Конспект занятия по рисованию красивые салфетки. Планирование в средней группе по Т.С. Комаровой с элементами И.А. Лыковой. Конспект нод по изо в средней группе «Красивые салфетки

Планирование в средней группе по Т.С. Комаровой с элементами И.А. Лыковой

Программные задачи занятий по рисованию в средней группе детского сада

(На основании реализуемой в ДОУ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г.)

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло – зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Основная литература:

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.

(25 занятий из 35 ≈ 70%)

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.

(10 занятий из 35 ≈ 30%)

К концу года дети могут:

ü Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

ü Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

ü Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Изложено по: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с. 9.



Сентябрь

I неделя

Занятие №1

Тема занятия : « Картинки для наших шкафчиков » - рисование предметное по замыслу с элементами аппликации (педагогическая диагностика) .

Программное содержание : учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о внутреннем строении (планировке) детского сада и своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду.

Предварительная работа : экскурсия по детскому саду. Беседа о планировке группы и назначении отдельных помещений (спальня, комната для игр, приёма пищи, гигиеническая, раздевалка и пр.). Беседа об одежде (виды, назначение, хранение, уход) и шкафчиках для хранения одежды. Чтение чистоговорки Г. Лагздынь (работа по звуковой культуре речи).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 16-17.

Материалы к занятию: Бумажные квадраты разного цвета, но одинакового размера, бумажные полоски разного цвета для обрамления картинок детьми (ширина 1 см, длина равна стороне бумажного квадрата для картинки); дополнительные материалы для оформления картинок (рамки, паспарту, картонные формы с петельками и пр., возможно индивидуальные планшеты для общей коллекции детских работ, которые помещаются на шкафчиках или над ними. Три – четыре предметных картинки для показа детям (например: яблоко, бабочка, воздушный шар, машина); одна из картинок в двух вариантах – в рамочке и без неё. Четыре варианта рамочек (две из них одноцветные, одна разноцветная, ещё одна – двухцветная).

II неделя

Занятие №2

Тема занятия : « На яблоне поспели яблоки ».

Программное содержание : продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 29-30.

Материалы к занятию: цветные карандаши цветные восковые мелки, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка).

III неделя

Занятие №3

Тема занятия : « Яблоко – спелое, красное, сладкое » - рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры).

Программное содержание : учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа : дидактические игры «Фрукты – овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек». Обследование и описание разных фруктов. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони»: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долгом ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 42-43.

Материалы к занятию: краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги белого цвета (формата ¼ альбомного листа) (по 2 на каждого ребенка). Яблоко, нож, белая льняная салфетка и тарелка – для рисования половинки яблока с натуры.

IV неделя

Занятие №4

Тема занятия : « Красивые цветы ».

Программное содержание : развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать её и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Предварительная работа : наблюдения в цветнике детского сада; рассматривание цветов в букете, картинок с их изображением, художественных открыток.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 31 - 32.

Материалы к занятию: гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол), бумага формата А4 белого или любого светлого цвета, кисти, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Октябрь

I неделя

Занятие №5

Тема занятия : « Золотая осень ».

Программное содержание : учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать её о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Предварительная работа : разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 35 - 36.

Материалы к занятию: альбомные листы, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка.

I I неделя

Занятие №6

Тема занятия : « Кисть рябинки, гроздь калинки… » - рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).

Программное содержание : учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями (рябина, калина), рассматривание плодов. Беседа об осенних изменениях в природе. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Листья и плоды (семена)». Освоение нетрадиционных техник и художественных материалов (ватная палочка, незаостренный конец карандаша, возможно, с ластиком, пальчики, штампики). Экспериментирование с художественными материалами для получения однотипных отпечатков (модульное рисование).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 46-47.

Материалы к занятию: краски гуашевые (красного, оранжевого, зелёного, жёлтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиолетового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеёнки для ватных палочек.

I II неделя

Занятие №7

Тема занятия : « Украшение фартука » - декоративное рисование.

Программное содержание : учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

Предварительная работа : рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т.п.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 38.

Материалы к занятию: несколько фартуков из гладкой ткани с отделкой. Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, заранее вырезанные воспитателем из белой или цветной (однотонной) бумаги силуэты фартуков (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №8

Тема занятия : « Мышь и воробей » - рисование красками по мотивам литературного произведения.

Программное содержание : учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.

Предварительная работа : чтение удмуртской народной сказки «Мышь и воробей», беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Рассказ воспитателя о сборе урожая, осенних сельскохозяйственных работах. Рассматривание и проращивание зёрен. Работа над звуковой культурой речи – разучивание скороговорки о мышках. Чтение шуточных народных песенок о воробышках и мышках.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 54-55.

Материалы к занятию: листы бумаги белого цвета и тонированные (голубые, жёлтые, светло – зелёные, светло – серые и т.д.), краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки бумажные и матерчатые. Два – три варианта композиции «Мышь и воробей» для показа детям.

Ноябрь

I неделя

Занятие №9

Тема занятия : « Украшение свитера » - декоративное рисование .

Программное содержание : закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Предварительная работа : рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 44 - 45.

Материалы к занятию: вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №10

Тема занятия : « Маленький гномик ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ.

Примечание: На занятии может быть нарисован любой другой маленький сказочный человечек в длинной шубке, из-под которой не видно ног.

Предварительная работа : рассказывание и чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 46 - 47.

Материалы к занятию: гномик (объёмный), изготовленный из бумаги. Бумага размером ½ альбомного листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №11

Тема занятия : « Рыбки плавают в аквариуме ».

Программное содержание : учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения.

Предварительная работа : наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляя хвостами, плавниками). Рассматривание водорослей. Лепка рыбок.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 47 - 48.

Материалы к занятию: игрушечные рыбки разной формы и величины. Альбомные листы или листы бумаги круглой или овальной формы (аквариум); краски акварель, разведенные до светлого оттенка (голубая, светло – зеленая и др.); цветные восковые мелки, большая кисть, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №12

Тема занятия : « Зайка серенький стал беленьким » - рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : учить видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Предварительная работа : беседа о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных (изменение окраски наружных покровов тела). Сравнение изображений зайцев – в летней и зимней «шубках». Чтение литературных произведений о зайцах. Пояснение значений слов заяц – русак и заяц – беляк.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 58-59.

Материалы к занятию: листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев – нарисованные на бумаге серого цвета (для самостоятельного вырезывания хорошо подготовленными детьми) и вырезанные воспитателем из бумаги серого цвета (для детей, не очень уверенно владеющих ножницами); ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенка, или клей – карандаш, гуашевая краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки под кисти. У воспитателя – варианты изображений зайца для показа цветовой трансформации образа.

Декабрь

I неделя

Занятие №13

Тема занятия : « Перчатки и котятки » - декоративное рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой – разнообразными художественными средствами выразительности (аппликацией, фломастерами, цветными карандашами). Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).

Предварительная работа : чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. Беседа о руках человека, обогащение словаря («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь:

На руке моей перчатки.

Пальцы в ней играют в прятки.

В каждом малом уголочке

Пальчик, словно в теремочке!

Сколько будет уголков,

Столько будет теремков!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 64-65.

Материалы к занятию: альбомные листы бумаги, фломастеры, простой и цветные карандаши, различные элементы декора из цветной бумаги, вырезанные воспитателем и подготовленные для аппликативного оформления «перчаток», или «рукавичек»; клеевые кисточки, клей, или клей – карандаш, клеенка, подставки для кисточек, салфетки бумажные и матерчатые.

I I неделя

Занятие №14

Тема занятия : « Снегурочка ».

Программное содержание: учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку.

Предварительная работа : рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, художественных открыток с изображением Снегурочки.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 51 - 52.

Материалы к занятию: игрушка Снегурочка. Прямоугольные листы бумаги (1/2 альбомного листа) разных мягких тонов, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №15

Тема занятия : « Морозные узоры (зимнее окошко) » - декоративное рисование по мотивам кружевоплетения .

Программное содержание: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разнообразных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа : беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, занавесок, деталей костюма и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне, паутина, узор на листьях растений, жилкование листьев, узор на крыльях бабочек и стрекоз, окраска лепестков цветковых растений). Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка – зима»:

Вяжет матушка – зима?

Вешает повыше,

На край зеленой крыши?!

Ой, зима – чудесница,

Кружевам ровесница!

Строит матушка – зима?

Не проехать, ни пройти!

Белый город на пути!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 66-67.

Материалы к занятию: листы бумаги в форме квадрата 20х20 см насыщенного голубого цвета одного размера и формата для всех детей, гуашевые краски белого и синего цвета, палитры для смешивания цветов (или квадраты плотной бумаги или картона), тонкие кисти, баночки с водой, салфетки бумажные или матерчатые; обложка для коллективного альбома «Морозные узоры» или элементы для оформления выставки в виде зимнего окошка с морозными узорами на стекле (например, рамка вокруг всех рисунков).

I V неделя

Занятие №16

Тема занятия : « Наша нарядная ёлка ».

Программное содержание: учить детей передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Предварительная работа : подготовка к празднику. Пение новогодних песен, украшение ёлки в группе, участие в праздничном утреннике.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 54. (. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 74-75. )

Материалы к занятию: листы белой (или любого мягкого тона) бумаги альбомного формата, гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Январь

I I неделя

Занятие №17

Тема занятия : « Маленькой ёлочке холодно зимой ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.

Предварительная работа : пение песен о ёлке на музыкальных занятиях.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 55.

Материалы к занятию: листы бумаги альбомного формата светло – серого тона, краски гуашь белая, темно – зеленая, светло – зеленая и темно – коричневая; кисти 2-х размером, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

I II неделя

Занятие №18

Тема занятия : « Снеговики в шапочках и шарфиках » - рисование по представлению .

Программное содержание : учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Предварительная работа : экспериментирование со снегом и пластилином. Конструирование снеговиков и других поделок из снега на прогулке, оформление снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков: туловище состоит из двух или трёх частей (самый большой шар – юбка внизу, средний по величине шар – кофта – посередине) и самый маленький шар – голова – вверху; еще есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки или как столбики. Рассматривание комплектов зимней одежды (шапочки и шарфики), описание узоров или отдельных элементов оформления.

Отгадывание загадки Г. Лагздынь:

Под березками, в теньке,

Дед облезлый на пеньке!

Весь сосульками оброс,

В рукавичку прячет нос.

Кто же этот старичок?

Отгадай…

(Снеговичок.)

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 78-79.

Материалы к занятию: листы бумаги тёмно – голубого, синего, фиолетового, сиреневого, чёрного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы – графический рисунок или аппликация из геометрических форм.

I V неделя

Занятие №19

Тема занятия : « Нарисуй какую хочешь игрушку ».

Программное содержание : развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : игры с игрушками, уточнение их формы. Дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 60.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши.

Февраль

I неделя

Занятие №20

Тема занятия : « Как розовые яблоки, на ветках снегири » - рисование сюжетное .

Программное содержание : учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Предварительная работа : наблюдения за птицами на прогулке в парке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока и т.д.).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 90-91.

Материалы к занятию: листы бумаги светло – голубого цвета размером с альбомный лист, гуашевые краски (для заснеженных веток – белая, для грудки снегирей – розовая, алая, малиновая или красная, для спинки – тёмно – голубая, синяя или фиолетовая, для носика и лапок - черная), кисти 2-х размеров, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки под кисточки.

I I неделя

Занятие №21

Тема занятия : « Украшение платочка » - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей .

Программное содержание : познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 61.

Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №22

Тема занятия : « Развесистое дерево ».

Программное содержание : учить детей использовать разный нажим на карандаш (или уголь) для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 56 – 57.

Материалы к занятию: бумага размером ½ альбомного листа, уголь, белый мелок (или карандаши графитные 3М (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №23

Тема занятия : « Укрась игрушки (уточка с утятами) » - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек .

Программное содержание : развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы рисования кистью.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 66 - 67.

Материалы к занятию: силуэты уточки и утят, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

Март

I неделя

Занятие №24

Тема занятия : « Расцвели красивые цветы ».

Программное содержание : учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 68.

Материалы к занятию: бумага для рисования желтого и зеленоватого тона размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночка с водой, салфетка, подставка для кисточки (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №25

Тема занятия : « Девочка пляшет ».

Программное содержание : учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе), закреплять приемы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений.

Предварительная работа : участие детей в плясках на музыкальных занятиях, лепка девочки в движении.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 64.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением танцующей девочки. Гуашь, белая бумага размером ½ альбомного листа, кисти 2-х размеров, фломастеры, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №26

Тема занятия : « Украсим платьице кукле » - декоративное рисование .

Программное содержание : учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

Предварительная работа : рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 72 - 73.

Материалы к занятию: вырезанные из белой или цветной бумаги платья; краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №27

Тема занятия : « Весёлые матрёшки (хоровод) » - декоративное рисование .

Программное содержание : познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, полхов – майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предварительная работа : знакомство с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Составление коллекции матрёшек. Игра в посещение музея матрёшек. Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с пяти – и семиместными матрёшками.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 106 - 107.

Материалы к занятию: Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций, домов в ближайшем окружении; выделение необычной формы окон, особенных деталей: башенок, украшений и др.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 76 - 77.

Предварительная работа : чтение и рассказывание сказки «Волк и козлята», беседа по сказке. Рассматривание игрушек, иллюстраций. Лепка козлика.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 73 - 74.

Материалы к занятию: игрушечный козлёнок (или иллюстрация). Листы бумаги формата А4 зеленого тона, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка). Предварительная работа : беседы о природе, жизни насекомых, птиц, животных; наблюдения на прогулках, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 49 - 50.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).

I V неделя ».

Программное содержание : учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми. Игры детей.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 84.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, чтение книг, стихотворений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 85. (Дополнительный материал по ходу и содержанию занятия см . Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 136-137. ) развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество. Продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, к созданным работам; доброжелательное отношение к работам сверстников. Закреплять приемы рисования разными материалами (фломастерами, жирной пастелью, красками, цветными восковыми мелками).

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Беседы с детьми о сказочных персонажах. Знакомство с декоративно – прикладным искусством.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 87. учить детей задумывать содержание рисунка, доводить свой замысел до конца. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 86.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа любого мягкого тона, цветные карандаши и фломастеры (на каждого ребенка).

Воспитатели: Кожемяченко Ю.А.

Цель: Учить детей рисовать узоры овальной и круглой формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги и т.д.) . Побуждать создавать композицию по своему замыслу. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. Расширять словарный запас. Развивать память, любознательность, логическое мышление. Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Оборудование: салфетки ажурные вырезанные из альбомного листа на каждого ребенка, краски, кисти, непроливайки, 4 образца салфеток, физминутка, пальчиковая гимнастика.

НОД: Дети встают в круг и выполняют упражнение:

Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним

Доброе утро, ребята. С давних пор наши прабабушки и бабушки старались, чтобы в доме все было красиво, особенно на столе, ведь за столом во время обеда собиралась вся семья – кушали, пили чай, обсуждали разные дела. На стол стелили красивые скатерти, ложили полотенца или салфетки, да не простые, а узорчатые – с цветами, ягодами, птицами и т.д. смотреть на них было радостно, поэтому еда казалась еще более вкусной, а чай – сладким и ароматным. Все салфетки делались своими руками, их вышивали, вывязывали с помощью разноцветных ниток. Посмотрите, какие красивые.

Сегодня я вас приглашаю в мастерскую и предлагаю нарисовать красивые салфетки для мам. У меня есть круглые ажурные салфетки (показываю образцы) . Давайте рассмотрим, как на них располагаются узоры: в центре находится крупный узор - ягода, а по краю маленькие элементы – кружочки. Можно нарисовать в центре цветочек, солнышко, а по краю мелкие элементы (листочки, волнистые и прямые линии и т.д.)

Сейчас, закройте глазки и представьте, какой рисунок будет на вашей салфетке. Но сначала вспомним, каким образом можно нарисовать листочки – примакиванием всей кисточкой, линии рисуем кончиком кисточки.

Ну а теперь мы дружно возьмемся за работу (дети рисуют, воспитатель по мере надобности помогает) .

Физминутка «Буратино потянулся»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видимо нашёл,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

Итог: - Вам понравилось сегодня в мастерской? (да) А чем вы занимались? (рисовали для мам салфетку) . Посмотрите, какие разные у вас получились работы. (Дети рассматривают сои работы.)

Алтынай Мурзабаева

Конспект непосредственно образовательной деятельности рисование декоративное с элементами аппликации «Красивые салфетки » для детей средней группы.

Задачи :

1. Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы.

2. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые) .

3. Показать зависимость орнамента от формы салфетки (знакомство с основным принципом декоративно -прикладного искусства).

4. Развивать чувство цвета и ритма.

Оборудование :

Бумажные квадраты и круги - по одному на каждого ребенка (длина стороны или диаметр12-15см) .

Краски гуашевые .

Кисти беличьи и колонковые.

Салфетки бумажные и матерчатые.

Три – четыре декоративные салфетки , подготовленные воспитателем для показа детям вариантов орнамента.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Сядем прямо, не согнёмся

За работу мы возьмёмся.

Воспитатель. Итак, проверим, готовы ли вы. Я называю, а вы проверяете глазками.

Воспитатель : Вы готовы, а теперь повторим правила работы.

Сегодня мы будем пользоваться ножницами, вспомните, как правильно их держать, передавать и резать ими бумагу.

Воспитатель. Сегодня мы будем делать салфетки .

Уже с давних-давних времен наши прапрабабушки, прабабушки и бабушки старались, чтобы в доме все было красиво , особенно на столе, ведь за столом во время обеда собиралась вся семья – кушали, разговаривали и обсуждали разные дела. На столе лежали полотенца или салфетки , да не простые, а узорчатые – с цветами, ягодами, птицами или яркими полосками. Смотреть на них было радостно, поэтому еда казалась еще более вкусной, а чай - сладким и ароматным. А чтобы салфетки были красивые , мы украсим их узором . А что такое узор?

Дети : (с помощью воспитателя) . Узор - это рисунок, состоящий из различных линий, красок , фигур.

Воспитатель : Узоры бывают разные : из цветов, листьев, из фигур животных, птиц, бабочек и из геометрических фигур (образцы ) .

Воспитатель : Ребята, а где вы видели узоры?

Дети : Узоры бывают в полосе, в круге, в квадрате.

Воспитатель. Что мы можем украсить таким узором ? (салфетку )

Воспитатель. Да ребята, мы сделаем салфетку , которую вы можете подарить.

Посмотрите, на круглой салфетке нужно нарисовать в центре крупный элемент узора (цветок, плод, солнышко, рыбку, птичку) и по берегу (краю) мелкие элементы (листочки, ягодки) .

На квадратной салфетке нужно заполнить центр и уголки или же построить сетчатый (клетчатый) орнамент».

Давайте и мы с вами сегодня нарисуем красивые салфетки для чаепития наших игрушек! Каждый может выбрать бумажные формы-круги или квадраты (по желанию) и нарисовать красивые салфетки .

Вот какие прекрасные у нас получились салфетки ! Красивые , разноцветные!


Вам нравиться? Покажем наши салфетки мамам , когда они придут?

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами ИКТ «Это волшебное стекло» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами ИКТ «Это волшебное стекло» Возрастная группа: дети 5-6.

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Красивые матрешки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации «Снежинки-подружки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации. Возрастная группа: вторая младшая Тема НОД: «Снежинки-подружки».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в средней группе «До свидания, осень» Задачи: Образовательная: Вспомнить с детьми признаки осени; учить размещать коллективную композицию на листе бумаги; закреплять умение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке в подготовительной группе

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) на дидактической основе по рисованию

.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема : «Красивые салфетки»
Младший дошкольный возраст, 4-5 лет

Пояснительная записка.
Конспект непрерывной образовательной деятельности максимально направлен на реализацию задач Рабочей программы для детей 4-5 лет, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел декоративное рисование. Составлен с учетом:
авторской парциальной программы «Цветные ладошки» - программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова;
Пособия Парамоновой Л.А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. (ОЛМА Медиа Групп, 2008);
Пособия Комаровой Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада.

Актуальность предлагаемой разработки в том, что она показывает применение деятельностного подхода в рамках занятия по рисованию с детьми 4-5 лет. Дети знакомятся с нетрадиционным способом рисования, его особенностью, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных навыков и умений создавать свои рисунки, что обеспечивает развитие творческой личности, способной применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Обоснованность и взаимосвязь целей и задач.
Ориентируясь на позиции деятельностного подхода, педагог не передает готовые образцы, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Предлагаемый конспект НОД показывает, каким образом можно подвести детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Вместе с детьми формулируется цель предстоящей деятельности (помогаем кукле украсить салфетку - формирование способов изображения растительных узоров), обсуждаются проблемные ситуации, как можно помочь кукле Маше. Выясняем, при помощи каких средств мы сможем это сделать, формулируются выводы.
Достижение образовательного результата занятия является целью деятельности педагога с детьми, поэтому для реализации задач выбраны наиболее эффективные в данном случае, методы работы – практический и наглядный. Например, чтобы правильно расположить узор на круглой салфетке вниманию детей предлагаются вязаные и вышитые салфетки. Дети рассматривают, сравнивают, чем похожи, чем отличаются, выделяют элементы растительного узора, определяют особенности расположения их в круге.
В процессе занятия дети знакомятся с новым способом изображения цветка и тренируются в его изображении, а также применяют ранее известные приёмы (примакивание, тычок) .
Ребятам предлагается самим выбрать необходимые технические средства изображения, продумать элементы узора, расположить элементы, согласно обозначенным педагогом требованиям.
Соответствие достижениям современной педагогики
Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. Основные достижения данного возраста напрямую связаны с развитием интереса к рисованию. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением рисовать. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов изображения), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в этом. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.
Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, предлагаемый конспект НОД выстроен на основе игровой сюжетной линии, содержание программного материала реализуется через игровые упражнения, игровые проблемные ситуации, сюрпризные моменты, в которых дети выявляют существенные особенности и отношения предметов в рамках обозначенной темы, осваивают новые технические способы изображения предметов. Но при этом занятие структурно соответствует позициям деятельностного подхода:
1. Создание проблемной ситуации
2. Целевая установка.
3. Мотивирование к деятельности.
4. Обращение к опыту для решения проблемной ситуации.
5. Выполнение действий, самостоятельная деятельность
6. Анализ результатов деятельности, рефлексия
7. Подведение итогов.
В процессе НОД осуществляется интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие».
Преемственность. В рамках изучения курса по рисованию в средней группе из 36 часов – на декоративное рисование отводится - 8 часов.
На них решаются задачи:
1. Развитие у детей чувства композиции в связи с построением узора на различных формах, развитие чувство цвета.
2. Развитие способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве.
3. Совершенствуются технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
4. Знакомятся с декоративным искусством, дымковской, филимоновской, богородской, семеновской росписью,
Ребята обследуют объекты, рассматривают репродукции, участвуют в элементарных опытах с красками по смешиванию и получению нового цвета, овладевают техническими навыками рисования.
Условия реализации:
1. Разработку целесообразно применять в период ознакомления детей 4-5 лет с декоративно-прикладным творчеством, в процессе работы по теме «Посуда», возможно также проведение перед праздником «8 Марта».
2. Наличие игровой сюжетной линии занятия;
3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;
4. Обеспечивать эмоциональный комфорт (дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе);
5. Обеспечить мотивацию к деятельности;
6. Обеспечить возможность свободного перемещения по группе, доступности необходимого оборудования и инвентаря.
7. Оптимально участие подгруппы 10 - 15 человек,
8. Время проведения занятия 20 минут.
При подготовке и проведении НОД важным является использование нетрадиционной техники рисования цветка - штампа (дном бутылки), мотивация к предстоящей деятельности - звонок по телефону от куклы Маши.
Оборудование для проведения занятия:
1. Сундук
2. Круглые вязаные салфетки – 5-7 шт.
3. Круглые салфетки из ткани с вышитым на них узором 3-5 шт.
4. Мольберт – 2
5.Бумага для практического рисования.
Раздаточный материал:
Набор цветных карандашей -14
Краски акварельные -14
Кисти -14
Набор восковых мелков -14
Лист бумаги круглой формы -14
Бутылка пластиковая для штампа 0.5 л.- 7-14
Емкость с гуашью -4 основных цветов (2-4 емкости каждого цвета.)
Стаканчики для воды -14
Ватные палочки -1 упаковка
Салфетки- 1 упаковка

Ожидаемые результаты:
Каждый ребенок оформит бумажную салфетку в форме круга элементами растительного узора, соблюдая порядок расположения элементов узора, используя технические приёмы рисования «примакивания» , «тычок», «штамп».

Действенность, результативность НОД
Имя Расположение узора: по центру и равномерно по краям Использованы технические приёмы: (штамп, примакивание, тычок)
Имеют признаки растительного узора(листья, цветы, бутоны..)
Качество работы
Итог
Вероника 1 1 1 1 4 б.
Арина К. 1 1 1 1 4 б.
София 1 1 1 1 4 б.
Лиза 1 1 1 1 4 б.
Арина Т. 1 1 1 1 4 б.
Богдан 1 1 1 1 4 б.
Ксения 1 1 1 1 4 б.
Слава 0.5 1 1 0.5 3 б.
Сергей 0.5 1 1 0.5 3 б.
Соня 1 1 1 1 4 б.
Кристина 1 1 1 1 4 б.
Катя 1 1 1 1 4 б.
Женя 1 1 1 1 4 б.
Аня 1 1 1 0.5 3.5 б.

Вывод : из 14 человек - у 11(79%) детей сформированы технические навыки изображения растительного узора, узор размещен согласно требованиям, работа выполнена аккуратно.
У 3 (21 %) детей, частично сформированы технические навыки изображения растительного узора, в работах наблюдается использование растительного узора, но у 2-х детей узор неравномерно расположен по краю салфетки, 3 работы имеют признаки смешения красок, неаккуратны.

Критерии оценивания.
Середина круга заполняется крупным узором, а край окаймляется нешироким декоративным рисунком; повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина остается свободной; элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично вокруг середины. Таких элементов может быть четыре или восемь, и они повторяются или чередуются (по форме и цвету).

1. Узор расположен по центру и краю равномерно, чередуется.
2. Использованы технические приемы - штамп, примакивание, тычок.
3. Имеются признаки растительного узора (наличие цветов, листьев, бутонов, горошин)
4.Качество работы – каждый элемент хорошо просматривается, краска не смешивается, не растекается.
Уровни оценивания.
За правильно выполненную работу - 1 балл
За работу с помощью педагога или имеющие небольшие неточности – 0,5 балл
Не справился с заданием – 0 баллов.
Дополнительных диагностических материалов не применяется.
Технические указания:
Для выполнения цветка приёмом - штамп нужны бутылки 0.5 мл. с резным дном.(см. приложение)
Желательно приготовить влажные салфетки, так как во время тренировки дети могут выпачкать руки.
Перед началом работы с кистью и ватными палочками необходимо вспомнить правила безопасности.
Желательно приготовить дополнительные листы бумаги, во избежание проблемных ситуаций(у ребёнка может что-то не получится и он всегда может переделать или сначала потренироваться)

Основная часть

Цель образовательной деятельности: формирование способов изображения растительных узоров на листе бумаги круглой формы по мотивам декоративно-прикладного народного творчества.
Задачи:


Закреплять умение изображать элементы растительного узора используя технические средства: краски, кисти (ватные палочки), карандаши, на основе бумаги в форме круга, а также способы изображения:
- примакивание всей кистью - рисование листьев,
- тычком, концом кисти или ватной палочкой рисование ягод и горошка.

1. Вводная часть:
Мотивация и целеполагание к предстоящей деятельности, игровая ситуация:
Звонок по телефону от куклы Маши с просьбой о помощи.
2. Основная часть: обращение к опыту, новый материал: освоение нового способа деятельности, самостоятельная подготовка рабочего места, самостоятельная работа детей.
Проблемная ситуация: дети не могут купить, вышить, связать салфетки.
Не знают, как должен располагаться узор в круге.
Работа над формированием нового способа изображения.
Тренировочные задания: припоминание ранее освоенных способов рисования, знакомство со способом изображения цветка с помощью штапа.
Самостоятельная работа: выбор средств рисования и выполнение работы. Оказание помощи детям при необходимости.
3. Заключительная часть:
Подведение итога занятия, дети располагают свои работы на общем поле–мольберте, выясняем, все ли работы соответствуют критериям, рефлексия.

Словарь:
Узор - рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней
Венок - плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток
Ажурные - лёгкие, воздушные, сквозные.
Бутон - нераспустившийся цветок.
Цель образовательной деятельности : формирование способов изображения растительных узоров на листе бумаги круглой формы по мотивам декоративно-прикладного народного творчества.
Цель для детей: украсить салфетку для куклы.
Задачи:
Сформировать элементарные представления о художественно-эстетических изделиях народного творчества, выполненных руками людей: салфетки из ткани, с вышитыми растительными узорами.
Научить вычленять элементы растительного узора на салфетках - листочек, ягодка, цветочек, веточка.
Научить изображать элементы растительного узора на ограниченном пространке: круг – по краю и в центре.
Познакомить с новым способом изображения цветка с помощью штампа (дном бутылки): - нижняя часть емкости опускается в краску, стряхивается лишняя краска, прикладывается к листу бумаги – выполняется оттиск, и обеспечить опыт детской деятельности по освоению нового способа рисования.
Закреплять умение изображать элементы растительного узора используя технические средства: краски, кисти (ватные палочки), карандаши, на основе бумаги в форме круга, а также способы изображения: - примакивание всей кистью - рисование листьев, -тычком, концом кисти или ватной палочкой рисование ягод и горошка.
Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Содействовать формированию самостоятельности при выборе средств изображения, умение убирать свое рабочее место по окончанию деятельности.
Мотивация к деятельности – помощь кукле Маше. Сюжетная линия занятия: проблемная ситуация детям позвонила кукла Маша и просит помочь изготовить салфетки.
Ожидаемый результат: каждый ребенок оформит салфетку, соблюдая порядок расположения узоров.
Привлечь внимание детей, заинтересовать предстоящей деятельностью.
Организационный момент: установка на предстоящую деятельность. Психогимнастика.
Игра « Передай улыбку (сердечко) по кругу.
В. -Ребята, у меня хорошее настроение, я вас всех люблю и хочу передать свою улыбку и частичку своего тепла вам по кругу. Я передаю улыбку и сердечко рядом стоящему ребёнку, этот ребёнок улыбается и передаёт своему соседу и т.д.
Сюрпризный момент
Звонок по телефону. (телефон на громкой связи)
В. -Кто это звонит, сейчас узнаем.
«Здравствуйте ребята! Это кукла Маша. Приближаются праздники, ко мне придут гости, а мне нечего постелить на стол. Мне хочется порадовать и удивить гостей. Я хочу, чтобы вы подарили мне круглые салфетки, а на них были в центре – цветы, а по краю - листья, ягодки или веточки.
В. -Вы согласны помочь Маше? (Да)
-Как мы сможем это сделать?
Д. Можно купить, сшить.
Обобщаю детские ответы.
В. Посмотрите, я вам приготовила сюрприз.
Сундучок … старинный, бабушкин.
Только, чтобы его открыть, нужно сказать волшебные слова.
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Резная крышка, медная задвижка,
Раз, два, три, сундучок отопри.
- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?
Открылся!!!
В. -Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.
В. - Что же это? Салфетки (Размещаю их на доске)
В. – «С давних времён наши прабабушки и бабушки, старались, чтобы в доме было красиво, особенно на столе, ведь за столом во время обеда собиралась вся семья – кушали, разговаривали и обсуждали разные дела. На столе лежали полотенца или салфетки, да не простые, а узорчатые – с цветами, ягодами, фруктами, птицами, листьями. Смотреть на них было радостно, поэтому еда казалась еще более вкусной, а чай - сладким и ароматным»
В. -Давайте рассмотрим их.
-Какой они формы?
Д. Круглые.
В. -Какого цвета?
Д. белые.
В.- Что есть на всех салфетках?
Д. Цветы, листья, горошинки, веточки.
В. - Как выглядит узор? Как он расположен на салфетке?
Д. – Посередине большой цветок, солнышко.
По краю цветочки маленькие, горошки, листья….
Обобщаю ответы детей: в середине, в центре крупный элемент – цветок, венок (плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток), солнышко.
- Более мелкие элементы расположены по всей поверхности салфетки на равном расстоянии друг от друга или только по краю.
это …. веточки, горошины, бутоны, цветы.
-В. А из чего сделана салфетка?
Д. Одни сделаны из ткани и вышиты разноцветными нитками,
В.Покажите мне салфетки с вышивкой.
В. - Что вышито на салфетках?
Д. - Ягодки, цветы, листья.
В. Другие, ажурные (лёгкие, воздушные, сквозные) ,
связаны из ниток с помощью специального приспособления – крючка.
Найдите мне такие салфетки.
В. -На что похожа эта салфетка?
Д. Цветок, снежинку, солнышко.
Обобщение увиденного.
Вывод: чем все салфетки похожи?
1. Круглые по форме,
2. Узор расположен - в центре и по краю.
3. На всех салфетках цветы, ягоды, листья…
В. - Можем ли мы так сделать?
Д. Нет.
В. -А что же нам делать?
Мы можем нарисовать, наклеить, купить.
Д.- Чем можем нарисовать? Карандашами, красками мелками, фломастерами.
В. - как я буду располагать узор? (в центре и по краю)
Что можно изобразить в центре листа? (цветок)

Показ приемов и способов изображения и размещения узора в круге
У меня есть для вас очень интересный способ – как можно изобразить цветок. Хотите узнать?
Закройте глазки и считайте: раз, два, три….
Что это?
Д. Бутылки.
Хотите, я вам покажу, как с помощью бутылки можно нарисовать цветок?
Показ нового способа изображения цветка
Показ и обучение (показываю и проговариваю особенности технического приема (нижняя часть емкости опускается в краску, стряхивается лишняя краска, прикладывается к листу бумаги – выполняется оттиск. Стараться не сдвигать штамп.

В. Что ещё можно нарисовать на салфетке?
Д. Листья, веточки, веночки, горошки

В. - Кто может показать, как нарисовать листок?
рисуем листочки - примакиванием всей кистью.
(показ способа действия)

В.- Веточку? Рисуем концом кисти или всем ворсом, в зависимости от толщины. Линии могут быть прямые и волнистые.
В.- Ягоды или горошины? Концом кисти или ватной палочкой (тычком)
В. - Цветок? Можно с помощью приёма: примакивание, тычком.
Озвучивание критериев оценки работ детям
В. -Давайте вспомним, что мы будем рисовать в центре?
Д.- Крупный цветок, венок из цветов …
В. Что будем рисовать по краю салфетки?
Д.- Листочки, ягодки, горошины, цветочки,
В. Помните, что элементы узора должны быть расположены на равном расстоянии друг от друга, могут чередоваться.
Правила рисования кистью:
В. Может ли кто-то рассказать и показать, как правильно нужно работать с кистью и красками?

Обобщаю ответы детей:
-Посмотрите, как правильно надо держать кисть:
Кисть брать двумя пальцами большим и указательным за железку,
Средним пальцем придерживаем кисть,
Кистью набираем краску,
Лишнюю краску снимаем о край палитры.
Прежде, чем набрать другую краску, кисточку необходимо промыть в банке с водой, вытереть салфеткой кисть.
Наносить краску так, чтобы цвета не сливалась.
В. -Что будет, если мы будем нарушать правила?
Д. Краски будут смешиваться, потекут, работа будет неаккуратная
Подготовка рабочего места:
Представляю подготовленный материал (краски, кисти, ватные палочки, штампы.
В. --Подумайте, какой рисунок будет на вашей салфетке и что вам для этого нужно.
В. --А теперь можете взять всё, что вам необходимо для вашей работы и пройти на свои рабочие места.
В. -Подумайте, с чего вы начнёте, как закончите.
Самостоятельная работа
Задаю уточняющие или ободряющие вопросы по ходу рисования.
В. -Какие цвета тебе понадобятся?
--Что ты нарисуешь в центре?
Кто закончил, может убрать своё рабочее место.
Итог
В.-Посмотрите, какие прекрасные получились салфетки. Вам нравятся?
-Чья салфетка вам нравится больше всех?
-Почему?
-Посмотрите, все ли в своей работе соблюдали правила?
1.На всех ли работах есть растительный узор (листья, цветы, бутоны, горошки?)
2. Как расположен узор?
Д.Узор расположен по центру и по краю.
3. Какая салфетка самая аккуратная?
-Как вы думаете, кукле Маше подойдут ваши салфетки?
В.- Я сейчас сфотографирую салфетки и отправлю по Whats App Маше, пусть посмотрит все ли салфеточки ей подойдут.
(Фотографирую на телефон)
- Что вам сегодня понравилось больше всего?
- Что было сложнее всего?
-Что вы ещё хотите научиться делать?
- Я приглашаю вас убрать свои рабочие места

Воспитатели: Кожемяченко Ю.А.

Цель: Учить детей рисовать узоры овальной и круглой формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги и т.д.) . Побуждать создавать композицию по своему замыслу. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. Расширять словарный запас. Развивать память, любознательность, логическое мышление. Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Оборудование: салфетки ажурные вырезанные из альбомного листа на каждого ребенка, краски, кисти, непроливайки, 4 образца салфеток, физминутка, пальчиковая гимнастика.

НОД: Дети встают в круг и выполняют упражнение:

Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним

Доброе утро, ребята. С давних пор наши прабабушки и бабушки старались, чтобы в доме все было красиво, особенно на столе, ведь за столом во время обеда собиралась вся семья – кушали, пили чай, обсуждали разные дела. На стол стелили красивые скатерти, ложили полотенца или салфетки, да не простые, а узорчатые – с цветами, ягодами, птицами и т.д. смотреть на них было радостно, поэтому еда казалась еще более вкусной, а чай – сладким и ароматным. Все салфетки делались своими руками, их вышивали, вывязывали с помощью разноцветных ниток. Посмотрите, какие красивые.

Сегодня я вас приглашаю в мастерскую и предлагаю нарисовать красивые салфетки для мам. У меня есть круглые ажурные салфетки (показываю образцы) . Давайте рассмотрим, как на них располагаются узоры: в центре находится крупный узор - ягода, а по краю маленькие элементы – кружочки. Можно нарисовать в центре цветочек, солнышко, а по краю мелкие элементы (листочки, волнистые и прямые линии и т.д.)

Сейчас, закройте глазки и представьте, какой рисунок будет на вашей салфетке. Но сначала вспомним, каким образом можно нарисовать листочки – примакиванием всей кисточкой, линии рисуем кончиком кисточки.

Ну а теперь мы дружно возьмемся за работу (дети рисуют, воспитатель по мере надобности помогает) .

Физминутка «Буратино потянулся»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видимо нашёл,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

«Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

Итог: - Вам понравилось сегодня в мастерской? (да) А чем вы занимались? (рисовали для мам салфетку) . Посмотрите, какие разные у вас получились работы. (Дети рассматривают сои работы.)

Приложение

Другие новости по теме:

  • Орлова Марина Михайловна. «Вечный огонь» (Аппликация. Цветные салфетки из скатанных комочков)
  • Кожухова Людмила Валерьевна. Сценарий праздника «Мамы разные нужны, мамы разные важны»
  • Матушкина Елена Юрьевна. Сценарий утренника Наши мамочки, самые красивые!» для средней группы.
  • Артемьева Наталья Александровна. Конспект открытого занятия. Аппликации в средней инклюзивной группе (с использованием ватных дисков). «Вот так подарок для мамы мы сделали сами своими руками!»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Бурдина Марина Николаевна. Конспект открытого занятия по рисованию в старшей дошкольной группе воспитателя Бурдиной М.Н. «Гжельские узоры»
  • Ниязова Ольга. Конспект по безопасности Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда»
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Рогулина Нина Анатольевна. Сценарий развлечения по безопасности "Чтобы не было беды - будь осторожен у воды"
  • Вылку Марина Евгеньевна. Развлечение для детей и родителей к 23 февраля в средней группе «Вот какие наши папы»
  • Молчевская Елена Юрьевна. Сценарий праздника 8 марта. Вторая младшая группа «Вот какие наши мамы!»
  • Шама Людмила. Конспект занятия по закреплению правил дорожного движения в средней группе «Путешествие Буратино в большой город»
  • Труш Елена Васильевна. Методическая разработка литературной игры по книге А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
  • Нефедова Елена Владимировна. Проект по противопожарной безопасности "Чтобы не было беды"
  • Романова Ольга Евгеньевна. Конспект открытого занятия по ОБЖ в старшей группе - "Наши помощники на дорогах"
  • Цыкунова Елена Викторовна. Организованная образовательная деятельность по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования витражная роспись «Морозные узоры».
  • Гилязова Юлия Загидулловна. Конспект НОД в средней группе «Солнышко» по коммуникативной деятельности тема: «Как солнце Весне помогало»
  • Клемешова Ольга Юрьевна. Конспект НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Какие мы?»
  • Гаврилова Ксения Николаевна. Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы «Необычные краски»
  • Что еще почитать