Проект «В царстве ягод и грибов. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему «Ягоды

Елена Бурая
Планирование тематической недели «Ягоды»

Познание

«Лесные и садовые ягоды»

Уточнить сведения о лесных и садовых ягодах; учить детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; разгадывать загадки;

Материал Фотографии или картинки лесных и садовых ягод.

Литература Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», стр. 286

Познание

(развитие конструктивной деятельности)

«Лукошко для ягод».

Закреплять умения и навыки, создавая поделки в технике «оригами»; продолжать совершенствовать навык делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; учить выполнять базовую форму «Двойной треугольник»; продолжать учить выполнять поделки, используя схему, развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; развивать мелкую моторику рук.

Материал : образец корзинки, схема выполнения поделки; листы цветной бумаги квадратной формы (размер 20x20 см) (одна сторона у бумаги белая, другая - цветная, не-большие обрезки цветной бумаги для выполнения аппликации, ножницы, клей.

Литература Скоролупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса», ч. 1, стр. 38

Коммуникация

«Расскажи про ягодку»

(составление рассказа-описания)

Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, опираясь на таблицу.

Материал картинки с изображениями лесных и садовых ягод; опорная таблица

Художественное творчество

(рисование)

«Лесные ягоды»

Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе.

Материал Картинки с изображением лесных ягод; лист белой бумаги, краски, кисточка, подставка для кисточки, простой карандаш, баночка с водой.

"Золотая хохлома"

Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка, называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, чёрный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зелёная, желтая, чёрная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приёмах работы кистью (всем ворсом, концом).

Материал: Хохломские изделия, полоски бумаги охристого цвета, полоски чёрного цвета, гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

Литература: Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в ст. гр. д/с», стр. 85

Художественное творчество

«Ветка рябины»

Познакомить с барельефом и горельефои; развивать навыки разминания и размазывания пластилина по картону для создания необходимого фона композиции; раскатывания для создания ягод; примазывания для прикрепления элементов композиции к картону.

Материал Картинка с изображением рябины; пластилин, стека, клеёнка, салфетка, картон (на каждого ребёнка) М. А. Васильева, Литература В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Развёрнутое перспективное планирование», стр. 94;

Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись», стр. 29

Художественное творчество

(аппликация)

«Блюдо с фруктами и ягодами»

(Коллективная работа)

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Материал Большой лист бумаги в форме круга диаметром 50 см любого мягкого тона. Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Дополнительный материал для планирования

Беседы:

«Ягода – малина»,

«Какие заготовки из ягод люди делают на зиму»,

ЗАГАДКИ

Серёжка с Антошкой, взяв по лукошку,

Утром отправились в лес за морошкой.

А нам с сестрой Викой по вкусу … (клубника)

Полосатый и пузатый, очень вкусный карапуз.

Любят все его ребята, и зовут его … (арбуз)

Полосатый, с гладкой кожей,

Льнёт он к солнце в день погожий

И краснеет изнутри ярче утренней зари. (арбуз)

Сам он гладок да пузат, полосат его халат.

Воробью наверняка не проклюнуть толстяка. (арбуз)

Кафтан на мне зелёный, а сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок, на вид похож на мяч. (арбуз)

Гроздья разноцветные, ягоды приметные.

Каждый будет очень рад скушать этот … (виноград)

Каждый листик – как ладошка.

Схож он с бусами немножко.

Был зелёным, а поспел он –

Стал янтарным, красным, белам. (виноград)

Летом ягоды черны, летом ягоды вкусны.

Чик! – чирикнул воробей, -

Чем чернее, тем вкусней. (смородина)

Никак не могу понять я: похожи кусты, как братья,

А ягоды у них разные – чёрные, белые, красные. (смородина)

Низок, да колюч, сладок да пахуч.

Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (крыжовник)

Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке.

Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (земляника)

СТИХОТВОРЕНИЯ

Поспевает брусника, стали дни холоднее.

И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь за синее море,

Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К. Бальмонт)

Гибкий стебель повилики ствол обвил, как поясок.

Алой ягоды брусники набрала я туесок.

Пусть она и горьковата, но мочёная вкусна!

Мхов и хвои ароматов эта ягода полна.

С рябиной свежей вазу поставили на стол.

Её заметил сразу, лишь в комнату вошёл.

Есть рябину я не стану, лучше краски я достану,

Нарисую ягодки – влажные и яркие,

В каплях - бусинки росы удивительной красы.

Нарядилась рябинушка, вышла погулять.

Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щёки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары.

«Черника»

Я спросил у Васи: «Чем ты губы красил?

У тебя лиловый рот и усы лиловые,

И лиловый сок течёт на рубашку новую».

И ответил Вася: «Губы я не красил,

Я черничный пил компот, вот и стал лиловый рот».

«Смородина»

Растёт в саду смородины куст.

К нему пойду, попробую на вкус

Ягодку чёрную, соком полную.

Ягодка гладкая, ты уже сладкая?

Коли поспела – возьмусь за дело:

Туесок принесу, с веток стряхну росу,

Стану ягодки срывать, на варенье собирать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. «Брать – не брать ягоды»

Цель: увеличивать словарный запас по теме; дифференцировать лесные и садовые ягоды; развивать слуховое внимание.

2. «Что где растёт?»

Цель: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление значимости растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

3. «Отгадайте, что за ягода»

Цель: учить детей описывать ягоду и узнавать её по описанию.

4. «Загадай, мы отгадаем»

Цель: уточнить знания о растениях сада; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

5. «Узнай на вкус»

Цель: упражнять детей в определении вкуса ягод; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания; закреплять знания о ягодах.

7. «Кто больше знает?»

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. «Дети и волк»

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

(дети, волк; дети по лесу гуляли, землянику собирали.

Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети, не зевайте, волк за елью – убегайте!

Работа в книжном уголке: расставляем и рассматриваем с ребятами картинки и фотоиллюстрации с изображением ягод (лесных и садовых)

Организация: Саратовская область, г. Балаково

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балаково

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе ,

вечный источник детскогоразума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский

Актуальность

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Совершая прогулки, экскурсии в лес мы видим картину потребительского отношения к природе разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники …. Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой и происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любознательность. Одно из определений любознательности звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Проблема

На сегодняшний день в России существует проблема отравления ягодами и грибами. Мы можем часто слышать о том, что в каком-то населенном пункте несколько человек отравились. Это действительно страшно. Выделяют три основные причины, по которым люди лишаются здоровья и даже погибают, попробовав ягоды или грибы. Основная причина – это недостаточная информированность населения об ядовитых ягодах и грибах, о грибах-двойниках. А в последнее время даже съедобные грибы становятся смертельно-опасными из-за плохой экологии. Вторая причина отчасти является порождением первой: по статистике Минздрава РФ основное количество погибших от отравления грибами приходится на городское население. В деревнях люди лучше разбираются в лесных деликатесах. Да и собирают их в экологически чистых местах. Городские люди потеряли связь с природой, утрачена эта гармония… Мы должны знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Как говорят: “Раз ты предупрежден, значит вооружен”.

Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что люди взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и с взрослыми. Сделать так, чтобы взрослые через детей поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,

По возможности избежать,

Если нужно – на помощь позвать.

Цели проекта:

для взрослых:

создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;

формирование представлений детей о грибах и ягодах, навыков безопасного сбора.

для детей: больше узнать о дарах леса – грибах и ягодах, правилах поведения в природе.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
  • Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о ягодах , грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
  • Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
  • Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах, ягодах.
  • Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр,творческие способности,коммуникативные навыки.
  • Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
  • Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышления (сравнение, классификация, анализ, синтез.

Воспитательные:

  • Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
  • Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
  • Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Участники. Дети старшей группы, воспитатели групп, учитель – дефектолог, родители воспитанников.

Разработка проекта

  1. Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы, возможно, сформировать у дошкольников знания о грибах и ягодах, правилах поведения в природе.
  2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами и ягодами.
  3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  4. Составить перспективный план мероприятий.

Формы работы :

Непосредственная образовательная деятельность

Пересказ текста «Как мы ходили в лес за грибами» по серии картинок

«Раз грибок, два грибок во т и целый кузовок»

Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема:"Царство ягод и грибов"

«Банка варенья для Карлсона»

Беседы

«Грибное царство, ягодное государство»

«Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем»

«Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям»

«Зачем грибы и ягоды в лесу»

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод»

Экскурсии

в детскую библиотеку.

Просмотр мультфильмов

«Лунтик. Белый гриб»;

«Маша и медведь» - «День варенья»

Презентация

  • Вечер загадок и отгадок

Исследовательская деятельность «Игры с губкой»

Дидактические игры :

«Собери грибы в корзину»,

«Найди лишний»,

«Отыщи и назови гриб»»,

«Скажи по-другому»,

«Угадай, где гриб растёт»,

«Лесные дары»,

«Узнай по описанию»,

«Сравни грибы и ягоды»,

«Чей гриб?»

Сюжетно-ролевые :

Сюжетно-ролевая игра «Семья – в лес за грибами», «Заготовки на зиму»

Подвижные:

«Грибники»,

«Ягодка – малинка»

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах:

В. Сутеева «Под грибом»

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»),

Тематическая сказка «Грибы и ягоды»,

Прослушивание видеосказки В. Даля «Война грибов и ягод».

Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах

Обсуждение пословиц и поговорок.

Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы»,

Разучивание песни-игры с грибами.

Просмотр презентаций

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод

Мини-выставка рисунков

Работа с родителями .

Консультации

Создание детских шумовых инструментов из бросового материала.

Выставка книг и аудиозаписей на тему.

Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы ягоды найдём».

Выставка поделок «Дары леса»

Участие в игре-викторине «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство ягод и грибов"

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Кадры и социальные партнеры :

2 . Материальные база:

  • оборудование: компьютер, проекционная система, интернет, DVD плеер, телевизор, музыкальный центр
  • программноеобеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft OfficePublisher, Microsoft Office Point
  • дидактическиеигры;
  • репродукции картин, изображения и муляжи грибов, ягод;

3. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Мероприятия

Подготовительный.

Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.

Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах.

Анкетирование родителей.

Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

Организационный.

Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

Пополнение развивающей среды

Основной.

Реализация всех видов работ по проекту.

Итоговый.

Итоговое диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей

Презентация проекта:

Выставка детских работ

Игра-викторина «Вопрос на засыпку».

Тема: "Царство ягод и грибов"

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные :

Будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

Повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

Пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

Будет созданы новыепечатные продукты;

Повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

Получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Долгосрочные :

Знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

Станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;

Возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

Появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

Эффективность реализации проекта.

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетированиеродителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты :

1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

Одним из видов педагогической фиксации результатов работы была фиксация детских открытий .

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

Рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы, ягоды найдём»;

Выставка поделок;

Посещение игры-викторины;

Чтение предложенной им литературы и поиск новой.

3. Были созданы:

Новые пособия дидактических игр;

Альбом «Царство ягод и грибов»;

Создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.

4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности. Появилась идея для разработки и реализации нового педагогического проекта «Почему желтеют листья»

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

Риск

Недостаточная компетентность педагогов в освоении новых форм работы.

Увеличение учебной нагрузки.

Нежелание родителей участвовать в мероприятиях.

Пути минимизации рисков:

Повышение квалификации педагогических кадров посредством проведения консультационной работы. Помощь педагогам путём создания на базе дошкольного учреждения методической службы.

Оптимизация количества занятий и приведения его к нормам СанПиН

Проведение мероприятий в увлекательной форме.

Дальнейшее развитие проекта

Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Использовать этот проект в работе с другими детьми.

Литература:

И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим», Москва, 2005 г.

Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», москва, 2007 г.

Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010 г

Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», ГНОМ и Д, 2012 г

Энциклопедия «Я познаю мир»

Белая К. Ю. , Зимонина В. Н., Как обеспечить безопасность дошкольников. /Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возрастаю – Москва «Просвещение», 2006.

Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры.- Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.

Интернет-ресурсы:

«Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/

«Дошкольник.ру» http://doshkolnik.ru/

Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

«Дошколёнок» http://dohcolonoc.ru/dobavit-svoyu-rabotu.html

«МАААМ.RU» http://www.maaam.ru/

Открытый класс» http://www.openclass.ru

Лето радует нас не только прекрасной теплой погодой, бесконечными играми с песком и водой, но и вкусными дарами — грибами, овощами, фруктами и ягодами. Сегодняшний сценарий тематической летней прогулки , который подготовила Екатерина Балк, участница проекта «Самое-самое лето» для своего сынишки, посвящен именно ягодам.

Обязательно проведите эту замечательную тематическую прогулку со своим ребенком, и ваши ягодные летние приключения еще долго будут вспоминаться вам и вашему малышу.

Ниже вы найдете подробный сценарий прогулки и рассказ автора о том, как прошла эта прогулка у нее с сыном.

Сценарий тематической прогулки «Ягоды»

Что понадобится для прогулки

Мелки для рисования на асфальте
Ведро или пакет (например, для сбора мусора).
Карточки с изображением ягод
Прищепки и/или магниты
Краски, кисточка, пузырчатая пленка, лист бумаги, влажная салфетка для рук, вода.
Набор для песочницы
Кусок однотонной ткани
Мяч
Двусторонний скотч, салфетки

Загадки

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода)

Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела…(земляника)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. — (малина)

Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка,
Это ягода -… (Черника)

Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая…(клюковка)

Наблюдение
Рисуем ягодки мелками на асфальте, подписываем элементы. Обсуждаем — цветок-незрелая ягода-спелая ягода. Вспоминаем какие бывают ягоды, где растут.

Активные игры

Игра У медведя во бору, грибы, ягоды беру…»
Собираем ягоды по площадке (прищепки, магнитики крепим к чему-то, например, к спорткомплексу).

Творчество
Рисование пальчиками или пузырчатой пленкой ягод.
Аппликация на ткани из репейника.
Аппликация на двустороннем скотче и бумаге из яркой салфетки (отрывая кусочки).

Сенсорика и мелкая моторика
Собираем и бросаем шишки-ягоды в пакет для мусора, называя ягоды и считая.

«Печем» пирог с ягодами-шишками в песочнице.

Рисуем и предлагаем ребенку пройти лабиринт от медведя к кусту малины.

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Интеллектуальное развитие и развитие речи
Рассортировать карточки с изображением ягод на лесные, садовые, и те, которые растут и в лесу, и в саду.
Игра с мячом — кидаем друг другу и называем прилагательные, связанные с ягодами.

На этой неделе дважды ходили в лес собирать малину. И появилось желание обыграть ягодную тему и на прогулке.
Задумано было много, всё сразу реализовать не получилось, но я смотрела на интерес Никиты (3 года) и предлагала что-то из запланированного, чередуя активные игры с более спокойными занятиями.
Рисовали мелками, подписывали части, обсуждали, «собирали» в лукошко.


Сортировали карточки с ягодами на лесные, садовые ягоды и те, которые растут и на даче, и в лесу.


Нарисовала тропинку по зарослям от медведя к малине, Никита помогал медведю пробраться к ягодам, ведя мелком по тропинке. Так ему понравилось, что потом еще три тропинки нарисовали (короткие и длинные), а Никита помогал медведю.


Отправились дальней дорогой на самокате-машине в «лес» — на площадку, где весело играли в «У медведя во бору…», забираясь на лесенки, батут, съезжая с горок, когда убегали от медведя.
Бросали с расстояния ягоды-шишки в мешок, называя ягоды, которые знаем.


Снова отправились в путь на другую площадку, «в магазин». Никита захотел быть папой и купить ягод в магазине. Сделали аппликацию — дома подготовила «корзинку» — вырезала, на картон наклеила двусторонний скотч — Никита отрывал кусок от бумажной салфетки, скатывал и «клал» в корзинку.


Потом играли на спорткомплексе. Я крепила прищепки и магнитные буквы к спорткомплексу, это у нас были ягоды, а Никита их «собирал».

Очень ему понравилась игра, как и вся прогулка.

В другой день мы еще порисовали красками и пузырчатой пленкой (ягодки).

систематизировать знания детей об овощах и фруктах. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов. Продолжать формировать умения выполнять задания в соответствии с алгоритмом. Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь. Обогащать словарь детей. Развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать помощь.

Понедельник: «Что вырастили люди».

Цель: учить классифицировать овощи и фрукты. Закреплять умение изображать их силуэты на бумаге. Учить менять точку зрения на обычные объекты с помощью вращения себя в овощ или фрукт. Развивать познавательный интерес. Обогащать и расширять сферу чувств, придавать им осмысленность. Развивать эстетическое восприятие.

  1. Игра - соревнование: «Вопрос - ответ»
  2. Путешествие яблока по волшебной дорожке «Органы чувств».
  3. Дидактическая игра «Во саду ли в огороде»
  4. Творческая игра на развитие эмпатии: «Представь, что ты овощ, фрукт. Что ты чувствуешь?»
  5. «Мамины помощники» - приготовление салатов.
  6. Художественная продуктивная деятельность: рисование «Весёлые овощи и фрукты».
  7. Оформление выставки рисунков


Вторник: «Дары королевы Осени»

Цель: учить детей описывать признаки, давать чёткие характеристики по форме, цвету, вкусу. Закреплять умения определять и называть состав группы предметов (единиц) в пределах 5-ти. Воспитывать интерес к познанию мира природы. Развивать внимание, память, мышление.

  1. Сюрпризный момент: Появление королевы Осени
  2. Решение проблемного вопроса: «Что в корзине?»
  3. Обследование и сравнение объектов (овощей и фруктов).
  4. Игра-упражнение «По каким признакам можно разложить фрукты, овощи».
  5. Интеллектуально-развивающая игра «Разложи фрукты» (количественный состав числа 5 из двух меньших; понятия больше, меньше, равно).
  6. Поисково-исследовательская деятельность «Определи на вкус».
  7. Игры-загадки: «Умелые задачки».
  8. Длительные наблюдения за огородом (на участке дошкольного учреждения).

Среда: «Путешествие сеньора Помидора»

Цель: закреплять представление об продуктах питания из овощей и фруктов. Развивать умение представлять и оперировать невероятным, необычным, фантастическим. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать чувства радости от единения с природой. Развивать воображение, внимание, умения выслушать мнения сверстников.

  1. Сюрпризный момент: почтальон приносит сундучок (в грамзаписи голос сеньора Помидора с просьбой о помощи).
  2. Решение кроссворда (ключевое слово - Помидор).
  3. Игра-забава с Помидором «Хвастунишка».
  4. Творческое задание с использованием метода РТВ - ТРИЗ-технологии: работа с системным оператором.
  5. Опыт «Соковыжималка».
  6. Игра «Ищу друзей» (с использованием элементов РТВ - ТРИЗ-технологии).
  7. Художественная продуктивная деятельность: аппликация «Друзья сеньора Помидора».


Четверг: «Чудесные овощи и фрукты»

Цель: формировать умение выделять главные признаки объектов. Побудить к эмоциональному восприятию объектов природы. Учить на основе мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза соотносить гипотетическое предположение с реальностью. Развивать чувства ритма, пластичность и выразительность движений, оживлять фантазию.

  1. Создание театрализованной рекламы овощей и фруктов.
  2. Творческое задание с использованием метода РТВ - ТРИЗ-технологии: игра «Хорошо - плохо».
  3. Пластический этюд «Фруктовое дерево».
  4. Составление сказки по примете.
  5. Сравнение косточек в овощах и фруктах.
  6. Изготовление кокошников овощей и фруктов.

Пятница: «Я - садовником родился…»

Цель: активизировать и закрепить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей о характерных внешних и внутренних признаках овощей и фруктов. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Побуждать к использованию в речи рассуждений, объяснений. Развивать речевое творчество.

  1. Словесная игра: «Я - садовником родился…»
  2. Игра - путаница «Теремок»
  3. Познавательная игра: «Аналогии».
  4. Поисково-исследовательская деятельность: рассматривание под микроскопом кусочков киви, апельсина и др. фруктов.
  5. Театральная гостиная «Ну-ка, фрукты, дружно в ряд!»

Конспект занятия с дошкольниками 5-7 лет на тему: "Фрукты и ягоды".

Курманова Гульнара Руслановна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» Ярковского муниципального района», с. Ярково, Тюменская область.
Описание: Данный материал полезен для воспитателей ДОУ, для педагогов дополнительного образования.
Цель: выявление знаний, представлений о фруктах и ягодах, закрепление умений, полученных на протяжении тематической недели.
Задачи:
- развивать интерес к изучению природы;
- закрепить знания и представления детей о фруктах и ягодах;
- развивать внимание, память, воображение, словарный запас, двигательную активность.
Оборудование и материал: фрукты и ягоды (муляжи), покрывало, 2 корзинки, карточки с фруктами и ягодами.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Лето!
Воспитатель: Правильно! А что такое лето, что бывает летом?
Дети: Жарко, солнце светит, ....ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще летом поспевают фрукты и ягоды! Какие вы знаете? Ответы детей Хорошо, сейчас мы проверим, сможете ли вы на ощупь определить какой это фрукт?
Дети отворачиваются спиной, каждому в руки дается фрукт. Они пытаются угадать.
Воспитатель: Молодцы, справились. Теперь мы с вами отправимся в сад, где есть много фруктов и ягод.
Звучит музыка "По малину в сад пойдем". Под музыку станцевали. В группе на полу лежит покрывало, его убираем, под ним раскиданы фрукты и ягоды.
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько тут всего. Попробуем определить, где ягода, а где фрукт. Ягоды положим в правую корзинку, а фрукты - в левую. Начали!
Дети собирают.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы сравним ягоды и фрукты. Что у них общего и чем отличаются. Земляника и яблоко? Арбуз и дыня? Крыжовник и слива? Персик и апельсин? Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, отлично справляетесь! Сейчас проверим внимание и память. Перед вами несколько фруктов. Воспитатель раскладывает 5 фруктов в ряд. Запомните их. А теперь закройте глаза. Воспитатель убирает один. Откройте глаза, какого фрукта не стало? Ответы детей. И так увеличиваем до 10 фруктов
Воспитатель: Отлично! Теперь подойдите к столу, видите, разложены карточки. Вам нужно угадать, где какой фрукт или ягода. Карточки лежат перевернутые картинкой вниз. Воспитатель у каждого ребенка по - одному спрашивает где находится тот или иной фрукт или ягода, называя место, где искать. Итак, покажи мне, где находится яблоко, если оно третье слева и 4 снизу. Дети по очереди отгадывают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями!
Спасибо за внимание!

Что еще почитать