Мероприятия по пропаганде семейных ценностей и традиций. в вопросах семейного воспитания. Семейные ценности в школе

Семейные ценности в школе

Как известно, личность ребенка формируется внешними и внутренними факторами. Внутренние - это семья. А внешние - как раз другие люди, с кем он общается, в частности, школа. Именно после общения со школьными товарищами подросток берет с них пример, и не всегда хороший. Он начинает грубить старшим, прогуливать занятия. Авторитет семьи падает по сравнению с возрастающим авторитетом товарищей по интересам. К сожалению, даже идеальный и послушный малыш может связаться с дурной компанией. В школе нужно ввести урок, на котором будут рассказывать о семейных отношениях и ценностях, приобщать ребят проводить время с родными, куда-то вместе ходить. Даже внеклассные походы можно проводить вместе с родителями. Благодаря таким занятиям дети не забудут о своих корнях.

Укрепление семейных ценностей

Как было рассказано выше, главное, чтобы и родители, и школа занималась воспитанием детей и давали понять, что семья - это пристань, куда можно причалить в любую погоду. Родителям не стоит забывать, даже из-за большой загруженности на работе, о своих детях и родителях, а детям делиться своими переживаниями с родителями. Хорошо, если члены семейства решат больше проводить времени вместе, заведут общую традицию. Например, ужинать всем вместе, рассказывать о том, как прошел день, просить помощи, если нужна. Найдите время, чтобы посмотреть совместно фильм дома, сходить погулять или в кафе. Сейчас столько всего можно придумать, чтобы провести досуг вместе. Но не стоит навязывать ребенку, если он не хочет. Решите все это вместе.

Итак, чтобы ребенок начал уважать и ценить семью, родители должны начать с себя. Если в семье разлад, муж с супругой постоянно ссорятся, не находят время на детей, то ребенку будет казаться это правильным. Став взрослым, у него не будет времени на них. Поэтому старайтесь стать примером для него. Проводите вместе больше времени. Устраивайте совместные мероприятия. Придумайте общую традицию. Хорошо, если и в школе введут занятия, показывающие детям - насколько важна семья, потому что средства массовой информации мало поддерживают культ семьи и семейных ценностей. Станьте для своего ребенка другом, советником, защитником. Ребенок должен поверить, что родители его поддержат, а не укорят. Любите себя и своих близких.

Андрощук Светлана Николаевна

воспитатель МБДОУ ДС №13

«Родничок»

г. Мегион, пгт. Высокий

ПРОПАГАНДА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность. Ценность личности определяется ее значимостью для общества и зависит от воспитания. Главными воспитателями своих детей являются родители.

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или на детское дошкольное учреждение. Они стремятся установить единые требования в семейном и общественном воспитании.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка – дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе – от младенчества до поступления в школу. Непосредственно образовательная деятельность, игры и труд организуются педагогами, имеющими, как правило, специальное образование.

Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и в праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников"

Наш проект направлен на создание условий для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций, на воспитание у детей любви и уважен...

"Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников"

Задача педагогов - помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи. Моя статья поможет педагогам организовать свою работу так, чтобы вместе с родителями идт...

Педагогический проект "Семейные ценности в нравственном воспитании старших дошкольников"

Русское народное искуство - неиссякаемый источник народной мудрости. Знакомство детей с образом птицы в народном искусстве способствует развитию нравственности, творческих способностей, воображению, э...

Сёмина Карина Олеговна

студент 4 курса факультета филологии и массовых коммуникаций ФГОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита

Сёмина Марина Викторовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры психологии образования ФГОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита

Термин «проектирование» (projectus), в переводе с латыни, означает «брошенный вперед». Проектирование может рассматриваться как процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния . Понятие «проектирование» изначально возникло в области техники и обозначало науку о наиболее рациональных способах преобразования объектов с помощью технических средств. Позднее понятие проектирования перешло в педагогическую деятельность. Дефинициями, близкими «проектированию» являются: планирование, проекция, предвосхищение, предвидение, прогнозирование, конструирование, моделирование.

Развитие метода проектов в США с 20-х гг. XX века связывают с исследованиями американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика У.Х. Килпатрика . Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, суть которых в будировании активности ученика, целесообразности учебной деятельности на основе глубокой личной мотивации обучающегося. В метафорическом изречении Уильяма Херда Килпатрика работа над проектом сходна с пошивом платья, в изготовление которого швея вкладывает душу и талант.

Во многих англоязычных странах метод проектов нашел широкое распространение. Признанный в образовании, в сфере молодежной политики проектный подход во всем мире появился значительно позднее, лишь в конце XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого еще в 1905 году была реализована попытка использовать проектные методы в практике преподавания . Позднее, уже в советском государстве эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но допущенные в их реализации ошибки стали основанием для выхода в 1931 г. Постановления ЦК ВКП(б), осуждающего метод проектов. На долгие годы этот метод был исключен из отечественного образования .

Сегодня социальное проектирование становится знаковым направлением современной молодежной политики РФ. Активизация данного процесса детерминируется как отдельными представителями молодежи, общественными объединениями и движениями, так и организациями, учреждениями и управленческими структурами, занимающимися реализацией государственной молодежной политики. Социально значимое инновационное проектирование является фактором развития созидательной активности молодежи, способствует становлению личности, ее социализации, обретению социальных и профессиональных компетенций и полноценному участию юношества в жизни гражданского общества. Проектные технологии относят к перспективным технологиям нового века, эффективно способствующим адаптации в стремительно изменяющихся условиях жизни в постиндустриальном обществе.

В 2005 году Министерством образования и науки РФ было инициировано важное решение о запуске серии научно-исследовательских и научно-внедренческих проектов, призванных обеспечить опережающую разработку значимых общественных проблем . В их числе проблемы эффективности государственной молодежной политики и технологического обеспечения вовлечения молодежи в позитивную деятельность; эффективные социальные практики, обеспечивающие молодым людям возможности для максимального саморазвития и участия в решении задач общенационального развития. Отмечено, что преимущества проектного метода в образовательной деятельности основываются на рациональном сочетании теоретических знаний и их практическом применении для решения конкретных проблем окружающей действительности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению и воспитанию. Метод проектов предполагает в решении какой-то проблемы использование разнообразных методов и средств, а также интегрирование междисциплинарных знаний и умений.

В 2006 г. Министерством образования и науки РФ была разработана Стратегия государственной молодежной политики, призванная определить цель, приоритеты и меры социально-экономического развития России . Особенностью Стратегии является тот факт, что впервые в сфере российской молодежной политики она реализуется как совокупность приоритетных проектных направлений, ориентированных на молодежь. Приоритетные проектные направления обращены ко всей молодежи России и призваны открыть возможности для равного участия в них всем молодым людям, независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса. Стратегия определяет ряд приоритетных проектных направлений и пути их реализации. Каждое из приоритетных направлений объединяет проектную и инновационную деятельность тех организаций, молодежных объединений и инициатив, которые смогут предложить наиболее эффективные варианты их реализации.

В 2010 г. Правительство Забайкальского края приняло важное решение об утверждении Краевой долгосрочной целевой программы «Молодежь Забайкалья на период 2011-2015 годы». Цель программы определена как создание условий для вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития государства и гражданского общества. Одним из заявленных в Программе основных направлений региональной молодежной политики стало содействие развитию института молодой семьи. В рамках данного направления предусматривается организация просветительской работы с молодежью по вопросам репродуктивного здоровья, родительства, организации семейного и детского отдыха. Рассматриваются пути содействия социальным службам в предоставлении молодым семьям комплекса информационных и консультационных услуг .

Частной практикой реализации молодежной политики в данном направлении стала разработка и внедрение социально-значимого проекта «Семья в калейдоскопе значимых дат». Его миссия связана с пропагандой семьи и семейных ценностей среди молодежи г. Читы средствами внеучебной деятельности. Предполагаем, что такая деятельность способствует развитию фамилистической культуры поколения юношей и девушек, вступающих в брак и определяющих социально-демографические характеристики региона в ближайшие десятилетия. Руководителями проекта выступают специалисты, известные городскому сообществу, имеющие значительный опыт проектной работы с молодежью, в т. ч. в указанном направлении. В реализации проекта предполагается активное участие студентов молодежного объединения «Семейный вектор» ЗабГУ, участника и призера нескольких крупных конкурсных мероприятий, в т. ч. всероссийского уровня. Проблема, на решение которой ориентирован проект, состоит в том, что современная молодежь имеет недостаточно сформированное представление о фамилистических памятных датах как официально установленных или неформальных событиях календарного года, подчеркивающих ценность семьи как социальной группы; важность партнерства, супружества, родительства и детства как особых статусных позиций личности, а также дат, культивирующих позиции здоровьесбережения в семье.

По результатам проведенного в г. Чите эмпирического исследования мы выяснили, что опрашиваемые респонденты в возрасте 16-21 года слабо осведомлены о многообразии фамилистических памятных дат, их роли в современном обществе и жизни конкретной семьи. Молодежь пассивна в самоорганизации своего досуга, не имеет навыков изменения его уже сложившегося стереотипного сценария. Педагоги-организаторы в большинстве консервативно подходят к планированию событийного ряда воспитательной работы с молодежью и нуждаются в организационно-методическом сопровождении инновационной деятельности фамилистической направленности. Такие обстоятельства препятствуют, на наш взгляд, формированию фамилистической компетентности личности, и в целом, развитию брачно-семейной культуры современного поколения.

Значимость государственной поддержки семьи исходит из сложной социально-демографической ситуации, сложившейся в России, основными характеристиками которой являются тенденции девальвации традиционных семейных ценностей, снижение социальной и личностной значимости для молодежи Супружества, Родительства, Детства и как следствие, угроза депопуляции и деградации населения России. Сегодня упрочение семьи объявлено руководством страны важнейшей государственной задачей.

Нормативно-законодательной основой проекта стали:

1. Концепция демографической политики РФ до 2015 года , закрепляющая роль семьи в решении проблемы воспроизводства населения;

2. Стратегия государственной молодежной политики РФ на период до 2016 г., проект «Молодая семья России», цель которого - укрепление института семьи путем пропаганды семейных ценностей. К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся: пропаганда семейных ценностей среди молодежи; формирование механизмов поддержки молодой семьи и т. д. Указанный проект адресован молодым жителям России и молодым семьям. В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., определившая возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания» как стратегического направления внутренней политики РФ;

4. КДЦП «Молодежь Забайкалья» на 2010-2015 гг . Одним из заявленных в Программе основных направлений региональной молодежной политики стало содействие развитию института молодой семьи.

Целевая группа проекта - студенческая молодежь и школьники старших классов г. Читы, на отдельных этапах проекта - воспитанники детских садов и их родители. Цель проекта: пропаганда семейных ценностей посредством популяризации фамилистически значимых памятных дат, подчеркивающих ценность брака и семьи. Задачи проекта:

1. Формирование ценностного системного представления о значимых фамилистических датах календарного года по основным направлениям:

а.Торжественные, официально установленные праздничные даты общечеловеческого или общегосударственного значения, подчеркивающие роль семьи, супружества, родительства, детства или (и) традиционно отмечаемые в семейном кругу (Международный день защиты детей, Международный день семьи, Всемирный день семьи, любви и верности, Международный день пожилых людей, Всемирный день мужчин, Всемирный день ребенка, День матери в России);

б.Памятные даты, имеющие общекультурное, воспитательное значение, в том числе, призывающие к здоровьесбережению в семье (Международный день Здоровья, Международный день детской книги, День против курения, День отца, Всемирный день контрацепции);

в.Позитивные, оригинальные праздничные даты для влюбленных, супругов, детей, родственников и друзей (Всемирный день влюбленных, Всемирный день домового, День открытия первого брачного агентства, Всемирный день жилища, День стены любви, День свадебного марша);

г.Памятные даты, связанными со скорбными датами в истории человечества и соотносимые с отношением к мужчинам, женщинам, детям (Международный день невинных детей – жертв агрессии и др.).

2. Развитие умений и навыков самостоятельного определения и организационного сопровождения значимых фамилистических дат (информационного «Это Что и Когда?», деятельностного «Чем значим день, Как его провести, Что сделать, Кто поможет?», рефлексивного «Как получилось?»).

3. Развитие способности обогащения фамилистическим содержанием традиционных молодежных мероприятий.

4. Дальнейшее формирование навыков групповой проектной деятельности, развитие созидательной активности молодежи в социально-значимой сфере поддержки института семьи.

Оценка эффективности проекта проходит посредством проведения:

· экспертной деятельности оргкомитета конкурса и внутренней самооценки руководителей проекта;

· анализ обращений молодежи и педагогов города к активу проектной группы и их отзывов о качестве оказанной помощи;

· контент-анализ публикаций о реализации проекта на сайте вуза, в СМИ и сборниках молодежных конференций.

Для оценки эффективности проекта может использоваться ряд критериев:

·количество студентов и школьников - участников проекта (не менее 25-30, до 500 человек максимально на каждое мероприятие;

·количество студенческих семей, официально зарегистрировавших свои отношения в процессе реализации в вузе проекта;

·количество студентов, имеющих детей, и обратившихся за помощью к проектной группе;

·увеличение числа обучающихся, позитивно ориентированных на благополучное супружество и родительство (по результатам пилотного исследования);

·количество и качество личных достижений фамилистической направленности у участников проекта по конкурсным мероприятиям.

Проект является логическим продолжением реализованного в 2012 году молодежного проекта ЗабГГПУ «Необычный календарь», представленного на V Всероссийском студенческом форуме «Студенческие проекты в образовательном пространстве регионов» студентами ЗабГУ и предполагает разработку дочерних подпроектов, посвященных отдельным фамилистическим датам, в последующие годы. Применение результатов проекта представляется нам в возможным как в отдельной семье, так и в организации воспитательной работы в культурно-образовательных учреждениях города и края.

Список литературы:

  1. Вовлечение молодежи в жизнь общества. Презентация гипотезы российского научного исследования: коллективная монография / Под ред. д-ра. пед. н., профессора С.С. Гиля - М.: Издательство РГСУ, 2007. Т. 1. - 314 с.
  2. Зачесова Е.В. Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www. doob-054.narod.ru›project.html (дата обращения 10.01.2013 г.).
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
  4. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
  5. Лысакова Г.М. Управление социальным проектированием организации: основные понятия и проблемы [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www. library.krasu.ru›ft/ft/_articles/0112756.pdf (дата обращения 17.06.2012 г.).
  6. Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Молодежь Забайкалья» (2011-2015 годы) /Азия-Экспресс. - № 28. - 26.04. 2010.
  7. Стратегия государственной молодежной политики на период до 2016 года [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www molodezh67.ru›2010-06-10-09-36-37/-2020/177 (дата обращения 10.02.2013 г.).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»


План

мероприятий, направленных на формирование

семейных ценностей среди обучающихся школы

на 2015 год.

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Во все времена семейно-брачные отношения занимали особое важное место и имели высокую значимость в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В сохранении, упрочнении семьи заинтересовано государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социально-экономические преобразования в современном обществе привели к увеличению количества разводов, распространению незарегистрированных браков, снижению роли материнства и отцовства, изменениям у современной молодёжи системы ценностных ориентаций на создание семьи. В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.

Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К таким ценностям можно отнести любовь, уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды.

Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя .

Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников учитывались:

Результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;

Воспитательные и организационно-педагогические задачи;

Опыт школы;

Возможности и интересы родителей, общественности;

Воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

Традиционные праздники учебного года;

События, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

События, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

Традиции школы;

Мероприятия, планируемые Управлением образования

Предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей;

Периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя

Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:

    Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей.
    Диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей.
    Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания.
    Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.
    Организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей.
    Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях русской семьи.

Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Самообразование осуществляется по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т. д.

Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания осуществляться как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях.

При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста знакомим с основами генеалогии, рассказываем о семейных обязанностях; осуществляем проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн)

В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными , чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.

В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание уделяется воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.

Для учащихся 10-11 классов особое внимание обращается на формирование позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме.

План мероприятий,

направленных на формирование семейных ценностей среди обучающихся школы.

Цель: Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.

Задачи:

    Изучение семьи путем выявления ее возможностей по воспитанию ребенка. Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей. Выявление функций взаимодействия педагогического коллектива и родителей. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества. Усиление роли родителей в жизни школы. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей. Организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях обучающихся.

В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:

Объективный характер изучения семьи;

Комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;

Выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;

Анализ реальной ситуации;

Двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);

Осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;

Оптимистический подход к семье; единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;

Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

№ п/п

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственный

Создание на сайте школы страницы «Семья и семейные ценности»

Администрация школы

«Ребенок в правовом поле семьи» (рассмотрение вопроса на педагогическом совете)

сентябрь

Администрация школы

Самообразование педагогов по теме «Ознакомление с документами, регламентирующими права ребенка»

В течении года

Учителя школы

Индивидуальные беседы

По необходимости

Классные руководители

Беседы по планам классных руководителей:

«Мои родители»; «Отдыхаем всей семьей»; «Там где мне хорошо»

В течение года

Классные руководители

Привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий, творческих встреч.

В течение года

Классные руководители

Репортаж с места работы: «Моя мама, мой папа» (формирование у детей представление о разных профессиях)

сентябрь

Классные руководители

Конкурс рисунков «Мои родители», «Семейный портрет»

сентябрь

Классные руководители

Конкурс фотографий: «Моя семья»

Классные руководители

Праздничное мероприятие, посвященное Всероссийскому дню матери

Родительские собрания «Счастлив тот, кто счастлив дома»

Май, октябрь

Всероссийский день семьи.

Классные руководители, зам. директора по ВР

Соревнования «Папа, мама, я – дружная семья»

Классные руководители, зам. директора по ВР

Выставка книг «Семейные ценности»

Февраль, декабрь

библиотекарь

Поощрение родителей обучающихся Благодарственными письмами и грамотами за успехи в воспитании детей, по итогам года.

Классные руководители, администрация

Участие в муниципальных конкурсах

В течение года

Классные руководители, администрация

Анкетирование учащихся. «Ответственность в семье»

«Культура семейных отношений» «Идеальная семья»

Классные руководители, администрация

Поощрение родителей обучающихся Благодарственными письмами Губернатора Московской области и в связи с празднованием Нового года

Классные руководители, администрация

Праздник «День семьи, любви и верности»

Воспитатели, начальник лагеря,

Конкурсная программа «Мы о бабушке споем», посвященная Дню пожилого человека

Классные руководители, зам. директора по ВР

Организация и проведение семейных праздников в школе:

· День знаний

· День матери

· Новый год

· Последний звонок

· Выпускной вечер

· День семьи, любви и верности

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР

Динамика модернизационных процессов в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической и духовной сферах общест ва. Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для досуговых интересов семьи по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, развивается депопуляция, формируются межэтнические браки, растёт число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличение количества неполных, материнских, альтернативных, маргинальных семей); изменяются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Как следствие нарушается многовековая преемственность народного педагогического опыта, утрачиваются многие ценности семейной культуры, знание традиций, являющихся одной из основ национального воспитания россиян. В этой связи закономерным становится обращение к осмыслению содержательных характеристик досугового пространства современной семьи. Стабильность государства и нации, его цивилизованность зависят от прочности семей и цивилизованности отношений в них. Семья - один из древнейших институтов человеческого общества. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей. История семьи неразрывно связана с историей общества. Семья - созидатель социокультурных ценностей, творец цивилизации. Воздействуя на отдельные отношения и ощущая на себе их влияние, семья выступает продуктом данного общества, его своеобразным отражением. С изменением общества изменяется и семья, ее уклад, формы, величина, функции. Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более двух часов, не считая сна. А общаются и того меньше, например, работающие матери - примерно около получаса в сутки. Кроме того, общение родителей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже - при обсуждении книг и журналов, еще реже - в совместных прогулках на природе, играх и т.п. В результате роста количества городов и численности их населения произошел переворот и в области использования свободного времени. Если раньше основным местом проведения досуга была семья, то теперь и молодежь, и более старшие поколения стали предпочитать общество своих сверстников и те формы времяпрепровождения, которые им предлагает современная культура города. Дифференциация интересов «отцов» и «детей» прослеживается в тенденции современного досуга, в организации отдыха, ориентированного в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Государство провозгласило и стремится воплотить в жизнь «Основные направления государственной семейной политики». Целью данной системы мер является создание условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологического, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей коммуникативной, досуговой, репродуктивной, воспитательной, материальной функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психологического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов. Последнее обеспечит предупреждение асоциального развития и становления личности членов семьи. Совместный семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и ценностей. Через досуговую деятельность возможно проведение мероприятий учреждениями культуры, для восстановления воспитательной, эмоциональной, функций семьи, функции социального контроля. Для семейного досуга очень важно, чтобы любое занятие в его сфере было рациональным с точки зрения отдыха и в то же время интересно и достаточно ценно в социально-педагогическом отношении. В активных интересных занятиях и дети, и родители быстрее и полнее отдыхают, испытывая положительные эмоции, возникающие в результате самовыражения и удовлетворения духовных потребностей. Критерии оценки ожидаемых результатов Прогнозируемая тенденция Качественные и количественные показатели Качество результатов проведенных мероприятий Повышение активности участия семей с детьми в социокультурной жизни города. Количество семей, принявших участие в мероприятиях проекта. Количество зрителей, побывавших на мероприятиях проекта. Выработка практических умений у семьи в организации совместной культурно-досуговой деятельности. Увеличение объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга Создание условий и возможностей участия в социокультурной жизни города для семей с детьми Внедрение в практику активных форм совместного семейного досуга. Расширение форм бесплатного семейного досуга Повышение уровня и качества жизни семей с детьми Создание условий для формирования гражданских инициатив Будет сформирован положительный имидж организаторов и партнеров проекта. Путем проведения широкой информационной компании в рамках реализации проекта будет получен положительный общественный резонанс о деятельности организаторов и партнеров проекта. По итогам реализации проекта возникнут новые инициативы по организации семейного досуга Количество социально значимых инициатив, возникших в ходе реализации проекта. Активность участия социальных партнеров в совместной деятельности Социально значимая направленность проекта, пропаганда национальных и семейных традиций, способствующих ценностно-ориентационному единству семьи. Качественные показатели: Созданы условия для участия семей с детьми в социально – культурной жизни города, раскрытия их потенциала. Привлечено внимание общественности к проблеме формирования и сохранения семейных ценностей. Внедрены в практику активные формы семейного досуга. В проекте приняли участие семьи ПАО «СИБУР Холдинг». 5. Получен положительный общественный резонанс о деятельности организаторов и партнеров проекта, посредством проведения широкой информационной компании в рамках реализации проекта. 6. Реализованы на практике новые формы бесплатного семейного досуга. 7. Проект носил социально значимую направленность, пропагандировал национальные и семейные традиции, способствующие ценностно-ориентационному единству семьи. Количественные показатели: Количество семей, принявших участие в мероприятиях проекта 1 420 семей Количество зрителей, побывавших на мероприятиях проекта 5 500 человек В конечном итоге повышен уровень и качество жизни семей с детьми.

Что еще почитать