Занятие по развитию речи 1 мл. Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе

расширять и активизировать пассивный по теме, формировать умение произносить звукоподражание гласных «А», «У» с разной громкостью; продолжать формировать представления о диких животных; содействовать развитию артикуляционного аппарата. Развивать умение употреблять в речи предлог «под» в составе разного типа синтаксической конструкции. Развивать слуховое и зрительное внимание, дыхание, голос.

Словарная работа: заяц, ёж, лиса, волк.

Материал: игрушечные колобок, заяц, ёж, лиса, елка; 2 корзинки с муляжами грибов и морковок.

Ход проведения конспекта занятия:

Организационный момент:

Воспитатель (В.). Доброе утро! Доброго дня мы пожелаем друг другу, друзья! Сегодня хороший осенний денёк. И, хотя солнышко ещё не выглянуло из-за тучек, и на улице холодно, давайте сейчас возьмёмся за ручки, посмотрим друг дружке в глазки и улыбнемся. Как тепло, радостно и светло стало от ваших улыбок. Ребята, посмотрите, кто это на пенечке сидит и грустит? (ответы детей).

В. В самом деле, это колобок. Как вы думаете, почему колобок такой грустный? (ответы детей). Колобок такой грустный потому, что он катился и заблудился, потерял своих друзей - лесных зверей. Поможем их ему отыскать? (ответы детей). А где живут лесные звери? (ответы детей). Давайте отправимся в лес. Но запомните, чтобы не напугать лесных зверей, в лесу нужно соблюдать правила поведения:

— не шуметь!

— не сорить!

— не обижать лесных зверей!

— не причинять вред деревьям и кустам!

В. Вы готовы выполнять правила поведения в лесу? (ответы детей). Тогда нам пора в путь (дети становится за воспитателем).

В.

По камушкам, по камушкам,

(широким шагом)

По кочкам, по кочкам,

(прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам

(мелкими шажками)

И в ямку-бух!

(приседают на корточки).

В. Вот мы и в лесу. Давайте позовём лесных зверей, вдруг кто-нибудь найдется. Позовём громко, все вместе: Ау-ау-ау! (2-3 раза). А сейчас тихо, а то вдруг испугаем кого-нибудь: Ау-ау-ау!

В. Посмотрите, кто под елочкой сидит и испуганно глядит? (заяц).

В. Где спрятался зайка? (ответы детей: под ёлкой).

В. Иди, зайка, к нам, не бойся! Погладьте зайку, какой он? (ответы детей: мягкий, пушистый…).

В. Давайте посмотрим что у зайчика есть? (голова, уши, лапки, хвостик…).

В. Что зайчик любит кушать? (ответы детей: морковку…).

В. Что умеет делать зайка? (ответы детей: прыгать, бегать, бояться, прятаться).

В. А еще зайка умеет играть и предлагает поиграть вместе с ним.

Физкультминутка:

В. Серые зайки скачут на полянке!

Вот так, вот так скачут на полянке (прыгают).

Зайки серые сидят, ушки длинные торчат (приседают, имитируя ушки зайчика).

Вот какие ушки, ушки на макушке!

Серые зайки скачут на полянке (прыгают),

Любят морковку, прячут ловко (гладят животики).

Прыг (присели, обхватили себя ручками — спрятались).

В. Молодцы, дети, помогли найти колобку его друга – зайчика. А кто же там такой колючий, под кустом сидит и молчит? (ответы детей: ёж, ёжик).

В. Конечно, это ёжик. Где он спрятался? (ответы детей: под кустом).

В. Какой ёжик? (ответы детей: колючий, маленький…).

В. Что любит собирать ёжик? (ответы детей: грибы, яблоки, корешки…)

Ёжик с зайчиком играли и все свои вкусные припасы потеряли. Давайте поможем им собрать грибы и морковку.

Игра «Собери угощение» (в одну корзину собирают грибы, в другую — морковку).

В. Какие вы молодцы! Ёжик и зайчик очень рады и благодарят за помощь. А вот и лисичка, рыжая сестричка. Услыхала шум и гам, прибежала сразу к нам.

В. Посмотрите дети, какая лисичка? (ответы детей: рыжая, пушистая, хитрая…)

В. Что умеет делать лисичка? (ответы детей: бегать, прыгать…) А охотиться она умеет?

В. Зайка и колобок, вы не бойтесь, наша лисичка добрая и не тронет вас. Мы её сейчас угостим вкусной сметаной (имитация угощения). Посмотрите, как лисичка любит лакомиться сметаной (воспитатель показывает гимнастику для языка: облизывает губы, высовывает и прячет язык). Попробуйте и вы так (повторяют 2-3 раза).

В. Молодцы. Лисичка хочет у вас узнать, не видели ли вы волка? А не слышали ли вы его песенку? Давайте вспомним, как воет волк.

— У-у-у! У-у-у! (громко – тихо: повторить 2-3 раза).

Молодцы ребята! Мы помогли найти колобку всех его друзей — лесных зверей. Он вам очень благодарен за помощь, посмотрите какой колобок стал радостный. А нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с колобком и лесными зверями и отправимся в путь.

В. Шагают наши ножки, шагают наши ножки

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

(шагают высоко поднимая колени)

По камушкам, по камушкам,

(широким шагом)

По кочкам, по кочкам,

(прыжки на двух ногах)

По маленьким листочкам

(мелкими шажками)

И в ямку-бух!

(приседают на корточки).

В. Вот мы и в нашей группе. Где мы сегодня были? Кого мы повстречали в лесу? Понравилось вам играть с лесными зверями? Мы обязательно ещё навестим наших лесных друзей.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе подготовила Н. Прохор

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе

Тема: " Игрушки нашей группы"

Цель: Развитие речи через театрализованную деятельность.

Задачи : Продолжать учить детей рассказывать стихотворения вместе с педагогом; и без помощи педагога; обогащать словарь детей по теме «Игрушки»; учить составлять описательные рассказы по игрушкам; формировать интонационную сторону речи; приобщать к театрализованной деятельности; закреплять знание о цвете.

Развитие представлений об окружающем мире.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: Игрушка Кошка. Игрушки: лошадка, грузовик, заяц, кукла и мячик.

Листочки с изображением котят, фломастеры(зеленый, красный, синий).

Предварительная работа: заучивание стихов А.Л.Барто из серии "Игрушки". Рисование клубочков.

Подготовка к занятию: стульчики расставлены полукругом около стола, на котором под тканью спрятаны игрушки. возле стола стоит пуфик для Кошки, стул для воспитателя и мольберт. для рисования стоят столы и стулья.

Ход занятия:

Дети играют.

Воспитатель: Дети, мне кажется, что в раздевалке кто-то есть. Давайте посмотрим? (воспитатель открывает дверь, там сидит Кошечка белая, берет ее на руки заносит в группу и спрашивает детей).

Ой,кто это? ответы детей.

Кошка: Мяу! Здравствуйте!Я к вам в гости пришла!

Воспитатель: Здравствуй, Кошечка! Дети поздоровайтесь с Кошечкой.(дети здороваются).Посмотрите на Кошечку-какая она?(пушистая белая) что у нее есть?(у нее есть хвост, лапы, ушки).

Кошка:Мяу, мяу. Вы знаете, что я не просто Кошка- Я мама Кошка, меня зовут Снежинка.

Воспитатель: Какое красивое имя, дети как вы думаете, почему ее так назвали?(потому, что она белая как снег) (ответы детей помощь воспитателя).

Кошка: Мяу! Вы правильно сказали, я похожа на снег, вся белая и пушистая,поэтому и назвали меня Снежинка.Вы запомнили,как меня зовут?(ответы детей). У меня есть маленькие котята, они хотят узнать, что такое игрушки? И поэтому я пришла к вам. У вас есть игрушки?(ответы детей). А вы мне их покажите?(ответы детей).

Воспитатель: Проходи, Снежинка! Посмотри сколько много у нас игрушек!(осмотр игровых уголков, потом подходим к столу с игрушками, прикрытыми тканью).

Сколько здесь игрушек много
Вот машина,
Вот Зайчонок,
Вот и мяч

И кукла тут.

Вместе весело живут

С ними дети все играют,
Никогда не обижают!

Воспитатель просит детей присесть на стульчики, а Кошку сажает на пуфик.

А еще дети не только играют в игрушки, но и знают про них стихи.

Беру машинку, рассматриваем ее и читаем стихотворение А.Барто "Грузовик".

Беру лошадку рассматриваем ее и читаем стихотворение А.Барто " Лошадка".

Воспитатель: А теперь мы поиграем, а ты Снежинка посмотри на нас. (физкультминутка)

Как лошадки мы шагаем -ноги выше поднимаем. (дети шагают с высоко поднятыми коленями, цокают языками, изображая цокот копыт).

Мы на место прискакали и как лошади заржали (дети останавливаются и говорят "Иго-го").

Кошка: какие вы молодцы! Как настоящие лошадки! (дети садятся на стульчики).

Беру куклу и мяч рассматриваем их. Дети! Как вы думаете про что мы будем сейчас читать стихотворение, (ответы детей). Правильно. Чтение стихотворения "Мячик".

Беру Зайца, рассматриваем его. Чтение стихотворения " Зайка".

Кошка: Дети, а почему Зайчик такой грустный?(ответы детей).

Воспитатель: А я знаю, что нам надо сделать! Мы с ним поиграем. (включаю музыку и приглашаю детей поиграть, после игры садятся на стульчики).

Кошка: Какие вы,молодцы! Как много знаете об игрушках,

Воспитатель: Да, Снежинка, еще наши дети знают, что игрушки нельзя ломать, кидать, а нужно после игры убирать на свои места и тогда с ними можно долго еще играть. Да, дети?(ответы детей).

Кошка: Мяу! может мне ваши дети помогут для моих котят подобрать игрушки? Я вам принесла картинки моих котят, посмотрите,какие они? (ответы детей: маленькие, красивые...).

Воспитатель: Конечно поможем. Дети как мы можем помочь (ответы детей: нарисовать рядом с ними игрушку).А вы знаете, что все кошки очень любят играть с клубочками.Почему? Как вы думаете? (ответы детей: он мягкий, круглый). Давайте и мы для котят Снежинки нарисуем клубочки. Дети, какие клубочки (круглые) мы будем делать круговые движения рукой, Проходите за столы и присаживайтесь,а Снежинка будет за вами наблюдать.(раздаю листочки с котятами, а потом даю возможность самим выбрать фломастер по цвету.) Листочки придерживаем рукой фломастер взяли тремя пальчиками, ставим флом астер на листок и начинаем круговые движения рукой.(показ, потом в процессе рисования помощь воспитателя).Вот у нас и получились клубочки. у каждого котенка разные(прошу детей назвать,какого цвета его клубок).

Кошка: Мяу! Какие вы молодцы! Я тоже помню играла с клубочком, мне это очень нравилось!

Воспитатель: Дети! Мы наши рисунки подарим котятам Снежинки. Хорошо? (ответы детей и они подносят свои рисунки кошке).

Спасибо! Мои котята буду очень довольны вашими рисунками! А сейчас мне пора бежать домой. Я расскажу своим котятам, какие вы хорошие дети и как любите и бережете свои игрушки. До свидания! (дети прощаются с Кошкой, воспитатель берет кошку и относит ее в раздевалку).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Мы рассказали кошке Снежинке про наши игрушки в группе и нарисовали подарки для ее котят, А теперь мы свами попрощаемся с гостями и пойдем мыть руки, а потом будем кушать фрукты.

Задачи:

  1. Расширять знания об окружающем мире.
  2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).
  3. Упражнять детей в произношении звука “ к”. Побуждать детей подражать голосам птиц. Упражнения на развитие слухового восприятия.
  4. Понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателей и отвечать на них. Индивидуальная работа с Никитой, Серёжей Т. – правильное произношение звука “к”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к Мишке. Встанем паровозиком и поехали. Ту-ту-ту-ту (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).

Песня «Паровозик». Воспитатель поёт, дети помогают .

Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.

Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке

Воспитатель: Приехали. Вон, посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»

Мишка: А я вас ждал и приготовил сюрприз.

Воспитатель: Что приготовил?

Мишка показывает: Да вот (сундучок).

Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на сундучок. А что там, Мишка?

Мишка: Да разные игрушки. Я не знаю, как с ними играть.

Воспитатель: Ребята, поможем Мишке? Посмотрим, что там и расскажем Мишке, как надо играть с игрушками.

Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.

Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в сундучок и вытащить игрушку.

Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы, поощряет ответы детей, хвалит их. Обобщает ответы (приурочить к игрушкам игры, песенки, стишки):

Из тарелки суп едят да кашу, кукол кормить наших.

Из кружки пьют чай, кофе, молоко, компот, сок.

Погремушкой можно греметь (показать, обращаясь к Мишке и детям).

Утюг, чтобы гладить (какой утюг, что гладить, показать действие).

Куклу можно покачать, спать положить, песенку спеть:

«Баю-бай, баю-бай, кукла, глазки закрывай»

Зайка умеет и бегать и прыгать. Что есть у зайки:

«Заинька, зайка, маленький зайка, длинные уши, быстрые ножки…»

Мишка (маленькая игрушка). Посмотри, Мишка, твой дружок, Мишутка. Он такой же толстенький и косолапый и всю зиму сосёт лапу.

Как он ходит? Покажите, детки. А какой у него дом? А у зайки?

Разминка:

У медведя дом большой – дети разводят руки

А у зайки маленький – дети приседают

Вот медведь идёт домой – дети идут, подражая медведю

А за ним и заинька – дети прыгают на двух ногах.

Кирпичик – какой? Для чего? Что строить? (Дети говорят: "дорожку, гараж, забор, дом и т.д.")

Мишка говорит, что он тоже умеет строить домики. Хотите посмотреть, какие домики он построил? Дети – «да».

2 ЧАСТЬ

Мишка показывает домик.

Воспитатель: Ой, какой домик красивый. Какого цвета? (Красный ) а что есть у домика? (Крыша, дверь и окно). Молодец, Мишка.

А кто в домике живёт? Давайте постучим и скажем: "Тук-тук-тук". Кто в домике живёт? (Дети повторяют за воспитателем)

Послушайте, кто это? Слышится из домика ко-ко-ко. Кто это? Дети говорят: "Курица" (хоровые и индивидуальные ответы, воспитатель просит повторить звуки подражания). А кто ещё пищит? (Слышится пи-пи-пи).

Дети – «цыплята». Давайте посмотрим, откроем двери. Точно? Курица и цыплята. Какие цыплята? Жёлтые. Что им курочка говорит? (Ко-ко-ко – не ходите далеко) . Следить, чтобы все дети чётко произносили «ко-ко-ко». Давайте покормим их – дети показывают как. Кормят курочку, приговаривая:

Курочке-пеструшечке – накрошили крошечки
Вот какие ладушки: ладушки, ладушки.

Мишка показывает другой домик (жёлтый) , дети говорят: "Тук-тук-тук, кто в домике живёт?" (Слышится: "Ку-ка-ре-ку") Кто там, ребята? Кто там кричит? Петушок-золотой гребешок. Давайте посмотрим (открывают двери и достает петушка). Какой у него гребешок? Давайте покажем петушка (пальчиковая гимнастика). Вот какой у него гребешок.

Петушок у нас горластый
По утрам кричит он: «Здравствуй»!

Давайте и петушку насыплем зёрнышки. Клюй, петушок (дети повторяют: "Клюй, клюй").

Мишка ещё показывает домик. Какой домик? (Зелёный, как травка) Тук-тук-тук, кто в домике живёт? (Очень громко слышится: "Га-га-га-га".)

Ой, ребятки, кто там? – Это гусь.

Воспитатель: а как он кричит? Дети все и индивидуально: га-га-га (открывают двери, смотрят гуся).

Какой гусь? (Белый, а клюв - красный).

Как он клювик открывает? Показать пальцами (пальчиковая гимнастика).

Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть, наверно, хочет.

Воспитатель: Ой, давайте убежим о гуся, чтобы нас он не щипал. Спасибо, Мишка, за игрушки-зверушки. Ребята, кого мы видели?

Курочку – ко-ко-ко,

Петушка – ку-ка-ре-ку,

Цыплят – пи-пи-пи,

Гуся – га-га-га.

А теперь нам пора,

Уезжаем, детвора!

Дети встают паровозиком, машут Мишутке: «до свидания», уезжают.

Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Конспект занятия «Зимний пейзаж»

Задачи

  1. Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома).
  2. Вызвать желание у детей подговаривать стихотворение воспитателю.
  3. Активизировать словарь детей, использовать в речи предлоги.
  4. Формировать умение делать правильно плавный и длительный выдох.
  5. Рисовать кисточкой снег приёмом примакивания, закреплять белый цвет (краски) .

Индивидуальная работа: упражняться с Владиком в правильном произношении слов: улица, кружится.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Детки, что у нас на улочке? Зима! Почему? Потому что снег. Какой снег? Белый! А ещё? Холодный. Где лежит снег? На земле. А ещё? На деревьях, домах, скамейках, столиках. Все дорожки засыпал снег.

«Вот зима – кругом бело, много снега намело…»

Рассматривание картинок:

  • Посмотрите, и у нас на картинках много снега (рассмотреть иллюстрации о зиме).
  • Что здесь изображено? (Снег, деревья, детки, что делают – катаются, на чём – на горке, на санках, на лыжах и т. д.).
  • И откуда снег падает? С неба – где небо? Высоко! А земля – низко!

Снег падает, кружится в воздухе. Помните, мы с вами на улице ловили снежинки, на варежки они к нам падали. А мы их сдували. Хотите подуть на снежинки? (Раздать ватки детям – упражнение на развитие речевого дыхания, дети дуют 2-3 раза).

Вот сколько снежинок упало.

А теперь детки будут снежинками.

Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто «Снег».

Повторить вместе с детьми (упал снежок, дети присели).

Вопросы по стихотворению:

  • Что снег делает? (Кружится – дети отвечают хором и индивидуально).
  • Какая улица? – Белая – почему? – Снег закрыл всю улицу.

Детки куда собрались – в кружок!

Что детки делают? – Закружились. Правильно. Закружились, как «снежок»

Ещё поиграем?

Воспитатель читает ещё раз стихотворение. Дети помогают по желанию, подговаривают слова. Молодцы!

Кто-то к нам стучится?! Воспитатель идёт смотреть, открывает дверь:

Кто-то мчится без оглядки,
Зайка просится к ребяткам.

Воспитатель вносит игрушку – зайку, говорит от имени Зайки:

Я по лесу всё скакал,
И, конечно же, устал.
Можно с вами отдохнуть?
Поиграть у вас чуть-чуть?

Воспитатель приглашает Зайку в гости: конечно, можно.

А что вы делаете?

Что мы делаем, ребята? Кружимся, встали в кружок. Картинки смотрим: снегу везде много, много, Зайка, и в лесу его очень много. И здесь много, и здесь.

А здесь нет снега, почему? (Показывает на листки бумаги с домиками) . Деревья без снега, на дорожках тоже нет снега.

Воспитатель: «А это ребятки сейчас будут рисовать». Обращается к детям: «Посмотрите, ребята – домики есть, деревья есть, дорожка, а снега нет. Нарисуем?». «Да».

Какой снег? Белый?

Где белая краска? (Дети показывают)

Краска белая у нас,
На столе стоит сейчас.
В руки кисточки возьмём,
Рисовать сейчас начнём.

Кисточки взяли, как возьмём? (За воротничок, вот так) . Молодцы, обмакнули в краску и снег у нас начал падать на деревья, дома, дорожку. И у Владика снег, и у Дениса, и у Жени, Полины. Вот сколько снега намело. Много! (Дети повторяют: много, много).

Воспитатель напоминает – «Белая вся улица».

Посмотри, зайка, сколько снега дети нарисовали! Молодцы!

Что рисовали? – Снег. Какой? Белый.

Хорошо у вас в саду,
Но я домой сейчас пойду.
Буду прыгать по дорожкам
На своих я быстрых ножках.

А детки, Зайка, тоже умеют прыгать. Прыг-скок, прыг-скок (дети показывают).

Ребята, давайте проводим Зайку. Все прыгают за Зайкой (в раздевалку).

(во время рисования детьми снега, звучит музыка, отрывок из «Времена года» П. Чайковского).

Конспект занятия «Птицы»

Задачи

  1. Закреплять знания детей о птицах, их повадках, строении.
  2. Познакомить детей с названиями птиц, где они живут.
  3. Воспитывать бережное отношение к птицам, развивать речь детей.
  4. Продолжать знакомить с элементами аппликации: намазать клей и приклеивать, использовав салфетку.
  5. Активизировать всех детей.
  6. Индивидуальная работа с Андреем – привлекать к разговору, развивать речь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1) Дети входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей, кто у них в гостях? (Птичка ). Рассматривание. Вопросы: «Кто это? Что есть у птички? (Голова: какая? – маленькая, кругленькая ), а что еще? (Хвост, глаза, крылья) . Зачем крылья? Что она ими делает? (Летает, машет ). Покажите (дети показывают). Что ещё есть у птички? (клюв ). Как клюёт? Что ест птичка? (Зёрнышки ). Давайте споём песенку про птичку: «Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам…»

2) Стихотворение:

Много птиц живёт на свете
Их, конечно, любит дети.
Птиц не обижают, все их берегут,
Знают, как кого зовут.

Воспитатель приглашает рассмотреть иллюстрации с изображением птиц. Дети рассматривают, называют птиц, их характерные черты: у дятла красная шапочка, у кукушки – полосатый животик, воробей – серый, договаривают загадки:

Верещунья белобока,
А зовут её сорока.
Отгадай поскорей,
Кто же это – воробей.

Кто весну нам привел? – Ласточка. Все дети называют.

Стихотворение:

Воробей, воробей,
Не боишься ты людей.
Если мы гулять пойдём
То везде тебя найдём
(вместе с детьми).

3) Ой, послушайте, кто-то плачет. Сейчас посмотрим, кто это? (Птичка ). Ещё одна птичка. Что случилось? Может, она заболела? Может, её кто-то обидел? Спросим у птички. Птичка сказала, что нехорошие детки сломали её домик. Где она будет жить? Не плачь, птичка, наши дети хорошие, они тебе помогут, они не ломают птичьих домиков. Скажите, ребята, а вы знаете, где живут птицы? (В домиках, в скворечниках ). Где находится скворечник? (На дереве ). Правильно. Давайте построим домик для птички. Из чего будем строить? (Из кирпичиков ). Воспитатель предлагает детям построить домик-скворечник для птички из кирпичиков. Хвалит деток, птичка благодарит за домик. Стихотворение:

Села птичка на окошко –
Посиди у нас немножко
Посиди – не улетай
Улетела птичка – ай
(вместе с детьми).

4) Ребята, посмотрите, к нам еще много птиц прилетело: и к Юле, и к Коле и т. д. (воспитатель перечисляет всех детей). Далее показывает на листы бумаги, которые лежат на столе (на каждом – приклеена птичка и нарисовано дерево). Где они будут жить? Давайте для всех птиц сделаем скворечники (приклеим их на дерево) . У нас есть клей, повернули скворечники, намазали, убрали кисти и наклеили, где дерево, взяли салфетки. Покажите! Молодцы! Теперь все птички будут жить в своих домиках. Дети не будут домики ломать, не будут птичек обижать, а сейчас пойдём гулять.

Тема: «Поможем Петушку позвать солнышко».

СКАЧАТЬ (мнемотаблица)

Цель: развитие речи детей посредством малых жанров устного народного творчества.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с закличкой.

Развивающая: способствовать формированию интонационно - выразительной речи детей, развивать внимание, память.

Воспитательная: воспитывать отзывчивость (желание помогать герою занятия).

Оборудование и наглядность:

игрушка би-ба-бо Петушок, зёрнышки, блюдце, ширма, мнемотаблица для разучивания заклички, магнитофон, аудиозапись слов Петушка, стикеры «Солнышко», жёлтый обруч.

Ход занятия

  1. 1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребятки! Давайте с вами поздороваемся.

(Проговариваю стихотворные строки и показываю движения, дети повторяют)

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки,

Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки,

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик,

Здравствуйте, гости! (разводят руки, здороваются с гостями ).

2 . Постановка цели.

Ой, ребята, посмотрите, что это такое? (на полу несколько зёрен). Давайте соберём зёрнышки. Интересно, кто же к нам пришёл?

А ещё и записка с загадкой. Слушайте внимательно, постарайтесь её отгадать.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке? (Петушок.)

Как кричит Петушок? Давайте его позовём.

(Из-за ширмы появляется Петушок.)

Давайте поздороваемся с Петушком.

Здравствуй, Петя-петушок! (дети повторяют, Петушок кукурекует)

Посмотрите, какой красивый Петушок.

Что это у Петушка? (показываю на голову, гребешок, бородку, клюв).

Давайте расскажем Петушку потешку про него.

Петушок, петушок (руки опущены).

Золотой гребешок (руки вверх скрестить).

Масляная головушка (показывают головку).

Шелковая бородушка (показывают бородку).

Деткам спать не даешь (руки в ладошки).

Петушок, почему деткам спать не даёшь?

Петушок: - А это я солнышко бужу, чтобы детки в детский сад не проспали.

А почему же ты грустный?

Петушок: - Я забыл песенку, которой бужу солнышко.

Что же делать? Неужели сегодня солнышко не проснётся? Может мы сможем помочь Петушку? Только вот как?... А давайте мы познакомим Петушка с новой песенкой о солнышке.

3. Физминутка.

Дети, а вы знаете какое солнышко? Покажите. (большое, тёплое)

Давайте встанем в круг и покажем, как солнышко встаёт.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше. (руки вверх, тянемся)

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже. (садимся на корточки)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся. (хлопаем в ладоши, улыбаемся)

А под солнышком нам

Весело живётся.(прыгаем, руки на пояс)

4. Объяснение нового материала.

А теперь послушайте потешку:

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

- Сейчас мы повторим потешку. А помогут нам чудо-картинки. Посмотрите. Что вы видите? Послушайте ещё раз, как я буду рассказывать.

Теперь вместе дружно будем повторять.

1. Солнышко, солнце, выгляни в оконце.

2. Посвети немножко, дам тебе горошка!

3. Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

Готовы рассказать Петушку? Давайте попробуем.

5. Закрепление нового материал.

Петушок, теперь ты попробуй. (звучит фонограмма без последней строчки).

Правильно Петушок прочёл потешку?

Кто ему поможет?

Ну что, Петушок, теперь справишься?

Петушок: - Попробую. (звучит фонограмма всей потешки).

(Появляется солнышко.)

Похлопайте, дети!

6. Подведение итогов.

Получилось у нас помочь Петушку?

А как мы помогли ему?

А вам понравилась новая песенка Петушка?

Петушок: - Спасибо вам, ребята, и мне очень понравилась потешка. Я обещаю, что её не забуду. До свидания, мои друзья! (дети прощаются)

Ребята, а солнышко хочет с вами поиграть. А вы?

Проводится русская народная игра «Карусель».

"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"

Молодцы! Солнышко дарит вам свою улыбку! (стикеры)

Участники проекта

Цель

Задачи

Развитие активной речи;

Формировать:

Актуальность проблемы:

Просмотр содержимого документа
«Проект развития речи в первой младшей группе "Играя в игру, я быстрее заговорю"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ - САД) №10 «АЛЕНУШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКА КРЫМ

г. Красноперекопск 2015 – 2016 уч. Год

Тема « Играя в игру, я быстрее заговорю»

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Цель : развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи : -целенаправленно обогащать словарь детей;

Развитие активной речи;

Формировать:

Потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;

Понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

Способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

Приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Актуальность проблемы:

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Сроки выполнения:

Долгосрочный.

Проект включает три этапа: |Подготовительный этап:

1) определение тематики и задач проекта;

2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта

для обучения детей развитию речи во время игры;

3) составление плана для реализации проекта;

|| Основной этап

Работа с детьми по плану реализации проекта.

Виды деятельности:

Дидактические игры :

*«Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

* «Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

* «На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильно описывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.

* «Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

* «Одень Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

* «Собери овощи» Цель: Учить детей находить и называть необходимый предмет; с помощью разнообразных застежек закреплять их в нужном месте, выполнять определенные движения для достижения нужного результата. Развивать мелкую моторику пальцев.

* «Сложи фрукты в корзину» Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.

* «Укрась ёлочку» Цель: Учить определять и правильно называть украшения для ёлки, располагать их по всей поверхности дерева. Вызвать у детей радостное настроение от совместной игры.

* «Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера.

* «Цветочная поляна» Цель: Учить воспринимать и различать цвета; действовать с предметами в определенной последовательности; развивать умение вставлять детали в отверстие. Воспитывать игровые навыки.

* «Кто что ест?» Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

* «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

Сюжетно-ролевые игры:

*«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

*«Напоим чаем куклу Катю »

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

*«Полечим собачке лапку»

Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

*«Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

*«Скажи какого цвета?»

Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного.

*«В гости к мишке»

Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

Чудесная прическа»

Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

*«Гости на пороге»

Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.

Подвижные игры:

« Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий .

« Зайка беленький» Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

« Гуси – гуси» Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

« У медведя во бору» Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

« Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту .

« Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

« Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.

Театрализованная деятельность:

Инсценировка сказок:

«Теремок», «Колобок».

Художественная литература:

*Чтение и заучивание потешек :

«Наша Маша маленькая»

«Огуречик, огуречик»

«Тили-тили-бом»

В.Берестова

«Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка»

«Наша Таня громко плачет»

* Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

    «Как помочь ребенку заговорить?»

    «Речевые трудности. Игры по развитию речи»

    « Речевое развитие у детей раннего возраста»

Памятки:

1.« Как развивать речь ребенка»

2. «Значение игры в развитии речи»

||| Заключительный этап

    Анализ результатов реализации проекта.

    Работа с родителями:

* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:

«Играя, развиваем речь».

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:

Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;

Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

Создаем условия для проведения дидактических игр.

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

Список литературы:

    Программы:

А) «От рождения до школы»

Б) « Крымский веночек»

В) « Истоки»

2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М.Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А.Барто- сборник стихов.

7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».

Приложение:

    Памятки родителям.

    Консультации.

    Создание буклетов.

  1. Дидактические игры.

    Сюжетно-ролевые игры.

Что еще почитать