Рождение ребёнка. Роды. Рождение младенца

Появлялся на свет, у мальчика пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым, у девочки - на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывала детское место в каком-нибудь углу избы, затем обмывала новорожденного нагретой водой, в которую обычно клали серебряные монеты, желая малышу богатства в будущем.

Родившегося малыша бабка приносила в дом и передавала на руки отцу, который сам клал его в люльку и тем как бы официально признавал малыша своим сыном или дочерью.

Чтобы ребенок был спокоен, после рождения его обертывали отцовскими портами или при пеленании использовали толстые нити, так называемые верчи, а сверху покрывали материей зеленого цвета.

Приметы и обычаи на рождение ребёнка

Если ребенок родился в воскресенье, вторник, четверг или субботу, ему пророчили долгую счастливую жизнь.

Счастливым считался мальчик, похожий на мать, и девочка, похожая на отца.

К счастью для ребенка, если в день, когда он родится, в доме будет какая-нибудь прибыль, и к несчастью, если случается какая-нибудь потеря, убыток в доме, или когда отдадут в другой дом какую-нибудь вещь насовсем или взаймы.

Не очень хорошо, если ребенок родился под исход месяца.

После рождения ребенка

Для родильницы готовили теплую брагу или рыбные пироги. В первые дни после родов родственницы, соседки, в основном детородного возраста, приходили проведать роженицу и приносили различную еду - хлеб, булки, пироги, печенье. Позднее, особенно в городах, этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек» - отсюда современный обычай дарить малышу игрушки, детскую одежду и т. д.

Полезные советы для будущих и молодых мамочек

❧ Если беременная женщина испугается, то это может сильно повредить еще не родившемуся ребенку. Чтобы не случилось беды, ее муж должен лить через сито воду, а женщине необходимо умываться этой водой.

❧ Если беременная женщина чего-то испугается и при этом схватится за живот, то у ее ребенка впоследствии на теле могут появиться красные пятна. Чтобы этого избежать, скажите:

Иисусе, знаменуйся светом лица Твоего

На младенце моем

И пребудь с ним

Во веки веков.

❧ Давно замечено: если беременная женщина возьмет в руки веревку, то ее ребенок может родиться обмотанным пуповиной. Чтобы отчитать ошибку, муж этой женщины должен купить новую веревку и выбросить ее на улице со словами:

Иуда брал веревку,

Иуда плел петлю,

Но не мою жену.

Аминь. Аминь.

❧ Беременная женщина не должна переступать беременную кошку, иначе ее ребенок будет капризным и крикливым.

❧ Беременная женщина ни в коем случае не должна отдавать остатки своей еды собаке, иначе ребенок родится глупым.

❧ Беременным женщинам не стоит носить узких и коротких юбок, ведь тем самым они укорачивают жизнь своему ребенку.

❧ Если беременная женщина поперхнется и начнет кашлять, то должна тут же сказать:

Я от крошки кашляю,

А не моя крошка.

Если этого не сделать, то ребенок в будущем, скорее всего, будет страдать от кашля. К тому же существует примета, согласно которой, если беременная женщина по-перхнется, то в старости будет страдать от грубости и невнимания своего ребенка.

❧ Беременной женщине не стоит запрокидывать голову, когда она пьет, в противном случае ее ребенок в будущем рискует пристраститься к спиртному.

❧ Беременная женщина не должна собирать хлебные крошки со стола, иначе ее ребенок проживет жизнь в нищете.

❧ Не позволяйте чужим людям прикасаться к вашему животу.

Если же подобное произошло, тут же скажите:

Ангел мой, закрой мое дитя,

Спаси, сохрани его и меня.

❧ Беременной женщине не стоит произносить в разговоре такие фразы, как «Пошел вон!» В противном случае она рискует не доносить ребенка до положенного срока.

❧ Давно замечено: если беременная совершит кражу, то ее ребенок не доживет до тридцати трех лет. Если вы все же совершили подобный грех, то необходимо обратиться к мастеру.

❧ Беременная женщина не должна смотреть на покойника или ходить на кладбище. Дело в том, что там она может подцепить порчу или оказаться жертвой духов из иного мира, а так как ребенок в этом возрасте еще очень слаб, то весь негатив матери он примет на себя и вряд ли проживет долгую и счастливую жизнь.

❧ Попросите своих родных и знакомых женщин не приходить вас встречать роддом, если у них в этот день месячные, иначе у вашего ребенка потом могут появиться проблемы с кожей.

❧ Беременная не должна ходить на похороны и на кладбище, иначе ребенок может рано умереть.

❧ Если в роду у вас были самоубийцы, то не называйте таким же именем своего ребенка, в противном случае ребенок повторит жизнь того, кто умер не своей смертью, а бесовской.

❧ Родившегося 2 августа, в Ильин день, человека не следует называть именем Илья, иначе он будет угрюмым, злым и вспыльчивым. Человек, родившийся в Ильин день, трудолюбив и очень бережлив, у него не забалуешь и зря денег не возьмешь (ему жалко тратить деньги даже на себя).

❧ Если девочку не стричь до семи лет, то она вырастет умной и талантливой и проживет долгую жизнь.

❧ Мальчика до семи лет наголо стричь нельзя, иначе у него будет слабое потомство (волосы можно лишь подравнивать).

❧ Пока ребенку не исполнился год, не следует продавать его вещи.

❧ Пока ребенку не исполнится год, не шейте ему одежду из своих старых вещей, в противном случае вы обрекаете его на нищету. Если же ошибка уже была допущена, то купите новый отрез ткани, отнесите ее к церкви и отдайте нищему, который стоит ближе всех к углу церковной ограды. После этого подайте записку о здравии ребенка на весь год.

❧ Не следует рисовать портрет ребенка, пока ему не исполнится семь лет (до этого возраста он еще считается младенцем).

❧ Тем, у кого в доме есть младенец, не следует давать взаймы хлеба и соли, чтобы не отдать счастливой доли ребенка.

❧ Когда купаете ребенка, не пускайте в дом посторонних.

❧ Купать ребенка первый раз следует в пеленке, которую затем нужно взять с собой на крестины, а после обряда спрятать в укромном месте. Такая пеленка подарит родителям долголетие.

❧ Первую кроватку своего ребенка ни в коем случае не сжигайте. Лучше продайте или подарите друзьям. Однако кроватку не стоит отдавать в семью, где родился третий ребенок.

❧ Пока ребенку не исполнится год, попросите своих знакомых женщин не приходить к вам в гости во время месячных, иначе ребенок может стать крикливым. Если подобное уже произошло, нужно прочитать следующий заговор:

Кровь у Евы прекратилась - дитя зародилось.

Ева разродилась - кровь объявилась.

Как ты, кровь, приходишь и уходишь,

Так чтобы и всякая неприятность ушла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Конечно, детей нужно хвалить, но вот все время, по поводу и без, этого делать не стоит, иначе вы рискуете сглазить ребенка. Если же подобное произошло и после ваших неуемных похвал ребенок стал капризным и перестал спать ночами, то вам необходимо это срочно отчитать. Для этого перелейте из стакана в стакан воду, приговаривая: Вода водой смоет.

❧ Если ребенок разбил себе нос, губу или бровь, никогда не вытирайте ему лицо подолом, иначе ребенок проживет очень тяжелую жизнь. Если же подобное все же произошло, то возьмите ребенка за руку, три раза подряд переведите его через порог входной двери (туда и обратно), читая при этом такой заговор:

Люди приходят и уходят,

Так чтобы и всякая беда

От моего дитятка отошла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

❧ Если у вас есть собака, следите внимательно за тем, чтобы ребенок не давал ей откусывать от своей еды. Знахари уже давно заметили, что если ребенок потом съест такую еду, то на всю оставшуюся жизнь станет изгоем: люди не будут его признавать. Если подобное все-таки произошло, следует обратиться к знахарю.

❧ Не позволяйте ребенку сидеть на только что вскопанной грядке, иначе он может заболеть. Если вы недосмотрели, то следует тут же сказать:

Ни в землю, ни к земле,

А по земле.

❧ Если вы увидите, что над детской коляской кружат пчелы, то это предвещает серьезную болезнь или даже смерть ребенка в течение года. В этом случае нужно немедленно сказать:

Тело, кость, кровь, смола,

Жаль, пчела, себя, а не Божьего раба (имя).

Оборони, Господи, моего младенца,

Его душу и тельце.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

❧ Даже в шутку никогда не дуйте ребенку в лицо - так вы сдуваете его счастливую долю. Если вы совершили ошибку, то прочитайте следующий заговор:

Не приведи, Господи, зреть

Всякую беду для раба Божьего (имя),

Осени его крестом сохранным от всякого зла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Не следует часто щекотать ребенка, иначе он может вырасти глупым.

❧ После захода солнца не следует играть с ребенком, подкидывая его над головой, иначе он станет часто болеть.

❧ Объясните своим детям, что нельзя играть ни в свадьбу, ни в. похороны, в противном случае это может наложить негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Если же подобное все-таки произошло, то обратитесь за помощью к знахарю.

❧ Попросите ребенка не прыгать на кровати, иначе ему будет сложно уснуть.

❧ Люди, рожденные в високосный год, чаще других погибают от насильственной смерти. В раннем детстве у них могут быть опасные заболевания или серьезные травмы. У людей, рожденных в високосные годы, зачастую неразделенная судьба. К счастью, существуют сильные магические заговоры, которыми можно заговорить этих людей.

❧ На третий день после крещения младенца мать смотрит, долголетний ребенок или нет. Для этого она берет волосы младенца и, закатав их в воск, опускает в святую воду. Если воск тонет, то ребенок не жилец. Не теряя времени, нужно заговорить младенчика на долголетие. Если вы этого не умеете делать, нужно обратиться к опытному мастеру.

❧ Когда родится первенец и его покрестят, то эту крестильную рубашечку убирают до следующих родов и крестин. Потому что если в семье крестить всех детей в одной рубашке, то они будут всегда очень любить друг друга и не будут никогда ссориться.

❧ На крестинах не кладите много еды в тарелки. Если гости оставят объедки, новокрещеный будет неудачлив.

Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом?

Спасибо

Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный

Здоровым считается новорожденный , родившийся в срок 37 - 42 недель, с весом при рождении 2,5 - 4,0 кг, который не нуждается в реанимации и при первом осмотре врачом-неонатологом в родильном зале не обнаруживает никаких физических дефектов.

Если ребенок родился в срок 36 недель и 6 дней и ранее, он считается недоношенным, если более 42 полных недель - переношенным. Срок беременности рассчитывается с первого дня последней менструации, имевшей место у женщины, и измеряется в неделях. Состояния недоношенности и переношенности часто ассоциируются с множеством различных заболеваний, в том числе опасных для жизни, поэтому такие дети обязательно должны наблюдаться опытным врачом-неонатологом.

Дети с весом при рождении меньше 2,5 кг - маловесные, а более 4 кг - крупные. Даже если ребенок родился в срок, вес его может не соответствовать норме. Такие дети также требуют более пристального внимания и глубокого обследования.

Рост, длина окружности головки и груди новорожденного

Кроме массы тела в родильном зале новорожденному с помощью ростомера и сантиметровой ленты измеряют длину тела и окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют оценить гармоничность физического развития ребенка, выявить некоторые наследственные заболевания, эндокринную патологию и поражение центральной нервной системы.

В норме рост новорожденного при рождении 45-56 см. В среднем около 50 см. Логично, что недоношенные дети имеют более низкий рост - это не является признаком негармоничного развития.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которую накладывают сзади на углы лопаток (самая нижняя точка лопатки), а спереди над сосками. Нормальные значения длины окружности груди доношенного новорожденного - 33-35 см.

Для измерения длины окружности головки необходимо сантиметровую ленту наложить сзади на самую выступающую точку затылка, а спереди провести непосредственно над бровями. В норме этот показатель равен 33 - 37, 5 см, он не должен превышать более чем на 2-4 см длину окружности груди. Измерение головки - незаменимая процедура в диагностике заболеваний центральной нервной системы. В течение первой недели жизни головку необходимо измерять каждый день. В норме за первый месяц жизни головка вырастает не более чем на 3-4 см, если головка растет более интенсивно (более 0.3 - 0.5 см в день) - это говорит о развитии гидроцефалии , очень тяжелого заболевания. Это правило не работает для детей первых суток жизни. За первые 24 ч окружность головки может увеличиться на 1.0 - 1.5 см - это головка восстанавливает свою нормальную форму после прохождения через узкие родовые пути.

Первый крик новорожденного

Сразу после рождения ребенок на несколько секунд замирает, не реагирует ни на какие внешние раздражители. Это состояние называется «катарсис» новорожденного. Некоторые философы считают, что именно в этот момент в ребенка закладывается душа. После чего новорожденный делает первый вдох и издает первый крик. Первый крик новорожденного должен быть звучный и эмоциональный. И главное, ребенок должен закричать в течение первых 30 секунд после рождения. Если этого не произошло, он нуждается в реанимации.

Оценка по шкале Апгар

В конце первой и пятой минут жизни ребенка врач-неонатолог оценивает состояние ребенка по шкале Апгар по 5 признакам: цвет кожи, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы. Максимальная возможная оценка - 10 баллов. Новорожденный, имеющий оценки по шкале Апгар выше или равные 7/7 баллов, считается здоровым. Если оценка ниже, ребенок нуждается в неотложных реанимационных мероприятиях. Этот значит, ему возможно понадобятся дополнительный кислород для дыхания, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца. В этих случае малыш отнимается от матери и весь комплекс реанимационных мероприятий продолжается до тех пор, пока состояние ребенка не стабилизируется.

Первое знакомство новорожденного с матерью: контакт «кожа к коже»

Здорового новорожденного сразу после рождения насухо вытирают пеленкой, одевают ему шапочку и носочки, для предотвращения потерь тепла и укладывают на живот матери. Мать и ребенка укрывают общим одеялом, так чтобы контакт между ними был «кожа к коже». Такой тесный контакт должен продолжаться не менее 1,5-2 часов. Все необходимые процедуры, связанные с первым туалетом новорожденного могут быть отложены, а первый осмотр врачом-неонатологом происходит прямо на груди у матери. Достоверно доказано, что эта простая процедура уменьшает заболеваемость в период новорожденности, способствует выработке молока у матери и становлению материнского инстинкта.

Первое кормление новорожденного

Находясь на животе у матери, новорожденный обычно в течение первого получаса самостоятельно или с помощью акушерки находит грудь и начинает сосать. Первое кормление не должно быть форсированным: грудь нужно предлагать настоятельно, но не агрессивно. Некоторые дети не готовы сразу приступать к еде, достаточно просто подержать их у груди.

Температура тела новорожденного

Температуру тела новорожденному обычно измеряют через 15 минут после рождения, а затем через 2 часа, когда мать и ребенок уже переведены в палату совместного пребывания. Нормальной считается температура тела 36.5-37 С. В первые часы после родов, ребенок склонен к переохлаждению . Чтобы этого избежать новорожденному всегда одевают шапочку и носочки. Свободная одежда и контакт «кожа к коже» также помогут сохранить тепло. А тугое пеленание и купание, наоборот, способствуют переохлаждению новорожденного, поэтому от этих практик во многих роддомах уже отказались.
В последующие сутки ребенок уже больше склонен к перегреванию. Если у новорожденного повышена температура, в первую очень нужно оценить: не слишком ли тепло он одет?

Цвет кожи новорожденного

Сразу после рождения кожа новорожденного имеет синюшный оттенок. Первый вдох насыщает кровь кислородом и кожа начинает розоветь. В первые часы жизни может сохраняться легкая синева кистей рук и стоп, которая постепенно исчезает. Через час полтора у многих новорожденных кожа становится ярко-красного цвета. Это не является патологией, а связано с особенностью развития капилляров. У доношенных новорожденных краснота проходит на вторые сутки, у недоношенных держится дольше. Самый пугающий признак - бледность кожных покровов. Белая кожа у новорожденных - это всегда тяжелая патология.

Форма головки и родничок

У новорожденного головка часто ассиметрична (идеально ровной головкой могут похвастаться только детки, рожденные путем кесарева сечения). Часто на ней заметна большая плотная шишка. Это так называемая «родовая опухоль». Она самостоятельно рассосется за несколько дней без всякого лечения. Единичные точки кровоизлияний на родовой опухоли не являются причиной для беспокойства. Такие же маленькие кровоизлияния могут быть и на глазах, особенно если роды были долгие и тяжелые. Они также проходят со временем сами по себе.

Чуть выше лба по средней линии головы у новорожденного имеется мягкий податливый участок – большой родничок. В этом месте свод черепа еще не до конца окостенел. Нормальные размеры большого родничка 1-3 см. Родничок большего размера может встречаться у недоношенных, незрелых детей, а также при повышении внутричерепного давления (в этом случае он еще и выбухает). Дети с маленьким родничком обычно развиваются нормально, лишь в некоторых случаях это приводит к развитию неврологической проблемы. Некоторые нейропедиатры назначают таким детям «плач по 5 мин – 3 раза в день». Во время плача повышается внутричерепное давление и кости черепа «расходятся», способствуя росту головки.

Дыхание новорожденного

Новорожденный дышит нерегулярно. Дыхание может отсутствовать несколько секунд, а затем сменяться серией очень частых дыхательных движений. Иногда ребенок делает судорожный вдох, за которым следует шумный длинный выдох. Со временем таких дыханий становится все меньше и меньше. Частота дыханий в норме 30-60 в минуту. Количество дыханий более 60 в минуту указывает на тяжелое поражение легких.

Понятие о тонусе новорожденного: «поза эмбриона» и гипотонус

В норме руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом положении, симметричны, кисти сжаты в кулаки, голова несколько приведена к телу, это - «поза эмбриона», характерная для первых месяцев жизни.
Если ребенок вялый, «мягкий», руки и ноги свободно свисают – это неблагоприятный симптом, который называется «мышечная гипотония». Его можно встретить при заболеваниях нервной системы, инфекциях новорожденного и других тяжелых заболеваниях.

Сон и бодрствование

Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки. Периоды бодрствования обычно ограничиваются кормлениями. Проснувшийся ребенок хаотично перебирает ручками и ножками. Глаза первые несколько дней могут быть закрыты. Если они открыты, глазные яблоки движутся так, как будто ребенок хочет фиксировать взгляд, но у него это не получается. Иногда можно заметить небольшое косоглазие , которое проходит самостоятельно к концу первой недели и не требует лечения.

Первый стул и мочеиспускание

Первый стул ребенка называется меконий. Он тягучий, черного цвета, напоминает деготь. В норме меконий должен отойти в первые сутки, если меконий не отошел, врачи на вторые сутки выбирают выжидательную тактику. Если кишечник не опорожняется и тогда, ребенок дополнительно обследуется для выявления причин этого патологического состояния и его коррекции. Очень редко у здоровых детей меконий отходит на третьи сутки.

Иногда меконий отходит преждевременно еще в утробе матери. В этом случае гинекологи говорят о «грязных околоплодных водах». Это часто имеет место при внутриутробном инфицировании плода и в случае, если мать во время родов получала наркотические обезболивающие средства или «медикаментозный сон».
Это довольно опасное состояние, так как меконий может попасть в дыхательные пути и нарушить дыхательную деятельность новорожденного.

В первые 3 дня новорожденный мочится редко, 2-4 раза в сутки. Первое мочеиспускание обычно имеет место между 12 и 24 часами жизни. Постепенно количество мочеиспусканий возрастает, достигая к 7-10 дню жизни 20 – 25 раз.

Если новорожденный болен?

Что делать, если новорожденный не соответствует критериям здоровья, приведенным выше? Не паниковать! Многие заболевания периода новорожденности, вовремя диагностированные и правильно леченные, проходят, не оставляя последствий для будущего ребенка. Доверяйте здоровье своих детей квалифицированным специалистам, но не забывайте и о своей роли. Любой неонатолог подтвердит, что 90% успеха в лечении новорожденного это правильный уход, забота и внимание со стороны матери и других близких, и только 10% ложится на плечи специалиста.

Здоровье – что это? Определение здоровья согласно ВОЗ.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает очень мудрое, философское определение понятию «здоровье». Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и заболеваний, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Эксперты ВОЗ делают акцент на второй части определения и подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких незаменимы в поддержании здоровья детей. Даже больной ребенок, окруженный материнской лаской, имеет шанс чувствовать себя здоровым.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Рождение ребенка для семьи – это всегда шаг в будущее. Из какого настоящего семья делает этот шаг? Сложилась ли данная семья как самостоятельная, или этого еще не произошло и она находится под сильным влиянием семей родителей молодых супругов? Несомненно, ответы на эти и другие подобные вопросы характеризуют степень адаптации супругов к семейной жизни в настоящем и имеют большое значение для их будущих отношений. Но, несмотря ни на что, этот шаг дает семье возможность подняться на новый уровень семейного единства, ощутить особую степень близости, перейти от отношений партнерства к совместной заботе о новом члене своей семьи. К чему надо быть готовыми при его осуществлении? Прежде всего, к тому, что рождение ребенка нарушит сложившееся в семье равновесие и вызовет целый спектр сильных эмоций – как положительных, так и отрицательных.

Как правило, новые взаимоотношения в семье складываются постепенно, непросто и чаще всего интуитивно. Часто они сопровождаются чередой взаимных разочарований. Ведь молодым родителям совсем непросто быть чуткими и нежными друг к другу в условиях хронической усталости от больших нагрузок, дефицита общения и возникающих после рождения малыша материальных проблем. Конечно, в этой ситуации общение супругов становится более тесным, от чего семья только выигрывает. Но в то же время и семья в целом, и каждый из супругов после рождения ребенка должны пожертвовать частью своей самостоятельности и независимости. Нарушается прежний баланс между самостоятельностью и зависимостью, которого достигли или к которому стремились партнеры в рамках общей семейной системы. Вместе с тем, это удивительное и новое для молодых родителей чувство единения во взаимной ответственности за ребенка может объединять супругов очень долго. Более того, бывают случаи, когда это чувство становится единственным фактором семейного притяжения. Психологам известен феномен «опустевшего гнезда», когда, отпустив детей из семьи в самостоятельное «плавание», родители вдруг обнаруживают, что их больше ничто не связывает.

Обычно через некоторое время после рождения ребенка каждый из супругов может снова в какой-то мере ощутить свою независимость. Но возникшее в результате многих испытаний чувство новой ответственности супругов по отношению друг к другу и к малышу оберегает семейные отношения от распада. Если это чувство удастся сохранить, то есть шанс прийти к такому уровню доверия друг к другу, который даст возможность каждому партнеру ощущать принадлежность семье без угрозы потери своего «Я». Таким образом, молодой семье, которая оказалась на пороге «больших перемен», нужно преодолеть достаточно многое. Причем за материальными и физическими трудностями часто стоят психологические проблемы. Именно они и станут предметом нашего разговора.

Конфликт поколений

Одна из проблем связана с взаимоот ношениями молодых супругов с их роди телями . Как известно, после рождения ребенка молодой семье требуется помощь. Обычно эту помощь с готовностью предлагают родители. Но молодым супругам бывает непросто построить отношения с родителями таким образом, чтобы при этом сохранить свою «автономию» и не слиться с родительской семьей. В результате молодые супруги либо отказываются от помощи родителей, предпочитая купить услуги домработницы или няни, либо, выбиваясь из сил, пытаются решить все проблемы самостоятельно. Впоследствии это может привести к «прохладным» отношениям бабушек и дедушек с собственными внуками. Гораздо целесообразнее было бы не отказываться от родительской помощи вообще, но попытаться организовать ее так, чтобы бабушки и дедушки просто помогали, а не подменяли собой родителей ребенка. Учась проявлять настойчивость, семья определяет свои границы, учит других доверять ее силам и ресурсам, повышает уровень своей зрелости.

Можно наблюдать и другой, противоположный, вариант развития отношений. Принимая помощь родителей, молодые супруги фактически не контролируют ситуацию и теряют решающее право голоса в собственной семье, полностью сливаясь с семьей родительской. Иногда дело осложняется еще и тем, что взгляды мужа и жены на проблему помощи родительских семей не совпадают. При этом, как правило, каждый из супругов занимает более лояльную позицию по отношению к своим родителям и более категоричную – по отношению к родителям партнера. Для решения подобных проблем молодым супругам необходимо обсудить их не с родителями, а между собой и попытаться совместными усилиями найти компромисс. Конечно, сделать это непросто: ведь каждый из супругов все еще чувствует себя частью семьи своих родителей.

Бывает и так, что «второй эшелон» в виде бабушек и дедушек не проявляет никаких инициатив, т.к. сам не готов к принятию новой роли. В этом случае молодой семье не стоит чувствовать себя обделенной и брошенной. Ведь совершенно естественно, что именно родители ребенка, а не его бабушки и дедушки должны принимать на себя всю ответственность за судьбу семьи.

Еще одна проблема, с которой придется столкнуться молодой семье, состоит в том, что молодые родители очень ограниченно могут использовать тот опыт семейной жизни, который они когда-то получили в семье своих родителей. Это связано прежде всего с тем обстоятельством, что, когда супруги сами были детьми, общество поддерживало другой тип родительского поведения. В то время отцы, как правило, начинали заниматься детьми не с рождения, а значительно позже, когда признавали их подросшими. У них отсутствовал опыт раннего отцовства. А уходом за детьми с рождения занимались преимущественно матери. Сейчас отношение общества к отцовству постепенно меняется.

В некоторых странах мужчина может получить оплаченный отпуск по уходу за новорожденным. У нас тоже происходят определенные изменения в этом направлении: стало популярно участие мужа в родах, совместное посещение занятий по подготовке к рождению ребенка, все чаще признаются права отцов в судах и пр. Все больше становится отцов, которые стремятся принять участие в уходе за ребенком буквально с первых дней его жизни. И это, безусловно, позитивные сдвиги, укрепляющие семью. Прокладывать эту дорогу теперешнему поколению молодых родителей приходится самостоятельно из-за почти полного отсутствия подобного опыта у старших поколений.

Семейный корабль и подводные рифы

Проблемой может оказаться и него товность одного из супругов к предстоящим переменам . Конечно, бывает так, что оба супруга с нетерпением и радостью ждут ребенка и каждый из них готов изменить свою жизнь. Но так происходит далеко не всегда. Бывает так, что в отношении к грядущим переменам один из супругов играет роль ведущего , а другой – ведомого . Ведомый (кстати, довольно часто это бывает муж), не испытывая особого стремления стать родителем, воспринимает этот шаг как долг или вынужденную необходимость. Даже если он активно обсуждает тему рождения ребенка, из этого совсем не следует, что он к этому готов. Иногда данное решение выглядит как своеобразная сделка: один супруг получает согласие другого в обмен на обещание, что все останется попрежнему. Если это обещание не пересматривается и после рождения ребенка, то молодым родителям нелегко сформировать «родительскую пару». Обычно жена в этой ситуации, стремясь выполнить обещанное, изо всех сил пытается сохранить прежний уклад жизни, оберегая мужа от проблем, связанных с рождением ребенка, и испытывая одновременно сильное чувство тревоги и одиночества. Та психологическая нагрузка, которая на нее при этом ложится, часто приводит ее на грань нервного срыва. Определенный дискомфорт может испытать после рождения ребенка и мужчина. Если он внутренне не готов к предстоящим в семье изменениям, чувство гордости может быстро смениться чувством тревоги. В некоторых случаях тревога приобретает такие масштабы, что брак оказывается под угрозой.

Чтобы эта тревога улеглась, должна быть проделана определенная душевная работа, а для нее нужно время. Поэтому женщине в данной ситуации хорошо было бы запастись мудростью и терпением…

Наконец, существенной проблемой представляется изменение характера супружеских отношений после рождения ребенка . Иногда с развитием беременности и после рождения ребенка мужчина все сильнее ощущает, что жена начала как бы «отворачиваться» от него. Их близкие отношения не могут сравниться с тем глубоким, «корневым» общением, которое начинает складываться у нее с малышом и выходит на первый план. Таким образом, происходит своего рода скрытый «эмоциональный развод» (не путать с разводом реальным). Сложность положения усугубляется тем, что именно в это время жене трудно заметить происходящие с мужем изменения, поскольку она почти полностью поглощена другими, новыми для нее чувствами. Кроме того, в первое время мать ребенка сама нуждается в заботе. Казалось бы, эту заботу мог бы обеспечить муж. Но не так просто найти в себе для этого силы именно в тот момент, когда ты сам чувствуешь себя уязвимым, оттесненным на периферию семейных отношений. Не каждый готов на такой шаг… В этой непростой ситуации очень важно отнестись к чувствам друг друга с уважением, дать другому возможность разобраться в своих переживаниях, а не отрицать их права на существование.

Итак, перемены в вашей семье не за горами. И многое зависит от того, успеете ли вы как можно раньше осознать те проблемы, с которыми вам предстоит столкнуться. Срок, отпущенный на это природой, смотри в названии журнала. Вопрос в том, на что мы его тратим.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Что еще почитать