Как воспитать счастливую и успешную дочь. Как вырастить уверенную и успешную дочь? Опыт моей мамы

© Ильина Н. А.

© ООО «Издательство „Вектор"», 2006

Слово к читателю

Добрый день, коллега!

Вы удивлены таким обращением? Я – педагог, а вы, быть может, инженер (менеджер, библиотекарь, врач), и тем не менее я обращаюсь ко всем читателям этой книги как к коллегам. И мы действительно коллеги, потому что выполняем тяжелейшую и ответственнейшую работу по воспитанию своих детей, и профессия у нас у всех одна – родители. Так давайте, коллеги, поговорим о проблемах воспитания наших дочерей. Возможно, кто-то свою малышку еще только учит ходить, а кто-то – готовит подарок к свадьбе… Но они, наши дочери, в любом возрасте нуждаются в нашей помощи и поддержке или просто в добром слове, а мы, как это ни печально, далеко не всегда понимаем их и зачастую предлагаем им совсем не то, чего они от нас ждут. К сожалению, секретам удивительной профессии – профессии родителей – нигде не учат: только из рук в руки, от отца – к сыну, от матери – к дочери или… из книг. Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы уже задумались о том, что, воспитывая дочь или сына, обязательно нужно учитывать их природное предназначение.

Я много лет преподаю в школе. Так много, что успела поработать и в математических, и в филологических, и в спортивных классах, и с детьми классов коррекции. В этой работе мне всегда помогал своими советами мой муж – практикующий психолог. Наблюдая за ростом и развитием и своих собственных детей, и ребят-школьников, мы не могли не обратить внимание на то, что девочки и мальчики отличаются по своему мироощущению чуть ли не с пеленок. Когда наши близнецы – дочь и сын – были маленькими, мы купленные им игрушки складывали в один ящик. Они играли ими по своему усмотрению. Сын, какая бы вещь ему в руки ни попала – кукла, кроватка или самосвал, – разбирал их до мельчайших деталей, чтобы посмотреть, как они устроены. Дочь укладывала спать даже самосвал. Теперь уже наши внук и внучка делают то же самое. Очевидно, что это неоспоримое свидетельство заложенного в нас природой естества – мужского или женского. Мы же очень часто судим о поступках своих детей, и дочерей в частности, ориентируясь на некие общие, усредненные понятия, – отсюда и наши ошибки и просчеты в их воспитании.

В этой книге собраны наши многолетние наблюдения как за собственными детьми, так и за школьниками, которые у меня учились; в ней анализируются наиболее типичные примеры поведения девочек в разные периоды их жизни и возможные варианты решения их проблем – от колыбели до построения карьеры. Я сочла также необходимым в первой главе рассказать о базовых принципах воспитания успешных, уверенных в себе детей. Если сегодня вашей дочери всего лишь 3 годика, это не значит, что о проблемах взрослой дочери пока можно не беспокоиться. Скорее наоборот: ведь если родители заранее учтут неизбежность возникновения определенных трудностей на различных ступенях развития и сумеют подготовиться к этому, то проблем будет гораздо меньше как в жизни малышки, так и в жизни взрослой женщины.

А начнем мы наш разговор с рассмотрения предназначения женщины и особенностей ее психики.

Глава 1. Особенности женской психологии и воспитание девочки

Особенности поведения

Поведение девочки, девушки и женщины зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин – сангвинические.

Справка

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа – один слабый и три сильных: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный. Данные типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения очень часто используют терминологию, предложенную Гиппократом. Дети с холерическим и меланхолическим темпераментом требуют к себе особо внимательного отношения, так как более других подвержены нервным срывам и развитию нервных заболеваний. Холерики – очень подвижные, меланхолики – очень медлительные, флегматики – спокойные и уравновешенные, сангвиники – уравновешенные и подвижные. Сангвинический темперамент И. П. Павлов считал наиболее совершенным. (Подробнее особенности темпераментов мы рассмотрим в главе 3.)

Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга «специализируется» на образно-двигательной деятельности, а левое – на абстрактно-мыслительной. Известно, что женщины – существа правополушарные. Проведенные психологами исследования умственных способностей мальчиков и девочек показали, что у мальчиков более развиты математические способности, а у девочек – эстетические и способности к языкам. Девочки раньше мальчиков различают цвета и оттенки, прочнее усваивают практические навыки и учатся более ровно. Мальчики и мужчины быстрее развивают свою моторику в одной области – в силе и точности действий; девочки и женщины – в тонкости и соразмерности движений и координации действий. У девочек самооценки субъективны, в них делается упор на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты, а у мальчиков самохарактеристики касаются деятельности, реальных событий и явлений. Важно отметить, что достижение независимости не является основной задачей психологического развития женщины. Ее личность формируется и осознает себя в отношениях и связях, а развитие идет по пути все большего усложнения взаимоотношений.

На биологический фактор мы повлиять не можем никак, его нужно просто учитывать в процессе воспитания, на женскую сущность – с трудом. А вот два других фактора (культурный и психологический) во многом зависят от установок и настроений общества, в котором мы живем, и от того, насколько они довлеют над нами, родителями. Будущее нашей дочери зависит от нашей с вами родительской компетенции. Что я подразумеваю под этим утверждением? То, как мы способны анализировать состояние общества и понимать (выбирать) умения и навыки, которые позволят нам жить в этом обществе и подготовить для жизни в нем наших детей. Если мы научим наших дочерей этим умениям и навыкам, дадим развиться их компетенциям, то им удастся не только выжить в этом обществе, но и расцвести. Именно в руках родителей возможность влиять на развитие дочерей вопреки общественным стереотипам. Постараюсь пояснить это на примерах («анализ состояния общества», вероятно, предполагает не только «понимание и выбор» «необходимых умений и навыков», но и формирование мировоззрения, выбор жизненной позиции и т. д.).

Психология женского Я

Мозг женщины «устроен» так, чтобы следить не за объектами и решением каких-либо задач (как это делают мужчины), а за благополучием людей, составляющих ее круг общения (это семья, друзья, сотрудники). Обратите, например, внимание на то, как ведет себя хорошая домохозяйка или хозяйка фирмы: первая старается покупать качественные продукты и следит за тем, чтобы максимально полно удовлетворить потребности каждого члена семьи в зависимости от состояния его здоровья, возраста, интенсивности нагрузок и т. д.; вторая стремится обеспечить своим сотрудникам уверенность в завтрашнем дне: чтобы они могли подумать о школах для своих детей, о покупке квартиры, о лечении родителей и собственном отпуске. Они заботятся о тех, кто рядом с ними.

Девочки помнят не только имена своих друзей, но, если это уже подростковый возраст, – и дни рождения. В основном они играют в игры, где практически нет соревновательности: классики, веревочка и т. д. Если они начинают спорить, то игра останавливается, и довольно часто они меняют ее на какую-нибудь другую, чтобы избежать конфликтов. Для мальчиков же спор – одна из составляющих процесса игры. Девочки меньше, чем мальчики, склонны к открытому противостоянию: они стараются сделать так, чтобы всех устраивали правила игры. Это женщинам дано от природы – стремиться к сохранению целостности группы, как и следить за ее динамикой и взаимодействием в ней и вокруг нее. Некоторые матери, например, всегда знают, где находятся их дети, как будто у них есть некий биологический радар. Это врожденная способность к относительному мышлению – умению видеть целое, выполняя одновременно множество дел. А вот мужчины от природы предрасположены фокусировать свое внимание на какой-либо одной задаче.

Мальчики всегда хотят знать: кто главный, каковы правила и будут ли эти правила действовать. Получив ответы на эти вопросы, они действуют. Девочкам тоже важно знать, каковы правила, но больше их занимает система отношений: включены ли они в эту систему, какое место занимают они в ней, какова природа этих отношений и что необходимо для их поддержки. Природное умение «встраиваться» в систему отношений и понимать, кто на что способен, продемонстрировала наша маленькая дочка, научившись читать самостоятельно.

Мы стремились не загружать ее не по возрасту и не хотели раньше времени приучать к чтению. Но народ в доме был читающий – помимо нас в квартире жили еще и старший брат, и бабушка. И вот она к одному подойдет, спросит, «какая это буковка», к другому, а потом одно слово прочла, другое – так и научилась читать.

Если поступки дочери, независимо от ее возраста, рассматривать с точки зрения ее потребности устанавливать отношения, то можно оговорить пределы допустимого в ее системе и определить последствия развития ее отношений. Тогда ваша девочка будет развиваться и чувствовать себя комфортно. Формирование отношений, которые приносили бы пользу и самой девочке, и окружающим, требует четкости в установлении личностных границ – где начинается Я и где заканчивается.

К сожалению, женщины, по мнению психологов, более подвержены взаимозависимому поведению, чем мужчины. Возможно, что даже физиология их предрасположена к подобному поведению – принимать слишком большое участие в жизни других людей. Если девочка внутренне осознает, где начинается и где заканчивается ее ответственность за себя и других, то это даст ей силы оставаться самой собой, верить в свои способности и возможности и не испытывать чувство вины, если приходится сказать «нет». Девочка, которая четко знает, что ей нравится, а что – нет, чего она хочет и как этого добиться, способна игнорировать полоролевые стереотипы, которые навязывает ей общество или окружение.

У меня училась девочка, которая и после переходного периода сохранила мальчишескую фигуру: стройную, высокую, с узкими бедрами и широкими плечами. От этого, кажется, больше страдала ее мама, чем она сама. Она почему-то все время писала в сочинениях о том, что хочет стать десантником, хотя в жизни вела себя очень робко. По всей вероятности, на нее действовали переживания родителей из-за ее «нестандартности». Я поговорила с ее мамой, и та отвела ее в легкоатлетическую секцию, а чуть позже девочка сама перешла в конькобежную. С тех пор прошло много лет. Она вышла замуж, воспитывает дочку и преподает в спортивной школе.

Если помочь девочке осознать свою индивидуальность и не поддаться давлению расхожих стереотипов, касающихся фигуры, одежды, манеры поведения, то она не позволит и манипулировать собой ни этим установкам, ни людям, которые их провозглашают.

Стереотипы общества
Миф о теле

Как только наш ребенок добирается до телевизора (а происходит это, к сожалению, достаточно рано), на него обрушивается гора информации о том, какой должна быть «настоящая» женщина, каким пользоваться шампунем, дезодорантом, что носить и каковы стандарты форм женского тела. Общество навязывает определенный стереотип в этом отношении. Под звукосветонепроницаемый колпак дочь не посадишь – она все равно рано или поздно с этим столкнется. Если родители не учли фактор влияния рекламы и других воздействий СМИ, девочка с фигурой, не соответствующей проповедуемому стандарту, начинает испытывать комплекс неполноценности, придумывает себе какие-то диеты, ограничивает себя в общении со сверстниками. Поэтому наша с вами задача – научить ее самостоятельно подходить к вопросам здорового веса, красивых форм тела и правильного питания. Мы можем приохотить ее к занятиям физической культурой, которые приносили бы ей удовольствие. Разумеется, сделать это проще, если вы сами или кто-то из ваших близких друзей и родственников поддерживает свою спортивную форму.

Насилие

Мы с вами знаем также, что мир небезопасен, случаи физического насилия в отношении девушек и женщин носят, можно сказать, обыденный характер. Как уберечь, защитить дочь от этого? Психологам давно известно, что люди могут привлечь или оттолкнуть хулигана просто своей манерой поведения на улице. Если в вашей походке читается робость, вы двигаетесь боком, идете, словно извиняясь за то, что занимаете дорогу, то вы просто приглашаете к нападению на вас. Если же вы идете прямо, демонстрируя неприступность и уверенность в себе, – такая манера отпугивает потенциальных нападающих. Что мешает выработке такого ощущения у девочек? Стереотипы общества: девочки беспомощны и нуждаются в защите. Если мы будем их в этом убеждать, то никогда не научим их полагаться в минуту опасности на свои собственные силы и рассчитывать на свои внутренние ресурсы. Мы уже говорили с вами о полезности занятиями спортом для здоровья. Есть еще один важный аргумент в их пользу: будучи физически тренированной, девочка может оказать сопротивление хулиганам или хотя бы убежать. Девочкам нужно развивать физическую выносливость, и опыт занятий спортом – индивидуальным или командным – так же им необходим, как и мальчикам. Физическая сила и выносливость дают девочкам уверенность в себе, повышают самооценку, вырабатывают умение добиваться поставленной цели. Девочки бывают разные: одну хлебом не корми – дай поиграть в баскетбол, волейбол и даже в футбол, так как она получает удовольствие от командных соревнований, а другую просто тошнит от одной мысли, что ей придется бороться за мяч. Присмотритесь к дочери: возможно, ей интереснее будут плавание, гимнастика, теннис… Не имеет значения, какой вид спорта принесет ей хорошую физическую закалку и уверенность в себе. Главное, что эти качества помогут ей избежать любых посягательств. В младшем подростковом возрасте постарайтесь дать ей азы самообороны, так как любое решительное усилие, направленное на то, чтобы дать отпор обидчику: закричать, толкнуть, пнуть ногой, укусить – способно сдержать нападение, если не обратить нападающего в бегство.

Подавленные эмоции

Стереотипы восприятия обществом женщины в гневе как фурии, мегеры, грымзы зашли настолько далеко, что полностью подавили проявление женской ярости. Но ведь эти чувства существуют, от них никто не застрахован. Психологи утверждают, что отказ от глубинных эмоций выводит на сцену другие чувства и действия. И тогда вместо того, чтобы кричать, мы начинам есть; вместо того, чтобы заплакать, принимаем алкоголь; вместо того, чтобы позволить себе пережить тревогу, начинаем бездумно транжирить деньги; вместо того, чтобы признать свое одиночество как реально существующий факт, вступаем в ненужные нам и не приносящие радости сексуальные связи.

Если мы разрешим нашим дочерям испытывать и выражать гнев, то это позволит им жить более полноценной, насыщенной жизнью. Проявление гнева помогает девочке понять, что происходит, сказать о своих чувствах, попросить о помощи или, собрав всю волю, изменить ситуацию.

Право на мнение

«А тебя не спрашивают», «Твое мнение никого не интересует, мала еще» – это варианты, опять же, стереотипного восприятия женщины/девочки, которая тем не менее хочет и может высказать свое мнение. Позвольте своим дочерям говорить о том, что они чувствуют, переживают, что считают важным в своей жизни. Мы с вами уже выяснили, что межличностные взаимоотношения – это основной источник самооценки девушек и женщин. Поэтому наши дочери должны быть уверены в нашей любви, даже когда будут говорить нам о том, чего они хотят или что испытывают в той или иной ситуации. Эту веру в нас, доверие к себе мы должны взращивать в них с самого рождения. Если мы научим их формулировать свои желания и просьбы, искренне выражать свои чувства, не тая их и не прикрываясь маской внешнего спокойствия и благополучия, девочке не придется лгать, лицемерить и приспосабливаться, не надеясь на понимание. Вместо того чтобы быть внешне равнодушными и покладистыми, им не нужно будет приспосабливаться и чувствовать обиду, если их не поймут.

Семейные традиции и установки

Ваш быт. Прежде чем вы будете обдумывать план воспитания дочери, обсудите общую канву жизни вашей семьи. Как вы будете сочетать ваше стремление сделать карьеру с желанием быть хорошими родителями? Кто будет обеспечивать семью, кто – следить за чистотой квартиры и детского белья, кто займется приготовлением еды? Будете ли вы отдавать ребенка в садик и когда? Кто будет отвозить его и забирать? Будете ли вы подключать к решению этих проблем родственников?

Приоритеты. Одинаково ли вы смотрите на методы воспитания дочери и как собираетесь разрешать конфликты между собой?

Игрушки. Какие игрушки нужны дочери? Когда вы будете их покупать? Чему они ее смогут научить, по вашему мнению? Когда понадобятся книжки и какие? Кто будет ей их читать?

Телевизор. Что он значит для вашей семьи? Можно ли от него отказаться? Что вы сами предпочитаете смотреть и собираетесь ли просматривать детские передачи, прежде чем разрешите смотреть их дочери?

Образование. В какую школу пойдет ваша дочь – по месту жительства или вы будете искать что-то другое? Что именно? Частную или государственную? Что вы хотите, чтобы изучала ваша дочь дополнительно к основной программе: иностранный язык, музыку, танцы или занималась спортом?

Медицинское обслуживание. Устраивает ли вас участковый семейный врач (педиатр)? Будете ли вы дополнительно консультироваться у детских специалистов? Как вы относитесь к прививкам?

Отношение к религии. Какие религиозные установки вам ближе? Что вы будете передавать дочери? Как будете отвечать на вопросы о Боге? Собираетесь ли соблюдать религиозные обряды?

Семейные праздники. Какие праздники (Новый год, Рождество, День Победы, Восьмое марта, День защитника Отечества) вы собираетесь отмечать в кругу семьи и как? О каких заслугах перед Отечеством вашей семьи будете рассказывать дочери? С какими родственниками хотите поддерживать теплые отношения?

Образ жизни вашей семьи. Какой ритуал вы будете соблюдать при отходе ко сну: обсуждение дня прошедшего, планов на завтра, сказка на ночь, молитва, чтение книги? Как будет начинаться утро в вашей семье по будням и выходным: зарядкой, бегом трусцой, холодным душем, молитвой, красивым завтраком? Как вы будете одеваться дома: в спортивные костюмы или специальные нарядные костюмы для дома? Как часто вы собираетесь ходить в гости и приглашать друзей к себе? Будете придумывать сценарий праздника или вас устроит в качестве фона (музыкального сопровождения) работающий телевизор (магнитофон)?

Питание семьи. Какие продукты вы предпочитаете? Когда собираетесь делать покупки? Как будете относиться к сладостям? Пиву? Как будете приучать дочку следить за фигурой и уважать свое тело?

Распределение обязанностей. Кто выносит ведро? Кто моет посуду? Гладит белье? Делает уборку? Нанимаете ли вы домработницу? Какие обязанности можно возложить на дочь?

Базовые принципы воспитания

Опека и гиперопека. Все дети нуждаются в том, чтобы родители оберегали их и помогали справиться с ситуациями, представляющими опасность, с которыми они сталкиваются по мере своего развития: мы объясняем малышам, что нельзя брать в рот мелкие предметы, совать пальчики в розетку или играть со спичками. Когда они подрастают и становятся более самостоятельными, мы учим их, как правильно переходить дорогу, объясняем, что нельзя садиться в машину к незнакомым людям. Подростков мы предостерегаем от употребления алкоголя, наркотиков и неразборчивости в половых связях. Разумное ограничение «детской активности» в ситуациях, могущих представлять опасность, и в то же время предоставление им свободы в решении проблем, с которыми они вполне могут справиться самостоятельно, позволяет детям расти и развиваться в относительной безопасности и без каких-либо психологических осложнений.

Но есть другой способ защиты – гиперопека, которая препятствует формированию уверенности в своих силах. Девочки обретают такую уверенность только тогда, когда им предоставляют возможность думать, планировать и действовать самостоятельно. Не стоит торопиться давать советы дочери, пока она не попробует сделать что-то сама, – если вы поспешите, девочка может никогда не узнать о своих возможностях, о том, на что она способна, и, что еще хуже, привыкнуть полагаться на чужое мнение, полностью сняв с себя ответственность за свои поступки и свою жизнь.

Как-то муж гулял с нашей дочерью и не успел ее подхватить, когда она на трехколесном велосипеде въехала в живую изгородь. Колесо застряло, а велосипед завалился набок. Девочка поднялась с земли и стала трясти велосипед, чтобы освободить застрявшее колесо. Когда папа подбежал, велосипед уже стоял на дорожке, а девочку переполняла радость победы.

Вот что я имею в виду, когда пишу, что надо давать возможность девочке самой принимать решение и его осуществлять – с самого раннего детства.

Отрывок из семинара о детях

Любите дочку

Большинство родителей мечтают о том, чтоб их ребёнок был счастлив и ему повезло в жизни. И, к сожалению, немногие понимают, что именно от них самих зависит, будет ли их дочь счастлива как женщина, и станет ли сын настоящим мужчиной.

Девочке необходимо почувствовать себя девочкой. Некоторые отцы, ожидая сына, стремятся воспитать мальчика из своей дочери. Это разрушает ее дальнейшую жизнь и мешает нормальному развитию женского организма.

Женщина нуждается в подтверждении того, что ее любят. Ей чаще необходимо слышать, что она любима родными. Воспитывая девочку, обходитесь без таких одобрений, как: "молодец", "хорошо сделала", "умница".

Такие слова поощрения заставляют девочку уподобляться мальчику и стремиться добиваться успехов, чтобы получать одобрение. Но это не сделает ее счастливой, так как ей нужна любовь. Многие женщины, неправильно воспитанные, стремятся к достижениям, карьере, большому заработку, но еще больше чувствуют себя обездоленными и лишенными любви.

Я тебя так люблю.

Ты у меня просто чудо, подарок судьбы.

Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю.

Ты украшаешь мою жизнь.

Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.

Женская энергия, как и женский организм, предназначена для длительных процессов.

Женщина 9 месяцев носит ребенка, затем много лет ухаживает за ним. Благодаря своей женской энергии, она всегда видит любое изменение в доме и может регулярно вести хозяйство. Это тяжело для мужчины, которому необходимы отрезки. Мужчина начинает дело, а потом стремится его закончить. После окончания ему необходимо восстановить силы, настроиться на следующую деятельность.

Женская энергия текуча, поэтому женщина никак не может завершить начатое. Если вы связали шапочку, вам постоянно хочется ее довязать, перевязать или еще что-то изменить в ней. Девочки прекрасно ухаживают за комнатными цветами, так как женская энергия помогает им быть в постоянном процессе.

Мальчик не может постоянно держать в своей голове долгий процесс. Ему необходимо испытывать ощущение того, что он доделал, закончил.

Поэтому мальчик полил цветы и решил, что все сделал. Завтра это будет совсем иное дело. Поэтому мальчикам приходится постоянно напоминать о той работе, которую вы хотите, чтобы он выполнил. Мальчик не может выдержать постоянных обязанностей по дому, которые на него накладывает мать.

Девочка, выполняя ежедневные обязанности, хочет чувствовать стабильность и получать подтверждение того, что ее любят.

Помните, девочка ухаживает за домом не для того, чтобы получать одобрение, а только потому, что она испытывает радость, когда поддерживает гармонию в доме. Женщина всегда ощущает радость и счастье, когда вокруг нее гармония. Женская энергия помогает ей чувствовать себя хранительницей, богиней домашнего очага. Сравните квартиру холостяка-мужчины и квартиру женщины. Квартира настоящей женщины всегда манит уютом и гармонией.


Женская энергия дает девочке способность к состраданию, сопереживанию.

Для мальчиков жизнь приготовила другие задачи, поэтому они, с некоторых пор, прячут свою чувствительную душу и способность к сопереживанию глубоко внутри. Ему нужно вырасти мужчиной, а это значит, быть внешне сильным и защищенным, жестким.

Чем больше родители требуют от девочки мужской реализации и поведения, тем жестче, резче и сдержанней она становится.

Способность к любви у девочки можно определить по ее почерку. Чем он красивее и стройнее, тем счастливее чувствует себя девочка.

Если ваша дочь - подросток, посмотрите в ее школьные тетради. Как только ее почерк становится кривым, неразборчивым, значит, ей не хватает вашей любви.

Девушка, когда она чувствует себя счастливой и любимой и родители смогли правильно сформировать ее женские энергии, будет легко переносить периоды своих менструаций. Болезненные менструации бывают только у тех девушек, родители которых ломали их женское "Я".

Каждая мать хочет, чтобы ее дочь выросла хорошей, умной, счастливой и успешной, чтобы она была счастливее, чем она сама. Каждая мать боится за свою дочь, чтобы она не пошла по плохому пути.

Воспитание девочки до 3 лет.

С рождения каждая женщина старается окружить свою дочь любовью, заботой и вниманием. В этом возрасте малышка начинает познавать мир. Она учится вместе с родителями делать первые шаги, учится разговаривать. Родители должны постепенно приучать к порядку, к режиму дня и к дисциплине. Для детей родитель - авторитет. Они стараются подражать взрослым. Поэтому родители должны быть хорошим примером.

Дети старше трех лет начинают хитрить и манипулировать взрослыми.

В этот момент необходимо быть начеку. Девочкам в этом возрасте необходимо прививать чувство вкуса. Учить, как нужно ухаживать за игрушками, одеждой и обувью. Как правильно сидеть за столом. Когда можно баловаться и шутить, а когда нужно быть серьезнее. Старайтесь больше общаться, говорить обо всем, о чем она спрашивает.

Если ребенку не уделять внимания, он может замкнуться. В силу своей занятости многие родители позволяют ребенку часами сидеть у телевизора или компьютера, тем самым нанося вред ребенку. Никакие гаджеты не заменят живого общения. Проявляйте любовь по отношению к детям, к мужу, родителям. Оказывайте знаки внимание и уважения в отношении родных и близких.

То в какой обстановке находится и растет ребенок, имеет большое значение. Многие мамы совершают ошибку, хотят вырастить хорошую хозяйку и грузят девочку домашними делами. Все должно быть в меру и в удовольствие.

Дети в этом возрасте должны посещать детский сад. Это важный этап в развитии ребенка. К посещению детского сада нужно заранее готовиться. Чтобы адаптация в садике была успешной. Заранее необходимо придерживаться распорядка дня. Питание дома должно быть максимально приближено к рациону питания в детском саду. Необходимо исключить употребление пищи перед телевизором или компьютером. В детском саду ребенок развивается, общается с другими детьми, готовится к школе.

В школе девочки более внимательны и прилежны.

Для них в этот период много значит похвала и хорошие оценки. Поэтому они очень старательны. Очень важно родителям поддерживать ребенка в его начинаниях.

Еще к этому возврату у девочек появляются подружки. Родители должны поддерживать дружбу, интересоваться проблемами ребенка. Ведь наверняка бывают ссоры или разногласия между детьми на улице или в школе. Пусть даже незначительные. Находите время поговорить о них с дочкой.

В первых классах девочки начинают дружить с мальчиками. Не нужно препятствовать этому, усмехаться или иронизировать. Ведь в жизни вашей дочки это первый опыт общения. Помогайте ей, учите правильному поведению.

Не стоит забывать про секции. Не нужно навязывать ребенку ваше желание, например, стать великой пианисткой или олимпийской чемпионкой по гимнастике. Пусть пробует, пусть определяется сама. Предлагайте теннис, плавание или танцы. Возможно, у девочки хороший голос и есть желание петь, а может она хорошо рисует, запишите ее в художественную школу.

Девочки подростки доставляют много хлопот родителям.

Нужно запастись терпением, оставаться авторитетом. Подростками считаются дети с 10 лет. Необходимо оставаться требовательным. Следить и контролировать учебу, секции, свободное время препровождение, интересовать жизнью девочки в интернете и так далее. Рассказывать об осторожностях и мерах безопасности.

Расскажите примеры о своей подростковой жизни. Пусть дочка учится на ваших ошибках. Расскажите, как вы переживали, и что произошло в той или иной ситуации. Тем самым девочка-подросток обязательно оценит вашу откровенность. Главное, не потерять контроль и не утратить доверие девочки.

В этом возрасте дети хотят отличаться от своих сверстников. Для них важными могут быть модные вещи, красивая обувь или гаджеты. Задача родителей по возможности постараться, чтобы со временем дочка имела все значимые для нее вещи. Чтобы у девочки не развились комплексы, родители должны следить за ее весом, качеством волос, кожи и зубов. При желании все можно исправить.

С течением времени меняется не только окружающая нас реальность, но и мы сами. Современной женщине не подобает сегодня быть скромной и мягкой, женственной и доброй. Сегодня женщина должна обладать деловыми качествами не только по работе, но и по жизни. Ведь она вступила в конкуренцию с мужчинами, а как известно, с волками жить – по-волчьи выть. Сегодня закон о выживании сильнейшего вида актуален не только для мира животных, но и среди людей причем как среди мужчин, так и среди женщин.

Женщины стремятся сделать себе карьеру, быть как можно меньше зависимыми от мужчин, и того же ожидают и от своих детей. Отсюда вопрос – как оставить в дочке ту женственность, которую хотелось бы все-таки видеть в особе женского пола, но и развить в ней чувство самостоятельности, чтобы она смогла постоять за себя по жизни?

Для начала нужно определиться с вашими личными приоритетами, то есть какой вы бы сами хотели бы видеть вашу дочь, ведь как вы ее воспитаете, так она в будущем и будет относиться к вам. Многие считают, что женственность – это проявление слабости, развитие в женщине чувства раба (безвольная домоседка или дополнение к мужу). Однако это не так, быть женственной – значит уметь прилежно вести хозяйство, уметь быть ласковой, мягкой и заботливой женой.

Это самые основные качества, которые вы должны заложить в девочке с самого детства, чтобы привить к ним любовь. Но вместе с тем нужно параллельно развить в ней чувство собственного достоинства, чтобы в нужный момент она всегда смогла постоять за себя. Если вы сможете научить ее разбираться в людях – это будет для нее незаменимым помощником в будущем.

Как привить ребенку все эти необходимые качества и вырастить дочь правильно? Только путем собственного примера. Ребенок подражает взрослым с самых ранних лет, что и позволяет ему учиться ходить, говорить и поступать так или иначе. Вот и преподайте дочке урок путем собственного примера, как нужно вести себя с мужчинам (с папой), с гостями и вообще по хозяйству. Не стоит позволять себе лишний раз лениться, ведь и это ребенок тут же схватит. Помогайте окружающим, будьте дружелюбны, не оставайтесь равнодушными и безвольными.

Кроме близких людей на ребенка огромное влияние оказывают книги. Вспомните себя, как вам всегда хотелось быть героиней одной из них, чтобы с вами приключались такие же события. То же происходит и с поведением. Так что не откладывайте в долгий ящик ее знакомство с книгами. В раннем возрасте это не так сложно, а вот с наступлением подросткового периода делать это будет все сложнее. Имейте ввиду, что в современной литературе на первый план выносится не любовь и высокие чувства, а желание и похоть, низменные страсти м плотские удовольствия. Если позволить идти всему своим чередом, то ваша дочь будет брать пример именно с таких произведений, так что советуем тщательно следить за развитием девочки и помогать ей с выбором литературы.

Можете привить ей те или иные качества путем рассказов о собственных друзьях и знакомых. В таких ситуациях вам нужно отмечать те черты, которые вы цените и которых не хотели бы замечать у людей своего круга. Это тоже пойдет вашему чаду на пользу.

Иногда вы сможете заметить в вашей дочери отклонения в манере поведения. Так бывает, это неизбежно для людей, которые вращаются в социуме. Чаще всего это поведение она может подсмотреть у родителей подруги в другом доме. Так что если для вас это поведение неприемлемо, не стоит ей категорически запрещать общаться с этой подругой (ведь как известно, запретный плод сладок, ее будет тянуть к такому еще больше), а просто дайте ей понять, что такое поведение в вашем доме неприемлемо, и вести себя так не следует. Вот почему еще вам следует все время интересоваться окружением вашей дочери, что происходит в ее жизни.

Уже в самом раннем детстве (в четыре-пять лет) вы спокойно можете начинать прививать дочери любовь к уборке, хозяйственность. Можно для начала доверять ей такие несложные дела как протирать пыль или развешивать белье на сушилку, однако все домашние обязанности делайте вместе, чтобы она полюбила заниматься этим с раннего детства. Акцентируйте ее внимание на том, что в чистом доме не только жить веселее, но и дышится легко.

Если ваша дочь не особо часто общается с другими детьми, а вы хотите развить в ней доброту, то нужно моделировать ситуации искусственно. Хорошо, если есть в семье дети младше ее. Если нет, то можно применять свои навыки на куклах, в крайнем случае на себе, на взрослых – просите ее выполнят несложные задания, при этом ни в коем случае не забывайте хвалить, чтобы у нее не пропадал стимул.

Чтобы воспитать в девочке женственность, можно чаще брать ее с собой за покупками. При этом объясняйте, почему вы выбрали ту или иную вещь, объясняйте как сочетаются между собой цвета, прививайте ей вкус к женственной одежде.

Кроме вас, достойным примером для воспитания должен быть еще и папа девочки. Пусть он дает ей понять, что она настоящая леди, покупая ей как и вам цветы, галантно открывая перед ней двери, помогая одевать пальто, ведь именно по примеру своего отца она в будущем выберет своего спутника жизни.

Типичные ошибки в воспитании девочек:

Когда родители очень хотят мальчика, они начинают воспитывать в таком же духе и родившуюся девочку.. этим вы портите жизнь ребенку, ведь в будущем у нее будут проблемы с личными взаимоотношениями.

Когда девочке постоянно запрещают общаться с мальчиками, ее жизнь проходит, а у девочки возникает все больше комплексов, а все из-за того, что вы хотите, чтобы она сначала получила высшее образование, потом что-то еще и еще.

Часто родители прививают отвращение к домашним обязанностям, потому что заставляют детей этим заниматься. Не заставляйте, просите ее помогать вам.

Не стоит потакать всем требованиям девочки, иначе вы рискуете получить эгоистку, которая будет всего требовать и от окружающих, а не только от вас.

Помните, что не стоит идти против воли ребенка, если ей не прививаются определенные качества, которые вы хотели бы у нее видеть. Нет ничего страшного, если в ней заложены такие качества, как упорство, лидерство, ведь именно природа их в нее заложила, так возможно у природы на нее особые планы?

Эта история оправдает родителей во всем мире, но моя дочь когда-нибудь захочет «убить» меня за нее.

В 2015 году доктор экономики Эрика Раскон-Рамирез представила результаты исследования на конференции Королевского экономического общества. Группа ученых из Эссекского университета взяла под наблюдение 15 тысяч британских девочек в возрасте 13–14 лет и отслеживала их жизнь на протяжении десятилетия. Ученые пришли к выводу: завышенные ожидания родителей по отношению к своим дочерям-подросткам - один из главных факторов их будущего успеха во взрослой жизни. Девочки, чьи матери постоянно напоминали о своих высоких ожиданиях, реже попадали в жизненные ловушки, которые угрожали их будущему успеху.

В частности, такие девушки:

Реже беременеют в подростковом возрасте

Чаще поступают в колледж

Реже застревают на бесперспективной низкооплачиваемой работе

Реже остаются без работы на долгий срок

Разумеется, избежать ранних проблем и ловушек - еще не гарантия беззаботного будущего. Однако у таких девушек больше возможностей, чтобы впоследствии преуспеть. На этом, дорогие родители, ваш долг выполнен. Дальше успех детей зависит больше от их собственных желаний и трудолюбия, нежели от ваших качеств.

Закатывают глаза? Значит, это работает

Ничего себе выводы - могут ответить некоторые читатели. А сами вы пробовали придираться к 13-летней дочери? Как мальчики, так и девочки закатывают глаза, хлопают дверьми и замыкаются в себе. Не сомневаюсь, веселого мало. Моей дочери всего год, так что у меня пока не было шанса испытать это удовольствие на себе. Но родителей может утешить идея, которую поддерживают ученые: пусть кажется, что вы разговариваете со стеной, - на самом деле ваши советы действуют.

Как бы мы ни старались избежать родительских советов, они все равно влияют на наши решения

«Во многих случаях нам удается поступить так, как хочется, даже если это противоречит воле наших родителей, - пишет автор исследования доктор Раскон-Рамирез. - Но как бы мы ни старались избежать родительских советов, они все равно влияют на наши решения».

Иными словами, если дочь-подросток закатывает глаза и говорит: «Мам, ты достала», на самом деле она имеет в виду: «Спасибо за полезный совет. Я постараюсь вести себя как следует».

Накопительный эффект

Различные высокие ожидания взаимно усиливают друг друга. Если вы навязываете дочери сразу две мысли: она должна поступить в колледж и не должна забеременеть в подростковом возрасте - у нее больше шансов не стать к 20 годам матерью, чем у девушки, которой транслировали только одно сообщение: ты не должна забеременеть, пока не станешь достаточно взрослой. Журналист Мередит Бланд высказалась по этому поводу: «Конечно, здоровая самооценка и осознание своих возможностей - это прекрасно. Но если дочь обезопасит себя от ранней беременности просто потому, что не хочет слушать наше ворчание, тоже хорошо. Мотивы не имеют значения. Главное - чтобы этого не случилось».

Не знаю, как вы, но даже я, сорокалетний мужчина, иногда слышу в голове предостерегающие голоса родителей или бабушки с дедушкой, когда иду туда, куда не следовало бы. Моего дедушки не стало почти тридцать лет назад, но если я злоупотребляю десертом, то слышу его ворчание.

Если предположить, что исследование справедливо и для мальчиков - нет причин полагать обратное - за свой успех, хотя бы отчасти, я должен поблагодарить родителей и их высокие ожидания. Так что, мама и папа, спасибо за придирки. И моей дочери - поверь, для меня это будет сложнее, чем для тебя.

Что еще почитать