Увлекательный проект по экологии в старшей группе. Этап – Подготовительный. Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

ТЕМА : «В дружбе с природой»

Участники проекта : педагоги, родители, дети старшей группы.

Продолжительность : долгосрочный, с сентября по апрель.

Цель : Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания; формирование у детей осознанно-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В рамках экологического воспитания дошкольников воспитателем старшей группы разработан экологический проект.

ТЕМА : «В дружбе с природой»

Участники проекта : педагоги, родители, дети старшей группы.

Продолжительность : долгосрочный, с сентября по апрель.

Цель : Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания; формирование у детей осознанно-правильного взаимодействия с окружающим миром природы.

Задачи:

Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Воспитывать навыки экологически-безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

Планирование проекта

1-й этап – подготовительный

Мероприятие

Срок проведения

Участники

Составление плана по реализации проекта

Сентябрь

Воспитатель

Создание и оформление экологической тропы

Сентябрь

Воспитатели, дети

Оформление альбомов «Явления природы», «Опыты», «Правила поведения в природе»

Октябрь

Воспитатель, родители, дети

Родительское собрание «экологическое воспитание дошкольников»

Октябрь

Воспитатель, родители

Экологические субботники

Октябрь - ноябрь

Дети, родители, воспитатели

Сбор и засушка листьев, цветков, семян, корешков для оформления гербария

Октябрь - ноябрь

Дети, родители

Ознакомление с художественной литературой. Рассматривание иллюстраций.

Ноябрь

Дети, воспитатель

2-й этап – основной

Мероприятие

Срок проведения

Участники

Беседы об осени, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с осенними пейзажами

Сентябрь - октябрь

Воспитатель

Заучивание загадок. Стихотворений. Песен об осени

Сентябрь - октябрь

Выставка из природного материала «Что ты, осень, нам приносишь?»

Октябрь

Воспитатель, родители, дети

НОД «Свойства воздуха»

Октябрь

Воспитатель

НОД «Путешествие по осеннему парку»

Октябрь

Воспитатель, дети

Беседы о животных, о подготовке к зиме животных и растений

Ноябрь

Воспитатель

НОД «На пороге зимы»

Ноябрь

Воспитатель, дети

Рисование «У природы нет плохой погоды»

Ноябрь

Воспитатель, дети, родители

НОД «Волшебница вода»

Ноябрь

Воспитатель, дети

Беседа «Что мы знаем о зиме?»

Декабрь

Воспитатель

Чтение и заучивание стихов, песен, загадок о зиме

Декабрь

Воспитатель, муз.работник, дети

Рисование «Снежинка»

Декабрь

Воспитатель, дети

Аппликация «Новый год спешит к нам в гости»

Декабрь

Воспитатель, дети, родители

НОД «Свойства снега»

Январь

Воспитатель, дети

НОД «Животные и птицы зимой»

Январь

Воспитатель, дети

Акция «Накормите птиц зимой!»

Февраль

Воспитатель, дети, родители

НОД «Человек в природе»

Февраль

Воспитатель, дети

Развлечение «Масленица»

Февраль

Воспитатель, дети, родители

Неделя «Земля – наш общий дом»

Март

Воспитатель, дети, родители

Экологический утренник «Любите природу!»

Март

Экологические субботники

Апрель

Воспитатель, дети, родители

День древонасаждения

Апрель

Воспитатель, дети, родители

НОД «Космическое путешествие»

Апрель

Воспитатель, дети

Выставка семейных поделок «Таинственный космос»

Апрель

Воспитатель, дети, родители

Развлечение «Вместе Землю мы спасем!»

Апрель

Воспитатель, дети, родители, муз.работник

Работа с родителями

  1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки).
  2. Оформление родительских уголков на экологические темы:

- «Значение природы в жизни людей»

- «Как прививать детям любовь к природе? »

- «Влияние окружающей природы на развитие детей»

3. Родительские собрания:

- «Развитие любознательности средствами природы»;

- «Экологическое воспитание в семье»;

- «Экспериментируем дома».

4. Индивидуальные беседы и консультации для родителей на экологические темы.

3-й этап – заключительный

  • «Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция.
  • Оформление альбома «Милый сердцу уголок».
  • Изготовление табличек «Правила поведения в природе».

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

  1. У детей формируется глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
  2. Формируются начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
  3. Формируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  4. Повышается ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
  5. Дети учатся грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение через практическую деятельность.
  6. У детей появляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они различают живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнают особенности природы родного края.
  7. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.
  8. Знакомятся со значением воздуха, воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
  9. Дети закрепляют представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят формируются представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  10. Формируются навыки ухода за растениями в уголке природы.
  11. Учатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

Все живые организмы имеют равное право на жизнь;

В природе все взаимосвязано; - в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

  1. Дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
  2. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
  3. К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.


Экологический проект в подготовительной к школе группе


Автор публикации: Антонова Татьяна Геннадьевна.

Цель публикации: распространение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования.
Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы МАДОУ ДС "Дарование" с. Ташла Оренбургской области Антонова Т.Г., Амирова Г. Р.

Краткая аннотация к проекту:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы:
Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Тип проекта:
Краткосрочный(апрель- май), исследовательский, практико-ориентированный.

Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:
Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Охранять и укреплять здоровье детей.
Принять участие в озеленении территории детского сада.
Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

Ожидаемые результаты:
у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный

Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Лесное царство».
Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.

Беседы:
Беседа «Помогите птицам»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Беседа «Как образуется иней?»
Беседа «Елкины иголки»
Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

Беседа: «Вода – это жизнь»
Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.

Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Дидактические игры:
Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания Детей о насекомых.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у Д, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Дидактическая игра: «Назови растение».
Цель: уточнить знания о комнатных растениях.

Дидактическая игра: «Кто где живет».
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дидактическая игра: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы:

Взаимодействие с родителями, по озеленению территории детского сада и
Изготовлению интерактивных папок – лэпбуков «Экология», «Времена года».

Заключительный этап
Подведение итогов
Презентация проекта

Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители.

Срок реализации проекта: апрель-май 2017г.

Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:
Беседы,
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экологические экскурсии;
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
Практическая деятельность в цветнике.
Подвижные, дидактические, имитационные игры,
инсценировки
экологической направленности.

Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
Библиотечка юного эколога.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Продукты проекта:
1. Цветник на участке детского сада.
2. Интерактивные папки – лэпбуки «Экология», «Времена года»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Литературное сопровождение проекта:
Константин Ушинский. Спор деревьев (рассказ)
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Стихи про экологию для детей
Птичка
Она шоссе перелетала.
Водитель не затормозил,
И птичка бедная попала

Под тяжело груженный ЗИЛ.

Возьми она чуть-чуть повыше –
Она б себя уберегла:
Она не только что над крышей,
Над лесом пролететь могла!

Был майский вечер тих и светел,
В сиренях пели соловьи.
И этот случай не отметил
Дежурный местного ГАИ.
(С. Михалков)

Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада, -
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят - не вспоминай, не надо, -
Все равно я вишню посажу!»
(М. Исаковский)

На городском субботнике
На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.

Собрали́сь пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.

Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!

Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.

На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.

Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять»
Город к празднику прибрать.
(Н. Анишина)

Обращение дерева к Человеку
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
Высокое, могучее!
Пока еще в лесу стою
И шелестю пока.
Лесная вся промышленность
Ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –
Ищите дурака!

Пусть только хоть попробует!
Хочу ее заранее
Предупредить по-дружески,
Министра – в том числе:
Что б из меня ни сделали –
Напрасны все старания!
Я это с виду смирное,
Пока стою в земле.

Но только преврати меня
В различные изделия
Я шкафом с диким ужасом
Вдруг заскриплю в ночи!
Занозой табуреточной
В твоем зароюсь теле я!
Паркетом под тобой сгнию –
Хоть падай, хоть кричи!

Случайно в унитаз спущусь
Зарплатой за три месяца!
Столом я рухну на гостей,
Министра – в том числе...
Не проще ль, чем рубить меня,
Взять сразу и повеситься?
Веревку можешь не искать –
Она лежит в дупле!
(И. Шевчук)

Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
(С. Михалков)

Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.

Унылый гражданин
Жужжит пчела – она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
Готовят на ночь светлячки
Фонарики свои.

Остановись! Присядь!
Нагнись
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!

Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом
И шепчем брату-муравью:
– Крепись, браток! Дойдем!

Иной, что сеть свою плетет,
Не схож ли с пауком?
Вот этот ползает, а тот
Порхает мотыльком.

А ты меж них и мимо них,
А иногда по ним
Шагаешь на своих двоих,
Унылый гражданин...
(С. Михалков)

Плохой дядя
Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!

Деревце
Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.

И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.

Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко)

Огонь – это не игрушка!
За окном мороз трещит,
Спит на печке Мурка,
В печке жар – огонь горит,
Греет Мурке шкурку.

Поскользнулся рыбачок,
Промочил одежду,
Живо сделал костерок,
Стал сухим, как прежде!

Возле леса на заре
Шумные туристы,
Кашу варят на костре,
Чай с травой душистой.

От огня – тепло и свет!
Он, как друг хороший!
Но, наделать много бед
Без присмотра может!

Незаметно подползёт,
Жгучий и опасный,
Кустик тут же обовьёт
Лентой ярко – красной.

Затрещит и запоёт,
Силу набирая.
Зверь лесной из нор уйдёт,
Жизнь свою спасая.

Укротить и потушить
Пламя очень трудно!
Где теперь лисичке жить?!
Нет норы уютной!
Не вернётся больше в дом
Зайка и лягушка!

Будь внимателен с огнём!
Это не игрушка!
(Т. Ефимова)

Кормилец
Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.

Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
(А. Орлова)

Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)

Экологическая песня-переделка (на мелодию песни «Вышла мадьярка на берег Дуная»)
Издавна люди повсюду сорили,
Вот и в Твери мужички
Выпили дружно, потом покурили,
Бросили в воду «бычки».

Нежно течение их подхватило,
Словно заботливый друг,
Волга могучие воды катила
Вместе с «бычками» на юг.

Припев:
Река течёт,
Людей влечёт
В дальние дали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.

Волга у Сызрани вовсе не Уже
Той, что была у Твери.
Жители тоже нисколько не хуже –
Всюду и сплошь – волгари…

Глянули в реку – «бычки» увидали
Со своего бережка.
Фантики в воду они накидали –
Их принимала река.

Припев.

Дети Самары, резвясь после школы,
Лепту не меньше внесли:
Бросили тару из-под кока-колы –
Волны её унесли.

В устье волжане хотели бы тоже
В воду «бычки» покидать,
Но не везёт им с рекою, похоже, –
Там уж воды не видать!
Припев.
(А. Дмитренко)

Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)

О чём просит рыбка

Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:

Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы
Червячка!
(С. Погореловский)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
Ответ (Радуга)

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? …
Ответ (Облака)

По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
Ответ (Тучи)

На улице рубашка,
В избе рукава.
Ответ (Солнечный луч)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
Ответ (Небо, солнце)

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
Ответ (Небо)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Ответ (Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня …
Ответ (Луной)

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - …
Ответ (Дождь)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Ответ (Снег)

Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.
Ответ (Снежинки)

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка …
Ответ (Мороз)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём …
Ответ (Узор)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
Ответ (Иней)

Фото работы над проектом.
Посадка семян цветов на рассаду.

Экологический проект

в старшей группе

«Будь природе другом!»

Паспорт проекта

Тема проекта : «Будь природе другом!»

Вид проекта: информационно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: 2 месяца.

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно - правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи:

1) закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;

2) развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;

3) воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап - подготовительный

(Выявление проблемы)

2 этап - основной

(Организация совместной работы детей и педагога над проектом)


3 этап - заключительный

(Подведение итогов)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Непосредственно - организованная деятельность:

НОД №1 «Царство животных» Приложение 1

НОД № 2 «Царство растений» Приложение 2

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство - мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком).

Совместная деятельность по х удожественному творчеству «Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе) Приложение 3.

Чтение художественной литературы после сна.

  • Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
  • Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
  • Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
  • Дидактические игры. Приложение 7
  • Физкультминутки. Приложение 8
  • Презентация проекта - Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»

Приложение 1

Непосредственно образовательная деятельность «Царство животных»

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).

Ход занятия:

Воспитатель: дети, мы с вами в течение года познакомились с множеством сказок, побывали во многих царствах - государствах; а, сегодня, мы с вами познакомимся с удивительным царством.

Давайте закроем глаза и перенесемся в волшебную страну - царство животных: вот мы видим белочку, прыгающую с веточки на веточку, а, вот утка, переваливаясь с боку на бок, ведет своих утят на купание, крот роет землю, рыжая лисица притаилась - за кем-то охотится, мишка - косолапый проснулся от зимней спячки и сосет лапу, зайчата играют в чехарду.

Вдруг, прилетела злая волшебница и заколдовала все царство, но один зайчик убежал и просит вас помочь обитателям этой страны. Поможем?

Ответы детей: да, поможем!

Воспитатель: злая волшебница сломала стрелки. Беда случилась - волшебные часы, на которых надо правильно указать - какое сейчас время года. Обитатели не знают - какое сейчас время года: то снег пойдет, то ливень, а то, невыносимая жара, то листопад начинается. Толи медведю спать ложится, толи птицам гнезда вьют или на юг улетать, толи белкам и ежам корм на зиму запасать. Давайте, ответим на этот вопрос.

Воспитатель раздает детям круги, которые разделены на 4 части, каждая обклеена разной цветной бумагой (белой - зима, желтой - осень, зеленой - весна, красной - лето).

Воспитатель: с первым заданием вы справились. Молодцы. Дети, а какое сейчас у нас время года?

Ответы детей : весна.

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница». Среди животных есть такие, которые живут с человеком, а есть те, которые не должны жить с ним. Вот злая колдунья перепутала все, и они заблудились и просят, чтобы мы с вами им помогли найти свои домики. (Воспитатель ставит перед каждым ребенком: домик, деревья, льдина).

Воспитатель: дети, а животные, которые живут с человеком, как мы их называем?

Ответы детей: домашние.

Воспитатель: а животные, которые не живут с человеком?

Ответы детей: дикие.

Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди)

А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают)

С погремушками ходил

Дзинь- дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

Проводится 2-3 раза.

Воспитатель: представьте себе, а если у нас корова отбилась от стада и вечером не вернулась домой к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была изранена, напуганная.

Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна без человека.

Ответы детей: нет, не смогла бы выжить.

Воспитатель: Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он принес домой, пока волчонок был маленьким, дети с ним играли, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему?

Ответы детей: нет, не смогли бы выжить в лесу.

Воспитатель: правильно, животные, которые рождаются в природе (например, в лесу) и растут в ней - им не нужен человек. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда - животное погибает. Вот поэтому мы с вами поселили диких животных в лес, а домашних в дом.

Воспитатель: дети, а вот злая волшебница сделала так. Животные, какие живут в жарких странах, попали на Север, а животные с Севера - в тропический лес. Нужно помочь животным вернуться к себе домой.

Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он выжить там? Почему нет?

Ответы детей: он перегреется - у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться - его отовсюду будет видно и в саване нет животных, на каких он охотится.

Воспитатель: а, если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить?

Ответы детей: он замерзнет - его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться - он заметен на белом снегу.

Воспитатель: а зебра? А слон?...

Ответы детей: нет.

Воспитатель: дети, но злая колдунья некоторых животных заколдовала и их нужно расколдовать. Возьмите разрезные картинки, которые лежат перед вами. Нужно соединить их и посмотреть, что за животные перед вами, и назвать их. (Перед детьми лежат пазлы животные, нужно их собрать).

Воспитатель: молодцы, все справились с этим заданием. Мы помогли царству животных, но зайчик никак не может вернуться обратно. Перед нами мостик, колдунья его заколдовала. Нужно каждое бревнышко расколдовать.

Слушайте внимательно, правильно отвечайте на вопросы, тогда мы поможем зайчику и расколдуем бревнышки.

1.Сколько раз в году зайчик меняет цвет? (2)

2.Щука - это птица? (Нет).

3.Большая рыба с усами? (Сом).

4.Какая птица не выводит своих птенцов? (Кукушка).

  1. Самая маленькая бабочка, которая портит одежду в доме? (Моль).

6.Жилище муравьев? (Муравейник).

7.Лохматые любители меда? (Медведи).

8.Кто носит своих детенышей в сумке? (Кенгуру).

9.Мелкие летающие «кровососы» (Комары).

10.Объясните название «Красная книга»?

Воспитатель: Молодцы! Все бревнышки правильно расколдовали, потому что правильно ответили на все вопросы. Дети, но зайчик боится идти через мостик. Давайте узнаем, кого же он боится.

Воспитатель читает стихотворение:

Я боюсь. Я боюсь

волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь

жабы и лягушки.

Поглядите, как дрожат

ушки на макушке.

Я боюсь, я боюсь

муравья и мушки,

и ужа, и ежа,

и чижа, и стрижа.

Воспитатель: каких животных испугался зайчик?

Ответы детей: волка, ежа.

Воспитатель: каких птиц?

Ответы детей: кукушки, стрижа, чижа.

Воспитатель: каких насекомых?

Ответы детей: жабу, лягушку, мушку, муравья, ужа.

Воспитатель: молодцы. Зайчик, беги, не бойся никого, мы прогнали всех, беги в царство животных, где мы помогали всем ее обитателям, Вот заканчивается наше путешествие в царство животных, давайте закроем глаза, вокруг себя повернись - и вот мы снова с вами в группе.

Приложение 2

Непосредственно образовательная деятельность «Царство растений»

Цель: Через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.

Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия

1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».

2.Постановка темы и задач:

Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?

А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).

Где живут растения?

Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах.

Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо).

Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы,… Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему?

Ответы детей: потому-что не будет кислорода и мы не сможем дышать.

Воспитатель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.

А что нужно растениям для нормального роста и развития?

Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.

Воспитатель: Но не только это, а что же ещё?

Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.

Воспитатель: но почва везде разная. Там где она плодородная, то-есть богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной, скудной-чахлые, слабые!

Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются Культурными растениями.

Показ картинок:

Воспитатель: «Где растёт это растение?»

Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.

Физкультминутка «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей)

Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их Дикорастущими . Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву-прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.

Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах, полях, лесу).

Кто знает, как эти ягоды называются?

Ответы детей: клюква, черника, малина, земляника.

Воспитатель: а кто же их посадил?

Ответы детей: выросли сами

Воспитатель: да они тоже выросли сами и называются…(дикорастущие).

А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод.

Дикорастущие растения живут по своим законам - им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами.

А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы:

  • Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло?

Ответы детей: свет, влага, плодородная почва.

  • Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве?

Ответы детей: нет.

Воспитатель: можем ли мы помочь таким растениям? Как?

Ответы детей: пересадить в плодородную почву.

3)Игра «Дикорастущие и культурные растения»

Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок.

Заключительная часть.

Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Царстве растений» (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда).

Итог: Какие растения живут в нашем «Царстве растений»?

Приложение 3

Художественное творчество «Будь природе другом!»

(рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе)

Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синца и сказала, что в лесу творится беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу. Муравейники разоряет, ловит бабочек, слушает громко музыку, не смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в лесу.

Приложение 4.

Стихотворение «Про всех на свете»

Все - все, все на свете,

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд - кто делает мед

И кто делает плохие дела

У кошки без мышки, у мышки без кошки,

Не лучшие делишки!

И, если мы с кем - то не очень дружны,

Мы все - таки очень друг другу нужны.

А если нам кто - ни будь лишним покажется,

То, это конечно, ошибкой окажется!

Все - все, все на свете, на свете нужны.

И это все дети запомнить должны.

Б. Заходер

Рассказ «Девочки в лесу»

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и положила в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? - спросила Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге:______________________________

(По В.А. Сухомлинскому)

Вопрос детям: Что по-вашему, ответила Лида и почему?

Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес»

В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.

Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.

Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.

Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.

Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.

Что Паша сделал неправильно?

Медведица Ангелина остановила сына:

Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник - живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!

Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!

Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?

Шмель цветок не сломает! - возразила Ангелина. - Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, - большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.

Ладно, - согласился Паша, - не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!

Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! - воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. - Можно я нарву букет?

Можно ли рвать в лесу цветы?

Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.

Это тоже цветок? - спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.

Это летающий цветок! - удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.

Это не цветок, а бабочка! - объяснила мама.

Давай ее поймаем, - предложил Паша сестре.

Давай! - обрадовалась Даша.

Можно ли ловить бабочек? Почему?

Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.

Не нужно обижать бабочек и стрекоз, - покачала головой Ангелина. - Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.

Что это за куча такая? - удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.

Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! - решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:

Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? - спросила медвежат мама.

Конечно, нет! - дружно закричали Даша и Паша.

Тогда и вы берегите чужие дома, - сказала Ангелина.

Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.

Муравьи - очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, - объяснила мама.

Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.

Запомните, что лес - это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!

Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.

Вопросы

  1. Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?
  2. Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?
  3. Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?
  4. Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?
  5. Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?

Приложение 5

Загадки о растениях

Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,

Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать

(Подснежник) (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок Белый цветок,

Сладкий медок. Кислый цветок

И в названье мед таиться В суп пригодиться,

Узнаете? Зовут его…?

(Медуница) (Кислица)

В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают

Если дунешь - шапки нет! Лепесточки обрывают?

(Одуванчик) (На ромашке)

Вдоль дороге у межи Зеленый плот

В золотистой спелой ржи, По реке плывет,

Словно синий глазок, На плоту - красавица.

Смотрит в небо… Солнцу улыбается.

(Василек) (Кувшинка)

Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,

Выросли листочки, Что за шарик он растряс?

Белеют по кругу, Вся семья на парашютах

Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.

Такой цветочек (Одуванчик)

Мне нравиться очень!

(Ромашка)

Появились бубенчики - Он стоит в одежке -

Белые горошки. Как огонь на ножке.

Распустились колокольчики Станет без одежки

На зеленой ножке. Шариком на ножке.

(Ландыши) (Мак)

Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,

Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.

(Подорожник) (Подснежник)

На проталинке в лесу Стоит кудряшка -

Первым встретил я весну. Белая рубашка,

Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.

Первым из земли пробьюсь. Что это такое?

(Подснежник) (Ромашка)

Белые фонарики &nb

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2695 .
Все разделы | Проекты по экологии

Экологический проект «Подводный мир» Актуальность разработки и реализации педагогического проекта : Очень важно начинать экологическое воспитание детей с самого раннего детства, формируя у них основы экологического сознания , первые представления и ориентиры в мире природы. Предлагаемый проект позволит улучшить...

Экологический проект «Пернатые друзья» (подготовительная группа) Актуальность проекта . В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы , как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности,...

Проекты по экологии - Экологический проект во второй младшей группе «Наш веселый огород»

Публикация «Экологический проект во второй младшей группе «Наш веселый...» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию экологического проекта "Наш веселый огород", который проводился в 2018 году с детьми 2 младшей группы "Теремок" МКДОУ "Большемуртинский детский сад №1". Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка». 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с.Московское Изготовлено: бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал) Оформление: скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа - наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия») Актуальность проекта: Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой...


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №62 «Детский сад «Радуга» Экологический проект «Первоцветы Кавказа» Разработали и провели: воспитатель средней группы №8 Бузанова С.В. Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети...

Проекты по экологии - «Веселый огород». Проект по формированию экологической культуры у дошкольников


Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о...

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 489

Проект
«Зеленые спасатели»

Составитель:
Кириллова Евгения Владимировна
Воспитатель

Екатеринбург 2016
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Зеленые спасатели»

Вид проекта
информационно – исследовательский, экспериментальный.

Сроки реализации
март 2013 года – май 2017 года.

Участники проекта
воспитанники, воспитатель, родители.

Проблема
Основываясь на педагогических наблюдениях, определила проблему: у дошкольников на низком уровне сформулированы экологические знания, слабо развиты навыки бережного отношения к родной природе.

Цель

Задачи


Этапы
1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной.
3 этап. Заключительный.

Ожидаемый результат



Проект «Зеленые спасатели»

Актуальность реализации проекта
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экологической культуры дошкольников является необходимым условием становления ответственного отношения их к природе. Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимое для жизни условия. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
Проблема:
Основываясь на педагогических наблюдениях определила проблему: у дошкольников на низком уровне сформулированы экологические знания, слабо развиты навыки бережного отношения к родной природе.
Цель проекта:
Создать условия для формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
Задачи проекта:
Создание экологического пространства для экспериментальной и проектной деятельности;
Формирование экологически – целесообразного поведения детей в природе;
Воспитание стремления к познанию природы через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

Тип проекта: семейный, групповой.
Вид проекта: информационно – исследовательский, экспериментальный.
Сроки реализации проекта: март 2013 года – май 2017 года.
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
После работы по проекту «Зеленые спасатели», дошкольник сможет овладеть следующими компетенциями:
- умеет высаживать овощные культуры и цветы, и владеет навыками ухаживания за ними;
- создает и поддерживает необходимые условия для роста растений;
- знает и отличает живую и неживую природу;
- бережно и ответственно относится к окружающей природе;
Реализация проекта
1 Этап – подготовительный.
1. Знакомство детей и родителей с темой проекта;
2. Проведение консультации для родителей «Зеленые спасатели»
3. Беседа с детьми «Зеленые спасатели» и их роль;
2 Этап – основной.
1. Беседа с детьми о великом дереве России – дуб.
2. Высадка желудей. Знакомство с условиями, необходимыми для жизни саженцев.
3. Обустройство грядок около прогулочной площадки.
3. Спортивное ориентирование «Экологическая тропа» на территории ДОУ, а также на территории школы № 142.
4. Экспериментальная деятельность «Цветная капуста»
5. Создание экозоны в группе «Зеленый мир на окне».
6. Уход и наблюдение за посаженными дубами (желудями)
3 этап – заключительный.
1. Выставка карт для спортивного ориентирования.
2. Выставка рисунков «Могучий дуб».
3.Высадка побегов дуба на территории детского сада.
4. Высадка рассады в огород на территории садика.
Вывод:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные мероприятия, выставки («Зеленый мир на окне») . В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей повысился уровень развития психических процессов: воображение, мышление, восприятие, сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Кроме этого, положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашей группе и на приусадебном участке ДОУ.

Приложение 1
Конспект интегрированного НОД во второй младшей группе
Тема: «Дуб»
Цель: Расширить знания детей о дубе.
Задачи:
- Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.
- Закрепить знания цифр и навыки счета.
- Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.
- Воспитывать экологическое мировоззрение.
Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.
Оборудование: Картинки с изображением дуба, желуди, карточки с цифрами.
Ход НОД:
Устраивайтесь поудобнее, наше сегодняшнее мероприятие мы начнем с легенды. Послушайте ее.
Чтение легенды
«Деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю.
Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины они строили огромные дома, а их печи, как ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила».
Вопросы:
1. Какие чувства вызвала у вас легенда? Почему?
2. Как жили деревья раньше?
3. Зачем человеку все больше и больше требовалось древесины?
4. Почему люди и деревья перестали понимать друг друга и считать друзьями?
5. Что могут сделать люди, чтобы помочь деревьям?
Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об удивительном дереве. О каком именно, догадайтесь сами:
Загадка:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Какие слова загадки подсказали вам ответ?
Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы ее понимаете?
Дуб растёт медленно, сначала сильнее в высоту, позднее в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.
Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
Издавна у людей дуб считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.
«Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный! (И. Токмакова)
Физкультминутка. «На поляне дуб зеленый»
На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
(Наклониться вниз и помахать руками)
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперед)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте)
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
(Сесть на стулья)
А сейчас – еще одна загадка, о дубовых плодах.
Загадка:
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Желуди - замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.
Берет птица в носок,
Самый лучший кусок,
А что остается
Свинке достается.
Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка про то есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет». Как вы ее понимаете? Есть такая примета: «Много желудей на дубе - к лютой зиме».
Дидактическое упражнение «Набери желудей»
Детям раздаются карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать столько желудей (рассыпанных на ковре), сколько обозначено цифрой на его карточке.
Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.
По прочности древесина дуба считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья.
Именно из желудей вырастают дубы.
Желудь и дуб
С ветки на землю
Шлепнулся желудь,
Желудь созревший,
Желудь тяжелый.
Он от испуга
Плачет и плачет
И желудиных
Слезок не прячет.
– Что же мне делать,
Дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка,
Я же твой сын!
– Что тебе делать?
В землю зарыться,
Чтобы к весне
В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)
Вопросы:
1. Почему дуб считают символом долговечности, силы, здоровья, красоты?
2. Что такое дубрава?
3. Как растут дубы?
4. Почему дуб – долгожитель?
5. Что такое «мореный дуб»?
6. Как появляется на свет молодой дубок?
7. Какой лесной зверь так любит желуди, что ест их даже если не голоден?
В конце нашего мероприятия я вам предлагаю взять по понравившемуся желудю и посадить их вот в этот горшок с землей. Наши дубки будут расти и становиться все сильнее и красивее. А мы с вами будем поливать наши желуди, обтирать листочки от пыли и рыхлить землю.
Ребята, много нового мы сегодня с вами узнали? Теперь мы с вами будем любить и беречь нашу природу. Не будем обижать деревья и кустарники. А наоборот постараемся за ними чаще ухаживать и тогда они нас будут тоже только радовать.

Приложение 2
Экспериментальная деятельность в старшей группе.
«Цветная капуста»
Цель: Показать, что все растения пьют воду. Дать объяснение тому, зачем мы поливаем растения.
Задачи: Объяснить дошкольникам что, все растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Вывод:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные мероприятия, выставки («Зеленый мир на окне») . В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении

Что еще почитать