Необычные статьи о проекторах дизайн человека. Как быть проектором и как взаимодействовать с проектором

По статистике Дизайна Человека Проекторы составляют 21% населения земного шара.

Что такое Проекторы — не самый простой вопрос. Дело в том, что Проекторы как Тип стали рождаться только с приходом в мир девятицентровой матрицы, а значит, это совершенно новая история.

Типы отличаются аурами. У Проекторов так называемая фокусирующаяся аура. Если в поле Проектора попадает другое живое существо, его аура фокусируется на Джи Центре этого существа и «считывает» о нем всю информацию. Именно поэтому Проектору, во-первых, комфортно иметь дело с другими тет-а-тет и не слишком комфортно быть в компании из нескольких человек, а, во-вторых, совершенно неосознанно Проектор «знает» очень много о своем собеседнике.

Технически Проектором является тот, у кого в Бодиграфе не определен Сакральный Центр, а моторы (если они определены) не имеют выхода в Горло. Проектор относится к неэнергетическим Типам, потому что доступ к своим определенностям он получает только в момент распознания.

Распознанный Проектор открывает в себе способность направлять энергию пригласивших его в свою жизнь Генераторов лучшим для них образом. Однако этот дар начинает «работать» только при корректном распознании и приглашении в жизнь. А чтобы его получить Проектору нужно учиться терпению ждать.

Естественно в мире Ложного Я ни один Проектор не умеет и не хочет ждать. С малых лет осознанно или неосознанно Проектор «читает» энергии Генераторов и из ума устраивает свою жизнь так, чтобы она крутилась вокруг них, любимых. Никто не умеет манипулировать лучше, чем Проекторы Ложного Я. Однако тело проживающего некорректно свою жизнь Проектора не становится «довольнее» от даже самых выгодных манипуляций — органы Проектора Ложного Я производят химию, которая проявляется как горечь и обида. «Меня не ценят по достоинству», «Меня не видят таким какой я есть» — вот главные темы этой обиды.

Если повезет, Проекторы встречаются с Дизайном Человека — и погружение в изучение этого знания невероятно облегчает ожидание корректного приглашения, а также понимание того, как функционирует этот мир и люди в нем. Если нет, то Проекторы находят для «погружения» какие-то другие вещи, которые сулят ему успех.

Успех — магическое слово, это «подпись» Проектора, увидев которую в статьях о том, что обретает Проектор в результате корректного проживания своего Дизайна, каждый Проектор вдохновляется и готов воспрянуть духом. Нужно правильно понимать эту подпись. Никто из нас не пришел проживать свою жизнь сам по себе — мы все связаны, а Проектор — больше всех. Раз его «задача» распознавать энергии других людей, то и подпись «успех» относится к другим людям. Да, Проектор может познать сладость успеха, но только это будет успех распознавших и пригласивших его Генераторов. Таким образом, реализация генетического потенциала Проектора напрямую зависит от его корректности и уважении своего Дизайна — следовании своей Стратегии ждать распознанного приглашения и своему Внутреннему Авторитету.

Стратегия Проектор имеет специфический аспект ожидания. Если Генератор находится в ожидании всего, что бы не предложила ему жизнь, чтобы услышать отклик своего тела, то Проектор ждет Приглашения. Не нужно умалять значения этого события. И не нужно путать настоящее приглашение в жизнь с рекламными трюками типа «приглашаем вас посетить наш салон»… Человек или люди, распознающие природу Проектора, своим приглашением «берут» его в свою жизнь. Это большая ответственность и для «приглашающей стороны», и для Проектора, потому что принимая приглашение, он «сдается» жизни вместе.

Проектор ждет приглашения, чтобы ответить на самые важные вопросы: где и с кем жить, кем быть и кого любить. И почти всегда на все эти вопросы отвечает одно приглашение.

Проекторов около 20%, они принадлежат к неэнергетическому типу и не имеют постоянного доступа к энергии. На практическом уровне это означает, что Проектор может во вторник проснуться полным сил и желания что-то делать, а в среду не понимать, почему его тело отказывается быть бодрым, и уже пятая чашка кофе не действует, в четверг снова испытать прилив сил и прожить день в активности, и т. д.

Роль Проекторов — направлять других людей. Все их способности, весь их мистический дар заключается в том, чтобы считывать возможности и потенциал других и с помощью правильных вопросов или подсказок направлять их энергию в нужное русло. В консалтинге с применением Дизайна Человека принято считать, что руководителем любого значимого для бизнеса подразделения должен быть именно Проектор. Способность "считывать энергию" — заслуга ауры Проектора, четкой, фокусированной на одном человеке в одну единицу времени. Аура любого Генератора — это словно попасть в чьи-то объятия, теплые и дружественные. При этом такая аура безадресна — она привлекает всех подряд. Аура Проектора — это словно телекамера направленная на одного человека. Именно эта аура делает Проекторов одновременно очень привлекательными и отталкивающими, поскольку также похожа на пистолет, направленный прямо на тебя.

К сожалению, при всей глобальности задач и широте возможностей, большинство Проекторов находятся в "непробужденном" состоянии и далеки от реализации своих целей, поскольку заняты лишь одним — привлечением к себе внимания. Можно сказать, что "пробудившегося" Проектора легко узнать по двум критериям: во-первых, он перестает врать, не навязывает себя и не ищет внимания, а во-вторых, 80% его обращений к другим людям составляют спокойные вопросы в манере Сократа, а не директивные указания. Награда за это — успех.

Тема ложного "я": горечь

Интуитивно понимая, что рядом с другими людьми он чувствует себя лучше, более сильным и наполненным энергией, Проектор с ранних лет учится… манипулировать. Цель манипуляций проста — получить доступ к энергии другого человека. Проекторы могут пытаться это делать весьма экстравагантными способами — от тонких полунамеков до настырного навязывания себя в качестве друга, собеседника или партнера. Кроме того, что это неприятно и иногда даже болезненно для других людей, это также бессмысленно. Ни один Проектор не может получить энергию таким образом. Окружив себя неправильными людьми, Проектор часто чувствует горечь и обиду — люди, которые рядом, не понимают и не ценят истинных талантов и возможностей Проектора. И это наполняет его обидой, печалью и разочарованием. Чем старше Проектор, тем больше у него внутри горечи.

Горечь — тема "ложного я" Проектора. Обозленный на весь мир старик, спивающийся, ругающий политиков, не имеющий друзей — это, чаще всего, Проектор. Проекторы вообще мастера обвинений всего вокруг, своего рода это форма защиты от горечи внутри. Плохо все — босс, работа, друзья, страна, последний фильм. В чем же секрет? Секрет в том, чтобы получить очень личное и персональное "приглашение": в отношения, дружбу, работу, близкие контакты. Ждать, пока… заметят.

Поэтому первое, что можно порекомендовать любому Проектору — это заткнуться и перестать привлекать к себе внимание. Перестать приглашать самого себя и других во что либо. Самые важные уроки Проектор получает молча. Читая книги, смотря фильмы, просто наблюдая за собой или другими людьми. Чаще всего, только находясь в молчании и состоянии "мне ничего не нужно от этого мира", Проектор может получить "приглашение".

Стратегия: ждать приглашения

Приглашение нередко звучит формально. Но за словами "Я приглашаю тебя… (в свой бизнес, жить со мной…)" стоит мощный карт-бланш: я вижу тебя, я принимаю тебя, я хочу только тебя и никого больше. Настоящее "приглашение" чаще всего неожиданно — его не ждешь. Оно очень радостно и приятно. Оно решает массу вопросов и открывает новые возможности. Оно соответствует скрытым ожиданиям Проектора, а еще чаще превосходит их. Оно показывает, что человек тебя "купил" таким, как ты есть на все 100%. Как правило, большинство Проекторов знает, что такое настоящее "приглашение" и как его отличить от просто красивых слов.

Проектор Рэндольф Ричмонд, отвечающий среди прочего за сертификацию профессиональных аналитиков Механики Человека, в одном из интервью так описал "приглашение":

"В свое время мне довелось узнать, что такое настоящее приглашение и как оно действует. Тогда еще мир не знал о механике человека. Я работал врачом в какой-то посредственной клинике, моя работа была мне малоинтересна, как и все происходящее вокруг. Окружающие казались мне идиотами, к моим идеям никто не прислушивался, вечерами я тихо спивался. Но затем случилось что-то. Главный врач клиники уходил на пенсию. Правление должно было назначить нового управляющего — процедурой тайного голосования. И выбрали меня. Я пережил незабываемое ощущение того, как за твоей спиной из ниоткуда появляются крылья. Судите сами. Я не был самым лучшим врачом. У меня всегда был не самый покладистый характер. Мои навыки организации работы не отличаются каким-либо изяществом. Более того, я много пил и люди об этом знали. И тем не менее, они выбрали меня.

Я проработал на должности главного врача этой клиники 30 лет. Пить я бросил почти сразу же. Ну, и что вам сказать? Уже через пару лет клиника расцвела: я добился фантастических бюджетов от правительства, мы отбирали лучших врачей, с бытовой точки зрения в ней было одно удовольствие находиться (ну вы понимаете: правильные диваны в приемной, куча зелени, люди, которым не безразличны страдания других). Попасть в нашу клинику стало считаться редкой удачей. Отбросив скромность, скажу, что в этом была моя заслуга. Я это сделал. Члены правления пригласили меня сделать это и, фигурально выражаясь, позволили управлять энергией клиники и ее персонала. И я управлял. Подумайте о Наполеоне, которого пригласил французский народ спасти страну. Подумайте о Кеннеди, которого выбрали американцы. Все, что проектор умеет делать — это управлять энергией других, энергией людей, которые признали этот его уникальный дар. Но этот дар бесполезен, пока проектора не заметят и не пригласят".

"Приглашение" для Проектора должно ответить только на четыре вопроса: "Кого любить?", "С кем жить?", "На кого работать?" и "С кем дружить?". Это смыслообразующие вопросы. Не нужно впадать в крайности: ждать приглашения зайти в магазин или пойти на встречу вовсе не обязательно, если, конечно же, на этом не настаивает внутренний авторитет Проектора. Разумеется, не все приглашения нужно принимать, а за каждым правильным приглашением последует другое.

Ждать приглашения проектору мешает его самый большой страх — остаться незамеченным. Вопрос "Кто меня заметит, если я буду просто сидеть и ждать этого приглашения?" предсказуемо задает каждый Проектор. Да, нет гарантий, что каждый Проектор получит свое признание, но можно быть уверенным: направляющая и фокусирующая аура Проектора и стоящий за ней потенциал чувствуется на расстоянии. Тот, для кого она будет комфортна, обязательно даст знать. И наградой для Проектора будут так значимые для него правильные отношения, друзья, работа и пространство для жизни.

Проектор в отношениях

Проектор должен принять формальное приглашение — это для него единственный путь войти в отношения. Так, например, если женщина интересуется мужчиной-Проектором, она может пригласить его к себе домой поужинать, и наоборот. При этом, если вы пригласите его в "МакДоналдс", они получат впечатление о несколько другом качестве энергии, чем получили бы в дорогом ресторане. Здесь важна природа приглашения. Если вы не приглашаете Проектора, а просто спрашиваете или говорите, что хотите быть с ним, то такие отношения будут полны горечи для него.

Проектор должен ждать, и должен быть готов ждать приглашения. Приглашение должно быть прямым, а не косвенным вида "Я думаю, он хочет пригласить тебя" или "Я думаю, он интересуется тобой" — такое не работает. Оно должно быть непосредственным и формальным: "Я приглашаю вас танцевать". Проекторы созданы для того, чтобы их замечали и приглашали, и в этот мир они пришли для того, чтобы получить правильного партнера.

Любой Проектор может "клюнуть" на видимость приглашения. Также приглашения имеют свойство заканчиваться. Проектор всегда чувствует, когда у другого, того что рядом, больше нет энергии для него или она начинает подаваться с ощутимыми перебоями, в обмен на что-то. Большинство Проекторов мастера поддерживать иллюзию приглашения, убеждая себя "у нас такой период отношений", "нам нужно просто реже видеться, чтобы мы успевали соскучиться", "мы сходим к психологу" или "мне нужно научиться принимать этого человека со всеми его тараканами". Нет ничего страшного в том, что приглашение закончилось. Это означает, что одна из совместных целей Проектора и Генератора была выполнена и теперь время ждать следующих задач, которые наверняка могут быть лучше, интереснее и необычнее. Особенно, если оба проживают Свой Дизайн.

Проектор-ребенок

Ребенок-Проектор нуждается в распознании, ему нужно быть распознанным в том, чем он является. Его нужно в буквальном смысле пригласить на танец жизни, пригласить в любовь, в карьеру. Если снова взять в качестве примера ребенка, которого спросили, хочет ли он играть в теннис или нет, то Проектора следовало бы формально пригласить любым способом. Более того, ребенка с Дизайном эмоционального Проектора нужно не просто пригласить, а сделать повторное приглашение без каких-либо попыток заставить принять приглашение сразу. Неэмоциональный же ребенок, который растет в эмоциональной среде, будет постоянно обусловлен волной эмоций, которую он станет постоянно отражать и притягивать.

В юные годы Проектора обуславливают быть энергетическим типом. Природа этой обусловленности такова, что он застревает, делая разную работу и находясь в различных отношениях, которые, по сути, никогда ему не подходили и не предназначались. Вместо того, чтобы получить доступ к возможностям манифестирования и генерирования, которые, как правило, для него имеются, Проекторы, в итоге, приходят к тому, что чувствуют себя истощенными. Их жизненный опыт набил им оскомину (озлобляет их, делает угрюмыми и раздражительными), и они полны горечи.

Роль в истории

Исторически Проекторы имели возможность реализовать свой потенциал в самую последнюю очередь, потому что миром всегда правили энергетические типы. В своей массе их не замечали, но постепенно утверждающееся новое положение дел позволит им занять свое место администраторов.

В нашей футбольной команде Проекторы — это полузащитники. Их сила — направлять всю игру, координировать игроков, наблюдая, где энергия может быть использована наиболее результативно, то есть, когда можно забить гол.

Известные проекторы: Нельсон Мандела, Дж. Кеннеди, королева Елизавета II, Фидель Кастро, Иосиф Сталин, Ошо, Мик Джагтер, Барбара Стрейзанд, Мерелин Монро, Вуди Аллен, Стивен Спилберг, Леди Ди, Бертольд Брехт.

Аура — Кто Ты?

Аура это частота. Невидимое глазу поле вокруг каждого существа. Мы живём каждый в своём коконе, и даже не подозреваем, какой сигнал выдаёт наша «капсула».

Кто Ты? - вот сигнал, исходящий от Проектора, сфокусированный и направленный вовне, в саму суть другого, от Я к Я.

Кто Ты? — вот каким образом Проектор приходит к себе — оказывая такую невероятную услугу другому: помогая узнать себя и реализовать энергию с удовольствием. Благодаря этой особенности своей ауры — сфокусированной и впитывающей — Проектор реализует то, что предназначено, через другого.

Если вы Проектор, оставьте «Кто Я?» Генератору — это их сфера интереса. Кто важен в моей жизни? — вот ваш вопрос по сути. Вот где вы можете обнаружить Себя.

Отсюда и название типа: аура, как прожектор, светит вовне и высвечивает там массу интересного. Проектор тип неэнергетический, его аура ищет доступ к энергии. Проектор обладает потенциалом распознать качества и аспекты другого человека, которые можно развить, использовать или извлечь из них пользу. И лучший способ для такого взаимодействия - один на один. Таким образом Проектор может оказать самое глубокое влияние.

Проектор намного уязвимее когда, скажем, по долгу службы пытается инструктировать больше одного человека одновременно. Его поле впитывает из фокуса и распознаёт индивидуально. Проектор, общаясь с несколькими людьми, постепенно сужает фокус внимания до 3-х, 2-х наиболее интересных, пока не придёт к одному.

Встретить своего, кому можно полностью отдать своё внимание — вот это дело. Вот к чему предрасположен Проектор.

Генетическая Подпись — Успех и Признание

Когда Проектор вмешивается в жизнь другого без приглашения — давая даже, может быть, ценнейший, но не прошенный совет — он узнаёт, что такое горечь. Многим Проекторам знаком этот вкус. Он подсказывает: стоп, пути дальше нет, подожди. Горечь это тема так называемого Ложного Я. В Механике Человека этим термином обозначается идентификация ума с тем, чем вы НЕ являетесь.

Проекторы испытывают горечь когда инициируют первый шаг. Или когда создают/поддерживают иллюзию приглашения. Так что горечь всегда сигнализирует о том, что энергия используется не корректно. Это мощная подсказка.

Вот что ещё очень важно. Находясь в окружении других, учиться вовремя остановливаться. Почувствовать, когда достаточно. Проекторы интенсивно отражают и усиливают энергию своими открытыми центрами. В этом их сила: они как бы «читают» другого. Отражают другого, впитывая информацию.

Если не понимать, как это работает, и раз за разом по привычке отождествляться с внешним источником энергии как со своим собственным, когда-то придётся платить по счетам. За энергию, которая бралась «взаймы» и благодаря которой работал наизнос, в кредит.

Скажу прямо: Проектор здесь не для работы. И попытка определиться через действие — это тоже игры ума Проектора.

Оказавшись вне источника энергии Проектор приходит в себя и чувствует реальное истощение. Привычка вкалывать нездорова. Оставьте это Генераторам - вот у кого сила. Но при этом — недостаток координации. И вот здесь Проектор как нельзя кстати. Мы нужны друг другу. И красота такого контакта — когда это происходит по взаимному согласию и с обоюдным уважением.

Работа

А что же работа? А как же работа? Чем заниматься Проектору, если «вы здесь не для того, чтобы работать»?

Стоп. Здесь как с инициацией. Не надо переводить это с русского на русский и получать «сидеть, ждать и ничего не делать».

Учитесь. Постигайте систему, которая вас зацепила.

Проектор создан для проектов, где нужно его руководство, где он сможет эффективно направить работать других, четко ставя задачи исходя из своего внутреннего ощущения того, что ИМЕННО ЭТОТ человек способен делать лучше всего и быть довольным собой. В этом суть контакта «инопланетянина» — Проектора с земным созидателем Генератором: успешные, особенные, личные отношения, питающие и того, и другого.

В коллективе Проектор может быть идеальным Альфа. Он может отвечать за руководство, исполняя роль менеджера, администратора, лидера команды или президента, как Барак Обама. Проектор важно понимать, за что он отвечает. У него есть способность проявить свой дар в любом проекте, где нужен СИСТЕМНЫЙ подход и КООРДИНАЦИЯ в том, что и как должно быть сделано.

Дары и трудности

Когда речь идет о неэнергетическом Типе, то первая вещь, которую необходимо знать, это то, что он обладает величайшим даром - способностью управлять энергетическими Типами. Он делает это прекрасно. И это то, для чего он здесь. Роль этих людей — управлять энергетическими Типами. Проекторы имеют талант распознавать тех, кто может что-то делать, и они здесь не для того, чтобы быть энергетическими Типами, а для того, чтобы читать их энергии. Это посредники между Манифесторами и Генераторами. Без Проекторов между этими двумя Типами не было бы баланса. Проекторы обладают талантом соединять их.

Проекторы — великие организаторы, и у них есть дар сводить людей. Они могут направлять энергетические Типы, так как они могут говорить им, как наиболее эффективно использовать их энергию. Проекторы совершенны в создании сети людей, потому что они знают, что такое энергия.

Все Проекторы хотят от жизни, чтобы их распознали энергетические Типы. В тот момент, когда Генератор или Манифестор распознают Проектора, он может пользоваться энергией распознавшего его человека, и он получает шанс начать проживать свою жизнь таким, каким он является на самом деле. Это означает, что он может начать распределять энергию. Таким образом, реализация личности Проектора и его достижения зависят от присутствия в его жизни правильных для него людей. Генетический дар Проекторов - в прочитывании людей вокруг него.

Проектор — это Тип, получающий признание окружающих больше других. Их всегда замечают. Некоторые из них проводят большую часть своей жизни, стараясь спрятаться, потому что их все время замечают и выделяют, и признают. Ловушка заключается в том, ЧТО признается другими. Проекторы редко замечаемы по тем качествам, которыми они истинно обладают. Другие люди замечают в них то, что им хотелось бы увидеть. Истинная же сущность остается нераспознанной, что приносит им горечь и обиду.

Проекторы постоянно признаваемы, но сами они при этом чувствуют глубокую растерянность из-за того, по какому признаку их признали. Давайте возьмем в качестве примера Проектора с каналом 41/30, каналом признания чувствования. Если кто-нибудь подойдет к этому Проектору и скажет: «у тебя такой красивый голос»,- то это будет не о нем, так как в этом случае Горло не определено. Или: «Ты такой смелый»,- тоже не то, потому что его Сердечный Центр, где «сидит» смелость, не определен. И у нашего Проектора останется чувство горечи, потому что он не распознан в точности. А если не замечено, не распознано качество, которое присуще ему, то он не может использовать свою энергию. Говоря буквально, ему нечего делать.

Неэнергетические Типы должны обладать энергией. Они имеют право на энергию. Но что случается с ними чаще всего. Так это то, что им приходится брать обусловленную энергию, поскольку их собственная энергия законсервирована. Для глубоко обусловленного Проектора очень трудно различить истинное и ложное распознание. Если Проектор с неопределенным умом принимает признание от человека, который говорит, как ему нравится, как мыслит этот Проектор, то он вполне может закончить ментальным заболеванием. Если Проектор в своей жизни принимает что-то, что ему не принадлежит - он заболевает от этого.

Проекторы часто умирают от энергетических заболеваний, потому что они чувствуют, что нуждаются в энергии других людей, и от обиды, что их не распознали, стараются сами стать энергетическим Типом. Только когда они распознаны, они получают чистую энергию. Когда кто-то приходит к Проектору 41/30 и говорит: «Мне нравится, как ты чувствуешь!», то этот человек действительно разглядел его, и он получает доступ к энергии. Распознанные Проекторы бесценны для других, потому что их дар - приводить в движение. Если перед вами лежит карта Проектора, знайте, что всю свою жизнь этот человек живет с чувством горечи и обиды, потому что никто не может разглядеть его. Никто не любит в нем то, что на самом деле есть в нем Никто не распознает и не уважает в нем его истинную сущность. Вы должны сказать ему следующее: «Посмотри, единственное место, где ты можешь быть распознан другими, это твоя определенность. Когда ты слышишь, что люди произносят ключевые слова твоей определенности, знай, что они распознали тебя, потому что твоя определенность открывает твое качество и силу». Если вы обладаете логическим умом, и кто-нибудь говорит вам: «Мне нравится, как ты думаешь», это означает, что этот человек распознал ваш ум, и вы получаете от этого распознания доступ к энергии. Вы должны быть распознаны в том, кто вы есть на самом деле. В противном случае, энергия, которую вы берете, сделает вас больным, не только психически. Она поставит вас в неправильное для вас окружение, и вы привлечете к себе ауры, которые не будут для вас здоровыми. Проекторы, желающие быть Манифесторами или Генераторами, страдают от истощения и выгорания. Они генетически не оборудованы, чтобы быть энергетическими Типами. Каждый ребенок обуславливается своими родителями быть деятелем. Дети-Проекторы приходят в этот мир, и все, что они хотят - это быть замеченными. Родители говорят ребенку-Проектору: «Я знаю - ты можешь это сделать». Могут или нет, они в любом случае испытывают горечь, что их просят сделать вещи, которые они не могут делать.

Родители, не распознавшие своих детей, лишают их возможности ранней реализации их полного потенциала.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос счастливым. Они думают, что могут сделать своих детей счастливыми и успешными, если покажут им, как быть Манифестором. Как идти и делать то, что хочется. Они делают это от невежества и непонимания механики. Родители, которые распознали в своих детях-Проекторах истинные качества, дают своим детям шанс выразить эти аспекты в их характерах. Истинное распознание родителями позволяет детям чувствовать свою силу истинных возможностей и выражать ее в этом мире. Такие родители никогда не указывают своим детям, что они должны делать и никогда не спрашивают их.

Вопрос Проектора: ЗАМЕТЯТ ЛИ МЕНЯ? Распознание важно для них оттого, что только таким образом они смогут сыграть свою роль в этой жизни: быть посредниками между Манифесторами и Генераторами. Проектор, если он не распознан, полон горечи. Итак, мы имеем людей, которых наказывают, людей, которые1 расстроены, и людей, полных горечи и обиды. Они чувствуют негодование, когда их не распознают. И способ, которым можно распознать Проектора — это распознание по его определенности. Если кто-то приходит к человеку с определенным каналом упорства, 28/38, и говорит: «Мне нравится твоя сила воли», то этот кто-то не распознал Проектора, который будет полон обиды от этого. Если кто-то другой говорит ему: « Мне нравится, как ты чувствуешь», то это будет фальшивый комплимент. Но если кто-то говорит: «Мне нравится твой задор побороться», то Проектор почувствует себя распознанным и ощутит уважение к тому, кто он есть. В момент, когда Проектор распознан, он немедленно получает доступ к энергии Генератора или Манифестора. В распознании они получают возможность производить или проявляться. Проекторы нуждаются в знании того, что только люди, которые распознали их, могут обеспечить их возможностями, в которых они нуждаются в своей жизни, чтобы наполнить ее. Ключ для Проектора состоит в том, чтобы ждать слов или указаний на то, что их реально увидели и распознали.

Зеркало Проектора

В отличии от Генераторов все остальные три типа, в том числе и Проекторы не имеют определенного Сакрального механизма в своем теле. Откликаться на жизнь нечем. Соответственно у них нет и возможности определить себя в себе. Проекторы, как и два других несакральных типа, никогда не смотрят в себя, потому как там внутри все равно ни хрена не видно. Фокус внимания Проекторов всегда в другом, в том, кто в данный момент в их энергетическом поле. Кто этот человек, какие у него желания, стремления, возможности, какой потенциал, в чем его сила, где его слабости? Кто он, этот другой? И именно те, кто окружают Проекторов, являются зеркалами их жизни. Проекторы смотрятся в другого и определяют себя. Что в другом гармонирует с ними, а что несет диссонанс. Видя определенные качества другого, Проектор может распознать их в себе или же понять их отсутствие у себя. В «Собака на сене» Лопе Де Вега слова Теодорро о пощечинах графини - «Разбила зеркало, в котором вся ее гордыня отражена в своем уродстве». Не всегда в другом видится приятное отражение.

В партнерстве Генератора и Проектора Генератор всю жизнь таскается со своим зеркалом в себе, но смотрятся в него оба и каждый видит себя. Проектор налегке. Генератор - энергетический тип, Проектор - нет. По силе и ноша. Здесь проявляется суть Стратегии Проекторов - приглашение. Зеркало это не твое и чтобы туда посмотреть необходимо разрешение хозяина. А разрешение возможно, только если ты способен видеть истинную картинку - вот здесь бриллианты, а вот здесь хлам.

Основная преграда для следования Стратегии с детства - страх что не заметят, страх что не признают, страх что не пригласят. Поэтому лезут ко всем сами, демонстрируя свои умения и навыки. Как результат - обида, горечь и отсутствие успеха в жизни.

Хорошо бы подождать приглашений и не лезть из кожи в гости, дабы не получить по соплям.

Зеркало, в котором отражается Проектор в другом.

Главное — это открытия, совершаемые методом проб и ошибок. И темой жизни исследователя является закладка прочного фундамента. Обязательным является то, что фундамент закладывается как в психологическом аспекте жизни, так и в материальном плане. По своему дизайну Вас очень привлекает наблюдение и анализ всего окружающего и себя самого также.

С Вашей точки зрения любой предмет должен быть изучен досконально, на самом глубоком уровне. И Вам невозможно представить жизнь без самого интересного и захватывающего занятия — добраться до сути вещей, чтобы убедиться в том, что они достаточно надежны, чтобы на них можно было положиться. Тщательной проверке подвергаются не только предметы, вещи, но и люди, отношения. Причем, из-за того, что Вы исследуете всё очень глубоко, многие вещи (и, кстати, люди) не выдерживают такой тщательной проверки, после чего Вы отбрасываете их, как ненужные. Вы - чемпион по выявлению фальши.

Но Вы очень нужный и полезный индивид, потому что

Ваше предназначение состоит в том. чтобы постоянно подвергать сомнению ценность вещей и людей вокруг. Да, высокое, нужное предназначение, это очень нужно и Вам и обществу — найти фальшь, научится мгновенно ее выявлять… Но с другой стороны, предназначение толкает Вас постигать жизнь самым трудным способом. Ошибки, которые Вы совершаете в жизни, постепенно раскроют данное Вам от природы жизненное предназначение, которое с возрастом будет становиться все более ясным. Ваше истинное предназначение заключается в том, чтобы обнаруживать то, что не работает и сообщать об этом окружающим людям. Как только Вы находите дефект в том, что встретилось на пути, Вы достигаете своей цели, и можете двигаться дальше - испытывать следующий объект. Вы всегда пытаетесь найти в жизни всё надёжное и долгосрочное, поэтому Вам понадобится много времени, чтобы обрести чувство настоящей стабильности. Тем не менее, несмотря на все шишки, которые Вы набьете себе по дороге, жизнь не заставит Вас отказаться от поиска. Ваше упорство, в конце концов, все равно победит.

На ранних этапах вашей жизни процесс проб и ошибок может вызвать затруднения, потому что Вам будет трудно найти в своей жизни что-либо стабильное. Но так и должно быть, это логично. Неуверенность, которую Вы чувствуете, идёт скорее с генетического уровня, чем с эмоционального. Это чувство призвано подталкивать Вас к проверке на прочность всего окружающего, чтобы Вы могли определить то, что действительно надежно. Вы должны снисходительно относиться к себе в жизни. Каждая ошибка, которую Вы совершаете – это открытие, которое становится базой для вашей мудрости, обретенной на своём опыте. До своих 40 лет Вы не сможете реализовать полностью свой потенциал человека с огромным опытом в области того, как не стоит делать то или это.

Близкие отношения могут стать для Вас настоящим испытанием. У Вас внутри постоянно есть сомнения по поводу ваших отношений: надежны ли они? Правильны ли? В отношениях Вам необходимо, чтобы ситуация была у Вас под контролем, и как только Вы чувствуете, что утратили контроль, Вы готовы разорвать эти отношения и двигаться дальше. Отношения в вашей жизни будут развиваться по модели вашего профиля: Вам необходимо выяснить, как делать не надо, пока, наконец. Вы не найдете правильные отношения. Наиболее удачными в этом смысле для Вас будут те отношения, которые Вы сможете сами регулярно разрывать (например, уезжать куда-то).

Люди профиля 1/3

Люди профиля 1/3 — это начало всего. Они абсолютно важны для нас и для нашего процесса. Мы бы реально не имели бы знаний о том, как построить дом, чтобы он нафиг не развалился через 2 секунды. Потому что эти люди в первую очередь создают группу ученых, так как имеют генетически встроенную способность учиться, и учиться таким образом чтобы узнать истинную правду о вещах — как они на самом деле работают. Так что, когда мы смотрим на профиль 1/3, мы видим единицу которая пришла в этот мир, чтобы быть исследователем. Это личность, которая пришла в этот мир чтобы учиться, чтобы в итоге стать учителем других людей. Это личность, которая пришла в этот мир с ощущением глубочайшей небезопасности, потому что эта личность испытывает страх от того, что она не знает с надежными ли она вещами имеет дело. И этот страх гонит первую линию в обучение. Нет лучших учеников на этой плнете, чем люди с профилем 1/3. Мы всегда благодарны судьбе, когда на семинарах появляются люди с профилем 1/3, потому что мы знаем, что если процесс запущен, то это люди, которые будут копать глубоко и станут глубоко компетентными. И что на их знания могут реально положиться те, кто с ними будет иметь дело. Профиль 1/3 — это личность, которая нуждается в исследовании. Это личность, которая ощущает страх от того, что она не знает, с чем она имеет дело, что она не прокопала вещи на самом деле до конца, до их завершения, чтобы понять — это хорошие вещи или это плохие вещи. В терминах дизайна мы говорим, что первая линия находится в процессе обнаружения надёжности. Поэтому вы теперь хорошо сможете понять, что психологическая проблема, которая имеет отношение к психологическому здоровью 1 линии - это комплекс неполноценности. Все люди первой линии несут в себе комплекс неполноценности.

Они постоянно страдают от этого комплекса неполноценности, потому что не знают что это никакой не комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – это термин этого мира, это термин ложного я, где люди профиля 1/3 не знают, как им проживать свою стратегию и обнаруживат вещи правильные для них. Они идут копать вещи, которые никто им не предлагал.

Это действительно психологическая проблема, болезнь всех людей с 1 линией и мы говорим о генетической непрерывности. И если у вас есть достаточное количество 1 в дизайне — это болезнь психологическая, которая будет идти фоном в вашей жизни, если даже у вас профиль не 1/3.

Имея большую часть единиц в дизайне, Вы постоянно, большую часть жизни, можете чувствовать себя неполноценным: вы чувствуете, что не знаете того, не знаете этого, что не успели дорыть…. Очевидно: все люди с 1 по личности будут явственно отслеживать тему психологического дискомфорта, которую можно обозвать в кавычках комплексом неполноценности. И на самом деле, это постоянное стремление докопать вещи до конца и завершить процесс своего образования в этом, когда Вы почувствуете завершенность, и что можете выйти в мир и дать людям то знание, которое завершено. Поэтому процесс личности профиля первой линии можно назвать процессом завершенности, 1 линия постоянно стремится завершить насколько можно тотально полнее свой процесс знания о том или ином предмете. Не имеет значения, что это. Это может быть знание о кранах)). Если человек 1/3 решил поставить новый кран — уж он покопает, будьте уверены. Он не пойдет в первый попавшийся магазин сантехники и не купит первый попавшийся кран, как это сделает 3\5. Он перероет весь интернет, журналы, ТВ-шоу, он посмотрит все данные – все фирмы, все краны, которые только существуют, он проделает действительно исследовательскую работу. И когда он почувствует, что он проделал ее до конца — вот тогда это будет человек, к которому будет лучше всего обращаться по поводу того, что лучше установить в мойку. И в этом случае профилю 3/5 лучше не идти в магазин, а лучше спросить у профиля 1/3, что там у нас с кранами. Просто сам факт: вы знаете, что человек профиля 1/3 поменял кран. Всё. Знайте, что он знает об этих крана всё. Он эксперт по кранам. Если это касается физики – это касается физики до самого конца. Если это будет касаться какого-нибудь препарата медицинского – это будет касаться до самого конца. Это люди, которые имеют стремление завершить свое образование по любому предмету, который входит их жизнь. А вот тема тройки в этом мире по гексаграмме, и тема, которую нам дают транзиты — из какого места космоса они приходят — это тема заблуждений и ошибок. Так что человек с профилем 1/3, имея личностное и персональное стремление учиться и прокапывать вещи глубоко — он своей судьбой будет постоянно встречаться с вещами, которые будут раскрываться как неработающие, как неправильные, как вещи, которым нельзя верить. Потому что в своем личностном процессе, двигаясь с вещами, которые он будет исследовать, он будет обнаруживать, что эти вещи бьют по нему определенным образом. Как наш человек, который купил самый лучший кран, лучший по качествам и лучшей фирмы, но этот кран сломается через 3 дня. Так будет обнаружено, что это вещь, которая не работает. И он пойдет, сменит этот кран, глубже изучит и обнаружит что-то, что работает в плане кранов. Скорее всего, он найдет какое-нибудь ноу-хау. Потому что 1/3, покупая кран, совершает ошибку, ведь он приходит в мир как исследователь и неработающий кран приведет его к исследовательской деятельности. Скорее всего, через свою ошибку и не доверяя кранам, он выйдет на совершенно новую конструкцию и может быть, придумает ее сам. 1/3 — это самый творческий потенциал, существующий во вселенной

Человек с профилем 1/3 — это не только комплекс неполноценности, но и потребность в уединении. А проблема эта из-за того, что мы не знаем механики. Никто не знает ничьей механики – ни своей собственной, ни партнеров, поэтому 1/3 кажутся странноватыми, потому что у них есть глубочайшая потребность в уединенности. 1/3 — это глубоко саморефлектирующий профиль. 1/3 ничего не может узнать об окружающм мире, если кусок информации, который он ухватил из этого мира, он не затащит в свою пещеру и не будет там разбирать на части. 1/3 не может производить анализ, если он находится среди людей. Вот он здесь, с вами, и вот он уже вас не хочет, потому что ему надо проанализировать, что вы такое. Сейчас вместе с вами он не может этого сделать, но ему нужно узнать, надежный ли вы человек и можно ли вам доверять. И тогда 1/3 стремится убежать в свой дом, в свою комнату, чтобы там сесть и думать. Это великие мыслители. Они сидят и думают, они думают сутками о вас, когда они с вами пообщаются. Они думают месяцами о предмете науки или искусства, с которым они имеют дело. Они думают и для них это не только наслаждение, но и потребность, потому что процесс анализа – это то, что они есть… Это единственный профиль, который имеет обе линии гексаграммы из нижней триграммы. Это единственный профиль, который не обладает трансперсональными навыками, не знает, как иметь дело с внешним миром. В процессе жизни он обучается, как иметь дело с одними людьми и уже понимает, как иметь дело с людьми в принципе, но он имел дело только с одними людьми — он понятия не имеет, как иметь дело с другими людьми. Поэтому, когда он встречается с другими людьми, он вляпывается.

Когда 1/3 встречается с «новым» человеком, для него он всегда будет неадекватен: он будет вести себя не так, он будет говорить не то, он будет неадекватен для вас потому что он так вел себя с теми, которых он уже «прокопал» и где все это работало и было выяснено что так вести себя нормально. А вы абсолютно новое существо, и он пытается перенести паттерн наработанного на вас, но это уже не работает и можете себе представить что с профилем 1/3 это происходит повсеместно и везде. Это не только люди, это вещи, это всё. 1/3 пришел с генетическим незнанием внешнего мира. И, поскольку это профиль абсолютно сосредоточенный на «внутри себя», он обрабатывает внутри себя. Это существо занимается самоанализом. Он анализирует то, что приходит к нему в жизни, но он анализирует их с перспективы: а что для меня эти вещи? Не с перспективы «а что вообще эти вещи», а что «для меня» эти вещи, каков я в этих вещах, как для меня эти вещи работают. Это глубоко, глубоко, глубоко самоувлеченный профиль. Здесь нет эгоцентризма. Когда 1/3 с вами поговорил и на полуфразе обернулся и поскакал куда-то, а вы стоите, как дурак — это не эгоистическое поведение. Это просто 1/3, который даже не заметил, что он сейчас с вами разговаривал. Потому что он заметит это только у себя дома, прокручивая свой день обратно. Он может вас увидеть только в своих воспоминаниях вечером у себя в комнате. Таков профиль 1/3 и, к этим людям нужно относиться с глубочайшим уважением: они проделывают очень тяжелую работу, психологически тяжелую — в мире ложного я они все время плывут с комплексом неполноценности.

Мы не можем сказать что 1/3 — это легкий профиль. Тройка – это мутационная линия, и она наследственно слабая. Это означает, что люди с телом 3 обладают слабыми членами.Они обладают наследственной слабостью органов, хрупкостью. И в то же время помним, что тема 3 линии — это ошибки. И вот что мы видим — тело которое пришло в этот мир сталкиваться, потому что оно пришло познавать через ошибочный путь, через ошибочные дорожки, через ошибочные улицы, оно предназначено для столкновений потому что это его путь – заблуждений и ошибок и одновременно наследственная слабость. Это означает что эти люди находятся в колоссальной зоне риска для своего физического здоровья. Потому что в тот момент, где все остальные спрыгнут с 1 этажа и ничего себе не повредят, 1/3 спрыгнет и подвернет себе лодыжку. Потому что у него лодыжка более слабая чем у остальных. Это наследственная слабость тела. И при необходимости проходить через столкновения эта наследственная слабость тела будет реализовываться через травмы. И в зависимости от судьбы у одних 1/3 — это более травматичная жизнь, даже с катастрофами какими-нибудь, а для других это менее травматичная жизнь, связанная с тем что они постоянно бьются головой о низкий потолок всего лишь навсего, но это всегда травматично опасные вещи для профиля 1/3. Если у вас есть дети профиля 1/3 — будьте предельно внимательны покупая им велосипед, будьте предельно внимательны отпуская их в спорт, а еще лучше – посмотрите, насколько рискован по травмам тот вид спорта, куда вы собираетесь его отпустить. Потому что все 20 детей в этой группе будут здоровы, и только этот ребенок с профилем 1/3 будет растягивать себе связки, будет ломать себе руки, и будут говорить, что он притягивает к себе несчастья. Но это не так. Просто, если бы родитель был образован в ХД, то это родитель не отдал бы этого ребенка на этот вид спорта. Для людей 1/3 нужно быть предельно внимательными в жизни, потому что их жизнь полна травм.

Человек с профилем 1/3, женившись или выйдя замуж, и проживя жизнь в счастливом союзе и браке, и народив детей, а те – внуков – он и в 70 лет сядет на пригорочке и подумает: а стоило ли мне жениться на этой женщине? Это один он не знает потому что его процесс требует завершенности. А жизнь не завершена пока мы живы. Так что для единицы нужно понимать, что когда она имеет дело с другим человеком, она всегда будет в процессе сомнений, даже если они 30 лет живут счастливо вместе. Она всегда будет думать, а надо ли мне было с ним завязываться 30 лет назад. Это процесс, и это психологически доставляет огромное количество неудобства. Но если мы знаем свой дизайн, то тогда мы понимаем откуда растут ноги. И это приносит облегчение.Знание немножко облегчает душевную боль, но оно ничем нам не помогает, если мы не проживаем то, что мы есть, потому что в конечном итоге 1/3 копают тех людей, которые для них нафиг не предназначены были. Которые для них неправильны. Потому что речь о том чтобы проживать свою жизнь, чтобы копать те вещи, которые действительно стоить копать, копать того человека, который для вас, который вас любит, который для вас правильный, а не по случайному стечению обстоятельств… или наверху волны… или транзиты стояли… или ляля-фа. Третья же линия если говорить о сексуальности – это линия союзов, которые заключаются и рвутся. Скорее всего нет человека с профилем 1/3, который хоть один раз не прошел через развод. Это может быть развод официальный, если люди официальтно женились или это может быть развод неофициальный, если отношения неофициальные. Хотите развестись – вступайте с ними в брак, и вы разведетесь, потому что они разведутся! Это третья линия, и если бы они жили в соответствии со своим дизайном, то не было бы никакой нужды в разводах. Тогда с одним и тем же человеком «рвались» бы отношения, на ночь уходя в свою комнату, потому что уже за день вот так надоел, закрывая дверь и говоря себе: теперь я один, никого нет, я в отдыхе, теперь я могу порефлексировать, понять с чем я имею дело. И наутро, проснувшись,обнаружить, что обнаглядный ниче, ниче так, нравится. Потому что это наследственное стремление тела к новизне. И новизна очень легко создается: надо просто дать время для одиночества. В мире ложного я это будут разрывы, разводы. В мире дизайна — «соединение»» и временное «рассоединение».

В ы легко можете вычислить в толпе или в своем окружении Проектора. Чаще всего просто ткните пальцем в самого замученного, уставшего, с синяками под глазами и огромным самомнением в голове человека. Как представителям этого типа корректно проживать себя и других людей?

Мы каждый день вынуждены сталкиваться с необходимостью спускаться в метро, ехать в общественном транспорте, общаться с хмурыми и недовольными коллегами, делать какую-то работу, периодически посещать концерты или собрания. Это дилемма всех Проекторов, для которых людей всегда слишком много и для которых любой радостный, уставший, окрыленный или опечаленный жизнью человек на пути на работу автоматически запускает аналогичное состояние внутри самого Проектора. Не каждый Проектор может позволить себе жить, как отошедший от дел миллионер, прогуливаясь по залитому солнцем полупустому скверу, читая умные книги и в перерывах направляя других людей. Да это и не нужно – речь не о том, как выйти из социума, купить дом в глухой деревне, избегать других людей повсюду. Проекторы созданы для того, чтобы быть обусловленными, черпать в этом свою мудрость и быть интегрированными в социальную жизнь.

Из теории Дизайна Человека мы знаем, что Проекторы обладают фокусирующейся на другом человеке аурой, созданы быть проводниками для других людей и обладают нестабильной энергией в связи с открытым Сакральным центром. Но как с этим всем жить? Как вести социальную жизнь в мире, который живет по законам Генераторов?

Вы отличаетесь от 70% всех людей

Для начала Проекторам необходимо понять свое отличие от энергетических типов. Вы не можете работать в том паттерне, в котором работает весь мир и люди вокруг вас – приходить в офис вместе со своими коллегами в 9:00 и уходить в 19:00, ставить себе в ежедневник 8-10 важных задач каждый день и постоянно демонстрировать устойчивые результаты. Это порочный круг: вы приходите домой без сил, вечер проводите в попытках восстановиться за ноутбуком, поздно ложитесь, на следующий день приходите на работу и не можете заставить себя сделать хоть что-то, рано или поздно общаетесь на эту тему со своим боссом и чтобы не потерять работу, усиленно трудитесь на выходных. Не пытайтесь конкурировать с Генераторами и Манифесторами. Найдите иной способ реализации себя в профессиональной деятельности, более подходящий вам энергетически – например, работайте часть дня дома, перейдите на free-lance, найдите в офисе тихое и спокойное помещение без людей (например, уединенный уголок в кафетерии, конференц-зал, переговорную комнату). Поймите, ваша цель – не работать больше, а работать умнее. Но вы не сможете ее реализовать, если не дадите себе труд выбраться из постоянных авралов с помощью своей проекторской способности схватывать природу вещей на лету. Посмотрите на себя со стороны – в вас можно по вашему поведению узнать Проектора или вы больше похожи на вечно занятого Манифестирующего Генератора?

Сделать это может быть безумно сложно. Несколько десятков лет назад известный психолог Соломон Аш проводил ставшие классическими эксперименты, в которых изучалась степень воздействия на человека мнений и поведения окружающих. Группу людей, состоящую из 12 человек, из которых 11 были «подсадными утками», просили дать ответ на простой вопрос относительно нарисованного изображения, и «подсадные утки» давали один и тот же, явно неправильный ответ. Более 70% людей соглашались с этим ошибочным ответом и предпочитали не спорить. Мы невероятно чувствительны к внешним авторитетам, мы можем стремиться соответствовать определенным стандартам и следовать тем или иным стратегиям поведения, даже если внутри себя понимаем, что они нам не подходят. Не будьте как все, ориентируйтесь на свою природу, на свой дизайн.

Наверное, еще где-то внутри себя Проектору имеет смысл принять, что ни один Генератор, пусть даже знающий вас с раннего детства, никогда не поймет, как это – иметь неопределенный Сакральный центр и как это – обуславливаться энергетической силой других людей. Мы действительно говорим на разных языках и живем в разных мирах по разным законам. Поэтому, если в вашем окружении есть близкие вам Проекторы – обсуждайте свой процесс с ними, вы немедленно встретите резонанс и понимание ваших сложностей и вам точно не предложат «послушать музыку в транспорте, чтобы успокоиться» или «попить валерьянки, чтобы не принимать других людей так близко к сердцу».

Избегайте истощения и постоянного чувства усталости

Организуйте свой быт и свою жизнь под свои энергетические потребности. Начните с самого малого – отходите ко сну корректно. Приучите себя к тому, чтобы ложиться в кровать задолго до того, как вы устанете. Проводите время перед сном с пользой – слушайте спокойную музыку или аудиокниги, читайте, смотрите качественные фильмы. Вы будете поражены своим свежим и чистым состоянием утром. У меня есть шутка – в неделе 7 дней, эксперимент продолжается 7 лет, и каждый новый год эксперимента мы можем проживать на один корректный день в неделю больше. И корректный для проектора в энергетическом плане означает, что вы не засиживаетесь перед лентой в Facebook или взятой на дом работой за полночь, а ложитесь спать раньше всех.

Научитесь говорить «нет» или держать на большой дистанции дела, книги, фильмы, проекты, людей, которые отбирают вашу энергию. Другими словами, после которых вы чувствуете себя обессиленным, с нарушенным балансом «отдачи и получения», без поддержки, без свежих идей и вот этого «wow, это было здорово». Вы должны знать и принимать свои слабые места и не играть в «успешного мужчину», в «идеальную маму», в «профессионального менеджера» и т.д. У вас это не получится. Ваша сила совершенно в другом.

Если ваш уровень дохода позволяет – отказывайтесь от общественного транспорта и позволяйте себе поездки на такси на работу и обратно хотя бы раз в неделю, например, перед важными встречами, где перегруженность от других людей вам помешает. Отдыхайте больше, чем работаете. Как насчет выполнить все ваши задачи за 2 часа и отправиться домой? Не можете? Значит, поставьте себе задачу для вашего ума – подумайте, как вам оптимизировать и распределить свою нагрузку на работе, чтобы делать меньше, но получать те же результаты? Правильный Проектор – это хорошо отдохнувший и выспавшийся Проектор. В таком состоянии вам будут интересны другие люди, и в таком вот «сияющем» состоянии вы сможете быть распознаны другими людьми.

Ждите приглашения

В Human Design сообществе огромное количество дискуссий посвящено вопросам инициирования Проекторов. Что им можно инициировать, что нельзя, до какой степени абсурда может доходить следование своей Стратегии. Могу ли я инициировать разговор? Могу ли я первой заговорить с незнакомым человеком? Что, если я попрошу повышения зарплаты, будет ли это инициирование? Все наверняка уже знают, что Проектору нужно получить специальное приглашение. Поэтому давайте сначала о крайностях. Крайность – это ждать приглашения вынести мусорное ведро или позвонить в офис интернет-провайдера и выяснить, куда пропала связь. Вы не овощ. Если вам нужно решить задачу с какой-то организацией, будь это банк, социальное учреждение, магазин, больница или что-то еще, зачем вам ждать специального приглашения? Вы действительно хотите, чтобы вас пригласил к себе ваш налоговый инспектор? Во многом, простите мой черный юмор, ваше общение будет не с живым человеком, а с корпоративным зомби, с ходячей должностной инструкцией. Просто слушайте Внутренний Авторитет и выбирайте правильный момент для таких дел.

Теперь относительно тех людей, которые уже есть в вашей жизни. Что вам следует… хорошо, пусть будет «делать с ними»? Людей, которые распознали и пригласили — проживать и обслуживать, т.е. признавать, спрашивать, усиливать, поддерживать своим вниманием, вопросами и подсказками по запросу. С людьми, которые вас не распознали и не пригласили, но с которыми вы вынуждены находиться рядом (работа, офис, быт) свести общение к необходимому минимуму. Если это не получается сделать сразу – ничего страшного, нам всем приходится терпеть компромиссы с собой и с другими первые пару лет нашего эксперимента.

Что же касается новых людей, тех самых, кого вы пока не знаете, но кого вы можете встретить на вечеринке, в кафе, в компании и которые могут стать вашими друзьями или близкими. Здесь вам необходимо быть снобом и не спешить в новых связях. Вас должны распознать и пригласить. Что именно должны в вас распознать другие люди? Посмотрите на вашу карту или переслушайте свое базовое прочтение. Например, если вы красивая молодая женщина с каналом 61-24, как бы парадоксально не звучало, но распознать в вас должны в первую очередь не вашу красивую фигуру и грудь, а ум, нацеленный на раскрытие всех тайн вселенной. Будьте невероятно избирательны. Не соглашайтесь на приглашение, если вы не готовы с этим человеком быть в очень интимных отношениях (да, и примите это, а также все другие рекомендации в этой статье как идею – речь не о том, чтобы перестать слушать свой Внутренний Авторитет, он по прежнему самый главный ваш навигатор). Вам должен быть интересен этот человек. Если речь идет о работе — вам должен быть персонально интересен ваш будущий босс, поскольку вы будете работать именно на него, а не на компанию. Вам должен быть интересен его профессиональный подход, его стиль управления, его способ решать проблемы и смотреть на вещи. Если речь идет о личных отношениях — вам должны быть интересны человеческие качества вашего партнера. Дело не в его фигуре или том, как он или она выглядит — ведь 99% вашего совместного времяпрепровождения будет происходить за разговорами, а не на конкурсе красоты или в постели.

Если продолжить разговор об интимности, мне кажется, Проектору намного важнее не секс, а глубокая степень интимности с другим человеком, тот уровень встречи двух людей, когда вы словно одни в этом мире, когда вы ведете долгие разговоры, обмениваетесь личными историями. Максима «я лучше буду один, чем с кем попало» придумана специально для Проекторов, застрявших в неправильных отношениях. Первые признаки таких отношений – вас не признают тем, кем вы являетесь, и хотят сделать из вас кого-то другого, изменить вас. Правильный человек принимает вас таким, какой вы есть. Кстати, как вы себя чувствуете с «правильными» и «неправильными» людьми? И кстати, как в вашей жизни появились вот эти вот «правильные» и «неправильные» люди? Я не удивлюсь, если окажется, что «правильные» свалились непонятно откуда, а «неправильных» вы силой затащили в свою судьбу. Если в вашей жизни нет того самого «правильного» человека, пригласившего вас в интимную близость – у вас не будет правильного секса. Вся ваша сексуальная жизнь будет напоминать итальянский сериал, когда сегодня у вас пылает страсть, и вы всю ночь занимаетесь любовью, а завтра вы с ненавистью смотрите на своего партнера. При этом горькой занозой будет сидеть ощущение «черт, это что-то не то, я делаю что-то не так, есть что-то большее для меня». Вместо душевных разговоров будет обсуждение «что еще нужно купить», а вместо интимности будет взаимная мастурбация друг другом ради физиологической разрядки.

Если вы думаете примерно так «а кто же меня заметит, если я буду молчать», проведите эксперимент – выйдете на улицу, просто посмотрите на спину какого-то человека и засеките, через сколько секунд он обернется назад. Сила проекторской ауры фантастична. Вас всегда заметят, если вы будете вести себя как Проектор, и не будете навязываться.

Вы можете показать, что вы заинтересованы в ком-то. Кстати, полезно помнить, что, скорее всего, в силу генетического императива, вы «заинтересовались» своей полной противоположностью, например, Эмоциональным Генератором. Вы можете посмотреть на этого человека, можете улыбнуться ему, но не начинайте первым разговор, даже если вам очень хочется и в голове один за другим прокручиваются лозунги о том, как должен вести себя современный мужчина или современная женщина. Пусть другой человек сделает это первым. Придерживайтесь тех же правил, находясь в интернете – не высовывайтесь, не привлекайте к себе внимание, не пишите первым «привет» в социальной сети, не friend-ите никого первым, не разбрасывайтесь своими комментариями – вас кто-нибудь лично и персонально пригласил сделать это, пригласил потратить часть своей жизни (пусть мы даже говорим про условные полчаса)?

Выстраивайте корректные отношения с другими

Интерес к другим людям и миру в целом встречается в той или иной степени почти у всех Проекторов. Очень часто Проекторы – люди, которые тонко чувствуют вещи, замечают детали, мимо которых другие проходят. Проекторы здесь для того, чтобы давать другим людям признание.

Но всю свою жизнь вы наверняка больше говорили про себя в этом мире, рассказывали о своих впечатлениях, переживаниях, открытиях. Образно выражаясь, в любом разговоре вы пытались занять собой эфир – так ведут себя почти все Проекторы, не знающие о существовании Дизайна Человека, но все равно чувствующие внутри себя что-то очень особенное, то, что их отличает от других людей в ту еще едва не богоизбранную сторону.

Вам нужно научиться спрашивать других людей. Для начала попробуйте поставить в фокус своего внимания другого человека. Если вы встретились со своим знакомым (пусть он будет Генератором), спросите его о том, о чем вам хочется прямо сейчас рассказать самому. Скорее всего, вы невероятно точно попадете своим вопросом в самую актуальную для вашего знакомого тему. Если ваш знакомый жалуется на какую-то проблему, не говорите ему, что нужно делать, даже если внутри себя вы это знаете, видите или чувствуете. Переформулируйте ваше вот это вот «знание»… в вопрос. Вместо «пойди и позвони этим негодяям» спросите «хочешь позвонить сейчас в офис и обсудить эту ситуацию с коллегами?». Вместо того, чтобы засыпать вашего знакомого идеями, спросите «у меня есть несколько мыслей, хочешь, поделюсь?». Задавая вопросы вместо указаний, вы можете дать человеку крылья. Это не сложно. Внутри любого Проектора всегда есть хороший вопрос для Генератора, суть в том, чтобы не давать возможности уму ложного я переформулировать его в призыв или указание к действию. А дальше будет то, что называется магией — Генератор будет откликаться на ваши вопросы. Все говорят другим, что им нужно или следовало бы сделать. Научитесь спрашивать других людей, только тогда вас начнут приглашать.

Вначале это может показаться немного неуклюжим и таким… искусственным, надуманным. Ведь такая стратегия поведения заметно отличается от того, как нас учили разговаривать в детстве и всю сознательную жизнь. Но это ощущение быстро проходит – и вместо этого возникает совсем другое чувство легкости, правильности и уважения к себе и другому. Знаете, ведь если называть вещи своими именами, у Проектора вообще ничего нет, кроме его способности быть внимательным к другим людям. Проектор в эксперименте со своим дизайном может неожиданно увидеть, что собственная персона его перестала волновать и ему намного интересней то, что происходит с другим человеком. Если с вами это происходит – вы на правильном пути.

Учитесь и получайте правильное образование

Все знают, что Проекторы здесь для того, чтобы освоить систему знаний и с ее помощью направлять других людей. С одной стороны, мне нравится мысль о том, что Проектор без знания не представляет ценности. Знание дает возможность понимать других людей и общаться с ними без обвинений и манипуляций. Сила Проектора – правильная коммуникация, уместные вопросы, тонкие уточнения, интересные аналогии, неожиданные сравнения, красивые метафоры. С другой стороны, мне также близка идея о том, что быть Проектором – это не означает быть самым умным, самым начитанным или знать больше всех. Это вторично. Намного важнее просто быть Проектором и уметь корректно пропускать через себя другого. И понимать, что ты обладаешь способностью видеть его внутренний мир, который иногда не нуждается в маркерах, ценниках или названиях и просто требует признания. Видимо, правда здесь находится где-то посередине, между естественной сонастроенностью со своей природой и наполненностью какой-то системой знаний.

Проектор всегда учится у других людей. Например, мне с моим профессиональным образованием Human Design потребовалось несколько лет пристальных наблюдений, во время которых у меня была возможность смотреть за тем, как работает тот или иной канал, те или иные ворота у совершенно разных людей. И эти наблюдения не то, чтобы объяснили, а существенно расширили мое теоретическое понимание механики, основанное на лекциях и книгах Ра Уру Ху. Вы наверняка замечали, что, к примеру, если у вашего друга канал 17-62 Организационного бытия, это вовсе не означает, что он будет способен анализировать поступающую к нему информацию в стройной логической цепочке причинно-следственных связей «это раз… это два… следовательно…» подобно герою повестей Бориса Акунина господину Эрасту Фандорину. В лучшем случае, он просто будет невероятно критичен и скептичен к вот этому вот вашему «хьюман дизайну» или будет подозревать вас в том, что вы хотите затащить его в какую-то новомодную антинаучную секту.

Что в этой связи посоветовать Проекторам? Найдите себе учителя. Но не гуру, духовного мастера, бизнес-тренера, on-line сообщество с цитатами Ошо или высказываниями известных мира сего, вырванными из контекста и прилепленными на красивую картинку. Пусть вашим учителем станет сама жизнь. В виде хамовитой продавщицы, в виде старого университетского приятеля, в виде вашего бывшего партнера, в виде родителей. Если вы изучаете Дизайн Человека – смотрите на их карты, создавайте свой блокнот описаний, делайте свои пометки относительно того, как может распорядиться фиксированной жизненной силой, т.е. центрами, каналами и воротами, ложное я и какой дар может нести проживание своей природы с опорой на Стратегию и Авторитет.

Если кто позабыл, проекторы - это такой тип в Дизайне Человека. Представителей которого аж порядка 20% человечества.

О проекторах много всякого говорят. Иногда даже сравнивают с вампирами.

И знаете что?.. Такая аллегория имеет под собой некоторые основания. Только трактовать это нужно не в негативном ключе, а всесторонне.

Итак, вампиры - это не что-то плохое. У вампиров, как и у всех, есть своя важная и очень полезная роль в мире. Нет, не "санитары леса". :)))

Давайте вспомним реальных вампиров и непредвзято посмотрим на их основные характеристики:

  • Вампиры питаются чужой кровью.

В нашем случае - энергией. Сакральной. Потому, что своей фиксированной энергии они лишены.

Энергия у них может проявляться от случая к случаю. У вампиров из легенд - согласно движению Луны и Земли (смене дня и ночи). У проекторов - в зависимости от транзитов (то есть тоже в связи с движением планет).

  • Вампиры обладают особой проникающей способностью.

Персонажи легенд имеют зубы, которыми могут прокусывать объект, чтобы пить его кровь.

Проекторы обладают четко нацеленной, проникающей в собеседника, аурой.

  • Вампиры вынуждены быть очень внимательными к людям и их системе ценностей.

Им приходится постоянно совершенствовать навыки управления людьми. И вообще - оттачивать разные способности и прокачивать скилы, позволяющие наилучшим образом устроиться в человеческом мире.

Происходит так потому, что вампиры полностью завязаны на людей и их энергию, поскольку являются следующим звеном пищевой цепочки.

Никого не напоминает?.. :)

  • Для пользования энергией живых корректный вампир должен получить приглашение.

Кстати, даже в произведениях, типа сериала "True Blood", где люди полностью в курсе, что общаются с вампирами, и делают это добровольно, те не могут без приглашения войти к ним в дом. Замирают на пороге и говорят: "Чтобы я мог зайти, ты должна меня пригласить".

Ну чисто корректные проекторы, проживающие свой дизайн.

  • Вампиры всех, кем они питаются, превращают в вампиров.

А вот это, по большей части - миф.

Точнее, так поступают только очень глупые вампиры. Поскольку любой сколь-либо дальновидный вампир понимает - питаться другим вампиром он уже не сможет. Наоборот, рядом появится лишний рот, претендующий на пищу (энергию).

С этим "ртом" у вас, возможно, будет неплохое взаимопонимание, но этим всё и ограничится.

А хорошо питаться вампир сможет только человеком. В чьих жилах течет горячая кровь. То есть человеком здоровым, энергичным и цветущим.

Ровно то же самое касается проекторов. Некорректный проектор может, конечно, попытаться сделать из генератора другого "проектора" - требуя в ответ персонального внимания (такого, как склонен давать сам), заботы о своих интересах (а не о собственных интересах генератора) и реализации его проекторских желаний вместо сакрального отклика генератора.

Штука в том, что быть пристально внимательным к потребностям другого, заботиться в первую очередь о его интересах, а не о своих - это корректно для самого проектора. Но совсем некорректно для генератора.

И генератор, которому пытаются внушить подобные паттерны (а уж внушать проекторы умеют) качественным вампиром проектором в результате всё равно не станет. А станет неким чахлым подобием. Которое ни проектором не является, ни генерировать толком уже не может (из-за фрустрации). И в результате перестанет интересен не только для проектора, но и для самого себя.

Генератору нужно слушать свои собственные желания - вот тогда он расцветает. И генерирует столько энергии, что принятый им проектор сможет от него с удовольствием похавать. И оба будут довольны. Проектор - признан и "допущен к столу" (успех), а генератор - удовлетворен.

Суть корректных вампиров - в том, что пищу они добывают вот таким вот косвенным путем - выращивая себе надежные источники стабильного питания. Если вампиры будут только охотиться и досуха выпивать всех, кто попадется, или, того хуже - пытаться их тоже превращать в вампиров - питания вокруг очень быстро не останется, а вампиры начнут чахнуть и умирать.

Но сначала будут просто постоянно голодными, усталыми и обессиленными. И вся желчь, выделяемая организмом для переваривания и усвоения пищи, будет наполнять их изнутри, создавая характерный вкус горечи . Извините, не удержался от чисто медицинской аналогии. :)

Некорректные проекторы, привет! :) Знакомая ситуация?.. ;)

Эх, да разве ж вы признаетесь. Признаются в таком как раз только проекторы, старающиеся быть корректными. Некорректные же склонны всё отрицать. :)

  • Тех, кто их к себе приблизил: пригласил, впустил, принял - вампиры возвышают невероятно. Открывают им новые пути к успеху, славе, власти, жизненным радостям. Наполняют жизнь новыми красками.

Это и понятно из предыдущего пункта. Вампиру нужна хорошая энергия. А много энергии вырабатывает тот, кто успешен и удовлетворен.

Примерно это же делает с человеком корректный приглашенный и признанный проектор. Ему самому это тоже выгодно. А уж как это выгодно генератору.

Получается своего рода симбиоз.

Но тут есть нюанс. И относится он к тому, что проекторов не случайно всего 20% людей, при том, что генераторов - 70%. А не поровну проекторов с генераторами.

Дело в том, что если проектор, даже корректный, направил свой луч только на один объект - он, наряду с несомненным несением объекту пользы и процветания во всех смыслах, может энергетически "высасывать" его слишком сильно. А это нарушает баланс всей системы - несмотря на все старания проектора и его заботу, генератор не успевает восполнять энергию, проектору начинает не хватать питания, и т.д.

Поэтому считается, что проектору лучше иметь больше одного генератора для применения своих талантов.

Это может быть и просто большая семья, где проектор - один, а генераторов - много. Это подходит, когда проектор сильно "племенной" - то есть у него выраженное преобладание племенных активаций.

Когда же проектор коллективный или индивидуальный, идеальное решение - несколько различных областей, куда проектор направляет свое внимание и которым помогает развиваться. Из каждой черпая в ответ разноплановую энергию от разных генераторов.

Так питание оказывается разнообразным и, соответственно, полезным. Простите, медицинские аналогии в статью о вампирах прямо просятся. :)

Особенно это (не залипать на одном генераторе) важно для проектора с обилием коллективных активаций.

Про Дизайн Человека часто говорят, что это - синтез эзотерических дисциплин. Почему бы не привязать к нему еще немножко эзотерических аналогий. :)

Что скажете, проекторы?..

А вы, генераторы?..

PS. Как показало обнародование, статья оказалось крайне провокационной и четко выявляющей некорректных проекторов (у которых от нее прямо-таки "бомбит"), а также тех, у кого отсутствует чувство юмора. :)

Что еще почитать