сознание того что их все еще считают детьми. Они требуют к себе отношения, как ко взрослому человеку.

Понять своего ребенка-подростка не сложно – относитесь к нему, как к равному:

Разговаривайте спокойно и с достоинством;
Обсуждайте совместные проблемы;
Шутите.

Старайтесь быть рядом в тот момент, когда жизнь требует от него принятия взрослых решений. Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно последовал вашему совету. Лучше, если вы выскажите собственное мнение на создавшуюся проблему, а пути решения ее он выберет сам. Не ограничивайте свободу подростка до такой степени, когда он будет страдать от ощущения постоянной слежки. Некоторые родители слишком усердствуют в контроле над собственным чадом. Подростку нужна свобода мысли и действий, контролируйте его так, чтобы он об этом даже не догадывался.

Учить, и еще раз учить!

К 10 годам детям окончательно , учителя, уроки и учебники. А тут еще мама с папой, которые стараются научить его жизни. Если у вас есть взаимопонимание со своим чадом, вам не сложно будет объяснить ему, что это нужно для его же блага. В противном случае, не отступайте! Учите ребенка ответственности за собственные поступки, самоконтролю и умению принимать взвешенные решения. Если вы не дадите этого своему ребенку, может случиться непоправимое. И тогда, вам придется решать более серьезные проблемы.

Учите подростка следующим качествам и чувствам:

Организованность. Способность человека не останавливаться на достигнутом, и двигаться к намеченной цели – и целеустремленности. Учите ребенка тому, что жить без стремления к чему-то нельзя, у человека должны быть , которые требуют воплощения в жизнь;
Забота. Ребенок воспитывается среди взрослых, братьев, сестер и друзей, которые любят и оберегают его. Воспитывайте в подростке доброту, сострадание, мягкость, выдержку и внимательность по отношению к людям;

Позитив. Нельзя, чтобы ребенок «закрывался» в себе, не в силах решить какую-то «глобальную» жизненную ситуацию. Понятно, что он сам себя «накрутил» и теперь в панике ищет выход. Объясните подростку, что его «страшные» проблемы – результат самобичевания и к себе и собственной жизни. Постоянно уверяйте подростка в том, что он не страшилище, которым себя мнит, а очень приятный молодой человек. Достаньте собственные подростковые фотографии, покажите, каким были вы в его возрасте. Можно привести в пример фото звезд эстрады и кино. Благо, их множество в интернете. Мелкие провинности и ошибки вашего ребенка не стоят того, чтобы он буквально «казнил» себя за них. Объясняйте взрослеющему человеку, что в жизни бывают проблемы посерьезнее, чем то, что он сегодня . Каждый факт самоедства вашего ребенка, пресекайте на корню. Ищите правильные слова, примеры из собственной жизни, истории людей, которых знает ваш ребенок.

Скандал и агрессия.

Родители, которые отчаялись «наставить» свое чадо на путь истинный разговорами и пониманием, стараются сделать последнее, что считают возможным – они скандалят, угрожатют и ругают ребенка. Этого делать нельзя! Вы не только не добьетесь понимания и послушания, вы окончательно оттолкнете от себя подростка. Те крупицы понимания и контроля над ситуацией рассыплются в прах. Ответная реакция на ваше отношения может быть самой страшной – от до попытки суицида.

Кризис подросткового возраста – знакомое и страшное словосочетание для всех родителей. Оно означает то, что в переходном возрасте ребенок становится неуправляемым и агрессивным.

Учимся понимать подростков – изменения по возрастам

Попробуем разобраться с тем, что происходит в организме ребенка на каждом этапе взросления.

12 лет. Еще маленький или уже большой?

Это тот возраст, когда ребенок еще не может быть взрослым, но уже не хочет оставаться ребенком. Он копирует поведение и манеры тех, кто рядом, чтобы казаться старше. В этом возрасте ребенок уделяет пристальное . Девочки проводят первые эксперименты с косметикой, а мальчики с тяжелым вздохом разглядывают прыщи в зеркале. Помогите ребенку в этом – купите специальную гипоаллергенную косметику для дочери и научите правилам наложения макияжа. Мальчика порадует действенное средство от угревой сыпи на лице.

Дети становятся медлительными и стараются замкнуться в себе. Теперь главное – не дать уползти им, как улитке в раковину, откуда потом их слишком трудно достать.

13 лет. Гиперактивный и перевозбужденный.

К 13 годам в организме подростка начинают происходить бурные процессы, которые принято называть гормональными изменениями. Это один из самых активных периодов в развитии и становлении ребенка, как взрослого человека. Теперь он научился отличать взрослое поведение от детского, и прекрасно знает, что все большие дяди и тети – самостоятельные люди. Стараясь казаться самостоятельным, подросток совершает одну из самых неприятных ошибок в своей жизни – он абстрагируется от родителей и перестает признавать их авторитет. Если упустить этот период, можно прийти к плачевным результатам.

В этом возрасте подростки особенно неуправляемы. Доказывая свою состоятельность и независимость, они начинают действовать назло родителям. Не путайте это отношение со злостью и агрессией ребенка по отношению к вам. Он так же любит вас, как и тогда, когда был маленьким. Но теперь им движет незнакомое дотоле чувство противоречия. Подросток, скорее всего, сам не рад тому, что он делает, но не может изменить себе и оспаривает каждое, сказанное вами слово. Не кричите на него и не ругайте за «вредность». , а этот период скоро закончится.

15 и 16 лет. Еще не личность, но надежда есть.

Если в прошлом ребенок принадлежал душой и сердцем только вам, то теперь пришло время делиться. У него появляются друзья, знакомые и , которые отдаляют вас от ребенка. Теперь только от вас зависит, останетесь вы друзьями или чужими, непонимающими друг друга, людьми. С появлением новых людей вокруг подростка, моральные нормы, убеждения и жизненные принципы, которые вы вкладывали в его голову много лет, дают трещину. Теперь перед ним есть другие люди, которые воспитаны по другим правилам. Не удивительно, что перед ребенком встает вопрос – кто прав? Неужели мама и папа, которые ежедневно твердят о самосовершенствовании и самоконтроле? Ведь, проще и веселее жить, как новые знакомые – блуждая по улицам в поисках приключений и не утруждать себя «лишними» проблемами. Это тот момент, когда вы строго, но ненавязчиво должны контролировать сферу общения ребенка. Если вы изначально знаете, что он дружит с детьми, понятия которых не идут вразрез с убеждениями вашей семьи, легче будет понять подростка и его душевные метания.

Почему родителям трудно понять подростка, которому 15 или 16 лет? Ответ – они забыли себя в этом возрасте. Вспомните первую любовь, первый раздор с другом, когда вы не сошлись во мнениях, первый поцелуй. В этом возрасте слишком многое случается впервые. Подростку трудно справиться с наплывом эмоций, и ощущением собственного бессилия перед сложившейся ситуацией. Важно дать понять ребенку, что он не один, что вы всегда поможете и поддержите его. Его проблемы – ваши проблемы, но решение принимать должен он сам. Главное, чтобы они были взвешенными и обдуманными. Воспитывайте в подростке чувство ответственности за близких и любимых людей.

Наряду с житейскими понятиями, в ребенке формируется мировоззрение. Он получает много знаний от учителей, интересуется историей и науками. Его взгляды и суждения становятся обширны и многогранны. Этот возраст характерен тем, что человек находится на вершине умственного и психического развития.

Слушайте своих детей, дайте им возможность высказывать собственное мнение. Ведь только в общении зарождаются теплые, дружеские отношения, которые вы сохраните на всю жизнь.

15 февраля 2014

Как понять, что ваш ребенок вырос и теперь может гордо именоваться «подросток» — и вести себя как подросток? Вот три признака, которые обнаруживаются внезапно, к которым родители обычно с трудом адаптируются и которые надо просто пережить — ну, или устроить дома еще один санузел, если есть такая возможность.

Конец семейным ужинам, или Еды, да побольше!

У родителей, до того как они перешли в разряд родителей подростка (РП), возможно, сформировалась привычка ужинать в семейном кругу. Если собраться всем вместе за столом удавалось не каждый день, то ужины ценились вдвойне. Приходишь домой с работы выжатый как лимон, быстренько накрываешь на стол — а дальше наслаждаешься не только простой домашней едой, но и обществом близких. Вот оно, счастье!

И вот однажды родитель, отработав, как всегда, целый день, спешно готовит ужин, успевая мимоходом навести подобие порядка, и, сняв с огня кастрюлю или сковородку, зовет чадо к столу. А в ответ слышит:

— Я не хочу есть.

— Я уже поел.

Трагический. Вы силой тащите чадо за стол. Ужин проходит в зловещем молчании.

Комический. «Вот здорово! Нам больше достанется!»

Мелодраматический. Вы нагружаете едой поднос и ставите его под дверь комнаты чада.

Мстительный. Громко хлопнув дверью, вы уходите ужинать в ресторан.

Нулевой. Вы вообще никак не реагируете.

Все зависит от того, насколько серьезно РП относится к вопросу питания и насколько хорошо понимает, что возврат к уютным семейным трапезам может еще случиться — через несколько лет. Одни родители упорно продолжают ставить на стол лишний прибор («Может, все-таки придет?»), а другие вообще перестают приглашать подростка к столу («Будет знать, как выламываться!»).

Можно поступить и проще: поставить порцию чада в холодильник, приложив записочку: «Приятного аппетита». Читая ее, чадо улыбнется, хотя РП, увы, этого не увидит.

В раздражении РП способен вообще отказаться от борьбы, объявив детям, что в семье вводится самообслуживание: дескать, еда готова, разбирайтесь сами, кто и когда будет есть. Поначалу этот прием может показаться заманчивым, но сбор грязной посуды вряд ли заменит полноценное общение за семейным столом и явно не повысит статус РП, рискующего превратиться в директора столовой.

Единственное, что остается, — это глубоко дышать и улыбаться. Еще неплохо взять и приготовить что-нибудь особенно вкусное, что любит вся семья. Разносящиеся по квартире аппетитные запахи наверняка привлекут строптивого подростка, и он не удержится и спросит, заглянув на кухню: «А когда есть будем?».

Немало сюрпризов таит в себе и проблема количества поглощаемой пищи. У подростка-мальчика скорее всего неожиданно проснется волчий аппетит, тогда как подросток-девочка будет маниакально считать калории — вряд ли ее обойдет стороной современное помешательство на худобе! А ведь есть еще и друзья подростков ...

Потратив полсубботы на поездку за продуктами, РП забивает шкафы и холодильник, уверенный, что семья обеспечена полезной и вкусной едой как минимум на неделю. Но не проходит и двух дней, как, вернувшись вечером домой, он обнаруживает, что на полках — шаром покати, если не считать скомканных упаковок.

Тут РП открывается истина: оказывается, друзья его чада, которых он сам разрешил приводить в дом, — это полчища термитов, в общем безобидных, но жутко прожорливых. Они сметают все, включая пирожное и мороженое, и при этом ни на грамм не толстеют. Какая несправедливость!

РП сердится, а зря. Он должен сказать термитам спасибо — если бы не они, он наверняка забыл бы про свою низкокалорийную диету и соблазнился кусочком торта.

Очередь в ванную

Исключая те редкие случаи, когда у РП имеется собственная ванная комната, обычно это место в квартире, куда всем всегда надо одновременно.

Когда подросток надолго запирается в ванной, РП чувствует себя не в своей тарелке: сколько ему еще ждать, чтобы посмотреться в зеркало? И что он в нем увидит?

Поскольку ванная предназначена для индивидуального пользования, можно порекомендовать РП установить строгий график посещений с ограничением по времени, а за несоблюдение регламента наказывать нарушителей отправкой в конец очереди.

Тогда РП не придется попусту нервничать, и он сможет подставить себя живительным струям душа, полюбоваться своим атлетическим сложением или стройным силуэтом, убедиться, что за ночь нигде не появилось лишних жировых отложений, и, наконец, привести себя в порядок, чтобы не стыдно было предстать перед коллегами или друзьями.

Подростки — не только девочки, но и мальчики — уделяют огромное внимание своему внешнему виду. Тело для них — своего рода «визитная карточка». Отсюда повышенный интерес к декоративной косметике, гелям, лосьонам для бритья, дезодорантам и духам. По той же причине подростки обожают смотреться в зеркало — не потому, что самосозерцание доставляет им удовольствие, а потому, что обеспокоены, какими увидят их другие.

Не помешает повесить в комнате подростка зеркало. А второе в прихожей. И еще одно на кухне. Нет ничего дурного в том, чтобы время от времени окидывать себя беглым взглядом.

Идеальный отпуск — без подростка

Родителям подростков просто необходимо время от времени менять ритм жизни и привычки. Полезно иногда расслабиться, позволить себе маленькие удовольствия: поспать подольше, почитать, заняться спортом... Хоть ненадолго забыть о жестком графике, которому подчинена вся жизнь: закупить продукты на неделю (которые сожрут ненасытные термиты), убрать квартиру, проверить уроки и так далее.

Попробуйте хоть изредка махнуть рукой на свинарник в комнате чада, не обращать внимания на галдеж в его комнате и не думать о подстерегающих его опасностях. Вы круглый год пашете как лошадь — вам нужен отдых.

Вы свободный человек, и у вас своя жизнь. Свои муж (жена), друзья и желания. Выйдя хоть ненадолго из вечного стресса, вы на многое посмотрите другими глазами.

На самом деле РП только об этом и мечтает, и это абсолютно нормально. Поэтому он имеет полное право время от времени позволять себе несколько дней отдыха — без ребенка. К сожалению, мало кто из родителей на это отваживается.

Имея искаженное представление о действительности, РП свято верит, что отпуск, проведенный вместе с чадом, поможет забыть о конфликтах и позволит закопать топор войны в песок солнечного пляжа.

Правда, он хорошо помнит последний отпуск, который 14-летний подросток, не перестававший дуться и грубить, превратил в ад кромешный. По всей видимости, ему было скучно без сверстников, и на следующее лето РП предлагает сыну (дочери) взять с собой на недельку пару друзей. (В душе надеясь, что их родители ответят любезностью на любезность: летние каникулы длятся долго.)

Приятели наверняка сохранят об этом лете самые лучшие воспоминания: гулянки до утра, сон до обеда, масса развлечений и полный холодильник.

Со своей стороны, щедрый РП проклинает тот миг, когда его осенила эта безумная мысль. Ни минуты покоя, чудовищная ответственность, вечная забота — чем накормить такую ораву, невозможность ни в чем отказать гостям, постоянно занятая ванная комната... Не отпуск, а дурной сон.

Лишь на следующий год до РП наконец-то доходит банальная истина: у него и у его ребенка-подростка — разные интересы.

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "Как понять, что ребенок стал подростком? 3 признака"

Раздел: Усыновление (Воспитание приемных детей- подростков, проблемные подростки). Как "задолбал" подростковый возраст.У кого ещё так? Может я одна такая?

Обсуждение

Ира, вот видишь там внизу тему, что бывает хорошо с приемными, так ты не забывай, что там пишут те, кто может еще полгода или год писали, что все - край, беспросветный мрак и безнадега. Я сама три месяца назад была готова своего младшего к психиатру тащить, потому что поведение было ну очень невменяемым. А потом раз и наладилось, потерпели, поработали и сейчас вполне съедобный ребенок.
У тебя, а скорее у Кати, сейчас есть объективные причины для съезда крыши на бок, надо помочь ей, надо не упустить, сжать зубы и держать крепко, помнишь как в сказке Иван-царевич держал Марью-царевну, пока она в его руках превращалась то в змею, то в других разных гадов. Удержал до конца, не выпустил и кончился ряд превращений, стала она на веки прекрасной царевной. Так вот и ты потерпи, только будь сильнее, чем твоя дочь, слабостью здесь дел не поправишь. Ты не сдавайся, ты же помнишь куда вела ребенка все эти годы, так и продолжай идти этим же путем, не иди у нее на поводу. Только будь намного Умнее(хитрее) ребенка, пока она командует ситуацией, а тебе надо предугадывать ситуацию, логически просчитывать что во что выльется, все как в бизнесе. И не переставай попрежнему быть феей для ребенка, не баловать, а именно исполнять желания, хоть иногда, одними ежовыми рукавицами подростка не удержишь.
Обнимаю, переживаю за вас.
Все будет хорошо, только надо ночь простоять, да день продержаться.

02.03.2018 12:36:06, О-к-с-а-н-а

Ир, я в личку написала.

В подростковый возраст надо-переходить на отношения взрослый-взрослый. Потому что у подростка есть на это запрос. И в каждом человеке тоже есть как взрослый, так и ребенок.

Обсуждение

Большое спасибо всем ответившим. Вы помогли привести мысли в порядок. Теперь я знаю, что и как говорить, чтобы не навредить неосторожным словом. Именно это и не давало мне покоя.
Поможет ли? Естественно, не знаю... Но очень надеюсь, что мама сможет обрести веру в то, что все его косяки можно исправить. Не сразу, но можно. И последовательные действия должны дать результат. Еще раз: СПАСИБО всем.

Знаю в точности такой же случай. В течение 3-х примерно лет, с 10 до 13, под лозунгом "Сохраним ребенка в семье" матери пытались помочь друзья и родственники (брали ребенка пожить), волонтеры (оплатили психолога, составили план реабилитации, который мать, естественно, не стала выполнять), священники (взяли ребенка пожить в монастырь - через день потребовали ребенка забрать немедленно; ну и по месту жительства окормляли, причащали и исповедовали); непонятные знакомые матери, - как ниже писали, "с яйцами", - мужского и женского пола, "лечили" в том числе и ремнем, трэш и жесть; психиатры (дважды мальчик лежал в ГПБ по 1,5 месяца); полиция (мать вызывала, когда сын дрался особенно болезненно).
В итоге ребенок сначала в СРЦ, затем в ДД, мать лишена прав, на апелляцию не стала подавать, потому что сочла, что не справится. Каждую неделю ездит к нему в ДД, возит гостинцы. Он традиционно шлёт ее на 3 буквы, а она улыбается и транслирует ему любовь и принятие.
В любом учреждении ребенок показывает себя как адекватный, здоровый с т.з. психиатрии, умный, честолюбивый, хорошо обучаемый, артистичный, хорошо воспитанный. Красивый еще. В ФБД висит, - конфетка, не ребенок. 14 лет, шансов на семью нет. Да и не надо, наверное. При всём вышесказанном, он болезненно любит мать.
Просто с такой бесплотной желеобразной матерью ему было невыносимо тревожно, и он наполовину осознанно добился перевода в более предсказуемые условия существования.

Обсуждение

Просто к слову пришлось: за последние 5 лет мои девочки ровно 11 раз ездили в летние лагеря. 5 математических, 2 компьютерных, 2 языковых, 2 спортивных. В языковые больше не поедут никогда. То ли там не умеют подбирать вожатых, то ли возвышенно-гуманитарные взрослые парят в облаках, не обращая внимания ни на что, но по рассказам дети там делали что хотели, легко уходя от контроля. К примеру, через год моя проговорилась, как здорово было гулять ночью по крышам зданий. Во всех остальных детей пасли достаточно жестко, из спортивного двоих отправили через неделю после начала смены "за несоответствующее поведение".
При этом оба языковых лагеря были раза в полтора дороже прочих.

Ваши опасения понятны. Но если вам напишут про ужасы-ужасы, то какая альтернатива? Три месяца она будет сидеть дома? На даче или вф берете отпуск? Моя вот хочет работать. Хотя бы месяц. Но негде:(

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Обсуждение

По моим наблюдениям за несколько лет все дети из топовых физмат школ, которые были призёрами регионального этапа совершенном спокойно поступают туда, куда хотели. Уж какая-нибудь олимпиада в 11-м да выстрелит. И С ЕГЭ у них проблем не наблюдалось. Вы как-то слишком категоричны в оценке знаний ребёнка: недобрать чуть-чуть до проходного балла на ЗЭ, победитель-призёр других олимпиад - это теперь называется отупел? :)
Проанализируйте этот год, может быть от какой-то особо сложной или специфической олимпиады стоит отказаться, а что-то, наоборот, добавить в список.
Ну и тупить в 10-м классе над одной задачкой на финале - вариант нормы. Ваш не первый и не последний в этом:) в 11-м обсудите с ним ещё раз тактику, но они там уже и сами поответственнее себя ведут.
А в остальном все в порядке вещей - усталость накопилась, так это у большинства школьников наблюдается к концу третьей четверти (даже если у вас другая система).

Для моего 10 классника (да и для меня тоже) лучший отдых это прогулка. Сын играет в футбол (не только в выходные, но и в будни вечером с 8 до 10. А потом прекрасно дрыхнет). Просто прогулки. И не обязательно куда-то ехать в дальние края. Можно вечером по центру москвы с удовольствием прогуляться. Вот вчера на Маяковке качался на качелях с друзьями. Фотографирует Москву вл время прогулок. прогулки и настроение повышают и мозг расслабляют. Учится ребенок в серьезном физ-химе.
А ваш гуляет с друзьями?

Психология, переходный возраст. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация...

Обсуждение

Хочу вас поддержать, только не опускайте руки! Вырастив дочь с похожими проблемами, очень мне всё это знакомо. Пинайте, заставляйте, контролируйте каждый день. Всеобщими усилиями дочь закончила хорошую гимназию с 2 четверками: русский и английский из-за дислексии, хотя английский тоже могла бы лучше. В институте по англ. одна из лучших в группе. Правда, после окончания ею школы, невролог требовался уже и мне, но я понимала, что никому мой ребёнок не нужен и продолжала её пинать и заставлять учиться. Зато сейчас она мне благодарна, что я гоняла её от телевизора и заставляла уроки делать. Но характер не улучшить...
Всё у вас будет хорошо. Желаю побольше терпения.

Здравствуйте! Пройти мимо не смогла. Это Вы про нас пишете. Все то же - 13 лет, ММД+СДВГ, мой тотальный контроль уроков, его полное отсутствие мотивации... В общем, ВСЕ про нас - кроме: "Как итог, у него отвратительный характер, у меня предельно расшатаны нервы". Чего их расшатывать-то? 24 двойки - это в течении триместра? Или итоги за триместр? У моего только по истории 17 двоек было в триместре подряд... - но там "коса на камень", личная неприязнь к учителю. Ну и пересдал все на четверки, учили вместе, итоговая "3". И по другим предметам двоек в процессе - полно. Но и четверок полно.
Мне кажется, что дело в нас. Очень трудно осознать и смириться, что ребенок просто болен. Вроде же он не псих и не дурак, соображает неплохо. И кажется, что "этот...гад..." специально доводит до белого каления своей "ленью" и "отсутствием мотивации". А у него просто мозг в той части, которая за самоконтроль отвечает, не развит. Может, еще разовьется, а может уже и нет... Кмк, психолог нам, взрослым, нужен. Это мы больны перфекционизмом, а достается детям. А ребенку не психолог нужен, а невролог. Помочь немного. Моему весной-осенью прописывают медикаменты, мне кажется, что помогает. Ну и на отметки я наплевала. Стараюсь каждый (через) день проверить каждый урок, выясняю, что не понял. Стараюсь объяснить. Через скандалы, да, не без этого. То есть запускать нельзя, и сын уверен в неотвратимости проверки знаний (не ДЗ!) А двойки - это его проблемы, он их сам исправляет как-то. Ну троечник-четверочник, да. Сможет ли до 11 класса доучиться - скорее сможет, чем нет. Но только под моим контролем, увы. Судя по детям из класса - середнячок, не хуже всех. По русскому - попробуйте другого репетитора, у моего в прошлом году была женщина - учитель с многолетним стажем, он ее обожал. Задавала мало, объясняла понятно, по делу, ее задания он бегом делать бежал, после занятий с ней прошел в "гимназический" класс (скоро наверное в обычный выгонят оттуда). Нашла ее на repetitors.ru
По поводу психологов - мы в 5 классе ходили в центр "Рост", это СЗАО, вот перечень [ссылка-1] таких центров по Москве. В своем районе надо записаться. Это бесплатно, нужно позвонить, объяснить проблему, записаться на первичный прием к психологу. Там неторопливо все, т.к. бюджетная организация, но нам реально помогли. Занимались и я и сын, в разных группах, по разным программам. Я например просто по другому стала относиться к всякой фигне типа вызовов в школу и бардака в квартире) И еще совет: поддерживайте и пытайтесь понять не чужих тетенек-репетиторов и учителей, а своего родного ребенка, ему нужнее. Все равно же свой, не злитесь на него и много проблем сами снимутся, правда! Терпите, он вырастет, будет Вашей защитой и опорой, а пока Вы его любите и защищайте.
Если Вам показалось слишком нравоучительно - простите, не хотела. Опыт наших походов к платным психологам - не очень положительный (не слишком результативный), поэтому некого посоветовать.
Удачи Вам, терпите, "время работает на нас"!

Средний подростковый возраст - период развития большинства проблем поведения. Проблемы подросткового переходного возраста. Конфликты с родителями, проблемы в...

Что еще почитать