Театральная деятельность в младшей группе. Проект в младшей группе детского сада. Театрализованная деятельность

Ирина Крушинина

Конспект

во 2 младшей группе

по теме : «Кто в теремочке живет

Задачи :

ОО «Коммуникация» - совершенствовать интонационные навыки детей; продолжать развивать диалогическое общение

ОО «Физическая культура» - продолжать развивать двигательную активность, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) .

ОО «Социализация» - развивать партнерские отношения в игре, умение слушать и слышать друг друга, преодолевать робость и смущение.

ОО «Труд» - побуждать детей принимать участие в уборке атрибутов после игры.

Оборудование :

чудесный мешочек, кубик с загадками, колокольчик, маски героев сказки «Теремок » , крупный строительный материал для теремка (модули)

Предшествующая работа :

*создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми,

*показ детям различных видов театра ,

*драматизации русских народных сказок,

*рассматривание иллюстраций к сказкам,

*чтение и обсуждение содержания сказок,

*подвижные игры,

*занятия по театрализованной деятельности ,

*просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.

Ход занятия:

Дети стоят перед воспитателем.

В. – Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, какое у нас хорошее настроение. Вот так. Ой! Вы слышите? Что-то звенит! Интересно , где это? Давайте поищем.

Дети ищут и находят мешочек.

В. – Ребята, вам интересно , что в мешочке? Мы сейчас посмотрим!

Воспитатель достает кубик с загадками.

В. -Вот это кубик! Какой красивый! А на нем загадки написаны. Отгадаем?

Загадки :

Под полом таится, кошки боится. (Мышь)

По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)

Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса! А зовут её. (Лиса)

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)

После каждой загадки воспитатель предлагает

найти картинку с отгадкой младшим детям .

В. - Молодцы ребята! Все загадки отгадали. А что же в мешочке еще есть? Да, здесь колокольчик. Это не простой колокольчик – волшебный. Он умеет превращать ребяток в зверят. Давайте попробуем.

В. – Колокольчик, позвени, нас в мышат ты преврати!

Мышка серая бежит

По лесной дорожке

И от страха вся дрожит :

Испугалась кошки.

Мышки маленькие, пугливые, кошки бояться, тоненько пищат.

В. – Колокольчик, позвени, нас в зайчаток преврати!

На лесной лужайке

Танцевали зайки,

Прыгали, скакали,

Лапками стучали.

Кто-то заек испугал и они спрятались за кустик и задрожали… наверное, почуяли волка.

В. – Колокольчик, позвени, ты нас в волка преврати!

Серый волк – зубами щёлк,

По лесу рыщет, добычу ищет!

А волк какой? Большой, сердитый, у него длинные лапы, он никого не боится, ищет добычу. Покажите сердитого волка…

В. – Колокольчик, позвени, нас в лисичек преврати!

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты!

Лисички какие? Хитрые, быстрые, хвастливые… Покажем, какие мы лисички – хвостиком помахиваем, следы заметаем, вот так…

В. – Колокольчик, позвени, нас в медведей преврати!

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мёд

И в рот к себе кладёт!

Мы - медведи. Какие мы? Большие, неуклюжие, косолапые. Ходим, широко расставив лапы, головой поворачиваем, ищем, чем бы полакомиться!

В. – Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, из сказки «Теремок » ! А в чудесном мешочке и шапочки зверят есть. Давайте примерим. Хотите в «Теремок » поиграть?

Хороводная игра «Теремок »

В. – Стоит в поле теремок - теремок . Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю мышка бежит, увидала теремок и говорит .

Игра заканчивается словами :

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили.

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

По окончании игры ставится проблемный вопрос детям :

«Что же делать? Как нам быть? Из чего построить новый теремок

Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок .


Основная цель педагога в младшей группе - заинтересовать и постепенно вовлечь в театрально-игровую деятельность. Для этого он осуществляет работу по нескольким направлениям:

а) Знакомит детей с отдельными видами театрализованных игр. Знакомство детей с различными видами театрализованных игр начинается с просмотра спектаклей, подготовленными взрослыми или ребятами старших групп. В процессе этих зрелищ дети учатся смотреть и понимать происходящее на сцене, у них формируется желание заниматься этим видом деятельности. Действия малышей носят подражательный характер. Они водят кукол, совершают с ними манипуляции, произнося только отдельные предложения. Сюжетная сторона отсутствует.

Организация просмотра спектаклей детьми младшего возраста имеет свои особенности. Целесообразно на начальном этапе, незадолго до начала представления, рассказать о содержании спектакля, иначе малыши не сможет уловить смысл событий, происходящих на сцене.

В ходе самого представления, ввиду быстрой утомляемости необходимо подключать внимание детей к событиям, происходящим на сцене: поздороваться, обратиться с каким-либо вопросом, попросить уложить героя спать.

б) Обучает правилам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе.

В этом возрасте необходимо научить детей правильному пользованию фигурками театров. Педагог вначале показывает и объясняет, как управлять фигуркой, удерживая ее за спину или основание; в каком положении должна находиться рука по отношению к зрителям; приучает к тому, чтобы ребенок внимательно слушал текст и действовал в соответствии с ним; обращает внимание детей на то, что если две игрушки разговаривают между собой, их лица должны быть обращены друг к другу. При этом «говорящая» игрушка должна слегка двигаться. Когда игрушка кончает «говорить», она застывает, становится неподвижной. Этот прием поможет детям выделить, какая из игрушек «говорит» в данный момент.

Чтение текста и исполнение ведущих ролей воспитатель вначале берет на себя, а ребятам поручает только обыгрывание несложных ролей.

Чуть позже взрослый суживает параметры своей деятельности и предоставляет ребятам самостоятельно действовать с персонажами в соответствии с его рассказом. В результате проведенной работы дети с хорошо развитой речью способны одновременно рассказывать и показывать.

в) Содействует развитию речевых и двигательных способностей детей, учит искусству ведения диалога в вопросно-ответной форме.

Работа по формированию способов сценической выразительности в младшей группе начинается с активизации речи и движений детей, прежде всего, с развития имитационных, подражательных движений, так как малышу легче показать, чем рассказать. Для успешного решения этой задачи педагог использует различные виды деятельности: гимнастику, игры, занятия и т.д. Например, на музыкальном занятии детям предлагается изобразить как утята спят, просыпаются, умываются.

Для успешной организации театрализованных игр важно, чтобы дети с младшего возраста учились искусству диалога - основной форме общения героев на сцене. Детям доступна наиболее простая- вопросно-ответная форма диалога. Интересным и эффективным средством является чтение по ролям несложных стихов и потешек. У детей необходимо развивать способность к словесной импровизации. В случае затруднений можно обратиться к личному опыту детей, предлагая им вспомнить, как они маму, бабушку уговаривали купить мороженное, игрушку и т.д. или наоборот, как взрослые уговаривают их что-нибудь съесть.

В младшей группе дети инсценируют отдельные сценки или короткие несложные произведения, хорошо известные им. Для подведения детей к театрализации конкретного произведения, педагог планирует целый комплекс мероприятий: например, для инсценировки сказки «Колобок» он предлагает детям внимательно рассмотреть иллюстрации и во время утренней гимнастики передать в движении: как идут по лесу Мишка, Заяц, Лиса. На занятии по родному языку - поупражнять в диалоге старика и старухи, Колобка и Зайки. На музыкальном занятии дети упражняются в пении песенки Колобка, разучивают танец Зайчика.

Роль ведущего, режиссера, художника-декоратора берет на себя в этой группе сам взрослый.

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.

Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.

Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:

Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • содержательное общение педагога и детей;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
  • обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:

Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.

Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.

Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Классификация театрализованных игр

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.

[Введите текст]

Театральная деятельность в младшей группе

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.

Цель кружка.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка.

  1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
  7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
  9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
  10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Ожидаемые результаты

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Сентябрь

  1. “Давайте познакомимся”.
  2. “Ходит осень по дорожке”. (по сказке “Теремок”)
  3. “Прогулка по лесу”.

Октябрь

  1. “Во садочке я была…”.

Ноябрь

  1. “Мы водили хоровод”.
  2. “Заюшкина избушка”. (театр конусной игрушки)
  3. “Зеркало, зеркало – скажи…”.

Декабрь

  1. “Заходите в гости к нам”.

Январь

  1. “Сказка о глупом мышонке”.

Февраль

  1. “В гости к ежику и лисе”.
  2. “Мы актеры”.
  3. “В гости пальчики пришли”.

Март

  1. “Весна пришла!”.
  2. “Смоляной бычок”. (театр мягкой игрушки)
  3. “Представьте себе…”.
  4. “Воробей и кот”.

Апрель

  1. “В тесноте, да не в обиде”.
  2. “Свет мой зеркальце скажи…”.
  3. “На болоте две подружки, две зеленые лягушки”.

Май

  1. “К нам гости пришли!”.
  2. “Ладушки – ладошки”.
  3. “Пчелки – детки, полетели!”.
  4. “Два веселых гуся”.

Сентябрь

Тема: “Давайте познакомимся”.

Цель: формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Литература: М. Д. Маханева

Тема: “Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”.

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей.

Литература: Т.Н. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва, “Просвещение” 1982г.

Тема: “Ходит осень по дорожкам”. (по сказке “Теремок”)

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Литература:

Тема: “Прогулка по лесу”.

Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.

Литература: М. Д. Маханев Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Октябрь.

Тема: “Мы играем и поем”. (имитация игры на дудочке в свободной пляске “Маша и медведь”)

Цель: вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения.

Литература:

Тема : “Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить”.

Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Во садочке я была…”.

Цель: учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: Игровая викторина по стихам А. Барто”.

Цель: развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Ноябрь

Тема: “Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет”.

Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Мы водили хоровод”.

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Заюшкина избушка” (театр конусной игрушки).

Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Зеркало, зеркало – скажи…”.

Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Декабрь

Тема: “Потеряли котятки по дороге перчатки”.

Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Литература: Т .И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Встали детки в кружок – закружились как снежок”.

Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Мешок с сюрпризом”. (театр на картоне)

Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “Заходите в гости к нам”.

Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Январь

Тема: “Сказка о глупом мышонке”.

Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один”.

Цель: познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”.

Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Звери в гостях у Снегурочки”.

Цель: вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Февраль

Тема: “Без друзей нам не прожить ни за что на свете”.

Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “В гости к ежику и лисе”.

Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Мы актеры”.

Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “В гости пальчики пришли”.

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Март

Тема: “Весна пришла!”.

Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Литература : М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Смоляной бычок”.

Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Представьте себе…”.

Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “Воробей и кот”.

Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Литература : М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003 г.

Апрель

Тема: “В тесноте, да не в обиде”.

Цель: учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Свет мой зеркальце скажи”.

Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Тема: “На болоте две подружки, две зеленные лягушки”.

Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Дайте только срок, построим теремок!”.

Цель: продолжат учить детей отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Май

Тема: “К нам гости пришли!”

Цель: вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Ладушки-ладошки”

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнерские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору.

Литература: М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.

Тема: “Пчелки-детки, полетели!”

Цель: развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки; развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Тема: “Два веселых гуся”

Цель: развить память физических ощущений; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развить пантомические навыки.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова.

Литература

  1. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  2. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  3. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  4. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  5. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

лейсан исламова
Театральная деятельность в младшей группе

Презентация на тему :

«Театрализованная деятельность в младшей группе » .

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.

Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами : картинками, игрушками.

Первоначальное внимание в моей группе было направлено на обогащение предметно-развивающей среды.

Цель

театральной деятельности .

Формирование художественно- эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, а также создание условий для воспитания у дошкольников коммуникативных способностей средствами театральной деятельности .

1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним;

2. Воспитывать выдержку, развивать память;

3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность) ;

4. Развитие умственной и речевой активности;

5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Для обучения детей использовались следующие технологии :

модельное обучение; коммуникативная деятельность ;

Актуальность выбранной темы.

Знакомство детей с разными видами театров помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.) .

Театрализованные игры помогают детям развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Ожидаемый результат

будут созданы необходимые условия для развития театральной деятельности детей , обогатится театральный уголок :

обогатится театральный опыт дошкольников , расширится их кругозор :

у детей повысится интерес к театрализованной игре , обогатится их содержание и диапазон сюжетов и ролей;

у детей сформируются представление о правилах поведения в театре ;

у родителей сформируются представления о театрализованной игре детей как об одном из наиболее важном виде деятельности в дошкольном возрасте;

родители будут вовлечены в единое пространство «семья -детский сад» ;

повысится культурный уровень дошкольников.

Мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

В младших группах используются мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы : лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтые, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Результативность

Созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ;

у детей повысился интерес к театрализованной игре , обогатились содержание и диапазон сюжетов и ролей, расширился их кругозор;

У детей сформировано эмоционально- положительное отношение к театральному искусству и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности ;

родители получили необходимые педагогические знания о театрализованной деятельности детей , ее значимости в развитии ребенка;

Создано единое пространство «семья - детский сад» ;

Повысился культурный уровень дошкольников.

Список литературы.

Т. В. Большева «Учимся по сказке» . «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2005

Т. Н. Карамаренко, Ю. Г. Карамаренко «Кукольный театр – дошкольникам » . Москва «Просвещение» , 1982

Л. М. Шипицына, О. В, Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения» . Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 1998Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр » . Москва, 2000

Что еще почитать