Профилактика алкогольной зависимости у несовершеннолетних. Алкоголь и подросток: влияние алкоголя на растущий организм, последствия, профилактика. Влияние алкоголизма на детей и подростков

Цель программы: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи программы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1 г. Шарыпово

Н.А.Петровская

«______»_____________2013 год

Номинация: «Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни посредством детско-взрослых объединений (сотрудничество с внешкольными общественными объединениями)»

Программа

По профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Шарыпово 2013

Название:

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Зайцева Светлана Геннадьевна - социальный педагог.

Основание для разработки программы

1. Постановление Правительства Российской Федерации №89 от 14.02 2006г. «О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные программы»;

Сроки реализации программы:

2013–2014 учебный год.

Учреждение-заявитель:

Юридический адрес:

г. Шарыпово, пер. Школьный,1

Учредитель программы:

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 г.Шарыпово

Цель программы:

Задачи программы:

Формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам и наркотикам;

Пояснительная записка

Наказывать – по-русски значит поучать.

Поучать нужно только примером.

Воздаяние же злом за зло, не поучает,

А развращает.

Л.Н.Толстой

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью приняло характер национального бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем ¼ населения попробует наркотики.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка.

Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим расстройством». Данная проблема знакома и жителям нашего небольшого города Шарыпово. Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель.

Образование в школе, включает в себя всё разнообразие направлений, обеспечивает интересы детей всех возрастов, предполагает осуществление целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и воспитания, влияет на уровень притязаний и самооценку учащихся. В школе есть возможность привлечения специалистов по профилактике наркотических и других психоактивных веществ и свободный доступ к семье подростка для анализа, контроля ситуации и проведения консультативной работы с семьёй учащегося.

С учетом актуальности данной проблемы социально – психологической службой школы №1 г. Шарыпово разработана программа по профилактике алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни, которая была опробирована в 2011-2012 учебном году.

Цель: профилактика потребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни через создание условий для реализации творческого потенциала подрастающего поколения и укрепление института семьи.

Задачи:

Формирование у детей и подростков позитивных социальных и антиалкогольных, антинаркотических установок;

Формирование положительных установок во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;

Обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;

Вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;

Формирование у учащихся навыков, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам;

Просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

Открытости и информированности;

Добровольности и сотрудничества;

Системности и преемственности межпоколенческих связей.

Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.

Просветительская деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для детей, подростков и родителей запланированы совместный просмотр и обсуждение театрального спектакля «Белый ангел - черные крылья», акции: «Мы выбираем здоровое будущее», «Не переступи черту» - по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, «Я выбираю жизнь», конкурс плакатов, рисунков выполненных в программе Power Paint по данной теме. Викторина «Полезные привычки», летняя площадка «Айсберг безопасности», выступление театральной студии в акции «Остановись, подумай», и другие мероприятия, направленные на активное приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.

Профилактическая деятельность.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностико-аналитическая деятельность.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Структура проекта.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

Участники и партнеры проекта:

  • педагог - психолог;
  • социальный педагог;
  • родители;
  • учащиеся начальной школы;
  • учащиеся средней школы;
  • учащиеся старшей школы;
  • классные руководители;
  • фельдшер школы;
  • библиотекарь школы;
  • инспектор ПДН;
  • врач-нарколог.

План мероприятий

№ п\п

наименование

цель

форма

сроки

I. Просветительская деятельность

Информационный стенд для учащихся и родителей

Информационные документы

В течение года

Информация и нормативные документы

Знакомство с направлениями деятельности школы и правоустанавливающими документами

Информационные документы

Сентябрь

Психопрофилактика и психогигиена психических травм

Знакомство с последствиями психических травм и их профилактика

Беседы на родительских собраниях

сентябрь- октябрь

Здоровое поколение нового века

Профилактика различных «маний»

Конкурс стенгазет среди классов

Ноябрь

Мы выбираем здоровое будущее

Пропаганда здорового образа жизни

Круглый стол

декабрь

Я выбираю жизнь

Пропаганда здорового образа жизни

Встреча с наркологом

март

Информация о достижениях и результатах работы учреждения за уч.г.

Распространение информации о деятельности школы

Выставка детских работ, родительские собрания.

«Планета детства»

Пропаганда здорового образа жизни

Летняя площадка

июнь

Буклеты для подростков и родителей (информационный, тезисный)

Буклеты

октябрь- апрель

«Безопасное детство»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа, конкурс листовок

октябрь

«Право на жизнь»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа, конкурс листовок

март

«Мы за безопасную жизнь»

Пропаганда здорового образа жизни

Акция (распространение листовок)

апрель

Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений

Развитие компетентности в общении, обучение межличностному общению и отказу от алкоголя и наркотиков

Тренинги

сентябрь, октябрь, и по запросу учителей

Остановись, подумай

Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний»

Тренинг, конкурс стихов и плакатов

февраль

II. Профилактическая деятельность

День открытых дверей.

Знакомство родителей с объединениями школы.

Мероприятие

сентябрь

Родительские собрания в объединениях и студиях

Знакомство с воспитательной политикой школы

Беседа

сентябрь, октябрь

Спектакль «Белый ангел – черные крылья»

Пропаганда здорового образа жизни

Просмотр, обсуждение с приглашением инспектора ПДН

ноябрь

«Здоровье молодежи – здоровье России»

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа за круглым столом с приглашением инспектора ПДН

декабрь

Консультирование специалистов: нарколога, ОДН, подростковый педиатр

Знакомство с ответственностью детей перед законом. Профилактика подростковых заболеваний и различных «маний»

Консультация

специалиста

Ноябрь февраль

апрель

Консультирование детей и родителей по проблемным вопросам

Разрешение проблемных ситуаций.

Консультация

психолога

в течение года

Психокоррекционная и психоразвивающая работа

Создание социально-психологических условий для развития личности и преодоление затруднений

«А ты сказал наркотикам НЕТ!!?» - ролевая игра

в течение года

Коррекция детско-родительских отношений

Преодоление проблем в детско-родительских отношениях

Консультация психолога

в течение года

Привлечение родителей к участию в мероприятиях школы

Вовлечение родителей в реализацию воспитательной программы

Мероприятия для детей и родителей

в течение года

III. Диагностико-аналитическая деятельность

Анкетирование по осведомленности воспитанников с проблемой «маний»

Выявление уровня осведомленности.

Анкеты-опросники

октябрь

Анкетирование по изучению социального положения семьи при поступлении ребенка школу, 5-е и 10-е классы

Изучение социального положения семьи.

Анкета

сентябрь

Анкета-опросник для детей и родителей по уровню удовлетворенности проведенными мероприятиями.

Выявление усвоения полученных знаний по профилактике различных маний

Анкета-опросник

Апрель

май

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков

Реализация программы осуществляется через систему запланированных мероприятий в учреждении.

В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами считаем:

Лекции: лекция является наиболее экономичным способом передачи
информации. На лекции материал излагается концентрированно, в
логически выдержанной форме. Во время лекции может использоваться
момент импровизации, который оживит ее, акцентировав внимание учеников;

Практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов), позволяющие учачимся раскрыть свой внутренний потенциал;

Деловые игры способствуют снятию психологического напряжения и
социальной адаптации в условиях современного общества.

А так же беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги.

При реализации программы используются следующие методы и приемы:

1. Методы проблемного обучения:

Создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса;

Самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися, которая включает поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;

2. Психолого-социалогические:

Ролевая игра;

Создание и решение различных ситуаций.

3. Методы практико-ориентированной деятельности:

Упражнения и тренинги.

4. Словесные методы: лекции и беседы.

5. Широко применяется метод наблюдения.

Ожидаемые результаты.

Сокращение количества учащихся с девиантным поведением через повышение детской осведомленности об опасности использования алкогольных, наркотических веществ и общей культуры поведения детей, а также увеличение количества родителей, включившихся в активную борьбу против наркотиков и заботу о благополучии ребёнка. Мероприятия по повышению роли семьи и социализации детей и подростков, сохранению психического, физического и духовного здоровья подрастающего поколения помогут им в укреплении семейных связей.

Важно, чтобы учащиеся, благодаря программе, осознали и прочувствовали значимость проблемы, а предложенные формы работы повысили восприимчивость детей и подростков к негативным последствиям вредных привычек. (Приложение №1)

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессивность – устойчивая черта личности, уровни которой определяются научением в процессе социализации, ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. (Петровский)

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. (Зинченко)

Аддикция – злоупотребление ПАВ без признака индивидуальной, психологической и физиологической зависимости.

Аддиктивное поведение - это поведение, связанное с изменением сознания, измененной, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсины), выражается в стремлении ухода от реальности.

Алкоголизм – это вынужденное потребление алкоголя в больших количествах.

Дивиантное поведение предполагает систему поступков отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиация – это отклонение от нормы

Наркомания – это заболевание, вызванное употреблением препаратов относящихся к списку наркотических.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди». Психология человеческих отношений. Красноярск, 1994г.-173с.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А. «Мозг, разум и поведение», Москва «Мир» - 1988г.-248с.
  3. Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007. – 37с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 224с.
  5. Нуар М., Круазиль Б. Зубочистка для мозгов. – Минск, 2008. – 224с.
  6. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления - М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.
  7. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова - 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (методика).
  8. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М.: Новая школа, 1995. -144 с.
  9. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: ООО «Издательство ACT», 2001. - 800 с.
  10. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников. - М., ЦГЛ, 2006.- 160с.
  11. Щуркова Н.Е. Игровые методики.- М.: Пед. Общество России, 2004.- 224с.
  12. «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.
  13. «Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.
  14. «Лучшие уроки по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. - видеоматериал.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование проблемы алкоголизации среди подростков и молодежи. Вред и риск алкоголизма для молодого организма. Наказание родителей за пьянство несовершеннолетних. Анализ путей решения проблемы алкоголизации подростков и отношения к ней в обществе.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Особенности алкоголизма среди молодежи. Психолого-социальные предпосылки раннего употребления алкогольсодержащих напитков в детско-подростковых коллективах. Опыт профилактики пьянства и алкоголизма в городском округе г. Волгореченск Костромской области.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    История направлений изучения ранней алкоголизации. Особенности и причины алкоголизации молодежи, меры её профилактики. Физиологическое влияние алкоголя, изменение деятельности и смысловой сферы личности. Характерологические черты молодых алкоголиков.

    реферат , добавлен 05.12.2015

    Социально-экономические факторы алкоголизма в России, структура потребления алкоголя. Основные последствия алкоголизации населения России. Экономические и социальные потери страны от употребления алкоголя. Принципы и стратегии алкогольной политики.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Алкоголизм как проявление девиантного поведения. Причины употребления спиртных напитков подростками. Первичная профилактика алкогольной зависимости как направление социальной работы. Комплексная программа по профилактике алкоголизма среди подростков.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Возрастной аспект женского алкоголизма, его специфика и последствия. Выявление информированности девушек о вреде алкоголя и их отношения к его употреблению. Разработка программы социальной профилактики алкоголизма у девушек в образовательной среде.

    дипломная работа , добавлен 13.03.2013

    История возникновения и развития алкоголизма. Действие алкоголя на организм человека. Стадии развития алкоголизма. Действие алкоголя на социально-психологический статус человека. Особенности алкоголизма у подростков. Профилактика алкоголизма.

    дипломная работа , добавлен 18.04.2007

    Подростковый алкоголизм как проблема современности. Низкий уровень устойчивости к алкоголю у подростков, попробовавших его. Последствия алкоголизма в социальной жизни подростка. Причины подросткового пьянства, формирование зависимости и пути преодоления.

    Стойкая зависимость от алкоголя – опасное заболевание, связанное с физической и психической деградацией. Одной из самых актуальных проблем в России была и остается профилактика алкоголизма, особенно среди подростков, ведь пьянство молодого поколения наносит вред будущему страны. Программа защиты населения складывается из нескольких стратегий, которые ведут к усилению факторов, понижающих восприимчивость к алкоголю и к снижению причин, приводящих к пагубной привычке.

    Что такое профилактика

    Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо заболеваний, называют профилактикой. Алкоголизм – тяжелое заболевание, от которого ежегодно гибнет больше людей, чем во времена эпидемий чумы, холеры, тифа. Задача современного общества – оградить от опасности, убедить в пагубности употребления спиртных напитков. С этой целью среди людей проводится профилактика алкоголизма, включающая различные направления и формы. Благодаря мерам, направленным на выработку отрицания алкоголя, минимизируется его употребление среди взрослых и подростков.

    Виды профилактики алкоголизма

    Быстрого лечения от алкогольной зависимости не существует. На протяжении многих веков эффективного рецепта избавления от хронического алкоголизма никто не изобрел, а терапия до сих пор остается сложным и длительным процессом. Лучше всего поддаются искоренению алкогольные привычки на самой ранней стадии формирования, поэтому профилактика пьянства необходима для всех возрастных категорий, особенно для подростков и детей.

    Как и любое другое заболевание, алкоголизм проще предотвратить, чем лечить. С тяжелой зависимостью расстаются не все, а результаты – высокая алкогольная смертность. Кратковременный отказ от спиртных напитков для многих людей часто сменяется вновь возникшей и намного усилившейся тягой. Чтобы предупредить злоупотребление алкоголем, искоренить негативные последствия патологии, следует проводить несколько этапов профилактики.

    Первичная

    Формирование антиалкогольных настроений начинается с бесед. Первичная профилактика алкогольной зависимости – это предупреждение о вреде алкоголя в виде просмотра видеороликов, прослушиваний интервью с бывшими алкоголиками. Для такой тактики лучшей аудиторией являются дети и подростки. Специалисты, ведущие борьбу с заболеванием, приходят в школы и другие учебные заведения и пропагандируют здоровый образ жизни. Беседы сводятся к рассказам о болезнях, которые вызывает прием алкоголя:

    • нарушается сердечная деятельность;
    • разрушается печень;
    • страдают почки и желудочно-кишечный тракт;
    • происходит деградация личности на фоне психологических патологий.

    В состав целевой группы первичных мероприятий также входят родители, учителя, участники молодежных коллективов. Психологическое воздействие проводится и на детей, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих родителей и постоянного места проживания. Первичная профилактика включает:

    • антиалкогольное обучение;
    • работу средств массовой информации;
    • организацию детской и молодежной активности;
    • развитие личностных ресурсов;
    • развитие адаптивных форм поведения;
    • формирование социальной компетентности.

    Вторичная

    Алкоголизм коварен тем, что воздействие его на человека индивидуально, поскольку привычка складывается под воздействием комплекса факторов: наследственная предрасположенность, психическая неуравновешенность, влияние социальных факторов. Вторичная профилактика алкогольной зависимости направлена на тех людей, кто нуждается в лечении алкоголизма. В эту программу входит встреча алкоголика с бывшими заложниками пагубной привычки, работа с его семьей, широкая социально-психологическая помощь.

    Обязательный этап вторичной профилактики – групповая терапия с близкими людьми. Она включает в себя собеседования с психологом, разные тренинги. Цель этой помощи – осознание проблемы в семье, поддержка больного и совместное принятие решения для дальнейших кардинальных действий. Важным моментом выступает нацеленность самого человека на излечение от алкоголизма. Суть вторичной профилактики – остановка алкоголика до момента, когда организм подвергнется патологическим изменениям, которые лишат возможности полноценно жить.

    Третичная

    Это общество анонимных алкоголиков. Третичная профилактика употребления алкоголя представляет комплекс мероприятий, которые проводятся с людьми, прошедшими терапию против алкоголизма, находящимися на реабилитации. Это очень сложный период, поэтому важно любыми способами удержать человека от срыва, помочь противостоять возврату к пагубной привычке. Организм на физическом и психологическом уровне еще помнит действие спиртного, поэтому бывшему пьянице хватит одного глотка алкоголя, чтобы опять впасть в тяжелейшую зависимость.

    Третичная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни во время посещения групп анонимных алкоголиков. Людям необходимо проговаривать свои проблемы вслух, но нелегко найти собеседника, который выслушает, поймет, не осудит, поможет справиться с зависимостью. С этой целью создаются общества людей с одинаковыми трудностями, где они беседуют, делятся переживаниями, работают с профессиональными психологами.

    Программа профилактики алкоголизма

    Вводить профилактические программы по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма нужно еще в начальной школе. Детский алкоголизм – это особо опасное заболевание, ведь у ребенка еще полностью не сформированы системы и органы, поэтому спиртное наносит непоправимый вред здоровью. Помимо этого, прием горячительных напитков малолетними детьми вызывает необратимые нарушения психики, что приводит к личностной деградации.

    Средний возраст, в котором дети начинают пробовать спиртосодержащие напитки – 10 лет. Как правило, им наливают спиртное по праздникам взрослые, не задумываясь о последствиях. Формирование личности начинается с раннего детства, поэтому профилактика должна стартовать как можно раньше. Меры пресечения детского алкоголизма:

    Среди подростков

    Раннее предупреждение ребенка о том, насколько опасен алкоголизм, должны делать родители. Если подростки наблюдают в семье бытовое пьянство и принимают участие в совместных застольях, то у них формируется неправильное отношение к алкоголю. Дети подросткового возраста должны видеть, как интересно жить без горячительных напитков. Большую роль в этом играет разъяснительная работа в школе, техникуме, институте.

    Дети в учебных заведениях должны получать информацию о вреде для здоровья и о социальных последствиях алкоголизма. Бигборды, плакаты, брошюры – неэффективны в борьбе с болезнью, так как они несут запретный характер, а для молодежи нужен более тонкий подход. Эффективная профилактическая мера – это предупреждение причин и получение информации о счастливой жизни без допинга. Особенно успешно действуют примеры окружающих людей.

    Профилактика женского алкоголизма

    Должна проводиться активная работа среди женщин, ведь они редко могут избавиться от зависимости навсегда, даже после успешного поначалу лечения. Учеными доказан факт, что женский алкоголизм неизлечим. Болезнь характеризуется отдельными законами, которые влияют на ее развитие, течение и исходы. К ним относятся:

    1. Психо-эмоциональная лабильность. Высшая нервная деятельность женщин устроена в сторону преобладания интуиции над логикой, в связи с чем женский организм более подвержен влиянию стрессов.
    2. Высокая чувствительность печени к токсическому воздействию алкоголя. Это приводит к воздействию даже небольших доз алкоголя к быстрому разрушению органа с трансформацией в цирроз.
    3. Хрупкая структура межнейронных связей и нервных клеток. Уже на начальных стадиях алкоголизма это приводит к нарушению нервных импульсов (нервным расстройствам).

    К профилактическим мерам женского алкоголизма относится формирование негативного отношения к потреблению спиртных напитков. Чтобы попасть в стойкую и безвозвратную алкогольную зависимость, женщине необходимо выпивать 1-2 раза в неделю. Выбраться из этого болота удается лишь единицам, поэтому прежде чем искать истину в вине, нужно думать о собственном здоровье и будущем своего потомства.

    Мужское пьянство

    По статистике, мужской алкоголизм встречается в два раза чаще, чем женский. С годами он стремительно молодеет. В некоторых случаях пагубная привычка начинается в детском возрасте и достигает своего развития уже к 14 годам. Прежде чем сформировать стойкую зависимость, мужчине нужно пройти три стадии пьянства: выпивка по праздникам с друзьями, употребление спиртного в одиночку по выходным и непреодолимое желание принять алкоголь, независимо от места и времени.

    Спиртное постепенно приводит мужчину к развитию многих заболеваний, нарушая физическое и психическое состояние. Сильно страдает сердце, поэтому алкоголики часто погибают от аритмии. Последствия алкоголя проявляются в поражении мышечной и костной ткани, развитии остеопороза, переломами костей. У каждого третьего больного наблюдается потеря веса, дряблость мышц, нарушение репродуктивной системы. Главное последствие алкоголизма – нарушение психики, деградация личности.

    Для профилактики мужской алкогольной зависимости используют групповые беседы, которые психологи считают более эффективными, чем индивидуальные разговоры. В мужских коллективах необходимо культивировать здоровый образ жизни, пропагандировать спорт. Работодателям нужно устраивать регулярные матчи, например, по футболу, волейболу и другим видам спорта между цехами, рабочими бригадами, офисными работниками.

    Пивной алкоголизм

    Среди молодежи пиво стало символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения. К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже алкогольный напиток, который приводит к алкоголизму. Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем напитки с высоким содержанием спирта. Пивной алкоголизм – это болезнь такая же, как и другие наркологические заболевания.

    На ранних этапах человек не осознает зависимости, выпивая по 1 литру хмельного напитка в день. Даже когда уже наметился «пивной» живот, любители пива не бьют тревогу. Нередко человек начинает осознавать проблему на третьей стадии заболевания, когда обычные методы лечения не помогают и спасти больного уже нельзя (отек головного мозга, онкология и прочие болезни). Основная мера профилактики пивной зависимости – ограничение пропагандирования напитка по телевидению, в магазинах, барах.

    Видео

    Алкоголизм уже давно стал настоящим бедствием, проблемой мирового масштаба. Алкогольное пристрастие врачи относят к одним из самых страшных и опасных хронических заболеваний. Алкогольная зависимость полностью разрушает личность человека, затрагивая физическое и психическое здоровье. Есть ли способы справиться с данной проблемой, способной привести к гибели всей нации?

    В целях предотвращения разрастания смертельной опасности нужны грамотные и массово организованные профилактические меры. Особенная важна и полезна профилактика алкоголизма среди подростков. Именно данный возрастной период наиболее опасен в плане первой пробы спиртного и дальнейшего развития алкозависимости.

    Профилактика алкоголизма среди подростков чрезвычайно важна

    Предотвращение пристрастия к спиртному – чрезвычайно важная и нужная мера. Ведь любое заболевание, неприятность гораздо легче предотвратить, чем мучиться потом от опаснейших последствий.

    Лечение алкоголизма протекает очень тяжело и длительно. Данная патология на последних стадиях практически нереально вылечить и вернуть личность в трезвую жизнь.

    Очень часто лица, страдающие алкозависимостью, даже пройдя полностью весь терапевтический курс и вроде избавившись от смертельной привычки, вновь оборачиваются к пьянству и продолжают губить собственную жизнь . Современная профилактика алкозависимости подразделяется на три вида. Давайте, ознакомимся с ними ближе.

    Основные направления профилактики алкоголизма среди подростков

    Первичная профилактика

    Основной задачей данных мер становится предупреждение появления алкозависимости. В способы первичной алкогольной профилактики включаются следующие способы:

    1. Беседы разного уровня и характера.
    2. Беседы с людьми, уже столкнувшимися с данной проблемой.
    3. Просмотр специально созданных видео, направленных на ознакомление человека с последствиями употребления спиртного.

    Специалисты, проводящие первичную профилактику, обычно занимаются своей деятельностью в общественных местах, где активно пропагандируют трезвый и здоровый стиль жизни. Также беседы организуют в:

    • школах;
    • молодежных клубах;
    • учебных организациях (институты, техникумы, университеты).

    Основные причины детского алкоголизма

    Усилиями волонтеров, учителей и самих родителей организуется день профилактики алкоголизма. В целом вся деятельность профилактических мероприятий на данном этапе сводится к донесению до подрастающего поколения последствий алкопристрастия. В частности развития неизлечимых и смертельно опасных патологий:

    • психические расстройства, создаваемые на фоне массивной гибели клеток головного мозга из-за воздействия на них этанола;
    • алкогольный гепатит, который формируется на базе проблем печени и почек (органы просто уже не справляются с работой по очищению организма);
    • многочисленные патологии в работе сердечно-сосудистой системы, которые также происходят на фоне стабильного употребления алкогольных напитков;
    • панкреатит, который впоследствии создает базу для развития сахарного диабета (данная проблема формируется из-за нарушения работы поджелудочной железы).

    Вторичная профилактика

    Данные профилактические меры разрабатываются в виде организации встреч и бесед-интервью с лицами, которые уже излечились либо только проходят курс терапии от алкоголизма . В этом случае профилактика складывается из регулярных встреч с членами семьи и окружением больного. Ее цели направлены на организацию поддержки и помощи семьям, где лечится алкозависимый.

    Третичная профилактика

    Данная ступень профилактических мероприятий укладывается в понятие «сообщество анонимных алкоголиков». Подобные организации действуют в большинстве крупных городов России. Они очень важны, ведь по статистике каждый третий случай излечения от алкозависимости оканчивается полным фиаско, и человек вновь возвращается в ставший уже привычным пьяный угар.

    К чему приводит алкоголизм среди подростков

    Чтобы не вернуться вновь в прежнее «не просыхающее» состояние и на самом деле прекратить принимать алкоголь, следует рассказывать, делиться и беседовать о различных своих проблемах.

    Организация профилактики среди подростков

    Современная молодежь – частый посетитель баров, ночных дискотек, клубов. Частенько можно услышать от юных людей рассказы о том, как весело они проводили там время, танцуя и расслабляясь с помощью спиртного. Это важный и веский повод, чтобы родителям начинать бить тревогу и проводить профилактику.

    Профилактические мероприятия алкоголизма входят сейчас в учебный процесс любого школьного заведения. Данные меры разнообразны и рассчитаны они на определенный возрастной уровень детей:

    1. Школьники младшего возраста.
    2. Возрастная категория средних и старших классов.

    Работа с родителями

    Профилактическая программа регулярно обновляется и корректируется. Ясно, что младшие школьники вряд ли будут самостоятельно принимать спиртное. Поэтому в данном случае основной акцент делается на профилактику их родителей. Именно полноценная работа с ними ложится на плечи педагогов и классных руководителей . Что организуют в этом плане учителя?

    1. Организация и проведение ежемесячных родительских собраний.
    2. Индивидуальные встречи с родителями учеников во внеурочное время.
    3. Посещение семей своих подопечных и ознакомление с условиями жизни школьников.

    Главной задачей педагогов становится своевременное выявление проблем в семье ученика. Особенно в случае пьянства родителей. Ведь данная ситуация ломает психику ребенка и делает из него потенциального алкоголика. По статистике дети из пьющих семей в 80% случаях сами начинают употреблять спиртное, причем в совсем юном возрасте и становятся хроническими алкоголиками.

    Основная вина за развитие алкоголизма у детей ложится на родителей

    Проведение собраний, индивидуальных встреч с родителями позволяет понять общую картину, царящую в семьях. Если взрослые активно участвуют в жизни своих детей, регулярно и аккуратно посещают все собрания, беспокоиться не и о чем.

    Но, когда родителей практически нереально увидеть в школе, когда взрослые занимаются исключительно своими проблемами, да еще и пьют – следует задуматься и предпринять соответствующие меры воздействия на данные неблагополучные семьи.

    Работа с младшими учениками

    Профилактика подросткового алкоголизма непосредственно касается и самих школьников. Организация профилактических мероприятий базируются на пробуждении интереса детей к данной насущной проблеме . Помогают установить доверительные отношения разнообразные встречи, внеклассные занятия, общешкольные походы.

    Проведение походов – очень ответственное мероприятие для учителей. Ведь педагог несет ответственность за полную безопасность вверенных им детей. Поэтому в проведении таких прогулок принимают участие сразу несколько взрослых.

    Целью походов становится раскрепощение школьников. Когда ребенок чем-то озабочен, он обязательно коснется своих проблем в разговоре. Задача учителя внимательно наблюдать за поведением ребят и делать соответственные выводы. Некоторое поведение детей (особенно младших классов), заставляет задуматься, а все ли в порядке в семье. Особенно когда дети начинают «чокаться» стаканами с напитками или чаем, подражая своим родителям.

    Работа со старшими учениками

    По статистике в России лица, страдающие от алкогольной зависимости, начинают употреблять спиртное в возрасте 14-15 лет. Подталкивает их на скользкий путь пьяного дурмана не только напряженная ситуация в семье, но нюансы окружающей среды, осложненные отношения между сверстниками и обычное в этом возрасте стремление к популярности и общем уважении.

    К профилактике алкоголизма важное участие принимают и близкие люди человека, страдающего от зависимости

    Многие юные люди наивно полагают, что выпивка придаст им популярности среди друзей и приятелей, сделает их более раскрепощенными, умными и привлекательными. Особенно это касается момента первой влюбленности, когда стеснительные подростки делают все возможное, чтобы понравится девочкам.

    При работе со старшими школьниками эффект от просмотра видеосюжетов, посвященных вреду алкоголизма и проведение обычных бесед будет минимален.

    На это влияет особенность психологии людей данной возрастной категории. Подростки очень редко задумываются о собственной безопасности, тем более не думая о будущей жизни и своем потомстве . Поэтому главное усилие педагогов, да и родителей также сводится к обеспечению полной занятости детей:

    • спортивные секции;
    • кружки по интересам;
    • развивающие дополнительные уроки;
    • групповая работа по определенному предмету;
    • непосредственное и активное участие во всех школьных делах.

    В задачи педагогов входит как можно полнее занять школьников старших классов. Этого можно добиться путем организации различных внеурочных занятий, проведения спортивных и развлекательных мероприятий с обязательной явкой на них всех без исключения учеников.

    Цифры статистики

    Самые важные профилактические меры, направленные на борьбу с алкоголизмом среди школьников старших классов – это пропаганда здорового и спортивного образа жизни.

    Если каждый старший школьник будет посещать в обязательном порядке какую-либо школьную секцию, времени на знакомство со спиртным просто не останется. Поэтому так важно стимулировать у детей интерес к спортивной жизни и увлекательным дополнительным мероприятиям.

    Государственная профилактика алкоголизма

    В борьбе за здоровое и трезвое поколение активное участие принимает и руководство страны. В России уже давно строго запрещено продавать подросткам спиртное. Идет планомерное уменьшение производства крепкой алкогольной продукции, рост цен на акцизы и отпускаемое спиртное.

    За нарушения данного закона полагаются строгие штрафы вплоть до закрытия торговой точки, где уже не раз отмечалось нарушение. Профилактика подросткового алкоголизма направлена и на работу с общественностью . Взрослым следует помнить, что если они будут замечены в окружении пьющих подростков, вся ответственность ляжет на их плечи и выльется в крупные денежные штрафы, а в некоторых случаях и арест.

    Все меры, направленные на профилактическую борьбу с алкоголизмом среди подростков, обязаны иметь комплексный подход. И участвовать в них должны как учителя, так и родители, окружающие люди и само государство.

    Подростковый алкоголизм

    Алкоголизм среди подростков в наше время стал настоящей трудноразрешимой проблемой как физиологического, так и морального плана.

    В подростковом возрасте любой алкоголь, даже в очень малом количестве, наносит организму непоправимый вред. На несформировавшийся молодой организм он действует наиболее грубо, обязательно затрагивая личностные качества подростка. Среди специалистов в этой области сложилось единое мнение, что даже умеренный прием алкоголя в подростковом возрасте равносилен злоупотреблению спиртным.

    Причины алкоголизма среди подростков

    Подростковый алкоголизм, как говорит статистика, в большинстве случаев, начинается с семейных застолий. Когда в дом приходят гости и усаживаются за щедро накрытый стол, то, прежде чем начать трапезу, они наливают себе в рюмки или бокалы спиртное, говорят какой-либо тост, пьют и только после этого принимаются за еду. Тосты во время застолья следуют один за другим, и временной промежуток между ними становится все короче. Когда темы для тостов заканчиваются, выпивающие просто говорят «будем здоровы!» и пьют очередную рюмку.

    Со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина. Ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить. Это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю. Еще сложнее ситуация с семьями, где детям легкомысленно дают пробовать пиво или сладкое вино. Ребенок приучается к мысли, что это - вкусно.

    Следующим фактором развития алкоголизма среди молодежи является доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза.

    В подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим. В поведении молодых людей отчетливо начинают прослеживаться особенности домашнего уклада. Из своего еще не большого жизненного опыта ребенок уяснил, что пить просто необходимо, а когда выпивки не хватило, нужно срочно бежать за добавкой. Понаблюдав за взрослыми, ребенок понял, что пить нужно большими порциями и сразу всю рюмку. Поэтому все выпивки в среде подростков так и происходят - большими дозами, чтобы ничего не осталось из того, что удалось достать. При этом еда присутствует в чисто символическом виде, ведь она в данный момент не является едой, а играет роль закуски. Страх перед пьянством у подростков отсутствует напрочь, как и опыт употребления спиртного. А вот бравада перед ровесниками присутствует в максимальном количестве.

    Психология подростков такова, что они стремятся быть похожими на своих кумиров и подражать их поведению. Глядя на экранных героев, которые курят, пьют и ругаются матом, молодые люди стремятся вести себя точно так. Подражание основано на том, что подростки стремятся выглядеть модными, лучшими, как их кумиры.

    Немалое значение в алкоголизме среди молодежи имеет и подростковый конформизм - подражание другим подросткам в кругу своего общения. Если в пьющей компании находится юноша или девушка, отказывающиеся от спиртного, над ним начинают насмехаться, презирать, и, в конце концов, изгонят из группы.

    Еще одна причина подросткового алкоголизма - безнадзорность и уличное воспитание. Это происходит, в основном, если ребенок растет в неполной семье и предоставлен сам себе. Гиперопека ребенка также может привести к тому, что подросток станет увлекаться алкоголем. Стремясь оградить свое чадо от жизненных трудностей, родители всячески ему потакают, и в результате воспитывают безвольное и морально слабое существо, которое попав в иную среду и не имея «моральных тормозов», легко поддается плохому влиянию.

    Приобщенный к алкоголю подросток меняет свои привычки и ценности. Все свободное время он проводит в кругу своих пьющих товарищей, за слушаньем музыки и принятием спиртного. Подростки просиживают в кафе и барах или бесцельно слоняются по улицам. Для саморазвития и интеллектуальных занятий у них нет ни желания, ни времени. Учеба и чтение книг воспринимаются такими подростками как ненужная и скучная обязанность. По статистике, 50% пьющих подростков вообще не читают книги.

    Регулярные медицинские осмотры старшеклассников ежегодно выявляют все большее количество алкоголиков в возрасте не более 16 лет. Детский и подростковый алкоголизм формируется на протяжении каких-то двух-трех лет активного употребления разных спиртных напитков, абсолютным лидером среди которых является пиво. Следует заметить, что активная реклама большого количества сортов пива привела к росту пивного алкоголизма среди молодых девушек.

    Вред алкоголя для молодого организма

    Алкоголизм в подростковом возрасте приносит много вреда незрелому организму. Общеизвестен тот факт, что при регулярном употреблении спиртного страдает репродуктивная функция человека. Но если у мужчин она после шестимесячного воздержания от спиртного может восстановиться, то у женщин детородная функция страдает необратимо. Поэтому и увеличивается количество случаев бесплодия и рождения детей с уродствами у молодых женщин.

    Еще одно серьезное осложнение от приема алкоголя подростками - развитие цирроза печени. Причем нарушения в работе печени и других внутренних органов у подростков могут развиться даже от чрезмерного увлечения пивом.

    С употреблением алкоголя подростками связаны такие заболевания, как гепатиты и панкреатиты, нарушения работы сердца, заболевания эндокринной системы, легочные заболевания, проблемы с артериальным давлением. Наблюдаются также снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям, появляются нервные и психические расстройства.

    Наверное, самым заметным для окружающих следствием употребления подростками спиртного является нарушения эмоционального и волевого плана. Такие подростки становятся менее активными в общественной деятельности и трудовой деятельности, страдает их честолюбие и нравственность. На первый план выходят грубость, вспыльчивость, безынициативность и внушаемость. Пьющие подростки становятся невнимательными и даже жестокими по отношению к близким людям. К тем ровесникам, которые раньше были их друзьями, подростки-алкоголики начинают проявлять недоверие и холод в отношениях. Замкнутость и недоверчивость теперь их постоянные спутники.

    Только в кругу «своих», подобных себе, пьющие подростки проявляют прямо-таки трогательную заботу. Они могут целыми группами навещать друзей, лечащихся от алкоголизма в стационаре. С другими лицами, злоупотребляющими алкоголь, такие подростки легко находят общий язык и быстро с ними сближаются.

    Характерные качества для несовершеннолетних алкоголиков - наигранность, бесцеремонность, бахвальство и развязность, которые порой быстро сменяются подавленностью, беспомощностью и подчинением. Такая молодежь испытывает трудности в прогнозировании событий, плохо реагирует на стимулы прошлого или будущего из-за невозможности отвлечься от сиюминутных побуждений. То есть, такие подростки живут одним днем.

    Риск алкоголизма среди подростков

    Несформированный организм подростка очень быстро привыкает к большим дозам спиртного. Поэтому существует высокий риск того, что подросток может пристраститься к алкоголю, если он часто пьет даже слабые алкогольные напитки. Опасность усиливается еще и легкомысленным отношением к алкоголю. Многие подростки считают, что если пару раз в неделю выпить что-либо спиртное, то ничего не случится. Но риск существует, даже если несовершеннолетний выпивает три-четыре раза в месяц. Такая частота употребления спиртного считается наркологами систематическим употреблением алкоголя.

    Специалисты подростковой наркологии провели четкую градацию в употреблении напитков, содержащих спирт:

    · экспериментальное употребление - когда подросток просто пробует спиртное раз или два;

    · эпизодическое употребление - если подросток употребляет спиртное один или два раза в месяц;

    · систематическое употребление спиртных напитков подростком.

    Так как алкоголизм - это не привычка, а заболевание, то, как и в случаях с другими болезнями, к нему бывает предрасположенность. Человек не осознает, что заложено в его генах. А неумолимая статистика свидетельствует, что у подростка, чей отец пьет, риск стать алкоголиком увеличивается в четыре раза по отношению к сверстникам из непьющих семей.

    Лечение алкоголизма у подростков

    Какими бы ни были причины подросткового алкоголизма, с этим заболеванием нужно бороться незамедлительно, чтобы не потерять для общества полноценного человека. Алкоголь разрушительно действует на мозг и нервную систему молодых людей, замедляет и даже останавливает развитие их организма. Пьющим подросткам даже в трезвом состоянии сложно запоминать что-либо и логически мыслить. Их личность деградирует.

    Лечение подросткового алкоголизма осложняется тем, что увлечение спиртным пришлось на пубертатный период жизни человека, когда изменениям подвергается не только тело, но и психика взрослеющего подростка. В это время подросший ребенок смотрит на все через «очки» своего гормонального всплеска, многократно усиленного алкоголем.

    Как же лечить подростковый алкоголизм, если многие методы лечения, используемые в случаях с взрослыми, для растущего организма не подходят? Например, условно-рефлекторная терапия может негативно сказаться на состоянии органов и тканей подростка. Возрастное ограничение намного осложняет лечение и кодирование от алкогольной зависимости .

    При лечении алкоголизма у подростков первоначально проводят диагностику всего организма. Все процедуры проводятся в стационарных условиях или же при выезде нарколога на дом к больному. Самолечение в случаях с подростками исключено!

    При длительном употреблении спиртного подростком проводится дезинтоксикационная терапия - очищение организма от токсических веществ и продуктов распада алкоголя, нормализация работы печени и почек. Для нормализации психического состояния подростка назначаются ноотропы и витамины.

    Основной метод лечения алкоголизма у подростков - психотерапия, которая подразумевает кодирование от зависимости методами гипноза. Этот метод, учитывающий неустойчивую психику несовершеннолетних, применяется вместе с химиотерапией, также как и при лечении взрослых больных. Также в лечении подросткового алкоголизма используется поддерживающая и восстанавливающая терапия, используются методы переключения несовершеннолетнего на занятия спортом и полезную деятельность.

    При лечении в наркологических диспансерах подростки находятся в специализированных палатах в целях исключить контакт и влияние со стороны взрослых, больных алкоголизмом.

    Профилактика алкоголизма среди подростков

    В наше время профилактика алкоголизма имеет первостепенную важность. В первую очередь, она заключается в воспитательных и организационных мерах. Они направлены на то, чтобы подросток больше узнал о пагубном действии алкоголя на свой организм и психику, и стремился избегать соблазнов и контакта с пьющими ровесниками и взрослыми. Во вторую очередь, проводится ряд мер по стимулированию разного рода увлечений среди молодежи, повышению ее интереса к образованию и овладению профессией. Важную роль в профилактике подросткового алкоголизма играют родители. Они должны уяснить для себя самый главный факт - для подростка безвредных алкогольных напитков не существует!

Что еще почитать