Детские страхи, как помочь ребенку. Игры и упражнения к коррекционным упражнениям. Игровой метод преодоления детских страхов

Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник - окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.

Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей. Все большее укрупнение и развитие городов - урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых. Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенныхх квартир. Установленно, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше - для одиночества и развития страхов. Разумеется, этот вывод не говорит о том, чтобы вернуться всем в коммунальные квартиры, достаточно просто создать ребенку условия для достаточного общения с окружающими. Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов. Причина многих детских страхов - в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны. Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни. Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир. Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни

Страх новой окружающей среды

Страх отдаления от матери

Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет

Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)

Страх оставаться одному

Ночные страхи

От 3 до 5 лет

Страх одиночества, то есть страх “быть никем”

Страх темноты

Боязнь замкнутого пространства

Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет

Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.

Боязнь родительского наказания

Страх перед животными

Боязнь страшных снов

Боязнь потерять родителей

Страх смерти

Боязнь опоздать

Страх перед заражением какой-то болезньюВот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка

Период беременности - не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.

Помните, что в первую очередь вы - не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома - нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.

Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.

Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.

Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

Находите побольше времени для рисования

Играйте всей семьей

Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.

Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.

Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.

Будьте своему ребенку настоящим другом!

К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

Этап первый - “Рисуем страхи”

Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой - выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.

После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте - возможны варианты). Главное - освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.

На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.

С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.

Предметно-ролевые игры

Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры - ограничить игровую площадку и рассавить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят - тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.

Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.

Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное, чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.

Ролевые игры-драматизации

Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!

В большинстве своем страхи у детей – это неосознанное проявление здорового инстинкта самосохранения, своего рода «перестраховка». Но иногда страхи у ребенка настолько сильные, что доставляют немало проблем. Причин детских страхов столько же много, сколько и видов их проявления. Поэтому помочь ребенку избавиться от страхов как можно безболезненней – важная задача родителей и педагогов.

Первые детские страхи у маленького ребенка от 1 до 2-х лет

В возрасте 1-2-х лет у ребенка происходит активное формирование сознания и речи, начинает образовываться координация движений, он постепенно осваивает исследовательские поведенческие формы своего поведения, настойчиво преодолевает разного рода трудности. При этом у него возникают определенные отношения, позволяющие ему развивать чувство семьи и своего рода.

Подобные психологические понятия образуются лишь в том случае, если семейные условия довольно благоприятные, эмоциональный контакт с взрослыми находится на нормальном уровне, к тому же должно прослеживаться взаимопонимание между родителями и их чадом, чтобы конфликты возникали как можно реже.

Благодаря такому положению вещей, семья становится для ребенка защитой, именно в ее рамках он способен в полной мере реализовать все свои умения и развить способности. Если обстановка в семье спокойная и жизнерадостная, то к концу первого года жизни у малыша полностью уходят все признаки невропатии, которые могли образоваться вследствие нарушений во время беременности и родов.

Ребенок становится менее беспокойным в ночное время, крепко спит, не слишком раздражается от яркого света или перемены обстановки. Если же родители регулярно конфликтуют друг с другом, считая, что ребенок пока еще слишком мал, чтобы понять все происходящее, то он будет воспринимать ссору с эмоциональной точки зрения. Первые страхи у ребенка появляются, как только между родителями начнет возникать напряженность. В этом случае у малыша появляется чувство беспокойства. Родители должны учитывать, что любое, даже самое незначительное эмоциональное напряжение матери будет передаваться ее ребенку и, как следствие, скажется на его самочувствии.

На этот момент стоит обратить особое внимание: если мама регулярно находится в подавленном настроении, почти не разговаривает с малышом, но при этом время от времени становится возбужденной или тоскливой, то малыш будет очень капризным. Кроме того, что у ребенка появятся первые страхи, от станет регулярно отказываться от пищи, расстроится его сон. Как только мама начнет меньше переживать и нервничать, он станет намного спокойнее и сможет выработать определенный жизненный ритм.

Примерно до двухлетнего возраста все интересы ребенка вращаются вокруг его семьи и близких людей, необходимости общения со сверстниками в этот период не наблюдается. Если в семье стабильные отношения, то эмоциональное развитие малыша будет проходить в нормальном ключе, беспокойства практически не будет, за счет чего у него начнет формироваться адекватное «Я».

Однако сложившаяся ситуация может значительно измениться, если в семье появится второй ребенок. Старший малыш, уже успевший привыкнуть к постоянному вниманию и заботе, может обижаться на родителей, которые переключили свое внимание на новорожденного. Чтобы хоть как-то обратить на себя внимание, он будет использовать разного рода ухищрения. Одним из наиболее действенных способов является болезнь или боязнь. Первые детские страхи – это посыл к тому, чтобы мама опять вернулась к нему, больше заботилась и так далее. К примеру, если ребенка оставили в одиночестве, и он внезапно чего-то испугался, то мама сразу же начинает волноваться и окружать его повышенным вниманием. Следствием такого обращения может стать то, что ребенок будет чаще бояться оставаться в одиночестве. Такое чувства страха у ребенка обязательно скажется на его эмоциональном состоянии.

Возрастные особенности детских страхов от 2 до 3-х лет

Примерно к двухлетнему возрасту дети способны наверняка различать симпатические чувства родителей, они могут даже вмешиваться в их разговор, тем более, если на них в течение долгого времени никто не обращает внимания. Возрастные страхи у детей двух лет – это преимущественно ревность со стороны ребенка, который стремится безраздельно обладать главным объектом своей любви – мамой. Если он волнуется и переживает относительно того, что ее чувства не в полной мере достаются ему, то это может сказаться на нормальном сне. Ему будут сниться кошмары, наполненные ужасами по поводу исчезновения матери из его жизни. Получается, что ночные страхи у детей выступают в качестве символического диктатора того, как ребенок будет чувствовать себя в светлое время суток.

Причиной страхов у детей может быть слишком раннее определение в ясли. В этом случае нарушается эмоциональный контакт с матерью. Еще большее беспокойство будет наблюдаться у единственного ребенка, который получает слишком много внимания и опеки со стороны всех остальных членов семьи.

Начиная примерно с двух лет, малыш способен отделить свое «Я» от окружающего мира и людей, поэтому он перестает быть слишком сильно фиксирован на матери и в большей мере нуждается в общении с другими членами семьи. Именно в этом возрасте малыши начинают упрямиться.

К этому нужно относиться как можно спокойнее, так как на этом этапе развития начинают закладываться волевые качества, с помощью которых ребенок будет преодолевать неуверенность в себе, а также нерешительность в плане поступков.

Эти фото демонстрируют страхи у детей, наиболее распространенные в данном возрасте:

Как помочь ребенку преодолеть чувство страха

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх как можно быстрее, родителям в этот период не следует воевать со своим отпрыском, пытаясь ограничить его самостоятельность и оградить от разного рода опасностей. Если поступать, таким образом, то это приведет к тому, что активность у малыша не будет развиваться на данном этапе, что может стать причиной возникновения разного рода страхов.

Если родители проводят такую политику в отношении ребенка, то получится, что дома он будет тихим, а со сверстниками начнет проявлять агрессию. Случается и, наоборот - в коллективе ровесников он ведет себя очень тихо и незаметно, а с родителями становится настоящим тираном. Для быстрейшего преодоления страхов у детей психологи советуют предоставлять малышу самостоятельность как можно раньше, например, как только он начнет ползать. Конечно, придется убрать из поля досягаемости ребенка все предметы, которые могут служить потенциальными источниками опасности, чтобы он мог максимально свободно перемещаться по комнате или квартире.

Лучше всего для преодоления возрастных особенностей детских страхов действовать следующим образом: всячески поощрять самостоятельное развитие ребенка, говоря «нет» только в самых исключительных случаях, однако это должно соблюдаться неукоснительно. Даже самим родителям, выбравшим такой путь преодоления страхов у детей будет значительно спокойнее - им не придется все время следить за своим малышом, чтобы он не получил какую-нибудь травму, так как все предметы, представляющие опасность, уже убраны. Так родители научатся уважать потребность своего ребенка в независимости, эмоциональное общение будет довольно теплым. Если же периодически хвалить малыша за совершение правильных действий, то это позволит в значительной степени укрепить его волю, что в свою очередь снизит вероятность возникновения детских страхов.

Однако зачастую полностью избавиться от детских страхов как того советуют психологи, не получается. В большинстве случаев ключевым персонажем страшных снов даже у ребенка с нормальным эмоциональным развитием становится волк, чему способствует прослушивание многих сказок, где этот герой несет в себе максимум негатива.

Приступы ночных страхов у детей и как избавить от них ребенка

Волк зачастую символизирует собой физическую боль или же страхи у детей, которые опасаются наказаний со стороны отца. После трех лет в кошмарах начинает возникать и такой сказочный персонаж, как баба-яга, которая обычно отражает проблемы ребенка с матерью, если ему не хватает ласки с ее стороны. Маленькие дети могут обратиться к папе с просьбой убить бабу-ягу и волка, чтобы избавить их от ночных кошмаров. Они инстинктивно полагают, что их папа самый сильный. Такие просьбы не следует игнорировать, ведь они говорят о проблемах ребенка в семье.

Если малыш просыпается ночью от приснившегося ему кошмара, то его удается успокоить и уложить обратно в кроватку. Однако с настоящими приступами ночного страха у детей дело обстоит значительно серьезнее, так как их травмирующее влияние обычно очень сильно выражено. Когда ребенок не может проснуться во время ночного кошмара и позвать на помощь родителей, то это приводит к серьезным эмоциональным и психологическим травмам. Они могут тяжело сказаться на дальнейшем развитии, тем более если ребенок нервно и физически ослаблен.

Бывает такое, что малыша попросту парализует страх, и он не в состоянии криком позвать маму или папу, чтобы они избавили его от кошмара. Это приводит к спазму голосовых связок. Подобное явление иногда бывает и днем, когда ребенок от сильного волнения может попросту онеметь, его голос зачастую дрожит, если он чем-то взволнован, а в необычной обстановке ему тяжело начать разговаривать. В качестве толчка к возникновению заикания может стать практически любое внезапное действие, связанное с различными страхами перед неожиданными звуками, например, сигнал машины или лай собаки.

Чтобы избавить ребенка от таких страхов как можно безболезненнее, нужно внушить ему уверенность в том, что ему абсолютно ничего не угрожает, что его все любят и всегда готовы встать на его защиту. Днем лучше развлекать ребенка подвижными играми, чтобы у него все его существование ассоциировалось с радостью и смехом. В этом случае сны у него будут светлыми и легкими.

При возникшей проблеме страхов у детей младшего возраста большое внимание уделяют биоритмам малышей - не следует укладывать их спать слишком рано или чересчур поздно, так как это может вызвать нарушение естественного распорядка. Время засыпания должно быть одним и тем же изо дня в день, однако при взрослении продолжительность сна становится все более короткой.

Проблем со страхами у детей в этом возрасте не возникает у родителей, когда они ведут себя с ребенком гибко и максимально уверенно, принимают во внимание особенности его темперамента, интересы и склонности. В первые годы от страхов можно очень быстро избавиться, если мама все время будет находиться рядом с ребенком, а роль главы семьи играть отец. Действия родителей в этом случае не направлены на активную борьбу с упрямством, они начинают активно развивать формирующееся «Я» их малыша, при этом сами уверены в себе и могут помочь детям, чтобы те преодолели как реальные, так и воображаемые опасности самого разного рода.

Возрастные страхи детей младшего дошкольного возраста от 3 до 5 лет

В этом возрасте ребенок уже вполне в состоянии обозначить чувства словами, выразить стремление к пониманию и близости с другими людьми. У него начинают появляться некоторые этические категории, например, чувство вины и сопереживания. Дети к этому возрасту становятся более самостоятельными - они способны занять себя чем-нибудь интересным, их игры не требуют постоянного присутствия Взрослых поблизости, к тому же они начинают постепенно утраиваться в общество и общаться со сверстниками. Происходит активное развитие фантазии. Именно с этим и связана высокая вероятность возникновения воображаемых возрастных страхов у детей младшего дошкольного возраста.

Кроме того, приблизительно в этом же возрасте формируются ключевые эмоции человеческой личности - любовь, жалость, нежность и так далее. Стоит отметить, что эти чувства проявляются примерно в равной степени по отношению к каждому из родителей. Однако девочки в этом возрасте больше любят отца, это чувство у них намного сильнее в случае, если они схожи с ним внешне, у мальчиков наблюдается значительное эмоциональное влечение к маме.

Нередко во время бодрствования у детей дошкольного возраста возникает страх тесного помещения, особенно если там недостаточно светло. В этом возрасте ночные кошмары перестают включать в себя таких персонажей, как волк или баба-яга, им на смену приходят другие - Бармалей, Карабас-Барабас и целый ряд прочих не слишком приятных героев, с которыми у детей связано чувство страха.

Если малыши достаточно много общаются с ровесниками, то проблем, связанных с детскими страхами, у них будет возникать значительно меньше. Дело в том, что во время совместных игр младший дошкольник может полностью раскрыть всю гамму накопившихся у него эмоций, приобрести определенные навыки защиты, воспринять свои возможные неудачи в нормальном ключе, научиться взаимодействовать в рамках социума. Помня об особенностях детских страхов, родителям гораздо лучше лишний раз сходить вместе со своим малышом на игровую площадку, чтобы через совместную игру наладить взаимоотношения между детьми. Это будет значительно полезнее, чем вновь вести ребенка к врачу.

Как бороться с сильными детскими страхами у ребенка

Если ребенок не получает достаточной эмоциональной отзывчивости со стороны родителей, то это может стать причиной детского возрастного страха, беспокойства, настроение малыша становится переменчивым. Он бывает капризным, если хочет привлечь к себе как можно больше внимания. В этой связи регулярно, причем зачастую неосознанно, используются страхи, особенно те, которые возникают перед сном. Если родители это замечают, то им следует лишний раз пообщаться со своим малышом вечером, поговорить с ним, проявить заботу и ласку. В общем, им не нужно быть такими строгими, какими они были в течение всего дня.

Как советуют бороться со страхами детские психологи? Ребенка не нужно оставлять одного, когда он засыпает, тем более нельзя оставлять его в темноте. Если не соблюдать эти условия, то в его голове начинает возникать беспокойство, из-за чего он не в состоянии заснуть. Волнение может возникать и по причине того, что ребенок будет находиться в ожидании кошмарных сновидений. В любом случае, появятся подобные страхи или нет - полностью зависит от родителей.

Слишком благополучная атмосфера в семье также может стать причиной возникновения детских страхов - когда ребенок находится под чрезмерной опекой со стороны родителей, когда они пытаются предупредить каждый самостоятельный шаг своего отпрыска. Они активно формируют в сознании ребенка убеждение, что он очень слаб и беззащитен в мире, который его окружает. Малыш и без того осознает, что все окружающее связано с неизвестностью и опасностью, поэтому такое положение вещей не стоит лишний раз подчеркивать.

Бороться со страхами ребенка так, как того советуют психологи, будет намного сложнее, если родители станут вести себя слишком нерешительно по отношению к малышу и потакать всем его капризам и шалостям.

К этому возрасту относится и формирование образного мышления, основанного на абстракции, ребенок начинает применять обобщение, понимает категории времени и пространства, задает множество вопросов в течение одного дня.

Проблема страхов у детей от 5 до 7 лет

По достижении 5 лет в малыше закладывается опыт межличностных отношений, который базируется на его умении принимать на себя определенные социальные роли. Он начинает более гибко взаимодействовать с людьми, его отношения с ними становятся более целенаправленными и разносторонними. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что помимо хороших людей в жизни попадаются и плохие. Последние - это не только те, кто плохо к нему относится, но и люди, которые постоянно ссорятся между собой и никак не могут прийти к согласию.

Все это отражается в определенных детских страхах дошкольного возраста, которые ребенок визуализирует для себя как чертей, выступающих в его сознании в качестве нарушителей социальных правил и образовавшихся устоев, кроме того, они являются представителями потустороннего мира, поэтому страхи связаны, в том числе и с этим. Причем особенностью возрастных страхов у детей 5-7 лет является то, что больше всего «нечисти» опасаются именно послушные ребята, которые при нарушении сложившихся правил испытывают серьезное чувство вины.

Возможно, ребенок в этом возрасте будет испытывать чувство тревоги и мнительности по отношению не только к окружающим, но и к себе.

Как помочь ребенку избавиться от детских страхов

Все это может пройти легко и незаметно, если на его глазах развиваются нормальные отношения между родителями, которые проявляют максимальную жизнерадостность и спокойствие. Начиная с этого возраста, придется принимать во внимание гендерные особенности детских страхов.

Бывает и такое, что ребенок в этом возрасте начинает активно употреблять бранные слова. Родителям не следует наказывать детей за это, лучше спокойно разъяснить, по какой причине подобные слова и выражения не следует употреблять. С этим также поможет справиться налаживание дружеских отношений со сверстниками другого пола. У детей этот период развития связан с различными тревожными ожиданиями, которые им поможет преодолеть нормальный и спокойный разговор с родителями. Если ребенок мнителен, то не нужно подкреплять это чувство. В этом случае следует действовать несколько иначе: переключить его внимание на что-то другое, поиграть с ним, постараться утомить его физически и тем самым выразить твердую уверенность в определенности того, что с ним происходит в данный момент.

Как уже было сказано выше, наибольшим авторитетом у детей пользуется родитель одного с ним пола. Ребенок подражает ему практически во всем, даже в привычках и манере поведения. Более того, это относится и к стилю общения с представителями противоположного пола. Нормальные отношения между родителями и детьми могут развиваться только в том случае, если родители ладят между собой. В этом возрасте малыши весьма чувствительны к эмоциональной обстановке в семье.

Статья прочитана 1 851 раз(a).

Любой из нас время от времени испытывает такие чувства, как страх, тревога, беспокойство - это вполне нормальное явление, одна из сторон психической активности человека. Но взрослые люди обладают знаниями и опытом, с помощью которых они могут уменьшить или искоренить свои страхи и переживания, а вот как быть со страхами у детей?

Ведь в силу возраста дети еще многого не знают и не понимают, поэтому переживают определенные события гораздо острее. То, что всерьез пугает ребенка, взрослому может показаться просто пустяком. Родители не всегда задумываются о том, что страх на самом деле заставляет малыша переживать настоящие эмоции, которые негативно отражаются на его психическом состоянии.

Детские страхи основываются на той информации, которую дети получают от окружающих их людей, а затем свое дело делают разыгравшаяся фантазия и воображение. Чем старше становится ребенок, тем шире его кругозор и четче осознание большого количества опасностей, подстерегающих на каждом шагу. Поэтому зачастую страхи растут вместе с ребенком.

Родителям не стоит пренебрегать страхами своих детей и пускать все на самотек, ведь зачастую невротические проявления во взрослой жизни связаны именно со страхами, берущими свое начало из детства. С проблемами надо разбираться, а чтобы сделать это эффективно, необходимо для начала выяснить причину появления страха.

Причины детских страхов

  • конкретный случай, пережитая травмирующая ситуация

Самой распространенной причиной детских страхов является ранее пережитая конкретная ситуация, напугавшая ребенка. Допустим, если когда-то малыша укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он начнет их бояться. Конечно, не все дети, которых кусают собаки, впоследствии испытывают к ним сильный страх.

Многое зависит от характера ребенка и его окружения. Но в любом случае, подобный вид страха (боязнь повторения ситуации) проще всего поддается корректировке.

  • внушенный страх

Источником внушенного страха обычно выступает взрослый человек (бабушка, мама, воспитатель и т.д.), который слишком эмоционально предупреждает ребенка об опасности, тем самым только пугая его: «Не трогай - обожжешься», «Не бегай - упадешь» и т.д. В итоге непроизвольно ребенок акцентирует внимание только на последнюю часть фразы.

Он еще не понимает, чем ему грозит то или иное действие, а уже испытывает страх и тревогу, которые впоследствии могут распространиться на похожие жизненные ситуации. Устранять такой вид детского страха необходимо, поскольку фобия может преследовать человека всю жизнь.

  • фантазии

Еще одна наиболее частая причина детского страха - собственная разыгравшаяся фантазия. Ну кто из нас в детстве не боялся темноты, кому не чудились страшные монстры под кроватью и за окном? Боялись и пугались многие, но кто-то легко справился с проблемой и перерос ее, а кто-то так и остался жить со своим страхом.

  • конфликты в семье
  • конфликты с другими детьми

Зачастую причиной детских страхов являются сложные взаимоотношения со сверстниками. Если ребенка не принимают в коллективе, обижают, бьют, обзывают, вполне очевидно, что ему не захочется идти в садик, школу из-за страха быть униженным. Также старшие дети могут запугивать младших страшными историями или физическим насилием. Решить проблему с дерущимся малышом можно, почитав информацию

  • гиперопека

Сильно подвержены страхам единственные дети в семье, являющиеся для своих родителей центром забот и тревог. Родители своей гиперопекой только мешают ребенку нормально развиваться и внушают ему массу ненужных опасений и волнений, делая психику ребенка более уязвимой.

  • психические расстройства

Если у ребенка наблюдаются страхи, не характерные для его возраста, либо тревога и беспокойство из-за своих страхов настолько выражены, что заставляют родителей насторожиться, можно говорить о таком недуге, как невроз. Лечением неврозов занимаются специалисты.

Виды детских страхов

Выделяют несколько видов детских страхов:

  • навязчивые страхи

Такие страхи ребенок обычно испытывает в каких-то определенных ситуациях, вызывающих у него панику. Допустим, боязнь высоты, закрытого пространства, скопления народа и т.д.

  • бредовые страхи

Подобные страхи объяснить логически не представляется возможным. Их наличие у ребенка свидетельствует о проблемах с психикой и нуждается в лечении. Например, ребенок боится одевать какую-то конкретную одежду, играть с определенной игрушкой, ходить в определенное место…

  • сверхценные страхи

Самый распространенный вид страхов, встречающийся при работе с детьми. Он является плодом фантазии ребенка. К примеру, когда малыш боится темноты, выдумывая, что его комната кишит чудовищами и монстрами или боится купаться, потому что из крана вылезет бабайка. Такой страх опасен тем, что со временем полностью овладевает мыслями ребенка, что отражается на его психическом состоянии.

  • реальные страхи

Реальными называют страхи, которые являются следствием проявления инстинкта самосохранения при возникшей опасности.

  • невротические

Этот вид страхов напрямую связан с таким заболеванием, как невроз.

  • свободные

Для подобного страха характерно некое состояние ожидания появления опасности, не относящееся с конкретной ситуации или объекту.

  • возрастные страхи

Существуют детские страхи, считающиеся до определенного возраста нормой, а затем при самостоятельно исчезающие при правильном и гармоничном развитии ребенка.

0-6 мес - кроху могут напугать громкие звуки, неожиданные и резки действия, отсутствие матери
6 мес - 1 год - громкие звуки, новые лица, резкая смена обстановки
1-2 года - разлука с родителями, кошмары, незнакомые люди, врачи, страх получения травмы
2-2,5 года - разлука с родителями, страх их потери или неприятия с их стороны, незнакомые дети-ровесники, ночные кошмары, гром, ливень, град и т.д.
2,5-3 года - громоздкие предметы (холодильник, стиральная машина и т.д.), смена обстановки, экстренные события (развод родителей, смерть родных)
3-5 лет - животные, насекомые, стихийные бедствия, ночные кошмары, болезни, врачи, преступники
6-7 лет - боязнь одиночества, потери родителей, физического наказания и насилия, глубины, страхи, связанные с учебой и школой, боязнь сказочных персонажей (призраков, ведьм и чудовищ)
7-8 лет - стихийные бедствия и катастрофы, темные помещения, одиночество, неприятие ровесников, родителей, учителей, страхи, связанные со школой, страх физического насилия
8-9 лет - страх потери своих родителей, неприятия с их стороны, физического насилия, несостоятельности в школе, уличения в плохом поведении или лжи,
9-11 лет - боязнь высоты, глубины, болезней, преступников, некоторых животных, страх не оправдать ожидания родителей и учителей
11-14 лет - боязнь строгости и критики со стороны родителей и учителей, болезней и смерти, насилия, неприятие своей внешности, потери дорогих сердцу людей и вещей

Лечение страхов у детей

При правильном и полноценном развитии ребенка все возрастные страхи годам к 16 обычно исчезают. Но ошибочным является мнение, что у ребенка страхов не должно быть вообще. По мере роста и увеличения познавательной деятельности растущего человека избежать чувства тревоги и страха просто не представляется возможным.

Но, как говорится, все должно быть в меру. И если страхи мешают нормальной жизни ребенка, с ними необходимо бороться. Страхи, берущие начало в детстве, но не искорененные со временем, в итоге могут привести к очень негативным последствиям и вылиться в проблемы в общении, учебе, агрессию, комплексы, невротические проявления, трудности в социальной адаптации.

Поэтому родителям нужно вовремя заметить имеющиеся у их ребенка страхи, оценить степень их влияния на малыша и постараться помочь ребенку или обратиться за решением проблемы к специалистам. Особо внимательно стоит относиться к излишне ранимым, чувствительным и впечатлительным детям, ведь именно они чаще всего подвержены страхам.

Как же можно помочь ребенку бороться со своими страхами?

Общие принципы и подходы:

В первую очередь родителям нужно прислушиваться к своим детям: разговаривать с ними об их делах насущных, расспрашивать о проблемах, тревогах и чувствах, помогать в случае возникновения трудностей.

Но не стоит настаивать, если ребенок не готов открыться, это может его отпугнуть. В подобном случае родителям стоить занять тактику наблюдения и время от времени задавать наводящие вопросы.

Всегда давайте ваши детям понять, что они любимы вами и находятся под вашей защитой, не смотря ни на что. Малыши должны быть уверены в своих родителях, в том, что вы всегда сможете за них постоять.

Больше читайте хороших и добрых сказок и историй со счастливым концом. Смотрите мультики подобной тематики.
Найдите ребенку дополнительные занятия и увлечения: отдайте в спорт, рисование, плавание, пение. Это позволит занять свободное время, выплескивать эмоции и энергию в нужное русло, больше общаться, обмениваться опытом и с другими детьми.

Ограничьте просмотр телевизора, новостей и программ с трагическими сюжетами, фильмов ужасом и триллеров.

Эффективные способы борьбы с детскими страхами

  • игра

Среди множества методов и способов, направленных на борьбу с детскими страхами, особую популярность последние годы занимают игровые приемы. Игра - это не мечтание в одиночестве, это активная и главное совместная деятельность. В игровой форме легче усваиваются не только знания, но и многие привычки и навыки.

Дети начинают незаметно для себя корректировать свое поведение, преодолевая тем самым психологические трудности. Игры бывают ролевые (каждый человек играет свою определенную роль), предметные (игра с предметом) и смешанного типа (предметно-ролевые), организованные (имеющие четкие правила) и спонтанные (без правил).

С помощью данной методики проигрываются ситуации, вызывающие у ребенка стресс, что позволяет прожить их в воображаемой реальности, правильно отреагировать на них и тем самым освободиться от негативных переживаний. Главное, чтобы в подобных играх вымысел сочетался с реальностью с упором на положительные моменты.

Только не стоит превращать занятия в обязяловку. Настаивать на них не нужно. Ребенок должен сам захотеть справиться со своей проблемой. При отсутствии желания метод будет мало эффективен. Необходимо заинтересовывать ребенка, чтобы следующей игры он ждал с нетерпением.

Так как страхи у детей бывают разные, то и тактика поведения у родителей должна меняться в зависимости от вида страха. Нужно предлагать малышу разные варианты игр и занятий, в которых он сможет эмоционально очиститься, поигрывая и преодолевая свою боязнь.

  • рисование

Рисование тоже весьма продуктивный способ борьбы с детскими переживаниями. Рисунки отражают эмоции, интересы, переживания и характер человека. При изображении предмета, вызывающего тревогу, происходит уменьшение негативных эмоций, связанных с ожиданием чего-то пугающего.

С помощью рисования объект страха проходит некие стадии, постепенно теряя свою ужасность и становясь все менее значимым, либо превращаясь в значимый со знаком плюс. Ведь изображенный на бумаге страх - это нечто уже произошедшее, а значит не представляющее опасность. Перед началом работы со страхами с использованием данного метода порисуйте с ребенком на отвлеченные темы.

Только потом попросите его изобразить свой страх на листе. Обсудите получившийся рисунок, расспросите ребенка о его страхе, а затем постарайтесь представьте страх в положительном свете, используя юмор. Договоритесь, что фобию необходимо искоренить, а как, решать только малышу. Можно стереть рисунок ластиком, порвать на кусочки, выкинуть в мусорку или сжечь.

Обязательно удостоверьтесь, что ребенок больше не боится. Если это так, похвалите его за смелость и решительность, ведь это так важно - чувствовать поддержку и одобрение со стороны родителей. Закрепите результат рисованием на тему светлого будущего, допустим: Кем я хочу стать.

Малыш изобразит на листе свое будущее без страхов и тревог, за что его снова нужно будет похвалить.
Даже если с помощью рисования страх не уйдет до конца, он станет намного слабее, потому что ребенок начнет чувствовать себя гораздо увереннее. Через некоторое время можно будет повторить занятие.

  • сказкотерапия

Весьма молодым, но уже довольно-таки успешным направлением практической психологии является сказкотерапия. Ведь именно в сказках невозможное становится возможным. В них можно смело мечтать, строить образы и достигать желаемого, а также разрушать и устранять то, что мешает осуществлению задуманного.

Получив опыт решения проблемы с помощью сказочных героев, ребенок сможет перенести его на реальную жизнь. Таким образом, обыграв страх в сказке и избавившись от него мифическим способом, ребенок вполне может перестать бояться его и в настоящей жизни.

Чего делать нельзя

Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи, даже если вам они кажутся пустяковыми.

Не стоит насмехаться над малышом, пытаясь увидеть в его действиях притворство или каприз, а также обзывать его трусом или боякой. Вы вешаете клеймо на человека, избавиться от которого потом очень трудно. К тому же после такого поведения ребенок может перестать вам доверять.

Не пытайтесь силой заставить ребенка пережить страх: не кидайте его в воду, если он боится глубины, не просите погладить собаку, если он от них шарахается и т.д. Так вы можете только навредить и поспособствовать более глубокому проникновению страха в сознание ребенка.

Важно осознавать, что чувство страха и беспокойство присуще всем людям и не стоит его бояться. Родители должны принимать своих детей такими, какие они есть со всеми их проблемами. Ведь если рядом близкий человек, готовый всегда прийти на помощь и защитить, побороть свои фобии становится лишь делом времени.

От мамы и папы нужна лишь забота и поддержка, умение выслушать и принять меры, найдя правильный подход к своему чаду. Если самостоятельно от страхов ребенку избавиться не удается, помните, что ребенка необходимо показать специалисту.

  • В 2-3 года малыш связывает резкие звуки с опасностью, эта причина страха у маленьких детей чрезвычайно распространена.
  • Не все родители до конца понимают, насколько мучителен порой для крохи извечный страх темноты.
  • Многие дети инстинктивно боятся домашних животных, особенно незнакомых, пока не привыкнут к ним.
  • Причины страха у детей с 4 лет зачастую связаны с развивающимся воображением. Ребенка могут пугать герои компьютерных игр и фильмов, тени, сны, собственные воплощенные фантазии.
  • Страхи взрослеют вместе с детьми, особенно быстро, если малыши сталкиваются с горем в семье. Уже с 5 лет маленький человек может бояться неизлечимо заболеть, потерять близкого, умереть.

5 способов помочь ребенку преодолеть страх

  1. Защита. Не стоит утверждать, что боятся совсем нечего. Страх – явление естественное. Однако ребенок должен знать, что взрослый рядом, он обязательно встанет на его защиту, если это понадобится.
  2. Понимание . Обязательно скажите сыну (дочери), что понимаете, чего именно он (она) боится. Уместным будет рассказ о похожем, но успешно пережитом вами, страхе в детстве. Диалог необходим!
  3. Отсутствие насмешек. Никогда не смейтесь над страхами своего чада – дети будут скрывать проблемы из-за чувства стыда, что грозит развитием фобии. Вы рискуете потерей доверия ребенка к взрослым.
  4. Оптимизм. Доказано, что лучше всего испуганного ребенка успокаивает низкий голос мужчины – папы, дяди, старшего брата. Спокойно и уверенно обещайте малышу: все обязательно будет хорошо.
  5. Поощрение. Чаще напоминайте детям о победах, одержанных ими над страхами, но не в коем случае - не о неудачах.

Коррекция страхов у детей

Эффективные методики преодоления страха, которыми успешно пользуются детские психологи, в большей мере связаны с воздействием на эмоции малышей, а не на их разум. К примеру, если ваше чадо боится темноты, вряд ли ему помогут логические убеждения, что при выключенном свете в комнате ничего не изменится. Специалисты советуют приучить малыша к темноте.

В «страшном» помещении свет необходимо выключить, в других – включить. Первоначально рекомендуется, взяв ребенка за руку, вместе входить в темную комнату и выходить, если он начнет бояться. Постепенно увеличивайте время таких походов, будьте терпеливы, и ребенок начнет совершать их самостоятельно и привыкнет находится в исследованном им помещении.

Помочь ребенку побороть страх хорошо помогает обыгрывание проблемной ситуации, попав в которую, герой выходит победителем. На помощь приходит сказкотерапия - лечение сказками, в которых добро всегда побеждает зло. Подбирайте подходящие истории, придумывайте свои, например, о плюшевом медведе, который боялся темного леса, но дружба с маленьким и храбрым светлячком помогла ему преодолеть страх.

Пусть дети станут актерами, используют любимые игрушка и проигрывают различные ситуации. Сами того не подозревая, малыши могут в процессе сказочной импровизации многое рассказать о причинах плохих снов и зарождающихся фобий.

Как можно построить сказочный тренинг

1. Изобразите в лицах или с помощью кукол сказочную историю, чтобы она вызвала эмоциональный отклик у ребенка.

2. Закрепите приобретенный опыт. Так, вы можете подарить ребенку фонарик, с которым он будет залезать в «берлогу» из стульев и одеял. В детской комнате повесьте ночник.

3. Совместно сделайте выводы. Разыгранная история обязательно должна быть связана с конкретной проблемой (например, боязнью заходить в темное помещение).

Если вы стараетесь помочь ребенку побороть страх, но решить проблему самостоятельно не удается, ни в коем случае не допускайте, чтобы сын или дочь обзавелись на всю жизнь малоприятной фобией. Обратитесь к опытному детскому психологу, и вместе вы обязательно справитесь с проблемой.

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ».

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения детских страхов:

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

Самые распространенные – это внушенные страхи . Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия . Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов . Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей . Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Виды страхов:

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Работа по коррекции должна вестись комплексно, с использованием разнообразных средств и методов психологического воздействия (игротерапия, сказкотерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции).

Коррекционная работа педагога-психолога в ДОУ ведется в нескольких направлениях:

консультирование;

лекции-семинары (для родителей, педагогов);

стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Возрастная динамика страхов у ребенка:

7 мес.- беспокойство в отсутствии матери;

8 мес.- боязнь чужих;

14 мес.- уменьшение беспокойства при отсутствии матери;

2г.- страх темноты и сказочных персонажей; страх неожиданных звуков; страх одиночества; страхи боли, уколов, мед. работников;

3-5 лет – страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства;

4г. – Баба Яга;

5-7 лет – страх смерти;

5 л. – приходящие навязчивые повторения неприличных слов;

6 л. – тревога и сомнения в отношении своего будущего;

7 л. – мнительность.

К моменту поступления в школу наблюдается уменьшение страхов.

7-11 лет – ведущий страх – не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения. Страх собственной смерти трансформируется в страх смерти родителей.

Способы преодоления страхов:

1. Совместные подвижные игры с ребенком по правилам. Во время игры психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей, когда взрослый утрированно демонстрирует страх в игре, а ребенок не боится. Ребенку не нужно заранее рассказывать о цели игры и о том, что как себя вести. Хороший результат избавления от страхов дает игра, при которой ребенок наигрался и получил удовольствие.

2.Налаживание отношений в семье: преодоление конфликтов и ссор между родителями.

3.Коррекция типа воспитания ребенка в семье.

4.Устранение неприятных переживаний у ребенка в течение дня, шумных игр, плотного ужина перед сном, сон в душном помещении и неудобной одежде.

5.Придерживаться правила: чем более беспокойный ребенок, тем более медленным и доброжелательным должно быть пробуждение после сна.

6. Никогда не выяснять отношения и не ругаться при спящем ребенке.

Страх можно сравнить с миной замедленного действия. Он подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Но самое главное, взрослому человеку, который так и не избавился от страхов, сложно устанавливать нормальные семейные отношения, и его страхи, волнения, беспокойство также могут передаваться ребенку.

Советы педагогам: что делать, если ребенок боится:

Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.

Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" – "нет" или "боюсь" – "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.

Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.

Все виды коррекции стоит применять в комплексе.

Советы родителям:

Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.

Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!

Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.


Что еще почитать