Почему ребенка 1 год. Признаками кризиса являются. Навыки самообслуживания годовалых детей

Вы прошли долгий путь, от появления малыша на свет до момента, когда надо отпраздновать его первый день рождения. Каким должно быть развитие ребенка в 1 год, что он должен уметь, а чему еще предстоит научиться? Как можно усовершенствовать его навыки? Такими вопросами часто задаются родители, когда возраст малыша приближается к году. Попробуем дать на них ответы.

Физическое развитие малыша

Масса детей в 12 месяцев приблизительно 9,5-10 кг. Средняя прибавка за последние недели составляет 350 грамм. Рост ребенка к одному году может достигать 74-76 см. Норма этих показателей относительная. Все больше проявляются индивидуальные особенности, малыши одного возраста могут значительно отличаться в росте и масса тела, более четко виден тип телосложения. Мальчики становятся крупнее, выше и тяжелее, чем девочки. Если мама продолжает малыша кормить грудью, он может лучше прибавлять в весе. Многое также зависит от общего здоровья ребенка. Часто болеющие дети хуже поправляются.

Ребенок в 1 год уже начал ходить, самостоятельно или за ручку. С каждым днем он держится на ногах более уверенно. Большинство детей усваивают этот навык в 10-12 месяцев, но некоторые могут уверенно встать на ножки и после года. Если малыш еще не ходит, особо беспокоится не нужно, возможно у него свой темперамент и свои темпы развития. Более активные ребята начинают ходить раньше, спокойные детки и те, кто активно ползает, шагают чуть позже. Проконсультироваться с педиатром стоит в том случае, если малыш встает только на носочки, а не на всю ножку. Либо его двигательная активность снижена, он не ползает, плохо держит в руках игрушки, у него отсутствует большинство навыков, свойственных первому году.

Помимо ходьбы, малыш усваивает и другие навыки. Он носит игрушки, бросает их, толкает. Ребенок активно карабкается на разные возвышения. Правда вверх ему взобраться легче, чем спуститься вниз. Покажите ребенку, что спускаться совсем не страшно. Карапуз приседает и садиться без какой-либо опоры. Дети копируют поведение родителей, своих старших братьев и сестричек. Постепенно из пассивных наблюдателей окружающего мира превращаются в активных его исследователей и участников всего, что происходит вокруг. Ничего не остается без их внимания.

Мелкая моторика тоже развивается ускоренными темпами. Малыш умеет одновременно захватывать в руку 2-3 игрушки. Уверенно поднимает мелкие предметы двумя пальчиками, большим и указательным, захватывает пуговички на одежде. Он спокойно отпускает игрушку, может по просьбе отдать ее взрослому. Для игр и манипуляций с разными предметами используют более разнообразные движения. Дети листают книжку, указывают пальчиком на рисунки, рвут бумагу. Малыш уже складывает друг на друга кубики, пирамидки, может надевать колечки на палочку. Начинает сам есть из ложки, пьет воду из кружки. В ванной ребенок брызгает не только ручками, но и ножками.

Как развивать физические навыки

Главный физический навык годовалого ребенка – умение ходить. Он настолько увлечен этим занятием, что может забыть о многом другом. Родителям стоит освободить побольше места в квартире, убрать опасные предметы, из-за которых карапуз может упасть. На улице следует выбирать соответствующие места для гуляния, например, грунтовые дорожки в парке. Продумайте специальную одежду, которую легко стирать. Постарайтесь дать ребенку больше личной инициативы, удовлетворите его природное стремление самоутвердиться. Иногда у родителей есть комплекс, что кроха упадет. Не беспокойтесь, без нескольких царапин и шишек на первом году жизни дети не обходятся. Если вы рядом и вовремя сможете помочь, карапузу ничего серьезного не грозит.

На прогулке и дома можно понемножку учить малыша взбираться на разные возвышения и спускаться с них. Учите его ходить по ступенькам, сначала за ручку, а потом только с подстраховкой. Установите дома большой куб или детский домик, на который малыш сможет вылезти. Кладите сверху игрушку, которую он сможет забрать только, взобравшись на возвышенность. Таким образом ребенок сможет совершенствовать свои навыки и освоит новую веселую игру. Дети в конце первого года жизни очень любят манипулировать предметами, толкать собственную коляску, машинки, коробки. Купите малышу игрушки, которые можно легко передвигать. Если ребенок не проявляет сам инициативы, покажите, как можно перемещать машинку, маленькую тачку или коляску. Он с удовольствием будет повторять все за вами.

Очень важны в этом возрасте упражнения на развитие мелкой моторики рук. Многие дети любят играть с сыпучими материалами – песком, крупами, сахаром. Доставьте им такое удовольствие. Только материал должен быть безопасным, желательно не оставлять малыша за такой игрой одного. Ведь детки пока все засовывают в рот, губы и язык остаются важными сенсорными органами. Не забывайте об играх с пальчиками. Параллельно можно «учить» ребенка счету. Пускай он еще не запомнит в годик всех цифр, но они отложатся в его подсознании. Перебирайте пальчики, называйте их, пересчитывайте.

Хорошо мелкую моторику развивают игры с пирамидками и кубиками. Учите ребенка укладывать предметы друг в друга, подбирать соответствующие формы. Можно взять стаканчик, круглые шарики или деревянные яйца, и попросить ребенка сложить их в емкость. Предложите ему упражнение с переливанием жидкости, оно приведет маленького карапуза в восторг. Неплохо если в конце игры он самостоятельно будет складывать свои вещи в ящик. Только для него это не должно быть принуждением, а игрой. Попробуйте сначала делать это сами, но на виду у малыша. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми все движения.

Итак, упражнения для раннего физического развития ребенка 1 года должны быть направлены на совершенствование следующих навыков:

  • Ходьбы
  • Карабканья на разные возвышения
  • Манипулирования с разными предметами
  • Мелкой моторики пальцев и рук.

Развитие речи органов чувств у ребенка

Зрение ребенка ближе к одному году становится острее, он четко видит предметы на расстоянии шести метров, неплохо различает мелкие детали. Начинает различать все больше цветов. У него укрепляются связи между зрительными образами и их значением. Дети живо реагируют на мимику родителей, умеют показывать на предметы, услышав их название. Теперь малыш четко различает свои игрушки, особенно с контрастной расцветкой, воспринимает их не только в целом, но и по частям. Любит наблюдать за падающими предметами, отслеживать траекторию их движения. Изучение различных физических процессов все больше занимает малыша.

Слух у ребенка в 12 месяцев тоже неплохо развит. Он четко реагирует на источник шума, с какой стороны он бы не находился. Хорошо различает музыкальные ритмы. При звуках танцевальной мелодии начинает двигаться. Когда звучит спокойная музыка – спокойно прислушивается, иногда засыпает.

Дети в раннем возрасте прекрасные артисты, они еще не научились стесняться. Если развивать у них эти навыки, они будут намного лучше себя чувствовать среди сверстников и чужих взрослых. Годовалый ребенок уже реагирует на свое имя, выполняет простые просьбы. Оценивает не только на интонацию голоса родителей, но начинает понимать и знать все больше слов.

Ускоряется речевое развитие у ребенка в 12 месяцев. Он уже произносит 5-10 слов, во время разговора копирует интонации родителей. В этом возрасте дети очень любят разговаривать сами с собой. Они могут подолгу лепетать, с разной интонацией и произношением. Их речь становится все время сложнее. Почти каждый день он учится выговаривать новые слоги, складывать буквы в простенькие слова, с легкостью повторяет их за взрослыми. Они прекрасно владеют языком жестом, могут с его помощью выражать свои потребности и эмоции. Усиливается ближе к году и понимание речи. Дети выполняют по просьбе близких простенькие команды, показывают изображения на картинках, неплохо воспринимают слова «можно» и «нельзя». Следует помнить, что развитие речи у каждого ребенка очень индивидуальное. Одни говорят уже в полтора года, другие начинают внятно объясняться в три. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Хотя это не является золотым правилом. Если ваш малыш ближе к первому году еще не говорит, это не значит, что у него задержка речевого развития.

Как развивать речь и сенсорные способности ребенка

У годовалого ребенка необходимо развивать восприятие цвета. Лучше всего дети воспринимают яркие оттенки и контрасты. Потому игрушки следует выбирать соответствующие. Когда ребенок складывает пирамидку из разноцветных деталей или надевает колечки на палочку, следует называть все цвета. Хорошо развивает цветовое восприятие рисование. Купите малышу безопасные детские краски, пусть учится рисовать пальчиками. Такое упражнение будет полезно и для мелкой моторики. Покажите малышу развивающее видео, 10-15 минут просмотра только укрепят его зрительный анализатор, научат воспринимать образы с экрана. Обязательно купите книжку с рисунками в этом году. Увидите, как быстро он научится показывать в ней цветы, животных. Только картинки должны быть простыми, мелкие детали малышу еще трудно воспринимать.

Для развития слуха малышу следует приобрести музыкальные игрушки. Он уже научился «добывать» из них звук, теперь начинает экспериментировать с мелодиями. Многие родители берегут свои нервы и стараются не покупать малышу шумных инструментов. Не совершайте такую ошибку, потерпите и постарайтесь привыкнуть, без этого гармоничное развитие крохи невозможно. Включайте малышу ритмичную и веселую музыку, похлопайте, когда он под нее танцует. Попробуйте потанцевать вместе с ним, развлечь его детскими песенками. Не забывайте петь ребенку песни на ночь, мелодичный голос мамы успокоит малыша после активных дневных игр.

Читайте ребенку книжки и стишки, возможно, самые простенькие он попробует повторить. Скорее всего у него получится произносить слова по-своему, но интонацию он может передать довольно точно. Вскоре он начнет «самостоятельно читать», потому страницы и обложки книга должна иметь твердые, картонные. Переворачивая странички, он попробует читать стихи с той же интонацией, что и вы, стараясь повторять и слова. С годовалым ребенком постоянно нужно разговаривать, как и с малышом после рождения. Комментируйте все, что делаете. Почаще хвалите его за успехи. Тогда крошка будет с большим удовольствием осваивать взрослую речь.

Умственное и эмоциональное развитие годовалого ребенка

Ребенок в 1 год начинает сознавать собственное «я». Он уже отделяет себя от мамы и становится понемножку настоящей самостоятельной личностью. Этот первый серьезный переходный период может сопровождаться определенной эмоциональной нестабильностью. Малыш временами становится капризный, агрессивный. Требуя своего, падает на пол, бьет ножками, ручками, головой и громко плачет. Если его попробовать поднять, бьется и кусается. Иногда он бывает упрямым, отказывается выполнять просьбу, которую еще вчера выполнял с удовольствием. Ребенок становится требовательным, старается любыми способами добиться своей цели. Часто противоречит сам себе, сначала просит о помощи, а потом от нее отказывается.

Такой кризис и психологическое состояние свойственны первому году потому, что возможности ребенка не совпадают с его потребностями. Он еще не может выразить всех своих желаний, наталкивается на непонимание взрослых. Чем больше заниматься с малышом, уделять ему внимание, тем легче будет протекать этот непростой период. Избежать кризиса помогают нормальные отношения в семье, поддержка родителями друг друга. Ведь любые ссоры между мамой и папой болезненно сказываются на ребенке, тормозят его умственное и психологическое развитие.

Эмоциональное развитие ребенка в 12 месяцев имеет и свои позитивы. Дома он уже не так зависим от мамы. Может достаточно долго играть сам с собой. Более смело исследует территорию квартиры. Важно в этот период убрать подальше все опасные для малыша предметы. Не злоупотребляйте словом «нельзя».

Ребенок в 1 года способен воспринимать не более 3-4 запретов. Потом он просто перестанет на них реагировать. На улице или в чужом доме карапуз не такой смелый. Страхи перед незнакомцами у него не прошли, если он не уверенно себя чувствует, сразу бежит к маме, рядом с ней он спокоен. У малыша начинает развиваться чувство юмора. Он старается развеселить маму с папой. Например, пробует стоять на голове и смотрит на реакцию взрослых. Когда его просят принести какую-то вещь, специально приносит другую. Подает маме игрушку, а потом резко отдергивает руку. Поддержите эти стремления у ребенка, тогда он вырастет веселым, положительные эмоции будут преобладать над отрицательными.

Как развивать умственные навыки ребенка

Раннее развитие детей имеет своих сторонников и противников, хотя первых становится все больше. Если вы решили начать обучение своего малыша с раннего возраста, следует понять, как развивать ребенка правильно:

  • Занятия должны приносить ребенку радость
  • Нельзя насильно обучать ребенка, чтобы не отбить у него тягу к познанию нового
  • Если малыш капризничает, занятия прекращают
  • Нельзя делать перерывы на несколько дней, обучение должно быть регулярным
  • Выбирая ту или иную методику следует учитывать индивидуальные особенности крохи
  • До двух лет с ребенком желательно заниматься дома, хотя вы можете посетить школу сами, чтобы лучше ознакомится с тем или иным методом
  • Если вы выбрали метод обучения, следует максимально придерживаться его правил
  • Все занятия должны проходить днем, в виде игры и так восприниматься ребенком.

Для развития интеллекта ребенка подойдут разные учебные материалы и развивашки. Можно использовать, например, карточки Домана. Это довольно большие листы бумаги, на которых нарисован предмет и написано большими красными буквами его название. Карточку показывают малышу не больше секунды, а весь урок длится не больше десяти секунд. Повторять за день такие уроки можно два десятка раз. Занятия проводят на первом году жизни, начиная с младенчества. Даже двухмесячный грудничок уже способен воспринимать информацию через зрительные образы. Главное, чтобы во время занятия малыш был сыт и в хорошем настроении, настроен на игру. Материалы можно скачать в интернете или купить в детском специализированном магазине. Похожий принцип используется при обучении ребенка с помощью кубиков Зайцева.

Из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Месяц Девочка Мальчик
Рост Вес Рост Вес
12 (1 год) 73,8 9,5 75,5 10,3
13 (1 год 1 мес.) 75,0 9,8 76,8 10,6
14 (1 год 2 мес.) 76,1 10,1 78,0 10,9
15 (1 год 3 мес.) 77,2 10,3 79,0 11,1
16 (1 год 4 мес.) 78,3 10,6 80,0 11,3
17 (1 год 5 мес.) 79,3 10,8 81,0 11,5
18 (1 год 6 мес.) 80,3 11,0 82,0 11,7
19 (1 год 7 мес.) 81,3 11,2 83,0 11,9
20 (1 год 8 мес.) 82,2 11,4 83,9 12,1
21 (1 год 9 мес.) 83,1 11,6 84,7 12,2
22 (1 год 10 мес.) 84,0 11,7 85,6 12,4
23 (1 год 11 мес.) 84,9 11,9 86,4 12,6
24 (2 года) 85,8 12,1 87,3 12,7

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Количество зубов

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.

На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

  • Мальчики. Вес – от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост – от 75,3 до 78 см.
  • Девочки. Вес – от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост – от 74,0 до 77,4 см.

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет – “жжж”) и голосам животных (корова мычит – “мууу”).
Речь Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции К окружающим относится по-разному; реагирует на слово “нельзя”; начинает сопереживать.
Социальное развитие Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).

Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны. Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

5 полезных занятий для годовалого малыша

Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

Игры с водой

Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

Простые аппликации

Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые “поделки” малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.

Очень хорошее видеопальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

Читаем сказки

В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.

Ближе к 1 году у ребенка меняется отношение к окружающим людям. Ребенок постепенно начинает понимать, что может оказывать на них влияние, и активно использует это. Во время игры кроха нередко начинает озорничать. Он неожиданно протягивает маме печенье. А как только она собирается откусить кусочек, малыш одергивает руку и смеется. Ребенок начинает подражать взрослым, что указывает на его способность анализировать их поведение.

Внимательное наблюдение за годовасиком дает повод думать, что его поведению свойственна и игра воображения, которая носит в основном черты подражания: если сегодня мама, напевая колыбельную, качает куклу, следующим вечером ребенок будет делать то же самое. Хотя малыш способен произнести всего несколько слов он стал гораздо лучше понимать их смысл. В речевом потоке ребенок научился различать отдельные слова и предложения.

Пришло время заняться с любимым чадом чтением. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале ребенок будет играть с книгой, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны, стучать об пол. Только после тщательного и подобного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании.

При выборе книжек-игрушек, образующих переходную зону от мира игрушек к миру книг, отдавайте предпочтение изданиям с игровыми элементами, красивыми картинками, грамотным и понятным крохе текстом. Старайтесь читать малышу, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу. Если вы посадите ребенка на колени, ему может, не понравится то, что он не видит вашего лица.

Понимаем своего ребенка

Ваш сын или дочка все больше и больше интересуется названиями предметов. Оказавшись с малышом в магазине, покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются (например, молоко, бананы, хлеб, печенье). Важной особенностью этого месяца является и то, что ваш карапуз все чаще начинает различать в речи окружающих слова, обозначающие действия. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем говорится в песне.

Малыш становится все более общительным. Он охотно знакомится с новыми людьми. И хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего карапуз выражает свое хорошее отношение к ним тем, что протягивает им игрушки. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда семья с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же.

К концу 1 года жизни у ребенка нередко возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться снова. Когда ночью родители уже готовы заснуть, кроха вдруг начинает снова что-то требовать, и сон взрослых прерывается. Если ваше чадо ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите малыша к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения – остаться рядом с кроваткой ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевать колыбельную.

Двигательные навыки ребенка в 1 год

И хотя ваш малыш только что научился ходить, передвигаясь, он способен совершать и другие действия. Он сможет идти и толкать, идти и тянуть, идти и нести игрушки и т.д. Если рядом находится старший брат или сестра, ребенок охотно, подражая им, займется гимнастикой . Он наклонится. Упрется головой в пол, и из этого положения будет с интересом рассматривать окружающих, ожидая при этом их одобрения.

Карапуз научился бросать предметы и теперь тренируется при каждом удобном случае. Иногда он делает это просто ради удовольствия, а иногда ему хочется узнать, куда покатится мяч. Увлеченный, годовасик будет внимательно наблюдать за тем, как мяч отскакивает от стены или как катится через дверь в спальню и закатывается под кровать.

Ближе к 1 году ребенок может перекладывать ложку с едой из одной руки в другую и уверенно держать чашку. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока тот не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает через голову бусы, чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.

Ребенок интересуется не только тем, что находится прямо передним или сзади, но и тем, до чего не дотянуться. Обуреваемые любопытством, многие малыши забираются туда, откуда сами не в состоянии слезть. Поскольку младенцу проще залезть наверх, чем спуститься вниз, высота может вызвать у него неожиданный страх – это говорит о том, что у малыша появилось ощущение высоты, которое в свою очередь порождает чувство опасности.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Перед своим первым днем рождения маленький человечек радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, поход в магазин. Кроха с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, ощупывать бананы и нюхать виноград. Малыш любит проводить «осязательные» эксперименты – трогать скользкое желе, липкую, влажную глазурь, твердые и холодные кубики льда.

Невозможно удержать ребенка от того, чтобы во время кормления он не дотрагивался до еды. Годовасик размазывает по столу овсяную кашу, разбрызгивает яблочный сок и окунает пальцы в молоко. Даже самые аккуратные и придирчивые родители не в состоянии помешать этому. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать сыр или откусить кусочек цветной капусты.

Ребенок 1 года горит желанием узнавать новые звуки, так же как и новые предметы. Он стучит ложкой по стакану, тарелке, миске и по стульчику. Малыш экспериментирует и со своим голосом – иногда вскрикивает, иногда подолгу невнятно бормочет, подражая разговору и пению. Бывает, что, проснувшись утром, кроха развлекается так минут двадцать, пока кто-нибудь не обратит на него внимание.

Большинство «научных открытий и опытов» происходит, когда ребенок занимается с игрушками и другими предметами. Он любит стучать и перемешивать что-нибудь ложкой, переворачивать коробочки, баночки и другие емкости, высыпая оттуда содержимое, дергать игрушку за веревочку. В конечном счете, все действия малыша направлены на то, чтобы научиться использовать предметы по назначению.

Занятия с ребенком 1 года

Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего сынишки или дочурки, например, к машинке и к мишке. Положите игрушки на некотором расстоянии от ребенка, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре малыш научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы крохе были видны только ленточки.

Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть карапуз походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и по траве. Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог убрать их сам. Поговорите с любимым чадом о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить продукты в холодильник.

Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Если вместо карандаша использовать муку, получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии. Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите ребенку, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.

Физическое развитие ребенка 1 года

Положите на пол хорошо отшлифованную доску размером не меньше 15 см в ширину и 120 см в длину. Пусть малыш находится на одном краю дочки, а на другой вы положите игрушку. С вашей помощью ребенок должен добраться до игрушки и взять ее. А если доска будет лежать под уклоном, игра станет еще интереснее.

Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: кроха с удовольствием сорвет их. Данное упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она надоест карапузу.

Отправляясь купаться, дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки, и вынимать их из воды. Такая игра способствует развитию координации движений. Если ваш годовасик уже умеет ходить , сложите перед ним ряд из кубиков . И предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять равновесие.

Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?

В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.

Этапы развития речи

Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.

В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.

Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».

Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов

Факторы, играющие роль в формировании речи

На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.

  • Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
  • Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
  • Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
  • Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
  • Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
  • Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
  • Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
  • Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
  • Малыш из двойни. Двойняшки - особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
  • Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей - все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.

Почему малыш молчит?

Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) - скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.

Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.


Существуют разные способы проверить слух. Один из них - сделать аудиограмму

Как «разговорить» кроху

Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?

Все время говорите

Общение - социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так...водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем...Молодец. Теперь пойдем кушать».

Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.


Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов

Не сюсюкайтесь

Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.

Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал - бух, пойдем кушать - ам-ам, кошка - кися, машинка - биби.

Любимая буква «Ы»

Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.

Чтение книжек

Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.


Дети очень любят, когда им читают

Роль игры и потешек

В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.

О развитии мелкой моторики

О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.


Креативное развитие мелкой моторики

Играть с крупами - одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.

Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.

Вот и настал долгожданный первый день рождения вашего ребёнка – ему исполнился 1 год! Из совсем крошечного, мало что понимающего, хрупкого комочка за 12 месяцев ребёнок вырос в невероятно активного, любознательного и довольно самостоятельного человечка. Весь следующий год крохе предстоит в основном развивать и совершенствовать 2 главных навыка: речь и умение ходить. Словарный запас у годовалого малыша мал, но быстро расширяется, а только что приобретённый навык ходить без посторонней помощи позволяет малышу посмотреть на мир с новой высоты – стоя на собственных ножках!

Что умеет ребёнок в 1 год?

  • Главное достижение – умение ходить без посторонней помощи. В 12 месяцев большинство детей может свободно встать и немного пройтись без опоры или поддержки взрослых.
  • Активно путешествует по дому, быстро ползает, самостоятельно встаёт с четверенек на ножки и садится обратно.
  • Говорит несколько простых слов, соотносит слова с обозначаемыми ими предметами и людьми.
  • Проявляет различное отношение к разным людям.
  • Откусывает и пережёвывает твёрдую пищу.
  • Во время одевания и раздевания поднимает руку или ногу по просьбе взрослых.
  • Умение использовать во время еды ложку и кружку существенно улучшился.
  • Когда чем-то недоволен, бурно протестует против того, что не нравится или неинтересно.

Обычно дети начинают ходить в 12 месяцев, но не расстраивайтесь, если ваш карапуз всё никак не научится вставать и ходить без вашей поддержки. Детки все разные и учатся по-разному. Нельзя всех мерить единым шаблоном. Мы указали те достижения и навыки, которые осваивают большинство детей за первый год жизни. Некоторые успешно ходят без поддержки уже в 11 месяцев, другие ещё какое-то время боятся ходить самостоятельно или им просто не интересно. Нет ничего страшного, если ваш ребёнок сделает первые шаги не в 12 месяцев, а немного позже.

Развитие в 1 год

Многократные попытки вставать, а также ходить без опоры и помощи взрослых к началу первого года жизни должны увенчаться успехом. Если раньше кроха проявлял интерес к ходьбе и не получал серьёзных травм от падения, в 12 месяцев порадует родителей первыми самостоятельными шагами. Вначале его движения будут очень неуклюжими, карапуз будет часто падать. Не надо вскрикивать или тем более кричать на малыша, если тот упал и расплакался. Успокойте его, разговаривайте, не повышая голоса, отвлеките внимание от ситуации с падением. Если ребёнок в 1 год начинает делать первые самостоятельные шаги, главная задача родителей – поддержать успех, не допустить, чтобы из-за полученных травм у малыша появилась боязнь стоять и ходить.

Из-за того, что двигательная активность сильно увеличилась, детки в 1 год набирают вес медленнее. Это не опасно, не нужно увеличивать «норму пищи» и кормить любимое чадо чуть ли не насильно – это вызовет неприязнь к приёму пищи. Более того, дети в возрасте 1 год иногда отказываются от еды, предпочитая более интересные занятия. Предложите крохе кушать самостоятельно, с ложки – это наверняка вызовет интерес. А поскольку он стремится во всём копировать взрослых, правило усаживать малыша за общий стол со всеми членами семьи также поможет решить проблему отказа от пищи.

Ребёнок в 1 год обладает внушительным пассивным словарным запасом. Это означает, что он понимает и знает намного больше того, что может сказать. Лепетная речь всё ещё играет большую роль в его общение. Занимаясь своими делами, однолетка часто лопочет что-нибудь неразборчивое, хотя уже знает и умеет произносить несколько несложных слов, которые в большинстве случаев использует для общения с взрослыми. Обычно его активный словарный запас состоит из повторяющихся слогов «па-па», «ма-ма», «ба-ба» или имитационных слов, одинаковых на всех языках мира: «ко-ко», «гав-гав», «би-би», «алё-алё», «бах».

Сон ребёнка в 1 год длится приблизительно 13 часов в сутки. Ночью кроха спит 10 или 11 часов, на дневной сон приходится 2–3 часа.

Уход в 1 год

Рацион питания по-прежнему включает материнское молоко. Не рекомендуется «отлучать» малыша в столь раннем возрасте от груди, он будет нуждаться в грудном вскармливании весь предстоящий год и доля молока не должна резко измениться.

Малыш в 1 год очень активный, соответственно питания ему требуется много, а размер его желудочка небольшой, поэтому кушать ему нужно часто, но небольшими порциями. Желательно придерживаться одного режима: оптимальным в этом возрасте будет пятиразовое питание с интервалом в 3–4 часа. Детское меню включает: фрукты, овощи, мясо, рыбу, творог, кисломолочные продукты, сушки, печенье, можно давать немного зелени: укропа, сельдерея, петрушки. С удовольствием будет съедено не только пюре, но и продукты, нарезанные мелкими кусочками. Ребёнок в 1 год может похвастать 6-8 молочными зубами, на которые полезно давать жевательную нагрузку. Предлагайте ему сырые овощи, фрукты, сухофрукты.

Купание лучше всего проводить в одно и то же время, в этом отношение с возрастом мало что меняется. Обычно маленькие детки очень любят эту процедуру и у многих мам выработался своеобразный ритуал: вечером они купают своё чадо, кормят грудью, после чего, приученный к подобному, малыш практически сразу же сам засыпает и спокойно спит положенные ему 10 – 11 часов.

Занятия с ребёнком в 1 год

Отличный метод развить координацию движений и уверенность в своих силах – предложить ребёнку толкать перед собой различные объекты на колёсах. Дайте вашему малышу игрушечную машинку, маленькую коляску или другой катящийся предмет. Считайте «раз, два, три» и на счёт «три» вместе с карапузом толкайте выбранную игрушку вперёд. Если ему понравится игра, в течение дня вы не раз услышите, как малыш повторяет про себя «тьи» («три»).

Посадите годовалого сынулю или дочурку на свои коленки лицом к лицу. Вслух скажите: «раз, два, три – бум!» Говоря «бум», прижимайте детский лобик к своему. Повторяйте это действие, всякий раз при слове «бум» касаясь любом различных частей тела ребёнка: носика, щеки, коленок.

Глубокую чашку, кружку и ложку можно использовать, чтобы научить годовалого ребёнка переливать воду. Наберите в чашку воды и покажите, как при помощи ложки черпать воду и переливать её в кружку. В эту игру можно играть бесконечно долго, не боясь, что ваш годовалый малыш перепачкается.

Что еще почитать