Используется для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Означает «лечение сказкой». ЕЕ используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».
По отдельно взятым детским проблемам:
1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора
, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
От психолога требуется выполнение следующих условий:
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
Сказки должны подходить ребенку по возрасту.
В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании , и в образовании , и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Давайте попробуем отделить их один от другого:
Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.
Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:
Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый - все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.
Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:
Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические , психокоррекционные , прогностические.
Дмитрий Кудзилов Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии . Архивировано
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.
Роман Кандибур Сказкотерапия в гештальт-подходе. . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.
Иван Шихалдин Сообщество сказкотерапии Сказочная Страна. . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 1 ноября 2009.
Дмитрий Соколов Страничка Дмитрия Соколова . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012. Проверено 5 ноября 2008.
Дарья Селиванова Сказкотерапия. Как правильно лечить сказкой? . Архивировано из первоисточника 21 марта 2012.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- (от лат. victima жертва) склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него. Виктимность изучает межотраслевая дисциплина виктимология. Различают также «общественную… … Википедия
В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление «психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и… … Психотерапевтическая энциклопедия
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия
- (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия
- (от англ. art искусство; therapy терапия, лечение, уход, забота) диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в… … Википедия
Гештальт терапия (от нем. Gestalt фигура, образ, целостность, личность) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории… … Википедия
Савицкая Светлана Васильевна Род деятельности: журналистка, поэтесса Дата рождения: 10 октября 1963(1963 10 10) (49 лет) … Википедия
- (иллюстрация Уолтера Крейна) «Умная Эльза» (нем. Die kluge Else) сказка братьев Гримм, представляющая собой фарс о молодой девушке, которая, прослыв «умной», делала массу глупостей, видела будущее в мрачном свете и заражала своими… … Википедия
Тавале это международный фестиваль практической психологии, духовных практик, искусства и философии. Основан в 2000 году как конференция практической психологии в Харькове. С 2005 года стал крупнейшим на Украине. С 2010 года в течение… … Википедия
Содержание 1 История 2 Современность 3 Структура 3.1 Младший отдел … Википедия
Что такое сказкотерапия для детей? Как ей пользоваться? В широком смысле – это профессиональный психологический прием для лечения детских комплексов и страхов.
Но и на бытовом уровне вовремя рассказанная сказка помогает решить множество проблем!
Помимо традиционных сказок для детей раннего возраста («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок»), выпускаются и пользуются успехом целые тома коротких «терапевтических» историй.
В игровой манере они поучают, показывают пример и избавляют от комплексов. Авторы-психологи придумали рассказы на все случаи жизни, вам лишь остается выбирать те, что в тему, и вовремя зачитывать.
Представьте себе, что ваш ребенок не хочет спать в своей кроватке и каждую ночь со скандалом перебирается в родительскую. Это неудобно ни вам, ни малышу, но решать вопрос криком и угрозами не нужно!
Достаточно пару раз на ночь рассказать сказку про то, как сладкий сон не мог найти мальчика Васю, потому что тот спал на папином диване, и приснился кому-то другому. А Вася взамен получил скучный сон для папы – про нудную работу до самого вечера.
Применение сказкотерапии помогает родителям безболезненно решать возникающие бытовые проблемы: детские капризы , страхи, отказы вести себя правильно, слезы, нежелание засыпать в своей кровати и спать в целом и так далее.
Когда рассказывать педагогические сказки? Те, что призваны решить какую-то серьезную проблему, лучше всего читать на ночь после всех других историй.
Сначала вы с малышом просто листаете любимые книги, а под занавес рассказываете только одну поучительную историю.
Вскоре вы и сами научитесь придумывать воспитывающие истории, и вам не придется каждый раз хвататься за книгу. Если каприз случился на прогулке, то, не отходя от кассы, сочините короткий рассказ о герое, в котором ребенок обязательно узнал бы себя.
Он должен быть понятным, со знакомым и любимым персонажем – кошечкой Муркой, игрушкой Слоней, мальчиком Васей.
Начинается педагогическая сказка с ситуации, близкой к той, в которой оказались вы. Например, кошечка Мурка не хотела одеваться на прогулку, капризничала и плакала. Потому что ей было скучно и хотелось скорее гулять. А еще она очень не любила всовывать лапки у рукава – у нее ведь целых четыре лапки, а это жутко неудобно!
Заметьте, поначалу вы объясняете чувства персонажа, которые испытывает и само дитя. Так оно отождествляет себя с героем. Затем добавляете каплю юмора: когда ребенок смеется, он прогоняет стресс.
Заканчиваться «местная» сказкотерапия будет словами о том, как кошечка Мурка однажды убежала гулять, не успев одеться, и заболела.
И болела она целую неделю, и все это время сидела дома, пока другие кошки гуляли. С тех пор Мурка стала всегда тепло одеваться, да еще и младшего братика укутывать.
Не бойтесь, что первые самостоятельно выдуманные сказки будут слегка кособокими, нелогичными и оторванными от реальности. Действительно, какая еще одежда для кошки?
Главное в деле сказочного сочинительства – выключить «взрослого» и вспомнить, что в выдуманном мире возможно все!
А ребенок вам будет только благодарен, ведь в игровой форме и на примере вымышленных героев ему намного легче решать свои внутренние вопросы и избавляться от тревог.
Уместна как в случае поведенческих проблем, так и для избавления от детских страхов, комплексов, регулировки отношений с другими малышами и воспитании и взращивании полезных качеств (смелости, решительности, уверенности в себе).
Больший эффект достигается, если после прочтения вы эту сказку еще и обсудите, разложив по полочкам поведение и мотивацию героя.
Можете задавать наводящие вопросы, самые элементарные: «Что заставило Бобика стать смелым и защитить братика?», «Почему Слоник все-таки скушал таблетку?».
Вы удивитесь, какое магическое воздействие оказывает детская сказкотерапия. Теперь вам не придется вспоминать про методы кнута и пряника, угрозы и крики!
Сказкотерапия – термин, подразумевающий “лечение сказками”. Методы сказочной терапии используют в различных сферах – педагогика, медицина, но в первую очередь в психологии. Сказкотерапия применима как для взрослого поколения, так и для детей. В основном используется при воспитании молодого поколения, при общении с дошкольниками. С помощью данной методики можно эффективно и аккуратно воздействовать на психологический мир ребенка, его мировоззрение.
Понятие сказкотерапии
Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.
Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.
Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:
В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.
Сказки делятся на четыре вида. Рассмотрим сказкотерапевтические методы для дошкольников более подробно.
Также их называют обучающими. Их активно применяют при поднесении детям учебно-познавательной информации. Ребенок легче воспринимает знания через образы, символы.
Часто используются взрослыми для влияния на поведение ребенка. Так, при негативном поведении малыша с помощью психокоррекционных сказок можно постепенно изменить поведение ребенка, изменив его собственный взгляд на свое поведение, научить понимать окружающий мир.
Ее цель – создать в воображении картину окружающей среды. В таких сказках герои переживают различные реальные события, ситуации. Анализируя поведение действующих героев человек начинает осознавать поведение реальных людей со стороны. Ребенок же учится понимать других людей, их характер и человеческие качества.
Направлены на избавление человека от тревожного, напряженного состояния, погружение в приятные мысли, мечты и ощущения. В таких сказках есть только хорошие, добрые герои, полностью отсутствует негатив, что позволяет погрузить человека в положительный настрой. Их также используют, чтобы помочь клиенту с помощью его анализа сказки, придумывания дальнейшего сценария, найти решение действительных жизненных проблем.
Психологического уровня является очень эффективным и применимым специалистами в различных областях – как в работе, связанной с детьми, подростками, так и при взаимодействии со взрослыми людьми, для решения внутренней психологической проблемы. Эффективность заключается в восприятии сказок всеми поколениями без исключения. Ведь с самого детства, из поколения в поколение, взрослые рассказывают детям выдуманные истории. Многие малыши часто просят рассказать одну и ту же несколько раз подряд, потому что ее они воспринимают наиболее реально и ярко.
Сказкотерапия является самым легким, воспринимаемым способом повлиять на поведенческую модель человека, его внутренний мир, мышление.
В сказкотерапии используются различные литературные жанры, как народные (мифы, анекдоты, притчи), так и более современные (фэнтези, детективы). В зависимости от психологической проблемы каждому клиенту подбирается соответствующий жанр истории.Основа любой сказки – метафора. Термин определяет применение слов и фраз в переносном смысле, основанных на внешнем сходстве или сравнении.
В сказкотерапии выделяют следующие функции:
Воздействие сказки направляется на два психологических направления – сознание и подсознание индивидуума.
Цель – донести до индивидуума жизненно важные явления, ценности, помочь установить цель, донести внутренний мир автора (авторская сказка).
Символичность сказки заключается в донесении информации:
Различают несколько типов сказок в зависимости от их цели, способа создания, их функций. Всего выделяют пять основных типов:
Сюда относят авторские повествования, а также повести, передающиеся из поколения в поколение. Придуманные народами мира в различные временные промежутки, на сегодняшний день они с успехом используются психотерапевтами в психологической коррекции.
Издавна их принято называть мифами, легендами. Это могут быть как истории об отношениях между животными и человеком (для детей), о бытовых ситуациях в отношениях семьи, сказки о перерождении и изменении (например, для людей с низкой самооценкой или детей, попавших в незнакомую, совершенно новую обстановку, например, новую семью), сказки страшилки (для переживания напряжения внутренне и подготовке к стойкому перенесению внешних тревог), сказки о волшебстве и чудесах (духовное развитие).
Как правило, применяются для тех, кто духовно устал, потерял силы и надежду на что-либо (победу над тяжелой болезнью, примирение с очень важным человеком и другое).
Используют для подачи учебного материала школьникам.
Обычно имеют определенную последовательность, план развития событий. Сюжет, как правило, немного схож с жизненной ситуацией клиента. В конце рассказ должен иметь мораль, подведение итога.
Такие рассказы направлены на жизненные ситуации, чувства, взаимоотношения, имеют глубокий смысл и заставляют задуматься над ним. Это могут быть как самостоятельно сочиненные авторские, так и старинные народные сказания.
Сказкотерапевт предлагает несколько вариантов работы со сказкой. В любом случае происходит терапевтическое воздействие на сознание клиента. Основная возрастная категория воздействия – дети и подростки. Как правило, терапевт действует по определенному плану:
Перед этим этапом клиент может нарисовать рисунок или сотворить скульптуру. В дальнейшем это поможет ему оттолкнуться от своего творения и придумать героев и сюжет. В то же время этот этап призван к творчеству, а при творении, как известно, человек выражает цветом и формами свое внутреннее состояние. Так, к примеру, если человек напряжен и переполнен негативом, его рисунок или аппликация будет ярких или темных тонов. В процессе сеанса негативные эмоции останутся в поделке, и мысли уже будут более просветленными. Если в конце занятия попросить нарисовать клиента рисунок, он будет более спокойных тонов, чем первый;
Это может быть как актерское отыгрывание (удобно для группового занятия), так и инсценирование при помощи кукольного театра.
Против чего помогает сказкотерапия
Сказки делятся на различные виды – одни имеют напряженный сюжет, другие действуют умиротворяюще, третьи показывают со стороны жизненные ситуации. Сказкотерапия для детей предполагает решение тех или иных психологических проблем ребенка. Делятся они на несколько разновидностей:
Ребенок часто не может выразить дословно свои мысли и желания. На почве невысказанности появляются капризы – “не хочу в детский сад”, “ не буду есть эту кашу”, “не хочу ложиться спать” и другие. Это очень раздражает, особенно молодых родителей.
Создается впечатление, что ребенок намеренно делает все не так, как нужно.Ф В таких ситуациях родители начинают упрекать ребенка, отчитывать. Но нравоучения не помогают ребенку увидеть себя со стороны, понять свои ошибки. Поэтому все замечания взрослых оказываются бесполезными, не достигающими главной цели – повлиять на свое чадо, исправить поведение в лучшую сторону.
С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая рассказ, маленький человечек как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком обдумать несколько вариантов действий главного героя в различных ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более правильным. Так у детей формируется видение хорошего и плохого поступка человека, он учится думать наперед, предполагать ход жизненных событий при совершении определенных действий.
Например, художественные сказки ярко показывают малышам различные черты характера: для хвастунишек подойдет сказка “Заяц-хвастун”, а при отсутствии чувства ответственности можно прочесть “Приключения Незнайки”. После прочтения малышу сказки можно разобрать поведение главных героев и последствия их поступков. Поразмыслив, ребенок найдет схожесть своих поступков и главных героев, сделает выводы и будет стараться исправиться. Выслушав рассуждения чада, родители смогут лучше понять его характер, взгляд на окружающий мир, причину тех или иных поступков, и правильно на них отреагируют в следующий раз. Так два разных поколения смогут понять друг друга, сблизиться духовно.
Выделяют такой метод арт-терапии, как сказкотерапия. Этот метод психокоррекции и психопрофилактики используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрел известность довольно давно.
Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие).
Сказки издревле использовались в качестве передачи информации. Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия на сознание и подсознание не только детей, но и взрослых. В первую очередь для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка. Также, в процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций.
У взрослых эти механизмы также прекрасно работают. На многих семинарах и тренингах специалисты используют сказки в виде наглядных пособий или способов донести информацию кратчайшим путем. В индивидуальной работе, ориентированной непосредственно на клиента, сказки используются для глубокого анализа ситуаций и поиска новых выходов из сложившегося положения.
Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Для того, чтобы осознанно составить новую сказку, необходимо разбираться в их типологии.
Чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.
Спектр тем, которые могут быть обыграны, просто огромен. К ним относятся правила дорожного движения (как правильно переходить дорогу), важность поздравления родителей с праздниками, обучение самостоятельности и многое другое.
Такую сказку можно не только рассказывать, эту же цель могут выполнять мультики и небольшие сценки с одним сюжетом.
«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.
С помощью психологической сказки врач пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.
Задача, которая выполняется при помощи психологической сказки, несколько отличается от цели сказки дидактической. В этом случае действия специалиста направлены на то, чтобы развить и укрепить определенные личностные качества пациента. Например, зачем доверять, зачем заботиться, зачем беречь себя. Это те вопросы, ответы на которые и позволяют личности формироваться.
Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации. Для этого можно использовать как события повседневной жизни, так и абсолютно сюрреалистические ситуации.
При этом во время сеанса большое значение имеет обсуждение услышанного или прочитанного. В первую очередь свое мнение высказывает пациент, а потом уже, на основании этого, говорит специалист. Интерпретация данных может многое прояснить и более полно раскрыть внутренний мир и проблему клиента.
Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику пациента, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.
Специалист с помощью психотерапевтической сказки старается вернуть веру пациента в себя, оказывает поддержку и помощь в определенной психологически трудной ситуации. В основе таких историй часто лежат притчи или буддийские сказания.
Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов. Это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии. Специалист, который берется осваивать эту методику, должен обладать не дюжим талантом рассказчика, уметь «уводить» словом и передавать точные образы.
Важно уметь создать правильное эмоциональное состояние у слушателей. Необходимо излагать материал так, чтобы любой мог четко увидеть передаваемый образ. Даже те, кто яблоко просто так не визуализирует! Медитативная сказка направлена на разговор с бессознательным, на передачу информации сразу на «подкорку». Поэтому важно уметь погрузить слушателей глубоко в рассказываемую историю.
Чтобы усилить эффект, необходимо в кабинете создать мягкую, спокойную обстановку. Для этого прекрасно подойдет приглушенное освещение, негромкая музыка, например, звуки природы. Голос рассказчика должен течь плавно, размеренно. История может не иметь четкого сюжета, но должна быть направлена на работу с архетипами.
Сказкотерапия, как и любое направление арт-терапии, имеет свои методы. Специалист сам выбирает определенный метод для каждого конкретного случая, а также может их компоновать по своему желанию:
Сказкотерапия имеет в своем арсенале множество других интересных методик. Опыт и навыки специалиста позволяют определить тот из них, какой лучше всего подойдет для решения проблем данного пациента. Ведь сказкотерапия в первую очередь является индивидуальной методикой.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам