Врач – одна из самых уважаемых и почетных профессий
История развития профессии Профессия врача - одна из наиболее древних профессий. Еще в первобытном обществе люди занимались врачеванием, а с возникновением религии все функции лекарей сосредоточились в руках целителей. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся врачей древности (Гиппократа, Асклепиада и др.), чьи знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины. Начиная с XVII века качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуются формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все новые и новые причины и механизмы развития болезней, вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения и предупреждения различных болезней.
Условия труда Условия труда врача во многом определяют качество работы. Врач должен идти на работу с удовольствием, с легким сердцем, с уверенностью в своих силах. Такую уверенность дают новые технологии, современное оборудование, внедрение новейших препаратов. Высокий уровень профессионализма зависит и от хорошего образования, от современного оборудования, но в значительной части – от развития гражданского самосознания, от подвижничества, от желания помочь пациенту, исцелить его. И это желание должно быть в каждом враче самым главным побудительным мотивом.
Качества личности врача Считается, что профессия врача тяжела, трудна и очень ответственна. Это не преувеличение. Врач должен обладать такими качествами, как терпеливость, милосердие, должен относиться к пациентам с пониманием. Ежедневная работа врача тяжела и утомительна – каждый день врачу приходится принимать решения от которых зависят жизнь и здоровье людей - готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; - бескорыстность; -терпение; -выдержка; -эмоциональная уравновешенность; -спокойный, ласковый тон голоса; -чуткость; -любовь к людям; -наблюдательность; -аналитичность мышления;
Внимательность; -умение наладить контакт с больным, находящимся в любом физическом и психическом состоянии; -постоянный интерес к работе с людьми, заботе о их здоровье; -сочувствие; -сопереживание; -коммуникабельность; -высокая концентрация внимания; -хорошая оперативная память; -собранность; -физическая и психическая выносливость; -высокая ответственность; -уравновешенность; -точная зрительно-моторная координация; -хорошо развитая мелкая моторика рук; -очень часто - самоотверженность (особенно при работе в больницах, домах престарелых приютах для бездомных, сельской местности).
Профессиональные заболевания Труд врача относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Отдельные отрасли здравоохранения по риску возникновения профессиональных болезней могут сравниться с некоторыми ведущими отраслями промышленности. Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. Самые распространенные профессиональные заболевания врачей-терапевтов на сегодняшний день: аллергические состояния, патологии опорно-двигательного аппарата, вирусный гепатит, туберкулез, тугоухость, лучевая болезнь.
Выучиться на врача можно! Профессия требует длительной подготовки, получают ее в специализированных медицинских институтах. Обучение довольно сложное, занимает 6 лет, но еще не дает права практики. После института нужно продолжить обучение, приобретая медицинскую специализацию и начиная практиковать под наблюдением более опытного коллеги (ординатура или интернатура), что занимает еще 1-2 года, и лишь потом врач-терапевт получает право практиковать самостоятельно. Помимо изучения собственно медицинских дисциплин, врачи-терапевты получают основательную подготовку в области химии и биологии.
ЛекцияИнформационное обеспечение – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.
Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.
В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебного профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.
Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения.
На каждом этапе педиатр решает задачи, соответствующие возрасту и уровню образования консультируемого подростка и потребностям данного этапа.
Условно выделяются следующие этапы проведения ВПК:
начальный этап - индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения;
этап выбора профессии при завершении неполного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 класс);
этап профессионального обучения.
В ходе проведения врачебно-профессионального консультирования в зависимости от выявленных нарушений состояния здоровья подростка определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально-производственных факторов, профессиям и видам деятельности.
Под профессиональной пригодностью (по медицинским показаниям) понимается наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессиями, как в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, так и в плане преимущественного использования наиболее развитых функций. Профессионально пригодным следует считать подростка, способного успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья.
На ранних этапах врачебного профессионального консультирования по результатам профилактических осмотров детей, проводимых в 10 и 12 лет, задачей врача-педиатра является выявление патологических отклонений и назначение лечебных и коррекционных мероприятий, направленных на их устранение и профилактику прогрессирования.
В этом возрасте работа по индивидуальному врачебно-профессиональному консультированию проводится с детьми, имеющими выраженные анатомические дефекты, неустранимые хронические заболевания или необратимые расстройства функции. Родители таких детей должны быть проинформированы о состоянии здоровья ребенка и наличии нарушений, обуславливающих ограниченный выбор видов деятельности, профессий и специальностей. Этот факт должен учитываться родителями, педагогами, психологами и школьным врачом в процессе формирования профессиональных намерений подростка. Таких учащихся необходимо своевременно ориентировать на профессии и специальности, не противопоказанные им по состоянию здоровья, тактично отвлекая их внимание от противопоказанных видов трудовой деятельности.
Наиболее ответственными этапами ВПК являются периоды окончательного формирования профессиональной направленности и завершения неполного общего среднего образования (9 класс) и полного общего среднего образования (10,11 классы). В эти периоды важно своевременное проведение ВПК и чрезвычайно значима индивидуальная работа врача по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков, что особенно существенно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Квалифицированный совет врача и подбор соответствующих профессий или специальностей должен предшествовать окончательному профессиональному выбору подростка. В противном случае у юношей и девушек, страдающих хроническими заболеваниями и выраженными функциональными расстройствами, возникает психологическая травма при необходимости изменения своего решения в связи с медицинскими противопоказаниями.
Результаты врачебной профессиональной консультации, медицинские ограничения и рекомендации заносятся в специальный раздел: Медицинской карты ребенка (форма № 026/у-2000) при проведении
Заключение врачебного профессионального консультирования заносится в декретированные возрастные периоды - в 10, 12, 14-15 лет (в 9 классе) в 16 и 17 лет (в 10-11 классах).
В тех случаях, когда профессиональный выбор подростка еще не сформировался, в данном разделе Медицинской карты ребенка указываются противопоказанные профессионально-производственные факторы, а также факторы, ограничивающие круг выбираемых профессий или специальностей.
В связи с тем, что документы МЗ РФ регламентируют работу участкового врача-педиатра как единого врача, ответственного за здоровье ребенка до 18 лет, школьным врачам надлежит передавать всю медицинскую информацию о ребенке, в том числе и результаты врачебно-профессионального консультирования, участковым врачам-педиатрам в поликлиники по месту жительства школьника.
По завершении неполного или полного общего образования и поступлении на профессиональное обучение или на работу на каждого выпускника школы в территориальной детской поликлинике участковым педиатром и врачами-специалистами - хирургом, неврологом, окулистом, отоларингологом и др. заполняется утвержденная МЗ СССР 04.10.80 Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение - форма 086/у). В документ вносится заключение о профессиональной пригодности к выбранной профессии.
При заполнении Медицинской справки (форма 086/у) допускается использование результатов профилактических осмотров, проведенных в течение 6 месяцев, предшествующих моменту заполнения документа. В тех же случаях, когда подросток является часто или длительно болеющим или перенес в течение последнего года обучения в школе тяжелые заболевания, травмы и операции, перед заполнением справки (форма 086/у) он подлежит медицинскому освидетельствованию.
В справку форма 086/у в обязательном порядке вносится наименование учебного заведения, факультете, отделения или места работы, куда представляется данный документ, а также выбранная подростком профессия или специальность. Подписывается Медицинская справка (форма 086/у) лицами, заполнившими справку, и главным врачом лечебно-профилактического учреждения.
Врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка к выбранной им профессии или специальности выносится участковым врачом-педиатром в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний (перечнями профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья) и вписывается в соответствующий раздел (п. 12) Медицинской справки (форма 086/у) и в амбулаторную карту.
В тех случаях, когда устанавливается, что факторы производства, характерные для выбранной подростком профессии или специальности, могут оказать неблагоприятное влияние на течение имеющегося у него заболевания, об этом делается запись в Медицинской справке (форма 086/у). Врач в обязательном порядке консультирует подростка и ориентирует его на профессии, подходящие ему по состоянию здоровья, которые он может освоить и в дальнейшем успешно работать в них.
В сложных и конфликтных случаях решения о профессиональной пригодности подростка к выбранной профессии или специальности должны приниматься клинико-экспертной комиссией детского лечебно-профилактического учреждения, в состав которой входят главный врач или его заместитель, заведующие отделениями, врачи-специалисты по профилю заболевания. Представляет данные о состоянии здоровья подростка участковый педиатр. В особо сложных случаях по ходатайству клинико-экспертной комиссии к решению вопросов профессиональной пригодности и трудоустройства привлекаются врачи специализированных лечебно-профилактических учреждений, врачи по гигиене труда Центров Госсанэпиднадзора.
При проведении профессиональной консультации врач должен обосновать и разъяснить консультируемому свои рекомендации по выбору профессии и рациональному трудоустройству, а также проинформировать подростка, что при достижении 18 лет при приеме на определенные виды работ на него будут распространяться требования Приказа МЗиМП РФ № 90 от 14.03.96. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
Подросток должен знать, что при поступлении в некоторые учебные заведения (системы МВД, МО, гражданской авиации и др.) он будет проходить медицинское освидетельствование с повышенными требованиями к состоянию отдельных органов и систем организма.
Основой врачебной профессиональной консультации являются профилактические осмотры подростков, проводимые в декретированные периоды: в 10-, 12-, 14-15-, 16-, 17-летнем возрасте. Качественное проведение профилактических осмотров позволяет выявлять ранние отклонения в физическом развитии и состоянии и устанавливать возможные ограничения в выборе профессии по медицинским показаниям, т.е. устанавливать профессиональную пригодность.
Проведение профилактических осмотров регламентировано приказами № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», № 60 от 14.03.95 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов», № 151 от 07.05.98 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям», № 154 от 05.05.99 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».
Для полноценного осуществления ВПК врач должен знать:
морфофункциональные особенности подросткового возраста, обуславливающие своеобразие реакций организма подростка на различные профессионально-производственные факторы;
особенности течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте;
объем медицинского освидетельствования подростка, необходимый для вынесения заключения о профессиональной пригодности;
условия труда и основные профессионально-производственные факторы, характерные для массовых профессий, и их влияние на организм;
законодательство по труду подростков;
основные регламентирующие и методические документы по проведению врачебного-профессионального консультирования.
При проведении профконсультирования врачу-педиатру необходимо составлять заключение и рекомендации, опираясь на следующие принципы:
минимальное ограничение возможности получения профессионального образования и трудоустройства при максимальной охране здоровья;
обязательный учет анамнестических сведений, данных текущей обращаемости за медицинской помощью, результатов профилактических осмотров и дополнительных обследований подростка по показаниям;
комплексная оценка функционального состояния всех органов и систем с обязательным использованием функциональных проб при выявлении функциональных расстройств, характерных для подросткового возраста;
уточнение формы, стадии и степени активности процесса и функциональной недостаточности органа или системы при обследовании подростка, страдающего хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями;
решение вопросов профессиональной ориентации только по завершении активного патологического процесса и оценки эффективности лечения.
Врач-педиатр должен руководствоваться следующими положениями:
При определении профессиональной пригодности больных с хроническими заболеваниями решающее значение имеет не столько сам диагноз, сколько особенности течения патологического процесса, функциональное состояние органа или системы, компенсаторные возможности организма, а также должен быть учтен весь комплекс воздействующих профессионально-производственных факторов в период профессионального обучения и последующей работы.
В тех случаях, когда болезнь склонна к прогрессированию, следует предусмотреть максимальные ограничения воздействия неблагоприятных профессионально-производственных факторов. В случаях, когда патологический процесс закончился, но оставил после себя те или иные последствия, ограничения будут зависеть от степени компенсации функций или дефекта.
Характерные для подросткового возраста функциональные нарушения под влиянием факторов производственной среды и трудового процесса могут приобретать стойкий характер или прогрессировать, переходить в хроническое патологическое состояние.
Необходимо принимать во внимание, что патологический процесс снижает общую резистентность организма, способствует более быстрому и неблагоприятному воздействию производственных фак-торов, которое, в свою очередь, вызывает ухудшение течения основного заболевания, а также может приводить к развитию других отклонений в состоянии здоровья.
При тяжелых анатомических дефектах, хронических заболеваниях с выраженными нарушениями функций различных органов и систем организма следует рекомендовать индивидуальное обучение и работу в специально созданных условиях или на дому.
При проведении профилактических осмотров, перед заполнением Медицинской справки (форма 086/у):
Педиатру следует обратить особое внимание на нередко встречающиеся у подростков варианты развития и функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы и дать им правильную диагностическую оценку, так как они могут быть причиной ограничения профессиональной пригодности. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы целесообразно использование простых функциональных проб с физической нагрузкой (например, пробы Мартине). Кроме того, необходимо учитывать выраженность вегетативных нарушений. Критерием для отнесения выявленных отклонений к норме или патологии чаще всего служит степень количественной и качественной их выраженности, а также стойкость вегетативных расстройств.
Неврологу (психоневрологу) необходимо обратить внимание на функциональное состояние центральных и периферических отделов нервной системы, а также вегетативную регуляцию. При анализе анамнестических данных следует учитывать наличие синдромов, указывающих на вегетативно-сосудистую дисфункцию и различные сомато-вегетативные нарушения (головные боли, головокружения, обмороки, наклонность к ортостатическим реакциям при перемене положения тела, утомляемость, нарушения настроения и т.д.). При наличии органических заболеваний центральной нервной системы и их последствий, а также остаточных явлений черепно-мозговых травм следует оценить выраженность ликвородинамических нарушений и церебрастенических проявлений, локализацию, степень и динамику нарушений функций органов движения, состояние интеллекта.
Хирургу (ортопеду) следует уделить внимание состоянию костно-мышечной системы, в т.ч. патологии, характерной для подросткового возраста - на остеохондропатиям (юношескому остеохондрозу). Необходимо своевременно выявить болезнь Шлаттера-Осгуда (юношеский остеохондроз бугорка большеберцовой кости), болезнь Келера (первичный юношеский остеохондроз пателлярного центра), болезнь Кёлера (юношеский остеохондроз ладьевидной кости предплюсны), болезнь Легга-Кальве-Пертеса - юношеский остеохондроз головки бедренной кости), болезнь Кинбека (юношеский остеохондроз полулунной кости запястья) и другие хондропатии. Существенным моментом является оценка состояния мошонки, семенных канатиков, пахового и пупочного колец, сосудистой системы нижних конечностей, т.к. патология этих органов может явиться причиной ограничений профессиональной пригодности.
Офтальмологу необходимо проверить рефракцию, остроту зрения (вдаль и вблизи), состояние глазного дна, цветоощущения, полей зрения, бинокулярности, наличие косоглазия, нистагма, птоза и другой видимой глазной патологии. При необходимости в зависимости от сложности выявленной патологии и выбираемых профессий и специальностей рекомендуется дополнительное углубленное исследование состояния зрительного анализатора.
Отоларингологу следует оценить состояние слизистой оболочки носоглотки, носового дыхания, провести отоскопию, определить остроту слуха (на каждое ухо в отдельности). При снижении восприятия шепотной речи обязательна проверка слуха на разговорную речь с последующим детальным исследованием слуховой функции камертонами или тональным аудиометром.
По показаниям, в частности при жалобах на головокружения, и в зависимости от выбираемой профессии и специальности следует проводить дополнительные исследования вестибулярного аппарата - пробу на кресле Барани.
Гинеколог должен обратить внимание на характер становления менструальной функции у девушек и наличие заболеваний, характерных для подростковой популяции. Необходимо учитывать выраженные нарушения менструального цикла при решении вопросов о профессиональной пригодности девушек к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом, длительной ходьбой и вынужденной позой, вибрацией, вредными химическими веществами, ионизирующим и неионизирующим излучением, неблагоприятным микроклиматом.
При решении экспертных вопросов о профпригодности подростков в связи с отклонениями в состоянии здоровья при необходимости проводятся дополнительные исследования. В зависимости от показаний юноши и девушки должны быть проконсультированы врачами-специалистами: эндокринологом, дерматологом, урологом, ревматологом, фтизиатром, онкологом, гематологом, психиатром и др., проведено соответствующее лабораторно-инструментальное обследование.
Экспертные заключения о профпригодности и заключения рекомендательного характера, выносимые врачами в процессе профессионального консультирования, должны основываться на перечнях медицинских противопоказаний к обучению в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования (перечнях профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья), а также на некоторых дополнительных регламентирующих документах.
При врачебном профессиональном консультировании подростков, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями и анатомическими дефектами, используются «Перечень показаний и противопоказаний к приему на обучение инвалидов III группы в средних профессионально-технических училищах, профессионально-технических училищах и технических училищах Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию» и «Перечень медицинских показаний и противопоказаний к приему на работу и профессиональное обучение подростков с недостатками в умственном и физическом развитии».
При составлении всех перечней использованы научные данные о влиянии профессионально-производственных факторов на растущий организм подростка, санитарно-гигиенические характеристики условий и характера труда в каждой конкретной профессии, специальности и должности. Документы периодически пересматриваются в связи с появляющимися новыми профессиями и специальностями, изменениями условий труда и новыми данными о влиянии факторов производства на организм подростка и взрослого работника.
Перечни медицинских противопоказаний (перечни профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья) состоят из двух частей: перечня абсолютных противопоказаний и основного перечня профессий (специальностей) профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья (перечня относительных противопоказаний).
В I-ую часть каждого перечня включены особо тяжелые формы хронической патологии, заболевания в период выраженных обострений, в активной фазе, в стадии декомпенсации функций, подлежащие интенсивному лечению и приводящие к утрате трудоспособности. Профессиональное обучение и трудовая деятельность юношам и девушкам, страдающим такими тяжелыми формами указанных заболеваний, противопоказаны до улучшения состояния.
Во II-ую часть каждого перечня внесены заболевания, анатомические дефекты, функциональные расстройства и состояния, часто встречающиеся в подростковой популяции. По большинству нозологических форм и групп болезней в перечень включены по две статьи, из которых первая предусмотрена для случаев с тяжелым или среднетяжелым течением заболевания, а вторая – с легким.
Приводимые профессии и специальности носят рекомендательный (относительный) характер.
Экспертное решение выносится врачом-педиатром (при участии врачей-специалистов) в зависимости от особенностей течения патологического процесса, фазы заболевания, его стадии, степени компенсации функциональных нарушений, а также характера приобретаемой профессии, условий обучения и прохождения производственной практики.
Основной раздел перечней целесообразно использовать врачам на этапе общеознакомительной профориентации и на этапе индивидуального врачебного профессионального консультирования при подборе наиболее подходящих профессий или специальностей подросткам с отклонениями в состоянии здоровья.
Во всех документах перечислены факторы производства, которые оказывают неблагоприятное влияние на течение конкретного заболевания и функционального расстройства, даются рекомендации по рациональному трудоустройству.
Зачисление в учреждения профессионального образования абитуриентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, осуществляется при участии врача, обеспечивающего медицинское обслуживание учащихся учебного заведения. Врач принимает решение на основании заключения, указанного в Медицинской справке (форма 086у), выданной в детской поликлинике по месту жительства абитуриента. В заключении должны быть указаны противопоказанные подростку профессионально-производственные факторы и определена его профессиональная пригодность к выбранной профессии.
Врач данного образовательного учреждения контролирует качество и полноту заполнения Медицинской справки (формы 086у) и, в необходимых случаях, может настаивать на дообследовании абитуриента для уточнения диагноза и вынесении экспертного решения о его профпригодности к выбранной профессии.
В сложных случаях вопрос о приеме в учебные заведения профессионального образования абитуриентов, страдающих редко встречающимися заболеваниями, не включенными в перечни медицинских противопоказаний (перечни профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья), решается клинико-экспертной комиссией в индивидуальном порядке с привлечением врачей-специалистов с учетом особенностей течения патологического процесса, функциональных возможностей организма, условий обучения и дальнейшего труда.
Для подростков-инвалидов, поступающих в учебные заведения, круг доступных профессий и специальностей может быть расширен по сравнению с перечнями в тех случаях, когда обучение будет проводиться в специально созданных условиях, а в дальнейшем обеспечено рациональное трудоустройство, соответствующее состоянию здоровья. Перечни содержат рекомендации по рациональному трудоустройству лиц с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, что может быть использовано не только врачами, но и специалистами Службы занятости населения.
Проведение врачебной профессиональной консультации подростков в возрасте до 18 лет, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, должны осуществлять врачи, обеспечивающие медицинское обслуживание учащихся данного образовательного учреждения и входящие в штат отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских поликлиник по месту нахождения учебного заведения.
При проведении врачебного профессионального консультирования основная задача врача, работающего в учреждении начального или среднего профессионального образования, заключается в подборе для подростка с отклонениями в состоянии здоровья оптимальной специализации, выборе места производственной практики и выработке рекомендаций по наиболее рациональному трудоустройству.
Эта работа должна проводиться на всех этапах профессиональной подготовки подростка, с учетом возможных изменений состояния здоровья.
Рекомендации врача, обслуживающего подростков, обучающихся в учреждениях профессионального образования, должны основываться на данных ежегодных профилактических осмотров учащихся, проводимых в учебных заведениях в соответствии Приказом МЗиМП №60 от 14.03.95 и Приказом МЗ РФ №151 от 07.05.98.
При медицинском обследовании учащихся учебных заведений профессионального образования, направляемых на производственную практику, врачам надлежит руководствоваться действующим в настоящее время Приложением 2 к Приказу МЗ СССР от 29.09.89 г. № 555 (пункт 13.3.). В соответствии с этим приказом медицинское обследование проходят «учащиеся техникумов, училищ, общеобразовательных школ, студенты вузов перед началом и в период прохождения производственной практики на предприятиях, учреждениях и организациях, работники которых подлежат медицинским обследованиям».
Изменение условий и характера прохождения учащимся производственной практики проводится администрацией учебного заведения только на основании заключения врача образовательного учреждения или, в сложных и спорных случаях, на основании заключения клинико-экспертной комиссии.
Выбор профессии - важная жизненная проблема для каждого человека. Этот выбор начинается в школе в подростковом возрасте и основывается для одних - на собственном опыте занятий в кружках, а для большинства других - на сведениях, полученных от родных и знакомых, почерпнутых из художественной литературы, теле- и радиопередач.
Наиболее распространенные ошибки при выборе профессии заключаются в следующем:
1. Переоценка своих сил и возможностей. С одной стороны, это следствие незнания содержания профессии и тех требований, которые она предъявляет к организму. С другой стороны, подростки совершенно не учитывают состояние своего здоровья: при наличии серьезных отклонений и даже хронических заболеваний большинство из них считали себя полноценными и работоспособными в любой отрасли деятельности.
2. Увлечение "модными" и престижными профессиями без учета физических возможностей и потребностей производства в данных специалистах.
3. Слепое подражание друзьям: "подруга пошла и я с ней" - частая мотивация при выборе профессии у школьников.
Для того, чтобы привести в соответствие стремления подростков и их индивидуальные качества, необходима специальная подготовка учащихся к сознательному выбору профессии. Эта система мероприятий носит название профессиональной ориентации.
Профориентация - научно обоснованная система мер, направленных на то, чтобы помочь учащимся выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей, а также состояния здоровья и потребностей народного хозяйства в кадрах.
В этой работе принимают участие школа, семья, поликлиника, предприятия, организации и учебные заведения. Задействованы должны быть специалисты различного профиля: педагоги, психологи, физиологи, врачи, экономисты. Выделяют 3 основных аспекта профориентации:
1. Психологический - подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, склонностей, психофизиологических особеностей организма.
2. Медицинский - включает изучение состояния здоровья учащегося, установление необратимых дефектов и аномалий развития, а при наличии хронических заболеваний - степени компенсации.
3. Социально-экономический - учет потребностей общества и данного экологического региона в кадрах и специалистах разного профиля и квалификации.
Комплекс мероприятий по профориентации должен проводиться в школах начиная с 5 класса. Эта работа ведется в основном педагогами с привлечением родителей. Цель ее - выявление и развитие способностей детей, знакомство с профессиями путем проведения экскурсий на производства, показа учебных фильмов. Уже на этом раннем этапе в профориентации принимает участие и врач школы, т.к. он на протяжении нескольких лет ведет наблюдение за развитием и состоянием здоровья ребенка. Он имеет возможность выяснить интересы и способности школьников,- их профессиональные намерения, установить контакты с педагогами и родителями, давая совет последним о трудоустройстве детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (в частности, при наличии необратимых хирургических дефектов или заболеваний, таких как остаточные явления полиомиелита, контрактуры и анкилозы суставов, аномалии рефракции, врожденные и приобретенные пороки сердца, эпилепсия, неврит слухового нерва, хронический нефрит, выраженный сколиоз, остаточные явления родовой травмы и др). Именно таких детей необходимо как можно раньше ориентировать на профессии и специальности,"показанные им по состоянию здоровья и тактично отвлечь их внимание от профессий, которые могут усугублять течение основного заболевания или отягощать его. Здесь самое время дать определение понятия "врачебно-профессиональная консультация" (ВПК). Основная задача ВПК - подбор для подростков из многих профессий такого вида трудовой деятельности, который бы не только не усугублял имеющихся у него отклонений, но и способствовал бы их кор-. рекции, укреплению здоровья, физическому развитию, т.е. рекомендация профессии и специальности конкретно каждому подростку в соответствии с состоянием его здоровья и функциональными возможностями. ВПК осуществляется начиная с 7 класса в отношении всех учащихся. С этой целью проводится углубленный осмотр педиатром (ас 15 до 18 лет - врачом подросткового кабинета) и другими специалистами (ЛОР, невропатолог, хирург, офтальмолог). Данные обследования и динамического наблюдения за учащимися на протяжении всех лет обучения позволяют выявить школьников с отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, которые нуждаются в квалифицированном медицинском совете в отношении выбора профессии. По результатам этого осмотра и с учетом данных динамического наблюдения врача-педиатра, содержащихся в медицинской документации, дается врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка. Данное заключение заносится в медицинскую справку (форма № 086/у), которая выдается подростку, поступающему на работу или на учебу в ПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение или вуз, из поликлиники по месту жительства или общеобразовательной школы, где он обучался.
Для врача, работающего с подростками, совершенно недостаточно знания только возрастных особенностей, клиники и терапии тех или иных отклонений в состоянии здоровья, функциональных и приспо-собительных возможностей пораженного органа, умения прогнозировать дальнейшее течение патологического процесса. Для полноценного профессионально-консультативного заключения врач должен еще располагать достаточными сведениями об особенностях профессий, о характере воздействия факторов труда на организм работающих, требованиях, предъявляемых тем или иным видом труда к функциональному состоянию организма и отдельным органам и системам. Знания в области гигиены труда необходимы для подбора подростку такой специальности, которая бы не только полностью соответствовала его анатомо-физиологическим и возрастно-половым особенностям, но и оказывала бы оздоравливающее влияние. С этой целью совместно с санитарно-промышленными врачами и инженером по технике безопасности на каждую профессию должны быть составлены санитарные характеристики, отражающие все существенные ведущие факторы, присущие профессии на современном уровне развития производства.
«Померить давление, сделать перевязку и обработать рану скоро будут уметь выпускники некоторых российских школ. С 2003 года в ряде учебных заведений станут создавать так называемые медицинские классы. Как сообщает «Московский комсомолец» со ссылкой на Министерство здравоохранения России, в них смогут заниматься ученики 10-11-х классов, которые планируют связать свою жизнь с профессией медика. В течение двух лет детям будут углубленно преподавать те предметы, знание которых требуется при поступлении в медицинские училища и вузы, а также учить правилам оказания первой медпомощи.
Такое нововведение, по словам сотрудников министерства, поможет привлечь в профессию молодежь и таким образом хоть немного сократить нехватку кадров в медицине. Сейчас дефицит медработников испытывают 70 регионов страны. Ещё три года назад врачей и медсестер не хватало в 30 областях России».
«Миру нужны ещё 4 миллиона медиков, чтобы справиться с «хроническим дефицитом» их во многих странах». Об этом говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения. Серьезная нехватка врачей, медсестер и санитаров наблюдается в 57 государствах мира.
В докладе ВОЗ, озаглавленном «О состоянии здравоохранения в мире в 2006 году», говорится, что такое положение вещей сказывается на качестве и масштабе вакцинации детей, ухода за беременными и общем доступе к медицинским услугам и, в частности, на решение таких серьезных проблем как распространение ВИЧ/СПИДа.
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда.
При проведении профориентационной работы очень важно учитывать возрастные особенности личности.
В нашей стране наиболее известна периодизация Е.А. Климова, который выделил следующие стадии:
Стадия предыгры (0-3 года);
Стадия игры (6-8 лет);
Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет);
Стадия оптации (от 11-12 до 14-18 лет);
Стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет);
Стадия развития профессионала (от 16-23 до пенсии).
Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст - время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.
Что означает правильный выбор профессии?
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я», которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.
В связи с этим профориентационную работу в школе нужно проводить в два этапа:
1. профессиональное просвещение. Главная цель - знания о мире профессий, тех требованиях, которые предъявляются профессией к человеку.
2. выбор профессии. Главная цель - определение направленности личности, интересов, склонностей, возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа.
Профориентация на медицинские профессии - одна из задач при введении курса «Сестринское дело» в общеобразовательных учреждениях. Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируются на хорошие условия труда или следуют указаниям родителей.
Исследования, проведенные психологами, показали, что около 40% молодежи выбирают профессию или учебное заведение, руководствуясь собственными интересами, а не иными мотивами.
Опрос, проведенный в ряде школ Санкт - Петербурга, выявил несколько групп мотивов выбора профессии:
1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
2. моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
3. эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
4. познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
5. творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
6. материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
7. престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»;
8. утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, человеку необходимо сориентироваться в трех вещах:
Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, т.е. условно это можно назвать «я хочу»;
Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию, способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности, то, что условно можно назвать «я могу»;
В-третьих, наконец узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям наиболее востребованы специалисты, т.е. что сегодня «надо» обществу.
Ответственность за правильный выбор профессии лежит на самом человеке. Если выбрать профессию, которая требуется на рынке труда, то легче найти работу. А если выбранная профессия не пользуется спросом, то и трудоустроиться может быть сложно.
Только в том случае, если человек сумеет совместить свое «хочу», «могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого человека в процессе профессиональной деятельности будет, как показали исследования, все 100%.
Если же нет интереса к профессии, то полезная отдача от такого человека - 85%, а если нет интереса и способностей, а только отдельные умения и навыки, то лишь 30%.
К неправильному выбору профессии может привести множество причин, и поэтому все ошибки, допускаемые человеком, можно разделить на три группы:
Незнание мира профессий;
Незнание самого себя;
Незнание правил выбора профессии.
Первая причина заключается в слабой информированности многих людей о мире профессий, неверных представлениях о характере и условиях труда в конкретной профессии, предубеждениях в отношении престижности профессии. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными.
Вторая причина - искаженное представление человека о своих собственных возможностях. Большая ошибка при выборе профессии - не знать хорошо, на что ты способен. Выбирая профессию, надо уметь объективно оценить свои способности (не завышать и не занижать их), свои реальные возможности в отношении здоровья. Часто ошибки допускаются человеком из-за переоценки своего здоровья.
Третья причина - незнание правил выбора профессии заключается в том, что иногда интерес к учебному предмету автоматически переносится и на профиль выбранной профессии, однако не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбранной профессиональной деятельности.
Бывает, что профессию выбирают за «компанию» и нередко бывает, что интерес к профессии формируется под влиянием телевидения, книг, кинофильмов или знакомства с человеком, которому хочется подражать.
Ещё одна ошибка в процессе выбора будущей работы связана с желанием родителей дать своему ребенку профессию, о которой мечтали сами, или продлить династию без учета его способностей и склонностей.
Всех этих ошибок можно избежать, если реально представлять свои возможности, знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы и склонности.
Для выбора профессии необходимо иметь:
40% желания учиться;
10% договора с самим собой или с кем-то;
10% экспертизы своих особенностей и профессии;
10% прагматизма;
10% эмоционального желания;
10% куража.
Программа подготовки «Введение в медицину» должна помочь определиться с выбором.
На уроках по «Сестринскому делу» проходит ориентация учащихся для поступления в медицинский ВУЗ или колледж.
Можно согласиться с мнением большинства деятелей медицины, что на студенческую скамью в медицинский ВУЗ или колледж должен попадать не просто «натасканный» абитуриент, а творческая личность, осознанно избравшая медицину своей профессией. Тем не менее, социологические исследования, проведенные в Тюменской госмедакадемии (Т.И. Тулякова, Л.М. Чубинец, 2001) показали, что лишь 24% первокурсников сделали выбор осознанно, а средним уровнем нравственного воспитания обладают лишь 58% поступивших в медицинскую академию. Между тем, настоящую проблему в современной медицине представляет эмоциональное выгорание личности медицинских работников, влияющее на сохранение их психического здоровья (С.А. Игумнова, 2001).
С учащимися обсуждаются вопросы: «Как можно определить место медицины в жизни современного человека? Какая ответственность лежит на медицинских работниках за жизнь и здоровье человека на разных этапах его жизни (младенчество, дошкольный возраст, подростковый период, молодой возраст, зрелые годы, старость)?»
«Сначала делать людей, а потом специалистов», - считал гений отечественной медицины Н.И. Пирогов; придется согласиться с тем, что подросток сперва должен стать личностью, а только потом специалистом, особенно в области медицины. Врач должен не только обладать всеми положительными личными качествами, но быть достаточно сильным и волевым человеком.
Учащимся предлагается:
1. задать самим себе вопрос: «Интересует ли их проблема сохранения здоровья только как его обладателя, или как будущего носителя той или иной профессии?»
2. погрузиться в проблему выбора, как в проблему соотнесения представлений о самом себе и требований этой профессиональной среды;
3. познакомиться с новыми фактами, которые с неожиданной стороны приоткроют для них смысл и содержание той жизни, которую ведут учащиеся медицинского колледжа, студенты медакадемии, медсестры, врачи и провизоры;
4. стать более информированными о путях получения знаний о профессии вообще и медицинских специальностей в частности;
5. столкнуться с рядом эвристических вопросов, на которые не будет ответа не у них, у их родителей и педагогов, расширить свой «круг незнания об окружающем мире».
Учащиеся перечисляют те качества личности, которые должны войти в характеристику медицинского работника и те качества, которые не совместимы с профессией врача или медсестры.
Упорство, безжалостность, самокритичность, бестактность, ответственность, грубость, безволие, наблюдательность, жадность, болтливость, мужество, озлобленность, решительность, несдержанность, оптимизм, общительность, истеричность, выносливость, доброта, понимание, сочувствие, выдержка, терпение, трусость, трудолюбие, равнодушие, самообладание, лень, обаяние, эрудиция.
Третий принцип медицинского образования - непрерывное обучение и самообразование.
Затем студенты приступают к изучению пропедевтической медицины. Здесь «у постели больного», как завещал М.Я. Мудров, изучаются симптомы и синдромы, то есть признаки различных болезней, приемы их распознания, практические навыки врача: перкуссия - выстукивание, аускультация - выслушивание, пальпация - прощупывание, визуализация - рассматривание, а главное - искусство расспроса, выяснения жалоб, сбора анамнеза. Есть мнение, что в русском языке слово врач, произошло от «врать», то есть владеть искусством говорить, уговаривать, заговаривать.
Дальнейшее изучение медицины происходит на клинических кафедрах: внутренних болезней, педиатрии, хирургии, инфекционных болезней, акушерства и гинекологии, глазных болезней, отоларингологии и многих других. Необходимо заметить, что независимо от выбранной специальности, все будущие врачи должны изучать абсолютно все дисциплины от гигиены до медицинской статистики. Специализация, более глубокое изучение отдельных дисциплин происходит только на шестом курсе - в субординатуре. Продолжение профессионального обучения происходит в интернатуре, когда дипломированный врач ещё целый год изучает свою будущую специальность на практике. Только после этого начинающий специалист может быть допущен к самостоятельной работе. Итого долгих 7 лет.
Каждому, кто ступит на этот путь, необходимо узнать истоки формирования медицинских профессий, основ становления и создания традиций в медицине.
В современном мире специалисту необходим очень широкий круг знаний. Кроме специальных медицинских знаний очень важны основы законодательства, экономики, информатики, вычислительной техники, основы планирования и финансирования, медицинского страхования, основы медицинской психологии, маркетинга медицинских услуг.
В ходе работы должны решиться следующие задачи:
1. научиться ориентироваться в вопросах медицинских специальностей, находить и правильно оценивать информацию, касающуюся медицинского труда, осознанно воспользоваться ею при выборе профессии;
2. осознанность необходимого углубленного изучения предметов естественнонаучного профиля, как в школе, так и в дальнейшем в медакадемии или медколледже;
3. необходимо разделить уважительное отношение к истории медицины, традициям общечеловеческой и профессиональной культуры, усвоить важность нравственных черт в портрете медицинского работника, его личных духовных качеств, интеллекта, профессионализма;
4. проводить научно-исследовательскую работу, приобрести некоторые навыки, вкусить от плода науки и почувствовать вкус открытия;
К концу совместной работы учащийся должен быть способен к принятию самостоятельного профессионального выбора, оценить свои силы и личные качества в стремлении к вершинам мастерства, примерить свои способности и возможности к своим амбициям.
Изучение курса «Сестринское дело» вооружает учащихся дополнительной суммой знаний, умений и навыков, проверяет их склонности, устойчивость интересов, наконец, способности к тому делу, которое может оказаться их дальнейшей специальностью. Прослушав курс, может случиться, часть учащихся сделает для себя вывод, что медицина не их призвание. (Пусть это произойдет в школе, а не на первом курсе высшего или среднего учебного заведения).
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам