ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: Средняя группа.
Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень» .
Задачи: Создание условий для расширения представлений детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Создать условия для формирования бережного отношения к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материалы: Объекты экологической тропы: берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень.
Ход деятельности:
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдём по экологической тропе.
Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед.
Дед Природовед. Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательны, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед. Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей) .
Воспитатель. Читает стихотворение М. Авдеевой «Разноцветный парк…» .
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель. Раз, два, три – к берёзе беги! Дети бегут к берёзе.
Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это берёза? (Ответы детей) . Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета?
Воспитатель. А вот ещё дерево. (Показывает на рябину) . Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.
Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Дед Природовед. Далее экологическая тропинка ведёт нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) давайте рассмотрим цветок, у которого в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) конечно, чтобы было красиво. Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы.
Дед Природовед. А вы знаете, кто живёт в этом домике? (Указывает на скворечник.)
Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется - скворечник» . А где же птицы? (Ответы детей.)
Дед Природовед. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) посмотрите, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – нибудь живёт? (Ответы детей.) в этом пне тоже идёт жизнь. В пне прячутся маленькие жучки и букашки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом.
Воспитатель. Вот какие остановки мы сегодня сделали на нашей экологической тропинке. Ребята, что вы узнали нового и интересного? (Ответы детей) .
Дед Природовед приглашает детей поиграть.
Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу» . Игра повторяется с разными листочками.
Дед Природовед. Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Дед Природовед раздаёт детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.
Дети возвращаются в группу.
Цель занятия. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.
В зависимости от местоположения детского сада и региональных особенностей выбираются объекты экологической тропы для детей средней группы.
Воспитатель . Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед (взрослый или игрушка).
Дед Природовед . Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.
Дети здороваются с дедом Природоведом.
Дед Природовед . Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель . Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед . Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель . Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Дед Природовед . Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей.) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».
Дед Природовед . Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Воспитатель . А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Если есть возможность, дед Природовед угощает детей ягодами рябины и спрашивает: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато-горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».
Дед Природовед . Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.
Воспитатель . Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Клумбы бывают разной формы и величины. Какой формы клумба, на которой растут астры? (Ответы детей.) Клумба, на которой растут астры, круглой формы.
Дед Природовед приглашает детей пройти дальше по экологической тропинке.
Дед Природовед . Дети, а вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник.)
Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется „скворечник “. А где же птицы?»
Дед Природовед . Уже наступила осень, осенью многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики-скворечники пока будут пустовать и ждать своих прежних хозяев. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда-то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.) В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.
Воспитатель . Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного.
Дед Природовед приглашает детей поиграть.
Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу».
Дед Природовед показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Каждому ребенку оставляют лист с разных деревьев (клен, береза или дуб и др.).
Затем дед Природовед поднимает кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде деда Природоведа останавливаются.
Игра повторяется с разными листочками (березовыми, дубовыми и другими).
Дед Природовед . Дети, мне было очень с вами интересно! Я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Дед Природовед раздает детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.
Апробация непосредственно образовательной деятельности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка - детском саду № 5 «Золушка» г. о. Серпухов
на тему:
«Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)»
18 февраля 2016 года в МДОУ - детском саду № 5 «Золушка» г. о. Серпухов в подготовительной к школе группе была проведена непосредственно образовательная деятельность на тему «Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)» . Непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) проводилась в подгруппе детей в количестве 12 человек. Занятие проводила воспитатель первой квалификационной категории Авилова Татьяна Николаевна, стаж работы 3 года.
Перед проведением НОД имела место следующая предварительная работа : 1) прохождение экологической тропы на прилегающей территории детского сада; 2) оформление выставки детских рисунков «Зимушка-зима»; 3) совместное с родителями составление паспорта объектов экологической троп; 4) рассматривание комнатных растений; 5) наблюдение за декоративными животными в помещении.
Программное содержание НОД : 1) Расширять представления о сезонных изменениях в природе;2) Вызвать у детей желание участвовать в совместных проектах; 3) Развивать связную речь; 3) Развивать любознательность, активность; 4) Воспитывать бережное отношение к природе.
Подготовка к занятию включала следующие аспекты: 1) определение объектов экологической тропы в здании детского сада; 2) обсуждение с родителями возможность разработки экологического паспорта для объектов экологической тропы; 3) распределение детей и родителей на пары для составления паспорта объектов экологической тропы; 4) составление плана выступления детей в соответствии с последовательностью представления объектов экологической тропы на занятии.
Конспект НОД на тему «Прохождение экологической тропы (в помещении детского сада)» был представлен в нетрадиционной форма - в виде квест-игры. Длительность занятия составила 19 минут .
В вводной части сюрпризным моментом стало появление Деда-Природоведа (воспитатель Христова Ольга Борисовна), который представил вниманию детей выставку детских рисунков на тему «Зимушка-зима», что позволило с самого начала занятия обеспечить положительный эмоциональный настрой детей. Далее по конспекту, воспитатель грамотно подвел детей к тому, что сейчас они вместе с героем отправятся на экскурсию по экологической тропе и узнают много нового и интересного.
Следующий этап включал в себя знакомство с объектами экологической тропы. Первый объект «Узамбарская фиалка» находился непосредственно в помещении группы. Двое дошкольников, подготовивших доклады в соответствии с паспортом растения, составленном совместно с родителями, подробно рассказали о фиалке: стране происхождения, размножении, правилах ухода и его индивидуальных особенностях, а именно о непереносимости растением яркого света и холодного воздуха.
Далее воспитатель обратил внимание детей на правила прохождения маршрута - чтобы добраться до следующего объекта, нужно следовать по ориентирам-стрелкам, которые приведут в нужное место. Элементы квеста оказали на дошкольников мотивационное действие, и они внимательно последовали по заданному направлению. Вторым представленным объектом стала «Герань», о которой другие двое дошкольников сделали доклады в соответствии с экологическим паспортом. Воспитатель отметила, что период цветения у комнатных растений разный, но при этом они остаются зелеными круглый год.
После окончания доклада дети продолжили экскурсию. Следующим объект «Аквариум с рыбками» вызвал у дошкольников восторженную реакцию - дети долго рассматривали аквариум с меченосцами, после чего следующие двое ребят представили свой доклад. Четвертым объектом квест-игры стал «Бальзамин», двое дошкольников по очереди озвучили заранее подготовленную информацию о растении перед сверстниками. Пятым объектом оказалось еще одно комнатное растение «Фикус», отличительной чертой которого, как отметили докладчики, является то, что в летний период его можно высаживать в открытый грунт. Заключительный объект «Волнистый попугайчик» вызвал у дошкольников наибольший энтузиазм, дети долго не могли оторваться от клетки и бурно обсуждали его поведение и внешний вид. В докладе о попугайчике два ребенка поделились с остальными интересной информацией о характере волнистых попугаев, правилах содержания, кормежки и ухода за птицей.
По окончанию занятия Дед-Природовед выразил свое восхищение знаниями детей, подарил участникам квеста книжки о природе и предложил встретиться летом для прохождения экологической тропы на участке детского сада.
Анализируя проведенное занятия, прежде всего хочется отметить удачную организацию экскурсии по территории детского сада в виде квест-игры, так как новые формы проведения досугов и занятий более интересны для детей старшего дошкольного возраста, вызывают желание участвовать и мотивируют на познавательную и физическую активность. Дети положительно отнеслись и к непривычному персонажу, сразу были готовы сотрудничать с ним и делится заранее подготовленными докладами. Хочется также отметить, что воспитатель сумел привлечь родителей к совместной работе с дошкольниками, т.к. именно они готовили указанную информацию вместе со своими детьми.
При подготовке и проведении НОД возникли объяснимые и ожидаемые сложности, т.к. в дошкольном учреждении нет ни аквариума с рыбками, ни клетки с волнистым попугаем. По новым требованиям СанПин комнатные питомцы должны располагаться в отдельном помещении, иметь ветеринарные паспорта и необходимые прививки. Наше дошкольное учреждение не обладает возможностью обеспечить данные условия содержания животных, поэтому пришлось обратиться за помощью к родителям, имеющих данных представителей фауны. Во время обсуждения проведения занятия, нам пришлось поменять местами пятый объект «Фикус» и шестой объект «Волнистый попугайчик», чтобы растение расположить в групповом помещении, а птицу в кабинете логопеда. Также в качестве незначительного недостатка можно указать на то, что на время проведения мероприятия ни одно из растений, представленных на экологической тропе, не цвело, так как НОД проводилась в феврале.
Следует отметить, что время проведения непосредственно образовательной деятельности, а именно 19 минут, представляется коротким, что, по-нашему мнению, объяснимо двумя факторами. Во-первых, дети очень торопились добраться от объекта к объекту. Во-вторых, закрепляющих упражнений для лучшего усвоения нового материала; занятие было построено интересно, но однообразно. Возможно, имело смысл включить в контекст мероприятия викторину, рассказ воспитателя, рассказ детей о выставке рисунков, дидактическую, или подвижную игру. В - третьих, конспект рассчитан именно на подгруппу детей, а наполняемость данной группы составляет 35 человек. Кроме того, поскольку в процессе подготовки паспортов совместно с детьми родители активно использовали интернет, в докладах детей имели место термины, значение которых дети не понимали.
В заключение анализа, проведенного НОД и в целом можно отметить, что занятие построено интересно, все поставленные задачи были успешно реализованы, дошкольники получили много впечатлений и еще долго обсуждали увиденное и услышанное между собой.
Программные задачи:
Словарная работа: название лекарственных растений.
Материал: иллюстрации лекарственных растений, деревьев, игровые зоны «Лес», «Поляна», дидактическая игра «Угадай что, где растет?», аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум леса», П.Чайковский «Вальс цветов», заготовки животных из цветной бумаги, восковые карандаши, клей, кисточки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение «Птичка» В. Туманского
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.Ночь холодная настанет,
От реки туман пойдет;
Птичка-душенька устанет,
Спит, и петь перестаёт.
– Как красиво поют птицы. Мы слышим их
голоса, записанные на кассете.
– А где можно услышать голоса птиц в природе? (В
лесу, в парке)
– Можно послушать пение птиц и на территории
нашего детского сада. Каких птиц мы встречаем
здесь? (К нам прилетают воробьи, вороны, голуби.
Мы наблюдали как ворона звала других ворон к
себе.)
– Как мы с вами заботимся о птицах? (В кормушку
насыпали корм, кормили голубей хлебными
крошками).
– Для того чтобы на территории детского сада
пели птицы, взрослые и старшие дети охраняют
зеленые насаждения, сажают цветы.
– А вы знаете правила поведения на территории
детского сада? (Ходить только по дорожкам,
чтобы не вытоптать растения и цветы. Если кто-то
идет на встречу, надо уступить дорогу, но не надо
вставать на клумбу. Если увидишь мусор, надо
подобрать его. Нельзя рвать цветы, траву, ломать
ветки.)
– Молодцы, вы все правильно сказали. А скажите в
лесу можно рвать цветы, траву? (Нет)
вот и на
знаке нарисовано (показ знаков) 1). Не рвите в лесу,
на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются
в природе! 2). Не сломай, не руби ветви деревьев и
кустарников!
2.
– А теперь пройдем на полянку. (Дети
вместе с воспитателем подходят к стенду
«Лекарственные растения»)
– Посмотрите, какие травы вы здесь видите? (Крапива,
одуванчик, лопух, мать-и-мачеха и т.д.).
– Многие растения не только украшают лес, поляну,
но и приносят большую пользу людям – лечат их.
Например, подорожник. Если кто-то поранит руку,
надо вымыть лист подорожника, приложить его к
ранке, тогда она быстрее заживет.
Ребенок читает стихотворение «Подорожник».
Грело солнце, капал дождик
И в лесу, на бугорке,
Вырос гибкий подорожник
В Арлекинском колпаке.
– Какую пользу приносит мать-и-мачеха людям? (Листья
ее сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от
кашля).
– Что же такое лекарственные растения? (Это
растения, которые приносят пользу людям, лечат
их.)
Уже много веков люди применяют лекарственные
растения для лечения болезней и их знания дошли
до современности.
Лекарственные растения служат сырьем для
приготовления различных целебных препаратов:
настоек, мазей, пластырей, смесей, порошков.
Лекарства приготавливаются на специальных
заводах, в аптеках, лабораториях и отпускаются
населению по рецептам врачей. Сотни людей,
которые воспользовались этими препаратами и
излечились от неизлечимых или трудноизлечимых
болезней, обрели вторую жизнь благодаря силе
природы, которая заложена в лечебных
лекарственных растениях.
Богат и разнообразен выбор лекарств в природной
аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения
могут выглядеть также привлекательно, как и
самые безобидные представители лекарственной
флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям
следует только с рецептом врача.
– Какие правила поведения в лесу вы знаете? (В
лесу надо ходить по тропинке, чтобы не мять
траву, чтобы не наступить на жучков, муравьев)
– Посмотрите, какой я вам знак еще покажу. 3) В
лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не
вытаптывать траву и почву. От этого погибают
насекомые и растения!
3. Физминутка
«Лес»
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы. Ребятишки.
Замедляем дети шаг.
И на месте стой! Вот так.
4. – Посмотрите, мы с вами пришли в лес. (Дети вместе с воспитателем подходят к оформленному уголку «Лес»)
– Кто знает стихотворение про лес?
Ребенок читает стихотворение «Лес».
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какие птицы?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь – мы. Свои.Погореловский
– Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его
красотой. (Звучит запись шума леса)
– Назовите деревья, которые растут в лесу. (Береза,
ель, сосна, рябина, клен и т.д.)
– Много разных деревьев в лесу, вы правильно
назвали их. А как их отличить? (У березы ствол
белый, листочки мелкие, круглые, а у рябины ствол
темно-коричневый, листочки узкие, продолговатые.
У елки иголки.)
– На каком дереве всю зиму висят ягоды? (На
рябине)
Правильно, мы с вами наблюдали как
зимой снегири клевали рябинку. А какое дерево
наряжают один раз в год? (Елку)
Загадка «Русская красавица стоит на полянке,
В зеленой кофточке, в белом сарафане» (Береза)
5. Дидактическая игра «Угадай, что где растет?» (Лес, луг)
6. – Кто знает пословицы и поговорки о природе?
– Вот сколько пословиц и поговорок вы знаете о лесе. Сегодня мы с вами вспомнили как надо правильно вести себя в лесу. Не забывайте заботиться о родной природе не только на территории детского сада, но и в лесу, в парке, чтобы всегда было красиво, чтобы цветы цвели, птицы пели.
7. В конце занятия предложить детям создать общий плакат «Лес – наше богатство».
(Творческая деятельность детей. Звучит «Вальс цветов» П.Чайковский).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Жаворонок» города Абакана
Паспорт экологической тропы
«В гостях у Топтыжки»
Средняя группа компенсирующей направленности «Умка»
Основные характеристики экологической тропы……………………………3
Формы работы на экологической тропе………………………………………3
Основные критерии выбора маршрута экологической тропы………………4
Станции маршрута экологической тропы…………………………………….
«Старт»…………………………………………………………………………..
«Советы Топтыжки»……………………………………………………………
«Чудо - огород»…………………………………………………………………
«Цветочный рай»……………………………………………………………….
«Березовая роща»………………………………………………………………
«Паутинка насекомых»………………………………………………………..
«Песочные фантазии»…………………………………………………………
«Финиш»……………………………………………………………………….
Приложения
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
П. Гвездослав
Основные характеристики экологической тропы
Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности ребенка, через формирование практического опыта природопользования.
Задачи:
Образовательная – расширять у воспитанников знания об объектах и процессах окружающей нас природы.
Воспитательная – воспитывать экологическую культуру поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе.
Развивающая – использовать экологическую тропу для организации активного отдыха воспитанников на природе.
Назначение экологической тропы : познавательная
Режим пользования : познавательные экскурсии.
Цели познавательных экскурсий:
Формы работы на экологической тропе:
Познавательная - наблюдения, беседы, дидактические и подвижные игры, игры с природным материалом – песком, водой, снегом, листьями, исследования, конкурсы, викторины, практическая деятельность в природе, выставки детских работ, театрализованные представления. Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов, сухоцветов, семян и др.
Природоохранная работа – рассматривание плакатов, природоохранные акции.
Пропагандистская работа с родителями – беседы по озеленению экологической тропы, о помощи в дальнейшем пополнении тропы кустарниками, малыми формами, памятки, брошюры, консультации, круглые столы, анкеты, совместное проведение экскурсий.
Основные критерии выбора маршрута экологической тропы:
Маршрут экологической тропы включает в себя 8 станций: «Старт», «Советы Топтыжки», «Цветочный рай», «Березовая роща», «Паутинка насекомых», «Песочные фантазии», «Чудо – огород», «Финиш». Здесь дошкольники могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы, через формирование практического опыта природопользования.
Начало маршрута начинается со встречи с медвежонком Топтыжкой - хозяином тропы. Он встречает детей в беседке, на начальной точке
(старт), где знакомит с картой - схемой тропы.
Периодически медвежонок «оживает», посылает детям письма-задания. В карман медвежонка заранее кладутся задания для детей - просьбы Топтыжки, а затем, например, веселые улыбки - в благодарность ребятам за помощь.
После просмотра карты – схемы движение по тропе продолжается от станции «Советы Топтыжки» . Здесь дошкольники рассматривают плакаты и книги по пожарной безопасности, а также рассказывают об охране жизни и здоровья, о необходимости охраны природы, о правилах поведения на тропе, проводят беседу и по безопасности дорожного движения.
Затем прохождение экологической тропы зависит от желания детей.
Не все станции обязательны для прохождения во время экскурсии, часть из них может быть пропущена, а на некоторых можно остановиться более длительное время. Проведение экскурсий на экологической тропе не зависит от времени года.
Станции маршрута экологической тропы.
«Старт»
Цель: создание интереса у детей для прохождения станций экологической тропы.
Объект станции: беседка, медвежонок Топтыжка, карта – схема экологической тропы.
Описание станции «Старт»: Педагог с детьми знакомятся с хозяином тропы, рассматривают тропу на карте – схеме, выбирают маршрут, читают обращение Топтыжки к посетителям Тропы (см. Приложение 1).
«Советы Топтыжки»
Цель: создание условий для обобщения знаний по пожарной безопасности, по охране жизни и здоровья, необходимости охраны природы, по безопасности дорожного движения.
Объект станции: плакаты – схемы, книги.
Описание станции «Советы Топтыжки»: Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи схем, рассматривают книги, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила.
Формы работы на станции «Советы Топтыжки»:
Познавательная (см. Приложение 2):
Природоохранная работа (см. Приложение 2):
Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 2):
«Чудо - огород»
Цель: создание условий для знакомства детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.
Объект станции: грядка с посаженными овощными культурами (лук, салат, морковь и др.), надувная игрушка - Зайчик с морковкой.
Описание станции «Чудо - огород»: Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают овощные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений (лук, салат, морковь и др.). Дети наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, об инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
Формы работы на станции «Чудо - огород»:
Познавательная (см. Приложение 3):
Природоохранная работа (см. Приложение 3):
Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 3):
«Цветочный рай»
Цель: создание условий для обогащения представлений детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста.
Объект станции: цветы: петуния, ноготки……, бабочки, вертушки.
Описание станции «Цветочный рай»: Дети совместно с педагогом ухаживают за растениями, наблюдают за их за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи.
учит понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. Дети знакомятся с растениями (цветами), произрастающими на нашей территории, участвуют при высадке рассады, выращенной в групповом помещении.
Формы работы на станции «Цветочный рай»:
Познавательная (см. Приложение 4):
Природоохранная работа (см. Приложение 4):
Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 4):
«Березовая роща»
Цель: создание условий для обогащения представлений детей о березе, ее строении, росте, пользе для природы и человека, о жизни насекомых в березовой роще, росте грибов.
Объект станции: береза
Описание станции «Березовая роща»: Педагог беседует с детьми о березе, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с березой, читает стихи. Рассказывает об истории: Наши далекие предки к лесу относились бережно . Они были уверены, что природа: деревья и травы, лeca и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять! Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой . Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, сережки), наблюдают за изменениями в разное время года. Педагог рассказывает детям об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них, вместе с детьми повторяют правила поведения в лесу, организуют дидактические и подвижные игры.
Формы работы на станции «Березовая роща»:
Познавательная (см. Приложение 5):
Природоохранная работа (см. Приложение 5):
«Почему опасно бегать с палками?»;
Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 5):
«Паутинка насекомых»
Цель: создание условий для знакомства детей с представителем класса насекомых, отметить места их обитания, способ передвижения, особенности строения.
Объект станции: паутина с насекомыми, пени, пихта.
Описание станции « Паутинка насекомых »:
Педагог рассматривает с детьми насекомых, проводит беседы о среде обитания, способах их передвижения, особенностях строения. Дети рассматривают пеньки, затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащими пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок.
Формы работы на станции «Паутинка насекомых»:
Познавательная (см. Приложение 6):
Природоохранная работа (см. Приложение 6):
Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 6):
«Песочные фантазии»
Цель: создание условий для знакомства со свойствами песка, развития творческого мышления.
Объект станции: песочница, формы для создания песочных фигур, вода.
Педагог, совместно с детьми, рассматривает песок, определяют свойства песка при помощи воды, рассматривают иллюстрации о том, что можно сделать из песка, придумывают сказки по сделанным сюжетам, играют в игры.
Познавательная (см. Приложение 7):
Природоохранная работа (см. Приложение 7):
Пропагандистская работа с родителями (см. Приложение 7):
«Финиш»
Цель: создание условий для закрепления и обобщения полученных знаний после прохождения станций экологической тропы.
Объект станции: стол с лавочками для творчества, карандаши, восковые мелки, разнообразный природный материал, листы бумаги, стол для организации питьевого режима, ковер для отдыха.
Описание станции «Песочные фантазии»:
Педагог беседует с детьми о том, что нового они узнали сегодня, что было особенно интересным, предлагает отразить свое настроение в творческой работе («Сделайте, то, что хотите, используя предложенные материалы в работе»)
Формы работы на станции «Песочные фантазии»:
(см. Приложение 8):
Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам