Межличностное влечение, любовь и интимность в разных культурах. Социальные нормы в Японии

Любовь как культурная универсалия

Любовь и ненависть – одни из сильнейших чувств человека. Половое влечение является основой возрождения жизни на Земле. Если же подойти исключительно с духовной точки зрения, то не случайно именно любовь – главное, всеобъемлющее чувство, на котором строится христианская этика.

Из этих диаметрально противоположных представлений о любви можно увидеть, сколь широк диапазон этого чувства. Сложился целый ряд концепций любви, основанных на результатах исследований. Одни ученые полагают, что любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной из основополагающих человеческих эмоции. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. Если такие человеческие качества, как стыдливость, представляются детерминированными отчасти генетически, то между стилем любви и генетическими факторами такой взаимосвязи обнаружить не удалось. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.

Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Верно, любовь - это тайна. Но, как мне представляется, вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования.

Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовидное и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - по крайней мере пока - невозможно.

Известный философ Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви» выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание. «Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины».

Способность любви давать предполагает достижение «высокого уровня продуктивной ориентации», в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. «Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить», - считает Фромм.

То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. «Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим».

Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. «Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность». Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. «Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, в качестве средства для моих целей».

«Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание». Фромм рассматривал любовь как один из путей познания «тайны человека», а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет «объектами»: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. «Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях», - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом «любовь» будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию – религию Любви.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал «эротической любовью», любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.

«Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием «влюбленности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми», – пишет Эрих Фромм. Но тут, как мне кажется, он сам, в свою очередь, несколько путает понятия «влюбленность» и «страсть». Влюбленность чаще всего – чувство «я-центрическое», чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет.

Любовь поражает человека глубже влюбленности, она проникает во все самые потаенные уголки его души, заполняет всю ее – и поэтому дольше живет в человеке и больше меняет его.

Не-эгоизм и двуцентричность любви – это, видимо, ее основа основ, ее самое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, который отличает ее от влюбленности.

В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.

· Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение ("Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга").

· Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много ("Мне нравится играть в любовь со всеми").

· Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность ("Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания").

· Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям ("Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь").

· Агапе, или жертвенная любовь, - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные ("Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)").

· Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе ("Мой любимый (моя любимая) – мой лучший друг").

Таким образом, единого определения любви, как и единой классификации этого понятия, не существует. В разные времена различными исследователями предлагались различные трактовки как самого понятия, так и вариативные классификации предмета. На наш взгляд, это происходит именно из-за высокой полисемичности понятия любовь и еще большего количества значений у ее синонимов. Таким образом, широкое поле человеческих чувств находит свое отражение в линвистической сфере.


Литература

1. Василев С. Психология любви. М., 2002.

2. Гэри. Ф. Келлер Основы современной сексологии (Gary F. Kelly. SEXUAULITY TODAY. The Human Perspective. Sixth edition). СПб., 2000.

3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М., Просвещение, 1989.

4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.


Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.


Ценности» методические рекомендации по изучению проблемы: 5.1.1. Лекция для студентов (текст см. Приложение 1.) Тема: «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей». План: 1. Понятие «свобода». 2. Эволюция понятия «свобода» в контексте европейской культуры. 3. Взаимосвязь философского, педагогического и культурологического аспектов понятия. 4. Свобода – ...

Пронизана чувством любви, представления о которой постепенно расширялись и трансформировались, достигая в позднейших стихах глобально космических масштабов. Говоря о концептосфере слова «любовь» в творчестве Ахматовой надо сказать о индивидуальности и в то же время непосредственной связи с общеязыковыми, общенародными представлениями, репрезентируемыми в словесных выражениях. Данная концептосфера...

... ? (2) если пространство и время - условия всякого бытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия? Проблемы сознания в истории философии Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Теории происхождения сознания: 1. Религиозная (сознание дано...

Повседневность захламлена и запущена. Но никак не меньше ему нужны пламенные носители веры и смысла, ибо только взятое в духовном измерении оно обретает единство. Цивилизационный процесс имеет два взаимосвязанных аспекта: инструментально-практический, инфраструктурный, призванный обеспечить единое экономическое, информационное, правовое пространство, и духовно-ценностный, призванный сообщить...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Классификация форм любви

2. Истоки и эволюция понятия любви

3. Значение любви

4. Любовь по Фромму

4.1 Любовь -- ответ на проблему человеческого существования

4.2 Любовь между родителями и детьми

4.3 Объекты любви

Список литературы

Введение

Что такое любовь?

Любовь -- чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь -- одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.

Этимология

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и «кровь», «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав.). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

Основы понимания любви Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.

1. Классификация форм любви

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке: «эрос» (др.)-- стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.

§ «филиа» (др.-греч.)-- любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

§ «сторгэ» (др.-греч.) -- любовь-нежность, особенно семейная;

§ «агапэ» (др.-греч.) -- жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве-- любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

§ «Людус» -- любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

§ «Мания» (от греческого «мания» -- болезненная страсть) -- любовь-одержимость основа которой -- страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».

§ «Прагма» -- рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля-- эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три-- агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

1. Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь(лат.amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

2. Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения,единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

1. Жалости, преобладающей в родительской любви;

2. Благоговения (pietas), преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;

3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

2. Истоки и эволюция понятия любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения -- в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения -- в христианской агапэ.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч.) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос -- есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»

Иной смысл в понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу. Тем не менее существование Бога само по себе не являлось у них обязательной атрибутикой. И направление, вектор любви, мог иметь различные значения.

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. Вообще в средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae) Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.

3. Значение любви

Эрих Фромм, в своих работах, предложил сберечь слово «любовь» только для особенного вида единения между людьми, которое, по его мнению, «имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тясячелетий истории Запада и Востока», единения, которое он считает зрелым(единственным разумным и удовлетворительным) «ответом на проблему человеческого существования». Фромм выделяет такую любовь из других форм любви, которые, по его мнению, являются незрелыми.

Сознание человека может породить дихотомии. Основная экзистенциальная дихотомия -- это проблема существования: человек осознает, что он смертен, так стоит-ли жить, и если жить, то как? История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос Зрелый и плодотворный ответ на этот вопрос и есть любовь.

В историю религии навсегда вошли такие имена учителей человечества как Будда, Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса) и многие другие. В философии широко известны такие имена как Гегель, Маркс, Толстой, Ленин и многие другие.

Л.Н.Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека» и предостерегал:

Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, - тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, - и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, - того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его.

4. Любовь по Фромму

любовь сексуальность сублимация фрейд

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь -- это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

4. 1 Любовь -- ответ на проблему человеческого существования

Человек -- это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос».

И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви». Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. «Пассивная форма симбиотического союза -- это подчинение, или, если воспользоваться клиническим термином, мазохизм». «Активная форма симбиотического союза -- господство, или, используя клинический термин, соотносимый с мазохизмом, садизм». «Гитлер поступал прежде всего как садист по отношению к народу, но как мазохист -- по отношению к собственной судьбе…».

«В противоположность симбиотическому союзу любовь -- это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь -- это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»."Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний".

4. 2 Любовь между родителями и детьми

Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни -- и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви». Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов ребёнку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать; любить даже более ценно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек переживает счастье единения, слиянности. Более того, он чувствует, что способен вызывать любовь своей любовью, -- и ставит эту возможность выше той, когда любят его. Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая -- «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»

В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

4. 3 Объекты любви

Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь -- это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого“ человека, это доказывает силу их любви», однако это не любовь, а симбиотический союз.

Таким образом любовь -- это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

Список литературы

1.Болонь Жан-Клод История любовных побед от античности до наших дней. М., Текст, 2010. ISBN 5-7516-0803-3

2.Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. М.: Республика. -- 1994. -- 368 с.

3.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. -- СПб: Питер, 2001. -- 752 с.

4.Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. -- Ростов н/Д. 2005. -- 76 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография и основные философские взгляда Эриха Фромма. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе "Искусство любви": любовь как ответ на проблему существования, любовь между родителями и детьми. Объекты любви.

    реферат , добавлен 03.05.2005

    Поиск любви и привязанности как путь, используемый для получения успокоения от тревожности. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью в работах З. Фрейда. Типы любви и различия видов любимого объекта. А. Шопенгауэр о ничтожности и страданиях жизни.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии в эпоху возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви. Механика эроса Зигмунда Фрейда. Искусство любви Эриха Фромма.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2006

    Тема любви в истории философии. Любовь в античной философии. Христианское понимание любви. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени. Механика эроса и искусство любви Зигнумда Фрейда и Эриха Фромма.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2006

    Философия любви: анализ темы любви в литературных и философский источниках. Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии и литературе. Псевдолюбовъ и ее формы. Результаты анкетирования людей разных полов и возрастов.

    реферат , добавлен 07.11.2007

    Сущность понятия любви в различных научных системах. Аналитический обзор основных психологических теорий любви. Сущность этого понятия с точки зрения философии. Анализ представлений о различных видах любви в разные исторические эпохи и в разных культурах.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Истоки зарождения и эволюция понятия любви, попытки объяснить ее природу и смысл. Особенности видов и уровней любви. Отличия любви от влюблённости. Взгляды Аристотеля, Бэкона, Декарта, Канта, Фихте на вечное чувство. Любовь глазами женщин и мужчин.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    Сущность суждений Эриха Фромма о любви, иерархия ценностей и их связь с состоянием культуры и общества. Основные "проблемы" современного человека и их решение. Понятие любви как товара, ее невротические формы и роль женщины в современной культуре.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2010

    Любовь как философская категория, направления и особенности ее исследования, типология видов. Виды отношений, которые, как правило, называются любовью: родственные и не родственные. Истоки и эволюция понятия любви, оценка ее роли и значения в жизни.

    реферат , добавлен 21.10.2013

    Философский смысл любви. История философских размышлений о любви. Любовь в античной философии. Первое понимание любви в Мифе об андрогинах, из уст одного из персонажей диалога Платона "Пир". Понимание страсти у Аристотеля. Христианское понимание любви.

Если вам кажется, что ваши отношения можно было бы и улучшить, вам стоит полагаться не только на советы друзей, но и на то, как себя ведут влюбленные в других странах. Как они спасают романтику?

От Франции до Индии, в мире существует целый спектр идей насчет счастья в любви. Романтика значит для представителей разных культур разные вещи - возможно, это поможет посмотреть вам на собственные отношения под новым углом. Итак, давайте узнаем, как воспринимают любовь в разных уголках земного шара.

Социальные нормы в Японии

Восточные и западные культуры совершенно по-разному воспринимают любовь, брак и отношения. К примеру, в Японии коллективистское общество, что сильно влияет на связь. На западе большинство людей являются индивидуалистами. Именно поэтому романтические отношения выглядят совершенно по-другому. В японской культуре человек очень ориентирован на общество и старается выполнять свои социальные роли, соответствовать ожиданиям. Создание семьи - это ключевой фактор в романтических отношениях в Японии. Если у вас проблема с отношениями, не фокусируйтесь только на себе. Попробуйте посмотреть со стороны, с учетом ценностей ваших родственников и вашего близкого человека. Не игнорируйте советы близких, прислушайтесь к ним. Возможно, они видят то, чего не можете заметить вы, и такой совет действительно внесет необходимую ясность. Для японцев такой подход работает, так почему же он не подойдет вам?

Расслабленный подход во Франции

Французы обычно относятся к отношениям достаточно легко, легче, чем представители многих других наций. К примеру, они не слишком серьезно относятся к концепции моногамии. Даже женатые люди иногда позволяют себе романтические приключения. Для представителей другой культуры такое поведение стало бы причиной измены, французы же не считают интрижки проблемой, это просто часть отношений для них. У многих открытые союзы. Если французский подход вам не близок, вы можете просто попробовать относиться к происходящему расслабленно. Вместо того чтобы постоянно нервничать и упрекать партнера, выдохните и расслабьтесь. Если ваш партнер достоин вашего доверия, вам не о чем волноваться. Если ваши отношения угнетают вас, подумайте, что сказали бы вам французы. Вероятнее всего, они посоветовали бы вам найти себе другого избранника!

Совместимость в Индии

Индийская молодежь следит за современными тенденциями и использует западную концепцию отношений, но есть и те, кто верит в традиционные браки по выбору родителей. Думаете, что в такой связи не может быть любви? По мнению индусов, любовь приходит со временем. Брак - это главная цель, это то, на чем фокусируются индусы. Они подходят к вопросу довольно прагматично, не пытаясь найти безумную страсть. Если пара молодых людей происходит из схожих семей, у них похожие ценности и финансовый уровень, они считаются совместимыми. В Индии считают, что романтическая любовь не длится вечно. Чувства не долго остаются яркими и свежими. После того как вы проведете вместе какое-то время, эмоции успокаиваются. Не стоит разочаровываться, по мнению индусов, брак - это совместная работа, а не что-то другое. Восторг приходит и уходит, а быть настоящим другом важно всегда. Если вы можете быть друзьями и после медового месяца, ваш союз может оказаться счастливым. Обязательно обдумайте это как следует, это ведь не значит, что вы должны строить семью с тем, кого выбрали вам родители! Эта концепция может быть и универсальной.

Демонстрация привязанности в Корее

Корея - это мировая столица милых парочек. Корейские пары даже стараются подбирать подходящие наряды, если идут на свидания. Мужчины не переживают насчет мужественности: они готовы держать сумочку своей подруги целый вечер. Они не боятся показывать свою женственную сторону, они открыто проявляют любовь и готовы всегда вести себя романтично. В других странах мужчин заставляют думать, что проявлять эмоции не мужественно, на самом же деле это помогает создать крепкие отношения. Не бойтесь показать свою мягкость, ваша избранница обязательно оценит это!

Универсальная мудрость из Ватикана

У каждой религии свое отношение к романтическим связям. К примеру, Папа Римский Франциск поделился своим советом. Он написал целый труд о любви, браке, сексе и семье. Он советует прислушиваться к своему партнеру, работать над тем, чтобы преодолеть разногласия, быть понимающим человеком и терпеливо воспринимать недостатки другого.

Подобные советы подходят даже для тех, кто не считает себя религиозным человеком. Суть идей Франциска можно свести к тому, что нужно быть добрее друг к другу и прилагать усилия. Когда вы ссоритесь со своим избранником, вам может быть трудно об этом помнить, но все же постарайтесь это сделать. Поверьте, это действительно работает.

Работа над проблемами в Германии

Немецкий подход к отношениям может показаться достаточно жестким, но это лишь на первый взгляд. Немцы не стараются фокусироваться на хорошем. Они не боятся выделять негативные черты друг друга, предпочитая разбираться с разногласиями прямо.

По сути, они признают проблему, а не стараются ее скрыть. Концентрироваться на негативе постоянно может быть плохо, но и избегать его нельзя. Жизнь не полна исключительно позитива, впереди ждет немало проблем. Важно научиться справляться с ними и двигаться дальше - только такой подход гарантирует вам здоровые отношения, в которых ничего не нужно скрывать друг от друга.

Любовь в разных культурах

Американцы не боятся признаваться в любви не только друг другу, но и даже любимой еде. Они не воспринимают это слишком серьезно и не видят в этом проблемы. В Венесуэле постоянное использование этой фразы лишает ее смысла. В Китае люди предпочитают показывать свою любовь, а не говорить о ней. Слова считаются постыдными. Так какой же подход правильный?

Что поможет вам сделать отношения счастливее? Нужно помнить одно: не будьте единственным человеком, который постоянно признается в любви. Позвольте говорить об этом и партнеру. Даже если вы не слышите этого каждый день, это не значит, что ваш избранник не любит вас - просто он может видеть проявление любви по-своему.

Межкультурные отношения

Если вы состоите в отношениях с представителем другой культуры, вам важно учитывать ваши различия. Вы уже поняли, что в каждой стране по-своему относятся к романтическим отношениям, к любви и свиданиям. То, что может казаться вам странным поведением, для вашего партнера может быть старинной традицией или повседневной нормой.

Расскажите друг другу о ваших культурах, найдите понимание. В таком случае ваши отношения могут сложиться. Важно помнить о культуре и традициях другого человека и учитывать их в вашей связи, без этого успешный результат представить очень трудно. Возможно, это поможет вам научиться тому, о чем вы прежде даже не задумывались.

Разные подходы к любви

Все люди воспринимают любовь по-разному. Представления о ней могут быть собственными в каждой паре, а не только в других культурах. Просто постарайтесь внимательно обдумать свои отношения и взглянуть на них с другой точки зрения. Возможно, это поможет вам преодолеть проблему. Чтобы полные любви отношения сохранились, вам нужно учиться гибкости - это демонстрируют разные концепции из других стран. Конечно, вы - личность, но любовь построена на компромиссах и готовности сотрудничать.

Любовь - это чувство, которое люди испытывают повсеместно. Однако общество всегда оказывает влияние на то, как люди называют свои переживания, чего они ждут и как строят близкие взаимоотношения. В разных культурах определение «идеальной любви» варьируется. В Европе, например, «настоящей любовью» традиционно считаются шекспировские страсти в духе Ромео и Джульетты. Романтическая (страстная) любовь-влечение между двумя человеческими особями - важный, подчас даже решающий стимул для заключения брака в западном обществе. В то же время есть общества, которые не одобряют романтической любви, не считают ее идеалом и даже осуждают ее.

Психолог Роберт Левайн и его коллеги обследовали студентов в 11 странах и спрашивали их: «Предположим, что мужчина (женщина) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не влюблены в этого человека?» Исследователи обнаружили, что в западных культурах и там, где были распространены западные ценности (в США, Бразилии, Англии и Австралии), подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно, а минимальное значение брак по любви имел для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде).

Исследователи также сравнили установки по отношению к романтической любви среди студентов колледжей в Германии, Японии и США. Они обнаружили, что участники эксперимента из Германии придерживались самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. Американцы заняли промежуточную позицию.

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе - это бурное личное переживание; человек погружается во внутренний мир своего партнера и, порой какое-то время даже не замечает друзей и семью. Решение о том, с кем устанавливать отношения, жениться или выходить замуж человек чаще всего принимает лично. А вот в восточных коллективистских культурах человек, когда чувствует любовь, должен обязательно учитывать пожелания семьи и других членов группы, к которой он принадлежит. В действительности браки часто устраиваются по расчету, и семьи сами составляют пару жениха и невесты, порой еще задолго до того, как они войдут в брачный возраст.

Влюбленный европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?». Китаец же прежде всего задастся вопросом: «Что скажут другие люди?». При изучении различных видов любви исследователи обнаружили, что молодые азиаты по сравнению с западными сверстниками, чаше идентифицируют свои чувства с дружеской, а не романтической любовью, т.е. с тем стилем любви, который меньше всего нарушает сложную сеть существующих отношений в семье и обществе.
Так, у китайцев существует понятие «ган куинг», обозначающее близкие и важные для человека взаимоотношения. Оно отличается от западных представлений о романтической любви, в которой обязательно подразумевается сексуальная подоплека (влечение партнеров). «Ган куинг» зарождается, когда мы просто помогаем другому человеку или что-то делаем для него; например, «романтическим актом» можно считать починку водопроводного крана или помощь в учебе.

Любовь по-корейски отличается от любви по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие «джунг». «Джунг» связывает людей намного прочнее, чем страстная любовь. Пока пары чувствуют сильную любовь-страсть друг к другу, между ними нет «джунг» - это чувство требует времени и многочисленных взаимных усилий. Интересно, что «джунг» вызывается как позитивными, так и негативными взаимоотношениями, например между конкурентами, которые с неприязнью относятся друг к другу. «Джунг» с течением времени может усилиться и между ними, так как люди будут ощущать существование какой-то странной связи друг с другом. Она отдаленно напоминает наше понятие любви-ненависти.

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Что есть любовь? Спросим у античных мудрецов

У каждого свое представление о ней, о любви - это естественно и понятно. Могу предположить, что после этой фразы у кого-то возникнет вопрос: «Ну, и зачем тогда у кого бы то ни было спрашивать?». Но ведь не случайно столько великих умов занимал вопрос о сути этого феномена! Так что статья для тех, кому это интересно.

Само понятие любви в античную эпоху редко становилось предметом исследования (хотя таковое и случалось). Но по поводу того, какая она бывает, была построена целая классификация. Вот она:
«Эрос» – главным образом, половая, страстная любовь, способная дойти до безумия;
«Филия» – приязнь к самым разнообразным «вещам», охватывающая любовь к родителям, к детям, к родине, друзьям, к познанию. Но и эротическая любовь тоже (эрос – лишь один из видов филии, по сравнению с которым она представляет собой более «мягкое» влечение);
«Сторге» - любовь-привязанность, особенно семейная;
«Агапэ» – любовь еще более мягкая, жертвенная, снисходящая к «ближнему».

Для античных философов любовь как космическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание и мироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).
Эрос «между вечными всеми богами прекраснейший… сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает » - представляется как одна из первых сил, появившихся в мире (Гесиод, VIII-VII вв. до н.э.).
Согласно Пармениду (V в. до н.э.), Богиня любви занимает центральное место в космосе, определяя процессы рождения, взаимовлечения, связи земного и небесного миров:
«А в середине кругов – Богиня, которая правит
Всем: от нее – начало слияний, мучительных родов,
Это она посылает смеситься мужнее с женским,
Женское с мужним.
Первым среди богов измыслила бога Эрота».

Правда, здесь стоило бы упомянуть еще и, как минимум, Гермеса - не только покровителя торговли и ремесел, но и весьма любвеобильного «вестника богов».

Эмпедокл (V в. до н.э.), утверждавший, что все в мире состоит из первоэлементов земли, воды, воздуха и огня, объяснял их сочетание действием двух противоположных сил – Вражды (Нейкос) и Любви (Филии), которые друг без друга не могут существовать.
В платоновском диалоге «Пир» (хотя настоящее имя автора - Аристокл) приводятся сразу два отличных друг от друга взгляда на понятие любви. Один из них изложен в мифе об андрогинах. Когда-то землю населяли «двойные» люди, имевшие по четыре руки и ноги, две «срамные части», два лица, глядевшие в разные стороны. А полов у них было и вовсе три: мужского – от Солнца, женского – от Земли, а также «обоеполого» – от Луны, совмещающей оба начала.

Андрогины замыслили напасть на богов, и Зевс разделил каждого из них пополам, дабы ослабить. Люди стали «камбалоподобными» и принялись искать свою половинку, что непросто, а потому они утешаются хотя бы временным соединением с чужой половинкой, но подходящего пола. Зато если удается найти и обрести свою собственную, родную половинку, это дарит восторг истинной, постоянной, безграничной любви.

Кстати, здесь же находим и объяснение однополного влечения: «Женщины… представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины... Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому...».

Другая концепция описывается от имени самого автора. Платон утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода.
Причем речь идет не только о деторождении как таковом. Кроме «беременных телом» он специально выделяет «беременных духовно», т.е. рождающих добродетели, открытия, творения. Вот именно такое «потомство» и явлется бессмертным.
Платон считает земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос» (и не только теоретически. Афиней, например, восклицал: «У Аристотеля (ученика Платона) был сын Никонах от гетеры Герпеллиды, и он любил ее до самой смерти, поскольку, как говорил Гермипп, он находил у нее полное удовлетворение своих нужд, и разве красивый Платон не любил Арханассу, гетеру из Колофона...».

По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высркого порядка, которая есть суть творчество. Собственно, отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.

Валентина Пономарева

Страницы любви

Что еще почитать