Роль патриотизма в воспитании молодежи. Патриотическое воспитание молодежи – как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. У предков проблем с патриотизмом не было

1

В настоящей работе предпринята попытка комплексно проанализировать роль и воспитательную функцию истории в формировании молодежи с активной гражданской и патриотической позиций. Актуальность темы определяется перспективными задачами педагогической науки, исходящими из необходимости всестороннего научного проникновения в проблему профессионального образования и требует своего научного решения в исследовании педагогических условий для профессионального воспитания. Необходимо совершенствовать формы и методы обучения, активнее приобщать обучаемых к работе с различными источниками знаний, вырабатывать самостоятельность мышления, проявлять творческую активность. В реализации этих задач важная роль принадлежит предметам общественно-гуманитарного цикла. Одним из необходимых условий прочных и глубоких знаний, развития мышления обучаемых является установление межпредметных связей, включение вновь изучаемых фактов и понятий в имеющуюся у студентов систему знаний, посредством таких нравственных категорий, как патриотизм.

личность

культура

воспитание

нравственность

патриотизм

1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Астрель АСТ, 2006. - 983 с.

2. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. - М.: Советская энциклопедия, 1971. - 384 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: A TEMП, 2004. - 944 с..

4. Политология. Энциклопедический словарь. - М.,1993. - 431с.

5. Симонов К. М. Живые и мертвые. - М., 1989. - 350 с.

Возрождение утраченных традиций, осознание самобытности культуры каждого этноса - приоритетные задачи современности. Государство стремится воспитать в молодом поколении толерантность, взаимоуважение. Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины. Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности, и одним из них является чувство патриотизма. Именно патриотизм, любовь к своей Родине, является нравственной чертой, которая связывет всех людей в единое общество. Только общество, объедененное любовью к своей Родине, способно сделать государство целостным и процветающим.

Патриотизм - это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Владимир Даль трактовал патриотизм как «любовь к отчизне» . Без глубокого чувства любви к своей стране, подлинного патриотизма нет настоящего гражданина, настоящего человека.

Существуют различные определения понятию патриотизма. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова понятию патриотизм дает следующее определение: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» . В энциклопедическом словаре по политологии, под редакцией Аверьянова Ю. И.: «Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать от врагов» . Словарь иностранных слов в русском языке даёт следующее определение этому понятию: «Патриотизм - это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тыся-челетиями» .

Патриотическое воспитание проходит несколько этапов: от любви к своей семье до любви к Отчизне. Любовь к Родине является наивысшим уровнем патриотизма.

Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания молодежи в духе толерантности и согласия. Неотъемлемой частью формирования патриотизма у современной молодежи является воспитание на примерах героев Великой Отечественной Войны.

С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся свидетелей тех страшных дней. Очень мало осталось ветеранов, вынесших на своих плечах непомерную тяжесть фронтовых будней, нечеловеческое напряжение сил в обескровленных деревнях, на заводах и железных дорогах. Cвященный долг современников перед героями Великой Отечественной войны - не забывать о подвигах, которые они совершили, иметь полное представление о трагических и героических страницах Великой Отечественной войны. Война с фашистской Германией показала всему миру невиданную стойкость и мужество советского воина.

«В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет», - писал К. Симонов .

Годы Великой Отечественной Войны - годы мужества, героизма, стойкости духа советского народа. Знание исторических событий создает основу для формирования патриотических чувств у современной молодежи. Тема Великой Отечественной войны не утратит своей актуальности, ведь это событие затронуло каждую семью. Ежегодно День Победы широко празднуется в странах, воевавших против фашистких захватчиков.

Тысячи молодых девушек и парней полегли на поле боя. Они были вдохновлены идеей победы. Своей жизнью они пожертвовали, ради того, чтобы наша молодежь, государство сейчас процветало. Каждый человек должен призадуматься над этим и быть благодарен этим людям за то, что имеет возможность дышать полной грудью в свободной стране.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, который формируется под влиянием многих факторов. При этом главную роль играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Большое влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Способности или физические качества накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека. Существуют определенные условия, в которых формируются нравственные качества человека. Личность человека формируется на основе того, что дала человеку природа (наследственность), окружающая среда и что человек сам из себя сделал.

В решении проблем патриотического воспитания современного поколения участие должна принимать сама молодежь, осознавая всю важность своей деятельности в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только любовь к Родине, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Патриотическое воспитание молодежи - это процесс воздействия на нее с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях своего народа, его героической борьбе, подвигах, талантах лучших сынов, знание символов государства, воспитание непримиримости к врагам своей Родины.

В нашем обществе становятся актуальными вопросы нравственного воспитания, возрождения таких духовных ценностей, как: чувство уважения и толерантности к культуре и религиям других народов, чувство высокого патриотического сознания, чувство гордости за свою страну и народ, чувство верности и готовности к выполнению гражданского долга.

Современное образование нуждается в создании принципиально нового подхода в развитии современной коммуникабельной разносторонней личности, способной к активной деятельности в поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Главной целью нравственного воспитания молодежи в вузе является воспитание через образовательный процесс, возрождение общечеловеческих ценностей. Одной из задач высшей школы является привитие студентам навыков научно-исследовательской работы. Занятие наукой формирует уважение к научной истине, объективности. Процесс научного поиска обогащает эмоциональную сферу личности (вера в свои идеалы, переживание успеха, преодоление препятствий, ощущение собственного роста). Всё это способствует нравственному совершенствованию личности, формирует гражданское самосознание человека, воспитывает принципиальность и последовательность, укрепляет и развивает волевые качества. Вместе с тем научно-исследовательская деятельность неотделима от кропотливой будничной работы, требующей трудолюбия и мобилизации сил.

Духовный человек - это человек, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться на благо Родины, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Вместе с тем духовность заключается в приобщении человека к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения. Духовный человек - это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения - это лицо нации, уважение к себе и другим. Духовный человек не растрачивает понапрасну свои возвышенные человеческие чувства.

Нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Тандем семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу образования и воспитания в вузе. Нравственное воспитание студенчества как главной движущей силы общества должно осуществляться на основе современного опыта интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания.

Опыт поколений убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. В новых сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Воспитание может быть разным: интеллектуальным, эстетическим, нравственным, трудовым, физическим и т.д., но имеет общую цель - формирование и развитие целостного здорового духовного мира человека.

Духовность - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

Из поколения в поколение передается историческая память народа. Духовные и культурные ценности, созданные в прошлом, становятся достоянием современного общества. История обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и способствует формированию патриотизма. Совместные усилия педагогов и молодого поколения должны быть направлены на создание всевозможных условий для становления духовно-нравственной сферы современной личности, от которой зависит будущее человеческого общества.

Рецензенты:

Егоров Виктор Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе КарГТУ, г. Караганда.

Мирза Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Т и МД и ППП социально педагогического факультета КарГУ им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Даниярова А.Е., Тлеугабылова К. С., Абдрахманова А. А. О ПАТРИОТИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8461 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Сегодня современная ситуация в России характеризуется девальвацией духовных ценностей среди молодежи, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим определяется ключевая роль патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Основная цель патриотического воспитания - создание условий для высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности. Становление молодёжи, обладающей, способной проявить свои позитивные ценности и качества в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его устойчивого развития.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • привить уважения к национальным традициям и обычаям, наследию и культуре России;
  • изучать Конституцию Российской Федерации, создающей условия для достойного развития личности;
  • воспитать уважения к вооруженным силам России;
  • формировать у школьников морально-психологическую и физическую готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
  • привить молодежи чувства гордости и глубокого уважения к символам России (Герба, Флага, Гимна) и другой символики;
  • формировать толерантность и развитие дружеских отношений между народами;
  • развивать уважительного отношения к природе, формировать стойкую потребности в защите окружающей природной среды.

Таким образом, принципами патриотического воспитания являются:

  • принцип системного и организованного подхода, который предполагает постоянную, целенаправленную, скоординированную работу всех государственных и об-щественных структур по патриотическому воспитанию молодёжи в России;
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возрастной, социальной и других групп населения;
  • принцип универсальности, основанный на использовании социально-ценного опыта прошлых поколений и гордости за своих предков, национальных традициях в быту и внутри- семейных отношениях;
  • принцип учёта региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, коллективу и т.п.

Основными группами, выступающими объектами патриотического воспитания являются:

1. Семья, как основная социальная ячейка общества, в которой закладывается фундамент нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Работе с родителями в Центре творчества «Радуга» уделяется особое внимание. Проведение совместных с детьми и родителями различных мероприятий, тематических походов и прогулок позволяет с раннего возраста прививать детям любовь и уважение к истории страны и края.

2. Патриотическое воспитание в условиях дополнительного образования детей. В Центре творчества «Радуга» патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности.

Патриотическое воспитание осуществляется как в процессе обучения в рамках образовательной программы каждого творческого коллектива, так и через систему мероприятий: конкурсов, поисковой и проектной деятельности и др. Так, образовательная программа «Исток» - История, Традиции, Обычаи, Культура - призвана содействовать развитию творческих способностей обучающихся, стимулировать их познавательную активность, формировать стремление к самосовершенствованию, тем самым воспитывать нравственную и духовную личность на основе ознакомления с историей страны, обычаями и культурой народов Северокавказского региона.

3. Молодые граждане (волонтёры), детские и молодёжные общественные организации, объединения. Общественные объединения, организации, движения, инициативы - это особый институт социального воспитания. Любое общественное формирование представляет собой микромодель общества, поскольку обладает всеми его элементами (сводом нормативных правил или законов, атрибутами, органами самоуправления, элементами самоорганизации).

В Центре открыто новое объединение «Школа лидера».

Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реа-лизовываться как через содержание программ их деятельности, так и организа-цию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гра-жданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважи-тельное отношение к своей Родине.

Члены общественных объединений овладевают элементами демократиче-ской, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли.

В Центре творчества «Радуга» работает детское объединение «Пионерия новой России» - Лермонтовская городская пионерская организация, основная цель которой - создание условий для социального становления и самореализации ребёнка. Девиз ЛГПО «За Родину, Добро, Честь и Справедливость». Организация насчитывает более 250 пионеров из всех школ города. Основные направления работы: учебная, поисковая, тимуровская, трудовая.

Создан орган ученического самоуправления «Совета умелых», цель, которого заключается в обеспечении управления детским коллективом Центра творчества педагогами и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Сегодня молодежные организации Центра творчества «Радуга», одни из главных инициаторов многих мероприятий, проводимых не только в Центре, но и в городе Лермонтове: «Парад песни и строя пионерских отрядов», «Вахта памяти» у мемориала «Огонь вечной славы», «Живой коридор» - для поздравления ветеранов ВОВ, акции «Хрустальное сердце», «Ветеран живёт рядом», «Моё поколение за мир на Кавказе», «Мы против курения», акция «Чистый город» и многие другие.

4. Творческая, педагогическая интеллигенция и представители средств массовой информации (СМИ). Взаимодействие со средствами массовой информации способствует росту социальной активности подрастающего поколения, мотивации их к участию в делах города. Благодаря СМИ в городе сформировалась система информирования горожан о проблемах в детской и молодёжной среде. Актуальным стало создание групп в социальных сетях, позволяющих молодежи быть всегда в курсе последних событий, рассказывать сверстникам о своей деятельности и принимать участие в обсуждении любых вопросов.

5. Представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.

Будучи включёнными в систему патриотического воспитания, перечисленные социальные группы, в тоже время могут выступать и как субъекты патриотического воспитания.

Регулярно в Центре творчества «Радуга» проходят профилактические мероприятия по созданию благоприятных условий в подростковой и молодежной среде для воспитания здорового общества, в котором нет места наркомании, алкоголизму и другим пагубным привычкам.

Молодёжь обсуждает важные вопросы, касающиеся экстремизма, правил дорожного движения, внимание уделяется профилактике здорового образа жизни. Ребята открыто обсуждают вред наркотических веществ, вызывающих зависимость и оказывающих пагубное влияние на здоровье подростка и намечают новые мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Большую популярность среди молодежи приобрели экскурсии по краю, организованные совместно с Русским географическим обществом.

В августе 2014 года лидеры наших молодежных организаций приняли участие в работе Школы актива Лидеров ученического самоуправления и общественных объединений края, проходившего на базе многофункционального центра «Машук» в Пятигорске. Они успешно проявляют себя и обретают новый опыт. Ежегодно победители городского конкурса «Лидер» принимают участие в краевом конкурсе "Лидер". Здесь наши ребята доказывают всем, что именно они достойны нести почетное звание - ЛИДЕР!

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников социального воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся - это процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом на личность молодого человека с целью развития у него разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических, общественно-культурных ценностей.

На современном этапе патриотическое воспитание подрастающих поколений должно рассматриваться как составная часть, как одно из полноправных направлений в школьном воспитательном процессе.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Тошев Муроджон, Рамазанова Фируза

Бухарский государственн ы й университет, Узбекистан

Аннотация: Патриотическое воспитание – это формы и методы педагогического воздействия, направленные на объект воспитания, на формирование у него определенных социально–нравственных качеств. Формирование этих качеств зависит от многих факторов: политических, социальных, экологических, юридических и педагогических. С помощью методов педагогического воздействия, опираясь на эти факторы, изучают состояние объекта и определяют механизмы, стимулы, возможности нравственного совершенствования. Поэтому формы и методы патриотического воспитания, его механизмы, стимулы и возможности всегда конкретны, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, молодое поколение.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH – AS AN IMPORTANT COMPONENT OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

Toshev Murodjon, Ramazonova Feruza

Bukhara state university, Uzbekistan

Summary: Patriotic education is the forms and methods of pedagogical impact directed on object of education on formation at it certain social and moral qualities. Formation of these qualities depends on many factors: political, social, ecological, legal and means of methods of pedagogical influence, leaning on these factors, study a condition of object and define mechanisms, incentives, possibilities of moral improvement. Therefore forms and methods of patriotic education, its mechanisms, incentives and opportunities are always concrete, are really shown in the course of educational influence.

Keywords: patriotism, patriotic education, younger generation.

Построение демократического правового государства и гражданского общества в Республике Узбекистан невозможно без использования творческого и духовно-нравственного потенциала личности, интенсивного развития её социальной активности. Оно предъявляет самые высокие требования к личности, требует от неё самоотверженности, патриотизма и героизма. Вместе с тем, Узбекистан стремится построить гуманное общество, где каждый подвиг, самоотверженный труд, героический поступок будут достойно оценены, высокие достижения, добрые дела не пройдут бесследно. «Мы строим справедливое гуманное общество, - говорит Президент, - в котором основой нашей политики, прежде всего, должны стать уважительное отношение к труду наших людей, достойная оценка дел. Если человек живёт в этом мире, сознавая в нём собственную роль и значимость, если верит в то, что его добрые дела не пройдут бесследно и принесут пользу Родине, людям – это, несомненно, даст результат в выполнении трудящимися своего долга перед страной, обществом» .

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т. п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью. Оно обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию всей психической деятельности. В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь школьникам правильно определить цели в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения соответствующие нормам морали, - важная задача воспитания.

Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине - государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества.

Настоящих патриотов нашей Родины отличает последовательный интернационализм, т. е. глубокое уважение к другим странам, нашим друзьям, также к трудящимся всего мира.

Любовь к трудящимся, братская солидарность с ними предполагают ненависть к их эксплуататорам, душителям свободы и прогресса. Таким образом, патриотизм - это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей.

Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине.

Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам - один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках герое труда, о ратных подвигах наших людей во время вой вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.

Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача - воспитание у детей готовности защищать свою страну.

Вся работа школы по патриотическому воспитанию подростков должна проводиться в единстве с интернациональным воспитанием: воспитанием у детей чувства дружбы народов нашей страны, братской солидарности с народами других стран, с трудящимися всего мира.

Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.

Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному процессу. На уроках учащиеся изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся в лучшими представителями науки, культуры, героями борьбы и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине.

На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями.

Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования кинофильмов и диафильмов, картин.

Важное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Основными ее формами являются начальная военная подготовка, учеба в школах и клубах Добровольного общества содействия армии, занятия техническими и военно-прикладными видами спорта. Юноши еще до призыва их в Вооруженные Силы заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками своей Родины.

Знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в университетах военных знаний, на факультетах военных знаний при университетах. Многие юноши, получившие военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил.

Допризывная военная подготовка и система оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания молодежи к службе в Вооруженных Силах дают положительные результаты. Юноши, призванные на действительную военную службу в армии успешнее осваивают сложную современную военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил, бдительно стоящих на страже мирного труда нашего народа.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

· чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

· уважительное отношение к языку своего народа;

· заботу об интересах Родины;

· осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

· проявление гражданских чувств;

· гордость за своё Отечество, за символы государства;

· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

· гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

Эффективное патриотическое воспитание юных поколений сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриоти­ческого поведения).

Духовно-нравственное воспитание – содействие духовно-нравственному становлению ребёнка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого ребенка должна быть развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы , необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным, нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы, пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Литература

1. Каримов и работать по-новому. Т.5. Т: Узбекистан, 1997. – С. 214.

2. Бондаревская, как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11 – 42.

3. Коменский дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. –С.74 – 75.

4. Ушинский педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – С. 56.

Главная > Документ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЕНИЯ

Самохвалов А.С.

ГОУ НПО «Малоохтинский профессиональный

лицей №137 Санкт-Петербурга»

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодёжи. Это направление деятельности педагогов школ, училищ, лицеев всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но ещё недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.Социально-экономическая ситуация постсоветского периода осветила весьма острую проблему российского общества: многие люди растерялись и оказались не способны адаптироваться к новым условиям. Результат этого – апатия и равнодушие, попытка жить одним днём.В конце 90-х годов ситуация в стране несколько изменилась. Стало ясно, что без грамотных, образованных молодых людей, любящих свою Родину, уважающих своих предков, нам не поднять страну, не вернуть ей былое могущество и влияние.За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодёжной среде очень часто проявляются: негативизм, равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, мотивированная агрессивность, демонстративное неуважительное отношение к старшему поколению, жестокость в крайних проявлениях, резко возросла преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелёгкую науку воспитания в жёстких условиях. За последние 10 – 15 лет мы практически потеряли целое поколение, представители которого могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.В настоящее время молодёжи в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными, религиозными ценностями и патриотическими чувствами, а именно: традиционные основы воспитания и образования заменяются более современными, западными; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям. Мы видим, что система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые ещё пока не выработаны, в душах людей происходит кризис и распространяется система ложных ценностей массовой культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и другие): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодёжи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежностей к Родине и понимание демократических перспектив её развития в современном мире.Основа патриотического воспитания детей закладывается в семье. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому мы в нашем учебном заведении делаем акцент на знании истории семьи, народа, города, его культуры, а это поможет учащимся в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сёстрам, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.Чувство патриотизма у ребёнка формируется в основном в его школьные годы, а в дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребёнка с родной страной, с её культурой, с её прошлым, с духовным богатством рождали в нём глубокий эмоциональный отклик.Основная цель гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ. Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской позиций личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию.Одной из главных воспитательных задач нашего лицея является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причём сама деятельность учащихся, организуемая педагогами с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это – твоя Родина.Меня как преподавателя волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирования у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе лицея. Внеурочная краеведческая деятельность на занятиях историко-краеведческого кружка "Исток" с учащимися позволяет воспитывать из них патриотов и граждан на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и родного города. Цель моей внеурочной краеведческой работы – научить ребят любить и уважать свой народ, землю, край, Родину, чтобы учащиеся, зная свои корни, могли создать достойное будущее.В нашем лицее сложилась целая система краеведческой работы, в которую вошли собственно краеведческий компонент "История Санкт-Петербурга" , краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.Курс "История Санкт-Петербурга" был введён в 2001 году как самостоятельный предмет регионального компонента. Он знакомит учащихся с археологией города, историей основания, социально-экономическим развитием, с жизнью города в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью города. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории города в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости её изучения, способствует развитию интереса, воспитывает уважение к его прошлому и настоящему. Главная задача курса – развитие у учащихся интереса к истории родного города, воспитание любви и уважения к своей Родине как части огромной России. Содержание изучаемого материала в курсе предполагает самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются такие формы занятий как экскурсии по улицам города к краеведческим объектам, на природу, занятия в краеведческом музее нашего лицея, викторины, интеллектуальные игры.Для учащихся I и II курсов (10 – 11 классов) мной организована работа историко-краеведческого кружка "Исток". Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к занятиям, связанным с историей Санкт-Петербурга и его пригородов, собирается информация для подготовки и проведения викторин, конкурсов и интеллектуальных игр по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного города для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родственников, домашние архивы, материалы краеведческого музея лицея и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного города, краеведческая литература.Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчёты, сочинения, исследовательские работы. За последние 5 лет ребята выполнили следующие исследовательские работы: "Храним, чтобы помнить" , "Всё для фронта, всё для Победы" , "Солдаты Отечества" , "Дорогие сердцу имена" , "Сердцем прикоснись к подвигу" , "Мой герой" , "Хочу, чтобы помнили" , "Живые, пойте о нас". Работа "Всё для фронта, всё для Победы" была отправлена на районный конкурс исследовательских работ по краеведению и заняла второе место, а две последние работы – на городской конкурс исследовательских работ по краеведению, где заняли первые места.Участие подростков в разнообразной по содержанию, форме и видам групповой, коллективной деятельности ориентирует их на признание патриотизма высшей ценностью человека, мотивирует к социально значимой деятельности, тем самым готовит к активной и сознательной жизни, способствует самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, социальной адаптации, помогает определять линию поведения, жизненные принципы.Изучение краеведческого материала на занятиях кружка необходимо и педагогически оправдано, так как он содержит большие возможности для патриотического воспитания учащихся. Здесь можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне.При изучении темы "Великая Отечественная война Советского Союза" ребята делают сообщения о мужественных солдатах, матросах, героях, которые участвовали во всех сражениях войны.Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подбором фотографий из семейного архива. На конкретных фактах из рассказов о жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) на занятиях необходимо привить подросткам такие важные понятия, как "долг перед Родиной" , "любовь к Отечеству" , "ненависть к врагу" , "трудовой подвиг". Важно подвести учащихся к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, а Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.Воспитывая у ребят любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают станки и т. п.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; имеются общие профессиональные и общественные праздники и так далее.Гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у учащихся в первую очередь под влиянием взрослых (родителей, педагогов) , которые находятся рядом с ними.При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал. На занятиях, посвящённых проблемам современной России, я применяю материалы местных средств массовой информации. В ходе диалогового обсуждения с учащимися выявляется общее и единичное в культуре Санкт-Петербурга.В своей краеведческой работе я также использую информационно-коммуникативные технологии, на которых ребята делают компьютерные презентации, иллюстрирующие их исследовательские работы и помогающие перевести информацию из одной знаковой системы в другую.С учащимися кружка я периодически посещаю районные библиотеки города и районный краеведческий музей. Библиотеки осознают важность патриотического воспитания, особенно сегодня, когда становится всё заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания. Молодое поколение должно знать историю своей Родины, помнить о подвигах советских солдат, о героических сражениях, чтить память погибших и с уважением относиться к ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны.Краеведческий музей имеет безграничные возможности в формировании личности учащихся, так как в нём сосредоточено богатство человеческого труда и мыслей представителей ушедших поколений наших земляков. В музее хранятся документальные и вещественные реликвии, воссоздающие в своей совокупности интересную и яркую историю своих мест, поэтому он участвует в формировании у молодёжи лучших человеческих качеств: гражданственности, совестливости, ответственности, милосердия, которых особенно не хватает современному обществу и которые всегда ценились человеком.В нашем лицее имеется свой краеведческий музей. В нём проходят тематические классные часы по знаменательным датам Российской истории, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, внеклассные мероприятия, конкурсы чтецов.Патриотизм – есть взаимосвязанная совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающая любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать её , воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у молодёжи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту.В решении проблем патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодёжь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать её культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодёжи в нужное русло должно как государство, так семья и лицей, основная задача которых заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодёжи.В душе каждого человека живёт любовь к родному городу, краю, области, к местности, где он родился и вырос, к своей Родине, где жили его предки и где живёт он сам. И чтобы эта любовь никогда не угасла, чтобы каждый смог пронести её через всю жизнь, чувство это надо поддерживать и воспитывать.Я как преподаватель считаю, что каждый человек, живущий в России, должен знать откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, её историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства.Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей – значит можно быть уверенным и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.

Привитие любви к Родине через историко-краеведческую работу один из методов патриотического воспитания младших школьников.

Сандракова Н.С.

МБОУ «СОШ № 7 г. Поронайска»

Сахалинской обл.

Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу, деревне. Невозможно любить то, что не знаешь. Нравственно-патриотическое воспитание может осуществиться за счет изучения, совместно с педагогами и родителями, краеведческого материала по истории, литературе, материалов о природе, животном мире и экологических проблемах. В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества однойиз основных задач в области образования является воспитание патриотизма игражданственности, так как основы жизнеспособности любого общества игосударства, преемственности поколений.Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет:воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.Патриотическое воспитание сегодня как никогда значимо. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, девальвация ценностей, рост бездуховности и преступления в сфере молодежи не может не вызвать беспокойства за будущее страны. С другой стороны, в период становления демократического государства возникает потребность в активных, ответственных за судьбу своей Родины людях.Мощным средством воспитания будущего гражданина - патриота является краеведение.Краеведение - это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотическое, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.Целью нашей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являетея любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.Патриот - это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству. Патриотическое воспитание предполагает сочетание новых подходов к сущностным характеристикам патриотизма с устоявшимися формами патриотического воспитания определяются стратегией государственной политики в выборе ценностно-целевых установок жизнедеятельности общества, многообразием обновленных образовательно-воспитательных структур.Патриотическое воспитание в России традиционно связывается с идеей гражданского воспитания.Многие педагоги считают, что внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма - он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями.Задачи патриотического воспитания: - формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;- стимулирование умственной активности учащихся, ихлюбознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Основными формами организации работы с детьми являются практикумы, уроки-лекции, симпозиумы-дискуссии, исторические журналы, конференции, уроки-рассуждения, уроки-версии, семинарские занятия, уроки по защите социальных проектов, урок мужества, уроки-экскурсии и т. д.- Традиционные мероприятия патриотической направленности нашей школы это: - Общешкольные линейки- Тематические уроки Мужества:

    «Присягают Родине сыны», «Сталинградский котел», «Времен связующая пить», «Поклонимся Великим тем годам».
- Торжественные собрания.- Круглые столы (встреча с ветеранами ВОВ).- Научно-практические конференции (сообщения по ВОВ).- Концерты, посвященные великим датам.-Литературно-музыкальные композиции.- Пополнение экспозиции уголка боевой славы.Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:
    «Руки сердечное тепло» (тимуровская работа). «Открытка ветерану» (поздравление с праздниками 7 ноября, Новым годом, 23 февраля, 9 мая). «Цветы на граните» (возложение цветов в дни праздников к памятным местам).
Выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посвящение музеев.Музей - это не только достояние нашей школы, это достояние всех. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности нашего уголка, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.В музее проводятся экскурсии по следующим темам:«История нашей школы»,«Первые вестники революции»,«История детских организаций»,«Бабушкин сундучок»,«Воины - интернационалисты»,«Подвиг Шерстобитова Сергея Максимовича»,Экскурсии по городу позволяют:- глубже познакомить воспитанников со своей «малой Родиной» улицами,жилыми домами и общественными зданиями села, их назначением;- научить детей ориентироваться на плане улицы, села, знать правилауличного движения, выполнять правила поведения на улице и общественныхместах;
- расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы,содержании и значимости их труда для жителей села;- стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему селу, заботу оего красоте, чистоте;Важная часть - подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.Работа по изучению истории и социальной сферы села несомненно, помогает детям многое узнать, а главное - полюбить маленький уголок своей Родины.Кроме этого на 1 5-минутках мы провели по данной теме такие мероприятия:- «Поле чудес» на тему: «Ты - гражданин»;- «Звездный час» на тему: «Правонарушения и ответственность».Организованы выставки: «Права ребенка», «Государственные праздники», «Ты - гражданин России».Кроме этого мероприятия данной формы могут быть:- участие в смотре-конкурсе уголков боевой славы;- участие в выставках декоративно-прикладного творчества «Защитникам Отечества посвящается»;
- участие в играх «Знатоки ВОВ»;-«Краеведческий калейдоскоп»;- участие в конкурсе литературно-музыкальных композиций.Мы запланировали шефство над памятником «Героям Гражданской войны». Для этого в школе объявлен конкурс проекта на тему: «Вечной памятью живы!»Решать задачи помогают материалы патриотического воспитания младших школьников музейными средствами. В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом. Руководитель музея Медведева Валентина Ивановна дает задание классному коллективу, проводит ознакомительную экскурсию. Учащиеся вместе с классным руководителем занимаются исследовательской деятельностью. В этом им помогают родители, старшеклассников. При реализации поставленной цели классному коллективу приходится обращаться в различные службы и предприятия села.Краеведческая работа начинается с первого класса изучением истории своей семьи, позже ребята проводят мини-исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного города и его окрестностями.
  1. Выступление заместителя Председателя Правительства РФ александра Жукова на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в Российской Федерации»

    Документ

    Выступление заместителя Председателя Правительства РФ Александра Жукова на Первом ежегодном российском пенсионном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в Российской Федерации»

  2. Выступления руководителей фсб россии в сми. 2006 год

    Краткое содержание

    В Москве состоялась ежегодная встреча директора ФСБ России Николая Патрушева с представителями иностранных спецслужб, правоохранительных органов и пограничных ведомств, аккредитованными в России.

  3. Выступление В. В. Путина

    Документ

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство России представляет свой отчёт о работе Правительства за 2010 год. Я считаю нашим общим достижением, что Россия в очень сложный период глобального кризиса избежала серьёзных

Мухсинова А сия Н аримановна -

преподаватель английского языка второй категории

педагогического колледжа им.Ж.Досмухамедова,

г. Уральск

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи в современных условиях.

«Важнейшей задачей политики

должно стать воспитание самодостаточной

и конкурентно способной личности –

«казахстанца будущего»

Н.А. Назарбаев

Сегодняшняя молодежь – это будущее страны и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны. Надо задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. Чтобы молодежь знала и ценила наши многовековые традиции, уважала и любила своих родных и близких. В нашей Республике издревле сложилось состояние межэтнического мира и взаимоуважения. Это великое наследие, которое нам досталось от наших предков и нам необходимо беречь и развивать этот бесценный дар.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

В настоящее время молодежь другая по сравнению с прошлыми поколениями. У них уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения, все другое. Но она не должна забывать никогда о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности очень много, начиная от того, какие у него родители и в какой среде он живет. Человек учится всю жизнь, получая что-то каждый день, но фундамент в формировании личности человека закладывается в детстве. Маленький ребенок чист по природе, его душа еще не успела увидеть ничего, он только начинает познавать этот мир и очень важно именно в этот период его жизни, чтобы родители и потом образовательные учреждения, в которых он будет находиться, поэтапно привили ему, в первую очередь, духовно-нравственные, моральные ценности.

Воспитание и развитие высокой культуры интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих.

Основная цель воспитательной работы в педагогическом колледже имени Ж. Досмухамедова – подготовка конкурентно- способной, высококультурной, компетентной личности с развитым патриотическим сознанием и эстетическим чувством; душевных, красивых, стремящихся вести здоровый образ жизни, творческих, ставящихся высокие цели, в будущем прекрасных, родителей, воспитателей, толерантных студентов, знающих и чтящих традиций и обычаи своей страны и других народов.

Воспитательная работа осуществляется на основе системы «Модель формирования личности». Воспитательные мероприятия проводятся в соответствии 5 разделам («Семья», «Коллектив», «Общество», «Мир», «Я- личность») и 11-ти духовно- нравственным направлениям («История моей страны», «Моя мечта, цели и мое будущее», «Если не я, то кто», «Культура межнациональных взаимоотношений», «Гендерная политика», «Этика взаимоотношений», «Религия в моей жизни», «Я и окружающая среда», «Традиции и обычаи моего народа», «Родная речь», «Моя семья»). Новая модель воспитания способствует развитию сознания, нравственности личности в соответствии с общепринятыми правилами и традициями, формированию общечеловеческих ценностей, правильных взаимоотношений и культуры.

Воспитательная работа в группах младшего курса ведется по следующим направлениям:

создание условий для адаптации учащихся к новой среде;

формирование коллектива;

овладение основ культуры, формирование эстетического вкуса, привитие любви к Родине, труду, спорту;

привитие почтительного отношения к истории, традициям колледжа Направления воспитательной работы на старших курсах:

формирование гражданской сознательности, расширение познавательных способностей;

ориентировать на продолжение обучения в вузе;

формирование организаторских способностей, совершенствование нравственных, деловых качеств.

Деятельность клубов, кружков, спортивных секций.

В колледже с целью оптимальной организации досуга, развития творческих способностей и формирования поликультурной личности проводится определенная работа. В колледже действуют 20 кружков и 5 клубов, в которых задействованы свыше тысячи студентов.

Клуб «Дарын»

Содействует совершенствованию компетентностей, раскрытию таланта учащихся, обладающих большими, творческими возможностями.

Клуб «Зерде»

Приглашаются на встречи популярные писатели, поэты, которые оказывают влияние на развитие познавательных, творческих способностей студентов.

Клуб «Юный политолог»

Поддерживая политику Президента, пропагандирует достижения страны в области политики, содействует активному участию студентов в общественно политической жизни государства.

Клуб «Вдохновение»

Ведет большую работу, раскрывая роль поэзии в жизни человека, участвует в работе программы « В мире поэзии» областного радио.

Драматический клуб

Оттачивая творческие возможности студентов, содействует раскрытию таланта, природного дара обучаемых. Члены клуба в праздничных мероприятиях участвуют сценическими постановками.

Независимость нашего государства является символом казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны.

Президент неоднократно обращал внимание на то, что патриотизм необходимо развивать особенно среди молодежи. Важно каждому делать максимально полезное на том поприще, которое он выбрал. Если ты школьник, надо хорошо учиться, если студент - познавать азы науки. Общественные деятели, государственные служащие, военные, люди культуры, предприниматели - всем необходимо направлять усилия на то, чтобы процветала наша страна и каждый гордился ее достижениями.

Масштабные социально-политические задачи решаются молодежными объединениями и организациями, прежде всего молодежным крылом "Жас Отан". Действуют многочисленные молодежные объединения при учебных заведениях, по интересам, на местном уровне и так далее. На сегодня в Казахстане их более тысячи, и крупнейшая сеть молодежных организаций консолидирована под эгидой Конгресса молодежи Казахстана.
Масштаб и спектр деятельности молодежных объединений должны и далее расширяться.

Известный психолог Роберт Чалдини утверждает, что одним из психологических принципов формирования жизненных устремлений молодежи является принцип подражания. В связи с этим очень важным фактором становится влияние ярких личностей, которые играют роль маяков на жизненном пути взрослеющих граждан страны. Многие поколения воспитывались на примерах жизни известных людей.
Безусловно, таким примером для сегодняшних молодых казахстанцев является яркая личность Президента Нурсултана Назарбаева. Вся наша молодежь выросла в годы руководства Лидера Нации страной и воочию видела, как благодаря его политике Казахстан возродился из руин тоталитаризма и превратился в государство, уважаемое на мировой арене. И очень важно понимать, что нравственное и патриотическое воспитание – это процесс, выходящий далеко за рамки образовательной системы, требующий плотного взаимодействия государства, семьи, школы, колледжей и вузов, НПО, СМИ, армии и трудовых коллективов, многих других институтов государства.

На съезде молодежного крыла "Жас Отан" Президент страны Нурсултан Назарбаев сказал замечательные слова: "Я часто спрашиваю себя, каким он будет "казахстанец будущего". Сегодня, глядя на вас, я вижу его. Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине". Эти слова Главы государства лучше всего характеризуют сущность казахстанского патриотизма, вектор его устремленности в будущее. И я абсолютно уверен – именно так и будет.

Литература:

    Назарбаев Н. А. «Послание Президента народу РК 2050»

    Коллеги - педагогический журнал Казахстана. (электронная версия)

    Веб-сайт

    Научно – методический журнал «Профессионал Казахстана» №4 2013 г

    Платон (Игумнов) // О вере и нрав., с. 329.

    Веб-сайт http://www.pedcolleg.kz

Что еще почитать