Занятия в детском саду экология. Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию. Материалы к занятию

Задачи:

1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
— Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.
— Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.
3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.
— закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С.Я.Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.

Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.

Ход занятия
I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Рябинка». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.»
Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!)
Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.

Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.)
Дети: Нет! В цветочном городе красивая природа, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, солнце ярко светит, небо голубое.
Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем: « Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы. Воздух стал грязным, животные лесные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться»

Вопросы к детям:

Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке?
Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.
А что стало с речкой?
Дети: Речку загрязнили сточными водами с завода.

Может ли рыба жить в такой реке?
Дети: Нет, вода слишком грязная.
4. А что стало с лесом? Куда исчезли животные?
Дети: Лес вырубили, животные разбежались, потому что им негде стало жить.
5. А что будет с жителями городка?
Дети: Они будут болеть. Им нужна помощь.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Да)

II. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Давайте пройдем за столы. У вас на столах карточки с рисунками экологических проблем. Вам нужно определить правильно поступают на них люди или нет. Если правильно, то обведите картинку зеленым фломастером, если нет – красным. Объясните, почему это плохо или хорошо.
Каринка «Моют машину в реке» — (красный фломастер) — плохо, люди поступают неправильно, т.к. загрязняют воду, в грязной воде не могут жить рыбы, водоросли. Люди если будут купаться – заболеют. Машины нужно мыть на автомойках.
Картинка «Раненое дерево» — (зеленый фломастер) — Если у дерева ранка, нужно ранку залепить землей; если сломаны ветки – перебинтовать ленточкой, тряпочкой.
Картинка «Костер» — (красный фломастер) – Костер в лесу разводить нельзя, а если развели – потушить: засыпать землей, залить водой.
Картинка «Кормушки. скворечник» — (зеленый фломастер) – Зимой нужно вывешивать кормушки, чтобы подкармливать птиц; весной – скворечники, чтобы птицы выводили птенцов.
Картинка «Мусор» — (красный фломастер) – Мусор после себя оставлять нельзя, его нужно собрать в пакет или мешок и унести с собой.
Картинка «Посадка дерева» — (зеленый фломастер) – Чем больше деревьев, тем чище воздух, больше места для жизни животных, насекомых.
Картинка «Сорванный цветок» — (красный фломастер) – Рвать цветы нельзя, их можно нюхать, фотографировать, рисовать, любоваться. (и т.п.)
Воспитатель: Молодцы! Помогли разобраться в сложных ситуациях!
Ребята скажите, а чем мы дышим? воздухом)
А как? (носом, иногда ртом)
А может мы прожить без воздуха? (нет)
Можем ли мы дышать грязным воздухом? (можем, но будем болеть)
А что загрязняет воздух, знаете? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)
А может человек в настоящее время прожить без машин, заводов и фабрик? (Нет, будет тяжело без них)

Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Высаживать деревья, кустарники, цветы)
А как деревья помогают очищать воздух? (Деревья выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Чем больше деревьев, тем чище воздух)
Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы природа не болела, не страдала?
На заводские трубы поставить фильтры, очистить сточные воды (воспитатель устанавливает на плакате фильтры);
Посадить лес (на плакате прикрепляются растения).

III. Ребята, пойдемте прогуляемся по Цветочному городку. Смотрите, река.
Какая грязная, сколько в ней мусора. Могут ли рыбы жить там, удобно ли
им плавать среди мусора? (нет) Давайте очистим реку от мусора!

Эстафета «Чистый водоем»
Дети делятся на две команды. Перед ними два круга. В каждом круге – рыбы,
водоросли, уточки, бутылки, пакеты, колеса от машин и т.п. Задача команд –
очистить «реку» от мусора. Чья команда справится быстрее и правильно, та и
побеждает.
Воспитатель: Молодцы ребята, в реке теперь нет мусора. Посмотрите, а вода-то —
мутная!

IV. Эксперимент
Воспитатель: Заводы сбрасывают в реку вредные примеси, от которых мутнеет
вода, гибнет рыба, водоросли. Пойдемте в лабораторию, и поможем жителям
Цветочного городка очистить воду. (дети рассаживаются за столы).
У каждого из вас загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр.

Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр.
Обращается внимание детей, как изменилась вода.
Какая была вода? (мутная, грязная, с песком).
А после фильтрации вода какой стала? (чистая).
А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры)

Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
Поставили фильтры на трубы завода;

2. Убрали мусор;
3. Почистили реку;
4. Посадили деревья в лесу.

Ребята, давайте запустим рыбок в реку, которых мы недавно сделали (дети прикрепляют рыбок на плакате).
А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют).
Вот мы и помогли жителям Цветочного городка, выполнили просьбу Лесовика. В благодарность он оставил нам свой сундучок с подарком. В сундучке – экоэмблемы. Воспитатель награждает каждого ребенка.

Название: Конспект занятия по экологии в старшей группе «Помощь жителям цветочного городка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Экология, старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №237 «Веселый хоровод»
Месторасположение: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Всем известен тот факт, что ребенок получает все задатки развития в раннем детстве. И насколько он будет успешен в будущем, зависит от того, как занимались с ним в дошкольном возрасте.

Поэтому не стоит удивляться, увидев в расписании занятие по экологии в старшей группе, ведь новые стандарты для детского сада предусматривают развитие детей с разных сторон образовательного процесса.

Целеполагание занятий по экологии

Безусловно, каждая деятельность, проводимая в ДОУ, должна иметь свою основную цель, не исключение и экология. по данному направлению должны способствовать развитию у дошкольников любви к родине и бережливого отношения к природе.

Чтобы был получен результат на выпуске, воспитателю необходимо выстроить цепочку более мелких целей (задач) и на каждом стремиться к их достижению. Они могут быть следующего плана:

  • помогать дошкольникам увидеть сезонные изменения природы;
  • объяснить детям, что в природе все взаимосвязано (через построение экологических цепочек);
  • закрепить имеющиеся знания у детей о птицах (животных, рыбах);
  • развивать у детей любовь к природе, способствовать умению видеть прекрасное (через оформление цветников на участке группы).

Это, конечно, далеко не все задачи. Занятие по экологии в старшей группе может носить различный тематический характер, поэтому и цели будут более конкретные.

Типы занятий по экологии

Первичные навыки общения ребенка с природой дает экология. Старшая группа занятие может построить по одному из нескольких типов. К ним относят:

  • первично-ознакомительное;
  • углубленно-познавательное;
  • обобщающее;
  • комплексное.

Самое главное при построении занятий - это соблюдение следующих требований:

  • эмоциональность;
  • яркость;
  • возможность принятия участия;
  • познавательность;
  • доступность;
  • заинтересованность.

Кто должен вести занятия по экологии?

Любые занятия в детском саду - это часть образовательного процесса, ответственные за него воспитатели групп. Кроме того, воспитанники чаще всего очень доверяют им и стараются подражать во всем.

Поэтому занятие по экологии в старшей группе должен проводить именно воспитатель. Он доступно объяснит значимость природы в жизни каждого человека и то, как нужно бережно к ней относиться.

Занятие по экологии средняя группа расценивает как один из способов познания окружающего мира. Дети знакомятся с его многообразием и учатся общению с ним.

Каким может быть занятие?

Множество форм образовательного процесса позволяет воспитателям сделать его интересным, необычным, эмоциональным. В данном случае это могут быть:

  • занятие-сказка;
  • занятие-путешествие;
  • по экологии;
  • открытое занятие.

Самое главное - педагогу необходимо осуществить творческий подход и построить процесс так, чтобы у воспитанников появилось желание принимать участие в данном мероприятии.

Например, есть такая тема занятия по экологии - «Деревья», его можно проводить в виде экскурсий с ребятами старшей группы в парке. Особенно оно может запомниться в осенний период, когда дети совместно с воспитателем смогут собрать яркие листья, опавшие шишки и сделать из них в последующем поделки.

Что такое открытое занятие?

Открытое занятие по экологии предусматривает присутствие на нем посторонних лиц - это могут быть другие воспитатели, дети из параллельных групп, родители, участники образовательного процесса из соседних детских садов.

Данное занятие является чаще всего показательным, и ребята совместно с педагогом-воспитателем к нему заранее готовятся. Самая грубая ошибка организатора в данном случае - это то, что он всецело репетирует процесс проведения несколько раз, и у детей пропадает интерес.

Безусловно, репетировать надо, но только наиболее сложные элементы хода мероприятия, а само оно для ребят тоже в период проведения должно быть новым. Именно такой подход позволяет получить наилучший результат.

Считается большим плюсом, если в ходе открытого занятия будет выделено время для того, чтобы дети смогли высказать свое мнение по теме или задать интересующие их вопросы. Нужно помнить о том, что ребенок-дошкольник не умеет долгое время заниматься одним и тем же делом, поэтому мероприятие не должно быть затянутым и в процессе его должна быть продумана смена деятельности.

Экологический проект

Если рассматривать занятие по экологии, средняя группа может избрать Ребята обычно очень любят участвовать в различного рода исследованиях, данный метод является и познавательным, и воспитательным.

Экологический проект может быть краткосрочным (длиться от нескольких часов до нескольких дней) и долгосрочным (месяц и более). Временной промежуток в данном случае зависит от выбранной темы исследования.

Работа с экологическим проектом строится на интегрированном подходе - данный вид предусматривает участие детей в различных видах деятельности:

  • наблюдение;
  • чтение тематических произведений;
  • рисование;
  • постановка тематического танца;
  • лепка;
  • сочинение сказок и рассказов по теме.

Данная форма работы может как быть самостоятельной, так и являться дополнением к образовательному процессу.

Родители как участники экологического воспитания детей

Не стоит забывать о том, что воспитанием детей занимается не только дошкольное образовательное учреждение, но и социум, в котором живет ребенок, а именно его семья.

Родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателем, поскольку цели образования должны быть едины. Для этого воспитатель проводит родительские собрания, рассказывая на них о том, что должен знать и уметь ребенок в данном возрасте. И чаще всего просит о помощи родителей, например, папы могут сделать стенд для календаря природы, а мамы - оформить цветник, создать огород на окне.

Занятие по экологии в старшей группе можно провести в совместном с родителями походе. Данные мероприятия проходят всегда весело и способствуют сплочению, а кроме того, детям можно наглядно продемонстрировать через личный пример.

Кроме того, занятие по экологии в старшей группе может быть открытым, то есть проведено совместно с родителями. В данном случае воспитатель показывает выдвигаемые учебной программой требования к детям. А ребята с большим удовольствием могут похвастаться родителям своими успехами в данной области знаний.

«Домашние животные»

Домашний питомец есть практически у каждого ребенка. Поэтому занятие по экологии «Домашние животные» можно провести в виде фотовыставки.

Для этого необходимо заранее попросить ребят принести фотографии своих животных, а на занятии - рассказать о них. Кроме того, воспитатель должен обязательно дополнить знания детей новыми сведениями. Например, что кошек и собак можно дрессировать и они способны выступать даже в цирке, а мыши и крысы - это грызуны, и живут они в норах.

Дошколятам очень нравится рассказывать о своих питомцах, таким образом, кроме знаний по экологии, они приобретают навыки распространенной речи.

Экологическое воспитание - это основной способ развития чувства ответственности у детей. Кроме того, такого всегда вызывают повышенный интерес у малышей.

Отдел образования

Администрации Центрального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

города Новосибирска «Центр развития ребенка –

детский сад № 000 «Дельфиненок

Занятие по экологическому

воспитанию в старшей группе

Тема: "Лесное чудо"

Составитель:

воспитатель

квалификационной

Новосибирск

2009. Информационная карта занятия МДОУ ЦРР д./с № 000 «Дельфиненок»

Воспитатель :

Дошкольная группа: старшая

Дата проведения : 20.11.09.

Цель: формировать у детей понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Задачи:

1. Дидактическая:

· Способствовать формированию представления о том, что пень - место обитания разнообразных живых существ (животных и растений).

· Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.

2. Коррекционная:

· Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

3. Воспитательная:

· Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.

· Закреплять знания о правилах поведения в природе

Оборудование: ширма с изображением леса; искусственные растения леса; пень; игрушки: насекомые, звери, костюм Лесовика; экологические знаки «Правила поведения в лесу»; лупа - на каждого ребёнка; опрыскиватель с водой, пригласительный билет.

Формы организации деятельности:

· Совместная деятельность с взрослым с элементами игровой деятельности.

Структура занятия:

1. Появление сказочного героя - Лесовика

2. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».

3. Беседа-опрос «Что вы знаете о строении дерева (пня)?)

4. Рассказ Лесовика о Пне Корнеевиче

5. Опытническая деятельность детей

6. Игра-драматизация «Пенек-теремок»

7. Дидактическое упражнение «Подбери соседей»

8. Подведение итогов

9. Сюрпризный момент

Характеристика группы дети шестого года жизни

Предполагаемый результат : сформировать обобщенные представления у детей шестого года жизни о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

В руки к детям попадает письмо от Лесовика, в котором он приглашает их посетить сказочный лес, в котором царит вечное лето.

На пороге группы их встречает Лесовик

Лесовик . Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Меня зовут Лесовик. Хотите отправиться со мной в сказочный лес, в котором никогда не бывает зимы, весны или осени. (Ответы детей). Как вы думаете, а почему этот лас называется сказочным? (Если дети затрудняются с ответом, то Лесовик подводит с помощью наводящих вопросов к выводу о том, что в природе всегда происходит смена времен года)

Лесовик . А у меня в корзинке есть волшебные карточки. И я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Дети описывают изображения и объясняют их смысл .

Лесовик . Да, я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. И поэтому лесные жители всегда рады таким гостям.

После этого дети вместе с Лесовиком проходят в группу и подходят к ширме с изображением леса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Лесовик спрашивает у детей . Вам нравится гулять по лесу? (Да .) А что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. (Ответы детей ) Какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей .) Да, богат наш лес и красив. (Звучит аудиозапись «Шум леса» .) Слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.

Лесовик подводит детей к пню .

Лесовик . Мы вышли на лесную поляну. А вы знаете, что это за чудо лесное? (Указывает на пень ).

Ответы детей

Лесовик . Это не просто пень, это - Пень Корнеевич - самый старый житель моего леса. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает его корень ). Здравствуйте, Пень Корнеевич! Вы меня узнали, это я, ваш друг - Лесовик.

Дети поочерёдно знакомятся с пнём , называют свои имена..

Лесовик . Какие вы вежливые ! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни .)

Лесовик . Какие они, корни? (Прямые и изогнутые , толстые и тонкие , ветвистые , запутанные , твёрдые и гибкие , длинные и короткие , гладкие .) Какого они цвета? (Тёмно - коричневые , светло - коричневые , бурые , белые .) Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле . Через корни дерево получает питательные вещества , воду .) Чем покрыт пень? (Корой .) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая , грубая , твёрдая , с трещинами .) Понюхайте, чем пахнет пень? (Пень пахнет деревом , лесом , землёй .). Хотите, я расск ажу вам о Пне Корнеевиче?

Ответы детей

Лесовик . Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не припомню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите эти кольца? (Показывает .) Каждое кольцо - прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.

Дети вместе с Лесовиком считают годичные кольца на спиле пня .

Лесовик . По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.

Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.

Вместе с Лесовиком дети рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева .

Лесовик . А у меня в запасе есть несколько других спилов, давайте их рассмотрим. (Достает из корзинки лупу) . А вы знаете что это такое? (Ответы детей .) . А для чего она? (Ответы детей .) . Давайте разделимся на группы и рассмотрим спилы различных деревьев, а потом вы расскажете, что вы увидели.

Дети рассматривают спилы деревьев через лупы .

Лесовик . Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (Дети рассказывают о том как росло каждое из деревьев, пока его не спилили )

Звучит аудиозапись «Речь Пня Корнеевича» .

Пень Корнеевич . Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один-одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!

Лесовик . Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? А вы дети не знаете, что это за друзья?

Ответы детей

Лесовик . Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для своих личинок квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут-жуют, горя не знают.

В течение лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны вырос на коре лишайник, а с другой появился зелёный мох. Кто под такой мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.

Лесовик . Теперь вы поняли, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил? Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него?

Дети выбирают фигурки животных , которые , по их мнению , могут жить в условиях данной экосистемы .

Лесовик предлагает каждому ребёнку превратиться в какого - нибудь обитателя леса : стать бронзовкой , короедом , многоножкой , муравьем , мышкой , лягушкой , кротом и т . д . Например , говорит : «Коля , ты хочешь быть жуком - оленем ? Как ты думаешь , почему его так назвали ? »

Лесовик . Сядем вокруг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»

Послушайте, как я жука-короеда буду в пень заселять.

Подходит к пню и спрашивает : «Кто - кто в пенёчке - теремочке живёт ? » Никто не отвечает . «Тогда я буду жить под этим крепким толстым корнем . Здесь я найду не только кров , но и пищу - опилки» . Теперь ты (обращается к ребёнку ), жук - олень , заселяйся в пень .

Таким образом, дети поочерёдно заселяют выбранные фигурки животных в пенёк - теремок .

Лесовик . Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей поляне. Сейчас пойдёт дождь. (Опрыскивает пень водой .) Каким бывает дождь? (Тёплым , сильным , тихим , холодным, моросящим , проливным .) Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (Дети выполняют задание .)

Лесовик . А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (Нет .) Почему? (Ответы детей .) Подойдём к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. (Дети выполняют задание .)

Лесовик . Посмотрите, как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Лесовик . Пора нам прощаться с Пнем Корнеевичем его друзьями. А хотите, чтобы я еще пришел к вам и рассказал о других лесных обитателях?

Ответы детей

Лесовик . Тогда расскажите мне что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а я подарит вам пригласительные билеты на мою следующую встречу.

Дети рассказывают о том , что им запомнилось , и получают пригласительные билеты .

Открытое занятие в старшей группе по экологии.

Тема: «Планета в опасности!»

Цель : формирование системы экологических знаний и представлений о правилах поведения в природной среде.

Задачи :

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

Развивать связную речь;

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Предварительная работа :

Наблюдения в природе.

Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.

Заучивание стихотворений.

Подбор игр, загадок.

Выполнение физкультурных разминок;

Чтение произведений художественной литературы с описанием.

Тип занятия : комбинированный

Основной метод проведения занятия : словесный, наглядный, практический.

Ход ООД:

Ребята, сегодня утром я пришла на работу, у меня на столе стоит предмет, а какой предмет вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Со стула не встану,

Его крутану.

В любой точке мира,

На нем окажусь! (Глобус)

А что такое глобус (Модель нашей планеты )

Как называется планета, на которой мы живем?

А рядом с глобусом лежал вот этот диск, давайте посмотрим, что на нем.

(Отрывок из мультфильма «Я - Земля»)

Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле, если не стало бы воды или почвы или воздуха? Почему?

Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна.

Наша планета в опасности, на ней много больных мест и в этом виноваты люди, потому что построили много фабрик и заводов. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, выхлопные газы от машин.

Отходы заводов сливаются в реки и озера, нефть из танкеров проливается в воду морей и океанов.

От этого загрязнения гибнут животные, растения, люди. Гибнет природа, планета требует помощи.

А как мы с вами можем помочь планете? Надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.

Вот сейчас мы проверим. Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе.

Поиграем в игру . Вставайте в круг. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если я буду поступать хорошо, и будете топать ногами, если плохо.

Если разведу костер, а тушить не буду?

Если сильно насорю и убирать не буду?

Если мусор уберу, банки закопаю?

Я люблю свою природу, я ей помогаю?

Если я приду в лесок и сорву ромашку?

Если съем я пирожок, выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек подставлю?

Молодцы какие, знаете как надо вести себя лесу.

Ребята, есть люди, которые изучают состояние природы и помогает ей. Кто-нибудь знает, как зовут людей этой профессии? Действительно, этим занимаются экологи, они работают в научных институтах в специальных лабораториях. А что такое лаборатория? Есть правила поведения в лесу и в детском саду, вот в лаборатории есть свои правила. Кто-нибудь расскажем, какие это правила? (работать тихо, не мешать друг другу, быть очень внимательными и аккуратными.)

А хотите побывать в роли экологов-исследователей?

Тогда лаборатория №1 ждет вас.

Мы с вами начали опыт измерения загрязнения воздуха. Что мы с вами сделали? Давайте через лупу рассмотрим наши карточки, что можете сказать? На некоторых карточках с участка можно увидеть частички, которые налипли на наши карточки. А одну карточку я увезла на СТО, там ремонтируют машины, посмотрите, что получилось и лупа не нужна. Как вы думаете, частицы в воздухе влияют на качество воздуха и нашу способность дышать?

Проходим в лабораторию №2.

Посмотрите у нас ящики с землей и вода чистая и грязная. Давайте проверим легко ли загрязнить почву?

Если полить чистой водой, земля стала влажной, но чистой. Она сможет напоить растение.

А после полива грязной водой, земля в ящике тоже стала влажной, но еще и грязной, появились потеки и пузыри, как вы думаете, хорошо ли будет растению в животным в такой почве?

Приглашаю вас в лабораторию №3

Обратите внимание на пробирки, посмотрите что там. Какого цвета жидкость? Да, жидкая и маслянистая жидкость. Имеет неприятный запах. Давайте выльем содержимое пробирки в воду. Возьмите по перышку, подбросьте вверх. Какое перышко (легкое, воздушное). А сейчас обмакните его в нашу водичку. Избыток можно снять, обмакнув об край тарелки. Попробуйте еще подбросить перышко, оно «камнем» падает вниз. Вот и у птиц перья слипаются, они не могут взлететь и становятся легкой добычей для хищников, да и рыбам нечем дышать под такой пленкой на воде.

Человек является частью природы и несет за нее ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистым будет наш поселок и его улицы.

Наше занятие подошло к концу , вы все были активными и внимательными. Я думаю, что мы немного помогли нашей планете, тем, что мы знаем, как нужно беречь природу.

И напоследок, хочу предложить вам записать видео сообщение – обращение ко всем ребятам нашего детского сада, чтобы они все любили и берегли нашу планету.

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения

К. Паустовский

Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

  • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
  • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
  • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
  • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
  • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

Мотивирующее начало занятия

Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:


Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ

Тема занятия Вводная часть
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие.
«Прогулка в лес» Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
  • Чтение рассказов о лесе.
  • Беседы о безопасном поведении в лесу.
  • Отгадывание загадок о диких зверях.
  • Рассматривание иллюстраций диких животных.
«Как вести себя в лесу» Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
  • Обламывать сучья, уничтожать побеги.
  • Защищать от вредителей деревья в лесу.
  • Ходить по лесным дорожкам.
  • Баловаться с огнём в лесу.
  • Собирать ландыши в лесу.
  • Кормить птиц, белок.
  • Искать грибы, ягоды.
  • Бросать в лесу бумагу, фантики, бутылки из-под воды.
  • Брать на руки ёжиков, птенцов.
  • Рубить деревья в лесу.
  • Пользоваться фоторужьём.
  • Собирать гербарий.

Виды занятий по экологическому воспитанию

Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

  • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
  • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный - эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный - исполнение песен про лето, математический - задание «Сколько лепестков?», творческий - «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
  • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
  • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
  • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
  • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
  • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.

Таблица: картотека подходящих тем по экологии

Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе

Автор Головнёва М.А., педагог
Название «Берегите воду»
Цель Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе.
Задачи
  • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
  • Актуализировать в сознании детей вопрос бережного использования воды.
  • Формировать умение работать в команде.
  • Развивать логическое мышление, воображение, память.
  • Учить основам систематизации и анализа информации.
Методические приёмы
  • Беседа,
  • показ,
  • объяснение,
  • опыт,
  • разгадывание загадок.
Материалы
  • Глобус,
  • схемы-плакаты (или слайды, если есть проектор),
  • карточки,
  • оборудование для опытов,
  • музыкальный проигрыватель.
Ход занятия Организационный момент.
В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках?
Воспитатель ставит на стол глобус.
В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края).
В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета?
Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему).
На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему).
Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают).
Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды.
В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды.
А сейчас у нас загадки.
  • Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать? (Без воды)
  • Я несу в себе водицу,
    Нам водица пригодится.
    Нам купаться без хлопот,
    Если есть? (Водопровод)
  • Бегу я, как по лесенке,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня. (Ручеёк)
  • Мойдодыру я родня,
    Отверни, открой меня.
    И холодною водою
    Живо я тебя умою. (Водопроводный кран)
  • По городу дождик осенний гулял,
    Зеркальце дождик своё потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
  • Если речка по трубе,
    Прибегает в дом к тебе
    И хозяйничает в нём -
    Как мы это назовём? (Водопровод)

Физкультминутка.

  • Как приятно в речке плавать!
    Как приятно в речке плавать! (Движения, как при плавании брассом).
    Берег справа, берег слева. (Повороты вправо, влево).
    Речка лентой впереди. (Руки тянем вперёд).
    Сверху мостик - погляди. (Руки вверху соединяем в замок).
    Чтобы плыть ещё скорей,
    Надо нам грести быстрей. (Наклоны влево, вправо).
    Мы работаем руками.
    Кто угонится за нами? (Махи руками).
    А теперь пора нам, братцы,
    На песочке поваляться.
    Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
    И на травке отдыхаем.

Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
Давайте поможем рыбкам и очистим воду для аквариума. Проводится опыт с очисткой воды через простой фильтр с обычной ватой. Очищенную воду дети сливают в аквариум, и воспитатель запускает туда рыбок. Рыбки благодарят детей за помощь.
В.: Внимание! Телеграмма от лесовика. Недобросовестные туристы после себя засорили лесное озеро. Его нужно срочно спасти!
Воспитатель выносит большую ёмкость с водой и плавающим мусором. Дети собирают все в мусорный мешок.
В.: Озеро спасено! Молодцы!
Ребята, мы сегодня много узнали о воде, очистили воду для аквариума, помогли лесовику. Но чтобы природа всегда оставалась красивой, нужно заботиться о ней постоянно. Мы сейчас вместе прочитаем клятву юных защитников природы и всегда будем выполнять эти правила:

  • Я хороший и добрый человек.
  • Я люблю природу и обязуюсь её защищать.
  • Я хочу дышать чистым воздухом, поэтому помню, что нельзя рвать цветы, ломать ветки у кустарников и деревьев.
  • Я хочу пить чистую воду, плавать в чистых озёрах и реках, поэтому я буду беречь водоёмы от загрязнений.
  • Я буду экономно расходовать водопроводную воду, не оставлять открытым водопроводный кран.
  • Я хочу гулять по чистым полям и лесам, поэтому никогда не буду оставлять мусор.

Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу?

Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»

Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников

Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.

Экологический проект включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель - это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
  2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
  3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
  4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

По доминирующей деятельности проекты бывают:

  • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
  • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля - наш дом родной»);
  • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
  • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

Примеры проектов по экологии в ДОУ:

  • краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
  • краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
  • долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).

Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

Название «Цветы для мамы»
Участники проекта
  • воспитанники старшей группы детского сада;
  • воспитатели;
  • родители.
Вид проекта Долгосрочный: с августа по март.
Подготовка
  • Дети совместно с воспитателем выращивают тюльпаны к празднику «8 Марта».
  • Дети делают поздравительные открытки и на защите проекта поздравляют мам с праздником.
Задачи
  • Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, умение выражать свои чувства к близким людям.
  • Развивать практические навыки ухода за растениями, умение создавать предметы декоративного искусства.
  • Учить основам наблюдения и анализа.
Ход проекта Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре.
В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост.
С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику.
Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
  • беседы «Зачем нужны цветы растениям», «Из чего состоит цветок»;
  • творческое рассказывание детей по теме «Почему люди дарят цветы»;
  • чтение сказок «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек»;
  • развивающая игра: распределить цветы на три группы полевые, садовые, комнатные;
  • просмотр видео «Бал цветов» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»;
  • занятие по составлению букетов с использованием сухих веток и поделок из цветной бумаги;
  • выполнение аппликаций для поздравительных открыток.

Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи.

Что еще почитать