Почему ребенок кусает. Причина четвёртая. Чрезмерная эмоциональность. Когда мой ребенок может укусить другого ребенка

Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

Причины детской «кусачести»

Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.

Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.

Причина Описание Что делать?
Плохой пример Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
Защитная реакция Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
Недостаток внимания Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
Доказательство собственной значимости Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
Чувство тревоги Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
Неурядицы в семье Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
Агрессия со стороны родителей Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
Как средство коммуникации Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
Гиперактивность Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
Усталость Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. Если видите, что ребенок устал, - не трогайте его, обеспечьте ему отдых.

Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.

Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?

Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.

Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.

Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.

  1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
  2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
  3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
  4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
  5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
  6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
  7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
  8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
  9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
  10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.

Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Большинство детей младше 3 лет могут как минимум раз кого-то укусить. Большинство детей прекращают кусаться сами по себе. Если ребенок часто кусается после 3 лет, может быть необходимо специальное лечение. Кусание не всегда является запланированным действием и очень редко может привести к серьезным повреждениям у другого человека или же представлять угрозу для его здоровья.

Кусание – обычное явление среди детей младше 3 лет. Кусание становится проблемой, если часто повторяется, продолжается после 3 лет, из-за этого страдают другие, либо же сам укус сопровождается агрессивным поведением.

Ребенок, у которого режутся зубы, может кусать в ответ на неприятные ощущения во рту или для того, чтоб снизить нагрузку на десны. Дети могут также кусаться для того, чтоб справится с сильным приливом чувств из-за того, что им не хватает языковых навыков, чтоб выразить свои эмоции, например, беспомощность, страх, раздражение.

Обычно твердое «нет» и строгое выражение лица отбивают у ребенка охоту кусаться. Детей, которые часто кусаются, особенно после 3 лет, необходимо показать стоматологу.

Почему дети кусаются?

Дети кусаются по разным причинам в зависимости от их возраста.

    В возрасте 5-7 месяцев , дети обычно кусают других, когда чувствуют дискомфорт вокруг рта, или же когда у них сильные боли, вызванные прорезыванием зубов. Чаще всего дети кусают родителей и родственников. Дети в таком возрасте отучаются кусаться, когда видят и слышат реакцию человека, которого они укусили.

    В возрасте 8-14 месяцев , дети обычно кусают других, когда сами очень сильно возбуждены. Чаще всего они кусают родственников или других детей, которые находятся рядом с ними. Твердое «нет» обычно останавливает привычку кусаться у таких детей.

    В возрасте 15-36 месяцев , дети могут кусать окружающих от раздражения или из-за желания контролировать действия другого человека. Обычно они кусают других детей. Менее часто они кусают родственников. Дети в таком возрасте прекращают кусаться, как только понимают, что подобное поведение недопустимо.

    После 3 лет , дети обычно кусаются, когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются, необходимо показать врачу. Может оказаться, что у ребенка проблемы с самовыражением или с самоконтролем.

Когда мой ребенок может укусить другого ребенка?

Ребенок может кусаться в самых разных ситуациях, чаще всего это происходит, когда дети играют вместе. В Украине травмы от укусов – обычное явление в детских садах. Большинство таких случаев можно было предотвратить внимательно наблюдая за детьми, а также помогая им должным образом выражать свои чувства.

Ребенок любого возраста, который часто кусает других, может нуждаться в специальном уходе. Если ребенок постоянно кусается, родителей могут попросить забрать ребенка из детского сада. Может возникнуть необходимость перевести ребенка в другой детский сад, персонал которого знает как обращаться с такими детьми.

Может ли кусание сигнализировать о наличии более серьезных проблем?

Кусание у детей в раннем возрасте обычно не приводит к проблемам с поведением, когда дети становятся постарше. Но дети, которые часто кусаются и агрессивно себя ведут, особенно если они старше 3 лет, могут страдать от проблем со здоровьем или от тяжелого эмоционального состояния. В этом случае необходима консультация врача.

Признаки того, что кусание – проявление проблем с поведением

Кусаться время от времени – нормальное явление для маленьких детей и новорожденных. Тем не менее, иногда кусание – проявление проблем с поведением, связанных с враждебностью и агрессией. Ребенка должен осмотреть специалист, если ребенок:

    Очень часто кусается и продолжает делать это несмотря на попытки родственников контролировать ситуацию.

    Кусается после 3 лет.

    Кусается при самых разнообразных ситуациях.

    Ранит своими укусами других детей.

    Ребенок кусается из-за проявления агрессии и/или злости, чем из-за расстройства или желания получить какой-либо предмет.

    Ребенок кусается и у него проявляются другие виды агрессивного поведения, например, ребенок ранит животных.

Методы лечение кусания

Обычно детский укус безвреден, и не требует медицинского вмешательства для ликвидации последствий. Даже укусы, при которых была повреждена кожа и начала идти кровь, не составляют опасности. Достаточно обработать место укуса в домашних условиях. Но именно эти типы укусов могут быть инфицированы и поэтому необходимо внимательно наблюдать за ними, особенно если у укушенного проблемы с иммунной системой.

Ослабленная иммунная система

Иммунная система – это природная защитная система организма, которая помогает организму бороться с инфекциями. Ослабленная иммунная система не функционирует должным образом и не может эффективно защищать человека против инфекций.

При некоторых обстоятельства и при использовании некоторых медицинских средств иммунная система организма ослабляется. Это может произойти в следующих случаях:

    Злоупотребление алкоголем или наркотиками.

    Определенные болезни или медицинское состояние. Диабет, рак, ВИЧ/СПИД, или состояние в котором тело определяет свои собственные клетки как вредоносные (аутоиммунное отклонение) и т.д.

    Химиотерапия или радиационное облучение.

    Употребление некоторых лекарств, например, кортикостероиды или другие препараты, принимаемые для подавления иммунной системы после трансплантации органов.

    Хирургическое вмешательство для удаления селезенки (спленэктомия).

Проконсультируйтесь с врачом, если:

    У Вас или у Вашего ребенка укус, в результате которого была прокушена кожа, появились признаки развития инфекции.

    У Вас и Вашего ребенка высокий риск возникновения проблем в результате развития инфекции.

В большинстве случаев, когда у ребенка возникают проблемы с кусанием, доктор может помочь. Кусание, в результате которого окружающие получают повреждения или же кусание после 3 лет – признаки того, что ребенку необходимо научиться контролировать сильные эмоции. Доктор может объяснить детям и родителям, каким образом можно проявлять свои чувства. Например, доктор может отправить Вас на курсы воспитания детей или же на курсы развития детей. Благодаря этому Вы сможете понять, почему ребенок кусается и как Вы можете реагировать на такое поведение ребенка.

Родителям может понадобиться дополнительная помощь, если они чувствуют, что теряют контроль над своими действиями, когда пытаются дисциплинировать своего ребенка, если тот кусается. Курсы по контролю гнева или консультации могут помочь тем родителям, которые чувствуют себя перегруженными и уставшими.

Не во всех случаях кусание можно предотвратить. Но Вы можете значительно снизить частоту кусания, если постараетесь выяснить причину, по которой ребенок кусается. Обычно причина зависит от возраста.

    Дайте детям у которых могут резаться зубы мягкие игрушки или специальные кольца для прорезывания зубов, которые разработаны специально для того, чтоб уменьшить дискомфорт. Кусание или жевание чистой замороженной ткани также может помочь. Для более детальной информации смотрите раздел Прорезывание зубов.

    Скажите детям в возрасте 8-14 месяцев, что кусание причиняет боль другим людям. Преувеличьте боль, если ребенок кусает Вас. При этом надо сказать «Нет, мы не кусаемся!», или что-то вроде этого.

    Помогите детям в возрасте 15-36 месяцев научиться выражать свои чувства словами. Также научитесь определять, когда Ваш ребенок собирается кого-то укусить. Вы можете предотвратить укус, если отвлечете ребенка. В случае с маленькими детьми не пытайтесь аргументировать и не устраивайте длинные дискуссии про кусание. Используйте простые и конкретные предложения в своем разговоре.

Что может увеличить риск от пореза, укуса или других повреждений кожи?

Во многих случаях (образ жизни, употребление медицинских препаратов, заболевания) возможности организма бороться с определенными заболеваниями и умение лечить их могут ослабнуть. Вы также можете быть в группе риска, если у Вас есть хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Убедитесь, что сообщили об этом доктору.

Условия

    Проблема или состояние наявные с рождения (врожденный дефект).

    Возраст – старше 60.

    Искусственный сустав или сердечный клапан.

    Ранение кожи при путешествии в другую страну.

    Ребенку меньше 6 месяцев.

    Истощение

    Ожирение

    Предыдущее хирургическое вмешательство чтоб удалить водянистые вздутия из-за предыдущего ранения кожи.

    Предыдущее ранение такого же плана.

    Предыдущее хирургическое вмешательство по удалению селезенки.

    Зуд (отек) в месте предыдущего ранения.

    Отсутствие прививки от столбняка.

Способы жизни

    Злоупотребление алкоголем.

    Злоупотребление наркотиками.

    Курение или использование табака.

Медицинские препараты

    Антикоагулянты, например, аспирин, гепарин, вофарин (C19H16O4)

    Кортикостероиды, например, преднизон

    Медицинские препараты, чтоб предотвратить отторжение трансплантированных органов

    Медицинские препараты, используемые для лечения рака (химиотерапия)

    Лучевая терапия

Заболевания

  • Нарушение питания, например, нервная анорексия или нейрогенная булимия

    Аутоиммунные заболевания, например, волчанка

    Кровеносные нарушения, например, гемофилия или конституциональная тромбопатия (болезнь Виллебранда – Юргенса)

    Замедленный ток крови в организме, например, венозная недостаточность или заболевание периферийных артерий

  • Болезни сердца

    Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)

    Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (ИТП)

    Болезнь почек

    Болезнь печени

    Рассеянный склероз

    Остеоартрит

    Остеомиелит

    Ревматический артрит

    Заболевание серповидных эритроцитов

Избавляемся от кусания у детей, у которых прорезываются зубы

Некоторые дети кусаются, когда у них режутся зубы, из-за того, что они чувствуют дискомфорт или боль. Наиболее часто проявляемые симптомы прорезывания зубов:

    Опухоль, повышенная чувствительность и неприятные ощущения на деснах в области прорезывания зуба.

    Повышенное слюноотделение, которое может вызвать слюнотечение. Это в свою очередь может вызвать появление сыпи на подбородке, лице или животе.

    Отказ от пищи и питья из-за болей во рту.

    Раздражительность и беспокойный сон из-за дискомфорта.

Кольца для прорезывания зубов или мягкие игрушки могут уменьшить неприятные ощущения ребенка из-за прорезывания зубов. Для этой цели предназначено огромное количество различных сертифицированных приспособлений. Убедитесь, что эти вещи не представляют опасности и что ребенок может их тянуть в рот.

Кусание или жевание чистой, смоченной и охлажденной ткани также может снизить боль от прорезывания зубов.

Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев

Чтоб помочь ребенку в возрасте 8-14 месяцев прекратить кусаться:

    Установите четкие правила относительно кусания. Скажите ребенку: «Мы никогда не кусаем людей. Мы кусаем еду, например, яблоки и печенье».

    Если ребенок кусается, скажите «Кусаться – это больно». Если ребенок укусил Вас, преувеличьте свою боль. Благодаря этому ребенок сможет понять, почему Вы расстраиваетесь, когда он кусается.

    При разговоре о кусании используйте твердый голос и сохраняйте строгое выражение лица. Дети в таком возрасте могут не понимать слов, но они понимают язык тела, выражение лица и тон голоса.

Избавляемся от кусания у детей в возрасте от 15 до 36 месяцев

Дети в возрасте от 15 месяцев до 3 лет могут кусать других из-за того, что они раздражены или хотят контролировать ситуацию или же другого человека. Ниже перечислены некоторые способы, благодаря которым Вы можете остановить привычку кусаться:

    Помогите ребенку описать его чувства словами, например, «ты наверное злишься на Бобби за то, что он забрал твою игрушку».

    Поощряйте попытки ребенка использовать для самовыражения язык. Скажите ему: «Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся».

    Приучите ребенка к сопереживанию, это умение понимать чувства окружающих.

    Поощряйте деятельность, соответствующую возрасту и навыкам ребенка. Чтоб избежать раздражения, старайтесь не использовать активности, которые могут быть слишком сложными или носят соревновательный характер.

    Отвлеките ребенка, которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

    Остановите ребенка, если Вам кажется, что он собирается кого-то укусить. Отвлеките внимание ребенка, посмотрев прямо ему в глаза. Твердым голосом с грозным выражением лица скажите: «Нет, мы никогда не кусаем людей».

    Похвалите ребенка, который успешно преодолел стрессовую ситуацию. Скажите: «Молодец, ты использовал слова, когда чувствовал злость».

Как можно предотвратить кусание

Позитивная похвала поможет предотвратить кусание у ребенка. Похвалите ребенка, когда он ведет себя так, как Вы его об этом просили, например, делится, хорошо себя ведет, считается с чувствами других, проявляет терпение.

Когда Вы видите, что ребенок себя хорошо ведет, похвалите его за это. Похвала не должна выражаться в виде конфеты, игрушки или чего-то еще. Похвалой могут послужить обычные слова о том, что ребенок поступил хорошо и Вы цените сотрудничество и здоровую реакцию на проблемы или раздражение. Например, Вы можете сказать: «Хорошо! Когда ты был злой, то смог выразить это словами!». Объятия или дружеский шлепок по спине помогут ребенку ассоциировать неагрессивное поведение с позитивными вещами. В скором времени ребенок поймет, что чувствует себя лучше, когда ему уделяют внимание за хорошее поведение, чем когда ему уделяют негативное внимание за то, что он кусал других или агрессивно себя вел.

Более того, родители должны моделировать поведение, которое хотят видеть у своих детей. Избегайте вспышек гнева и других проявлений агрессии. Будьте хорошим примером и покажите ребенку, как можно спокойно справляться с ежедневным раздражением.

Как помочь ребенку, которого укусили

Когда один ребенок кусает другого, в первую очередь необходимо позаботиться о ребенке, которого укусили, поддержать его морально:

    Уведите ребенка от источника раздражения.

    Успокойте ребенка. Этот процесс должен видеть ребенок, который его укусил.

    Помогите ребенку выразить его чувства из-за того, что его укусили. Вы можете сказать: «Можешь поплакать. Укус действительно болит».

    Неговорите «Андрей неправильно сделал, укусив тебя».

Проверьте район укуса. Большинство детских укусов безвредны и практически не оставляют следа. На коже может появиться отпечаток зубов или незначительное покраснение, обычно в таких ситуациях нет необходимости в медицинском вмешательстве. Чаще всего достаточно просто приложить холодный компресс к месту укуса и показать ребенку, что Вы его любите.

Иногда, в результате укуса может быть повреждена кожа, место укуса может кровоточить. Как правило повреждения незначительны и их можно вылечить дома. Но за такими укусами надо следить особенно внимательно, потому что они подвержены инфицированию.

Свяжитесь с доктором, если в результате укуса была повреждена кожа и:

    Боль усиливается.

    Развиваются признаки инфекции.

    Человек, которого укусили, страдает от проблем с иммунной системой, что увеличивает риск осложнений от инфекции.

Как ответить ребенку, который кусается

Когда ребенок кусается, дайте ему понять, что такое поведение недопустимо. Очень резко отреагируйте на кусание (но без проявления жестокости или агрессии). Если Вы единственный, кого укусили, преувеличьте боль. Если ребенок покусал кого-то еще, отреагируйте, сделав замечание строгим голосом и со строгим выражением лица. Скажите, «Нет! Мы не кусаемся!». Многие дети так же шокированы и расстроены, как и тот, кого покусали. Это происходит из-за того, что дети могут не знать, что укусы причиняют боль.

Расскажите ребенку, что есть другие способы, чтоб выразит свои чувства. Например, скажите: «Воспользуйся словами, чтоб показать Лене, что ты на нее злишься, за то, что она вяла твою машинку».

Когда ребенок кусается, нельзя:

    Кусать ребенка в ответ, чтоб он почувствовал, что означает быть укушенным.

    Мыть рот ребенка мылом.

    Бить ребенка, шлепать его или использовать другие виды телесного наказания.

Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться, можно применить технику тайм аутов. Тайм ауты дают ребенку время для того, чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли, что кусание неприемлемо. Тайм ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику.

Кусание в детском садике

Если один ребенок кусает другого в детском садике, директор может попросить прийти на встречу родителей обоих детей. Если кусание продолжается, то могут принять следующие меры:

    Сокращение времени пребывания ребенка в детском садике.

    Внимательное наблюдение за ребенком, чтоб понять в каких ситуациях он начинает кусаться. Некоторые действия могут раздражать ребенка. Возможно замена таких действий другими может быть самым эффективным способом решения проблемы.

    Смена режима.

Если даже после таких мер ребенок не прекращает кусаться, Вас могут попросить перевести ребенка в другой детский сад. Более маленькое заведение или же заведение со специальным персоналом – это может быть оптимальное решение для ребенка, который постоянно кусается.

Свяжитесь с доктором, если:

    Вы не смогли отучить ребенка кусаться, воспользовавшись всеми перечисленными советами.

    Вам сложно справиться со своей реакцией на то, что ребенок кусается.

    Тот факт, что ребенок кусает вносит хаос в его жизнь.

    Вам необходима консультация относительно того, как справиться с тем, что ребенок кусается.

Кусание - Тестирование

Проконсультируйтесь с доктором, если Вы считаете, привычка ребенка кусаться становится проблемой. Доктор захочет узнать подробности о поведении Вашего ребенка и о кусании. Доктор может Вас спрашивать, что обычно происходит, когда ребенок кусается, как Вы и другие родственники реагируете на это, и какой распорядок дня обычно нравится Вашему ребенку.

Вопросы о ситуациях, в которых Ваш ребенок покусал кого-нибудь

    Ваш ребенок чаще кусает взрослых или детей?

    Ребенок выглядит расстроенным или злым, когда кусается?

    Сколько людей обычно находится рядом, когда ребенок кусается?

    Есть ли какие-то места или ситуации, при которых ребенок кусается?

В детском саду в каждой группе зачастую имеется ребёнок, который кусает своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавшему, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке». Естественно, мама сразу задаётся вопросами: почему ребёнок кусает детей в садике? Что делать? Попробуем разобраться, почему возникают такие ситуации, как на них реагировать и можно ли их предотвратить.

Первые действия родителей после инцидента

После того как родители узнали, что их ребёнок укусил сверстника в детском саду, в первую очередь нужно сделать следующее:

Почему ребёнок кусается?

Если же ребёнок стал пускать в ход зубы после того, как начал посещать детский сад, то виной этому может стать просто заразительный пример. Даже малыш, которому не свойственно проявление агрессии, может попасть под влияние большинства и начать совершать такие действия, чтобы не выделяться. Уверенные в себе дети, которых хвалят родители, чаще всего в такой ситуации не будут поддаваться влиянию коллектива.

Ниже подробно описаны основные причины появления этой вредной привычки у ребёнка, и приведены способы решения возникших в связи с этим проблем.

Причина первая. Доказательство значимости

Зачастую ребёнок начинает кусаться лишь для того, чтобы доказать свою значимость и завоевать авторитет в коллективе. Таким способом он хочет добиться подчинения ему окружающих воспитанников группы и возможности контролировать их действия. Первая причина, почему ребёнок кусает детей в садике, обозначена. Как действовать в таком случае?

Главное - это научить ребёнка выражать свои желания не с помощью укусов, а словами. Доступно объяснить малышу, что укушенным быть обидно и больно, можно с помощью игр, где он должен участвовать в ситуации сначала в роли «кусаки», а после в качестве пострадавшего. Во время этого развлечения нужно показать, что простые фразы вроде «я не хочу», «я сержусь» или «мне это не нравится» действуют гораздо эффективнее укусов.

Причина вторая. Чувство тревоги

Ребёнок может кусаться в том случае, когда испытывает чувство тревоги или дискомфорта от нахождения в конкретном месте или окружении. Вероятно, ему страшно, или он чувствует себя беззащитным. Если ребёнок кусает детей в саду именно по этой причине, то для решения проблемы родителям нужно окружить его ещё большей любовью и заботой, а воспитателю постараться создать дружественную атмосферу вокруг малыша и, может быть, дать ему немного больше личного пространства. Работникам детского сада следует помочь своему подопечному найти уголок, где он будет чувствовать себя безопасно. Если кроха ходит в сад совсем недавно, нужно дать ему время для адаптации. Пусть возьмёт с собой в группу любимую игрушку или другую вещь из дома, которая даст ему чувство уверенности и спокойствия.

Причина третья. Нерастраченная энергия

Порой случается, что в роли «кусаки» выступает гиперактивный ребёнок. И пускает в ход зубы он лишь потому, что в течение дня ему не удалось выплеснуть достаточное количество энергии.

Когда такой ребёнок кусает детей в детском саду, что делать воспитателю и родителям? Чётко соблюдать распорядок дня малыша. До обеда ему рекомендованы подвижные игры и физические нагрузки, к примеру, танцы, плавание, езда на велосипеде. А вот вторую половину дня лучше провести спокойно, рисуя, играя с конструктором, лепя из пластилина или читая книги.

Причина четвёртая. Чрезмерная эмоциональность

Если малыш с помощью укусов выражает положительные эмоции, то нужно предложить ему альтернативу, как показывать свои чувства другими способами - используя добрые слова, объятья и поцелуи.

Возможен другой вариант - когда ребёнок кусает детей из-за нахлынувшей на него агрессии. Как по-другому можно её выразить, кроха пока не знает. Вот и прибегает к использованию зубов.

Причина пятая. Недостаток внимания

Если малышу кажется, что мама с папой не уделяют ему должного внимания, он ищет способы исправить это. Чтобы хоть как-то зацепить родителей, ребёнок кусает детей в саду.

Что делать при этом взрослым? Нужно постараться проводить с крохой как можно больше времени. Обнимать его, целовать, вместе играть, читать книги и просто общаться. Вскоре между родителями и ребёнком установится невидимая связь, его психология станет более понятна, и появится возможность предугадать, когда и по какой причине малыш может укусить. Именно в этот момент нужно переместить его внимание на что-либо, отвлекающее ребёнка от возникшего желания пустить в ход зубы.

Что нужно делать после того, как ребёнок кусался, и чего предпринимать не стоит

Категорически запрещается отвечать «кусаке» агрессией. Нельзя кричать или пытаться шлёпнуть его, тем более не стоит пытаться тоже пустить в ход зубы с целью воспитания. Ответная агрессия не приведёт к решению проблемы, а может лишь запугать ребёнка и зародить в нём комплексы. Главное, что должен сделать взрослый - спокойно и уверенно объяснить крохе, как он сделал больно своему сверстнику.

Нужно дать понять ребёнку, что укусы лучше заменить словами «нет», «мне не нравится», «не хочу», «я сержусь». Что использование речи более эффективно, чем применение зубов. Проигрывание таких ситуаций с использованием кукол оказывает положительное влияние на малыша.

Бывает, ребёнок кусает детей для проверки окружающих. Ему любопытно, какая последует реакция, каков предел дозволенного, и что может сойти ему с рук. В таком случае взрослые должны чётко дать понять, что этого делать нельзя. Родителям нужно объяснить: когда кусаешь - причиняешь боль. Гораздо лучше обниматься и целоваться.

Если ребёнок раскаивается

Случается, что ребёнок кусает детей в садике не целенаправленно, а в порыве эмоций или в силу усталости. После этого он сам пугается своего поступка и искренне раскаивается.

В таком случае не нужно его отчитывать. Наоборот, следует предложить ребёнку попросить прощения у сверстника, подуть на место укуса, приклеить пластырь, подарить ему игрушку. Но такое поведение взрослых предполагается только в случае, когда для малыша эта ситуация действительно единична и не является нормой поведения.

Как отучить малыша кусаться?

Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:


Как малышу выплеснуть гнев?

Гнев - это природная эмоция, которая имеет такое же право на существование, как и прочие. Порой даже взрослые люди, которые умеют держать себя в руках, испытывают это чувство. Отличие малыша от мамы или папы состоит в том, что родители знают, как выплеснуть гнев, не причинив при этом вреда окружающим, а их отпрыск этим умением не владеет. Почему ребёнок кусает детей? Потому что разгневан. Нужно научить его избавляться от этой эмоции с помощью неодушевлённых предметов. Например, можно поколотить диванную подушку, порвать ненужную бумажку на мелкие кусочки, побросать мягкие мячи в стену, слепить из пластилина и расплющить кулаком его чувство гнева, громко покричать и порычать.

Нельзя полностью пытаться подавить негативные эмоции малыша, ведь впоследствии это может привести к посещениям детского психолога и невропатолога.

Профилактика вредной привычки

Почему ребёнок кусает детей? Потому что его не хвалят родители. Вовремя сказанное одобрительное слово предотвратит появление желания укусить. Нужно хвалить кроху, когда его поведение соответствует вашим просьбам, к примеру, если он угощает сверстников, делится игрушками, считается с желаниями других, проявляет терпение.

В нужный момент обняв ребёнка, можно помочь ему ассоциировать своё неагрессивное поведение с приятными ощущениями. Скоро кроха поймёт, что лучше получать позитивную реакцию на своё миролюбивое поведение, чем негативную - на искусанных сверстников.

В свою очередь, родители и работники детского сада должны своим примером показывать малышу, как следует справляться с гневом и раздражением.

Хорошим методом профилактики являются ролевые игры с ребёнком. Вот несколько тем для таких психологических тренингов:

  • У ребёнка отбирают игрушку.
  • Малыш рассердился.
  • Кроху ударили или обозвали.
  • Ребёнку страшно.

Целью таких занятий является возможность научить малыша выражать эмоции исключительно словами, без пускания в ход зубов.

Воспитатель сказал, что ваш ребёнок кусает детей. Что делать с этой проблемой? Нужно помочь малышу. В первую очередь следует попробовать разобраться с причиной, вследствие которой у малыша появилась эта вредная привычка. Дальше главной задачей родителей является устранение этого фактора, влияющего на поведение крохи. Взрослые должны запастись терпением и проявить свою мудрость в решении этой проблемы. Главными помощниками в этом станут внимание, объятия и поцелуи. Уверенный в себе ребёнок, которого часто и по делу хвалят, не станет решать вопросы, кусая других детей. И помните, что любовью избаловать нельзя. Благодаря этой статье у вас обязательно получится превратить злого "кусаку" в самого лучшего "целоваку".

Маленькие детки — маленькие бедки. Не раз слышала такое высказывание от родителей. Даже если дети еще маленькие, проблем с ними бывает ох как много. И одна не очень приятная ситуация возникла с моим ребенком. Он вдруг стал кусать своих сверстников в детском саду. Я испугалась и сразу решила обратиться к компетентному специалисту. Оказалось, не все так страшно. Главное, вовремя обратить внимание на тревожные сигналы подобного рода.

Почему маленькие дети кусаются: изучаю причины

Малыши могут кусаться по многим причинам. Этого не надо пугаться. Однако желательно побыстрее начать отучать их от подобного занятия.

Рассматривая жизнь ребенка, можно выделить два периода. Неумышленный (от 5 месяцев до 1,5 лет) характеризуется неосознанным поведением. И у мышленный период , от 1,5 лет до 3 и старше, когда малыш уже осознает характер своих поступков.

С 5 до 7 месяцев причинами кусания могут быть болевые ощущения. Так, детки часто испытывают дискомфорт во рту, возникают проблемы с животиком либо прорезываются зубы. В этом возрасте объектами покусывания становятся родители и другие родственники.

В возрасте 8-14 месяцев дети кусаются, пребывая в сильном возбужденном состоянии. Ребенок уже начинает общаться со своими сверстниками, кусает их и остальных людей, находящихся рядом с ним.

В 1,5-3 года причиной кусания окружающих обычно является раздражение, а также желание держать под контролем действия другого человека. Теперь агрессия направлена в основном на знакомых детей, все реже покусанными становятся родители.

У детей старше 3 лет причиной кусания становится ощущение своей беспомощности или сильного испуга. Так, например, у моей подруги сын кусал других детей в процессе игры. Она его сразу показала врачу, и совместными усилиями проблема была быстро решена.

Кусание для маленьких детей — это нормальное явление. Но есть ряд случаев, когда обязательно нужно показаться врачу. И это ситуации, когда:

  • ребенок кусается часто и не обращает внимания на замечания родителей;
  • малышу уже 3 года, а он продолжает кусаться;
  • наносит ранения своими укусами;
  • кусается в порывах злости или когда хочет любыми способами заполучить нужную ему вещь;
  • укусы сопровождаются совершением других агрессивных действий.

Если у ребенка наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не стоит надеяться на «авось», мол, с возрастом все пройдет. Ведь след в психике остается на всю жизнь. Поэтому первоочередная задача, которая стоит сейчас перед родителями, заключается в поиске хорошего специалиста.

Многие родители воспринимают кусание как баловство, очередную шалость. Маленький, вырастет и поймет, что так делать нельзя. Это не так безобидно, как выглядит на первый взгляд.

Поведение детей в большей степени связано с взаимоотношениями родителей и родственников в семье. Дети, как копирка, повторяют все за взрослыми. Скандалы, крики, слезы, агрессивное поведение — все это становится причиной появлений такой привычки.

Если укусил, нужно спокойно объяснить, что так делать нельзя, человеку больно. При этом лучше вести диалог, спросить, может, ребенок о чем-то хочет сказать или попросить. Необходимо дать понять, что его любят и прислушиваются к просьбам.

И, конечно, любой разговор лучше заканчивать выводом. Например, скажите: «Так делать нехорошо, мне больно, я огорчаюсь, когда ты так делаешь». Главное, установить доверительные, уважительные отношения, тогда можно будет избежать многих проблем.

Почему ребенок кусает себя?

Когда ребенок делает себе больно, это серьезный повод для беспокойства. Потенциальных причин может быть много. Необходимо вспомнить, когда именно началось отклонение в поведении, какие события этому предшествовали. Может, крохе уделялось мало внимания, он тем самым выражал свою агрессию. Или он чем-то расстроен. В любом случае, желательно уделять малышу больше внимания, читать сказки. И важно останавливать его, когда он причиняет себе боль. Также нужно ненавязчиво показать, что причинять боль и бить себя недопустимо.

В малом возрасте отклонения в поведении проходят также внезапно, как и появляются. Но, если ребенок продолжает кусать себя, лучше обратиться к специалисту.

Почему дети кусаются в детском саду?

Я не любила детский сад, у меня никогда не было желания туда идти. Посещала я его совсем немного, благо, моим воспитанием занималась бабушка. Но для детей быть в коллективе очень важно. Ведь они могут показать себя, общаться со сверстниками, получать уникальный опыт, который пригодится в жизни.

Как быть тем родителям, чьи чада кусаются в садике? Надо помнить, что ребенок — это такое существо, для которого есть либо правда, либо ложь, хорошо или плохо, замечательно или ужасно. Все это сопровождается у него сильным выражением эмоций. Дети острее чувствуют все происходящее, поскольку нет той защиты и спокойствия, которые дома обеспечивают родители. В восприятии крохой окружающего мира большую роль играет воспитатель. Он должен показать другие способы выражения эмоций, понаблюдать за кусающимся малышом, помочь родителям бороться с этой вредной привычкой.

Как отучить ребенка кусаться: эти способы помогут

Способов отучить немало. Мой семейный психолог дал мне целый ряд советов.

Что делать категорически нельзя?

Ни в коем случае нельзя наказывать за укусы. Может получиться обратный эффект.

Малыш чувствует, что ему запрещается это делать, и назло всем будет дальше продолжать кусаться. Лучше действовать следующим образом. На укус реагировать резко, без злости и агрессии. Отвечать твердо, что нельзя, мы не кусаемся. Доходчиво объяснить, почему категорически нельзя причинять боль другим, рассказать, как по-другому выражаются чувства, например, словами.

Только это нам помогло отучить детей кусаться

Увы, но и мой сын кусался в садике. Помню тот день, когда воспитательница сообщила мне эту новость. Я очень расстроилась, но сразу поспешила к врачу на консультацию. И не пожалела. Ведь получила тут советы относительно того, как победить эту плохую привычку.

Я с ребенком старалась беседовать спокойно. От наказаний за укусы отказалась. Понимала, что негатив, идущий от меня, ничему хорошему не научит, лишь только усугубит ситуацию. Приходя домой, мы садились напротив друг друга, я в доверительной беседе рассказывала, почему нельзя кусаться, объясняла, что своими действиями он причиняет боль другим, а это недопустимо. Главное, показать недовольство поступком, а не самим ребенком. Поверьте, это очень важно для малыша, ведь он — личность.

Также мы начали усиленно заниматься упражнениями для развития речи. Чем быстрее кроха научится хорошо говорить, тем быстрее будет самостоятельно выражать свои эмоции словесно. Вредная привычка уйдет сама собой.

И еще я стала добавлять в рацион больше твердых продуктов в виде овощей и фруктов (морковь, яблоки). Малыш кусает эту пищу, и ему уже не так сильно хочется кусать еще что-то.

Что еще почитать