Психология дошкольного возраста изучает. Психология воспитания детей дошкольного возраста

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, имеет свою структуру и динамику. «Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития» (л.с. Выготский). В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой - позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками .

Условия жизни. В это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он - индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Иrpa. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связан¬ные с ними целр. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Как указывает В.С. Мухина, специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет¬ские вопросы - показатели развития любознательности.

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых И реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произноше¬ния. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интел¬лектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

Восприятие

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

Восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

Зрительное восприятие становится одним из ведущих;

Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое¬ние сенсорных эталонов);

Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос¬ледовательность событий.

Внимание

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания - речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

Значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;

Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

Внимание становится опосредованным;

Внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

Замысел в форме наглядной модели;

Образ воображаемого объекта;

Образ действия с объектом.

Эмоциональная сфера

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вред¬но, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

Развитие самосознания

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший.) и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего - оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

а) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

б) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

в) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции., которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, Появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

Открывается сам факт переживаний;

Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

Переживания приобретают смысл.

Таких образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связав с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

Интеллектуальная готовность (ИЛИ, шире, - готовность познавательной сферы);

Личностная (в том числе мотивационная);

Социально-психологическая готовность;

Готовность эмоционально-волевой сферы

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Выготский л. С. Вопросы детской психологии. -СПб., 1999.

3. Галигуззова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М., 1996.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Гл. 111. Проблемы психического развития детей. - М., 1996.

5. Ильин ЕЛ.. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз¬ненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е ИЗД., стереотип. - М., 2000.

8. Сапогова ЕЕ. Психология развития человека: Учеб.пособие. - М., 2001.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо¬гии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для ву¬зов. - М., 2000.

11,ЭльконинД,Б. Детская психология. - М., 1994.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ

Детям исполнилось четыре года.
Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться. На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками.

Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.
Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем.

Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.
Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: "Почему?", "Зачем?", "Для чего? " Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность "на равных" обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.).

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач.
Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как "ябедничество" и отрицательно к ним относится. Между тем "заявление" ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу "границ" действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос "почему? ". Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической.

Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть "рядом". Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется.
Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.

Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

У ребенка 5-6 лет проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной-трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил (прием разработан В.Н. Аванесовой). На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды ус¬ловного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условное и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного. Однако задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) - сила, уравновешенность и подвижность - также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др. У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижно¬сти нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д.

Развитие личности

Развитие психических процессов

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года - 6-7. Память. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.


АННОТАЦИЯ

Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности дошкольника. Особенности внимания дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное). Данная возрастная категория разделена на три этапа становления личности, для более детального рассмотрения психологических особенностей на каждом из них.

ABSTRACT

Psychological characteristics of children of preschool age has been comprehensively studied due consideration from different angles. First are considered the main criteria of psychological health of the preschooler. In the system of education and training is a fundamental volume of knowledge, whereas the psychological health of a person fades into the background. Hence the lack of satisfaction with life, all sorts of fears and phobias. Family relationships play an important role in the development of child"s personality, critical linkages teacher-parents. When correct alignment of roles at home and in educational institution development of the child is correct. Given the external factors of influence, namely social situation, initiation to adulthood through play, and the internal features of a preschooler. Particular to the attention of a preschooler for every year of life is undergoing significant change, they should be considered in the dynamics and in all manifestations.

Процессы воспитания и обучения – естественное и основополагающее стремление родителей, педагогов. Взрослые стараются дать детям самое лучшее, но критерием служит отнюдь не внутренняя гармония и целостность личности ребёнка, а объём усвоенных знаний. В то время как современная медицина настаивает, что от 30 до 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Для того чтобы найти корень проблемы, следует проанализировать насколько среднестатистический современный ребёнок далёк от нормы.

Итак, основные показатели психологического здоровья личности:

  • Всестороннее принятие самого себя, т.е. позитивный образ «Я»;
  • Рефлексия – как одно из средств самопознания;
  • Стремление к самоизменению, саморазвитию, самореализации.

Результаты современных исследований напрямую свидетельствуют о взаимосвязи нарушений психологического здоровья с успешностью детей в учёбе. Выраженное повышение тревожности является одним из таких нарушений психического здоровья, способных в последствии привести к снижению произвольного внимания.Внутреннее напряжение, проявление которого обуславливает повышенную двигательную активность и защитную агрессию может привести к нарушению дисциплины. Страхи влекут за собой перманентное напряжение и, как результат, снижение работоспособности, повышенную утомляемость.Деструктивная агрессия и социальные страхи проявляются у дошкольников в виде так называемой «боязни сцены», т.е. трудности при необходимости публичных ответов у доски, выступлений и самого процесса общения. Демонстративная агрессия провоцирует стереотипизацию поведения, направленного на получение негативного внимания.

Учитывая крайнюю значимость психологического здоровья детей, важно грамотно организовывать образовательный процесс и процесс общения с данной возрастной группой.

Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников : повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка.

Основы психологического здоровья ребёнка безусловно закладываются в семье. Уникальный первичный социум даёт детям ощущение защищённости, «эмоционального тыла», поддержки, безоценочного восприятия. Изучением семейного института, или института эмоциональных отношений, активно занимались: Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др. Ожидания ребёнка-дошкольника, связанные с семьёй это, прежде всего, безусловная, безоговорочная любовь матери, отца, бабушки, дедушки, сестёр и братьев. Ребёнок любим не за хорошее поведение или отметки, не за внешность или качества характера, а таким каков он есть со всеми положительными и отрицательными проявлениями личности.

Семья по определению является источником общественного опыта, здесь есть примеры для подражания, и собственное становление и социальное рождение ребёнка также происходит здесь. Отсюда следует, что основной целью педагогов дошкольного учреждения является профессиональная помощь семье в вопросах воспитания:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста сопряжена с постепенным отделением от родителей и расширением его круга общения. Ребёнок знакомится с нормами и правилами неведомого ему «взрослого» мира, посещает магазины, всевозможные развивающие центры, в том числе танцевальные студии. Мир взрослых людей становится так называемой идеальной формой, определяющей стремление и развитие. Согласно утверждениям Л.С. Выготского, идеальная форма – часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; сфера, в которую ребенок пытается войти.

Изучением данного вопроса активно занимался Д.Б. Эльконин, согласно его утверждениям, взрослый человек для дошкольника является прежде всего носителем общественных функций, своего рода ориентиром в системе отношений. Главным противоречием этого периода Д.Б. Эльконин выделял опосредованное общение ребёнка с миром, то есть через взрослого, при наличии острой необходимости быть частью социума.

Объединяя вышеприведённые утверждения можно сделать вывод: ребёнок не способен полноправно участвовать в жизни социума. Однако, благодаря игре у детей есть возможность смоделировать мир взрослых, войти в него и примерить на себя интересующие роли, поэтому процесс обучения на данном этапе тесно сопряжён с игровой деятельностью.

Игра – символико-моделирующий тип деятельности, в которой оперативно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны (по Эльконину Д.Б.). Тип деятельности дошкольника носит моделирующий характер, объект (взрослый) воссоздаётся с акцентом на взаимоотношениях. Данная операция невозможна без внутреннего плана, где система своих действий рассматривается с учётом последствий.

Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры детей 3–7 лет .

1. Социальные роли определяются исключительно действиями, кроме того это повторяющиеся операции без предыстории и последующего развития. Они никак не характеризуют взаимоотношения.

2. Роли определены действиями, но с учётом разделения функций. Добавляются манипуляции с предметами. Логика игры определяется последовательностью действий в реальной жизни, их количество расширяется.

3. На данном уровне в игре появляются личностные взаимоотношения. Происходит создание целостного образа, ребёнок выживается в роль. Нелогичные действия со стороны одного из участников сопровождаются протестом со стороны другого.

4. Рациональность правил выходит на первый план. Роли строго очерчены и всесторонне характеризуют взаимоотношения. Процесс общения воссоздаётся в строго логической последовательности, с учётом всех деталей. Функции персонажей игры взаимосвязаны.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста: сенсорное, интеллектуальное, моторное.

Выделяют следующие функции внимания :

  • активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
  • целенаправленный организованный отбор поступающей информации;
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребёнка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врождённого признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объём внимания; возрастает устойчивость внимания; формируется произвольное внимание.

Что касается особенностей развития внимания в дошкольном возрасте, отметим следующие изменения:

  • значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • появляются элементы после произвольного (комбинация произвольного и непроизвольного, наиболее продвинутая форма) внимания.

Психологическое становление – особая форма предметных действий. По Л.Ф. Обуховой прорыв в отечественной психологии произошёл благодаря выделению ориентировочной и исполнительной частей в психическом развитии. Дальнейшие исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина подробно охарактеризовали ориентировочную часть, отделив её от самого действия и выявили уровни формирования ориентации у дошкольников. Следует отметить, что на данном этапе эта часть деятельности развивается особенно интенсивно. Задействованы три основных уровня: материальный, перцептивный и умственный . Согласно исследованиям Л.А. Венгера, помимо всего прочего идёт интенсивное развитие сенсорных эталонов. Восприятие через призму эталонов приобретает опосредованный характер, позволяет перейти от субъективной к объективной характеристике окружающего мира.

Восприятие, мышление, память, воображение, речь, личностное развитие ребёнка из года в год претерпевают колоссальные изменения. Для наиболее объёмного и объективного представления о психологических особенностях дошкольников следует разделить данную категорию на три подгруппы.

От трёх до четырёх лет. Относительно социально-эмоциональной сферы можно отметить повышенное стремление к общению с детьми и взрослыми, позволяющее формироваться навыку совместной игры. Дети в этом возрасте охотно идут на контакт, помогают взрослым, делятся игрушками. Они начинают осваивать гендерные роли. Этот этап сопряжён с освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины. Преобладает наглядно-образная форма мышления. Значительно увеличиваются речевые возможности, в обиходе появляются сложные предложения. Потребность в двигательной активности крайне высока (половина времени бодрствования). Скорость, сила, гибкость, координация, выносливость активно развиваются у детей данной возрастной группы. Ввиду ограниченных возможностей концентрации внимания следует чередовать разнообразную активную деятельность с отдыхом.

Основные задачи данного этапа: удовлетворить потребности ребёнка в двигательной активности, развить игровую деятельность, расширить знания об окружающем мире, сформировать навыки общения.

От четырёх до пяти лет дети овладевают различными способами взаимодействия с людьми. Расширяют диапазон знаний о взаимоотношениях. Ориентируются в специфике поведения с разными людьми. Особую роль приобретает сюжетно-ролевая игра. Формируется способность следовать правилам. Проявляются навыки обобщения и установления причинно-следственной связи. Любознательность усиливается, что позволяет педагогам в данный период дать огромное количество необходимой информации, которая в последствии займёт почётное место в оперативной памяти ребёнка. В физическом плане апогея достигают ловкость и координация. Дети могут удерживать равновесие, движения становятся более чёткими.

Основными задачами этого периода является укрепление психофизического здоровья ребёнка. Необходимо поддерживать интерес к игровой деятельности, к здоровому образу жизни, к общепринятым нормам поведения. Происходит формирование трудовой деятельности.

От пяти до семи лет происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети стремятся познать себя и других, разобраться в мотивах; выбирают собственную линию поведения, оценивают свои поступки. Проявляется склонность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Речь становится более грамотной, приобретает интонационный окрас, пополняется багаж обобщающих слов. Однако, растущие возможности предполагают увеличение нагрузки на организм в процессе различных форм деятельности. В плане физической активности следует обратить внимание на формирование осанки, развитие выносливости и силы.

К задачам данного периода следует отнести укрепление здоровья, дальнейшее развитие двигательной и гигиенической культуры, приобщение к нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Следует всячески поощрять любознательность, творчество, содействовать предпосылкам к овладению учебной деятельностью. На каждом из этапов развития ребёнка необходимо уделить достаточное внимание его психическим особенностям. Однако, не следует забывать и об индивидуальном подходе, так как дети разные и зачастую вышеперечисленные периоды могут сдвигаться в ту или иную сторону. Комплексное изучение возрастной психологии и умение адаптировать научные догмы к реальным детям позволяют педагогам наиболее продуктивно справляться с поставленными задачами. А именно обеспечить дошкольникам интеллектуальную, мотивационную и волевую готовность к обучению в школе.


Список литературы:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
3. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-443 с
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
5. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.
6. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2011.-682 с.
7. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.:Прайм - Еврознак, 2003.- 350 с.
8. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2003.


Для большинства мужчин и женщин ребенок - это огромное счастье и смысл жизни. А еще, это большая ответственность, о которой нельзя забывать ни на секунду. Ведь именно от мамы и папы зависит, каким вырастет ребенок, его ценности, привычки и склонности. Родить малыша - это половина дела. Не менее важно воспитать его, по возможности развить таланты и склонности и подготовить к жизни в этом мире.

Разумеется, детишек воспитывали на протяжении всего времени существования человеческого рода, но в отдельную науку эта область знаний выделилась лишь в 40-е годы прошлого столетия. Педагогическая психология занимается исследованием особенностей развития детей и различными вопросами, связанными с их воспитанием. Глобальной целью этой отрасли знаний является формирование гармоничной личности с учетом всех индивидуальных особенностей.

Про индивидуальные особенности здесь сказано совсем не случайно. Ведь каждый ребенок - это неповторимая личность, нуждающаяся в особом подходе. Об этом не стоит забывать, если мы не хотим покалечить психику малыша. Но все же психологи выделяют ряд возрастных особенностей, которые характерны для большинства детей. Именно о них и пойдет речь в данной статье. Точнее, о воспитании детей дошкольного возраста, в зависимости от их возраста и пола.

Как воспитывать малышей 2 лет

Воспитание двухлетки выглядит просто только для тех, кто никогда не имел дела с этим беспокойным возрастом . А вот мамы и папы очаровательных карапузов знают обо всех сложностях и затруднениях на собственном опыте. Для двухлетних малышей характерны истерики, капризы и упрямство, которые частенько доводят взрослых до настоящего отчаяния. Для ребенка в этот период значение имеют лишь собственные чувства и желания, а не доводы родителей, пусть даже и самые разумные. Особенно нелегко смириться с подобным упрямством тем, кто уверен, что дети всегда должны слушаться старших.

С малышом в этом возрасте невероятно сложно договориться. Он может капризничать по любому поводу, закатывать истерики в попытках добиться своего и упрямо отталкивать любые попытки мамы и папы помочь ему. Взрослые в таких ситуациях нередко чувствуют себя беспомощными и не понимают, что же происходит с их чадом и как с ним себя вести.

Двухлетние детки уже довольно неплохо управляются со своим телом. По крайней мере, их двигательных навыков хватает на то, чтобы дотянуться до желаемой вещи или открыть приглянувшийся шкафчик. Стремительно развивается и речь ребенка, растет его активность в познании окружающего мира. Здесь родителям очень важно понять, что малыш ни в коем случае не хочет сделать что-то назло. А все капризы и упрямство - это малоприятный, но необходимый этап взросления, с которым нужно просто смириться и переждать.

Правила воспитания детей 3 лет

Психологи сходятся во мнении, что именно с трехлетнего возраста начинается формирование личности человека. Период этот непростой, требующий от взрослых недюжинного терпения и такта. В науке о воспитании существует даже специальный термин, описывающий все особенности данного возраста - кризис трех лет. Малыш пытается адаптироваться к окружающему миру и понять, по каким правилам люди в нем живут. Тогда же закладываются и те особенности, которые будут составлять характер человека на протяжении всей его жизни.

Детская и подростковая психология - это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к замку, он приоткрывает двери в мир детской души &nda ...

О чем же следует помнить родителям таких малышей? Нередко ребенок будет доводить до нервного истощения своими истериками и капризами. Вам будет казаться, что никаких сил терпеть все это больше не осталось. Но как раз терпение и будет залогом успешного преодоления кризиса. Постарайтесь не ругать капризничающего малыша, а спокойно сказать, что именно вас не устраивает в его поведении. Но не заостряйте внимание на конфликтных моментах, чтобы у ребенка не сформировалось чувство вины. По возможности переключите его на что-то занимательное и интересное.

Не давите на ребенка при помощи чрезмерной строгости и лишних запретов. Ни к чему хорошему это не приведет. И, конечно же, ни в коем случае нельзя бить ребенка и унижать его достоинство. Относитесь к нему как к взрослому, общайтесь на равных.

Ребенок в этом возрасте отчаянно стремится к самостоятельности и независимости. Но в силу небольшого жизненного опыта не всегда понимает, когда стоит настаивать на достижении своих целей, а когда лучше от них отказаться. Поэтому взрослым стоит приложить все усилия, чтобы у ребенка были такие возможности для проявления активности и настойчивости, которые ему по возрасту. Идеально для этого подходят игры, увлекательные прогулки и развивающие занятия.

Разговаривайте с малышом, задавайте ему вопросы. Примите тот факт, что трехлетка может ответить «нет». То есть предоставьте ему право на принятие решения, на свободу выбора. Например, он может выбирать, какую одежду он наденет сегодня в детский сад, какой десерт будет есть или в какую игру играть.

Будьте гибкими в воспитании, поддерживайте выбор ребенка и учите нести за него ответственность. Отказывается есть в положенное время? Не настаивайте, а отставьте тарелку в сторону. Через некоторое время малыш проголодается и обязательно поест. Причем, без слез, криков и истерик.

Ребенку четыре года

Это достаточно сложный и важный этап для развития ребенка. В этом возрасте он уже является отдельной личностью со своими интересами, чувствами и стремлении. Малыш по-прежнему довольно эмоционален и импульсивен в своих желаниях, но все же его поведение становится более осознанным. С четырехлеткой уже можно и нужно договариваться.

Акцент в деятельности ребенка постепенно смещается с чисто двигательной активности в сторону познавательной. Именно в этом возрасте целесообразно заниматься рисованием, лепкой и прочими видами творчества. Но учитывайте, что детям еще очень сложно концентрировать свое внимание на чем-то в течение длительного времени, они очень легко отвлекаются. Полезны также занятия спортом, если к ним нет противопоказаний по состоянию здоровья. Не забывайте и о прогулках и играх на свежем воздухе. Это не только укрепит иммунитет малыша, но и разовьет его моторику и координацию движений. Многие в 4 года начинают обучать ребенка чтению и основам математики. Естественно, все занятия должны проходить в игровой форме и быть интересными для дошкольника.

Этот возраст характеризуется также невероятным количеством вопросов. Кажется, что любознательному малышу интересно буквально все! Некоторые из вопросов могут поставить родителей в тупик. Обязательно удовлетворяйте любопытство ребенка. Если не можете объяснить что-то немедленно, возьмите тайм-аут и вернитесь к этой теме чуть позже. В своих ответах избегайте ненужных деталей и лишних подробностей, которые могут быть недоступны пониманию малыша.

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск решений проблем, которые возникают при воспитании...

В этом возрасте дети нередко испытывают сложности с адаптацией в коллективе. Подчас взрослым это кажется чем-то несущественным, но для ребенка все серьезно. Определите, что именно мешает вашему сыну или дочке нормально общаться со сверстниками, и устраните этот пробел. Иногда в этом вопросе может потребоваться помощь грамотного специалиста.

Расширяется эмоциональный диапазон четырехлетки. Он уже может испытывать раздражение, стыд, грусть, печаль и тому подобные оттенки чувств. Не всегда у дошкольника получается самостоятельно справиться с негативными эмоциями. Научите его правильно выражать свои эмоции - словами, а не плохим поведением. Дети чрезвычайно чувствительны к похвале в свой адрес. Им жизненно важно, чтобы их достижения и успехи были замечены и оценены. Не забывайте об этом. Разумеется, не обойтись в процессе воспитания и без наказаний. Но они должны быть разумными и понятными для малыша. А самое главное, что ребенок ни в коем случае не должен сомневаться в том, что мама и папа его любят. Он должен расти в атмосфере любви и защищенности. Иначе велика вероятность возникновения заниженной самооценки, страхов и комплексов.

Есть ли какие-то нюансы в воспитании мальчиков и девочек? Разумеется! Многие родители сходятся во мнении, что с девочками иметь дело намного проще. Все-таки мягкость, гибкость и податливость у них в природе. С раннего возраста юной леди необходимо прививать любовь к чистоте, поощрять проявления женственности. Также очень важно говорить девочке о том, какая она умница и красавица. Это самым благотворным образом повлияет на ее самооценку.

Девочки отличаются неплохими способностями к анализу своих поступков. Но для этого им нужно спокойное состояние духа. Поэтому не спешите ругать свою дочурку за совершенный ею проступок. Лучше спокойно объясните, в чем она не права. Будьте уверены, что она воспримет это лучше, чем бурю эмоций и обвинений с вашей стороны.

По своей природе девочки весьма старательны и склонны доводить начатое ими дело до конца. Обязательно поощряйте эту черту характера и развивайте ее.

Мальчишки же более агрессивны и подвижны, чем их сверстницы. Они плохо переносят запреты, поэтому не увлекайтесь ими чересчур, чтобы не спровоцировать бунт. В воспитании мальчишки должен обязательно принимать участие мужчина. Идеально, если это будет папа, но в какой-то степени отца может заменить дядя или дед. Ребенок нуждается в поддержке со стороны взрослых.

Некоторые родители стремятся вырастить из своих наследников «настоящих мужчин». С ранних лет они отказывают ему в праве на слезы, на проявление чувств и слабости. Это огромная ошибка со стороны взрослых! Копить в себе негатив очень опасно, в будущем подобная сдержанность может обернуться серьезными проблемами со здоровьем.

Не пугайтесь, если увидите, что ваш сынишка играет с куклами, оставив в стороне машинки. Подобные игры чрезвычайно важны для освоения роли мужчины и отца.

Дети в пять лет. Как их воспитывать?

У ребенка продолжается период активного познания. Он пытается разобраться в себе, в окружающем мире и правилах, по которым живут и общаются другие люди. Дошкольник уже осознает некоторые закономерности социального поведения и пытается им соответствовать. Он способен в какой-то степени контролировать желания и эмоции, считаться с чувствами и планами других людей.

«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по до...

Пятилетка может полностью погрузиться в интересное для себя дело и довести его до конца, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Совершенствуются и навыки самообслуживания, поэтому не стесняйтесь требовать, чтобы малыш убрал за собой игрушки, помыл кружку или застелил постель после сна.

Но все же самоконтроль ребенка далек от идеала. Не стоит ждать от дошкольника чудес сознательности. Правила и нормы он понимает, но не всегда находит в себе силы следовать им. Здесь необходима помощь и настойчивость со стороны взрослых.
В этом возрасте ребенок весьма чувствителен к тому, как окружающие воспринимают и оценивают его поведение. Ему важно соответствовать общепринятым нормам, быть принятым в обществе.

Проще всего пятилетке придерживаться всех правил в окружении близких и приятных людей, тех, кого он знает и кому доверяет. В этом возрасте дети должны много общаться со сверстниками , чтобы научиться общаться и взаимодействовать с ними. Оценки и мнения друзей очень важны для малыша - не менее, чем мнение взрослых. Он уже стремится выбирать товарищей по играм, а не довольствуется той компанией, которую подобрали для него мама и папа.

Родители отмечают, что детки в этом возрасте более спокойные и послушные, с ними намного легче управиться, чем, например, с трехлетками. Ребенок пяти лет готов к конструктивному диалогу и адекватно реагирует на разумные просьбы и требования взрослых. Но ему нужно обязательно объяснять суть запретов и причины наказаний, чтобы не спровоцировать возникновение обиды.

Ребенок продолжает задавать массу вопросов и нуждается в ответах и пояснениях. Поощряйте такой интерес к окружающему миру, не отговариваясь занятостью или усталостью. Постарайтесь выстроить такие отношения с сыном или дочкой, чтобы с любыми сомнениями и тревогами они, прежде всего, бежали к вам. В будущем, когда ребенок превратится в подростка, вы сполна оцените всю мудрость подобной стратегии.

Воспитание - это труд, постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. В процессе воспитания обязательно нужно учитывать возрастные особенности ребенка, подстраиваться под них. То есть роль родителя требует немалой чуткости, терпения и гибкости. Не существует универсальных рецептов и советов. Просто исходите из природы своего малыша и постарайтесь создать для него атмосферу уюта, защищенности и психологического комфорта. Тогда он вырастет сильной и гармонично развитой личностью.

2 0

Никогда не стоит забывать о том, что психология детей, их восприятие окружающих значительно отличается от взрослого восприятия. Понять, почему ребёнок поступает так, а не иначе, помочь ему, в случае необходимости, скорректировать своё поведение в лучшую сторону, достучаться до его сознания и получать желаемые результаты от воспитания помогут материалы, собранные в данном тематическом разделе. Все публикации систематизированы по актуальным темам. Таким, как психологическая подготовка и адаптация к школе, гиперактивность, типичные детские психологические кризисы и конфликты, страхи и агрессии. Большое внимание уделено различным методам психогимнастики и снятия нервного напряжения: изотерапии, сказкотерапии, релаксации, песочной терапии, вопросам грамотного поощрения и (куда же без него!) наказания.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Психология дошкольников. Консультации и рекомендации для психологов
  • Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей, дефицит внимания
  • Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения

Показаны публикации 1-10 из 4037 .
Все разделы | Психология дошкольников

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями социальной ситуации в жизни ребенка, его социального статуса. Интеллектуальная готовность важная, но не единственная предпосылка успешного...

Страничка психолога «Неуверенные дети и как воспитать социально –уверенное поведение» Страничка от психолога «Неуверенные дети и как воспитать социально –уверенное поведение» Ребенок рождается со всем многообразием ресурсов для того, чтобы в дальнейшем чувствовать себя успешным. Все дети считают себя замечательными. Однако уже в раннем возрасте многие из них...

Психология дошкольников - Психологические игры и упражнения

Публикация «Психологические игры и...» психологическое упражнение, направленное на снижение агрессивности и страха. "Три подвига Дениса" Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок...

Акция «Дерево добрых пожеланий». Акция была проведена с родителями и сотрудниками МДОАУ "Детский сад №123 "Гармония" г.Орска всех группы педагогом-психологом Дюсембаевой А.К Акция проходила во второй половине дня во время вечернего общения с родителями при уходе детей домой....

В понедельник проводились минутки релаксации и психогимнастики во всех группах, дети активно принимали участие и избавлялись от плохих мыслей: Вторник был обозначен как «День семьи» родители вместе с детьми подготовили стенгазеты на тему «Счастливый день нашей семьи»....

«Уголок для души» МДОУ «Детский сад №2» Семинар для педагогов «Уголок для души» Автор: Ломоносова Ксения Ивановна, педагог-психолог. Р.п. Милославское, 2018г. ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ВНИЗУ Актуальность: психологическое сопровождение образовательного процесса является...

Психология дошкольников - Конспект совместного коррекционного развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «Зима»

Задачи:  Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного текста, выделять из группы родственных слов лишние, не подходящие по смыслу.  Расширять и обогащать словарь по теме.  Учить подбирать родственные слова с опорой на...

Что еще почитать