Проект «Одежда» старшая группа. Мини-проект «такая разная одежда

Детский образовательный проект «Почему люди носят разную одежду?» Вид проекта: творческо- исследовательский. Продолжительность – 2 недели. Участники проекта: Кирюханцева Ксения, воспитатель Фомичева Т.П. Образовательная область. Ознакомление с окружающим, развитие речи МБДОУ «Благовещеский детский сад «Светлячок» р.п. Благовещенка Алтайского края


Актуальность На сегодняшний день является проблема формирования у дошкольников представлений по «экологии одежды», умения правильно и красиво одеваться, воспитания у них ценностного отношения к предметам одежды. Трудно переоценить роль одежды в жизни и сохранения здоровья людей. С раннего детства и ежедневно, ежеминутно человек пользуется одеждой, что свидетельствует о ее необыкновенной значимости для каждого из нас. Проснувшись с утра, мы выглядываем в окно, чтобы узнать погоду, стараемся правильно выбрать наиболее подходящий к погодным условиям костюм, к различным видам деятельности, эстетичный, красивый, модный




Задачи проекта: - Изучить методические рекомендации и литературу по проблеме. - Обогатить представление детей о видах одежды. - Обогатить словарь детей за счет новых слов. - Развивать связную речь за счет описательного рассказа об одежде. - Воспитывать культуру и манеры одевания разных видов одежды


Основные направления реализации проекта - Беседа с детьми. - Занятие «Одежда» - Проведение исследований и наблюдений «Одежда по погоде», «Хорошо – плохо», «Красивое – безобразное». - Домашнее задание для родителей и детей и изготовление украшении для прически своими руками»


Предварительная работа - Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Одежда» - «Следование моде», «Старая и новая одежда». - Разработка папок-передвижек. - Чтение русских народных сказок. - Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный». - Рассматривание репродукции В.М.Васнецова «Три богатыря». - Чтение стихотворения «Три Катюши» А. Стройло. - Мимические упражнения. - Загадки.


Предполагаемый результат - Знать виды одежды. - Владеть обобщающими понятиями. - Составить описательный рассказ об одежде с использованием опорной схемы. - Знать, кто изготавливает одежду – профессии. - Воспитание у детей правильной манеры поведения в одежде. - Уметь соблюдать технику безопасности при ношении отдельных видов одежды (чешки – туфли на каблуках).




«Почему люди носят разную одежду?» Когда мы ходим с мамой в магазин, я замечаю, что мама выбирает одежду: красивую, удобную, подходящую по времени года, практичную. Зимой мама надевает мне теплую одежду, летом – легкую, на физкультурном занятии мы носим физкультурную форму (шорты, майка, чешки). Поэтому с помощью исследований я решила узнать: почему люди носят разную одежду?


Исследование 1 Я решила провести исследование: в группе надела кофту, сапоги, шапку, немного поиграла с детьми – было очень жарко. Когда жарко, много одежды не требуется, чтобы не перегреваться. Когда мы вернулись с прогулки в детском саду, я потеряла варежку, выбежала раздетая, мне стало холодно. В холодное время года надо много одежды – холодный воздух задерживается между ее слоями и не пропускает холод. Однажды я наблюдала за соседским мальчиком, как он бегал осенью по лужам в туфлях. В итоге он заболел – поэтому этого делать нельзя – можно простудиться.


Исследование 2 Татьяна Петровна нам всегда говорит: переодевайтесь на физкультуру. А я пошла на занятие в красивом платье, в туфельках на каблуках. Когда я залезла на гимнастическую стенку, то чуть не порвала платье – поэтому сделала вывод: для каждого занятия нужна специальная одежда. Люди носят одежду, по которой можно узнать каким видом деятельности они занимаются. Так врач носит халат- медицинский.


Наблюдение 1 Однажды мы пошли на экскурсию в парк. Там было много детей. Один мальчик был в куртке с оторванными пуговицами, без шарфа, в грязных сапогах. Татьяна Петровна сказала, что он одет некрасиво, неряшливо и все засмеялись. Я подумала, что одежда должна быть всегда чистой, так как в ней приятно ходить, нужно следить за своим внешним видом.


Наблюдение 2 У нас в детском саду часто проходят праздники, развлечения, на которые мы надеваем костюмы, которые люди носили раньше, такие костюмы есть у нас в уголке ряжения. Мы с девочками решили походить в них целый день – мальчики над нами смеялись. Я думаю: одежда, которая когда – то была популярной часто кажется смешной людям, живущим теперь.




Вывод Я теперь знаю: - нужно одеваться по погоде, чтобы быть всегда здоровым человеком. - спортивная одежда легкая, в ней удобно двигаться. - на физкультуре нужно носить чешки, чтобы не скользить по полу и не подвернуть ногу. - быть чистоплотной: следить за своим внешним видом. - манера людей одеваться меняется в зависимости от времени, в котором они живут.

Одинцова Юлия Александровна
Ситнова Ольга Евгеньевна


Воспитатель, МБДОУ детский сад №5 "Улыбка", г. Семёнов, Нижегородская область

Одинцова Ю.А., Ситнова О.Е. Ознакомление дошкольников с профессией дизайнера одежды (проект) // Совушка. 2018. N1(11)..02.2019).

Заказ № 58630

Аннотация. В проекте раскрывается опыт работы по формированию познавательной активности, ценностного художественно-эстетического восприятия окружающего мира дошкольников через ознакомление с профессией дизайнера одежды с использованием краеведческого принципа.

Ключевые слова : художественно-эстетическое восприятие; декоративно-прикладное искусство; интеграция; познавательная активность.

Тип проекта- познавательно-творческий

Возраст детей- 6-7лет

Участники проекта. Дети, воспитатели, родители.

Длительность проекта- краткосрочный (2 недели)

Актуальность.

Социальная среда на современном этапе развивается очень стремительно и поэтому, в системе дошкольного образования встала необходимость ознакомления детей не только с традиционными профессиями, но и современными, которые органично включаются в образовательный процесс. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребёнка. Ознакомление дошкольников с профессиями помогает формировать интерес к труду, проявлять ценностное отношение к результатам труда. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…» .

Как показывает практика, современные дошкольники имеют слабые знания о современных профессиях и низкий словарный запас по данной теме. Для ознакомления дошкольников с творческими профессиями мы решили использовать проектный метод, который обеспечит интегративный подход в работе с детьми. Работа над проектом поможет овладеть знаниями о профессии дизайнера одежды, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно находить информацию о предметах или явлениях. Мы воспитываем у дошкольников художественно-эстетическое восприятие через наблюдения за природой, ознакомление с произведениями искусства, а данный проект поможет увидеть детям красоту в одежде, раскрыть ее роль во внешнем виде человека и воспитать такие личностные качества как: аккуратность, бережливость.

В начале работы мы определили целеполагание и сформулировали задачи.

I ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Цель:

- формирование представлений детей о творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, интереса к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Развитие познавательной активности детей.

Развитие эстетического восприятия мира, художественного творчества взрослых и детей посредством ознакомления с творческим трудом взрослых;

Стимулировать детей к проявлению воображения, фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Расширение представлений детей о профессии модельера-дизайнера одежды;

Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности при ознакомлении с тканью и её свойствами;

Воспитывать у детей интерес, эстетическое отношение к окружающей действительности;

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Планируемые результаты проекта:

Формирование умений и навыков работы с различным материалом (природным, бросовым)

Расширение и систематизация знаний детей о работе модельера - дизайнера одежды;

Развитие творческого воображения, чувство цвета и стиля.

2 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Работу мы начали с создания условий для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс для дошкольников стал увлекательной деятельностью. Создание условий обеспечивает обогащение детей знаниями об окружающем: о предметах, явлениях, событиях; о взаимоотношениях людей в процессе трудовой деятельности. Правильно созданная предметно-развивающая среда позволила:

Активизировать познавательную активность воспитанников;

Выявить интересы и способности воспитанников;

Среда в группе была пополнена дидактическими играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, материалами для изобразительной и исследовательской деятельности. В ходе подготовительного этапа была проделана следующая работа:

  1. Подобрана методическая литература.
  2. Подобран иллюстративный и наглядно-дидактический материал.
  3. Разработаны конспекты мероприятий согласно плану проекта.
  4. Разработан перспективный план реализации проекта.

3 ЭТАП.ПРАКТИЧЕСКИЙ.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками мы старались использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. В работе над проектом использовали традиционные и нетрадиционные формы работы. Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические, сюжетно-ролевые игры. Самой интересной формой по ознакомлению с трудом взрослых являются экскурсии. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на их отношение к людям труд, позволяет более подробно узнать о той или иной профессии. Современные информационно -коммуникативные технологии позволяют дошкольникам совершать виртуальные экскурсии, полученные детьми знания они используют в организации сюжетно-ролевой игры.

Работа над проектом проходила через пять образовательных областей.

Речевое развитие.

Отгадывание загадок, чтение стихов про одежду и профессии.

Чтение художественной литературы:

В.Маяковского «Кем быть?»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Александрова «Сарафанчик». С. Михалков «А что у вас?». Братья Гримм «Храбрый портняжка»; С. Маршак «Вот какой рассеянный»; Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка». В.Д. Берестов «Картинки в лужах».

Познавательное развитие.

Беседы: «Почему осенью люди меняют одежду?»,

«Обувь и головные уборы»,

«Из чего делают одежду?»

ООД социальный мир «Модельер - дизайнер современной одежды»

ООД викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»

Просмотр видеофильма «Профессия модельера - дизайнера одежды»,

«Модные показы»

мультфильма «Кем быть?»

презентации «Из прошлого одежды»

Опыты с тканью: знакомим со свойствами ткани: не рвётся, намокает, мнётся.

«Определи на ощупь», «Свойства кожи и ткани».

Художественно-эстетическое развитие.

ООД по рисованию «Хохломские напевы»

ООД по рисованию «Кем ты хочешь быть?»

Коллективная аппликация «Мы дизайнеры»

Рассматривание журналов с модной одеждой,

Создание альбома «Одежда от прошлого до настоящего», «Национальные костюмы народов мира»,

Создание коллекции тканей.

Творческое задание «Нарисуй платье для куклы»; «Укрась одежду хохломским узором».

Дидактические игры «Профессии», «Женские и мужские профессии», «Что нужно для того чтобы…» игра-лото, «Подбери одежду по сезону»

Социально- коммуникативное развитие.

Экскурсия с детьми подготовительной группы:

На швейную фабрику,

В магазин одежды

Экскурсия в пределах детского сада «Работа кастелянши»

Проведение дня родительских профессий

Сюжетно-ролевая игра «Бутик модной одежды» «Ателье» Творческие игры «Собираемся на бал», «Модницы», «Модное агентство», «Фото сессия с лучшими моделями»

Настольные игры «Одень куклу по сезону», «Ателье», «Я дизайнер», «Профессии», «Одежда»

Физическое развитие.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Физкультминутки «Профессии»

Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики.

Родители воспитанников являются нашими активными союзниками и помощниками в реализации поставленных задач. Для родителей были проведены консультации «Как знакомить детей с трудом взрослых», «Пример взрослых в выборе профессии», «Знакомство детей с трудом взрослых в детском саду». Свою фантазию, творчество, проявили родители при оформлении выставки детско-родительских работ «Я- модельер дизайнер», «Кем быть?».

4 ЭТАП. В ходе презентации проекта, которая прошла в виде развлечения «Модное дефиле» дети отгадывали загадки о профессиях, играли в игры и демонстрировали разные виды одежды (спортивная, деловая, праздничная) в соответствии с созданным образом.

Диапазон деятельности.

1.Создана коллекция тканей.

2.Разработаны конспекты организованной образовательной деятельности с детьми.

3.Изготовлена дидактическая игра «Ателье».

4.Приобретены и изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Дом моды».

5.Создан лэпбук по теме «Дом моды».

Ознакомление дошкольников с профессией -дизайнера одежды помогло сформировать художественно- эстетическое восприятие окружающего мира, способствовало развитию творческой активности и интереса к изобразительной деятельности. При создании своих авторских моделей дети использовали часто нетрадиционные материалы, украшали свои изделия хохломскими узорами, тем самым проявляя свою индивидуальность.

Использованная литература:

  1. Алябьева Е. Поиграем в профессии. Кн. 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. М.: Сфера, 2014.
  2. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. М., 2004.
  3. Дорожин Ю. Искусство - детям: Первые уроки дизайна. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Актуальность. Данный проект позволяет в условиях коррекционно - развивающемся процессе обогатить, систематизировать знания детей по теме «Одежда». Расширение кругозора детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из задач, стоящая перед педагогом. Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивают доброе, заботливое отношение к миру.

Цель проекта: Систематизация знаний об одежде и её предназначении.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о видах одежды.

2. Знакомить с тканями, их назначением и применением.

3. Знакомить с профессиями (ткач, портной, швея, закройщик, модельер).

4. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме, формировать грамматически правильную речь.

5. Развивать творчество и фантазию, учить создавать свою модель одежды, придумывать рисунок для ткани.

6. Развивать художественно - творческое восприятие и художественно - эстетический вкус.

7. Развивать коммуникативное общение и социальные навыки.

8. Развивать мелкую моторику и общую координацию движений.

9. Развивать артикуляционный аппарат.

Интеграция с другими образовательными областями: Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Безопасность, Художественная литература, Физическая культура.

Формы работы: Коммуникативная, продуктивная, игровая, трудовая, двигательная, чтение художественной литературы, музыкально-художественная.

Этапы проекта:

1. Организационный этап.

2. Продуктивный этап.

3. Обобщающий этап.

Участники: дети старшей группы с ОВЗ, их родители, педагоги.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Результативность:

1. Изготовление журнал мод «Детская мода».

2. Выставка детских работ «Салфетка».

3. Проведение обобщающей НОД «Юные модельеры» для выявления знаний о тканях, одежде, профессиях: ткач, портной, швея, модельер.

Заключительным этапом проекта стала итоговая выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта. Каждый ребенок смог рассказать о своей деятельности.

Вывод : по завершению проекта у детей расширились знания по теме одежда и её предназначение. Благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. У детей повысился интерес к процессу обучения. Дети увидели результаты своей деятельности.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Приложение №1. Проект в ДОУ по теме «Одежда».

МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида"

ПРОЕКТ « ОДЕЖДА»

Старшая группа ТНР "Радуга"

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск – Уральский

ВИД ПРОЕКТА: творческий, информационный, краткосрочный, групповой.

УЧАСТНИКИ : воспитатели, дети старшей группы, родители.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ : 2 недели.

ЦЕЛЬ: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей об одежде .

ЗАДАЧИ :

Формировать представления детей об одежде , её видах, частях;

Формировать представления детей об истории происхождения одежды ;

Развивать речь детей, расширять словарный запас;

Закреплять умение детей работать со схемами;

Учить детей обобщать, классифицировать, систематизировать;

Учить детей ухаживать за своей одеждой ;

Воспитывать бережное отношение к одежде ;

Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта .

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Сбор информации об одежде ;

Рассказ воспитателей о видах одежды ;

Рисование одежды ;

Разучивание стихов об одежде ;

Статья в родительский уголок "Одеваемся по погоде";

Составление списка художественной литературы по теме;

Подборка игр.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:

НОД:

1. Развитие речи : «Ателье» , «Загадки, пословицы и поговорки об одежде » ;

2. Окружающий мир : «Кофты и кафтаны» , « Русский костюм » ;

3. Природное окружение : « Одежда животных » ;

4. Рисование : «Расписные ткани» , «Рисуем одежду для куклы » ;

5. Лепка : (Барельеф) «Русский сарафан» ;

6. Аппликация : «Новое платье для куклы» .

Беседы, рассказы:

«Особенности покрытия тела животных» , «Как появилась одежда » , « Одежда будущего » , «Народные костюмы» , «У меня новая одежда » , « Одежда на кухне и природе » .

Рассматривание альбомов:

« Одежда » , «Народные костюмы» , «Виды тканей» , «Спортивная одежда » , « Одежда служб спасения » .

Сюжетно-ролевые игры : «Ателье» , «Магазин одежды » , «В мастерской модельера» , «Дом модели» .

Дидактические игры : «Узнай по описанию» , «Назови одним словом» , «Кому что нужно?» , «Кто что делает?» , «Хорошо - плохо» , «Угадай-ка» , «Лоскуточки в мешочке» , «Мужская или женская одежда » , «Зимняя или летняя» , « Одежда или обувь » , «Найди и назови» , «История моды» , «Костюмы народов мира» , «Профессии» , «Этикет для малышей» .

Чтение художественной литературы:

1. Русская народная сказка «Золотое веретено» ,

2. В. Осеева «Волшебная иголочка» ,

3. Н. Носов «Заплатка» ,

4. Е. Благинина «Научу одеваться и братца» ,

5. Л. Чарская «Большая стирка» ,

6. Казахская сказка «Чудесная сказка» ,

7. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» ,

8. З. Воскресенская «На кончике нити» ,

9. Е. Благинина «Шинель» ,

10. З. Александрова «Сарафанчик» ,

11. В. Орлов «Портниха» ,

12. А. Барто «Сто одёжек,

13. В. Зайцев «Я одеваться сам могу» ,

14. Н. Саконская «Снежный ком» ,

15. В. Лившиц «Валины перчатки» ,

16. «Сказка про то, как одежда обиделась » .

Взаимодействие с родителями:

Консультации: «Как одевать ребёнка дома и на улице» , « Одежда для прогулок » , памятка «Соответствие одежды сезону » , рекомендации по теме « Одежда » .

3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП:

Изготовление дидактической игры « Одень куклу по сезону » (одежда из фетра) ;

Составление альбома « Одежда » ;

Рисование плоскостной куклы и одежды к ней ;

Развлечение «Осеннее дефеле» .

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Сформированы представления детей об истории происхождения одежды , её видах, частях;

Вовлечены родители к участию в проектной деятельности ;

Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

Рисование "Расписные ткани"

Лепка "Русский сарафан"

Аппликация "Новое платье для куклы"

Дидактическая игра "Одень куклу по сезону" (из фетра)

Оригами "Рубашка"

История возникновения одежды

Первые люди, которые бегали за мамонтами, делали это преимущественное в голом виде, прикрывая себе лишь некоторые части тела. В основном в жаркую погоду одеждой служили большие листья растений, папоротников, наматываемые на область ягодиц.

Верх обыкновенно оставался неукрытым. Но даже и такую юбку из цветов можно было назвать первым аналогом одежды.

Так, первое возникновение одежды можно отнести к времени появления первого человека – примерно 35 тысяч лет назад.
Цель одежды была самая разная. Помимо эстетической, нужно было еще и закрыть себя от жары или холода, предотвратить свою кожу от укусов насекомых, змей и прочих животных. Наконец, немалую роль играло возникновение одежды и в плане украшения.

Давным-давно люди поняли, что функции одежды могут быть самыми разными и использовали этот аксессуар как один из главных на своем теле. Что касается одежды для ног, то ее появление было гораздо позже.

Долгое время житель Земли украшал себя одеждой, но забывал про ноги. Охотясь за животными, первопоселенцы, не имея другой возможности, да и, наверное, не задумываясь, наступали на землю, траву, камни совершенно голыми ступнями. С самого раннего детства их кожа на ступнях привыкала к такому обращению, массажу, в результате чего становилась все грубее, как бы выполняя роль обуви.

Возникновение одежды можно связать и с другими видами последней. К примеру, желая защититься от насекомых и других вредоносных тварей, древние представители охотно смазывались глиной, грязью. Находя в этом определенный толк, смазки начинали преображаться. Появлялись растительные масла и жиры натурального происхождения. Благодаря такой находке представитель хомосапиенс начал украшать себя, расписывать кожу разными цветами. Множественные узоры на лице, спине, груди, руках и ногах были походи на современные татуировки и выполняли кроме эстетической функции защитную. Разукрасив себя в зеленый цвет, можно без боязни начинать охоту в сочных зарослях. Обмазав себя грязью, – вести нападение в горных массивах.

Вскоре в ход для украшения пошли дары живой природы, а именно, были использованы зубы буйволов в качестве подвесок, браслетов, кости. Затем шкуры убитых животных кроме функции напольных покрытий начинают использоваться в качестве одежды. Изначально целиковые шкуры крепились на плечи, затем из полотен отрывались куски нужного размера.

Завязки делались из стеблей растений, лиан, а также волос, которые сплетались между собой, создавая прочный материал. С помощью орудий колющего характера в полотне возделывались отверстия, в которые крепились ленты. Такого рода одежда с легкостью могла держаться, не сваливаясь во время бега или ходьбы. Чуть позднее в ход пошли тонкие кости – прототипы игл и волосы – нить. Сшивались разные куски полотнища, образовывая все более сложные детали одежды.

Такие знаки непосредственно являлись символами своей эпохи. Одни племена использовали свои украшения, узоры, обозначая тем самым разность народов. Благодаря возникновению одежды такого типа можно было судить о культурных традициях прошлого.

Конспект занятия

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

для детей старшей группы.

Цели и задачи:

    Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»;

    у точнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви;

    р азвивать умение классифицировать;

    учить образовывать и использовать множественное число существительных;

    формировать правильное употребление родительного падежа единственного и множественного числа ;

    учить согласовывать и использовать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными;

    учить образовывать относительные прилагательные от существительных;

    учить правильно использовать предлог без;

    формировать умение согласовывать слова в предложении;

    развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику;

    формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе, воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья, формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям.

Материалы и оборудование: предметные картинки, с изображением одежды, головных уборов, обуви, картинки с изображением четырех сезонов, картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, фломастеры для каждого ребенка, мяч, магнитная доска.

ХОД НОД:

    Чтение стихов об одежде и обуви. Беседа.

Педагог читает детям зарифмованные текстыи задает вопросы по их содержанию.

Одежда

Куртки, брюки, пальто и штаны,

Платья, юбки человеку нужны.

Все, что мы надеваем, одеждой зовется.

И название это запомнить придется.

Для чего человеку одежда нужна?

Укрывает от дождика, ветра она,

Согревает в морозы, защищает в жару,

От прохлады избавит она поутру.

Только, чтобы служила подольше одежда,

Содержать ее нужно опрятной и свежей.

Чистить, гладить, стирать и сушить,

Поносить, а потом аккуратно сложить.

Что такое одежда?

Какие предметы одежды вы знаете еще?

Для чего человеку нужна одежда?

Как можно назвать одежду для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это одежда?

Какую одежду носят мужчины? (женщины, дети)

Как нужно ухаживать за одеждой? Для чего?

Головные уборы

Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков - пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

Что такое головной убор? (Вещи, служащие одеждой для головы.)

Какие еще головные уборы вы знаете?

Для чего нужны человеку головные уборы?

Какие головные уборы носят мужчины? (женщины)?

Обувь

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

А в кроссовках ловко скачем

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она..

Обувь всякая важна.

Что такое обувь? (Изделие, которое носят на ногах.)

Для чего нужна обувь человеку?

Какую обувь еще вы можете назвать?

Как можно назвать обувь для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это обувь?

Какую обувь носят мужчины? (женщины, дети)?

Как надо ухаживать за обувью? Почему? Чем моют, чистят обувь?

2. Классификация. Упражнение « Мой, моя, мое, мои».

Предложить детям разложить предметные картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов на три колонки «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».

Рассмотреть с детьми одежду на предметных картинках и назвать ее со словами «мой», «моя», «мое», «мои».

3. Упражнение «Подбери словечко и повтори».

У Вани рубашка, у мальчиков..., а в магазине много...

У Маши кофта, у девочек..., а в магазине много...

У мамы платье, у женщин..., а в магазине много...

У папы пальто, у мужчин..., а в магазине много …

Какой обуви много в обувном магазине? (В обувном магазине много ботинок (сапог, тапок и т.д.).)

4. Чтение сказки «История - загадка»

Педагог читает детям сказку и задает вопросы по содержанию.

В некотором царстве,

В славном государстве

Жил да был Не Знаю Кто,

Ел и пил не знаю Что.

Вот пошел Не Знаю Кто

Покупать себе пальто.

Примерял все, примерял,

Ничего не подобрал.

А на улице мороз,

Заморозит он до слез.

И Не Знаю Кто простыл.

А болеть он не любил.

Быстро забежал в аптеку

И купил себе таблетку.

Два горчичника купил,

Капли в нос не позабыл.

Выпил и лежит, болеет,

От чего-то все потеет.

Майку и носки меняет,

Шарфом горло согревает.

Всю неделю он лечился -

Так серьезно простудился.

Наконец-то можно встать,

Где-то, как-то погулять.

А на улице весна,

За зимой пришла она.

Что-то все бежит, журчит

И куда-то все спешит.

Кто-то звонко так поет

И кричит: «Весна идет

Что-то землю согревает

И лучами всех ласкает.

Вот Не Знаю Кто гуляет

И воробышков считает.

Бойко шлепает по лужам -

К вечеру опять простужен.

Насморк, голова болит,

Кто-то лечится, лежит.

Все на улице гуляют,

Ну а Кто-то все скучает.

Надо было одеваться,

По погоде обуваться,

Чтоб на улице гулять

И день целый не лежать!

Кто мог жить в некотором царстве-государстве?

Почему он заболел?

Что он купил себе в аптеке, когда заболел?

Что бежит и журчит весной?

Кто начинает петь весной?

Что согревает лучами землю?

Почему Не Знаю Кто опять простудился?

Что значит - одеваться по погоде?

Как одежда помогает человеку сохранить здоровье?

- Давайте поможем герою сказки Не Знаю Кто и научим его правильно подбирать одежду, обувь и головные уборы по сезону (времени года).

5. Дидактическая игра «Оденем куклу по сезону»

Педагог предлагает детям одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенным на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда и обувь нужны кукле, чтобы чувствовать себя хорошо и не заболеть. Те дети, которые выбрали одежду и обувь неправильно, должны предугадать возможные негативные последствия от неправильно выбранной одежды и обуви.

Как называется одежда, которую носят летом? Зимой? Осенью? Весной?

Как правильно подобрать головной убор по сезону? Погоде?

Назовите зимние головные уборы? Летние? Осенне-весенние?

Как надо выбирать обувь по сезону? Погоде? К разной одежде?

6. Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.

    Что будет, если летом носить меховую шапку?

    Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

    Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

    Что будет, если в жару не надеть панамы?

    Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

    Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

Физкультминутка.


Мы зимой гуляли - шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли - плащи надевали,


Дети имитируют игру в снежки.


Плащи надевали - лужицы считали.

Летом мы гуляли - шорты надевали,

Летом мы гуляли - платья надевали.


Прыгают.


По лугу ходили - бабочек ловили.


Имитируют ловлю бабочек.

7. Дидактическая игра «Ателье» и «Сапожная мастерская»

Раздать детям картинки, с изображением предметов одежды и обуви без каких-либо деталей, и предложить отремонтировать одежду и обувь.

Упражнение «Без чего?».
Предложить детям рассмотреть картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, и ответить на вопросы:
-Без чего этот ботинок (сапог, туфля)? (Этот ботинок без подошвы. Эта туфля без каблука. И т.д.)

- Что это? Без чего платье (рубашка)? (Платье (рубашка) без рукавов (воротника, пуговиц, карманов, манжет).)


Упражнение «Починим обувь, отремонтируем одежду»

- Кто шьет одежду? (Одежду шьет портной.)

- Где шьют одежду? (В ателье, на швейной фабрике.)
-Где мы починим обувь? (Мы починим обувь в обувной мастерской.)

- Кто чинит обувь в обувной мастерской?

- Как сапожник чинит обувь? (Сапожник прибивает каблуки. Сапожник приклеивает подошвы. Сапожник вшивает молнии. Сапожник пришивает ремешки и помпоны.)
Раздать детям фломастеры и предложить дорисовать недостающие детали одежды и обуви.

По окончании работы спросить детей, что они сделали. (Я пришил рукав к платью (рубашке).И т.д.)

8. Дидактическая игра с мячом «Назови три предмета»

Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет родовое понятие (одежда, обувь, головные уборы), а дети должны назвать три видовых понятия, относящихся к родовому. Затем педагог называет три видовых понятия, а ребенок должен назвать одно родовое, к которому они относятся. Далее педагог может давать задания попеременно.

Задание можно усложнить, включив сезонную одежду и обувь.

Педагог хвалит и благодарит детей.

Пословицы и поговорки об одежде

    По одежке протягивай ножки.

    По одежке встречают, по уму провожают.

    Один наряд и в пир, и в мир, и в добры люди.

    Вырядился как шут горохрвый.

    Без порток, а в шляпе.

    Одет хуже огородного пугала.

    Салоп на меху, а рыльце в пуху.

    Один салопчик да и тот подбит ветром.

    Курочку не накормишь, а девушку не нарядишь.

    Два обеда враз не съешь и два платья не наденешь.

    Сапоги с одной ноги, да и те без подметок.

    Тяжелы барские обноски.

    Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.

    Наряди пень в ясный день, так и он хорош.

    Имеет доху на рыбьем меху.

    Нечем грешное тело прикрыть.

    Не одежда красит человека, а человек одежду.

    Ни рожи, ни кожи, да в богатой одёже.

    Соболья шуба впереди себе двери открывает.

    Коль зашла пола за полу, так и зашла, а не зашла - не натянешь.

    Не дорого дан, не больно и жаль.

    Как принарядился, так и возгордился.

    Не все наряды в отраду, а иных и вовсе не надо.

    Ношено - переношено и брошено.

    Платье новое да заплаты старые.

    Портниха подгадит, утюг разгладит.

    Сапожник без сапог, портной без порток.

    Достались от жилетки рукава.

    Неладно скроен, да крепко сшит.

    Укоротишь - не воротишь.

    Гол, как сокол.

    Одежда лучше новая, а друг - старый.

Стихи об одежде

ОДЕЖДА
Панталоны, фрак, жилет –
Этих слов сегодня нет.
А любой одежды вид
Называется «прикид».

ГАЛСТУК
Как повяжешь галстук – береги его,
На него не капай сдуру ничего.
И хоть цветом с знаменем он не одного,
У Версаче дорого слупят за него.

ПИДЖАК
Он снял решительно пиджак наброшенный,
Хотя прохожий зверски дрался, как назло.
Давно разыскивал пиджак хороший он,
И, наконец, ему сегодня повезло.

ПЛАТЬЕ
Пошила платье белое, когда весна пришла,
А лавочка, где села я, окрашена была.
Не любят скромной классики работники бригад
И дарят нам неистовый пятнистый авангард.

БРЮКИ
Не кладите в брючки ручки,
Это неинтеллигентно.
Можно сунуть ручки в брючки,
Но в чужие. Незаметно.

ЮБКА
Синенькая юбочка,
Черт-те что в косе.
Любочка под юбочку
Приглашает всех.

МАКИНТОШ
Как удобен макинтош был и хорош,
Что по праздникам он с шиком надевал.
Дал он Жоре подержать свой макинтош
И с тех пор его он больше не видал.


Дидактические игры

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Задание. Рекомендуется:

обратить внимание ребенка на то, какое время года на ступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить ре зиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босо ножки, шорты?»;

совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рука ва..).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (по нимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...

Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины - резиновые сапоги;

шапка из шерсти - шерстяная;

перчатки из кожи - кожаные... .

Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числитель ными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Задание 15. Пересчитать предметы (согласование сущест вительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки ... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.

Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она не промокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Задание 1. Прочитать и выучить стихотворение.

Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.

(Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кро ватью. (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу - соскочу, привечу.

(Шапка)

Четвертый лишний.

3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 - без нее.

3 платья гладких, 1 - с вышивкой.

3 платья одноцветных, 1 - в клеточку.

3 платья нарядных, 1 - без отделок.

3 юбки на лямках, 1 - без них.

3 юбки длинные, 1 - короткая.

3 юбки в складку, 1 - прямая.

3 фартука с карманами, 1 - без карманов.

3 платья летних, 1 - зимнее.

3 платья детских, 1 - взрослое.

3 взрослых платья, 1 - детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое

3 зимних пальто, 1 - плащ.

3 летних пальто, 1 - шуба.

Кофта, куртка, свитер и юбка.

3 детали одежды, 1 - платье.

Панама, шапка, шляпа и платок.

Сапоги, ботинки, валенки и тапочки.

3 вида обуви на каблуке, 1 - без каблука.

3 вида детских туфель, 1 - взрослые.

3вида обуви зимней, 1 - летней.

3детей обутых, 1 - босиком.

3детей без обуви, 1 - обутый.

3детей в головных уборах, 1 - без головного убора.

3детей в меховых шапках, 1 - в панаме.


Актуальность: Несколько веков назад люди не знали, что такое ткань и поэтому ходили в шкурах. Такая одежда не была удобной и не сохраняла тепло, первобытные люди убивали животных, из нее шили одежду, ткань использовалась в разных видах промышленности. В современном мире существует множество тканей как искусственных, так и натуральных, разных. И нам стало интересно, какие существуют ткани, их свойства и назначение, какая ткань полезней для человека.

Гипотеза: Чтобы ткань приносила пользу, ее нужно использовать по назначению.

Цель: Формировать представление детей о происхождении одежды, ее назначении.

Задачи:

1. Знакомить детей с различными видами одежды, ее назначением, из каких материалов она сделана.

2. Формировать способность проектно – образного мышления.

3. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи, доказывать, делать выводы.

4. Вырабатывать первые навыки грамотного, безопасного взаимодействия в быту.

Предполагаемый результат.

  • Интерес к экспериментам, развитие мышление, внимания;
  • Проявление самостоятельности у детей;
  • Умение самостоятельно идти к заданной цели, делать выводы из опыта;
  • Развитие творческих способностей.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

  • Проведение бесед с детьми и родителями о данной теме.
  • Подготовка материала для реализации проекта.

Основной этап:

Заключительный этап:

  • Викторина «Мир ткани»
  • Танец «Платочек»

Описание проекта:

Основной этап

  • Занятие «Волшебный сундучок бабушки» (История возникновения одежды, ее предназначение)

Сюрпризный момент: в группу приходит почтальон приносит письмо и посылку от бабушки Капы. Педагог зачитывает письмо и предлагает отправится в путешествие «прошлое одежды», после предлагает сесть детям на полянку (на коврик) и послушать рассказ о возникновении ткани (с использование мультимедийной презентации, показ слайдов).

Когда же появилась первая одежда?

Ученые считают, что еще в каменном веке люди спасались от мороза и холода, мастерили себе одежду из шкур убитого животного. Первобытные люди сплетали волокна крапивы, льна, начали создавать ткань — тонкое полотно. Данная ткань была очень грубой, неудобной. Наша планета развивалась, и мастера по производству ткани в разные века применяли разные технологии, одежда становилась удобней и практичней. Около V века до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, это была деревянная рама, на которой закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нити. Работа по созданию тканого полотна занимала большое количество времени была очень трудоемкой, но полотно получалось плотным и толстым. Такая ткань пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки усовершенствовались. На них изготавливали постельное белье, одежду, полотенца. Человек также стал украшать свое жилье, а именно мог сделать его красивым при помощи ткани. Стали производится шторы, обивка мебели, скатерти.

Физкультминутка «Одежда»

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти,

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Определим вид и назначение ткани.

Педагог раздает детям образцы хлопковой ткани. Для выращивание хлопковой ткани используют растение хлопок. Хлопок растет в жарких странах. Плод хлопка похож на коробочку, которая заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок и отправляют на очистительные фабрики, где его расчесывают специальными щетками. Вата — это и есть специально очищенный хлопок (дети рассматривают вату под лупой). Сейчас нити прядут специальные прядильные машин на прядильных фабриках. Трикотаж — это вязанное полотно, которое изготавливают из разных нитей: льна, шерсти, хлопка. Педагог просит детей рассмотреть одежду друг друга и определить, на ком трикотажная, а на ком хлопковая одежда.

Педагог раздает детям образцы шерстяной ткани.

Шерстяную ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (овцы, верблюды, кролики, ламы, собаки). В определенное время их стригут. Подстриженных овечек отпускают гулять на луг, для отращивания шерсти. Состриженную шерсть расчесывают, прядут нити на специальных станках, окрашивают, вяжут вещи. Какая на ощупь шерстяная ткань? (пушистая, толстая, легкая, теплая)

Педагог раздает детям шелк.

Шелк производится в Китае, гусеница шелкопряда превращается в куколку, в специальном коконе. Она плетет этот кокон из шелковой нити, которую вырабатывают ее железы. Коконы собираю люди и обрабатывают паром потом вымачивают и разматывают на специальных станках. Так человек получает шелковую нить.

Все эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Также люди придумали искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Какие вещи сделаны из искусственной ткани? (куртки, джинсы, футболки)

Кто работает с тканью? (швея) Кто такая швея? (работница по шитью, изготовлению чего–либо из ткани). Существует множество названий в данном ремесле (сапожник, модельер, дизайнер)

Что делают из ткани? (одежду, обувь, шторы, кресла, головные уборы)

Педагог предлагает рассмотреть группу и найти разные виды ткани.

  • Чтение художественной литературы «Как рубашка в поле выросла» К.Д. Ушинский.

Видела Танечка, как ее отец разбрасывал по полю маленькие зерна, и спрашивает

Что ты тятя, делаешь?

Сею ленок, доченька; вырастет тебе рубашка. Задумалась Таня никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Через несколько недель покрылась полоска земли зеленой шелковистой травой. Мама и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

— Славная у тебя рубашка будет?

Прошло еще несколько недель: травка поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У брата Васи такие глазки — подумала Таня, — но рубашек я таких ни на ком не видела. Когда цветочки опали, на их месте показались зеленые головки. Когда головки подсохли и забурели, мать и сестры повыдергивали весь лен с корнем, навязали снопов и поставили их на поле просохнуть. Когда лен просох, стали у него головки отрезать, а потом топить в речке и придавливать камнями чтобы не всплыл. Печально смотрела Таня, как ее рубашку топят. Сестры сказали снова Тане:

— Славная у тебя рубашка будет.

Недели через две вынули лен из реки, просушили и стали колотить доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. После стали лен чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

— Славная у тебя рубашка будет,- опять сказали Тане сестры.

Таня подумала: «Где же тут рубашка?»Это похоже на волосы Васи, а не на рубашку». Настали зимние вечера. Сестры Тани надели лен на гребни и стали из него нити прясть.

Прошла зима, весна и лето, настала осень. Отец установил кросна в избе, натянул на них основу и начал ткать. Забегал челнок между нитками, и тут Таня увидала, что из ниток выходит холст. Когда холст был готов, его стали на морозе морозить, по снегу расстилать, в весной расстилали по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как камень. Настала зима, накроила из холста мать рубашки, принялись сестры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые рубашки.

Беседа о рассказе:

Скажите, ребята, понравился вам рассказ?

Что сначала сделал отец? (посеял семена)

А когда цветочки опали, что сделали сестры и мать Тани?(вырвали лен и поставили в снопы сохнуть)

Когда лен просох, где его потопили? (в реке)

Он утонул? (нет, его потом достали и начали чистить и колотить)

Каким он стал после этого? (мягким)

Что сделали с ним зимой? (спряли нитки)

А из ниток что, сделали? (Холст)

Что такое холст? (это ткань, из которой шьют рубашки)

Вот так раньше очень долго и трудоемко шили одежду. Сейчас ткани делают на фабрике, и на автоматических станках, продают готовыми, и не только белыми как в рассказе, но и разных цветов и расцветок. Где мы сейчас покупаем ткань, одежду? (в магазине)

  • Опыты и эксперименты

Сегодня, ребята, мы проведет опыты и эксперименты с тканью. У нас есть материал (на столах у детей): хлопок, мех, джинсовая ткань, ситец, марля, тарелочки с водой, клей, тазик с мыльной водой для стирки, клей, увеличительное стекло. Как вы думаете, что можно сделать с кусочком ткани? (помять, разрезать, порвать)

Опыт №1

Дети склеивают два куска ткани, сшить, постирать грязный лоскуток, порезать ножницами, помять.

Вывод: свойства ткани- она сшивается, склеивается, режется, рвется, мнется.

Опыт №2

Дети капают на разные лоскутки водой.

Вывод: некоторые ткани впитывают вод, а другие не впитывают (хлопок, плащевка).

Опыт №3

Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в промокшем лоскутке и сухом.

Вывод: У ткани которая промокла нити переплетаются реже, а в сухом лоскутке чаще.

Опыт №4

Дети берут кусочек ткани и кусочек бумаги. Два ребенка держат ткань, а третий пытается порвать. Другой ребенок рвет бумагу.

Вывод: ткань прочнее бумаги, бумага порвалась, а ткань нет.

Опыт №5

Дети берут хлопок и мех и дуют на них.

Вывод: Мех тяжелее его труднее сдвинуть с места, чем хлопок.

Опыт №6

Дети берут ситец, хлопок, тюль, джинсовую ткань и пытаются разрезать их ножницами.

Вывод: чем тоньше ткань, тем легче ее порезать ножницами.

  • Дидактическая игра «Мамины помощники»

Дети делятся на две команды. У каждой команды на столе разные предметы, из них нужно выбрать те которые нужны для шитья (ткань, ножницы, нитки, иголка, наперсток). Побеждает та команда, которая быстрей справится с заданием.

  • Дидактическая игра «Магазин одежды»

Детям раздается разные виды тканей, одна команда отбирает летние наряды, другая зимние, третья команда осенние наряды. Чья команда быстрее и правильно отберет наряды, та и победила.

  • Сюжетно-ролевая игра «Закройщики»
  • Поделки «Волшебные ручки»
  • Объемная аппликация «Подарок для мамы»

Заключительный этап:

  • Викторина «Мир ткани»

Выбираются капитаны двух команд, на столе у каждой команды лежат лоскутки ткани, кто первый возьмет лоскуток, тот и отвечает на вопрос.

Задания к викторине:

Кто такой скорняк? (мастер, который шьет одежду из меха)

Что делает портниха? (шьет одежду)

Какие натуральные ткани вы знаете? (шерсть, хлопок, мех)

Как называются ткани, которые производятся из шерсти животных? (шерстяные)

Шерсть — это натуральный или искусственный материал? (натуральный)

Откуда берется шелк? (вырабатывает его шелкопряд)

Если ткань промокла, как переплетаются нити? (нити переплетаются реже)

Что тяжелее: мех или хлопок? (мех)

Какая ткань режется легче? (тюль, хлопок, ситец)

На чем производят полотно? (на станках)

Отгадай

Они обычно для шитья

И у ежа их видел я

Бываю на сосне, на елке

А называются? (иголки)

Где упрется хвостом

Станет дырка потом (шило)

Много делать мы умеем

Стричь, кроить, и вырезать

Не играете снами дети:

Можем больно наказать. (ножницы)

Конкурс «Определи вид ткани на ощупь с закрытыми глазами»

Дети делятся на две команды, по очереди с завязанными глазами подходят к столу, щупают ткань и называют вид ткани.

Конкурс «Найди то, что опишу»

Педагог описывает тот или иной вид ткани, дети должны найти на столе и назвать.

  • Танец «Платочки»
  • Презентация: Одежда и ее назначение.

Что еще почитать