Отношение ребенка к социальной действительности. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством я в - „ ляется сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Однако социальная действительность как объективная данность только может быть, но отнюдь не всегда является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она становится в том случае, если субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. Например, годовалый ребенок может находиться в гуще социальных событий, острых взаимоотношений, ярких фактов. Является ли при этом социальный мир средством воспитания малыша? Оказывает ли он существенное влияние на социализацию личности? Возможно, но тольк о- через опосредованное воздействие, через близких людей, через их эмоциональное состояние. А собственно познание социальной действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого возраста как бы и не существует, а значит, и не может быть использован в качестве средства воспитания.

С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его психического развития становятся глубже познавательные интересы, он начинает понимать причинные связи и зависимости; осознаннее становится проявление чувств. Все это приводит к тому, что на ребенка начинает воздействовать большее количество объектов, фактов, а значит, социальная действительность в большей мере становится средством воспитания.

Следовательно, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Поэтому важными педагогическими задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет социальный портрет окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой социальный портрет входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, станция метро и др.); перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания названий; указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться городом, районом (День города, спортивные соревнования, масленица и др.) и в которых дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и группе (день рождения детского сада, озеленение участка и др.).

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически целесообразно для детей его возрастной группы, и закладывает соответствующую работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно познакомить детей с деятельностью людей, их взаимоотношениями.

Попробуйте составить социальный портрет дошкольного учреждения, в котором вы проходите педагогическую практику. Покажите, как вы будете использовать его в разных возрастных группах.

Все изложенное выше позволит сделать окружающую социальную действительность средством воспитания и социализации ребенка.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

Чрезвычайно интересно было бы провести анализ игрушек разных эпох (древние и средние века, советский период, настоящее время), выявить основные для каждого временнуго отрезка тенденции.

Известно, что игрушки различны по назначению и по своим потенциальным возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых, их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру, отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления детей с социальной действительностью, представляя ее в материализованном виде, позволяя расширять представления о мире и формировать практические навыки управления им.

Проведите анализ игрушек в группе детского сада с точки зрения того, какую информацию об окружающем мире они несут ребенку. Какими, по-вашему, игрушками следует пополнить игровой набор группы? Обоснуйте свое мнение.

Повторите по курсу дошкольной педагогики виды игрушек, их педагогические функции.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний, и источником чувств. Поэтому так важно как можно раньше приобщать детей к литературе. Однако всегда следует помнить, что литература не должна использоваться как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Она самоценна. Крайне важно, - писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное.

Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных возможностях детей в области восприятия художественных произведений.

Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Когда речь идет об изобразительном искусстве как средстве познания социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые использует воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребенка и способны не только информировать о каких-то предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. К сожалению, взрослые недооценивают способность ребенка проникать в высокие чувства, прикасаться к подлинному, человеческому. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества. Это могут быть, например, картины В.М. Васнецова, И.Е. Репина, А.И. Куинджи, А.А. Иванова, В.Г. Перова.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию (находятся в пределах порогов информативности), соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как его источник, необходимо определить позицию педагога. Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства как источники получения информации можно разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (вероятно, это лишь сам взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о мире). Вторая группа - источники, поддающиеся частачному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого - педагога, родителя - на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. и наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.

Подготовила Мишагина Надежда Михайловна Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» Майнского района Ульяновской области

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Таким образом, проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, которые изучают возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

В приказе чётко указаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. Она должна быть направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

На первый план выходит социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная задача педагога - показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет проходить через действия с предметами, через общение. Поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания и социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.

Но, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию (находятся в пределах порогов информативности) , соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Главное значение использования средств приобщения к социальной действительности в процессе социально – коммуникативного развития в том, что оно даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает коммуникативные способности, открывает большие возможности для детского фантазирования, а также способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Важно отметить, что такая работа по социально – коммуникативному развитию, проводимая с детьми в дошкольном возрасте, учитывая сензитивный период, поможет детям в дальнейшем стать полноправным членом нашего общества.

С Е М И Н А Р - П Р А К Т И К У М

для воспитателей

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ»

(старший воспитатель Ревина Н.П.)

I семинар: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ ДЕТЬМИ

СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает возможность ребенку усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект достигается при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.

Деятельность, особенно совместная является своего рода школой пере-

дачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает,

как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. Деятельность дает возможность ребенку быть самостоятельным в познании социального мира.

Деятельность также обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка как существо высшее, социальное.

И наконец, деятельность служит своего рода школой чувств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных формах (возрасту) и продуктах деятельности.

Важным условием является то, что деятельность должна быть содержа-

тельной. Иначе говоря, ее содержание должно нести ребенку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным.

Полезна также деятельность, которая стимулирует творчество.

Можно выделить три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей:

закрепление формирующих оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

приобретение ребенком опыта жизни среди людей- сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействиями и деятельности;

удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней.

С учетом названных задач все виды деятельности можно объединить в две группы. К первой группе относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку "входить" в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему не доступно. Эта деятельность является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др.

К первой группе можно отнести игру и изобразительную деятельность. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение недосягаемой для него действительности. Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т.е. необходимо обогащаться таким содержанием, которое обладает воспитательным потенциалом. В играх ребенка отражается наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка заключена сила воспитательного воздействия игры.

Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, того как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов, их взаимосвязь и т.д.

"Деятельность отражения" позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реально участвовать в социальной жизни.

Ко второй группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальной жизни. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогают ориентироваться в окружающем мире.

Социальный опыт ребенка обогащается освоением трудовой деятельности.

Ребенок рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослых.

Ребенок начинает подражать взрослым не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяют ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретений трудовых навык ребенок эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели. Трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества.

Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. Часто наблюдение осуществляется детьми не осознанно. Однако и дошкольник может наблюдать за событиями, конкретными проявлениями человека (его деятельность, взаимоотношения с другими людьми) осознанно. Наблюдение обогащает социальный опыт детей. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социальной личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать ребенку социальный опыт, а ребенку- принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др.

В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность, которая также важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Осознанности усвоения помогает именно то, что воспитатель опирается на процесс формирования учебной деятельности и учитывает особенности обучения детей дошкольного возраста.

Выделяется четыре характерные особенности обучения дошкольников.

Первая особенность - это обучение словом. Здесь большое значение имеет речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей.

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников должно также затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым, проходит под его непосредственным руководством

^ II семинар: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воз-

действующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Не любой объект социального мира является средством воспитания, а

лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Поэтому важными педагогическими задачами является анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет "социальный портрет" окружения, в котором находится социальное учреждение. В "такой социальный портрет" входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека и т.д.); перечень улиц, площадей, с указанием названий и кратким обозначением содержания названий, указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться городом (день города, масленница и т.д.) и в которых дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в ДОУ и группе (день рождение д/с, озеленение участка т.п.)

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически целесообразно для детей его возраста, и закладывает соответствующую работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь,

можно познакомить детей с деятельностью людей их взаимоотношениями.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить

предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или

которые видит в своем непосредственном окружении.

Но не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей, Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст ребенку условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно, для данного ребенка, станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирование потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Через нее ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества.

Техническая игрушка помогает ребенку знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная, обогащает представление детей о мире взрослых, их деятельности.

Народная игрушка, помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место среди игрушек отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств. Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний и источником чувств. Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников. Важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, стихи и разного содержании - познавательные. юмористические, на темы морали. Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру...

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Когда речь идет об изобразительном искусстве как о средстве познания социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые использует воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребенка и способны не только "информировать" о каких то предметах, явлениях, но и вызвать высокие нравственные чувства. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества.

Таким образом, ребенок, знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Все средства как источники получения информации можно разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из которых, вполне контролируется и управляется взрослым.

Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка.) при этом влияние взрослого- педагога, родителя- на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. И наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная "информация", которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности".

Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из первых двух источников и, при необходимости, своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

МЕТОДЫ.

Метод как способ передачи информации и влияние на формирование личности, имеет важное значение. Он определяет эффективность приобщения детей к социальной действительности. Поэтому педагогу необходимо осознанно подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами воспитания и обучения. Выделяются две большие группы методов - методы воспитания и методы обучения. Группа методов обучения направлена на познание. Эти методы классифицируются по основным источникам передачи и восприятия информации (это словесные, наглядные, практические методы.)

Можно в основание классификации положить логику усвоения знаний, и тогда это будут индуктивные и дедуктивные методы.

Если же в основании классификации лежат типы познавательной деятельности, то это будут репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские методы.

Особое значение классификации и отбору знаний необходимо придавать при ознакомлении детей с социальным миром. Это связанно с тем, что детям не только сообщаются знания. Одновременно у ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни; создаются условия для активного его приобщения к социальной действительности; повышается личностная значимость для подрастающего человека того, что происходит вокруг...

Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления. Однако данная способность проявляется в небольшой мере при такой организации процесса усвоения знаний, которая стимулирует ребенка к проявлению любознательности, творчества, к выражению чувств, в активной деятельности.

Для решения подобной триединой задачи методы ознакомления детей с социальной действительностью можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции, уточнение представлений детей о социальном мире.

Рассмотрим каждую группу методов отдельно.

^ МЕТОДЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе.

Методы данной группы: ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ И КАУЗАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Умение ре6ализировать помогает усваивать знания осознанно. В процессе элементарного анализа дети уясняют внешние признаки, как бы расчленяют изучаемое явление на видимые составляющие. Соответствующий такому анализу синтез, тоже как метод познания, помогает представить предмет или явление в целом. Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного КАУЗАЛЬНОГО анализа. Данный анализ позволяет причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Так продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям поду-

мать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя, и т.п. С помощью таких вопросов ребенок начинает вникать в сущность явлений, приучается задумываться над внутренними взаимосвязями, как бы видеть то, что не изображено на картине, приобретает умение делать самостоятельные выводы.

Метод анализа и синтеза тесно связаны с МЕТОДОМ, или методическим приемом, СРАВНЕНИЯ.

В занятия включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), игры, поступки и др. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений и чувств, становится более эффективным и осознанным процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим людям, к событиям и явлениям социального мира. Освоенный детьми прием сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: "Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую- все, что нужно для работы врачу" и т.д.

Проявлениям самостоятельности, творчества, выдумки содействует МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЯ. Этот метод необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план - карту. Это может быть план - карта улицы, дороги в детский сад, участка ДУ и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира и глобуса.

МЕТОД ВОПРОСОВ: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

Детей нужно стимулировать к постановке вопросов на занятиях прямым предложением ("Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Спрашивайте я постараюсь ответить."). В конце занятий можно оставить 2-3 минуты для вопросов детей. Задача педагога при этом быстро и разумно реагировать на вопросы: на один ответить сразу (если это касается темы сегодняшнего занятия), о других сказать, что эта тема следующего занятия и ребенок услышит ответ позже, на третий предложить ответить кому-нибудь из детей или поручить ребенку поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом рассказать всем. Приучать ребенка к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы очень важно. Но от воспитателя требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание задавать вопросы взрослым.

^ МЕТОД ПОВТОРЕНИЯ.

Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. Возможны три формы организации повторения на занятиях по ознакомлению с социальной действительностью.

ПРЯМОЕ ПОВТОРЕНИЕ - от детей требуется повторить то, что они усвоили. Повторение идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала... Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу, поэтому его используют наряду с другими видами.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В СХОДНОЙ СИТУАЦИИ. Данная форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. "На что похож этот предмет? Какую сказку русского народа напоминает вам украинская сказка "Рукавичка"? Такая форма повторения приводит к проявлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

ПОВТОРЕНИЕ НА ОПОСРЕДОВАННОМ УРОВНЕ - третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы.

^ МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.

Эмоциональная активность- это заинтересованное восприятие познават ельного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях.

Эмоциональный потенциал занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью зависит от взрослого. Педагог, не умеющий "заражать" своими эмоциями детей, не сможет вызвать их эмоциональной активности, да-

же пользуясь для этого социальными приемами. Поэтому так важно понимать, что умение педагога передавать свое отношение к содержанию знаний является необходимым условием влияния на эмоциональную сферу ребенка; а специальные методы и приемы лишь помогают воспитателю активизировать этот процесс.

^ НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ .

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приемов может быть ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т.п. Игровое "как будто..." раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например, воспитатель предлагает: "Давайте мысленно представим, что мы прилетели на другую планету. Там никто не знает какие люди живут на Земле. Что мы расскажем им о нас и нашей планете?" Или: "Как будто бы к нам приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем, куда поведем?..."

К этому приему близок прием ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗОК.

Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включить в занятия.

СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ НОВИЗНЫ эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Очень важно, чтобы занятия были интересными, эмоциональными. Тогда у детей сразу появляется желание узнавать. В качестве сюрприза могут выступать предъявление новой игрушки, показ слайдов, появление ребенка или взрослого в необычном образе и мн.др.

Новизну для детей могут создать форма и место проведения занятия и, конечно, его содержание. Разнообразие форм делает занятия привлекательными для детей. Так, можно по-разному проводить итоговые занятия в виде экскурсии по помещениям группы или всего детского сада, составляя программу концерта, отбирая картины для выставки, придумывая коллективный рассказ.

К методам и приемам повышения эмоциональности обучения можно отнести ЮМОР И ШУТКУ. Воспитатель всегда должен быть готов улыбнуться ребенку, вместе с ним посмеяться, пошутить. Веселый, мажорный настрой не только располагает детей к воспитателю, но и к тому, что он предлагает делать. Важно только чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей. Необходимо учить ребенка без обиды принимать и понимать шутки и самому использовать их в общении со сверстниками и взрослыми.

^ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ

СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитывающий и развивающий эффекты знаний о социальном мире повышается, когда они усваиваются в разных видах деятельности при условии, что эти виды содержательно и логически связаны между собой. Для того чтобы установить связь между разными видами деятельности, нужны "дидактические мостики". Уже в процессе занятий воспитатель использует ПРИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ОБУЧЕНИЯ способу установления связи между разными видами деятельности. Важно, чтобы ребенок понял смысл и необходимость устанавливать такие связи, тогда он откликается на предложение воспитателя учиться способу установления связи. Так на занятии по ознакомлении с техникой воспитатель не только эмоционально рассказывает о творчестве человека, но и вызывает у детей желание самим попробовать свои силы в изобретательстве, выражает уверенность в их возможностях, предлагает научить, помочь. Обучение происходит уже не на занятии; например, в процессе труда, изобразительной деятельности.

Эффективную роль играет ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Суть его состоит в том, что детям предлагают подумать, где, зачем и как могут пригодиться то или иное умение, те или иные знания. Например, воспитатель говорит: "Дети сегодня мы научились лепить овощи и фрукты. Как вы думаете, где мы сможем их использовать? А когда вам пригодится умение хорошо лепить? Рассуждая о возможностях переноса навыков или использование результатов деятельности, дети одновременно видят перспективу развития другой деятельности- игры в магазин, изготовление подарков для кого то и др.

Связующим звеном, "дидактическим мостиком" может служить БЕСЕДА с детьми о том, как можно "в это" поиграть, что можно сделать из рисунков, ковриков и др.

^ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.

В процессе наблюдений, усвоение знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности социальных явлениях и событиях, о самих себе.

Всю работу с детьми в данном направлении можно разделить на два

больших блока: уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка, и уточнение и коррекция не адекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития.

Работа по первому блоку - это работа на занятиях и в повседневной жизни.

Ведущими методами здесь служат ПОВТОРЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ и ОПЫТЫ т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании. Например, на занятии детям рассказали о технике, созданной руками человека, и ребенок не понял, что такое рычаг и как "простая палка становится техникой".

После занятий воспитатель предлагает ребенку провести опыт с использованием рычага, самому ответить на свой вопрос и объяснить ответ педагогу.

Смысл такой работы в том, чтобы вовремя выяснить, что дети не усвоили, что оказалось для них трудным, и найти такие методы и приемы, которые сделают материал доступным их пониманию. При этом очень важно, чтобы воспитатель хорошо знал, что именно такие знания нужны ребенку, и принимал причину неусвоения их. В отдельных случаях, когда воспитатель заведомо уверен, что дети не могут понять суть вопроса, да это им пока и не нужно, он использует МЕТОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НА ДРУГУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ или МЕТОД ОБО-БЩЕНОГО ОТВЕТА на вопрос. Подобная ситуация появляется, например, когда дети пытаются сами объяснить процесс рождения человека или происхождение жизни на Земле. Воспитатель прибегает к ОБЪЯСНЕНИЮ, УТОЧНЕНИЮ, но уводит детей от излишних деталей, которые трудны для понимания дошкольников.

Способствует уточнению представлений ПОВТОРНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ("Еще раз нарисуй, но уже точнее...., еще расскажи... еще раз сделай и т.п.")

Представления детей уточняются и в ситуациях ВЫБОРА: "Как бы ты поступил?... Почему ты думаешь, что мальчик поступил плохо?..." и т.п.

Периодически раз в три месяца, воспитатель проводит контрольные подгрупповые и индивидуальные занятия, цель которых уточнение представлений детей и динамика их развития.

Второй блок направлен на коррекцию и уточнение представлений, при-

обретенных детьми при стихийном получении информации (собственные наблюдения ребенка за взаимоотношениями людей, их деятельностью, событиями и др.) Как правило, взрослым не удается контролировать содержание такой информации и влиять на оценку ее детьми, и поэтому остается в дальнейшем выявлять такие представления и по возможности их корректировать. Уточнение или изменения представлений детей целесообразно проводить в ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЕ. Сравнительный анализ, оценка, разъяснение, воображаемая ситуация, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия- все эти методы и методические приемы используются в случае необходимости в работе педагога. Эта часть деятельности воспитателя наиболее сложна, так как связана с источником негативной информации, которым могут быть и близкие ребенку люди. Поэтому для достижения реального успеха важно вести работу с родителями.

Методы ознакомления детей с социальной действительностью используются воспитателем в разных формах педагогической работы, в разных видах деятельности. Они повышают воспитательно - образовательный потенциал экскурсий, наблюдений, занятий.

^ III семинар: РОЛЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил общежития, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения ребенка.

И первая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.

Первая функция – взрослый - носитель ценностей - может реализовываться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношения, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным " наглядным пособием". Эта первая функция чрезмерно значима для развивающейся личности.

В основе механизма воздействия на ребенка лежат такие особенности детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей.

Связующими являются методы, которые способствуют реализации данной функции в целенаправленной форме. Для ребенка- это наблюдение, а для взрослого - организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка значимым остается наблюдение, а для взрослого - иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель должен помнить, что ребенок постоянно наблюдает за ним и всегда готов к подражанию.

Вторая функция взрослого в социализации личности ребенка - функция организатора процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность.

Взрослый человек является посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.

Всех взрослых, которые так или иначе общаются с ребенком, можно условно подразделить по разным "уровням приближенности". Каждый уровень характеризуется тремя показателями: частотой контактов взрослых и детей, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью. К первому уровню следует отнести родителей. Здесь имеют место все три показателя при ведущей роли эмоциональной насыщенности. Близок к этому уровню второй, куда можно было бы и воспитателя дошкольного учреждения.

Для третьего уровня приближенности характерны ситуативные, даже, может быть, единичные контакты, разная степень эмоциональной и информативной насыщенности. Здесь можно говорить о людях, которых дети наблюдают на улице. в транспорте, а также тех которых они видят редко и наблюдают их в какой то определенной деятельности.

Наконец, к четвертому уровню приближенности можно отнести тех взрослых, о существовании которых дети знают, но ни когда не встречали их непосредственно, а может быть, и не могут встретить, если эти герои литературные, из кинофильмов и т.д. В этой форме общения отсутствуют отвлекающие моменты повседневной жизни, и ребенок более глубоко чувствует образы этих людей. Взрослые четвертого уровня приближенности оказывают влияние на социализацию личности ребенка. Их воздействие может быть эмоционально насыщенным и богатым информацией.

^ МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ВЗРОСЛЫМ

Выделяются ведущие ознакомления детей со взрослыми разного уровня приближенности.

Первый и второй уровни. Так как для этих уровней характерна эмоциоальная близость ребенка и взрослого, ведущим методом являются организация совместной деятельности различных форм и различного содержания, а также индивидуальное общение взрослых с детьми. Это могут быть совместный труд (х/б труд, труд в природе,"мастерская по ремонту книг, игрушек"); совместная художественная деятельность (подготовка совместного концерта, подарков- сюрпризов, рисование единой картины), праздники (дни рождения родителей, воспитателей, спортивные и др. праздники); совместные игры (сюжетно-ролевые игры с участием взрослых, игры- драматизации, где часть ролей берут на себя взрослые).

Индивидуальное общение происходит и в процессе совместной деятельности, и как самостоятельная форма, имеет собственную ценность. Это разговоры на интимные темы, сочинение сказок, чтение и др.

В педагогическом процессе названные выше методы работы с детьми логично сочетаются и дополняются другими: рассказы детей о своих близких

(в форме воспоминаний о приятных минутах, загадок); рисование (мамы, папы, воспитателя); чтение детям художественных произведений о родителях ("Трудный вечер" Н. Артюховой, "Посидим в тишине" Е. Благининой и др.), этические беседы на разные темы, обогащающие и уточняющие представления детей об отношении к родителям и воспитателю ("Кто как любит маму", " Что может обрадовать твою воспитательницу" и др.), упражнение ребенка в проявлении заботы и внимания, обучения способам их проявления.

Когда воспитатель организует работу по воспитанию отношения взрослым третьего уровня приближенности, ведущим становится метод организации наблюдений. Наблюдение может осуществляться в процессе экскурсий, в специально созданных ситуациях, когда дети знакомятся с деятельностью взрослых. Важно, чтобы дети знали, что наблюдать.

Эффективны и подключение детей к деятельности взрослых, этические беседы, чтение художественных произведений, рисование на темы наблюдений игры, труд по аналогии с наблюдением и др.

Определенное место в методике занимает работа по уточнению и формированию представлений ребенка о взрослом как таковом. Как о человеке, на которого и он, ребенок, похож, и от которого он пока еще существенно отличается. С этой целью в методику включается блок под названием " Кто такие взрослые люди".

Назначение данного раздела методики - поддерживать и развивать у детей интерес к миру взрослых, знакомить их с разнообразной деятельностью, личностными качествами, вызвать у ребенка желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности взрослых.

Мир взрослых людей привлекает ребенка. Он даже еще не осознавая этого, видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, ищет свой идеал, выбирает для подражания из многообразия наблюдаемой деятельности вполне определенную и присущую конкретному человеку. Малыш подражает не всем и всему, а тем, кто ближе к его подсознательному идеалу, который и служит своеобразной призмой восприятия окружающего.Например, группа детей наблюдает за работой водителя автобуса. если взрослый не направляет их внимание, то каждый наблюдает как бы по собственной программе: один видит," как водитель крутит большой руль", другой - что "дядя все время пел и нам улыбался", а третий- что "в автобусе много педалей и рычагов". И в последующих играх, рисований, рассказов об увиденном дети отразят то, что их больше всего поразило, оказалось личностно значимым.

В силу того что ребенок - дошкольник еще мал многие склонны думать, что он не в состоянии объективно оценивать взрослого человека, его поступки, действия. Долгие годы педагоги считали целесообразно создавать для ребенка образ взрослого как идеальный, непогрешимый, не подлежащий критике. Ребенку внушалось, что все, что делает или говорит взрослый, единственно верно. Однако изучение представлений детей об окружающем, о взрослых людях подсказывает, что дошкольники очень рано начинают дифференцировать свое отношение к людям. В 4-5 лет уже появляются довольно правильные оценки: "Мне нравится этот человек, а этот не нравится ". В 5-6 лет дети аргументируют свои оценки, и их осуждения заслуживают самого внимательного анализа. Ребенок ценит во взрослых людях доброту, умение общаться с ним, отношение к животным, внешнее обаяние, красоту. Дети понимают, что не все взрослые одинаковы, что и они могут совершать отрицательные поступки и действия. При этом желание быть взрослым не пропадает, но образец для подражания становится конкретным, связанным с определенной личностью. задача педагога - сделать для ребенка привлекательными лучшие черты взрослого человека; не закрывая глаза на недостатки, показать то, что делает человека Человеком, и вселить веру в то, что и он, ребенок, может стать таким же. И для ребенка это должен быть по возможности реальный, конкретный человек.

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного педагога, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые, педагоги? Как познакомить с ним детей? Какое отношение к нему следует сформировать у маленького ребёнка? Наконец, какими представлениями об окружающем мире познакомить?

«По мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счёт особого периода в развитии человека, которые получил название «детство». Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребёнка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребёнок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых», – Д.Б. Эльконин.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста:

    Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.

    Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»

    Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.

    На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.

    Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

Современный дошкольный образовательный контекст нуждается в новой целевой установке, более широкой, связанной с подготовкой ребёнка к жизни, с эмоционально – целостным отношением к себе и другим людям.

Процесс модернизации дошкольного образования во многом связан с поиском и выбором стратегии социального развития ребёнка. Дошкольное образование рассматривается как сфера социокультурной деятельности, связанная с целенаправленным, специально организованным процессом становления растущей личности путем введения её в культуру и социум.

Добавим, что образование в дошкольном возрасте имеет чётко направленную ориентацию – развивающую. Именно развивающее дошкольное образование должно обеспечить каждому ребёнку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный и личностный опыт.

Личностью не рождаются – её становятся, но ясно, что социализация есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяется три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самопознание.

Их общей характеристикой является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Качественной характеристикой социализации личности рассматривается социальная зрелость, «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Если личность изолирована от среды, то не срабатывает даже самая продуманная система воспитания дошкольника. Социокультурный подход предполагает ориентацию на социальное развитие дошкольника в соответствии с культурным наследием своего народа и культурным опытом человечества.

Личностная концепция, которая представляет культуру как актуализацию социальной природы ребёнка: как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему её качеств и характеристик, важных для реализации отношений дошкольника к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям.

Наиболее логичным целесообразным в настоящее время представляется строить ознакомление с окружающим миром на основе воспитания у ребёнка таких качеств личности, как чувств собственного достоинства и уверенности в себе. Формирование таких личностных качеств, включает в себя множества компонентов.

Прежде всего, это осознание ребенком своей индивидуальности, которая становится очевидной только в сравнении с другими детьми. Индивидуальность проявляется во внешности.

Расширение знаний о себе, в частности, о собственном организме способствует становления индивидуальности. Ознакомление с организмом человека связано с изобразительной деятельностью дошкольников.

Знания ребёнка о сложном строении и взаимосвязи всех органов и систем человеческого организма составляют основу формирования для заботы о собственном здоровье. Соблюдение правил личной гигиены, режима дня, понимание ребёнком беречь свой слух, зрение, бережно относится к собственному здоровью является неотъемлемой и существенной частью подготовки детей к школе.

Чрезвычайно важным компонентом здоровья детей является их эмоциональное благополучие. Этот вопрос приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность. Нестабильность социально-экономического положения в стране, проблемы и стрессы, с которыми сталкиваются взрослые, оказывают негативное влияние на психику детей. Способность осознать свои эмоции. Понять их причины. Попытаться изменить своё отношение к конкретной ситуации может помочь ребёнку сохранить эмоциональное благополучие. Исходя из собственного жизненного опыта, ребёнок не может определить состояние грусти, отвращения. Понимание собственных эмоций, того, как с помощью мимики, жестов, поз человек выражает свои чувства, является условием для развития способности сочувствовать и переживать другим людям.

Изобразительное искусство в силу своей специфики, образного языка способно заставить зрителя почувствовать страдания и радость персонажей, пережить их эмоции, чувства. Поэтому следует уделять внимание основам языка изобразительного искусства и принципам понимания художественных произведений.

Наряду с задачами эмоционального развития ребёнка, создать предпосылки к самовоспитанию, в частности, научить сдерживать свои эмоции. Можно использовать традиционные народные игры, правила которых требуют не заговорить, не засмеяться, не шевелится. В принципе, любая деятельность, направленная на формирование вольных процессов, содействует развитию способности сдерживать свои эмоции.

Новые задачи, обновление содержания методики, увеличение объёма знаний, изменение приоритетов о воспитании мо многом связано с тем, что дети дошкольного возраста не получают должного внимания в семье. Поэтому представление о окружающем мире, правила и нормы поведения, которые ребёнок обычно узнавал, усваивал в процессе непосредственного общения с родителями, он должен получить в дошкольном учреждении.

Ребёнок должен уже в дошкольном возрасте усвоить нормы и правила общения, знать и обмениваться приветствиями и как познакомиться с незнакомыми сверстниками, иметь представление о том, что для любой совместной деятельности требуется умение договорится, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам. Кроме того, дошкольниками следует овладеть навыками поведения в сложных ситуациях, например, отняли игрушку, толкнули или произошла ссора с другом.

Становлению индивидуальности способствует осознание ребёнком своих интересов, предпочтений и желаний. Воспитателям важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениям друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Всё это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать собственное мнение. Также необходимо научить дошкольника объяснять, обосновывать свой выбор, взгляды.

Одним из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе, является воспитание привязанности к своей семье, любви и чувства долга к близким. Гордость за принадлежность к своему роду и желания стать продолжателем лучших качеств своих предков. Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьёй достаточно сложная, требующая от воспитателя большого такта и деликатности. Успешное её решение невозможно без тесного взаимодействия педагогов с семьёй, как и полное приобщение детей к социальному миру в целом.

Одним из условий организации работы с родителями является доверие и открытость взаимоотношений. Во-первых, родителей интересует личность самого воспитателя. Во-вторых, родителям нужно иметь представление о том, чем и как занимаются их дети в детском саду. Участие семьи ребёнка в ознакомлении с социальным миром необходимо.
История каждой семьи, рода связана с историей страны, родного города является её частью.

Нужно помочь дошкольникам помощь увидеть своеобразие природы, её притягательную красоту, познакомить с достопримечательностями, народными промыслами ближайшего окружения.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

    Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

    Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

    Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

    Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

    Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

    Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально-эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.

В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в социально-эмоциональном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьёй эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально-эмоционального развития. Покажите родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребёнку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой ваших совместных с семьёй усилий и помощи ребёнку в налаживании контактов с социальным миром.

Методика ознакомления детей с окружающим миром в силу соей значимости представляется одним из наиболее приоритетных направлений в дошкольном образовании. Особенно важны, в этой связи является осознание воспитателями того, что современные подходы к ознакомлению дошкольников с окружающим миром во многом определяются позицией: каждого. Мы хотим видеть наших детей в будущем в таком мире, где мы действительно хотели жить.

« Детство – каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», – писал В.А. Сухомлинский.

Занятие по ознакомлению детей младшего возраста с социальной действительностью на основе фольклора русского народа

Тема: Ознакомление с фольклором русского народа с элементами театрализации русской народной сказки «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского.

Программные задачи:

  • Продолжить знакомство детей с русским народным творчеством (сказки, потешки, игры).
  • Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, используя русский фольклор.
  • На основе сказки «Козлятки и волк» воспитывать у детей добрые, уважительные отношения к матери и желание её слушаться, помогать ей.
  • Использовать игровые приемы и элементы ряженья с целью обогащения образного восприятия.

Оборудование: Домик козы, костюмы волка, козы, маски козлят, платочки.

Ход занятия:

1. Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, а что за маски вы сегодня одели? Кто же вы сегодня?

Дети: Мы козлики!

Воспитатель: Тогда давайте пойдём сегодня в лес, навестим маму козочку.

Воспитатель и дети идут в лес по тропинке под музыку «Большие ноги, идут по дороге…» и подходят к теремку.

2. Воспитатель предлагает узнать: Кто в теремке живёт?

Дети подходят к теремку, стучат и спрашивают: Кто в теремке живёт? Кто в невысоком живёт?

Коза сидит в домике и отвечает: Я коза-хлопота! А Вы, кто?

Дети называют свои имена и фамилии.

Воспитатель: Мы, козлятки.Пусти нас к себе жить.

3. Коза: А знаете ли вы потешку обо мне, козе-хлопоте?

Дети рассказывают потешку:

Коза-хлопота,
День-деньской занята:
Ей – травы нащипать, ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь, малых деток беречь,
Чтобы волк не украл, чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса их с собой не унесла.

4. Коза выходит из домика: Здравствуйте, ребятки-козлятки!

Дети здороваются с козой. Здравствуй, коза-хлопота!

Коза: Ой, какие молодцы знаете потешку обо мне козе-хлопоте. Заходите, детки, в теремок.

Дети входят в теремок. Коза начинает плакать.

Воспитатель: Козочка, что случилось?

Коза: Козлятки меня не слушались, волку дверь открыли, он их и съел.

Воспитатель: Не расстраивайся коза-хлопота, мы будем твоими детками.

Коза: А вы умеете слушаться, помогать маме и дружно играть с другими козлятками?

5. Воспитатель: Давайте порадуем маму козу, станцуем для неё танец с платочками.

Пляска с платочками.

Коза сидит на стульчике и засыпает.

6. Воспитатель: Козлятки-ребятки мама устала, давайте будем тихонько играть, чтобы не разбудить мамочку!

Игра: «Козонька рогатая»

Дети-козлятки поют потешку на мотив русской народной песни «Пойду ль, выйду ль, я»:

Козонька рогатаякозонька бодатая
Убежала за плетень, проплясала целый день
Ножками коза топ-топ! Глазками коза хлоп-хлоп/

Коза просыпается, обращаясь к детям:

Идёт коза рогатая идёт коза бодатая
Ножками коза топ-топ! Глазками коза Хлоп-хлоп!
Кто каши не ест? Кто молоко не пьёт? Забодаю, Забодаю!

Коза, улыбаясь, двигается к детям. Дети убегают и садятся на стульчики.

Воспитатель спрашивает у детей: Кто же, у вас не пьёт молоко, не ест кашу?

7. Коза: Я не буду бодаться, а пойду в лес за кормом, а вы козлятки крепко-накрепко дверь заприте и никому дверей не отпирайте, пока я вам песенку не спою.

Песенка козы:

Козлятушки, дитятушки, отомкнитесь, отопритесь!

Коза ушла в лес.

8. Воспитатель предлагает детям сделать для мамы сюрприз испечь пирожки, пока мама в лесу. Дети пекут пирожки и поют песенку «Пирожки».

9. Воспитатель: Пирожки мы для мамочки испекли, а теперь давайте сделаем зарядку, чтобы быть быстрыми и ловкими, и ни какого волка нам не испугаться.

Зарядка:

Давайте козлики попрыгают, попрыгают, попрыгают
И ножками подрыгают, подрыгают, подрыгают,
И ручками похлопают, похлопают, похлопают,
И ножками потопают, потопают, потопают
На зелёный лужок сядут, травочку покушают,
Осторожно слушают, не идёт ли волк?

Появляется волк и крадётся к избушке, стучит и поёт песенку козы толстым голосом:

Вы, детушки, вы батюшки, отопритесь, отворитесь,
Ваша мать пришла, молочка принесла.

Дети: Не откроем тебе дверь волк. Не такую мама песенку поёт и голос у тебя толстый, не мамин.

Волк уходит. Козавозвращается из леса и поёт песенку.

Песенка козы:

Козлятушки, дитятушки отомкнитесь, отопритесь!
Ваша мать пришла, молочка принесла.

Воспитатель: Скажите, ребята, как нужно поступать, если к вам в дом постучал чужой?

Дети отвечают. Коза угощает козляток сладостями.

Мухина Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ёлочка"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Средство ознакомления детей с социальной действительностью
Дата публикации: 11.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Средство ознакомления детей с социальной действительностью

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во

многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства

с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения

педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного

возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства

обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти

друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством я вляется сама социальная

действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на

ребенка, питающее его ум и душу.

конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная функция, которая

возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь

ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского

сообщества, участника событий, преобразователя.

Однако социальная

действительность как объективная данность только может быть, но отнюдь не всегда

является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она

становится в том случае, если субъекты, объекты, факты, события, с которыми

встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. Например,

годовалый ребенок может находиться в гуще социальных событий, острых

взаимоотношений, ярких фактов. Является ли при этом социальный мир средством

воспитания малыша? Оказывает ли он существенное влияние на социализацию

личности? Возможно, но только через опосредованное воздействие, через близких

людей, через их эмоциональное состояние. А собственно познание социальной

действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через

общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого

возраста как бы и не существует, а значит, и не может быть использован в качестве

средства воспитания.

С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его

психического развития становятся глубже познавательные интересы, он начинает

понимать причинные связи и зависимости; осознаннее становится проявление чувств.

Все это приводит к тому, что на ребенка начинает воздействовать большее количество

объектов, фактов, а значит, социальная действительность в большей мере становится

средством воспитания.

Следовательно, не любой объект социального мира является средством

воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком

определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной

методики.

Поэтому важными педагогическими задачами являются анализ и отбор из

социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий

потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет социальный портрет окружения, в котором находится

дошкольное учреждение. В такой социальный портрет входят: описание социальных

объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, станция метро и др.);

перечень улиц, площадей с указанием названий и кратким обозначением содержания

названий; указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться

городом, районом (День города, спортивные соревнования, масленица и др.) и в которых

дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в

дошкольном учреждении и группе (день рождения детского сада, озеленение участка и

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически

целесообразно для детей его возрастной группы, и закладывает соответствующую

работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь, можно

познакомить детей с деятельностью людей, их взаимоотношениями.

Попробуйте составить социальный портрет дошкольного учреждения, в котором

вы проходите педагогическую практику. Покажите, как вы будете использовать его в

разных возрастных группах.

Все изложенное выше позволит сделать окружающую социальную

действительность средством воспитания и социализации ребенка.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы

рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем

непосредственном окружении.

В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества,

отражен уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому

предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен,

поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по

свойствам, качествам, функциям.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания

социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать

предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст

малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно

Для данного ребенка - станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирующиеся

потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с

другими людьми.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже

является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок

познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень

технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности

и идеологические установки.

Чрезвычайно интересно было бы провести анализ игрушек разных эпох (древние

и средние века, советский период, настоящее время), выявить основные для каждого

временного отрезка тенденции.

Известно, что игрушки различны по назначению и по своим потенциальным

возможностям как средства познания детьми социального мира. Техническая игрушка

помогает малышу знакомиться с достижениями технической мысли, со способами

управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на

окружающий мир. Игрушка сюжетная обогащает представления детей о мире взрослых,

их деятельности. Народная игрушка помогает приобщить ребенка к его национальным

корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место

среди игрушек, которые способствуют приобщению детей к социальному миру,

отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств.

Таким образом, предметы, игрушки выполняют функцию средства ознакомления

детей с социальной действительностью, представляя ее в материализованном виде,

позволяя расширять представления о мире и формировать практические навыки

управления им.

Проведите анализ игрушек в группе детского сада с точки зрения того, какую

информацию об окружающем мире они несут ребенку. Какими, по-вашему, игрушками

следует пополнить игровой набор группы? Обоснуйте свое мнение.

Повторите по курсу дошкольной педагогики виды игрушек, их педагогические

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют

художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний, и

источником чувств. Поэтому так важно как можно раньше приобщать детей к

литературе. Однако всегда следует помнить, что литература не должна использоваться

как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Она самоценна. Крайне важно,

Писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто

достойное уважения, благородное и возвышенное.

Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному

миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников, принимая во

внимание, во-первых, влияние литературы на эмоциональную сферу развивающейся

личности ребенка и, во-вторых, высокую информативность этого средства. Поэтому

важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины,

басни, стихи - и разного содержания - познавательные, юмористические, на темы

морали. Конечно, определяя круг чтения, необходимо помнить о возрастных

возможностях детей в области восприятия художественных произведений.

Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от

иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к

социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство.

Когда речь идет об изобразительном искусстве как средстве познания

социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки, которые использует

воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают

душу даже маленького ребенка и способны не только информировать о каких-то

предметах, явлениях, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства. К

сожалению, взрослые недооценивают способность ребенка проникать в высокие

чувства, прикасаться к подлинному, человеческому. Отбор произведений

осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития

восприятия изобразительного творчества..

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью

разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно

лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания

они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию

(находятся в пределах порогов информативности), соответствии возрастным

возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как его источник, необходимо определить

позицию педагога. Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на

источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства как источники получения информации можно

разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из

которых вполне контролируется и управляется взрослым (вероятно, это лишь сам

взрослый, и то при условии, если он контролирует себя, передавая детям информацию о

мире). Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны

взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом

влияние взрослого - педагога, родителя - на сам источник, как правило, отсутствует.

Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. и

наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять

практически не может (случайная информация, которую ребенок может получить из

общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей

Что еще почитать