Причины алкоголизма у детей. Детский алкоголизм: причины, профилактика, лечение. Лечение или как избавиться от проблемы

Ребенок употребляет алкоголь не порционно, а в большом объеме и залпом, что, чаще всего, продиктовано компанией и соревновательным эффектом. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть, что взрослый алкоголизм формируется в течение 5-10 лет. В то время как у детей этот процесс происходит с молниеносной скоростью . На формирование заболевания уходит от 1 года до 3 лет . В данной статье мы выясним все, что только можно знать про привычку употреблять горячительные напитки маленькими людьми, узнаем, какие последствия для организма это несет, как определить привычку и что делать родителям в таких сложных ситуациях.

Обычно такой тип привычки диагностируется у детей, достигших возраста 10-14 лет . Тем не менее существует множество случаев и более раннего алкоголизма. Некоторые медики фиксируют зависимость даже у детей от 3 лет , но это исключительно запущенные случаи попустительства родителей. В любом случае, такие факты обрисовывают весьма печальную картину будущего нашей нации и заставляют задуматься об истоках данной проблемы.

Чаще всего причиной детского алкоголизма выступают сами родители, а точнее их образ жизни и влияние на ребенка. Представьте картину: праздничный стол, родные и друзья вместе отмечают какой-нибудь праздник. На столе стоят бутылки с шампанским, вином, водкой, пивом и проч. Ваш сын или дочь замечает, что взрослые пьют алкогольные напитки, а затем становятся веселыми. В его сознании спиртное выступает в качестве некой волшебной палочки , устраняющей все невзгоды. В добавок к этому, некоторые взрослые сами дают детям спиртные напитки, считая, что малое количество не повредит их здоровью. Тем не менее даже малый объем выпитого может вызвать зависимость. Детям начинает казаться, что выпиваемое взрослыми безвредно и помогает людям стать радостными и расслабленными.

Обман психики ребенка ! Кроме того, алкоголизм часто сопровождается с желанием выглядеть «круто» в глазах своих товарищей. Многие принимают спиртное только ради того, чтобы быть в хороших отношениях с той или иной группой подростков, влиться в их сообщество.

Одной из самых тяжелых форм рассматриваемого нами заболевания является детский врожденный алкоголизм. Данная форма появляется из-за приема спиртных средств в период зачатия и беременности мамой будущего чада.

Зачастую детская алкозависимость развивается в связи с перенесенными заболеваниями , такими как:

  • Травмы мозга.
  • Органические поражения ЦНС .
  • Различные нейроинфекции .

В таких случаях привычка может протекать в более интенсивном темпе. Происходит потеря контроля над количеством выпитого спиртного. Ребенок привыкает к алкоголю и не может воздерживаться от его употребления. В то же время причинами могут стать такие психологические травмы, как:

  • ранняя потеря матери ;
  • полное отсутствие надзора со стороны взрослых;
  • конфликты , возникающие в семье;
  • социальная запущенность .

Причина детского алкоголизма может быть, как одна, так и несколько, в зависимости от окружающей среды и происходящих в ней событий. Отдельные причины накладываются друг на друга, образуя общую серьезную проблему. Детской психике не всегда удается выстоять перед проблемами взрослого мира, в спиртном ребенок может увидеть средство расслабления и ухода от трудностей.

Столкнулись с проблемой алкоголизма?

Какой способ лечения Вас интересует?

Бесплатно Платно

ПЛАТНЫЙ способ лечения


Алкобарьер

1980 руб. 1 руб.

Заказать

Отправьте заявку и через несколько минут с вами свяжется менеджер, который проконсультирует и примет заказ. Не выключайте телефон!

Спасибо за ваш заказ!

в ближайшее время с вами свяжутся

Как было отмечено выше, детская привычка развивается быстрее, чем взрослая, причем на порядок. Но все же стоит отметить постепенность (поэтапность) развития заболевания. Врачи-наркологи обычно выделяют пять этапов развития детской алкогольной зависимости.

В её формировании отмечают следующие базовые этапы :

  1. Привыкание к пиву, вину, водке, и т.д.
  2. Употребление с заметной регулярностью .
  3. Формирование психической зависимости.
  4. Абстинентный синдром.
  5. Формирование деменции .

На первой стадии происходит адаптация и привыкание к алкоголю, что обычно не занимает много времени. Отмечается, что привыкание ребенка к спиртным напиткам происходит за промежуток времени от 3 месяцев до полугода . Если первая стадия не прерывается никем из родных и близких, то он начнет проявлять интерес к более крепким напиткам, а также увеличивать дозу принимаемого спиртного. Употребление становится регулярным и систематическим.

Совет психолога! Родителям нужно быть крайне внимательными к своему чаду. Следует следить за его новыми увлечениями и кругом друзей. Важно не просто слушать ребёнка, но и слышать его. Порой многие его психологические проблемы можно решить правильно подобранными словами, советом. Так, ваш ребенок поймет, что многие проблемы можно решить другим путем, а алкоголь – не лучший способ справиться со стрессом и проблемами.

Очевидным признаком на втором этапе является изменение поведения ребенка. Родители скорее всего заметят негативные перемены в своем чаде. Болезнь все еще можно побороть, если аргументированно объяснить о вреде спиртного, а также исключить его дальнейшие попытки употребления спиртных напитков. Формирование психической зависимости начинается примерно через год употребления алкоголя. Наблюдается увеличение переносимости этанола организмом вашего сына или дочери в 3-4 раза, а также неконтролируемость поведения.

Говоря о переходе данного заболевания в хроническую стадию, следует упомянуть абстинентный синдром. Данный синдром характеризуется вегето-соматическими нарушениями в организме детей. Ребенок теряет контроль над своими действиями, неразборчив в выборе напитков, а также принимаемых доз. Отмечается, что дети на данном этапе часто уходят в запои , и шанс отучить от пива, вина, водки и т.д. простыми наставлениями сводится к нулю. Самым рациональным поведением со стороны родителей будет обращение к специалисту-наркологу.

Дети бывают очень скрытными , особенно это касается подростков. Даже родителям в некоторых случаях затруднительно распознать алкогольную зависимость своего ребенка, хотя именно они лучше всего знают свое дитя. Важно отметить, что существует целый ряд признаков, которые указывают на присутствие спиртных напитков в жизни маленького человека. Ими могут руководствоваться те, кто все же начинает подозревать перемены в поведении и внешнем виде своего чада.

К таким признакам относятся следующие:

  1. Отклонения в поведении ребенка . Сын или дочь становится более скрытным, нервным. Возможно резкое ухудшение оценок, хулиганство, жалобы со стороны преподавательского состава, а также прогулы школы.
  2. Физические признаки алкоголизма. Такими признаками являются: частая тошнота, непонятная речь, медлительность, ухудшение координации, запах спирта, а также перегара.
  3. Ухудшение когнитивных функций . Проявляется ухудшение памяти и концентрации внимания. Именно из-за данных признаков он не может усвоить школьную программу, происходит снижение его успеваемости и интереса к учебе и хобби.

В случае если у вашего ребенка проявляются признаки, указанные в первом пункте, не стоит сразу бить тревогу. Возможно он не страдает привычкой выпивать, а просто переживает психологическую перестройку в связи с переходным возрастом. Дети в возрасте от 12 до 16 часто становятся более вспыльчивыми и неуравновешенными, что, как говорят психологи, вполне естественно. Определив отклонения в поведении ребенка, важно понаблюдать за ним, проводить с ним больше времени и не делать поспешных выводов.

Совет психолога ! Часто родители «рубят с плеча», если замечают, что их ребенок курит или выпивает, совершенно при этом не задумываясь, насколько сильно резкие наказания могут ударить по психике. Человек, сам по себе, очень тонкая и ранимая натура, а дети, к тому же, ещё и не сформировавшиеся личности. Будьте осторожны в своих действиях и наказаниях.

Кстати, у нас есть специальный функционал, который поможет выяснить стадию детского алкоголизма, при условии, что вы знаете несколько ключевых параметров. После расчета, функционал покажет, насколько серьезна проблема и даст несколько рекомендаций в виде лекарств, которыми можно побороть зависимость.

Калькулятор зависимости

М Ж

Ваша зависимость

Тип зависимости:

Никакой опасности для организма нет, привычка выпивать характерна многим людям, но в указанных количествах и при указанных параметрах пациента – никакого вреда организму не наносит. Многие люди по праздникам и после рабочего дня снимают стресс алкоголем, но не являются зависимыми от него.

Пациент видит в алкоголе некий выход из сложных ситуаций и прибегает к градусным напиткам все чаще. Эта стадия опасна тем, что при любой тяжелой ситуации в жизни, данная стадия может плавно перейти в следующую, которая гораздо опаснее для здоровья.

На данной стадии зависимый человек уже не может обходиться без алкоголя, но твердо уверен, что способен в любой момент бросить, но только не сегодня. Уже здесь могут начаться осложнения с печенью и другие сложности с органами и самочувствием.

Из этой стадии способны вывести специальное лечение и небольшой курс реабилитации, плюс поддержка родственников. Данная стадия может спровоцировать очень серьезные проблемы с печенью и прочими органами, что приведет к болезням до конца жизни.

Данная стадия не является безвыходной, но требуется крайне серьезный подход к лечению и длительный период реабилитации, с регулярными лечебными процедурами, множеством препаратов и, часто, дорогостоящее лечение.

Срок лечения от зависимости:

Хотите ускорить лечение?

Лечение или как избавиться от проблемы?

Согласно мнению ряда медиков, алкогольная зависимость, наблюдаемая у детей, не поддается лечению . Они считают, что ребенка можно отгородить от спиртного, но вылечить те соматические изменения организма, которые вызвал алкоголь, просто невозможно. Конечно, это мнение спорно и вызывает множество сомнений, тем более, что есть многочисленные подтверждения обратного.

Очень часто при правильном лечении ребенок все же отказывается от спиртного и возвращается к привычному ходу жизни. Например, на первом этапе алкогольной зависимости родителям достаточно общаться с сыном или дочерью, раскрывающими все негативные последствия спиртного. На чадо не нужно давить, он должен сам осознать свою ошибку и принять правильное решение.

Совет врача-нарколога. Родители не всегда могут уследить за своими детьми. Если всё-таки ваше чадо подверглось влиянию вредной привычки, медлить нельзя. Важно сразу же принимать такие меры, как: беседы на соответствующие темы, контроль окружения, исключение алкоголя из его жизни, обращение к специалисту, использование специальных лекарственных средств.

В случае, если алкогольная зависимость уже сформировалась, очень важно не промедлить и обратиться к врачу . Обычно ребенку назначают стационарное лечение, которое проводится лишь с позволения родителей или законных опекунов. Проводится детокс-терапия , позволяющая восстановить ход поддерживающих жизнь функций организма.

Детский алкоголизм в нашей стране стал распространяться после распада СССР, и сегодня он является весьма существенной проблемой. Согласно статистике, раньше зависимость к алкоголю появлялась, начиная с 18 лет. Теперь это значение сократилось едва ли не вдвое – алкоголизмом все чаще страдают 10-12-летние дети, а иногда даже 3-ех летние малыши имеют это заболевание.

Причины детского алкоголизма

Среди множества факторов, на основе которых развивается детский и подростковый алкоголизм, есть ряд определяющих факторов, которые чаще других закладываются в основу формирования пагубной привычки. Это:

  • Желание ребенка приобрести некий статус в школе, ведь считается, что бутылка алкоголя в руках вызывает уважение в глазах сверстников;
  • Попытка убежать от проблем. Это могут быть проблемы в школе, непонимание родителей, первая любовь, конфликты со сверстниками, потеря кого-то (чего-то) важного для ребенка (допустим, смерть любимого кота);
  • Уличное воспитание, частое распитие алкоголя «за компанию», когда вроде и не охота, но и просто так общаться неинтересно;
  • Много денег, что нередко бывает в обеспеченных семьях.
  • Родители, страдающие алкоголизмом.

Зависимость от алкоголя появляется по разным причинам, но здесь важно другое: заболевание развивается в семьях, где ощущается недостаток родительского внимания, и не важно, какой достаток в семье, выпивают ли в ней. Это первопричина, ведь при должном внимании родителей, даже если у ребенка появляются первые признаки алкоголизма, от пристрастия к спиртному можно отучить. Данное правило не касается только ситуаций, когда алкоголизм является врожденным. Это заболевание проявляется у детей хронических алкоголиков, или у тех, чьи родители злоупотребляли спиртным во время зачатия. В период развития эмбриона зародыш регулярно получает алкоголь, в результате после рождения ребенок начинает кричать без видимых на то причин. Если такому малышу смазать губы водкой, он сразу успокоится. Для его организма алкоголь – такой же очевидный компонент, как и все остальные.

Эффект этилового спирта: как алкоголь воздействует на организм ребенка

Чем опасно воздействие алкоголя на детский организм?

  • Нарушается слаженное функционирование внутренних систем детского организма;
  • Возникает дисбаланс в работе нервной системы;
  • Нарушается пищеварение, весь пищеварительный тракт;
  • Алкоголь негативно влияет на печень ребенка;
  • Разрушаются клетки головного мозга.

Нервная система страдает в особенности:

У ребенка, который выпивает большое количество спиртного, происходят следующие процессы:

  • Снижается уровень глюкозы в крови;
  • Сокращается количества лейкоцитов;
  • Стремительно повышается артериальное давление;
  • Повышается температура тела.

В результате приема алкоголя могут возникнуть бред и судороги. Данные симптомы особенно распространены для детей. Проявляются они в момент сна, когда наступает так называемый интоксикационный сон. Этот период опасен еще и тем, что организм может впасть в кому. Психические расстройства, от которых страдают дети с алкогольной зависимостью:

  • Нервозность и гиперактивность;
  • Лень, вялость, отсутствие инициативности;
  • Периоды активности и бездействия.

Периоды детского алкоголизма

В медицине выделяется несколько возрастных периодов, критических фактора, заболевания:

    • Раннее детство

Заболевания носит неосознанный характер. Детский организм начинает привыкать к алкоголю еще в утробе матери, а развивается зависимость в период грудного вскармливания. При рождении возможны психические и физические аномалии, а развитие алкоголизма в более взрослом возрасте – практически неизбежно.

    • Дошкольный возраст

К алкоголизму приводит безответственное отношение родителей к своему ребенку, часто заболевание развивается в семье алкоголиков, где бутылка в руках малыша – привычное дело. Но даже в малопьющей семье может развиться детский алкоголизм. Например, некоторые считают, что алкоголь даже положительно влияет на организм ребенка, положительно влияя на сон и аппетит. В результате происходит отравление, которое может даже закончиться летальным исходом.

    • Подростковый возраст

Здесь в большей степени влияет окружение ребенка в школе и на улице. Желание быть таким, как все, стремление выделиться, а возможно, неудачная первая любовь. Данный возраст особенно опасен. В этот период даже дети, в семьях которых алкоголь не приветствуется, постепенно привыкают к спиртному. Дополнительный отрицательный фактор данного периодапереходный возраст. Именно в это время ребенок особенно остро воспринимает любую критику со стороны взрослых, негативно реагирует на их попытки принять активное участие в их жизни. Здесь важно не упустить тот момент, когда ребенок начнет увлекаться спиртным.

Детский алкоголизм: глобальные факторы

    • Доступность алкоголя для несовершеннолетних

Подростковый и детский алкоголизм активно развивается и по причине незаконной продажи алкогольных напитков лицам, не достигшим 18 лет. Несмотря на закон, запрещающий это делать, многие предприниматели продолжают распространение алкоголя. Причина одна – данная возрастная категория покупает едва ли не половину всех спиртных напитков. Многим известна картина: возле киоска стоят несколько школьников, они покупают чипсы, сухарики, а в дополнение ко всему этому напиток – пиво, шейк, энергетик типа Ягуар и т.д. покупая слабоалкогольные напитки, дети считают, что кажутся взрослее в глазах сверстников. Но подростковый алкоголизм страшен тем, что у детей нет чувства самоконтроля, поэтому нередко они напиваются до крайне тяжелой степени интоксикации этиловым спиртом.

    • Алкоголь – это модный бренд?

Другая причина детского алкоголизма – реклама. По ТВ показывают множество рекламных роликов, где пиво демонстрируется с лучших его сторон. Игристое, для дружной компании, вкусное, качественное. Яркая реклама привлекает детей. Ребенок воспринимает алкоголь, как что-то само собой разумеющееся. Подростковый алкоголизм часто начинается именно с пива. Почему-то многие вообще не воспринимают данный алкогольный напиток за спиртное, в понимании детей настоящий алкоголь – это водка. «Но водку-то я не пью», — думает подросток, не замечая, как все сильнее привыкает к пиву.

Особенности детского алкоголизма

    • Вреднее, чем для взрослого

Опасность данной разновидности алкоголизма в том, что даже нечастое, периодическое употребление спиртного наносит организму ребенка серьезный вред. У него возникают проблемы с психикой, меняется поведение, начинаются проблемы с успеваемостью в школе, появляются конфликты со сверстниками и родителями. Подростковый алкоголизм приводит к ухудшению здоровья, нарушению работы мозга. При регулярном употреблении спиртосодержащих напитков у ребенка быстро возникает непереносимость этилового спирта, возникает похмельный синдром. Начинает проявляться психопатия – усиливаются такие симптомы, как возбудимость, агрессивность, вспыльчивость. Возможна и другая реакция – ребенку начинает апатично ко всему относиться, он не проявляет инициативу, что приводит к снижению интеллектуальной деятельности и последующим проблемам с успеваемостью.

    • Моментальный эффект

Развивается подростковый алкоголизм намного быстрее, чем у взрослых, и влияние его намного более серьезное. У ребенка еще не сформированы нервная, эндокринная и сердечнососудистая системы, но при этом все системы организма слаженно работают на пути к завершению этого формирования. Употребление алкоголя нарушает этот процесс, вносит в него непоправимые изменения. Нарушается корректная работа пищеварительной и нервной систем, страдает печень. Всем известно об обеззараживающих свойствах этилового спирта, но недостатков у него гораздо больше. Организм алкоголика – яркое тому доказательство. Скорость влияния этилового спирта на ребенка связана с тем, что в его организме еще недостаточно активны алкогольдегидрогеназы. Это ферменты, которые разлагают спирт. Когда их оказывается недостаточно, возникает токсический эффект (то есть отравление). Организм не может бороться с алкоголем, что приводит головным болям, а опьянение не проходит более длительное время.

Лечение детского алкоголизма


Подросток никогда не обратится к наркологу, а сам с зависимостью бороться вряд ли начнет. Ребенок вообще редко понимает, что у него есть какие-то проблемы с алкоголем. Даже если он чувствует, что выпивает много и часто, то скорей всего воспринимает это очень просто, мол, я молодой, мне можно. Так что кроме родителей, помочь ему некому. Алкоголизм часто вызывает антисоциальное поведение. В результате ребенок оказывается в полиции, и только оттуда многие родители узнают, что у их чада уже вторая стадия алкоголизма. В специализированных клиниках лечится множество больных возраста 14-15 лет, у некоторых из них уже третья стадия алкоголизма. Такие дети уже никогда не станут полноценными членами общества, так как в результате постоянного употребления спиртных напитков у них произошли необратимые изменения в мозге, которые называются алкогольной энцефалопатией.

Родители, и еще раз родители

Ребенок может избавиться от зависимости только в том случае, если родители начнут принимать активное участие в его жизни. Он должен понять, что взрослые любят его и переживают за его здоровье. Тогда ребенок перестанет идти на улицу и пить алкоголь с целью преодолеть свои трудности.

Новые интересы взамен старым пристрастиям

Если у ребенка обнаружен подростковый алкоголизм, необходимо отвлечь его, найти ему занятие, которое будет увлекать его, даст возможность развиваться в положительном направлении. Очень хороший вариант – окружить ребенка новым обществом, новой компанией, в которой будут пропагандироваться несколько иные ценности, чем принято в привычном для него обществе.

Налаживание контакта с ребенком-алкоголиком

Специалисты в области психологии и наркологии утверждают, что для излечения ребенка от алкоголизма нужно убедить его: родители — это друзья. Для этого необходимо:

  • Вникнуть в его проблемы, показать ему, что вы понимаете его и готовы помочь;
  • Улучшить моральное состояние больного;
  • Оказать психологическую поддержку;
  • Участвовать в жизни ребенка;
  • Дать понять ему, что требуется помощь специалистов;
  • Провести наркологическое и психологическое лечение.

Одним из решающих факторов будет искренность взрослых. Ребенок сразу почувствует, если родители не слишком хотят вникать в его проблемы и делают это только потому, что надо. Нужно постараться стать для подростка другом, которому он сможет рассказать о своих переживаниях. В этих разговорах можно будет узнать об истинных причинах появления у ребенка алкогольной зависимости.

Диагностика алкоголизма

Одной из главных составляющих успешного лечения является ранняя диагностика заболевания. Вот почему так важно уделять ребенку достаточно внимания. Лечение обычно проводится в стационаре, так как дома использование различных препаратов часто оказывается малоэффективным. Препараты тоже имеют свою особенность: многие из них создавались для лечения взрослых, и совсем не предназначены для детей. Многие компоненты в их составе детям просто нельзя употреблять. Часто детский алкоголизм лечится с использованием трав и лекарственных сборов, которые обладают общеукрепляющим эффектом, восстанавливают иммунную систему. Помимо народных рецептов рекомендуется большое внимание уделять спорту и активному отдыху.

Сложности лечения детского алкоголизма

Лечение ребенка от алкогольной зависимости – процесс многоступенчатый и сложный. Отучить подростка от алкоголя в ряде случаев не легче, чем излечить от зависимости хронического больного. Если ребенок пьет из-за влияния дурной компании и в принципе у него наблюдается начальная стадия алкогольной зависимости, то вылечить его можно только путем психологической поддержки (чаще всего). Если ребенок пил с детства или алкоголизм у него врожденный, то уже к 10-12 годам у него может быть хроническая зависимость. И тут даже медикаментозное лечение в сочетании с психологической адаптацией может быть безрезультатным. Ребенок, который пил с детства – это не деградирующая личность. Он не деградирует, и он не личность. Это сущность, умственно недоразвитая, физически ограниченная, имеющая явные психические проблемы. Такого ребенка вылечить невозможно. Об этом стоит задуматься молодым родителям, которые любят выпить (даже если они сами не страдают алкоголизмом), и тем более будущим родителям, которые выпивают в период зачатия ребенка. Детский алкоголизм проще предупредить, чем лечить его. Родители должны быть внимательны к своему ребенку (это стоит повторять много раз). Тогда можно будет заметить возможность появления алкогольной зависимости и предупредить ее практически без последствий для организма ребенка. И конечно, сами родители не должны злоупотреблять спиртным.


Читайте еще:

Детский алкоголизм - наиболее распространенное , тяжелое и трудноизлечимое заболевание нашего времени. В последние десятилетия употреблять спиртные напитки в раннем возрасте стало «бичом» в обществе. Подростки, стараясь выглядеть взрослее в глазах сверстников, начинают прием алкоголя. Низкие моральные устои, реклама в СМИ, доступность спиртных напитков провоцируют детский алкоголизм.

Среди детей популярны легкие , слабоалкогольные напитки, по вкусу напоминающие сладкую газировку. Содержание алкоголя в них не велико, вкус приятен. Ребенок вновь и вновь покупает такие коктейли, не замечая начинающейся алкогольной зависимости.

Есть знакомый или близкий алкоголик? Действовать нужно решительно! Если ты не поможешь через силу, то ему никто не поможет.

Под детским алкоголизмом понимают психологическую и физическую зависимость, которая тяжело воздействует на растущий и формирующийся организм. Наиболее тяжелым последствием употребления алкоголя в раннем возрасте - полная деградация и летальный исход. Те дети и подростки, которые употребляют спиртные напитки часто становятся зависимыми намного быстрее, чем взрослые. Стать алкоголиком больной может даже за месяц, если хотя бы раз в неделю впадает в состояние тяжелого опьянения.

Последствием детского алкоголизма - быстрые изменение внешнего и внутреннего состояния организма:

  • прекращается или замедляется рост организма;
  • запускаются деградирующие процессы;
  • разрушается психическое здоровье, внутренний мир;
  • нарушается работа органов и систем организма;
  • меняется внешность;
  • замедляется половое развитие.

Дети и алкоголь – страшное сочетание. Принимать спиртное ребенку опасно - дитя превращается в зависимого в разы быстрее, чем человек старшей возрастной категории. Организм детей еще не сформирован на 100%, и нарушить его работу токсическими веществами легко.

Диагноз алкоголикам ставят, если есть нескольких факторов, присутствующих у малыша или подростка. Первый внешний признак проблемы - отсутствие рвотного рефлекса при употреблении сверх нормы спиртного, неспособность контролировать себя в дозировках напитков (больной не чувствует, что ему скоро станет нехорошо от выпитого). Возникают такие признаки, как частичные провалы в памяти утром, проявления абстиненции в тяжелой форме и частые запойные периоды.
Часто алкоголизм развивается у подростков и детей от 11 до 14 лет. Преобладают среди них пивные алкоголики. Объясняется это тем, что из-за рекламы и общественного мнения, дети не считают пиво опасным продуктом. Но, даже небольшие количества пенного напитка способны довести детей до такого страшного диагноза. По мере развития болезни меняется поведение ребенка – из доброго превращается в агрессивного, делает неоправданные поступки: грубить, убегать из дома, порой перестает мыться, посещать школу.

Причины детского алкоголизма

Детский алкоголизм – явление, широко изучаемое наукой психологией. Причины у детского алкоголизма обычно скрываются в различных социально-педагогических факторах, отношении родителей и атмосфере в семье. Нередко отец и мать в силу каких-либо причин не уделяют достаточного внимания детям, и они становятся предоставленными самим себе. Бывает и обратная ситуация, когда родители оказывают сильное моральное давление на подростка, и алкоголь он использует как возможность забыть об этом и немного расслабиться.

Иногда юные алкоголики просто копируют поведение взрослых, и, если в семье часто употребляют спиртное, то малыш считает это вполне нормальным. Порой подростки за счет распития горячительных напитков пытаются завоевать авторитет среди сверстников или хотят дружить со старшими ребятами, пытаясь самоутвердиться таким образом. А есть дети, которым просто некуда девать свободное время, они ищут возможность развлечься и чем-то заняться.

В последнее десятилетие появилась тенденция, когда в развитии алкоголизма становится виновна именно мать малыша, которая употребляла спиртное во время беременности. Алкоголь в этом случае оказывает сильное влияние на плод, приводя к необратимым изменениям в развитии. Наличие характерных внешних признаков, видя которые стоит задуматься и обратиться к врачу: у детей-алкоголиков нередко изменена внешность, присутствуют отклонения в строении лица и тела и т.д ..

Алкоголизм подростка имеет еще одну причину - генетическую предрасположенность. Если для родителей употребление спиртного стало систематичностью, есть вероятность, что ребенок переймет этот синдром. Даже бывший алкоголик рискует, что у его детей будет повышен риск развития алкогольной зависимости. Но, многое будет зависеть и от юного человека, моральных ценностей, его отношения к жизни, социальных условий развития.

Детский алкоголизм - последствия:

  • нарушения работы желудка и кишечника;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • снижение защитных функций;
  • разрушение центральной нервной системы;
  • отмирание клеток головного мозга.

Алкоголизм - разновидность наркомании, страшной и губительной болезни, способной привести к серьезным последствиям. Детская зависимость практически не лечится, поэтому важно не допустить этого заболевания.

К мерам профилактики относится соблюдение социальных, внутрисемейных и воспитательных требований. В семье, которая воспитывает малыша или подростка, должны быть мир и согласие, стабильность, материальный достаток. Важно уделять ребенку время, интересоваться увлечениями, уважать мнение, считаться с ним. Отличный вариант, если ребенок будет с пользой проводить свой досуг в кружках и секциях, иметь хобби.

Важно интересоваться, с кем дружит ребенок , из каких семей сверстники, чем они увлекаются. Следует доносить детям, что алкоголь неспособен решить или устранить проблемы, а банка пива в руках не сделает человека лучше или краше для других. Но, если у ребенка появились малейшие признаки алкогольной зависимости, нужно немедленно обращаться к врачам и лечиться. Пытаться решить проблему самостоятельно не получится - требуется квалифицированная помощь наркологов, психологов, а иногда и психиатров.

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

Многие болезни сейчас стремительно молодеют, в частности, приобретает угрожающие масштабы детский алкоголизм. Еще несколько десятилетий назад алкогольная зависимость была характерна преимущественно для взрослых, а у молодых людей начинала формироваться не раньше 18 лет. Сегодня нередки случаи, когда в число пациентов, которым ставится этот диагноз, попадает подросток 13-14 лет или даже ребенок дошкольного возраста. Если проявляются у человека, не достигшего 18 лет, специалисты классифицируют как детский. В возрастном интервале 3-15 лет детский алкоголизм чаще всего носит злокачественный характер, быстро прогрессирует, нанося непоправимый ущерб развивающемуся организму и формирующейся личности.

Ранний детский алкоголизм часто является врожденным. Если будущая мама в период беременности злоупотребляла спиртным, ребенок обычно появляется на свет с врожденной алкогольной зависимостью. Его организм требует спиртного, и зачастую получает его с молоком матери, если женщина кормит младенца грудью, продолжая пить. Заподозрить алкогольный синдром у новорожденного позволяют характерные внешние признаки:

  • врожденные аномалии - заячья губа и волчья пасть;
  • косоглазие, сужение глазных щелей за счет опущения верхних век (птоза);
  • деформация грудной клетки, недоразвитие суставов, короткие стопы, неправильно растущие пальцы;
  • маленькая голова с уплотненным затылком;
  • недостаточная масса тела, отставание или аномально быстрая прибавка в росте;
  • аномалии развития половых органов.

В развитии алкоголизма у детей играет роль и наследственность, и окружение: ребенок алкоголиков, усыновленный (удочеренный) непьющими людьми, может повторить путь своих приемных или биологических родителей. Дело в том, что существует , обусловленная уровнем некоторых ферментов в организме. К биологическим факторам, провоцирующим детский алкоголизм, также относятся поражения головного мозга и центральной нервной системы в целом инфекционной, органической или травматической природы. Более склонны к алкоголизму дети с истероидным, эпилептоидным, диссоциальным расстройствами личности.

Влияние окружения

В ряде случаев детский алкоголизм развивается в отсутствие биологической предрасположенности, под воздействием исключительно социальных факторов, влияния семьи, компании.

Не все родители понимают, что алкоголь и дети - несовместимые понятия. Они могут приобщать малышей к застольям, подавать им пример и даже угощать слабоалкогольными напитками или использовать спиртное в лечебных целях.

Употребление алкоголя в детском возрасте также может быть обусловлено такими причинами:

  • дефицит внимания или чрезмерный контроль, гиперопека со стороны родителей;
  • проблемы в семье, школе, взаимоотношениях со сверстниками (ребенок подобно многим взрослым воспринимает алкоголь как средство ухода от проблем);
  • отсутствие увлечений, избыток свободного времени, скука;
  • любопытство, жажда новых впечатлений;
  • желание самоутвердиться, произвести впечатление взрослого, «крутого» человека;
  • влияние компании, ложное чувство товарищества, боязнь насмешек приятелей, слабая воля, отсутствие собственных убеждений;
  • наличие карманных денег при отсутствии контроля их использования.

Чаще всего детей привлекают слабоалкогольные напитки с фруктовым вкусом и ароматом, пиво с сиропом. Они кажутся безобидными, воспринимаются не как алкоголь, а как освежающие, прохладительные напитки, сладкая газировка. Слабоалкогольные коктейли, пиво достаточно доступны по цене, а многие взрослые смотрят сквозь пальцы на то, что ребенок их покупает и пьет. Увлечение такими напитками может привести к развитию алкоголизма, ведь для ребенка достаточно еженедельно употреблять небольшие дозы спиртного, чтоб сформировалась зависимость.

Симптомы детского алкоголизма и его последствия

Родители должны осознавать причины и последствия детского алкоголизма, а также хорошо знать признаки этого заболевания, чтоб вовремя распознать его и принять меры. Алкоголь вреден даже для взрослых, а его разрушительное влияние на детский организм значительно более выражено. Под его воздействием начинают разрушаться внутренние органы, в первую очередь, печень и головной мозг, страдает нервная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, эндокринная система, меняется состав крови.

Детский алкоголизм проявляется рядом изменений эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы:

  • ребенок хуже усваивает учебный материал, у него слабеет память, ухудшаются мыслительные процессы;
  • преобладает конкретно-действенное мышление, а способность мыслить абстрактно, логически не формируется или снижается (в зависимости от возраста);
  • часто происходят перепады настроения, возбуждение сменяется вялостью, ребенок становится замкнутым, апатичным или раздражительным;

Приобщение к алкоголю в возрасте до 5 лет приводит к развитию олигофрении, в школьном возрасте - к отставанию в интеллектуальном развитии, эмоциональной нестабильности, проблемам в общении.

Существуют и - замедление роста и полового созревания, ухудшение состояния кожи, волос вследствие авитаминоза. У пьющих детей страдают практически все органы и системы:

  • часто развивается гастрит, панкреатит, заболевания печени;
  • повышается давление, учащается пульс, отмечается аритмия;
  • возможно варикозное расширение вен;
  • на фоне сниженного иммунитета учащаются инфекционные, простудные заболевания;
  • ухудшается зрение;
  • часто повышена температура.

Алкоголь и дети - крайне опасное сочетание, поскольку в детском организме недостаточно гормонов, необходимых для разложения спирта на безопасные составляющие. Поэтому высок риск тяжелых алкогольных интоксикаций. Даже небольшая доза может вызвать тяжелую рвоту, оглушенность, сон, переходящий в кому, психическое расстройство, сопровождающееся бредом. Резко падает уровень глюкозы и лейкоцитов в крови. Многие дети вследствие систематического употребления спиртного страдают похмельным синдромом.

Лечение и профилактика

Детский алкоголизм лечить сложно, поскольку многие препараты, применяемые для лечения алкогольной зависимости у взрослых, имеют возрастные ограничения. Поэтому вместо химических препаратов чаще прибегают к растительным сборам, средствам народной медицины, витаминотерапии. Особую роль приобретает психотерапевтическая составляющая лечения, и не только потому, что возможности медикаментозного вмешательства ограничены. С ребенком должен работать психолог, чтоб устранить причину заболевания и предупредить рецидивы.

Зачастую дети начинают употреблять спиртное вследствие психологических проблем, корни которых кроются в семье. Поэтому их успешное лечение невозможно без активного участия родителей. Они должны уделять больше времени своему ребенку, интересоваться его проблемами (иногда употребление алкоголя, курение - это крик подростка о помощи, попытка привлечь к себе внимание родителей). Важно придумать для него занятие, чтоб не оставалось времени даже на мысли о выпивке, полезны занятия спортом, активный отдых вместе с родителями. Иногда приходится менять место жительства и учебы, чтоб оторвать подростка от нежелательной компании.

Как любую другую зависимость, детский алкоголизм проще предупредить, чем вылечить. Лучшей профилактической мерой является пример родителей. Приобщение детей к алкоголю в семье недопустимо, да и самим взрослым следует воздерживаться от употребления спиртных напитков в присутствии ребенка. Занятия с психологом, своевременная коррекция особенностей характера, устранение проблем в межличностном общении тоже может удержать школьника от употребления алкоголя. Важную роль играет продуманная пропаганда здорового образа жизни, запрет рекламы алкоголя.

Что еще почитать