Зачем ребенку посещать детские кружки

Обсуждение

Конечно, курсы нужны, но без фанатизма, ребенок должен и отдыхать, и свободное время иметь! Мы ходим в спортивную секцию по баскетболу и на образовательные курсы по развитию интеллекта, очень удачно все сложилось, спорт- сам по себе вещь полезная, а на курсах развивают память, внимание, умение концентрироваться, не отвлекаться, ну. и конечно развивают кругозор! Очень рекомендую москвичам "президентская школа"

20.09.2013 10:46:35, Ida33

очень полезная статья. а вообще, лучше пусть почаще в кружки и секции ходят,чем сидят дома у компа или телевизора.

Ох, сложная стала жизнь не только у детей, но и у родителей! Как выбрать, как не перегрузить, но и не деть отстать от сверстников - голову сломать можно))

Конечно я согласна, что загружать ребенка не стоит и обязательно должно быть время на отдых, на гулянку и просто посмотреть любимый фильм, или мультик))) У, нас кружок детского творчества и искусства. Моя дочка ходит на занятия в выходные дни, в субботу и воскресение! Это для нее не перегрузка, а любимое занятие, что бы скучно не было)))

12.09.2013 18:22:40, nina7777

Комментировать статью "Кружки и секции для ребенка: польза и вред. Что делать с нагрузками?"

Кружки, секции. Образование детей. Раздел: Кружки, секции (Бесплатные кружки и секции). Секции школьные - на что мы имеем права?

Обсуждение

какое кол-во платных кружков в школе может посещать ребенок-сирота бесплатно,нигде не могу найти ответ

11.10.2018 09:17:06, Зоя Алексеевна

У нас нормально работают - те, на которые мои ходят, по крайней мере. В этом году младшая на хор и изо ходит (больше не успевает никуда), в прошлом ходила на хор и на изо со старшей сестрой - тоже в школе.

Про бюджетные кружки. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. Про бюджетные кружки. Что-то я в растерянности. С одной стороны, многие сетуют, что кружки и всякие занятия платные.

Обсуждение

у нас при школе 22 кружка, штук 6 платные, остальные бесплатные. в районе много домов творчества с такими же платно-бесплатными кружками, выбор огромный. но на платное многие ходят потому что много людей с хорошим достатком и уровень в платных в большинстве случаев сильно выше, либо в бесплатных докупать кучу всего надо, что в итоге совсем не бесплатно оказывается.

Мы из платной театралки ушли в бесплатную. Прежняя режиссериха довела детей до того, что вся группа распалась. 3й год в бесплатной и довольны всем.

Кружок хорош, когда для него есть оборудования и специальные места хранения. Я мечтаю о школе, больше похожей на дом творчества, где дети ходят на кружки по рисованию, музыке, словесности, математике, химии. Типа Дома пионеров на Воробьевых горах.

Обсуждение

Танцы, информатики, рисования, шахматный.

1. Был кружок керамики- восторг. Закрыли. Хотим.
2. Кулинарный ниже предлагали -всеми руками за, причем и пацаны пойдут.
3. механика, робототехника.
4. биологический
5. олимпиадная математика/занимательная физика -опыты ставить
6. офп (а лучше подтянуть уровень физкультурников- зря время занимают только)
7. исторического моделирования
8. театральный
9. фотокружок

А вот эти детские кружки - разве не такое же развлечение для женщины, как для мужчины рыбалка или работа за копейки? Ну вот не интересно мне после садика еще час вокруг школы с коляской топтаться на морозе и за это по 2000 в месяц отваливать 02.10.2015 19:18:07, Лена...

Обсуждение

Я не вожу. Пока дочка средняя была еще младшей я ее водила на танцы рядом с садиком. Удобно. ПОтом клуб закрыли и здание предоставили фиг знает где и я малую родила. Просто нереально стало с младенцем сначала в сад ехать потом в кружок потом там сидеть ждать полтора часа потом обратно ехать. Свекровь взялась и так и водит. Недавно предложила младшую на музыку - мол там бесплатно. ГОворю-чудесно, выйдете на пенсию и будете возить обеих.

И на подготовку к школе, о ужас, не водила. Ну вот не интересно мне после садика еще час вокруг школы с коляской топтаться на морозе и за это по 2000 в месяц отваливать

Обожала водить на кружки. Нас там целая компания мамская. Хочешь - болтай, хочешь - тди в магазин. Водила в бассейн, мы там вмкаые судно время проводили. А сколько я всего навязала! Но уинас и папа возил постоянно, и забирал. В промежутках те же магазины на нем или к маме с папой заскакивал, они рядом живут. Все бы хорошо, ла работать надо. Кружки то платные:)

Обсуждение

в прошлом году много всего было. хор, изо, танцы, шахматы, театральный, фото, резьба по дереву. спортивные всякие, палеонтология. что-то про яхты и около того. наверняка что-то еще не считая всяких языковых и математических. в этом слышала, что появилась гитара и какой-то туристическо-географический. но это все с 5-го класса. началки в школе нет

предложить свои услуги по ведению желаемого кружка? :)
а вообще, наверное, смотрят, сколько реально желающих (хотеть можно что угодно а вот ходить на все желаемое...) и есть ли кому вести из своих, без привлечения специально обученных людей...

Какие кружки для детей хотят видеть родители в школе? У нас в школе много кружков - платных и нет. По факту если ребенок идет на много/несколько кружков - на уроки и просто передохнуть времени не остается. Для младшего, не хватающего звёзд с неба, это было б в...

Обсуждение

кружок хендмейд для девочек-умение держать иголку в руках пригодится...

шахматный кружок (там же шашки и нарды), в небольшом помещении можно сделать кружок настольного тенниса- столы складываются, фотокружок, театральная студия

Есть вариант, что родители не против самостоятельного передвижения детей по городу, но против их пребывания дома в одиночестве. продленка для младшешкольника - за и против. У нас продленка была сплошным плюсом. Кружки в школе были великолепные.

Обсуждение

У нас воспитатель в принципе за это не отвечает.В сентябре пара занятий накрылись,ребенок путал время, оно разное было в разные дни даже для одного предмета.(3 класс).Потом записала в дневнике и звонила на сотовый.Один раз забыл включить.
Но к октябрю все устаканилось-больше нет проблем.

я ставила в мобильник напоминалку на все занятия. У нас только в пределах школы напомнят, и только если кружок массовый. На продленке у воспитателя куча забот и свой режим, общий для всех. Если напоминать каждому, с ума сойти можно, и никто уроки не будет делать, это хождение отвлекает.

26.04.2010 23:19:34, Олиевна

Детский клуб и болезни детей: как сохранить доходы? У кого уроки совпадали с секцией или чем отдавать малыша в школу или секцию, стоит хорошо взвесить все " за " и " против ". Ведь с каждым годом детям задают все больше уроков, кружки и секции ужесточают правила отбора...

Обсуждение

У нас в прошлом году так было. Я раз сняла, два сняла, а потом перестали отпускать. Только через заявление к директору. НО у нас дело было в том, что этот урок (биология кажется) был достаточно значимым (не физ-ра, или музыка или труд), и ребенок просто не успевал сдавать все темы, и повалили двойки. И когда он пропустил контрольную, биологичка рассвирипела и больше не отпускала. Нам пришлось улаживать все в музыкалке, я звонила договаривалась с другими ученикам, умоляла поменяться местами.

В общем, смотрите сами. Если значимый урок (да еще такой, который 2 раза в неделю всего - типа истории, географии ли боилогии), или уж тем более русский или литература математика или ин.яз, то могут быть серьезные проблемы. Если урок - фигня, то проблем быть не должно.

ИМХО, все же логичнее просить об изменеии рассписания, либо в секции, либо в школе, раз и на секции ТОЛЬКО 2 дня рано и в школе только в это дни по 7 уроков. Но, если просить в школе о переносе седьмого урока на другой день, нужна уверенность, что в секции не будет хотя бы ИЗМЕНЕНИЙ в непредсказуемую сторону.

Сколько дней в неделю секция? И сколько там еще групп? Если просит не 1 человек, а куча - можно пытаться найти компромисс. Например, раз рано НИКОМУ не удобно, то не ВСЕГДА ваша группа, а по очереди: неделя - одна раньше, неделя - другая, или в разные недели - разные дни рано (если дней много). Чтобы не всегда одно и то же в школе пропускать.

В школе тоже вряд ли "свет клином сошелся" на этих двух днях. Поговорите с классной, может быть, с легкостью это рассписание изменят. Если только Вам неудобно, а всем - полный ажур, то не получится. Но, возможно, педагогу в широких вариантах взаимозаменяемо, а кто-то из учеников тоже жаловался. Спросите классную, как она видит ситуацию. Тем более - седьмой урок - математика - это некоторый перебор, дети устают. Логично что-то пороще седьмым уроком выносить. В такой постановке и другие родители поддержат. Например, какое-нить ОБЖ для галочки куда логичнее 7-м. А это уже и с пропуском проще. Все де математику логично прослушать ВСЕ объянения и нужно иметь стройную систему в голове по 11-й класс. А всяческие ОБЖ, физкультуры, труды, пение, МХК, Москвоведение попроще будут. Думаю, не одним Вам куда-то уходить приходится (кто - на занятия, кто - в поликлинику и т.д.), в этом смысле нелогично важные и требующие большой сосредоточенности предметы седьмым уроком ставить. И здесь можно иметь "поддежку зала".
Тут тоже "возможны варианты". Если у математички не все дни присутственные и она "смещает" свои уроки на минимум дней - се ля ви, ничего не выйдет. А коли ей без разницы, а кто-то из предметников мишуры артачится, чтобы его "суперценный" предмет не пропускали, то коллективное заявление родителей дожмет и администрация сама рада будет. Но тут надо с классной и РК поговорить о причинах такого рассписания.

Кстати, еще и следующая четверть будет, и другое полугодие. Подобные разговоры могут будущее расписание улучшить.

Многочисленные детские развивающие центры пестрят объявлениями о группах, в которых вашего ребенка научат читать-считать-петь-рисовать-танцевать. Это пока он малыш. А когда подрастет, предлагаемая программа развития станет гораздо масштабнее: театральная группа, модные танцы, право- или левополушарное рисование… Если продолжать перечень, читать его придется очень долго.

Отсюда вопрос: действительно ли так много надо современным малышам и школьникам для того, чтобы стать достойными членами общества? Или многочисленные развивающие центры – просто способ перекладывания денег из родительских кошельков в свои личные? Ведь подчас мальчики и девочки живут по строгому тайм-менеджменту, требующему от них успевать на все занятия. И все только потому, что родители хотели бы развить в своих детях те способности, которых нет в них самих, или же просто свято верят, что миллион секций на неделе – путь в успешную жизнь.

Сегодня мало родителей, которые не водят своего ребенка хоть куда-то. На вопрос «зачем?» они часто не могут дать вразумительный ответ. Дело ограничивается либо традиционным «для всестороннего развития», либо «сейчас все водят, без этого нельзя». Когда же спрашиваешь, к чему ребенку такое количество кружков, чаще всего слышишь в ответ: «Ему нравится». Серьезно? Может, ребенок просто боится родительского осуждения?

Эту проблему Рамблер/Семья решила обсудить с непосредственными участниками процесса: родителями и теми, кто предлагает услуги по детскому развитию.

Родители-перфекционисты

Есть мамы, которые очень любят подчеркивать достижения своих детей: «А вот мы уже умеем…. А мы ходим на танцы. Потом у нас театральный кружок. А еще два раза в неделю английский язык. По выходным – спорт».

Ребенок, у которого родители-перфекционисты воруют детство, отдыхает лишь во время переездов с одного развивающего занятия на другое. Как раз про таких пап и мам говорит наш эксперт Жанна Рыжова , основатель сети частных детских садов «Интересный Детский сад»:

«Когда родители всячески поддерживают интересы ребенка и создают для его развития благоприятные условия – это всегда большой плюс. Однако во всем нужно знать меру. Здесь важно не перегрузить ребенка и не нанести вред его психофизическому здоровью. А это уже зависит от целей, которые преследует родитель, – занять ребенка в рабочее время и откупиться от него на максимально длительный срок, или же создать благоприятные условия для развития. В первом случае как раз наблюдаются уставшие дети с 25 кружками, во втором – способные малыши, получающие удовольствие от занятий. Детские кружки – это правильное всестороннее развитие ребенка, которое должно быть очень умеренным».

Поддерживает эту точку зрения и международный гроссмейстер по шахматам, директор шахматной школы «Лабиринты шахмат» Яна Мельникова :

_«Во всем важна «золотая середина». Ребенка нельзя лишать детства. Малыш, с пеленок переходящий с одного кружка на другой по расписанию, порой похож на маленького и уставшего взрослого. Однако кружки и секции важны. Школа дают лишь базу, некий костяк, который необходим каждому грамотному человеку. Конечно, его может быть достаточно – дети вырастают, получают образование, строят карьеру.

Кружки же развивают таланты и индивидуальность, помогают ребенку вырасти личностью. Если выбор падает на спорт – можно с уверенностью сказать, что это поможет детям закалить характер, научиться стремиться к цели и преодолевать сложности. Если ребенку больше по душе творчество – он раскроет для себя новые грани и направления, в которых будет стремиться к совершенству. Дети, свободное время которых не занято, не учатся его ценить и планировать. На мой взгляд, оптимальным решением является выбор. Нужно предложить и показать ребенку разные направления развития – и он вам затем расскажет, что ему больше по душе»._

Между тем Анна Кирсанова , руководитель отдела маркетинга МФИ Софт, уверена:

_«Вечно занятые дети – это проекция жизни вечно занятых родителей. Когда хочется всего: и карьеру хорошую, и на тусовки сходить, и в отпуск съездить, – на детей остается очень мало времени. Поскольку основное внимание сосредоточено на деньгах и успехе, это передается и ребенку. Вместо внимания и времени родители вкладывают в ребенка деньги. Это такая игра – «найти специалиста». По массажу, коррекции, развитию – чему угодно. Занятые родители деньгами компенсируют свой родительский инстинкт. И хорошо еще, если это что-то полезное и интересное для ребенка, а бывает сборная солянка из курсов футбола, вальса, ораторского мастерства и левополушарного рисования. Очень важно найти баланс – помогать ребенку развивать его увлечения, мотивировать его, если он что-то полезное и интересное хочет бросить из-за лени, но не навязывать ему свои нереализованные идеалы.

Как-то я разговаривала с мальчиком, который в свои 4 года выиграл турнир по мотокроссу. Малыш с огромным байком был абсолютно равнодушен. Спрашиваю: рад, что победил? Жмет плечами, ему все равно. Зато папа, который его и отправил заниматься мотоспортом, – просто счастлив»._

Павел Никифоров , директор коммуникативного агентства «Логика PR» рассуждает о том, что нынешние родители, предлагающие свои детям разнообразные развивающие занятия, росли в то время, когда их выбор был довольно скудным. Реализовать свои способности можно было лишь в школьных кружках, музыкальной школе (по собственному желанию туда практически никто не шел) и спортивных секциях:

«Родители пытаются дать детям то, чего не было у них, – возможность лучшего старта. А уж «развивалки», ощущая эту потребность, активно работают над разнообразным предложением».

И многие родители идут у них на поводу. Если ребенок застенчивый, стараются растормошить и записывают в театральную студию. Если с избыточным весом – в спортивную секцию. Но иногда эти благие намерения приводят к обратному результату: тихони испытывают дискомфорт, «пышные» дети со слезами идут на очередную тренировку.

Сколько должен отдыхать ребенок?

В любом случае имеет смысл оставить ребенку время на отдых, не «забивайте» детский график бесконечными занятиями. На этом настаивает генеральный директор Учи.ру Иван Коломоец :

«Ежедневно у ребенка должно быть 3–4 часа свободного времени для занятий тем, что ему действительно интересно. Это нужно для формирования и выбора собственных, а не навязанных интересов и увлечений, и гармоничного развития личности». Прежде, чем выбрать развивающее занятие для своего ребенка, убедитесь, что оно будет ему интересно и актуально по возрасту. Забавно видеть «развивашки» для годовалых малышей, где мамы лепят поделки, а крохи наблюдают за этим процессом.

Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка. Если он не хочет заниматься, к примеру, большим теннисом, – не настаивайте. Вместе выберите тот вид спорта, который понравится сыну или дочери. Выясните причину, по которой ваш ребенок отказывается ходить на занятия. Если это из-за непривычки («привязанному» к маме малышу порой непросто даже на 45 минут остаться без нее), но предмет изучения нравится – вместе с преподавателем помогите крохе привыкнуть.

Кружки: маркетинговый ход?

Мы в итоге выявили ряд причин, по которым родители ненасытно водят детей в кружки:

  1. Повышенная занятость самих родителей, которым куда-то надо деть ребенка.
  2. Искренняя вера в то, что ребенок с дополнительными знаниями лучше устроится в жизни.
  3. Собственные нереализованные мечты и желание через ребенка наверстать упущенное.
  4. Дань моде и зависимость от мнения окружающих, которые в один голос твердят, что без секций – никуда.

Во всех этих случаях имеет говорить о перфекционизме современных родителей. И вряд ли это какой-то вселенский заговор со стороны работников кружкой – они появляются, потому что у общества есть в них потребность: стандартные рыночные отношения.

Марго Бор, совладелец ЦО:

_«Дополнительные занятия для детей существовали всегда, но если раньше это были Дома творчества юных (дома пионеров и школьников), то теперь они, продолжая существовать, но в меньшем количестве, просто не справляются с потоком детей.

По мнению психологов, не стоит перегружать ребенка, но и не следить за его досугом тоже нельзя. Посещение реальных секций и кружков помогает детям социально адаптироваться, так как многие из них к 13 годам становятся зависимыми от виртуальной реальности и киберпространства. Надо очень внимательно относиться среде, формирующей личность ребенка: любой спорт формирует характер, творческие секции развивают воображение и креативные способности, экономические кружки помогают детям ориентироваться в современном мире.

…Про отличную маркетинговую кампанию могу сказать лишь одно, если бы она была отличной, то мы бы не собирали каждый квартал семинар о том, как открывать и продвигать частотные образовательные учреждения. Владельцы подобного бизнеса чаще всего приходят туда либо из классического образования, либо из другого бизнеса, сначала они слабо ориентируются в тенденциях рынка и не понимают, как достучаться до своей целевой аудитории. О каком-то заговоре маркетологов заведений дополнительного образования говорить рано, как минимум»._

Какие преимущества у развивающих кружков, если ребенок будет с охотой в них заниматься? У него появятся:

  1. привычка учиться;
  2. умение анализировать и запоминать новую информацию;
  3. стимул узнавать новое.

При этом очень важно, чтобы преподаватель «горел» своим делом. Об этом говорит и Катерина Смирнова, корреспондент:

«Моя задача – окружить детей харизматичными педагогами. К сожалению, по моему опыту, в школах и бесплатных муниципальных кружках они встречаются гораздо реже. Поэтому я платила кучу денег за детский «обслужанс».

…Уважаемые родители! Не спешите загружать своего ребенка многочисленными развивающими занятиями. Много – не всегда хорошо. Важно, чтобы дополнительная интеллектуальная или физическая нагрузка приносила пользу. Выберите направления, которые помогут ему в будущем, к примеру, иностранный язык или общую физическую подготовку, и пробудите к ним интерес. Стимулируйте собственным примером!

А если у вашего ребенка уже сейчас очень насыщенный график, поговорите с ним по душам – так ли это ему нравится. Может быть, пользы для развития будет больше, если исключить какой-то кружок, а освободившее время провести вместе? Например, почитать, порисовать, погулять… Не делегируйте обучение ваших детей исключительно другим людям, пусть даже профессионалам. Вкладывайте в детей свою душу, энергию и знания! Будьте уверены – это принесет положительный результат.

По мере взросления ребенка каждый родитель сталкивается с вопросом его разностороннего развития. В наши дни существуют студии, кружки и секции на любой вкус и кошелек. Как сделать оптимальный выбор с учетом возраста, увлечений и склонностей конкретной личности, АиФ.ru рассказала психолог Мария Ефимова.

Время пришло

Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, с какого возраста надо приобщать ребенка к кружкам и секциям?

Мария Ефимова: Психологи рекомендуют возраст 5-6 лет. Это оптимальное время, когда ребенок готов учиться, слушать взрослого и повторять «как надо». До этого же позволяйте малышу самореализоваться в своих творческих стремлениях: рисовать что-нибудь своё, петь, придумывать истории.

— Как понять, что нравится вашему ребенку, и вовремя направить его усилия в нужное русло?

— В раннем возрасте интересы ребенка только начинают зарождаться, поэтому вопрос, что ему нравится, а что нет, не решит проблемы. Большинству детей нравится заниматься самыми разными делами. Более явная склонность к какому-либо направлению проявляется только в подростковом возрасте.

До этого правильным будет такой подход: старайтесь развивать своего ребенка во всех направлениях. Пусть он попробует и лепку, и танцы, и какой-либо вид спорта, и игру на музыкальных инструментах, и шитье мягкой игрушки, и рисование. Подобное разнообразие поможет понять его склонности. Наблюдайте за своим ребенком в процессе игр — возможно, вы заметите ярко выраженную способность к чему-то особенному.

Представьте, перед вами список: виндсерфинг, вейкбординг, скрапбукинг (оформление вручную фотоальбомов, — ред .) — и у вас пытаются узнать, что из перечисленного вам нравится больше? Но вы просто не знаете, что значат эти слова! Именно понимание того, что стоит за каждым понятием, и поможет дать ответ. Следовательно, чтобы разобраться в склонностях своего ребенка, нужно сначала познакомить его с разными видами деятельности и дать в них поучаствовать.

— Что делать, если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, почему подобное происходит. Возможно, ребенок просто не знает, что ему там может быть интересно, или у него нет опыта общения в коллективе. В любом случае, заставлять малыша идти туда, куда вы считаете нужным, — ошибка, которая травмирует его психику.

Следует помнить, что бывают социально активные дети и те, которые комфортно себя чувствуют в привычной обстановке, в окружении знакомых людей. Чтобы не нанести психическому развитию ребенка непоправимый вред, не стоит насильно выводить его «в люди», вовлекать в игры или занятия. Процесс социализации должен быть мягким и постепенным. Вы можете договориться прийти в студию и посмотреть, чем занимаются детки, и если ребенок заинтересуется — принять участие. Возможно, для малыша важно, чтобы во время занятий мама была рядом, а не сидела в коридоре.

Главный постулат: посещение кружка должно приносить ребенку удовольствие!

Не хочу, не буду

— Стандартная ситуация для многих детей: ребенок сначала с азартом чем-то увлекается, а спустя несколько занятий говорит, что ему не нравится ходить в выбранную секцию. Стоит ли уговаривать его остаться там?

— Во-первых, стоит разобраться, почему ребенок изменил свое мнение. Поговорите с ним об этом в спокойной обстановке, узнайте, в чем причина: что-то не получается, не нравится руководитель кружка, задирают другие дети или сами занятия проходят вяло? Вполне может оказаться, что ваш малыш опережает основную группу в развитии, и предложенные задания недостаточно сложные, чтобы вызывать интерес — следовательно, он начинает скучать.

У ребенка школьного возраста обязательно спрашивайте, в какой кружок или секцию ему хотелось бы пойти, не записывайте просто по своему выбору. Помните, нет «правильных» или «неправильных» занятий творчеством. Не стоит заставлять ребенка посещать какую-либо студию только потому, что «все наши знакомые туда ходят» или «это престижно».

Выяснив причину, родители должны или разрешить проблему, или выбрать другое место для занятий. Если ребенок категорически против продолжения учебы, то не стоит заставлять его. Лучше договориться с ним о посещении последнего занятия, чтобы окончательно понять, будете ли вы туда ходить или стоит поискать другой кружок.

— Бывает так, что ребенок очень хочет заниматься, например, балетом, но педагоги уверены, что у него нет для этого способностей. Нужно ли идти на поводу у специалистов, чтобы избежать дальнейших разочарований?

— С одной стороны, наличие таланта — прямой путь к достижению значимых успехов в выбранной области. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг высот, заниматься ему следует тем, к чему не просто лежит душа, но и есть предрасположенность. К тому же, если способностей нет, то в престижные школы и студии ваше чадо вряд ли возьмут, как бы велико ни было желание. Но это относится лишь к тем секциям, где изначально необходимо обладать определенными навыками.

С другой стороны, показательна история знаменитого Карузо , которому в детстве учитель пения сказал, что у того нет голоса. И лишь вера матери в его талант помогла мальчику поверить в свои силы и продолжить занятия. Она сказала: «Не слушай никого. Ты поёшь, как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!».

Ребенку очень важна поддержка родителей. Если он хочет танцевать — пусть танцует, даже если ему не хватает пластики. Да, не факт, что он станет знаменитым танцором, но, по крайней мере, будет счастлив — а это гораздо важнее!

— Какое количество кружков и секций оптимально?

— Их может быть столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег. Главное не теряйте контакт с ним. Перегруженный ребенок становится вялым, сонным, теряет инициативу и интерес к жизни. Обязательно следите за состоянием и настроением своего малыша. Насколько он бодр и активен, хватает ли у него времени на игры? Тревожный звонок — если учителя жалуются, что ребенок спит на уроках, или вы замечаете, что он отказывается играть даже дома, потому что слишком устал и хочет отдохнуть.

Да, всестороннее развитие ребенка — это хорошо и правильно. Но оно должно идти рука об руку с заботой о его физическом и психологическом здоровье!

Случается, малыша отдают сразу во все возможные кружки и секции. И родителей можно понять: у ребенка должен быть выбор, а вдруг какое-то из внеклассных занятий станет в будущем его профессией? И, если не начать с младых ногтей, его могут фатально обогнать. Но стоит ли заполнять все свободное время ребенка разными кружками? Может, лучше остановиться на чем-то одном? Как выбрать? И чем это ему (и вам) грозит?

Что выбрать?

Кружки бывают разными и, прежде всего, разумеется, необходимо исходить из склонностей ребенка . Нужно определиться: во что нравится играть малышу? Что у него получается лучше всего? Чему в семье уделяется повышенное внимание? Не стоит записывать ребенка на несколько кружков сразу, стараясь вырастить из него вундеркинда. Детский организм может не выдержать длительные и регулярные нагрузки.

Прежде всего, стоит определить, собственно, цель занятий . Например, застенчивых детей психологи рекомендуют отдавать в коллективы, где необходимо общаться со сверстниками. Это могут быть танцевальные студии, драмкружки, спортивные секции. Гиперактивных «усмирят» занятия рисованием, музыкой, спортом. Физкультура, спорт и танцы подойдут детишкам разной комплекцией, но, если подвижных и худеньких, с удовольствием возьмут в подготовительные группы профессиональных секций, то полных и малоподвижных малышей не стоит мучить серьезными занятиями. Существует масса групп общего физического развития или хореографии, где самооценка ребенка не подвергнется остракизму требовательного тренера или педагога по танцам.

Если у ребенка явно выдающийся талант (такие дети действительно бывают), родителям стоит приложить все усилия, чтобы показать его самым лучшим в своем деле детским педагогам по профилю. Вполне вероятно, что, в случае действительных способностей, его обучение будет проходить в хорошей школе и без дополнительной платы.

Возраст имеет значение для спортивных секций и танцевальный студий. Например, в бокс, карате и т. п. не возьмут раньше 4-х лет, в серьезный балет – раньше 10 лет. А бывает и наоборот. Что делать, если родители привели в секцию художественной гимнастики, фигурного катания или другого вида спорта, куда набирают детей с 4-х лет, 7-милетку, а его не берут только из-за возраста? При условии, что ребенок очень хочет заниматься именно этим и подходит по комплекции, ведите его в другую подобную секцию. На свете немало чемпионов, начавших заниматься позже прочих, но трудом и талантом, добившихся несравнимо больших успехов. Что касается художественных, музыкальных и развивающих занятий, здесь возраст не помеха: сейчас есть даже предназначенные для грудничков.

Желание самого ребенка – необходимое условие для записи его в кружок или секцию. Бывают ситуации, когда у малыша явные способности или прекрасные физические данные, а он не желает и все тут. В этом случае разумнее всего не принуждать строгостью, а рассказать о том, что его ждет, обрисовав радужные перспективы и предложить попробовать, четко обозначив контрольный срок. Если даже после этого ребенок отказывается наотрез, не стоит его заставлять: опыт многих родителей показывает, что это не имеет смысла. Даже, если он чего-то достигнет, ненависть к домашнему насилию тоже сохранит. А разве вам это нужно?

Важное условие - месторасположение кружка . Поскольку посещать его придется регулярно в течение длительного времени и в любую погоду, имеет большое значение, сколько времени будет занимать дорога туда и обратно, можно ли туда ходить пешком – это самый лучший вариант, или, каким другим образом реально добраться до места. Долгая по времени дорога, проведенная в общественном транспорте или в пробках, будет выматывать ребенка и ученье не пойдет во благо. И, наконец, а кто будет водить или возить его в кружок?

Количество внеклассных занятий должно зависеть и от загруженности в школе . Если ребенок ходит в серьезную гимназию, где много дополнительных занятий, которые стоит посещать, внеклассное образование лучше свести к минимуму. Все-таки, здоровье малыша должно перевешивать родительские амбиции.

Финансы – немаловажный критерий отбора кружка или секции. И дело даже не только в оплате занятий – информация об этих расходах известна сразу, а в том, сколько денег родителям придется выложить на протяжении всего обучения. А это может быть покупка формы для занятий и выступлений, оборудования и инвентаря, оплата поездок на соревнования и конкурсы.

Плюсы внеклассных занятий

Разные виды деятельности. В кружках и секциях занятия отличаются от школьных и детсадовских. И, если малыш ходит туда, как на праздник, во-первых, праздников в его жизни становится больше, во-вторых, его личность развивается всесторонне, потому что он приобретает новые знания и умения.

Чем больше у малыша происходит социальных взаимодействий, тем лучше. Дети в кружке или секции – совершенно иной коллектив, чем в школе. И заняты они там иным, а для большинства - занятия там в радость. В отличие от школьных. Соответственно и атмосфера совсем иная, чем в школе.

Внеклассные занятия, особенно, когда они регулярны и длятся по нескольку лет, вырабатывают у растущего человека такие полезные качества, как чувство ответственности, умение трудиться, планировать свои действия и рационально распределять время.

Найти себя и гордиться собой – вот, пожалуй, главное, что может приобрести маленький человек за время внеклассных занятий, и, что более всего поможет ему во взрослой жизни. Он может не слишком успевать в школе, зато в секции, кружке расправлять крылья и, буквально, летать. Адекватная самооценка, индивидуальная (и приносящая счастье!) сфера реализации – это то, чего достигает далеко не каждый взрослый и то, в чем может помочь внешкольный кружок.

Минусы дополнительных занятий

Дополнительное время, это – свободное время ребенка . Он мог бы гулять, играть, читать, мечтать, глядя в небо… Но надо идти в кружок!

Дополнительные нагрузки тоже показаны не всякому . Тем более что многие дети нынче ослаблены и состоят не в первой группе здоровья. От излишних физических или умственных нагрузок ребенок будет утомляться. Но утомление зависит и от его отношения к занятиям – если малышу они нравятся, то, как правило, на его самочувствии усталость не скажется.

(бабушек или нянь). Неминуемо им также придется вникать в дело ребенка, помогать ему, показывать на своем примере и т. п. А позже, быть может, придется сопровождать чадо и на соревнования, и на различные конкурсы, жертвуя своим свободным временем или отпрашиваясь с работы.

Когда родители нынешних школьников и дошкольников были детьми, у них не было такого широкого выбора детских кружков и студий раннего развития, который есть сейчас. Но сегодня ребенок, не посещающий никакие дополнительные занятия, воспринимается окружающими довольно странно. Тем временем, уровень загруженности учебой отнюдь не снижается. Более того, посещение детских кружков может потребовать дополнительных расходов и временных затрат.

Для чего нужны детские кружки?

За последние несколько лет в России детские кружки стали необъемлемой частью образования детей. Особое место среди них занимают студии раннего развития, где детей с самого раннего возраста обучают иностранным языкам, чтению, математике. Родители считают, что всестороннее развитие сделает их ребенка более успешным. Многие мало задумываются о том, дают ли детские кружки действительно ценные знания и интересно ли их посещение самим детям.

Нередко при взаимодействии между собой родители детей дошкольного или младшего школьного возраста понимают, что конкретный ребенок не посещает достаточного количества детских кружков и не так загружен, как сын или дочь соседей. Родители иногда соревнуются между собой, и часто не думают о том, полезно ли это детям.

Разумеется, дополнительные занятия полезны школьникам и помогают развить определенные навыки. Но их успех и эффективность зависят от того, насколько они интересны им самим. Если ребенок не проявляет интереса к занятиям, чувствует себя уставшим и по возможности пропускает их или посещает только из-за нежелания огорчать родителей, то стоит задуматься, так ли нужны эти дополнительные занятия.

Занятия в детских кружках и секциях приносят пользу только тогда, когда они не носят характера соревновательности между родителями и не мешают здоровому физическому развитию детей. Если ребенок не страдает от малоподвижного образа жизни и имеет достаточное количество свободного времени, и занимается тем, что ему действительно нравится, то он получит меньше стресса, чем его чрезмерно перегруженный сверстник.

Когда родители выбирают детские кружки и секции, они должны обращать внимание на те задачи, которые можно решить с их помощью. А именно:

Если ребенку необходимы физические упражнения для укрепления осанки, то ему подойдут занятия танцами или плавание. Танцы способствуют решению проблем с позвоночником и развивают уверенность в себе, а плавание укрепляет мышцы спины. Если школьник имеет склонность к избыточному весу, то физические упражнения фитнес-программы также будут ему полезны.

Если у ребенка наблюдается склонность к творчеству, он любит рисовать или играть на музыкальном инструменте, то он может посещать музыкальную школу или студию изобразительного искусства. Помимо раскрытия таланта, он сможет приобрести новых друзей и решить еще одну важную задачу - преодоление трудностей в общении.

Робототехника - одно из самых популярных направления для развития детей сегодня. На занятиях дети узнают об устройстве и работе электронных приборов и сами учатся конструировать роботов. Таким образом, при серьезности увлечения ребенок получает шанс приобрести востребованную профессию в будущем.

Еще одно востребованное направление детского досуга - иностранные языки. Дополнительные занятия посещают дети, чьих родителей не устраивает уровень преподавания в школе или уровень подготовки к экзаменам. Но и сами дети могут иметь склонность к изучению иностранных языков и с удовольствием посещают эти занятия.

Не самое лучшее решение, если выбирая детские кружки и секции, родители руководствуются принципами «потому что это модно» и «чтобы не хуже, чем у других». Рано или поздно, давление со стороны родителей приводит к снижению мотивации у ребенка, потере интереса к занятиям и нервному напряжению. Если выполнения физических упражнений или занятия музыкой не приносят удовольствие, то прекращение посещений дополнительных занятий скажется благотворно и на детей, и на родителей.

Ответить на вопрос о том, какие детские кружки выбрать для развития ребенка, поможет осознание поставленных задач. Чаще всего дополнительные занятия помогают решить вопрос занятости ребенка вне школы, творческого развития или пользы для физического здоровья. Если ребенок не проявляет каких-либо определенных склонностей, то родители записывают его сразу в несколько учебных центров. В итоге он может не выбрать ни одно из дополнительных занятий или выбрать что-то другое.

Гораздо лучше дела с мотивацией обстоят у тех детей, которые имеют конкретные склонности - к танцам, рисованию, музыке или иностранным языкам. Тогда дополнительные занятия будут приносить реальную пользу. Также интересно и полезно заниматься тем, у кого есть трудности в общении со сверстниками. Например, стеснительный ребенок может раскрепоститься во время занятий в театральной студии или научится защищаться на уроках боевых искусств. Так и родителям будет проще решить вопрос, какие детские кружки выбрать, чтобы они действительно были полезны.

Основные цели дополнительного образования:

  • раскрытие потенциала и талантов ребенка;
  • возможность заниматься тем, что действительно интересно;
  • четкое осознание собственных потребностей и склонностей;
  • спокойствие семьи, которая знает, что ребенок занят делом.

Последняя цель способна оказать родителям «медвежью услугу» - они могут перегрузить детей, независимо от того, какие детские кружки им интересны, а какие - нет. Чрезмерная занятость способна привести к эмоциональному перенапряжению ребенка, а затем и к ухудшению его психического и физического состояния.

Чтобы развитие ребенка и его отношения с родителями были действительно гармоничными, не стоит огорчаться, если он не проявляет интереса к тем или иным дополнительным занятиям. Возможно, он способен сделать правильный выбор и начать заниматься тем, что действительно интересно.

Что еще почитать