«Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия. Наука и образование против террора

Ватан – кунештен гузель,

алтындан къыйметлидир

Аталар сёзю

Сегодня, когда существует угроза раскола в крымскотатарском обществе, необходимо уделять большое внимание патриотическому воспитанию.

Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

Издавна крымские татары проявляли национальный патриотизм и любовь к своему историческому наследию, родной земле, с уважением относились к традициям и обычаям представителей других народов, проживающих рядом. Никто не сможет упрекнуть этот народ в том, что, вернувшись из мест насильственной высылки, они какими-либо способами нарушали покой на полуострове. В советский период (да и сейчас тоже) складывались различные страшилки и небылицы о «кровожадных татарах, которые придут и будут всех резать». А истинная цель этого миролюбивого народа – мирное проживание в родных краях.

Некоторые наши соседи считают эти явления не народной ценностью, а какой-то угрозой. И всячески стараются внести раскол в крымскотатарское общество. Чтобы достичь этой цели, прибегают к так называемой информационной войне. Нередкостью стали так называемые интернет-тролли – пользователи, деятельность (часто оплачиваемая) которых заключается в провокации эмоциональных перепалок или выдающие себя за других людей. Представляясь или регистрируясь под крымскотатарскими именами они устраивают информационные провокации в различных сообществах в соцсетях.

Стоит отметить, что особенно в последние годы наша молодежь старается всячески идентифицировать себя со своей нацией. Об этом говорит не только широкое распространение среди молодых ребят ношения одежды с национальной атрибутикой, но и их осознанное восприятие существующей ситуации на полуострове. Возможно, не вся крымскотатарская аудитория соцсетей, в частности, патриотических сообществ, понимает суть национальной идеи, но такие группы в виртуальном мире для того и существуют, чтобы развивать патриотизм и научить его проявлять. Крымскотатарская молодежь всегда была открыта к знаниям о прошлом Крыма, его коренном народе, о деятельности национального движения. Поэтому здесь очень важно объективно воспринимать информацию и в интересах народа ее использовать.

Дух патриотизма у нашей молодежи высокий, ей просто необходимо развиваться в правильном направлении, где приоритетны принципы национального движения. Не переступать через единую идею миролюбивости и дружбы, помощи и милосердия, верности принципам и единства, поддержки и увеличения нас как нации. Здесь стоит подчеркнуть, что максима газеты «Авдет» –«Дёрт бизни къуртараджакъ!» – работает, о ней знают уже наши читатели. К тому же, «Дёрт бизни къуртараджакъ!» настолько распространилась, что на вопрос, как вы понимаете национальную идею крымских татар, многие отвечают этим высказыванием. Кроме этого, на свадьбах, днях рождениях и других мероприятиях большинство пожеланий заканчиваются этим выражением.

В формировании патриотизма должны участвовать все социальные институты: государство, школа, СМИ, семья. Несмотря на то, что, к сожалению, мы не имеем собственной государственности, и наша численность составляет около 25 % от всего населения Крыма, уровень патриотизма крымских татар формируется историческим опытом. Кроме этого, крымскотатарский язык как полноценный урок не изучает в школах большая половина его носителей. Остается только семья. Порой кажется, что эта ситуация делает нас только сильнее, вселяет большую убежденность, насколько крепкая наша любовь к Родине.

Привязанность молодежи к Крыму во многом объясняется патриотизмом, верностью принципам их родителей, бабушек-дедушек, которые сумели вернуться на Родину. А также сохранением и важностью идентификации себя как крымтатарина.

Что я могу сделать для своего народа?

Таким важным вопросом должен задаваться каждый крымский татарин, который причисляет себя к этой нации.

Первое – мы должны сохранить свой народ и стать сильнее: духовно и материально. Если мы будем повышать уровень выполнения канонов нашей религии через увеличение знаний о ней, то мы станем крепче в своих действиях и обещаниях. Если наших соотечественников в сфере крупного бизнеса станет больше, то и возможность помощи различным социальным проектам станет выше.

Второе – укрепить свои семьи, огромнейшее внимание уделять воспитанию своих детей, не забывать о многодетности.

Третье – жить на Родине. Как много об этом говорится в последнее время. Но ведь этому есть причины! Уехав с полуострова, вы обрекаете свой народ на ослабление его позиций. Ведь вместе с вами уезжают ваши будущие дети, которые должны расти в Крыму и приумножать нацию.

Четвертое – если говорить о духовном вкладе в развитие крымскотатарского общества, то первое это, конечно, искреннее сопереживание и помощь соотечественникам, которые в данное время находятся в трудном положении. Сколько наших детишек нуждаются в дорогостоящем лечении, с каждым годом растет количество неполноценных семей, где мать или отец остаются одни с больными детьми. В таких случаях первые, кто должны приходить на помощь – это свои же родные соотечественники. Помощь должна присутствовать везде. Мы должны ценить труд друг друга, быть честными и справедливыми, не обижать и не оскорблять чувства друг друга.

Пятое – если же все-таки из-за жизненно важных причин ты не на Родине и очень тоскуешь по ней, то ты можешь помочь своему народу оттуда. Не забывай, откуда твои корни, говори об этом своим детям, помогай, если можешь, информационно, духовно, культурно, финансово. Последнее можно воплотить в таких простых и нужных вещах, как помощь национальным изданиям, материальная поддержка нуждающихся, вклад в открытие национальных классов, которые несоответствующее оборудованы, помощь в издании словарей, пособий, художественной литературы на родном языке, помощь талантливым, одаренным детям. Слушай онлайн первую и единственную в мире крымскотатарскую радиостанцию «Мейдан» и смотри первый и единственный в мире крымскотатарский телеканал «ATR».

Важно не поддаться расколу, который грозит нам, не смотреть равнодушно на все описанные жизненные случаи. Для того, чтобы быть сильными внешне, сначала нужно быть по-настоящему едиными внутри.

Раздел I. ПАТРИОТИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО

Раздел II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РОССИЙСКОГО

ПАТРИОТИЗМА.

Раздел III. ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО ВОИНСТВА: СУЩНОСТЬ И

ОСОБЕННОСТИ.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Патриотизм как ценность российского общества: Социально-философский анализ"

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а так же того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотизма как духовного феномена в среде русского воинства.

Актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием. К сожалению, в настоящее время «.российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям»1. Не вызывает сомнения тот факт, что общество не может полноценно функционировать без отлаженной должным образом не только самой системы патриотического воспитания, но и организованного на высоком научном уровне изучения этой

1 Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. Дис. .канд. филос. наук-М.: ВУ, 1995.- С.16. проблемы. Тем более, что если судить по данным опроса, проведенного РосБизнесКонсалтингом, ситуация с патриотизмом в России далеко не безнадежна,- 42 % россиян считают себя патриотами. И только 8 % к таковым себя не относят1.

Во-вторых, Россия сегодня самыми быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Естественно, влияние этого явления распространяется на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотизм. Сегодня часто можно слышать о том, что чувство патриотизма должно уйти в прошлое, на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым и должно быть отдано предпочтение. Но, к сожалению, нередко за «общечеловеческими интересами» отчетливо угадываются предпочтения конкретных государств и социальных слоев. Причем, эти предпочтения не только не учитывают интересы других стран и народов, но часто идут в разрез с ними. Процесс глобализации объективен, но осуществлять его необходимо с учетом интересов всех субъектов международных отношений. Более того, только при гармоничном сочетании интересов всех интересов и ценностей всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи. И подлинный патриотизм в этом процессе призван сыграть самую активную и созидательную роль.

В-третьих, в современной России широкое распространение получили националистические движения. Большинство из них широко используют патриотическую терминологию и тем самым привлекают в свои ряды незрелую часть граждан. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп, но и руководства ряда регионов России. Власть в некоторых субъектах федерации оказывается в руках этноэлит. В этих условиях все более остро стоит проблема выяснения общего и особенного в идеологических направлениях национальной самоидентификации в соответствии с государственным пониманием патриотизма.

1 Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль.- 2002. № 42.- С.4.

Степень научной разработанности темы. Проблемы патриотизма рассматривались в трудах таких представителей мировой философии как Платон, Фихте, Гегель, Ясперс. В отечественной философской мысли вопросы любви к своему Отечеству ставились в трудах таких мыслителей, как М.Ломоносов, П.Чаадаев, Ф.Тютчев, А.Хомяков, Ф.Достоевский, Н.Данилевский, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, И.Ильин, Н.Бердяев, В.Ленин.

Много нового внесли в изучение этой проблемы исследователи советского периода нашей науки. Даже учитывая существенный акцент в сторону политической составляющей патриотизма и, связанное с этим ослабленное внимание к сущностным свойствам данного феномена, необходимо признать значительные успехи советской науки в этой области1. В этот период были проведены исследования посвященные природе патриотизма, соотношения в нем обыденного и теоретического уровней, взаимосвязи с различными формами общественного сознания. Огромное внимание уделялось изучению и освещению военной составляющей патриотизма. Общая методология этого вопроса прослеживается в работах ученых В.И. Гидиринского, А.И. Дырина, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Г.Г. Лукавы, В.И. Лутовинова, А.С. Миловидова, П.В. Петрия, О.Х.-А. Рахимова, В.П. Суставова, С.А. Тюшкевича, М.Н. Шахова и других.

1 Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 1960; Макаров В.В. Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура: Автореф. дис. . канд филос. наук. - Волгоград, 1969; Рощин JI.B. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1984; Патриотическое сознание: сущность и формирование.- Новосибирск, 1985; Мирский Р.Я. Советский патриотизм - патриотизм высшего социалистического типа: Автореф. дис. . д-ра филос. наук.- М.,1987; Дерюгин Ю.И. Проблемы повышения эффективности военно-патриотического воспитания советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1988; Беляев Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе боевого потенциала Вооруженных Сил СССР: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1989; Емец С.Д. Верность патриотическому долгу в структуре боевого потенциала социалистической армии: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Петросян Ю.Е. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 1990; Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1991.

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос1. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению, эта задача решалась с трудом. Многие проблемы, начало изучения которых было положено еще в советское время, в этот период оказались обойдены вниманием исследователей.

В первую очередь это относится к изучению воинского патриотизма. Особенности его функционирования и влияния на обороноспособность страны в современных условиях не исследованы в должной мере. Открытой остается проблема изучения структуры патриотизма и взаимосвязи его элементов. Не смотря на свою злободневность, отсутствуют работы по исследованию соотношения этнического и национального патриотизма.

Несмотря на огромное количество трудов, посвященных исследованию патриотизма, приходится признать тот факт, что уровень наших знаний о происхождении патриотизма вообще и патриотизма в воинской среде в частности не соответствует требованиям современности. Определенную сложность настоящего исследования составляло то, что проблема возникновения патриотизма в лучшем случае только упоминалась в некоторых исследованиях, а вопрос особенностей появления патриотических

1 Гидиринский В.И. Русская идея и армия.- М., 1997; Государственная идеология и общенациональная идея.- М., 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии.- М., 1998; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М., 1998; Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма.- М., 1996; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1995; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. - М., 1997; Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1997; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России. - Автореф. дис. . канд. филос. наук - Монино, 1996; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- М., 2003; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития- М., 2002; Дырин И.А. Идея патриотизма в литературе русского зарубежья первой половины XX века - М., 2000; Микуленко С.Е. Проблема просвещенного патриотизма // Вестн. МГУ.- Сер. 12. 2001. № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд).- М., 1999. настроений в воинской среде русского народа рассматривался еще реже. В связи с этим необходимо было обратиться к работам, изучавшим проблему духовной жизни русского народа1. Практически отсутствуют исследования I по истории самого патриотизма, а без знания проблемы возникновения, формирования и эволюции этого очень непростого и важного явления сложно строить практическую работу по его воспитанию в современных условиях. Ю.Ю. Булычев имеет все основания утверждать, что «.не отвлеченная спекуляция, но исторически основательная работа на поприще выявления ценностного единства жизненных установок русского человека, русского общества в различные исторические эпохи позволит нам приблизиться к пониманию конкретных черт русского духа.» .

Насущным является осмысление нового содержания патриотизма в условиях снижения авторитета деятельности государственного аппарата, активизации сепаратистских и националистических движений, усилении глобализационных процессов, соотношения национализма и космополитизма.

Объектом диссертационного исследования определяется патриотизм Ц как явление духовной жизни российского общества и практики его субъектов.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М., 1994; Он же. Язычество Древней Руси - М., 1988; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов -М., 1978; Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы - М- СПб., 1995; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории - Л., 1980; Серяков M.J1. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа.- М., 2001; Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М, 1999; Носова Г.А. Язычество в православии - М., 1975; Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян.- Киев, 1982; Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI - XIII вв. - М.-Л., 1966; Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989; Он же. «Всего еси исполнена земля русская.»: Личности и ментальность русского средневековья: Очерки,- М., 2001; Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI-XVII вв. - Л., 1970; Плисецкая М.М. Историзм русских былин,- М., 1962; Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь - М., 1969; Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования.- М., 2001.

1 Булычев Ю.Ю. Народность, нация и национальный дух как первоначала человеческого существования\ www.russamos.narod.ru\06.-05 htm

Предметом диссертационного исследования выступает социально-философское исследование патриотизма как ценности российского общества на основе изучения специфики формирования патриотизма в отечественной истории и современной практики российского общества.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе новых сторон и тенденций, появившихся в содержании патриотизма на рубеже XX и XXI веков в мире в целом и, в частности, в содержании патриотизма граждан современной России и воинов ее Вооруженных Сил.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание патриотизма как общественного явления. Особое внимание уделить изучению отличий патриотизма от национализма и космополитизма, рассмотрению патриотизма как потребности в идентификации личности, социальной группы, общества, при этом проанализировать истоки патриотизма, коренящиеся в самой сущности общества и личности.

2. Выявить специфику формирования и функционирования патриотизма в российском обществе на различных этапах его культурно-исторического развития. Определить те основы, на которых возник патриотизм русского народа и проследить, какое значение они играли в его дальнейшем развитии. Обозначить проблему современного состояния патриотизма в России и возможные пути выхода из создавшегося кризисного положения.

3. Исследовать сущность и особенности функционирования патриотизма русского воинства в ретроспективе и в современных условиях. Определить то место и то значение, которое занимали и продолжают занимать архетипические основания в патриотизме военнослужащих. Выяснить, какое значение в воспитании патриотизма современных солдат и офицеров занимают воинские традиции и символы. Уяснить существующие противоречия в системе патриотического воспитания Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их разрешения.

Научная новизна исследования состоит: а) в раскрытии глубинных оснований патриотизма, заложенных в сущности человека и общества; б) в анализе причин системного кризиса патриотизма, имеющего место в настоящее время в Российской Федерации; в) в исследовании особенностей возникновения патриотизма в русских дружинах и изучении путей трансляции идеологии патриотизма в регулярной русской, советской и российской армии; г) в выявлении системы противоречий, возникающих к настоящему времени в процессе формирования патриотизма в условиях Вооруженных Сил современной России.

Научная новизна диссертационного исследования так же отражена в положениях выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Глубинные истоки патриотизма коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. Потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противостоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью. Патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы.

2. В число основных функций патриотизма следует включить идентификационную, которая состоит в фиксировании единства интересов человека с интересами различных социальных общностей, обеспечивающих его самосохранение, защищающих его основные интересы, способствующих реализации потребностей в самоутверждении, развитии и самовыражении. Патриотическая идентификация - это формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный (осознание и переживание нацией своей целостности и тождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к нации) уровни. Структура патриотической идентификации определяется такими подсистемами как картина социального пространства и времени, образа «Мы» и представлений об отношениях с «Они».

3. В основе патриотизма россиян лежат архетипические образы Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, вбирающий элементы государственности, консолидируемые соответствующей культурно-историческому периоду религией или идеологией, и выполняющие основополагающую роль в процессе патриотической идентификации. Отношение к родителям становится матрицей отношения индивида к своей нации - то есть самого способа соотнесения себя с общностью, динамического компонента идентичности. Через семью, где родители добросовестно выполняют свои социальные роли, происходит формирование патриотизма личности, так как образы «Родины» и «Отечества» формируются через образы «Матери» и «Отца».

4. В настоящее время патриотизм россиян переживает глубокий системный кризис, обусловленный рядом внешних и внутренних факторов, выражающийся в резком смещении акцентов в социально-нравственных ориентирах и утрате духовного единства общества. Для большинства российских граждан, привыкших не без оснований гордиться своей страной, своей историей, своим народом, приходиться сегодня основывать свой патриотизм на чувстве жалости, сочувствия к поруганным ценностям. Постоянное ощущение унижения не способствует конструктивной деятельности и не может быть основой для истинного патриотизма. В условиях реформирования Вооруженных Сил России, одним из аспектов которого является переход к смешанной системе комплектования, требуется серьезная перестройка системы патриотического воспитания военнослужащих России. Демократизация жизни страны, усиление внимания к личности, существенный сдвиг системы общественных ценностей в сторону материальной составляющей непосредственным образом отразились на общей ситуации в армейской среде. Одним из проявлений данного процесса является переход к комплектованию армии по контрактному принципу, что само по себе требует пристального внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили социально-философские положения, изложенные в трудах зарубежных и особенно отечественных философов, представителей советской и российской исторической науки, государственных и общественных деятелей, обращавшихся к проблеме патриотизма и вооруженной защиты Родины.

Непосредственной методологической основой диссертации выступают основные принципы социальной философии, субъект-объектные отношения. Кроме того, следует отметить историко-описательный, историко-сравнительный методы.

Источниковая база представлена авторефератами диссертаций, монографиями, докладами, сообщениями исследователей, материалами научных конференций, документами органов государственного и военного руководства, программными документами различных политических партий, обращавшихся к данной проблематике.

Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, наблюдения за развитием общественного патриотического сознания по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с различными категориями военнослужащих, результаты исследований, проведенных офицерами управления и преподавателями кафедры ГСЭД Череповецкого

ВВИИРЭ, а так же личный опыт практической и педагогической работы диссертанта в ЧВВИИРЭ и ВУ МО РФ.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Погорелый, Александр Павлович

Выводы о сущности, проявлениях и функциях патриотизма позволяют расширить спектр патриотической деятельности. Это дает возможность учитывать данный фактор в работе по патриотическому воспитанию и формированию четкой гражданской позиции.

Непосредственно на воспитание патриотических чувств у граждан нашей страны, по мнению диссертанта, могли бы повлиять:

Широкое освещение на самом высоком уровне процесса выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», а так же процесса подготовки к принятию новой программы с 2006 года; должна быть пересмотрена и усовершенствована система государственной и военной символики с учетом мнения специалистов в области геральдики, истории, психологии. В основе ее должно лежать патриотическое наполнение;

В системе среднего и высшего образования должны быть разработаны основные принципы патриотического воспитания, согласно которым весь процесс учебы должен иметь четкую патриотическую направленность;

Необходим поиск всех возможных точек взаимодействия с представителями различных религиозных конфессий по патриотическому воспитанию молодежи. Необходима широкая религиоведческая образовательная работа со специалистами, связанными с патриотическим воспитанием;

Требуется создание подразделения в составе Вооруженных Сил России, которое на профессиональной основе занималось бы поиском и достойным захоронением воинов, погибших в Великой Отечественной войне, используя опыт белорусской армии;

Патриотическая работа должна носить современный характер. Необходимо шире использовать возможности телевидения, Интернета. В частности, требуется наполнение рынка компьютерных игр конкурентоспособной продукцией с четким патриотическим содержанием.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации неоднократно обсуждались на кафедрах философии и религиоведения Военного университета и гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого военно-инженерного института радиоэлектроники, излагались автором в выступлениях на научно-практических и теоретических конференциях, творческих дискуссиях по проблемам патриотизма, в процессе проведения занятий в Военном университете и Череповецком ВИИРЭ.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Патриотизм русского воинства: истоки и развитие // Сборник адъюнкт, статей - М.: ВУ, 2003. 0,7 п.л.

2. Духовные основы формирования патриотического сознания русских воинов (тезисы выступления) // Материалы межвузов, методолог, семинара. Москва: МГЭИ, 2002. 0,35 пл.

3. Возникновение патриотизма русского воинства и его особенности, (тезисы доклада). Межвуз. научно-практ. конференция,- Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2003. 0,25 п.л.

4. Духовность русского воина: историко-философский очерк -Череповец: ЧВИИРЭ, 2000. 3,75 п.л.

5. Патриотическая проблематика в программных документах политических партий России (тезисы выступления) // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания философского клуба «Мегамир». М: Книга и бизнес, 2003. 0,25 п.л.

6. Роль православия в формировании духовности русского воинства (тезисы доклада) // Criterion - Выпуск IV: Межвуз. Сб. работ по гуман. наукам.- Череповец: ЧТУ, 2000. 0,36 п.л.

Общий объем публикаций составляет 5,65 п.л.

Заключение

Основное содержание и выводы диссертационного исследования представляют определенную теоретическую основу для более глубокого и всестороннего изучения проблемы происхождения и эволюции патриотизма вообще и воинского патриотизма в частности, обоснованного определения его содержания, структуры и основных проявлений. Результаты социально-философского анализа позволяют сделать следующие выводы:

1. Системный кризис, охвативший все сферы жизни российского общества, оказал существенное влияние и на патриотизм граждан нашей страны. Он подвергся сильным деструктивным воздействиям. Тем не менее, для большинства россиян патриотизм остается одним из доминирующих элементов сознания, которое проявляется в разноплановой деятельности, имеющей целью достижение блага своей страны и своего народа.

2. Глобализационные процессы, имеющие место в сегодняшнем мире, самым непосредственным образом оказывают влияние на положение дел в России. Как одно из проявлений этого явления расценивается активизация националистических проявлений и усиление космополитических настроений. И национализм, и космополитизм, определенным образом оппозиционируя друг другу, самым негативным образом влияют на ситуацию внутри страны. Единственной альтернативой такому положению является возрождение истинного патриотизма.

3. Требуется стройная система по воспитанию патриотизма, охватывающая все стороны общественной жизни. Созданием этой системы должна заниматься властная элита, основной характеристикой которой должна являться ее патриотичность. К сожалению, последние годы показывают, что такой элиты в России сегодня нет. Пока у власти в стране не окажутся люди, для которых патриотизм является не способом завоевания голосов на очередных выборах, а важным элементом их мировоззрения, возрождение патриотизма будет не более чем пожеланием.

4. Протопатриотические чувства у предков славян зародились еще в период существования родового строя. В их основе лежал вселенский закон роты, нашедший свое воплощение в культе Рода и развивавшийся в языческой религиозной системе. С принятием христианства, патриотизм русского народа получил свое гармоничное развитие уже в рамках православия.

5. Воинский патриотизм возник и эволюционировал в среде древнерусской дружины. Будучи изначально институтом родового строя, дружина оказалась впоследствии зародышем государственного аппарата. Поэтому патриотизм русского воинства всегда был тесно переплетен с интересами государства. Источником появления патриотических чувств у дружинников был князь, но со временем они распространяли их на все государство.

6. Русский патриотизм вообще, и русский воинский патриотизм в частности, имели в своей основе на протяжении веков архетипическую матрицу. Она представляла собой образы «Матери» и «Отца», гармонично сочетавшиеся с помощью определенной религии или идеологии. Изначально такой идеей был вселенский закон роты, потом его успешно заменило православие. В советский период на эту роль претендовал марксизм. Реальный патриотизм мог существовать только при наличии такой трехчленной комбинации. Если хотя бы один из названных элементов подвергался деструкции - это самым негативным образом сказывалось на состоянии патриотизма.

7. Возрождение патриотизма в российском обществе должно опираться на бережное отношение к собственным традициям. Особенно это относится к Вооруженным Силам Российской Федерации. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьезные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооруженной борьбы. Все это ни в коем случае не должно проводится без самого бережного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен выступать основным компасом в поиске правильного пути.

Результаты данного диссертационного исследования позволяют обосновать и сформулировать ряд рекомендаций и положений теоретико-методологического плана и непосредственного практического характера.

В теоретико-методологическом плане основные положения диссертации могут послужить очередным этапом для дальнейшего развития теории патриотизма, изучения проблемы его происхождения и генезиса, тех особенностей, которые были характерны для проявления этого чувства у воинского сословия нашей страны на протяжении всей ее истории.

Изучение патриотизма через призму поиска соответствующего ему места среди всего спектра идеологий межнациональных отношений, позволяет провести четкую грань между реальным (классическим) патриотизмом и такими крайними проявлениями как национализм и космополитизм. Сегодня наблюдается тенденция усиления патриотической риторики как националистическими, так и космополитическими силами.

В процессе дальнейшей теоретической разработки данной проблемы следует сосредоточить внимание на вопросах, представляющих повышенный научный интерес:

Выявление причин, вызывающих противоречия патриотизма, поиск путей, средств и методов их разрешения; выяснение места и роли патриотизма в укреплении обороноспособности страны на основе профессионального принципа комплектования Вооруженных Сил;

Исследование диалектики этнической и национальной идентификации в условиях многонациональное™ и многоконфессиональности Российской Федерации;

Обобщение опыта патриотического воспитания не только в армиях развитых стран, но и в странах, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм;

Изучение единства и противоречивости патриотизма, критериев отличия его от таких идеологических проявлений как национализм и космополитизм;

Анализ специфики патриотизма у различных социальных групп в условиях глубокого расслоения общества.

В непосредственно практическом плане данное диссертационное исследование свидетельствует о том, что патриотизм должен быть использован в качестве эффективного инструмента консолидации современного российского общества.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Презентация опыта работы

«Формирование чувства патриотизма

как духовно-нравственной ценности личности младшего школьника"

Российский патриотизм во все времена был и остается тем качественным показателем, который отражает уровень развития нашего общества. От того как будет дальше развиваться это сложное многогранное явление зависит во многом дальнейшая судьба нашей страны. Патриотизм имеет множество граней – сначала он проявляется в детском возрасте в любви к родителям, за тем – к родному дому, окружающей природе, в более взрослом возрасте – любви к Родине, своему народу, к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из главных задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Патриотизм – это важная черта всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Как пробудить в ребёнке любовь к Родине? Именно «пробудить» потому, что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Из чего же складывается великое чувство патриотизма? Из прочных кирпичиков: любви к Родине, тяги ко всему русскому, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранения семейных уз, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом.

Действительно, патриотизм – это фундамент, на котором держится нация и государство. Сегодня в свете особой ситуации, сложившейся вокруг нашей страны, мы понимаем это особенно остро. Одним из составляющих патриотизма является готовность защищать свою родину. Она формируется рассказами о защитниках Отечества, о героизме и мужестве нашего народа в дни тяжёлых испытаний. Но я убеждена, что одних бесед недостаточно, необходимо дать ребёнку прочувствовать, испытать те ощущения, которые и станут основой для формирования патриотических чувств.

Тема Великой Отечественной войны является одной из важнейших в воспитании школьников. На формирование военно-патриотического, гражданского воспитания оказывает влияние систематически проводимые мною занятия и внеклассные мероприятия, уроки мужества, посещения зала боевой славы. Дети много узнают нового о героическом прошлом нашего народа, о героях Великой Отечественной войны, о героизме наших земляков, ставшими Героями Советского Союза, о пионерах-героях. На примере их судеб школьники начинают понимать, что любовь к Отечеству должна быть действительной.

Каждый год 9 Мая учащиеся становятся участниками акции "Бессмертный полк", отдавая дань уважения своим прадедам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны и отдавшим свои жизни в борьбе с фашизмом.

Провожу встречи с детьми войны, участниками локальных войн. Воспитывая детей на ярких примерах, в контакте с интересными людьми, на делах, наполненных патриотизмом, - вот к такому воспитанию стремлюсь я. Чтобы такие мероприятия приносили должный результат, необходимо, чтобы сами дети стали активными участниками в их подготовке и проведении. При подготовке к встречам учащиеся с радостью принимают участие в оформлении кабинета плакатами и рисунками, изготовлении самодельных подарков, пишут письма, учат стихи и песни. Оформляли с родителями альбомы с фотографиями, наградами родственников, имеющих отношение к Великой Отечественной войне – «Я горжусь своими прабабушкой и прадедушкой».

В каждом ребенке живет тяга к героическому и удовлетворить эту потребность в определенной мере ему помогут книги о нашей Родине, о нашей армии, о трудовых подвигах народа. В этих книгах ребята находят отклик на свою мечту о профессии летчика, танкиста. Они стремятся стать такими же храбрыми, настойчивыми и умелыми воинами, как герои.

Вспоминая свои уже далёкие детские забавы во дворе, я как-то выделила одну из них, наиболее запомнившуюся. Мы называли эту игру «Борьба за знамя». Играли в неё просто на каком-нибудь поле, пустом пространстве одна команда против другой. Задача играющих проста – прорваться через разделительную полосу, через «границу», на половину площадки соперников, захватить охраняемый ими флаг и не поражённым вернуться на свою часть площадки. Перебежки, преследования, захват знамени, споры до хрипоты, столкновением и даже слёзы – всё это незабываемо. И я подумала, а наши дети, чем хуже, почему они не могут целенаправленно что-то кого-то охранять, испытать чувство ответственности за других, чувство взаимовыручки и чувство победы, радости.

Однажды, я рассказала своим ученикам об этой игре, кратко изложила правила. За какие-то 30 минут дети испытали такое чувство сплочённости, что увести команды с площадки опять на уроки было просто невозможно. Мощнейший выброс энергии детей, сильнейшая эмоциональная разрядка – при этом ни признаков усталости, подавленности проигрышем.

Отмечу, что в этой игре формируется особое отношение к знамени. Знамя приобретает иное качество, заставляющее участников игры в той или иной мере переживать за него, отстаивать его в испытаниях. Знамя имеет функции представительские, демонстрационные, символические. Приходит осознание того, что знамя нельзя сдавать соперникам.

В канун празднования Дня Победы в рамках акции «Знамя Победы» учениками класса совместно с волонтерами была изготовлена копия знамени. С ним гордо ходим на митинги, посвящённые Дню Великой Победы. Эта акция- мероприятие, которое заставляет громче биться сердца, побуждает задуматься о значимости Великой Победы для каждого жителя нашей страны, способствует формированию патриотизма, что очень важно во все времена и особенно в нынешнее непростое время.

Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества – это тот день, который вновь помогает детям окунуться в атмосферу любви к своей стране, нашим защитникам, испытать гордость за наш народ через спортивные мероприятия и игры, которые ежегодно проходят в стенах нашей школы под разными названиями, "Будем в армии служить" ,«Аты – баты, шли солдаты», « А ну-ка, мальчики!»«Один день в армии».

Самое главное в формировании патриотической личности в начальной школе необходимо понимать, что в одиночку школа, педагог не сможет справиться, обязательно должна присутствовать и ощущаться здесь помощь и роль родителей. Роль семьи чрезвычайно важна, так как именно родители оказывают сильное положительное влияние на становление личности, именно они формируют жизненные принципы и привычки, в семье ребенок получает самые первые жизненные уроки гражданственности и патриотизма. В связи с этим работа с родителями выстраиваться именно таким образом, что они включены во все сферы деятельности образовательного учреждения, в частности и в патриотическое воспитание своих детей. Не так давно была организована встреча с папой ученицы, который служил в Псковской дивизии.

С первого класса я знакомлю детей с дорогими для всех нас понятиями –семья, Родина. Вовлекаю детей в посильную для них поисковую деятельность, раскрываю перед ними страницы жизни их бабушек и дедушек, историю возникновения наших государственных праздников: День защитника Отечества, День Победы, День Конституции и другие праздники. Знакомятся с государственной символикой нашей страны: государственным флагом, гербом и гимном, страны, края, района, с правами и обязанностями российского гражданина.

Я глубоко убеждена в том, что подобные мероприятия прививают чувство ответственности за святыни нашей Родины, флаги, знамёна под которыми наши предки шли на битвы и которые никогда не сдавались без боя. Они создают основу для развития нравственно-патриотических качеств школьников, вызывают познавательный интерес к профессиям военнослужащих, формируют чувство уверенности в своих силах, укрепляют душевное и физическое здоровье.

Уважаемые коллеги! Это мы с вами формируем будущих патриотов нашей родины. Сегодняшние школьники – это наши будущие защитники.

Ладошка детская в твоей руке –
Как маленькое семечко доверия большого.
Кто трепета в сей миг не испытал
Не пережил признания такого,
Тот не поймёт, так в чём же жизни смысл
И в чём национальная идея…?
Они – в ребёнке! Это мой девиз! Я это знаю! И я в это – верю!

Патриотизм как нравственная ценность гражданского общества

В наше время, когда существует проблема отсутствия национальной идеи, необходимо уделять большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В основных государственных документах, определяющих общие направления развития образования, на первый план выдвинуты задачи воспитания гражданина.

Для начала дадим определения тех понятий, которыми мы будем оперировать в данной статье. Нам нужно разобраться, что же такое патриотизм и что такое гражданское общество.

Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных – индивидуальных или коллективных – интересов и потребностей . На сегодняшний день идут горячие споры по поводу того, можно ли считать российское общество гражданским или нет. Мнения расходятся. В данной статье мы должны рассмотреть патриотизм как нравственную ценность именно гражданского общества, поэтому будем считать, что оно все-таки в России существует.

Патриотизм - гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению .

Настоящий патриотизм проявляется в уважении к другим народам и странам, к их национальным обычаям. Это подтверждают слова профессора Московской Духовной Академии и Семинарии А. И. Осипова: «Патриотизм – это такая любовь к своему народу, при которой я не желаю зла никакому другому народу».

Академик Д. С. Лихачев считал, что «это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества». В формировании патриотизма должны участвовать все социальные институты (государство, школа, СМИ, семья и др.).

Как же сегодня обстоят дела в школе по данной проблеме? Ведь именно со школы начинается гражданское общество. Часто необходимая постоянная работа сводится к единичным воспитательным мероприятиям (выпуск газеты к Дню народного единства, конкурс «А ну-ка, мальчики!» к Дню защитника Отечества, урок Мужества накануне Дня Победы), которые являются малоэффективными. Так, например, в процессе подготовки к конкурсу «А ну-ка, мальчики!» в нашей школе в этом году в качестве домашнего задания нужно было подготовить презентацию на тему «Что значит быть защитником Отечества?». Презентация одного из классов свелась к тому, что девушка пела по-английски «We will rock you», а мальчики рядом с ней в такт топали ногами и хлопали в ладоши. Вот такое ныне странное понимание темы…

Сейчас как никогда важно использовать, к сожалению, последнюю возможность приглашать «живые легенды» - наших ветеранов Великой Отечественной войны на уроки Мужества, чтобы ребята имели возможность из первых уст услышать о том, как тяжело давалась Победа. Такие встречи помогают молодежи лучше ориентироваться в истории Отечества, «приблизить» далекое и не очень историческое прошлое к современному ученику, чтобы он воспринимал отдаленные от него события как часть самого себя.

Тесно связано с воспитанием патриотизма проведение военно-спортивной игры «Зарница», вновь набирающей популярность среди учащихся нашей школы. Опыт проведения игры «Зарница» показывает востребованность и важность военно-патриотического и физического воспитания молодежи. Участие в данном мероприятии развивает качества, которые необходимы будущему защитнику Отечества: смелость, твердость характера, физическая выносливость, сила воли. В нашей школе ребята с удовольствием участвуют в «Зарнице», она является стимулом к учебе, так как ребята с хорошей успеваемостью могут выезжать на сборы.

Хорошим воспитательным средством является посещение школьных музеев.

Слушая рассказы о выпускниках прошлых лет, об их героических поступках в годы войны, ребята задумываются о том, смогли бы они так поступить.

Не будем забывать, что мы воспитываем патриотизм не только во время внеклассных мероприятий. Каждый учебный предмет обладает большим патриотическим потенциалом, который необходимо реализовать. Так, например, рассказывая о великих русских ученых, писателях, деятелях культуры необходимо обращать внимание учащихся на то, что эти люди – граждане великой России.

Однако, по моему мнению, первостепенную роль в воспитании гражданина играет семья. Будет ли человек патриотом или нет, зависит от того, какие качества привьют ему родители. Школа только может помочь развить эти качества.

Хочется сказать, что патриотизм – добровольное чувство. Никого нельзя заставить любить свою страну. В этой черте – добровольности – патриотизм очень близко стоит к гражданскому обществу, является его частью. В советское время люди знали, что такое патриотизм, но думали о нем слегка в другом ключе – идеологическом. Сейчас мы живем в ином обществе, страна меняется, развивается. Нужно признать: новое поколение – другое. Но необходимо, чтобы у этих детей не исчезло чувство патриотизма. Нужно помочь им разобраться в истории своей страны, в себе самих. Родители и учителя в силах это сделать.

1

Статья посвящена научному анализу проблемы поиска ценностных оснований современного российского общества, определяющих национальное самосознание и особенности исторического пути России в общемировых глобализационных процессах. Сопоставляется место и значение феноменов «духовность», «гражданственность», «патриотизм» в общественном сознании россиян. Особое внимание уделено анализу роли религии в формировании русского типа культуры и типа ментальности русского народа. Обосновывается связь проблемы воспитания духовности, гражданственности и патриотизма с проблемой ценностных ориентаций российского общества, а также целей и смыслов педагогической деятельности. Обосновано, что основой патриотизма является духовность, понимаемая как соборность, религиозность русского самосознания, в то время как гражданственность, в отличие от патриотизма, предполагает выход за рамки эмоционально-ценностной сферы общественного сознания в сферу политико-правовую.

религиозно-этическое просвещение

духовно-нравственное воспитание

гражданско-патриотическое воспитание

ценностные ориентации

национальное самосознание

гуманизм

патриотизм

гражданственность

духовность

1. Валеева Л.Д. Антропоцентрическая модель педагогики: проблема формирования глобального сознания личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4; URL: www..11.2015).

2. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 2. - С. 1038-1041.

3. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. http://archive.kremlin.ru/text/appears/2000/07/28782.shtml

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). http://минобрнауки.рф/документы/922

В первой главе Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, через призму которой должны оцениваться все цели и результаты человеческой деятельности. Таким образом, гуманизм выступает одним из базисных принципов в утверждении конституционных основ российской государственности.

Предположительно в 1043 году, то есть за 950 лет до принятия действующей Конституции России, митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» ввел в употребление словосочетание «русский народ», заменив им привычное «русская земля»: этим понятием утверждается онто-генетическое единство русского народа, объединенного не столько общностью территории и хозяйственного уклада, сколько общей идеей поиска и реализации Божественной Благодати. В то время как идейно-смысловое содержание искомой «Благодати» претерпевает культурно-историческую трансформацию, формально принцип духовного единства русского народа как ценностного основания российской государственности остается неизменным вот уже почти тысячу лет. На эту незыблемость духовных основ нации неоднократно указывал в Ежегодных Посланиях Федеральному Собранию президент В.В. Путин, отмечая, что «культурные традиции, общая историческая память - это основа единства России... При всем обилии мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности» .

Такими непреходящими ценностями, составляющими ментальный каркас русского самосознания, выступают, прежде всего, духовность, патриотизм, гражданственность. Именно эти ценности служат фундаментом духовной целостности русского народа, цельности национального духа и самосознания.

Глобализация общественной жизни человека XXI века актуализирует проблему формирования нравственного самосознания народа, способного к усмотрению единого ценностного основания культурно-исторической, идейно-смысловой целостности народа. Формирование этой нравственной способности является важнейшей функцией культуры, религии, искусства, образования. «Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, ... - начало нового духовного подъема», - отметил В.В. Путин .

Духовные ориентации личности в мире ценностных абсолютов формируются в различных сферах социума: семья, образовательная среда, различные неформальные объединения, трудовые коллективы, сфера массовой информации, сфера искусства, досуга, среди которых ведущая роль в становлении ценностных ориентаций личности отводится системе образования. Именно в системе образования, формирующей ценностные ориентации и мировоззренческие основы жизнедеятельности юных граждан, закладывается образ будущего страны, определяется ее исторический путь и судьба. В связи с этим решение задач духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, ориентирующего молодежь на такие ценности общечеловеческого порядка, как гуманизм, любовь, свобода, верность, ответственность, долг, добро, справедливость, честность, честь, составляет стратегические приоритеты образования, обозначенные в утвержденной Федеральным законом Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года. В государственном документе отмечено, что формулирование заявленных в качестве приоритетных целей образования детерминировано потребностью преодоления социально-экономического и духовного кризиса российского общества, создания основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

В полном соответствии с Национальной доктриной образования задача духовно-нравственного воспитания детей нашла свое отражение в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, в котором определены критерии результативности и эффективности образовательного продукта - «1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий» .

Одним из направлений развития воспитания в нашей стране, как указано в утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является совершенствование гражданского воспитания, включающего, в частности, «...развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности...» .

Коллективизм, социальная солидарность в мирочувствовании русского народа определяются термином «соборность», где общество - не политический, а духовный организм, живая, эмоциональная динамичность, организующаяся не столько по законам государства, сколько по законам Божьим. Соборность - одна из ключевых черт самосознания русского народа. Тем самым включение религии в арсенал утверждаемых государством средств формирования духовной культуры молодежи и детства вполне оправдано, поскольку находит свое обоснование в ментальных пластах русской культуры и позволяет воссоздать целостный чувственно-понятийный образ российского народа, увязать его традиции исторического прошлого с ценностными ориентациями на новое качество будущего. Парадигмальным основанием религиозно-этического просвещения, позволяющим соблюсти принцип светскости образования, выступает культурно-исторический подход. Таким образом, опасения педагогической и родительской общественности по поводу того, что ребенок будет включен в идейно-символическое поле той или иной религии, оказываются беспочвенными: речь идет не о практике религиозного воспитания, а о духовно-нравственном воспитании посредством этического и религиозного просвещения. В сфере смыслов и ценностей религия и нравственность не только не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга, приводя мысль человека к осознанию солидарности человеческих существ, базирующейся на неких абсолютных единых основаниях жизни.

После распада СССР в условиях общекультурного кризиса системы ценностей и смысложизненных ориентиров произошли коренные изменения, прежде всего, в ценностном сознании молодежи, в котором ценности коллективизма и социальной солидарности заменяются утилитаристскими и гедонистическими ценностями индивидуального бытия. Патриотизм как фундаментальная социально-политическая и нравственная ценность вытеснился из сферы осознаваемого национального интереса «на задворки» коллективного бессознательного. В то время как в России деформация патриотизма приобрела форму некой аполитичности, депатриотизма и нигилизма (что выразилось, в частности, в негативной оценке ключевых вех отечественной истории), в некоторых республиках бывшего Советского Союза и стран социалистического лагеря под флагом возрождения национального и религиозного самосознания патриотизм стал приобретать черты национализма и ксенофобии. Для преодоления обеих опасных тенденций российская политическая, научная, педагогическая общественность настаивает на необходимости принципиально иных принципов формирования патриотического, духовно-нравственного, гражданского самосознания современной молодежи в условиях становящегося гражданского общества.

Структурообразующим принципом, обеспечивающим единство ценностных оснований русской культуры, выступает принцип гуманизма, человеколюбия в его не столько отвлеченно-формальном, сколько конкретно-чувственном проявлении. Любовь в ментальном пространстве русской культуры, пронизанной и напоенной духом православия, понимается как сила усмирения человеческой гордыни и себялюбия, умиротворения души и объединения человеческого рода именем единого Бога. Любовь истинного христианина - это духовная любовь к человечеству, к родной земле, это жалостливое участие к судьбе каждого человека, вписанного в общий контекст судьбы своего народа, страны, мира. Русский человек открыт миру, принимает и вбирает в себя мир во всем его многообразии, будучи готовым к взаимодействию с другими культурами. Такая живая, деятельная любовь, наполненная духовно-нравственным содержанием, в русском самосознании выступает основой патриотизма.

Патриотизм в христианском понимании коренится не столько в разуме, сколько в сердце как духовном средоточии жизни человека. Сердце здесь выступает «вместилищем» души, онтологическим базисом нравственных, познавательных, творческих способностей и действий человека, будучи неким глубинным механизмом объединения индивидуально-психических и мыслительных процессов, своего рода духовным эквивалентом мышления. Таким образом, патриотизм - это безусловное, неотрефлексированное, интуитивно-чувственное принятие ценности своего родного края, иррациональное чувство любви к своей земле, обществу, народу, в то время как рационализированное, выстроенное в политико-правовом контексте понимание принадлежности к государству, уважение основ государственности, сознательное участие в политической жизни государства, составляет основу социального чувства гражданственности . Если патриотизм (πατέρας - греч. отец), будучи обращенным к Отчизне (отец), Родине (род, родители, народ, природа), можно сказать, внедрен в бессознательные пласты психики, сущностен для человека и дан ему от рождения в своей чувственной явленности, то гражданственность обращена к государству, к его политико-правовым установлениям, добровольно и сознательно принимаемым законопослушным гражданином в обмен на государственные гарантии и блага.

Задача формирования гуманизма, патриотизма и гражданственности как ценностных приоритетов в самосознании молодежи не замыкается сферами молодежной политики и системы образования: она имеет сквозной характер и лежит в основе всех качественных изменений в прогрессивном общественном развитии. Ведь чтобы человек мог наиболее полно проявить свой человеческий потенциал добра, творчества, любви, то есть стать более человечным, общество должно быть нацелено не только на духовно-нравственное саморазвитие и воспитание человека, но и на создание гуманных условий его самореализации. Как не любить и не гордиться Отечеством, которое создает человеку свободное пространство саморазвития, свято стоит на защите его достоинства и обеспечивает достойный уровень жизни?

Благодаря демократическим преобразованиям в российском обществе все сферы социального бытия, выйдя из-под всевластия коммунистической идеологии, оказались под властью денег. Процессы коммерциализации затронули даже сферы образования и искусства, то есть те социальные институты, которые по своей сути призваны противопоставлять утилитаристским и потребительским ориентациям людей идеалы гуманизма, патриотизма и высокой духовности. «Творчество с его эстетическим характером есть один из видов «пограничной ситуации», погружающей человека в переживание подлинного бытия, позволяющей ощутить личности экзистенцию, дающей тот опыт трансцендентного, который и составляет нашу духовность» . Между тем массовая культура с ее суррогатами человеческих норм и форм бытия несет в себе угрозу дегуманизации личности, расшатывания основ национального и культурного своеобразия, этических, эстетических и этнических критериев должного и ценного.

Способность человека подниматься над своими узкопрагматическими интересами во имя утверждения высших нравственных ценностей определяется как духовность, то есть духовность есть реализованная человеком любовь к ценностям нравственного порядка. Духовность в этой связи вбирает в себя понятие гуманизма: если духовность - это любовь к ценностям, то гуманизм есть любовь к важнейшему элементу в ценностной иерархии - человеку. В то же время гуманизм, как уважение и любовь к человеку, осознание ценности человеческой жизни и достоинства, его счастья, самосовершенствования, физического, психологического и духовного здоровья, выступает понятием большей степени общности по отношению к понятию патриотизма . Если гуманизм предполагает любовь к человеку вне зависимости от его национальной, государственной, конфессиональной принадлежности, то патриотизм оказывается перенесением принципа гуманизма на почву социального бытия, будучи формой уважения и любви к своей Родине, народу, его традициям, ценностям, духовному наследию в целом. Таким образом, понятия духовности, гуманизма, патриотизма фиксируют разворачивание спирали любви от ее абстрактных безличных форм к конкретным формам и нормам бытия человека как существа национального.

Итак, в основе и духовности, и гуманизма, и патриотизма лежит любовь , которой сейчас так мало в мире прагматизма. Современное общество - это общество потребления, где главным критерием успешности и результативности жизненного пути является уровень дохода. Между тем любовь противостоит прагматизму и расчету: если мерилом любви становятся деньги, о любви не может быть и речи. Легко любить богатую сильную Родину - но бедная слабая Родина еще более нуждается в нашей любви, ибо только искренняя безусловная любовь делает и человека, и Родину, и государство сильнее.

Построение образовательного пространства на основе принципа любви противостоит попыткам «возврата и внедрения прагматических моделей, которые главной в процессе воспитания делают культуру потребителя, а не хранителя и ретранслятора всемирных материальных и духовных ценностей» . Прагматизм, выхолащивающий высший смысл человеческой активности, обрекает человечество на скатывание в бездну лжебытия, где реальность подменяется симулякрами, ценность - ценой, уникальное место человека в ценностном составе бытия - его социальным статусом в иерархической системе распределения материальных благ и властных полномочий.

Формирование чувства любви к Родине, долга, ответственности перед обществом, осознание себя самозначимой единицей общества и государства, развитие способности и потребности в оценке социального мира и самого себя через призму высших духовных абсолютов, позволяет человеку преодолеть отчуждение от своей родовой сущности, от природы, от общества, от государства. Только такое слияние с обществом, где Я равно целому, сливаясь с ним, но не растворяясь в нем, где соблюден принцип гармонизации процессов индивидуализации и коллективизации, делает человека счастливым: недаром слово «счастье» можно расшифровать как «со-часть». Чувство принадлежности на правах равного самоценного партнера к чему-то большему, значимому, первичному, ценному по определению, утверждает человека в собственной ценности, придавая глубинные основания его личному бытию. Формирование такого счастливого человека, способного жить в обществе и трудиться на его благо, ощущая генетическое и идейное родство с коллективной общностью, является целью системы образования .

Рецензенты:

Фатыхова А. Л., д.п.н., профессор кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского госуниверситета, г. Стерлитамак;

Маджуга А. Г., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Библиографическая ссылка

Сабекия Р.Б., Аскарова Г.Б. ДУХОВНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23616 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Что еще почитать