Основные нарушения детско-родительских отношений. Причины нарушений в детско-родительских отношениях в семье дошкольника

детский родительский дошкольник психологический

В течение дошкольного возраста, продолжающегося от 3 до 7 лет, интенсивно развивается общение ребенка со взрослым и развиваются новые формы общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формам общения ребенка со взрослым дошкольник осваивает две новые, более сложные формы общения - внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. Рассмотрим основные группы причин нарушений детско-родительских отношений, и попытаемся кратко охарактеризовать наиболее часто встречающиеся, в определенном смысле - типичные (когда инициатива исходит от родителей) проблемы. Однако, любая классификация проблем ребенка неизбежно носит условный характер, поскольку в силу целостного характера процесса развития изолированных, локальных проблем практически не бывает: например, дисгармоничные отношения в семье не только рождают стойкий эмоциональный дискомфорт, но обычно сказываются и на взаимоотношениях ребенка со сверстниками, на его познавательной активности, накладывают свой тяжелый отпечаток на формирование всей личности ребенка. И, напротив, как подчеркивает Г.В. Бурменская, трудности ребенка, коренящиеся в снижении его интеллектуального развития, как правило, осложняют детско-родительские отношения, а также проявляются в ходе игры и общения со сверстниками, препятствуя взаимопониманию и создавая почву для взаимной неудовлетворенности и конфликтов.

Первая группа чрезвычайно разнообразных проблем детско-родительских отношений в своей основе имеет общую причину, а именно незнание или сознательное игнорирование родителями возрастных норм и необходимых условий развития ребенка. Это дети, у которых, как показывает обследование, отсутствуют какие-либо отклонения от нормативного хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях. Родители жалуются на капризность, непослушание и упрямство детей (что может быть естественным в кризисные периоды развития), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» и т.д. Практика консультирования показывает, что многие весьма различные по своей психологической природе особенности поведения дошкольников часто служат причиной недовольства родителей, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Широко распространена установка на «всегда послушного», исполнительного («удобного») ребенка. Другой вариант нарушения отношений связан со стремлением многих родителей искусственно форсировать, ускорить темпы развития своих детей, стремлением добиваться опережающего хода развития и превосходства своего ребенка над другими.

При этом родители не видят перегрузок, ослабленности ребенка и не осознают искажений в восприятии ребенка (хороший - только успешный), в воспитательных установках (сверхтребования). В то же время большое число неадекватных требований, предъявляемых к детям, как показывает анализ конкретных случаев, часто бывает связано с различными личностными проблемами самих родителей. Наличие сверхтребований, игнорирование личностной стороны общения свидетельствует, по меньшей мере, о недостаточно чутком отношении родителей к ребенку, об их низкой чувствительности к его потребностям и реальным возможностям, а подчас даже об эмоциональном неприятии его.

Соответственно вторая большая группа проблем в сфере детско-родительских отношений связана с нарушением эмоциональных отношений. Можно выделить следующие варианты эмоционального отношения родителя к ребенку: 1) безусловное эмоциональное принятие (любовь несмотря ни на что); 2) условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка); 3) амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви); 4) индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность в отношениях, низкая эмпатия); 5) эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

При этом любовь определяется как высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта; амбивалентность чувств - как несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако можно выделить следующие.

1. Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; потребность в безопасности; потребность в общении с друзьями, личные достижения, карьера, профессиональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть направлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей родителя при сохранении им полноценной функции ухода и воспитания ребенка.

2. Мистификация и искажение образа ребенка в результате проекции негативных качеств и приписывание их ребенку, идентификация с аверсивной личностью (вызывающей отвращение у родителя). В результате перенос на ребенка негативного эмоционального отношения, которое родитель испытывает в отношении этой личности. Психологическая работа в этом случае должна быть направлена на объективирование причин, их анализ и помощь в разрешении глубинного конфликта, лежащего в основе проекции.

3. Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление посттравматического стресса. Фатальное совпадение рождения (начальных этапов воспитания ребенка) и психологической травмы (например утрата близкого человека). Ребенок выступает как символ травмирующей ситуации либо как ее элемент. Направлением психологической работы здесь должна стать работа с посттравматическим стрессом.

4. Личностные особенности родителя (личностный инфантилизм, акцентуации характера, невротизм, неадекватный тип привязанности самого родителя). Здесь требуется индивидуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости - психотерапия.

При этом фрустрация определяется как психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; стресс как термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия; личностный инфантилизм - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту; невротизм - состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.

Следует упомянуть и некоторых отцов и матерей, недостаточно зрелых для роли родителей, тяготящихся заботой о ребенке, загруженных своими собственными делами и проблемами. В таких случаях жалобы родителей указывают не только на неблагополучие собственно детско-родительских отношений, но и обстановки в семье в целом, что требует терапии семейных отношений и (или) проработки родителями собственных проблем.

Также способствуют дисгармоничности отношений между родителями и детьми выраженные различия их темпераментов или характерологического склада, если данные расхождения не осознаются и не учитываются в должной степени родителями (темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения). Еще одну «острую точку» во взаимоотношениях родителей с детьми младшего дошкольного возраста составляют проявления ими самостоятельности и инициативы, которые часто воспринимаются родителями как желание «делать все по-своему».

Для дошкольного возраста характерен внутренний психологический конфликт, который точно обозначил Э. Эриксон формулой «инициатива против чувства вины». Конфликт возникает потому, что новые, сформировавшиеся способности позволяют детям что-то придумывать, изобретать, подчас ставя себя в такое положение, когда они сами не знают как поступать, какие формы поведения выбрать. В подобных ситуациях они нередко совершают поступки, не одобряемые не только родителями, но и более широким социальным окружением. В таких ситуациях возникает чувство вины и страха.

Чувство вины может появиться у ребенка и в том случае, когда, как ему кажется, он своим поведением, успехами не оправдывает родительских ожиданий и надежд. Пределы собственных физических и умственных способностей еще не всегда осознаются детьми, и иногда им невероятно трудно сдержать порывы буйной фантазии и игру физических сил. Разумеется, в силу общей неумелости детей этого возраста инициативные проявления чаще всего принимают неадекватный характер и пресекаются взрослыми.

В результате эти, по существу, нормальные возрастные особенности (точнее, даже возрастные достижения) ребенка, трансформируясь, принимают форму капризов, непослушания, негативизма и других нежелательных форм поведения. Закономерности онтогенеза личности таковы, что позитивный, одобряемый взрослыми опыт проявления ребенком самостоятельности и инициативы в раннем и дошкольном возрасте абсолютно необходим и имеет фундаментальное значение для всего дальнейшего развития ребенка.

В результате выше перечисленного хотелось бы подчеркнуть, что дошкольный возраст имеет особое значение: коррекция неверных воспитательных установок и дисгармоничных детско-родительских отношений может служить здесь средством своевременной профилактики значительных осложнений и нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в последующих возрастах.

Средний дошкольный возраст столь значим для формирования психологического развития ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска детско-родительских взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы.

Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок -- кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи .

Следствием такого типа семейного взаимодействия может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольного возраста, как эмоциональная децентрация -- способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей. Ребенок с несформированной эмоциональной децентрацией видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.

Следующий фактор риска -- это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними . И если влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, то роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается. Последние вызывают глубокий внутренний конфликт у ребенка, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей -- привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фигдор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности.

Следующее явление, которое необходимо обсудить в рамках проблемы формирования психологического развития дошкольника, -- это явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно . С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры -- предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок» , который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае за счет проживания не своей жизни. Мы полагаем, что формирование «приспособившегося ребенка» можно связать с воспитанием по типу доминирующей гиперпротекции, описанным Э. Г. Эйдемиллером , когда семья уделяет много внимания ребенку, но в то же время мешает его самостоятельности. В целом же, как нам представляется, именно «приспособившийся ребенок», столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста -- инициативности (Э. Эриксон) , которое и в младшем школьном возрасте, и в подростковом не всегда попадает в поле внимания не только родителей, но и школьных психологов. «Приспособившийся ребенок» в школе чаще всего не проявляет внешних признаков дезадаптации: нарушений в учебе и поведении. Но при внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главный среди них - душевное поведение, нравственная связь родителей с ребенком. Оно возможно только в том случае, если взрослый принимает ребенка таким, какой он есть; если он сопереживает ребенку, т.е. он способен смотреть на проблемы глазами ребенка, принимать его позицию; и если имеет место адекватное отношение со стороны взрослого к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. Но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В соответствии с целью и задачами нашего исследования рассмотрим 4 тактики воспитания в семье и отвечающем им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательства», сотрудничество .

  • · Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: чувство собственного достоинства, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности, самосознания, в частности.
  • · Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Это в первую очередь сказывается на самооценке детей и подростков.
  • · Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
  • · Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Этот тип взаимоотношений обеспечивает ребенку наилучшие условия для развития его потенциальных возможностей.

М.И. Лисиной и др. было установлено, что если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе кажутся искаженными .

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с адекватным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях.

Следствием неадекватной самооценки может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Если переживаемые ребенком временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Демонстративность в поведении так же связана с самооценкой, с уровнем притязаний - это повышенная потребность в успехе, внимании к себе, окружающим. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

В том случае, когда демонстративность сочетается у ребенка с тревожностью возможен его и уход от реальности. Эти дети характеризуются тем, что имея сильную потребность во внимании, не могут реализовать её из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Итак, мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одной из приоритетных задач в работе психолога образовательного учреждения. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы с родителями является формирование навыков сотрудничества с ребенком.

В работе представлен опыт взаимодействия психолога с родителями воспитанников ДОУ по профилактике детско-родительских отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азарова Е.В.

МАДОУ г. Мурманска № 151

Педагог-психолог

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одной из приоритетных задач в работе психолога образовательного учреждения. Работа по профилактике нарушений детско-родительских отношений представляет собой обширную сферу деятельности, в основе которой – отношения между родителями и детьми, особенности их восприятия друг друга.

Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. Но в то же время в условиях жизни ребенка в детском коллективе нужно развивать его личность, сохраняя неповторимую индивидуальность. Семью же часто называют «школой чувств», так как в общении с родными у ребенка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. Семья воспитывает не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность, оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое.

Детско-родительские отношения - система разнообразных чувств, эмоций, действий, поступков, которая проявляется во взаимодействии родителя и ребенка.

Семейное воспитание – в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы с родителями является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

Исходя из этих определений, типы семейного воспитания понимаются, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности.

  1. Типология отклонений в семейном воспитании.

В основе классификации типов семейного воспитания такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

При определении направлений своей работы мы исходили из типологии и причин отклонений в семейном воспитании выделенных Э.Г. Эйдемиллером.

Причины отклонений в семейном воспитании по Э.Г. Эйдемиллеру:

  • Отклонения личности родителей – акцентуации личности, психопатии.
  • Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка – личностная проблема, чаще всего не осознаваемая потребность.

Во многом, этим обусловлен выбор техник и методов работы с родителями и детьми, целью которой является оптимизация детско-родительских отношений в дошкольный период детства.

В обычных семьях, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. По результатам обследований выявлены несколько причин отклонений в системе детско-родительских отношений (табл. 1).

Нарушения в семейной системе происходят потому что:

1. Со взрослыми аналогично поступали в их детстве – и тогда необходимо помочь переосмыслить опыт.

2. Родители не знают альтернативных методов воздействия – тогда возможно обучение, поиск иных форм взаимодействия.

3. Родители не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания – все эти формы отражают отношение к ребенку как к объекту воспитания. Они унижают его достоинства. Семьи, склонные к проявлению такого вида отношения составляют группу риска. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери.

Основная задача при работе с родителями – держать в зоне своего внимания:

Детско-родительские отношения группы риска;

Установки и ценности родителей, их ожидания;

Нарушение супружеских взаимоотношений;

Родительскую компетентность.

  1. Этапы работы с родителями.

2.1 Подготовительный этап.

Единым для всех направлений работы является подготовительный этап :

  • Психологическое просвещение
  • Диагностика
  • Индивидуальное консультирование

Этап, на котором выявляются запросы семей, их ожидания и активности, а так же мотивирование на дальнейшее сотрудничество и расширение кругозора в области психологических знаний.

Он основывается на просветительской работе. Например, родительские собрания по различным тематикам, где затрагиваются вопросы воспитания, методы поощрения и наказания, взаимодействия и общения с детьми, важность единого стиля воспитания. Так же мы обговариваем формы и направления работы, организуемые в ДОУ. Часто, в этот момент происходит «узнавание» родителем той семейной ситуации, в которая преобладает в семье.

Проводится опросник родительских предпочтений, в котором родители обозначают свои пожелания и возможности на различные виды деятельности. Так же с его помощью мы выявляем родителей:

  1. готовых участвовать в жизни ребенка,
  2. желающих исправить, развить качества и навыки малыша.

Это первый сбор информации о том, какие семьи и с какими установками могут преобладать в ДОУ. Обычно, ко второй категории относятся родители, которые условно составляют группу риска – например, желают развить способности ребенка, к которым он не предрасположен, или которыми хотели бы обладать сами.

Также для выявления особенностей обратившихся на консультацию семей использую диагностические методики:

  • Интервью для исследования взаимоотношений между родителями и детьми (Алексеева Е.Е.).
  • Методика исследования родительских установок и реакций PARI.
  • Опросник для родителей «Типы воспитания детей».
  • Диагностика родительского отношения к ребенку А.Я. Варга, В.В. Столина.
  • Опросник АСВ для родителей детей в возрасте 3-10 лет. Эйдемиллер Э.Г.
  • Проективные методики.

На этом же этапе оформляется социальный паспорт детского сада, для выявления семей группы риска.

Индивидуальное консультирование можно отнести как к этапу подготовки, когда определяются зыбкие зоны в воспитании, так и как отдельное направление работы.

2.2 Основной этап.

Главной целью работы с родителями на основном этапе является - формировать способность понимать потребности ребенка, формировать способы адекватного взаимодействия с ребенком на каждом возрастном этапе его развития.

Задачи работы:

  • Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  • Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ним.
  • Активизация коммуникаций в семье.

Цель и задачи реализуются через несколько направлений:

  1. Индивидуальное консультирование\ индивидуальная терапия.
  2. Групповая работа – тренинги.
  3. Работа с парой – «родитель – ребенок».

2.2.1 Индивидуальная терапия направлена на:

Осознание установок и переносов, которые встречаются, например, в таких случаях, когда родитель якобы хочет лучшего детства для своего ребенка или наоборот стремиться к достижению высоких результатов отдавая ребенка на кружки и секции,

Обращение к опыту собственных детско-родительских отношений,

Осознание личностных затруднений в общении с ребенком.

Обычно этого достаточно для того, чтобы родитель задумался над системой ценностей и предпочтений, в которой он воспитывает своего ребенка, и принял решение о том, необходимы ли какие-то изменения, может ли он сам что-то поменять или у него нет знаний о том, как может быть по-другому. Тогда в процессе работы акцент делается на поиск новых форм, способов взаимодействия, более приемлемых как для ребенка, так и для родителя. Либо родитель в состоянии дальше самостоятельно идти и пробовать устанавливать качественно иные отношения с детьми.

2.2.2 Групповая работа осуществляется методом тренинга. Работа строится на обоюдном доверии и согласии. При составлении плана тренинга особое внимание обращаю на возрастные, интеллектуальные, личностные особенности родителей и их детей. Эффективность участия в тренинге во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы.

Группа формируется из числа родителей, которые обратились на консультацию, либо заинтересовались информацией о проведении группы (тренинга совместной работы с детьми) детей 4-7 лет. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу). Это могут быть и близкие родственники (старшая сестра, бабушка), но обязательно те, кто непосредственно занимаются воспитанием ребенка.

На первой встрече происходит знакомство с группой и диагностика стилей воспитания по Эйдемиллеру (АСВ), для детей предлагается «Рисунок семьи» для того чтобы иметь более полное представление о характере семей, которые собрались и возможной коррекции программы, если выявляется семья с нарушением в семейном воспитании.

При проведении тренинга с родителями определяю важные темы для обсуждения их в группе (табл. 2).

Таблица 2.

Родителям необходимо рассказывать о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, качеств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка.

  1. Обсуждается с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорится о том, что означают:
  • оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
  • временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);

Невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

В ходе выполнения таких упражнений важно акцентировать внимание родителей на том, что между согласием и принятием есть различия.

2. Обращение к детскому опыту. Опыту переживания своих чувств.

3. Обращение к чувствам родителя, часто не осознаваемых. Что происходит со взрослым, когда он встречается с эмоциями ребенка, что двигает им, что приходится запрещать, говорить «нельзя» ярким эмоциональным проявлениям.

4. Выявление подлинных желаний, спрятанных за стремлением к послушанию или безразличием.

5. Определение границ и запретов. Подавление активности. Встреча желания с реальностью, которая делает его невозможным.

6. В работе родителям предлагается составить свой собственный список установок и попытаться найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Научиться отличать свои проблемы от проблем ребенка - очень важный элемент тренинга.

Приведу пример тренинга с родителями и детьми под названием «Проект - Безопасное детство», который проводился совместно с воспитателем группы старшего дошкольного возраста.

Этот год мы решили посвятить теме «Семьи».

Цель проекта : Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком.

Тематическое планирование .

Таблица 3.

Месяц

Тема

Мероприятия

Январь

Знакомство

Родительское собрание

«Безопасное детство»

Семейный альбом. Начало.

Февраль

Я и моя семья

Тренинг «Мир детства»

Игра «Цветик-семицветик»

Март

Я и Мама

Игра - пантомима «Как мама наряжается»

Рисунок «Моя мама»

Апрель

Я и Папа

Тренинг «Я тебе доверяю»

Рисунок «Безопасные выходные с папой»

Май

Мамапапия

Игра «Один день из жизни взрослого»

Семейный альбом. Продолжение.

Каждый месяц посвящен отдельным членам семьи, в котором проводилась совместная работа либо с мамой и ребенком, либо с папой и ребенком.

На первом занятии мы предложили родителям с детьми создать семейный альбом, целью которого было посмотреть отношение к семье участников на начало проекта. В конце учебного года семьям, участвующим в проекте, было предложено дополнить свой альбом (включить все свои впечатления, полученные во время совместных мероприятий; изменения, которые произошли в семье за эти месяцы).

На протяжении 4 месяцев нашей работы, мы заметили в семьях наших воспитанников изменения. Дети и родители стали более отзывчивыми, стали с пониманием относится друг к другу и появилась большая заинтересованность родителей в успехах детей, их эмоциональном состоянии и благополучии. Проект помогает родителям понимать собственные методы воспитания, взглянуть на себя и на ребенка со стороны.

Отдельно посвящаю работу родительским установкам как фактору нарушений в системе детско-родительских отношений.

Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Негативные родительские установки более разнообразны и субъективны. Часто от родителей можно услышать подобные фразы:

Я сейчас занят (а)…

Посмотри, что ты натворил!!!

Как всегда неправильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во всё лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.). В Приложении 1 приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок.

Естественно, список установок может быть значительно больше. Родителям предлагается составить свой собственный и попытаться найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

2.2.3 Кроме работы в тренинге я выделяю отдельно – работу в паре – «родитель – ребенок».

При работе с детьми часто выявляется проблема эмоционального принятия. В повседневной жизни это связано с проведением совместного досуга родителей и детей. Поэтому при работе с парой необходимы формы и методы работы с родителями и детьми, предметом которых должен быть процесс между ребенком и родителем с поддержанием саморегуляции в системе «родитель-ребенок». В этом случае акцент делается не только на восприятии себя, но и на восприятии другого. Не только на осознании своих эмоций и действий, но и распознавании и дифференциации эмоций и действий другого человека. И для этого есть многообразие вариантов совместной деятельности: рисование, моделирование, конструирование, разыгрывание сюжетов, игры по правилам и другие виды совместных действий, которые требуют учитывать присутствие другого человека, где ребенок равноценный и равноправный участник психологического процесса.

Несколько правил, которые необходимо соблюдать:

  • Сохранять нейтральную позицию. В нарушенных взаимоотношениях нет правых и виноватых, есть – страдающие.
  • Психолог – организатор процесса, активное лицо, определяющее правила игры. Необходимо уметь брать власть (задавать рамки и правила).
  • Использование я-высказываний.
  • Запреты на советы, упреки, угрозы.
  • Исходить из целей, а не имеющихся в арсенале методик.

Основная работа с парой строится на совместном действии, в ходе которого проявляются особенности склада личности и отношения к ребенку и родителю. Мне важен контакт, отношения между родителем и ребенком.

Мне бы хотелось обозначить несколько методик, которые не требуют фундаментальной психотерапевтической подготовки и их можно использовать в работе с различными случаями.

Например, при психосоматических проявлениях подавления желаний и эмоций (кашель, энурез и т.д.) полезна совместная работа родителя с ребенком - игра «в принцессу» - проективная методика - выявление желаний с включением героев – выполняющих эти желания в игровой форме. Цель – возможность приобретения нового опыта и перенесения его в другие, неигровые ситуации общения с мамой. Выбираем объект – (волшебный камешек, игрушка) – который может выполнять желания. Ребенок – маленькая принцесса, которая живет во дворце. Какой он, что вокруг. И тд… Например когда кашель сдавливает «я хочу», проговаривание, давание голоса желаниям и чувствам – дает возможность расслабление мышц, снижение напряжения.

Основные этапы работы с желаниями:

  1. Разговор о желаниях, о возможности высказывания своих желаний.
  2. Исследование окружающей среды, выделение предметов желаний.
  3. Узнавание предмета потребности, осознание потребности.
  4. Встреча с реальностью, переживание возможности или невозможности осуществления желания.
  5. Выбор и обсуждение реального способа действия, адекватного ситуации.

Иногда это может быть вызвано реальными обстоятельствами, когда ребенок хочет луну с неба, и даже самый любящий родитель не в силах удовлетворить это желание, чувствуя себя виноватым. Переживание, возникающее в этот момент, может быть достаточно острым, в нем может быть и печаль и злость. Ребенку требуется определенный положительный опыт признания и возможности удовлетворения его желаний. Для ребенка важно встретиться с искренним и честным присутствием взрослого.

Как результат такого взаимодействия - снижение тревоги, обиды, удовлетворение от игры и общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Такой подход к работе с родителями и детьми позволяет достичь устойчивых положительных результатов:

  • повышению психологической и педагогической грамотности родителей;
  • повышению осознанности;
  • расширению кругозора;
  • формированию родительской позиции;
  • решению проблем воспитания и обучения детей;
  • активному участию родителей в деятельность дошкольного учреждения. Активность родителей повысилась и составляет 85%, где во многих мероприятиях они сами проявляют инициативу.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Баева, И.А., Волкова, Е.Н., Лактионова, Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009.
  2. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.
  3. Дошкольное воспитание. №8, 2004.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. 2001
  5. Ждакаева Е. И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок / Е. И. Ждакаева. – СПб. : Речь, 2011.
  6. Кипнис М.Ш. Тренинг семейных отношений (2 часть) - М. Ось-89, 2006.
  7. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. – СПб.: Речь. 2004.
  8. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Изд-во: ЭКСМО., 2005.
  9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
  10. Семейная психология. Хрестоматия./ Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова. – СПб.: Речь, 2007.
  11. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.

Дисгармоничное воспитание возникает, когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при малом уровне эмоционального принятия ребенка, эмоционального отвержения, отсутствия взаимопонимания.
(см. правильное воспитание детей)

Выбрать золотую середину, гармоничность в процессе воспитания , верные детско-родительские отношения, является очень сложной, тяжело осуществимой задачей для родителей (особенно в неполных или обновленных семьях). Но, те не менее, родителям необходимо не переусердствовать (например, слишком строгий контроль над ребенком, так же не благотворно, отрицательно, влияет на детей, как и полное попустительство).

Краткое описание наиболее частых типов дисгармоничного воспитания и нарушения детско-родительских отношений

Гипопротекция в детско-родительских отношениях

характеризуется недостаточностью заботы и внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.
Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и
приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний.

Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого
жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный (В.И. Гарбузов).

Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные, т.е жизненно необходимые (еда, одежда, жилье), потребности.

Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные (еда, одежда, жилье) его потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосознанное эмоциональное отвержение ребенка.

Перфекционизм - рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет какие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение.

Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда родители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой семье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например, отправляют его на все лето в дорогой престижный лагерь.

Родители по отношению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции
лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.

Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет
выполнения желаний ребенка, то здесь - за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.

Гиперопека и детско-родительские отношения

— характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции (сверх заботы, опеки) может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное (разное) к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека
может быть обусловленной доминированием (превосходством) мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.

Потворствующая гиперпротекция в воспитании детей
Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, никак не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи.
Доминирующая гиперпротекция в отношениях с ребенком

В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное (различное) отношение. Авторитаризм (диктат) родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть».

Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить неограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекословного послушания. Одной из причин родительской доминантности (власти) является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей (главенствующей) и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой (практически отсутствием заботы).

Компенсаторная гиперопека в воспитательном процессе

По сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.

Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.

Смешанная гиперопека - это переход от гипер к гипоопеке, принимающей скрытые формы.

Противоречивое воспитание детей

Противоречивое воспитание ребенка может быть обусловлено реализацией разными членами
семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка.

Противоречивость выступает как несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного.

Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспитания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих рефлексировать (смотреть на себя со стороны) и согласовывать свои воспитательные подходы.

Неравномерность воспитания

может проявляться в дефиците эмоционального общения родителя с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контакта в более старшем.

Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются.

Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции (понимание себя), росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка.

Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсоциальны (слишком ориентированны на общество), но склонны к невротизации (психические проблемы) и соматизации (телесные проблемы) психологических проблем, к высокой тревожности.

Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование (передача); искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми
реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы).

Гипер-социализирующее воспитание ребенка

Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях.

Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил.

Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка.

Жестокое обращение с ребенком в детско-родительских отношениях

Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна), характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной (не с того, ни с сего) враждебностью родителя.

Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения», «позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, в соответствии с механизмами проекции и рационализации (Читать защита психики) , ему приписываются всевозможные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм и т.д.

Воспитание ребенка в культе болезни

Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности.(См. характер) Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи».

Воспитание вне семьи

Воспитание в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, интернатах, у дальних родственников) особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей.

Лишение семьи в раннем возрасте приводит к необратимым или трудно корригируемым (восстанавлеваемым) нарушениям в формировании привязанности и автономии личности и базового доверия к миру.

Наиболее яркими следствиями воспитания вне семьи становятся расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрессия, трудности эмпатии (сочувствия)), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного , т.е. отклоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы правовых норм, поведения.
(См. Личность ребенка)

Значительный интерес представляют также неадекватные типы материнского отношения к детям

1. Отношение матери к сыну по замещающему типу. Сыну приписывается роль супруга. Отношения в диаде (в паре) строятся по типу поиска поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навязывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как в неполной, так и в полной семье. В полной - в случае коалиции мать-сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец-дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант воспитания скорее можно рассматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственности, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери.

2. Симбиотическая (одно целое) связь матери с ребенком, характеризующаяся гиперопекой и низкой степенью эмоциональной дифференциации (разделения). Может быть как потворствующей, так и доминирующей (главенствующей), но главная, черта симбиотической связи - родитель и ребенок в сознании матери не разделены, представляют, единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как
симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.

3. Лишение родительской любви. Любовь родителя используется как инструмент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить.

4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представляет угрозу для развития личности ребенка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.

Родительское поведение в детско-родительских отношениях

Выделяют девять вариантов родительского поведения в зависимости от выраженности личностного и предметного компонента родительского отношения: строгий, объяснительный,автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакающий, ситуативный и зависимый родитель.

В каждом из перечисленных вариантов превалирует либо личностный (любовь, сочувствие, сопереживание ребенку), либо предметный (требования, контроль, оценка качеств ребенка) компонент родительского отношения.

Объяснительный — использует в воспитании стратегию объяснений, ориентируясь на ребенка как равноправного партнера.

Автономный — поощряет самостоятельность и
независимость ребенка, предоставляя ему возможность самому находить решение проблем.

Компромиссный — в воспитании придерживается тактики
равноценного обмена. Предлагая ребенку непривлекательное задание или
поручение, он стремится «уравновесить» его наградой, учесть интересы, потребности и увлечения ребенка.

Содействующий чувствителен как к нуждам, так и к потребностям ребенка, всегда готов прийти ему на помощь, ориентирован на равноправное сотрудничество, предоставляет ребенку шанс самостоятельно справиться с проблемой там, где это возможно.

Сочувствующий — сенситивен (чувствителен) к эмоциональному состоянию ребенка и его нуждам, сочувствует ему и сопереживает. Однако реальной помощи не оказывает, конкретных действий, направленных на разрешение проблемы, не предпринимает.

Потакающий — ставит интересы ребенка выше собственных интересов и интересов семьи. Готов пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить потребности ребенка, даже в ущерб себе.

Ситуативный — меняет свое поведение, требования, запреты, контроль и оценку ребенка в зависимости от конкретной ситуации. Система воспитания достаточно лабильна и изменчива.

Наконец, зависимый родитель не имеет своего собственного мнения в вопросах воспитания детей, привык полагаться на авторитеты. В случае неудач и трудностей в детско-родительских отношениях апеллирует к педагогам, собственным родителям, психологам, склонен к чтению психолого-педагогической литературы и надеется найти там ответы на волнующие его вопросы.

Типы нарушения общения в детско-родительских отношениях и в воспитании детей

Выделяют четыре типа семей с нарушениями общения: семья, травматизирующая детей, навязчивая, лживая и непоследовательная.

Первая навязывает ребенку патологизирующую (болезненную) роль как дополнительную к роли жертвы или агрессора, с которыми идентифицирует (отождествляет) себя родитель,
переживший насилие в детском возрасте.

Навязчивая семья осуществляет постоянный и навязчивый контроль за ребенком, вызывающий у него чувство стеснения, стыда и злобы; рождающий атмосферу лицемерия и фальши. Лживая семья практикует двойные стандарты, постоянное использование которых приводит к утрате ребенком чувства реальности и деперсонализации, к отчуждению. В непоследовательной, ненадежной семье ребенок ощущает нестабильность и угрозу.

Воспитание детей

Каждый родитель должен начинать воспитание своих детей, да и вообще детско-родительские отношения с самовоспитания, пересмотра своих жизненных позиций, мировоззрения, самосознания и жизненных ценностей.

Только при таком подходе можно сделать правильный выбор в стиле воспитания ребенка и его дальнейшего развития.

Необходимо запомнить, что воспитание начинается с грудного возраста. А к пяти – семи годам – жизненный сценарий человека будет уже написан. А к 12-ти – 14-ти годам, будет сформирован характер.

И каким будет этот сценарий («неудачника» или «победителя»), и каким будет характер, соответственно, какой будет сама личность, зависит от Вас, уважаемые родители. На родителях, напомню, лежит высокая ответственность, как перед воспитываемой личностью в частности, так и перед обществом в целом, за то, какой будет эта личность…

Консультация семейного психотерапевта — ОНЛАЙН

Подростковый психотерапевт — советы родителям детей-подростков

Бесплатная консультация психотерапевта (предварительно)

Игра в практической деятельности психолога

контрольная работа

2.1 Причины нарушения детско-родительских отношений

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка с взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще.

Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).

Эмоциональное состояние родителей остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций. Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

Существуют варианты взаимоотношений, мешающие нормальному развитию личности ребенка.

Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время говорят ребенку о том, что он не сможет наверстать упущенную программу, у ребенка возникает тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

· желанию бездумно следовать указаниям взрослого;

· действовать только по образцам и шаблонам;

· боязни проявить инициативу;

· формальному усвоению знаний и способов действий;

· боязнь идти к чему-то новому;

· браться за новое дело;

· ставить перед собой какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

2. «Уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

В кризисном состоянии почти всегда, кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть -- человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

Поскольку успех в решении сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».

Реабилитация в личностном контексте -- это активизация функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после преодоления сложной жизненной ситуации. Это восстановления на более высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация -- это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути.

Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы личностного взросления, приближение к себе, к собственной сущности.

Взаимосвязъ детско-родительских отношений и суицидальной актвности у подростков

Взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности у подростков

Детско-родительские отношения - «это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» ...

Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений

Детско-родительские отношения представляют собой специфическую и многокомпонентную систему. Как известно, ребенок с первых месяцев осознает себя через отношения с родителями...

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст столь значим для формирования психологического развития ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска детско-родительских взаимоотношений...

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики...

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст столь значим для формирования психологического развития ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска детско-родительских взаимоотношений...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников

В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи. Семья выступает институтом первичной социализации ребёнка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода...

Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника

Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики. Вспомним слова Я.Корчака: «Исследователи решили...

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Исследование родительско-детских отношений

К проблеме детско-родительских отношений обращаются многие авторы, такие как Ю. Гиппенрейтер, А. Захаров, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др., но чаще всего психологи-практики. Как правило...

Коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника

Семейная среда -- это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье...

Нарушение детско–родительских отношений как причина девиантного поведения подростков

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Психологи выделяют четыре типа детско-родительских отношений. Первый тип. Свобода + Любовь. Содействует гармоничному развитию детской личности. Это идеальное соотношение в детско-родительских отношениях...

Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ

На всех этапах развития ребенка в семье на него оказывают постоянное воздействие различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного воспитания. Он может оказывать как оздоровляющее воздействие на воспитательную функцию семьи...

Что еще почитать