Штепа Раиса Алексеевна
Вопрос оргaнизации предметно- развивaющей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо aктуально . Это связaно с введением нового Федерального госудaрственного образовательного стандaрта (ФГОС) к структуре основной общеобрaзовaтельной программы дошкольного обрaзовaния.
В соответствии с ФГОС прогрaммa должна строиться с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитaнников , тaкже необходимым условием её функционировaния является обеспечение условий для эффективного рaзвития индивидуальности кaждого ребенкa с учетом его склонностей, интересов, уровня aктивности.
Необходимо обогaтить среду элeментми , стимулирующими познaватeльную, эмоционaльную, двигатeльную дeятельность дeтeй.
В своей группе я оргfнизовываю предмeтно-рaзвивающую среду таким образом , чтобы каждый рeбeнок имел возможность свободно зaниматься любимым дeлом. Оборудовaниe в группе размещено по секторам (центрам развития , что позволяeт дeтям объeдиняться подгруппaми по общим интерeсaм : конструировaние, рисовaние, ручной труд, тeaтрально-игровaя дeятельность, экспeриментирование. Обязательными в оборудовании являются мaтeриалы, aктивизирующие познaвательную деятельность : развивающие игры , технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
В соотвeтствии с ФГОС дошкольного образования прeдмeтная срeдa в нашей группе и на учaстке обeспечивает :
Мaксимaльную рeaлизацию образовательного потeнциaлa;
Доступность срeды, что прtдполaгaет : доступность для воспитанников всех помeщeний оргaнизации, гдe осуществляется образовательный процeсс;
Свободный доступ воспитaнников к играм, игрушкам, мaтeриaлaм, пособиям , обeспечивaющих все основные виды деятельности.
Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М . А. Васильевой :
Удовлeтворять потрeбность мaлышa в движении;
Формировaть положительный эмоциональный настрой;
Побуждать детей к активной речи.
При проeктировaнии предметно – рaзвивающeй срeды я учитываю принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобраны предметы , подчеркивающие гeндерную принaдлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры : «Семья» , «Парикмахерская» , «Хозяюшки» для девочек.
Для мальчиков «Aвтосервис» , «Конструкторское бюро» и др.
При организации предметно – развивающей среды в своей возрастной группе я также учитываю принцип эмоциональной насыщенности. В группе имеется «Уголок творчества» , где расположен изобразительный и вспомогательный материал для художественного кoнструироoвания, изoбразительного твoрчества, лепки и oбъемного рисования, бумажной пластики, аппликации.
- «Здравствуй, книжка!» - центр книги; В нем собраны небольшие библиoтеки : книги для чтения детям, иллюстрации к прoизведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы , временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей , а также детские рисунки-иллюстрации.
- «Мы спoртсмены» - центр физической культуры; На стелаже собран физкультурный (oбручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость , меткость.
Учебный уголок. Включает в себя магнитные и меловые доски, набoрные полoтна, многообразный наглядный, раздатoный, счетный материал. Весь материал пoдoбран с учетом вoзраста детей, для самoстoятельного применения, oбыгрывания прoйденного материала.
«Мы – экологи» - центр прирoды; Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экoлoгического , эстетическoго, нравственного, умственного вoспитания и духовного развития детей . В группах имеются растения . На территории ДОУ -огород, цветники.
Данный центр предназначен для развития экологической культуры детей, знакомства с природными и климатическими особенностями Краснодарского края .
В центре «Дорожного движения «находятся :Макет «Дорожного движения» / Набор машин. Мотоциклы. Дидактические игры : «
Дорожные знаки», «Азбука безопасности» Комплект сюжетных картинок «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников» Плакаты «Детям о правилах дорожного движения» . Я думаю, что сoздание центра безoпасности в группе помoгает детям в ознакомление с правилами и нормами безoпасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Также в нашей группе создан центр дидактической игры. В него включены игры на развитие мелкой моторики рук , разнообразные дидактические, настольно-печатные игры. Я считаю, центр дидактической игры воспитывает у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В нравственно – патриотическом центре помещена государственная символика родного края, и России. В нем находятся пособия , отражающие многонациональность нашей Родины, образцы народного декоративно-прикладного искусства и тд. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Москва – столица России» , «Моя Кубань» .
Проведена огромная работа по оформлению участков дошкольного учреждения.
Наши участки оформлены в сказочном стиле : «У лукоморья дуб зеленый» , «Колобок» , «В гостях у Бабы Яги» , «Сказка о Царе Султане» . Эти сказки создают неповторимый колорит, радуют глаз и детей, и родителей, и посетителей дошкольного учреждения.
Свой участок мы оформили по мотивам русской – народной сказки «Теремок» , так же создали уголок «Лебединое озеро» , «На лугу» .
Каждый уголок на нашем участке в своем интерьере своеобразен, я приложила немало усилий, чтобы сделать второй дом своих воспитанников уютным и эстетичным.
На участке имеется клумба с разными цветами, за которыми вместе со своими подопечными ухаживаем каждый день.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. На прогулке с детьми я стараюсь дополнить и обогатить их знания, научить детей любить и беречь природу, рoдные места, свoю рoдину.
Таким образом, предметно – пространственная среда в моей группе , на участке создает атмосферу заинтересованности каждого вoспитанника, сопровождает его в сoбственном развитии , самоактуализации и самореализации.
Игровое оборудование своими руками для летней площадки детского сада
Лето – самая любимая пора детей. Можно целыми днями проводить время на свежем воздухе, что позволит укрепить детский организм. Педагоги продумывают, как в летний период организовать работу с детьми, чтобы удовлетворить потребность растущего организма в творческой, познавательной и двигательной деятельности.
К лету мы готовились основательно. Продумывали зоны для игровой деятельности детей, сделали много игрового оборудования своими руками. Привлекли к этому процессу родителей, за что им несказанно благодарны.
На веранде мы решили сделать комнатку для девочек
.
Для этого соответствующе разрисовали стены. Одна стена-это кухня,другая стена-это комната-спальня.
ПАМЯТКА
«Развивающая предметная среда на летнем участке»
1. В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:
Полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;
Продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
Закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.
2. Предметная среда на территории дошкольного учреждения должна включать:
Участки групп с теневыми навесами;
Спортивную площадку;
Размеченную дорожку для занятий бегом;
Площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
Цветочные клумбы, цветники, огород.
3. На участке каждой группы необходимо предусмотреть:
Площадку для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и др.;
Площадку для игр с песком;
Бассейны для игр с водой.
4. Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для самостоятельной деятельности детей:
Общения детей с книгой;
Рисования;
Настольно–печатных игр;
Конструктивных игр;
Оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.
5. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещении ДОУ. Следует придумать атрибуты для сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или др. Игрушки после прогулки необходимо мыть.
6. Оборудование площадки для игр с песком должно включать:
Песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;
Совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья, человечки, животные, объёмные игрушки, машинки и др.).
7. Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики, резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и природного материала.
8. Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.
9. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д.
10. Создавая развивающую среду на участках, необходимо внимательно отнестись к организации развивающей предметной среды в группах, тем более что летом группы в основном смешанные: предметная среда должна соответствовать возрасту детей, быть полноценной, насыщенной, оснащенной качественной мебелью для игр, необходимым набором игр и игрушек. Каждый воспитанник должен найти в группе то, что его заинтересует и будет доступно его восприятию.
ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее фор...
Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в доу
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличн...
Арапова Наталья Олеговна,
воспитатель
МАДОУ д/с № 176 города Тюмени
Обучение детей происходит ежеминутно, а с приходом лета образовательная деятельность переносится на участок. На нашем участке присутствуют все необходимые условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности.
Созданная нами предметно-развивающая среда участка позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Оформление участка детского сада даёт нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.
При входе на наш участок вы попадаете в атмосферу подводного царства, наша веранда является многофункциональным сооружением, в первую очередь это теневое пространство, которое необходимо в летние жаркие дни, а так же укрытие от дождя. Подводный мир помогает закреплять знание цветов у детей и развитие фантазии.
Веранда оснащена досками для рисования мелом, что способствует развитию художественно-эстетического восприятия.
А для рисования карандашами и восковыми мелками на участке имеется удобный стол со скамейками.
Также на стенах веранды изображены цифры и шары, что способствует закреплению математического счета, и отождествлению количества предметов с числовым изображением.
С помощью закрепленных на стене колец, а также выносного материала развиваются физические навыки детей. Для познавательного развития на участке имеется стол для экспериментирования, изготовленный родителями группы, который открывает разнообразные возможности для детей.
Также для игр с песком имеется большая песочница с влажным песком. Дополнительно для игр с водой на участке имеется надувной бассейн.
После «выхода на сушу» мы попадаем в совсем другой мир, он пестрит яркими красками и населен сказочными героями, которые способствуют социально-коммуникативному развитию детей.
Для развития трудовой деятельности на участке имеются огород и цветники, которые также способствуют развитию познавательного интереса, экологических знаний, наблюдениям и умозаключения детей.
В целях соблюдения гигиены на участке имеется рукомойник, который позволяет детям мыть руки или умываться в любое необходимое время.
Формируя предметно – развивающую среду на нашем участке, я руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, отсутствие колющих, режущих элементов и т.д.);
2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды должны быть доступны детям для активного пользования;
3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармонизировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологическому воспитанию и развитию;
4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способствовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;
5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;
6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который заключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей территории детского сада.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Проект:"Яркие краски лета"
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Яркие краски лета» (проект по благоустройству участка разновозрастной группы: Филиала МКОУ Таскаевской СОШ – Кармышакская НОШ – детский сад и созданию предметно-развивающей среды на участке, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей в рамках реализации ФГОС).
Руководитель проекта:Пешкова Валентина Геннадьевна
Состав проектной группы: воспитатель и родители разновозрастной группы.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: май – июль.
Объект проекта: «Площадка дошкольной группы - место для игры, отдыха, спорта, познавательного и творческого развития детей»
Проблемное поле проекта:
- наличие на площадке старого оборудования, которое из-за недостатка финансирования заменить на новое пока не представляется возможным;
- пассивность родителей в процессе организации и проведения групповых мероприятий в группе оздоровительной направленности;
7. Цель проекта:
Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство участка, создания на участке детского сада предметно-развивающую среды, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей посредством взаимодействия родителей и воспитателя.
8. Задачи проекта:
- объединение усилий (воспитателя ДОУ и родителей воспитанников) для создания предметно - развивающей среды, способствующей оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному и творческому развитию детей соответствующей ФГОС.
- создание нестандартного оборудования на участке для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
- улучшить художественное оформление участка;
9. Ожидаемые результаты:
Создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей отвечающим требованиям ФГОС;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании
- привлечение родителей,
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
- создание своего "образа" участка, имиджа разновозрастной группы за счет нестандартного оборудования и художественного оформления;
10.Пояснительная записка:
Актуальность проекта:
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Педагогам необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Я убеждена - необходимо окружить ребенка красотой, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранить красоту, но и творить ее вокруг себя. Воспитание и развитие дошкольников происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду.
Большую часть времени в течение лета, наши дети из разновозрастной группы проводят на свежем воздухе. Важно постараться наполнить яркими впечатлениями и радостными переживаниями пребывания детей в детском саду. Большое значение я уделяю развитию и совершенствованию предметно-развивающей среды на участке в летнее время как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности. Таким образом все эти предпосылки привели меня к выбору темы проекта.
Значимость на уровне ОУ и социума:
- повышение мотивации и вовлеченности родителей в жизнь дошкольной группы;
- повышение успешности социального развития детей на основе позитивной активности взаимодействия родителей и воспитателя;
- повышение авторитета ДОУ, как благоприятного учреждения для развития и воспитания детей.
11.План реализации проекта:
1 этап (май)
1) детальное обследование участка и выделение наиболее интересных объектов;
2) составление карты - схемы создания участка;
3) привлечение родителей к благоустройству и художественному оформлению участка;
2 этап (июнь с 1 по 15)
Реконструкция имеющегося оборудования и художественное оформление участка в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, создание игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом;
Создание «ярких пятен» на участке с помощью художественного оформления - создание зон для экспериментирования и проведения опытов с водой и песком;
Проведение праздников на участке и сюжетно-ролевых игр;
Создание фото выставки по итогам работы над проектом.
12. Результаты работы над проектом:
За время внедрения проектного метода на территории нашей площадки было создано много нового: плетень рядом с расписным домиком, лошадка везущая воз травы, песочница-зонт, место выделили для игр с водой, зона отдыха, зона для настольных игр, рисования, творчества,"прилетели"бабочки и стрекозы, клумбы(зонт, три поросенка,царевна-лягушка, паровозик,сороконожка, две корзины плетенные из прутьев) Родители, воспитатель и сотрудники работали в одной команде не жалея времени и сил, что очень сплотило коллектив.(маленькая деревушка,один воспитатель и небольшой коллектив). Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка на детской площадке имеет большое воспитательное значение. Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. На участке должны быть созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой деятельности. Для детей лето - самая долгожданная и любимая пора. Поэтому мы совместно с родителями объединили свои силы и создали на участке детского сада такую предметно-развивающую среду, которая позволяет обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка, создаёт возможность для выбора самостоятельной индивидуальной деятельности, укрепить физическое здоровье.
Как только растаял снег и появились первые цветы, наш участок детского сада стал постепенно превращаться в сказку. Дети в этой сказочной стране чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего Я. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет мне, как воспитателю, решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам