Влияние телевизора на развитие детей. Влияние телевизора и компьютера на здоровье и психику детей. Влияние телевидения на детей

Телевизор и ребенок - стереотипы по поводу этого союза встречаются резко противоположные. Одни считают телевизор жутко вредным для ребенка. Другие убеждены, что телевизор способствуют развитию ребенка и лучше всего занимает малыша на время, необходимое родителям. Что же на самом деле?


Телевизор смотрят все годами. Он не вреден!

Отсутствие вреда от телевизора - это огромное заблуждение. Во-первых, телевизор в большом объеме вызывает зависимость. Во-вторых, просмотр ТВ провоцирует формирование инфантильности. На самостоятельное решение проблем человеком, который с детства зависим от ТВ, можно не рассчитывать. Телевидение приучает ребенка к восприятию мира, далекого от реальности. Просмотр телевизора не развивает нашу логику, не учит осмыслению фактов, образов. Зато регулярное просиживание у экрана стимулирует развитие импульсивности, неорганизованности и убивает мотивацию. Аутизм, синдром дефицита внимания , ожирение, сахарный диабет - об этом предупреждают нас ученые в случае постоянного просмотра телевизора. Удивительным является тот факт, что зависимость от ТВ приводит к раннему половому созреванию у девочек.


Телевизор - лучшая возможность занять ребенка

Оставить ребенка наедине с телевизором - самая безопасная возможность занять ребенка надолго. Так считают многие современные мамы. Да, вред телевизора не особо очевиден физически, но влияние на психику происходит в существенной степени. К тому же, психологи уверены, что особенно в раннем возрасте ребенку можно смотреть телевизор только в присутствии взрослых, с их комментариями. И всё же психологи допускают такой досуг в минимальных временных рамках.


Пусть телевизор работает - всё равно ребенок ничего не понимает

Очень часто родители включают телевизор фоном при маленьком ребенке или позволяют себе просмотр разных передач с уверенностью, что ребенок еще ничего не понимает. Психологи уверены, что на развитие ребенка негативное влияние имеет даже неосознанный просмотр ТВ до 2-х лет. Идеально, если дети этого возраста не будут присутствовать при включенном телевизоре. Отрицательное влияние на нервную систему, утомляемость глаз провоцирует даже отвлеченная смена кадров - их 24 в секунду. Ритмическая стимуляция светом сетчатки глаза может вызвать фотосенситивную эпилепсию. Также неосознанный просмотр телевизора может вызывать бессонницу, головную боль, упрямство, капризы, заикание, судороги и даже истерические припадки.


Телевизор в детской комнате - это вполне нормально

Телевизор в детской комнате влияет на снижение тестовых показателей успеваемости в обучении у младших школьников. Это доказало исследование ученых Стэнфорда. Кроме того, телевизор в детской комнате не позволит контролировать, что именно смотрит ребенок. Идеально иметь телевизор в общей комнате, где родители могут принимать участие в каждом просмотре.


Страшные сцены на ТВ - агрессия у ребенка

Данное убеждение имеет несколько нюансов. Агрессия на экране по-разному влияет на мальчиков и девочек. Увеличение агрессии в отношении сверстников, родителей после просмотра сцен с агрессией или скрытой агрессией было отмечено в поведении мальчиков. У девочек таких результатов не зарегистрировано. Кроме агрессии, страшные сцены вызывают ночные кошмары, заикание и различные детские страхи .


Мультики по телевизору - безопасны для ребенка

Несмотря на то, что мультфильмы для детей - это ориентированная на детский возраст продукция, вред от них доказан рядом исследований. Российские психологи высказали убеждение, просмотр детской продукции на ТВ без должного контроля провоцирует угасание функции продолжения рода. Американские исследователи доказали, что мультфильмы с частым мельканием изображения способствуют развитию поведенческих проблем, дефицита внимания у детей 4-х лет.

Психологи убеждены, что телевизор может не иметь ограничений только для детей после 16 лет. Избежать телевидения в нашем мире практически невозможно, но в силах родителей предупредить зависимость ребенка от телевизора и снизить риски его влияния.

Современная жизнь невозможна без телевидения, в жизни семьи и ребенка фильмы и передачи, транслируемые по центральным и кабельным каналам, играют огромную роль. Но всегда ли просмотр телевизора полезен ребенку, особенно в дошкольном возрасте? Не пытаются ли родители, выкраивая для себя толику личного времени, переложить на масс-медиа воспитательные функции?

Телевидение выступает самым влиятельным средством коммуникации, участвующим в социальных изменениях, свидетелями которых мы являемся, но пройдут годы, прежде чем мы узнаем о его реальном воздействии на общество.

Во многих странах телевидение «идеологически ангажировано» и нацелено на продажу чего-либо. У него специфическая моральная ориентация, которая ставит родителей в очень сложное положение: к их принципам воспитания не проявляется уважение, к тому же телевидение встает на пути свободного выбора того, что они хотят смотреть. Так чего же от просмотра телевизора больше – пользы или вреда?

Родителям о влиянии телевидения на развитие детей

Дети учатся, когда обращают внимание на что-либо, потому что есть воля, которая решает, стоит ли ситуация, в которой они находятся, этого усилия. В действительности они «обращают внимание» в школе или детском саду менее 50 % времени, проведенного там. Дома процент, в зависимости от более или менее прямого присутствия их родителей, падает до 27 %. Но когда они смотрят телевизор, уровень внимания составляет приблизительно 95 %. Это показывает, что подходящего времени для обучения перед телевизором больше, чем в школе или семейном кругу. Эти статистические данные действительны для детей до 10 лет.

Два фактора изменяют эти цифры для старших детей:

  • они предпочитают проводить время со своими друзьями или на улице;
  • более высокие требования в школе: необходима большая концентрация внимания в классе и усилия для выполнения домашней работы, а это означает, что для телевидения остается меньше времени.

На каком уровне воспитания детей работает телевидение? Нет сомнения в ответе - в сфере воли. Оно стремится изменить желания людей.

Программ, посвященных единственной теме, например физике, истории или некоторым видам спорта, относительно немного, их прямая цель - представить зрелище.

С другой стороны, нам усердно навязывают нормы поведения и постоянно рассказывают об образе жизни, отношению к определенным ситуациям, хорошем или плохом поведении - все это действия воли перед лицом различных обстоятельств. И это поддерживается большинством программ. 80 % содержания новостей и программ о текущих событиях связано с поведением людей.

Что касается этических или моральных задач программ, тут не нужно далеко ходить, чтобы обнаружить, что ТВ-индустрия преследует в основном финансовые и политические цели. Секс и удовольствие привлекательны, а уровень вседозволенности соответствует моральным и этическим ценностям людей, создающих телевизионные продукты. О каком же положительном влиянии телевидения на детей может идти речь в этом случае?

Проблема для родителей может быть решена в том случае, когда есть достаточно хороших каналов, чтобы иметь возможность выбирать с большей свободой.

Родители маленьких детей должны понимать, что если телевидение показывает нечто относящееся к сфере повседневности, оно предлагает образцы для подражания, сообщает через экран о том, что приемлемо, а что нет; и чем чаще эти сообщения повторяются, тем больше людей следует за ними - хорошо это или плохо.

У взрослых имеются критерии отбора, которые предупреждают их о том, что подходит, а что нет; они знают, что приемлемо и что следовало бы отклонить. Ребенок обычно не обладает этой проницательностью, и все, что он воспринимает, легко становится его собственным стандартом поведения. Размышляя о роли телевизора в жизни семьи, не забывайте, что ребенок постоянно принимает сообщения, оказывающие на них влияние, с того момента, как начинает учиться говорить.

Влияние телевидения на дошкольников: плюсы и минусы

Дети учатся за счет повторения и при наличии образца, который они могут копировать. Приблизительно до 12 лет дети сильно привязаны к тому, что повторяется, и это результат, казалось бы, естественного стремления учиться. Например, они зачарованы рекламными объявлениями, нетерпеливо ожидают их появления, знают их наизусть, вплоть до мельчайших деталей.

Говоря о влиянии просмотра телевизора на ребенка, плюсах и минусах всевозможных телепередач, нужно четко осознавать, что есть моменты, когда эффект повторения провоцируется подсознанием, которое продолжает напоминать о конкретном образе. Это повторяется чаще, чем необходимо, и таким образом впечатывается в сознание. Подобное явление возникает после сюжетов, которые произвели на нас впечатление непристойностью или жестокостью, или по каким-то причинам потрясли либо удивили нас. Одно является бесспорным: после того, как мы выключили телевизор, неважно, читаем ли мы что-то или лежим в кровати, этот сюжет всплывает снова и снова, и мы по-прежнему думаем о нем.

Будучи взрослыми, мы отклоняем что-то, что считаем нравственно недопустимым, но подсознание настойчиво возвращает образ, и отказаться от него нелегко.

Представьте, что в этой же ситуации происходит с ребенком, сила воли которого еще недостаточно развита и сильна, чтобы отклонить нравственно нежелательное, или чья совершенная чистота не предупреждает его, что ему не следует так поступать. Если телевидение в жизни ребенка займет слишком большое место, он станет вновь и вновь переживать увиденную сцену, пока она не будет навсегда запечатлена в его памяти, как и другая подобная информация. Это подсознательное обучение будет часто влиять на поведение ребенка в дальнейшем.

Стоит отметить и положительное влияние телевидения на дошкольников, ведь это прекрасный инструмент для передачи знаний и ценностей; и если они позитивны и соответствуют нормам морали, то телевидение - отличное средство воспитания.

Хорошо иметь оптимистический взгляд. Телевидение, используемое должным образом, может быть полезным.

Конечно, нельзя переложить процесс воспитания исключительно на телевизор, но жизненно важно вовлекать людей, имеющих здравые моральные принципы, в производство и продвижение программ хорошего качества и даже в создание новых телевизионных каналов.

При этом важно тщательно выбирать телевизионные программы и видеосюжеты для семейного просмотра, а также учить детей выборочно и умеренно использовать телевидение, так чтобы извлекать из них выгоду, а не вырабатывать привычку тратить на них время. Телевизор в жизни ребенка – это современные реалии, но он не должен выступать в роли главного воспитателя.

Статья прочитана 857 раз(a).

У каждого из авторов этой статьи многолетний педагогический стаж. Мы имели возможность наблюдать постепенное внедрение в жизнь кино и телевидения, а потому можем анализировать и сравнивать «дотелевизионный» период с нынешним. И с педагогической и с психологической точки зрения мы вынуждены прийти к выводам, вызывающим большую тревогу.

Для того чтобы эти выводы не показались читателю субъективными, должны сказать, что мы провели обследование (с помощью анкет, бесед и наблюдений) шести классов (второго, третьего, четвертого, шестого, двух девятых) одной из Могилевских школ.

Сравним, прежде всего, книги и телевидение (кино) по качеству и объему информации, по доступности и силе воздействия.

Качество информации, даваемой книгой и телевидением, совершенно различно. Восприятие книги всегда понятийно, книга воспринимается лишь при условии размышления. Никакой образ не может нести в себе ту меру обобщения, которую несет слово. Вот почему, как бы хороша ни была экранизация какого-либо художественного произведения, она всегда неизмеримо беднее этого произведения - и беднее прежде всего мыслями. Каждый это хорошо знает (вспомните хотя бы хорошую экранизацию «Войны и мира» - не говорим уж о посредственных экранизациях).

Информационно книга несравненно богаче. Кроме того, она обязательно требует интеллектуальных усилий, активной мысли, воссоздающего воображения. Книга развивает мышление человека, обогащает его словарный запас, развивает его речь, его воображение.

Телевидение и кино воспринимаются прежде всего как живой образ действительности. Разумеется, хороший фильм или телепередача может дать и дает пищу мышлению, и неподготовленный зритель (а ведь мы сейчас говорим о детях) может так и остаться на «эмоциональном уровне», тем более что сами по себе образы телевидения и кино так впечатляющи…

Чтение книги так или иначе затрудняет, требует умственного напряжения. Без таких усилий читать «неинтересно», так как многое окажется непонятным и чтение вызовет скуку.

Телевидение (кино) можно смотреть и без всякого интеллектуального усилия, и даже порой без понимания: мелькающие образы все равно развлекают, как развлекает «глазение» в окно на улицу.

Конечно же, телевидение и кино имеют свои достоинства, которыми не обладает книга. Только они могут через образ дать человеку новый опыт, даже такой, который в реальности невозможен (например, живо показать исторические события прошлого или дальние страны).

Вывод один: телевидение может быть лишь дополнением к реальности и книге. При разумном использовании - очень важным и полезным дополнением, помогающим приобрести новый опыт, позволяющим обогатить ум и душу человека, воздействующим через образ и на моральную сферу человеческой личности.

Но в силу перечисленных выше особенностей телевидение требует умелого обращения - иначе оно может увести от интеллектуального развития, увести и от реальной действительности, заменив ее развлечением, жизнью в «псевдореальности».

Если телевидение заменяет книгу или реальное действие, если часы досуга человек проводит в основном за телевизором, если он почти не читает, не общается с близкими, с друзьями, не бродит по лесу - то, как бы ни были интересны передачи, которые он смотрит, все равно - духовное оскудение неизбежно.

Влияние телевидения и кино на детей особенно сильно, тем более что они определенным образом связаны с особенностями восприятия ребенка - он ведь только учится осмысливать мир. Так вот - помогает ли телевидение развитию этой способности осмысления? Или, предлагая ребенку зрелище, оно как бы замораживает его на данной стадии развития?

Все зависит, разумеется, от того, разумно ли пользуются телевизором в семье. К сожалению, приходится наблюдать, как сплошь и рядом пользуются им «стихийно», отнюдь не задумываясь о том, что хорошо и что плохо для развития детей, или о том, насколько это целесообразно - проводить свой собственный досуг, каждый вечер глазея на экран и по существу даже не общаясь друг с другом.

Ежевечернее сидение семьи у телевизора отдаляет ее членов друг от друга. И никакая информация, получаемая по телевизору, не восполнит того духовно-эмоционального и умственного оскудения, к которому неизбежно ведет «недостаточность» в отношениях близких людей, особенно если речь идет о детях.

Существует мнение, что современные дети «много знают» и «очень развиты».

Действительно, дети теперь больше знают, скажем, о внешнем виде городов и стран, так как видели их на экранах (раньше могли только читать и смотреть картинки). Но «внутренняя суть» и городов, и стран им отнюдь не стала более известной.

Знают они теперь много о контрразведчиках и детективах - но что знают? Схватывают лишь внешнюю сторону событий - схватки, преследования, стычки…

Дети теперь в курсе спортивных соревнований, модных песен, разнообразных танцев и КВН. Но значит ли все это, что дети теперь интеллектуально и морально более развиты, чем их сверстники 10 лет назад, выросшие и развивавшиеся без телевидения?

В большинстве семей есть книги и музыкальные инструменты, телевизор и различные игры. Сам уровень образования родителей стал гораздо выше. Дети нормально питаются и хорошо одеты. Казалось бы, есть все необходимое для высокого интеллектуального и морального развития. Но, сравнивая нынешних наших учеников с теми, кого мы учили лет 15-10 назад, мы не видим слишком уж большой разницы.

Словарный запас детей не стал богаче. Пожалуй, более, чем прежде, речь детей, поступающих в школу, засорена жаргонными и бранными словами. Дети менее любознательны. В первом классе их трудно увлечь уроком - они не хотят размышлять и ждут, что учитель будет им что-то показывать и как-то развлекать, у них нет привычки к умственным усилиям. Они привыкли получать интересное без всякого интеллектуального напряжения.

Проходит немало времени, пока удается увлечь детей радостью узнавания нового. В «дотелевизионный» период ничего подобного не было: интерес возникал с первых же уроков и носил более глубокий характер. Тогда и к приготовлению домашних заданий дети относились с большей ответственностью и старанием, интерес же к художественной литературе, к книге был неизмеримо большим. Ведь простое созерцание телепередач не требует умственных усилий; дети и не умеют прилагать их. Они привыкли смотреть только то, что «интересно» в их понимании, то есть то, что развлекает их. Если им предлагается неразвлекающий материал - они не могут сосредоточиться. Младшие школьники тратят минимум 3 часа в день (зачастую же - 5-6 часов) на просмотр телепередач. Смотрят и утром, и вечером, были случаи, что и до часа ночи, смотрят без разбора все подряд.

Мы наблюдаем у наших нынешних учеников и отставание в ряде навыков. Так, навык чтения формируется медленней, так как дети мало читают. В грамматике они труднее усваивают любые орфограммы русского языка, так как у них недостаточен опыт зрительного запоминания написания слов, который обязательно приобретается при чтении. Письменная речь нынешних наших учеников отстает от письменной речи прежних. Во-первых, у нынешних беден запас слов, во-вторых, мало читая, они редко сталкиваются с красивыми оборотами речи, метафорами, сравнениями. Описать, например, красоту весны или осени им очень трудно. Сочинения на эту тему даже в четвертом классе крайне скудны и примитивны, тогда как прежде в этом возрасте дети в какой-то мере владели поэтическим языком.

Должны оговориться - при обучении по новым программам запас слов стал больше, дети лучше владеют ими. Дело в большей активности и самостоятельности детей при изучении языкового материала. И все же по-прежнему читают дети мало, речь их развита недостаточно.

Размышляя над проблемами, которые ставит телевидение перед нами, учителями, нашими учениками и их семьями, мы пришли к выводу, что прежде всего детей нужно учить смотреть кино и телепередачи так, как мы учим их читать - глубоко разбираясь в читаемом.

- Е. Андреева, кандидат педагогических наук, М. Моросникова, М. Шлопак, учителя г. Могилев

У вас в доме появился ребенок? С этим знаменательным событием придется многое поменять в своем распорядке дня. Особое внимание следует уделить просмотру телевизора. На первый взгляд кроха с большим интересом наблюдает за мельканием на экране, отвлекается и затихает. Такой эффект нравится родителям, которые могут заняться в это время своими делами. Однако в первую очередь нужно проконсультироваться у врача и выяснить, можно ли грудничку смотреть телевизор.

Мнение педиатров

Очень часто у каждого врача есть собственный взгляд на ряд вопросов, касающихся профилактики и лечения. Однако говоря о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, они проявляют удивительную солидарность. До года включать голубой экран в комнате, где находится малыш, не рекомендуется. Постарайтесь делать свои дела в то время, когда малыш отдыхает, а просматривать любимые телепередачи вечером, когда кроха спит в своей кроватке. Однако мамы часто не соблюдают эти рекомендации и при каждом удобном случае предлагают ребенку посмотреть яркий мультик. Почему не стоит этого делать, мы с вами сейчас и поговорим.

Раннее развитие

Говоря о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, очень важно вспомнить физиологию. Ведущие нейропсихологи авторитетно заявляют, что просмотр телепередач до года тормозит развитие и вызывает зависимость. Вам кажется, что ребенок еще не понимает происходящее на экране, а многие полагают, что смена ярких картинок, наоборот, действует на него положительно, так как стимулирует работу головного мозга. На самом деле это не так. Конечно, белые стены не стимулируют развитие, однако существует множество картинок-стимулов или игрушек, которые можно чередовать между собой. А вот динамичная картинка со звуковым рядом, на которую дети всегда обращают внимание, вызывает переутомление и истощение нервной системы.

Что взамен

Как видите, ответ на вопрос о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, однозначно отрицательный. Несмотря на то что малыш не улавливает смысл, ему нравится разноцветное мигание. Однако никакой пользы такой просмотр не дает. Телевизор является сильнейшим эмоциональным раздражителем, поэтому не удивляйтесь, если кроха начнет часто просыпаться но ночам.

До года жизнь ребенка должна быть очень насыщенной. Мозг растет и требует пищи для своего развития. Поэтому очень важно покупать познавательные игрушки, с которыми можно построить некоторый смысловой ряд. Но наиболее полезно слушать музыку. Она учит чувству ритма, а значит, очень скоро кроха начнет двигаться в такт и пытаться подпевать. Поэтому музыка может играть дома практически постоянно.

Опасности

Конечно, стремление родителей включить голубой экран понятно. У них есть много дел по дому, встречи и друзья, проблемы, на решение которых нужно время. Однако с каждым днем время, которое малыш проводит перед телевизором, становится все больше. Двухмесячный ребенок может целый день лежать и смотреть на мелькание образов на экране, пока мама крутится по делам. В результате нормальное общение с малышом сводится к минимуму, то есть ограничивается гигиеническими процедурами и кормлением. Ситуация далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Ребенок растет обделенным в общении, а значит, его развитие сильно отстает от возрастной нормы. У малыша не развивается моторика, запаздывает речь.

Основной вред

Он заключается в том, как видят новорожденные дети мелькания на экране. Как только включается красочный мультик, на ребенка обрушивается ливень из несвязных образов и оглушительного звукового ряда. При этом общего смысла в силу возраста он уловить не может. Непосредственно же сама вредность зависит от длительности воздействия раздражителя. Чем больше времени малыш остается перед голубым экраном, тем более это опасно для его здоровья. Так как видят новорожденные дети не осмысленную картинку, а лишь ряд образов, внимание быстро притупляется. В результате мы имеем синдром дефицита внимания, а также низкий его уровень. В последнее время это стало настоящей проблемой поколения.

Сегодня специалисты постоянно проводят исследования, изучая влияние телевизора на ребенка. В результате они все больше приходят к мнению, что чем меньше малыш будет проводить времени в комнате с работающими приборами, тем лучше для его здоровья. Пока не является доказанным фактом, но есть предположения, что телевизор отрицательно влияет на соматику Частое нахождение вблизи работающего прибора провоцирует нарушение зрения и работы пищеварительной системы. На сегодняшний день проводятся многочисленные исследования на мелких домашних животных. Это хомячки, морские свинки и декоративные птички. Постоянное нахождение в комнате с работающим телевизором угнетающе действует на их организм, вызывая преждевременную гибель. Конечно, животные и человек сильно отличаются между собой. Однако лучше не рисковать здоровьем своего малыша.

После года

Ребенок растет, ему уже идет второй год, и теперь он уже вполне в состоянии сам пользоваться пультом. Однако подождите передавать ему контроль. После года педиатры разрешают показывать деткам мультики, которые предназначены для детей этого возраста. Это обычно короткие сюжеты, не слишком яркие и не перегруженные эмоционально. Практически все они содержат короткие песенки. Часто качественный развивающий материал включает демонстрацию картинок животных и птиц, букв и цифр, объектов окружающего мира. Двухлетний, равно как и двухмесячный, ребенок нуждается в постоянном общении с матерью, он должен чувствовать тепло рук, ласковый голос каждый день, а не от случая к случаю.

После двух лет

Ребенок и телевизор - это проблема, которая появилась только в наше время. Еще сравнительно недавно на голубых экранах можно было утром посмотреть новости, затем один короткий мультик, а после до вечера ничего, кроме сетки, не транслировалось. Вечером для детей шла программа «Спокойной ночи» и показывался короткий мультик. А сегодня у каждого большой пакет кабельного телевидения, где как минимум 2-3 канала целый день крутят мультики. Плюс неограниченный доступ к интернет-ресурсам. Поэтому задача родителей - контролировать своих детей.

После двух лет допустимо в день смотреть мультики не более 30 минут в день. Обязательно каждый просмотр должен иметь определенную тематику. После чего обязательно обсудите увиденное, нарисуйте героев и придумайте им свои имена. Можно вырезать каждого и поставить мини-спектакль. Только так просмотр мультиков будет не только безопасным, но и полезным.

Прочитав нашу статью, вы поймете, что в одной квартире могут вполне мирно уживаться ребенок и телевизор, нужно только правильно руководить распорядком дня, а также соблюдать ряд рекомендаций. Во время просмотра расстояние до голубого экрана должно составлять не менее двух метров. Вечером желательно его не включать совсем, а если свободное время выпадает только на это время суток, то обязательно включайте свет. Иначе нагрузка на хрусталики будет слишком высокой.

Второй момент: нельзя кормить малыша за просмотром мультика. Дети очень быстро к этому привыкают и скоро откажутся принимать пищу без интересной серии. Помимо этого, нужно учитывать, что во время просмотра телевизора мозг ребенка занят, а значит, происходит нарушение пищевого поведения, и полученные полезные вещества не усвоятся так, как нужно.

Если ребенок смотрит телевизор в разное время, ему будет сложно выработать определенный режим. И снова на ум приходит опыт советского телевидения. По выходным дням, утром, показывали одну серию интересного мультика, а по будням был только короткий вечерний показ перед сном. Все ребята прекрасно знали распорядок и ждали определенного времени. Попробуйте установить у себя дома такую же систему, например включать телевизор или компьютер утром, когда малыш только встал и хорошо концентрирует внимание.

Как отучить ребенка от вредной привычки

К сожалению, большинство родителей поздно понимают, что ребенок стал проводить перед голубым экраном слишком много времени. А ведь беду можно предотвратить, если вы будете знать, что можно грудничку. Чем больше вы будете проводить времени на свежем воздухе, гулять в парке, играть в ладушки и другие детские игры, петь ему песенки и рассказывать сказки, тем здоровее будет расти малыш. Упустив время, отучить от волшебного ящика уже не так просто. В принципе, у этой проблемы лишь одно решение. Нужно как можно реже включать телевизор или компьютер самому и помочь ребенку оптимизировать свой досуг, наполнить его интересными занятиями.

Татьяна Савкина
Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Влияние просмотра телевизора на детей дошкольного возраста

Каждый родитель пытается дать своему ребенку все самое лучшее, наполнить его жизнь интересными и полезными занятиями. К просмотру телевизионных передач отношение весьма неоднозначное. Многие молодые люди уже давно отказались от этого устройства в доме вообще и предпочитают телевидению Интернет . Но для ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста , не так важно, телевизор или интернет , гораздо важнее - стоит или нет.

Однозначного вреда, как и однозначной пользы, просмотр телевизора ребенку принести не может, это понятно даже людям далеким от вопросов воспитания и детского здоровья. Попробуем разобрать все спорные моменты, рассмотреть все плюсы и минусы и определить, стоит ли позволять ребенку смотреть телевизор , а если стоит, то когда и сколько.

Какой вред может принести ребенку просмотр телевизора ?

Детям очень нравится смотреть телевизор , они быстро привыкают проводить свое время возле цветного экрана. Хорошо ли это?

С одной стороны, дети получают новую информацию в доступной для них форме, форме мультфильмов или специальных передач, рассчитанных на их возраста и особенности восприятия детьми именно такого возраста . Но с другой стороны, дети попутно получают массу ненужной для них информации. Да и кроме того, даже в детских мультфильмах, к сожалению, присутствуют сцены, которые могут напугать ребенка, научить его чему-то нежелательному. Возможный подтекст, который вкладывали создатели детского контента в свою продукцию, малышами может быть понят совсем не так, как задумывали авторы.

Поэтому важно, чтобы ребенок не оставался один на один с телевизором . Чтобы рядом с ним находился взрослый, который мог бы обратить внимание на поведение героев и вовремя разъяснить, почему такое поведение героя и такие его поступки нехороши.

Постоянный просмотр телевизора не дает развиваться в ребенке очень важным способностям : способности фантазировать и способность самообучаться. «Дети телевизора » не умеют играть в ролевые игры, чаще всего они лишь воспроизводят увиденное на экране в процессе своей игры. Они не придумывают новых персонажей, используя только известных героев, им достаточно той информации, которую они черпают из телепередач , они гораздо в меньшей степени «почемучки» , их информационный голод удовлетворяет телевизор .

Печально, но для многих родителей это очень удобно - ребенок занят, он в безопасности, он чему-то там учится, не пристает и не мешает.

Постоянный просмотр телевизионных передач приводит к задержке речевого развития, ведь речь развивается в диалогах, в попытках донести свое мнение, задать свой вопрос , в попытках отстоять свои детские убеждения. А какие диалоги могут быть с телевизором ?

Долгое сидение возле телевизора приводит к гиподинамии. А ведь ребенок, особенно ребенок младшего возраста , должен бегать, прыгать, карабкаться, короче говоря, быть подвижным большую часть времени. Это очень важно для его дальнейшего физического развития. Именно в этом возрасте закладываются такие важные физические параметры, как ловкость, выносливость, гибкость.

Во многих семьях, особенно, если в семье ребенок-малоежка, принято совмещать приемы пищи с просмотром телевизора . «Под мультик» очень удобно кормить ребенка. Увлекшись происходящим на экране, малыш съест всё, что приготовила для него мама. Это весьма опасная практика, ведь таким образом у ребенка формируется неправильное пищевое поведение. Еда у ребенка начинает ассоциироваться с развлечением, и может сформироваться привычка переедать, и как следствие переедания и гиподинамии, развиться ожирение.

Длительный просмотр телевизора самым пагубным образом влияет на зрение ребенка . Быстро сменяемые кадры, постоянное дрожание картинки, которые вроде бы не очень заметны, тем не менее мышцы глаза на него реагируют. Строение человеческого глаза таково, что для сохранения зрения 70% времени он должен смотреть вдаль и лишь 30% времени рассматривать то, что находится вблизи. Жители мегаполисов и так лишены возможности соблюдать условия для сохранения здорового зрения, поскольку смотреть вдаль в крупных городах не очень-то удается. А дополнительная нагрузка на зрение в младшем дошкольном возрасте способствует тому , что в школьном возрасте у детей может развиться близорукость.

Просмотр телевизора в режиме нон-стоп приводит к эмоциональной усталости, рассеянности и неспособности сконцентрироваться на предмете просмотра . Если отвлечь ребенка от просмотра , а потом спросить , о чем шла речь в мультфильме или передаче, то ребенок не сможет ответить, потому что внимание его было поверхностным.

Кроме того, некоторые детские мультфильмы и телепередачи у особо эмоционально нестабильных детей способны вызвать проблемы, которые негативно повлияют на их дальнейшую жизнь. Страх темноты, чудовищ, катаклизмов может возникнуть у ребенка после просмотра контента , который не предназначен для детей его возраста . Работать с такими иррациональными страхами очень сложно, порой вырастающие дети тянут их за собой во взрослую жизнь.

Телевизор лишает ребенка и его родителей самого главного - живого общения, без которого между членами семьи не выстроятся правильные отношения, не получится уникальной семейной атмосферы, которую мы, став взрослыми, вспоминаем с теплотой и нежностью.

Неужели всё так плохо?

Конечно же, превращать обычный электронный прибор в деструктивного монстра не стоит. А уж тем более не стоит обвинять телевизор в плохом влиянии на детей . Если использовать его влияние правильно и дозировано, то телевизор может стать неплохим помощником для родителей и добрым приятелем для детей .

Не секрет, что не каждый взрослый человек обладает педагогическим талантом и даром объяснить все доходчиво и понятно. Особенно, если объяснять приходится маленьким детям. В разработке детских передач принимают активное участие педагоги и детские психологи. Сценарии пишутся на определенный возраст , герои для передач подбираются тоже в соответствии с возрастом ребенка , для которого предназначена передача. В передачах для младшего дошкольного возраста используются определенные приемы, облегчающие восприятие ребенком информации : многократные повторения, возвращение к основной теме разговора, для закрепления полученных знаний, сама информация подается в игровой форме, персонажи яркие и легко запоминаются.

Детские передачи могут помочь научить ребенка различать цвета, запомнить названия и предназначения машин, названия домашних, диких и сельскохозяйственных животных. Простейшие песенки и стихи легче запоминаются, если их учить вместе с любимыми героями мультфильма.

Время, проведенное возле телевизора может быть полезным , если телевизор ребенок смотрит вместе со взрослыми. Это время общения, время, когда на примере героев телевизионных передач взрослые могут рассказать детям об этикете, правилах поведения, поговорить о том, как поведение героя выглядит со стороны.

Что делать, чтобы телевизор приносил пользу а не вред?

Во-первых, время, проведенное возле телевизора нужно обязательно дозировать. Младшим дошкольникам достаточно 10-15 минут, этого времени как раз достаточно, чтобы посмотреть пару серий мультфильма для самых маленьких или программу «Спокойной ночи, малыши!» Этого вполне достаточно. Дети постарше должны проводить возле телевизора не больше 30-40 минут.

Во-вторых, родители должны позаботиться о том, что будет смотреть их ребенок и решить, стоит ли ему смотреть этот мультфильм или передачу. Так, например, пугливому ребенку не стоит смотреть на ночь мультфильмы, которые могут вызвать в нем чувство страха, лучше посмотреть что-нибудь спокойное.

В-третьих, родители, по возможности, должны смотреть телевизор вместе со своими детьми. Смотреть, обсуждать увиденное, интересоваться мнением ребенка. Можно использовать героев мультфильмов и передач для развития фантазии ребенка, предложив малышу придумать продолжение истории, которую вы только что посмотрели, а также нарисовать героев, написать им письмо. Например, можно узнать у ребенка, как по его мнению поступил бы тот или иной герой в определенных жизненных ситуациях.

Очень полезны передачи, в которых что-то предлагается сделать своими руками. Совместное с ребенком творчество очень важно в становлении внутрисемейных отношений.

Необходимо заботиться о том, чтобы телевизор не стал чем-то важным и значимым в жизни ребенка, чтобы он не воспринимал его, как единственное и легкодоступное развлечение. И уж тем более, нужно заботиться о том, чтобы телевизор не стал для ребенка фоном на котором он живет.

Когда смотреть телевизор - это самый простой вопрос . Время просмотра определяется родителями в зависимости от склада характера ребенка, семейных предпочтений, режима дня и общей занятости.

Специализированные детские каналы рассчитаны на детей разного возраста , можно найти передачи и мультфильмы, которые будут интересны разновозрастным детям , чтобы они могли их смотреть все вместе.

Подводя итоги, мы можем сказать, что телевизор - это ни хорошо и ни плохо, это инструмент. И как любой инструмент, использовать его нужно с умом.

Что еще почитать