Конспект родительского собрания наши дети взрослеют. Конспект родительского собрания в первой младшей группе на тему «Играем вместе с детьми


Родительское собрание

в первой младшей группе

воспитатель Бердинских Л.А.,

МКДОУ детский сад «Радуга», п.Тазовский ЯНАО

Тема:

«Адаптация детей в детском саду».
Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального и социального развития детей в период адаптации. Повестка дня: 1. Доклад воспитателя. 2. Игра «Знакомство родителей» 3. Чтение стихотворения «Дружите с детьми» А.Лопатиной 4. Выступление педагога-психолога «Советы для родителей по адаптации детей к детскому саду». 5. Показ презентации «Как мы адаптируемся к детскому саду». 6. Программное содержание обучения и воспитания в 1 младшей группе. Выступление воспитателя. 7. Выбор родительского комитета. 8. Подведение итогов собрания, принятие решения, экскурсия по детскому саду.
Ход собрания

Вступление.

Добрый

вечер.

рады

видеть

нашей

встрече.

Сегодня

замечательное событие - первое родительское собрание в Вашей жизни.
Станут ли эти годы для Вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми это во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы. Вовремя нашей встречи хочется, что бы состоялось знакомство, которое позже надеюсь перерастёт в дружеские отношения. Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с вами, и обсудить проблему адаптации ребёнка к детскому саду. Вот об этом мы с вами и поговорим!
2. Игра «Знакомство
» Для начала давайте познакомимся. Встаньте, пожалуйста, в круг. Мы будем знакомиться при помощи мяча. Берём в руки мяч сообщаем, например, я Бердинских Лариса Александровна воспитатель ваших деток и
передаю мяч дальше по цепочке. (Вы сообщаете как вас зовут, чья Вы мама или папа. Таким образом, передаём мяч по кругу и знакомимся). Представление руководства и дополнительных педагогов.
3.Воспитатель, под спокойную, мечтательную музыку, читает

стихотворение А. Лопатиной

«Дружите с детьми».
Не жалейте время для детей, Разглядите взрослых в них людей, перестаньте ссориться и злиться, Попытайтесь ними подружиться. Постарайтесь их не упрекать, Научитесь слушать, понимать. Обогрейте их своим теплом, Крепостью для них пусть станет дом. Вместе с ними пробуйте, ищите, Обо всем на свете говорите, Их всегда незримо направляйте И во всех делах им помогайте. Научитесь детям доверять – Каждый шаг не нужно проверять, Мненье и совет их уважайте, Дети – мудрецы, не забывайте. Взрослые, надейтесь на детей И любите их душою всей Так, как невозможно описать. Вам тогда детей не потерять! Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.
4.Выступает педагог-психолог

Советы для родителей:
 В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание.  Покупайте вещи для детского сада вместе с ребенком.  Отвечайте на все вопросы ребенка о детском саде.  Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
 Выработайте единые требования к поведению ребенка с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям.  И дома и в саду говорите с малышом спокойно.  Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, которым ему легче расстаться.  Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте, когда.  У вас должен свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.  Поверить, что малыш вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребёнка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Парадоксально, но факт хорошо, что кроха плачет. Поверьте, у него настоящее горе. Плач - помощник нервной системы, он не даёт ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребёнка за нытьё.  Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать сказку о том, как мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования. Пока не настанет этот момент.  Поступление в сад – это момент отделение мамы от ребёнка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвётся сердце», когда она видит, как переживает её малыш. - нельзя пугать детским садом. - нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.  Признаки готовности ребёнка к детскому саду, малыш может остаться без родителей, легко знакомится со сверстниками и взрослыми, проявляет интерес.  Главное помните, что это ваш малыш. Побольше проводите сейчас с ним времени. И вы убедитесь, что это ваш тот же крохотный человечек, который благодаря вам появился на свет.  Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Поступления малыша в детский сад- это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установиться дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.
5.Показ Презентации «Как мы адаптируемся к детскому саду».

6
.
Программное содержание обучения и воспитания в 1 младшей

группе.
Выступление воспитателя. Знакомство родителей с содержанием занятий с детьми по программе А.Н.Вераксы «От рождения до школы». Выставка педагогической литературы.

7. Выбор родительского комитета.

Упражнение «Письмо «Ожидание»»
А теперь предлагаю вам написать, каким вы хотели бы увидеть своего ребёнка в конце учебного года. А на последнем собрании мы ознакомимся с вашими записями и увидим, оправдались ли ваши ожидания. (Родители пишут записки и сдают воспитателю).
8.

Подведение итогов собрания, принятие решения, экскурсия по

детскому саду.
Мы с вами сегодня хорошо поработали. И в завершении я предлагаю - посмотрите на свои ладони и представьте на одной УЛЫБКУ на другой РАДОСТЬ. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах. Спасибо!
Спасибо за внимание!

Приложение

Анкета «НАША СЕМЬЯ»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут нам познако- миться с вашей семьей и в дальнейшем сотрудничать на благо ребенка (конфиденциальность ин- формации гарантируем). Расскажите о своей семье 1. Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________________________ 2. Дата рождения (число, месяц, год) ____________________________________________________ 3. Домашний адрес ___________________________________________ телефон__________________ 4. Жилищные условия (отметить): снимают, общежитие, 1-комн., 2-х комн., 3-х комн. и более 5. Материальные условия (отметить): хорошее, удовлетвор., неудовлетвор. 6. Сведения о родителях Ф.И.О. матери _______________________________________________________________________ Возраст_______________Образование___________________________________________________ Место работы _________________________________________ тел.____________________________ Должность __________________________________________________________________________ Увлечения, интересы _________________________________________________________________ Какую помощь можете оказать д/с.______________________________________________________ Ф.И.О. отца ______________________________________________________________________ Возраст ____________Образование _____________________________________________________ Место работы _______________________________________________________________________ тел._____________________________________ Должность __________________________________________________________________________ Увлечения, интересы _________________________________________________________________ Какую помощь можете оказать д/с ______________________________________________________ 6. Другие члены семьи (Ф.И.О., возраст, место работы, учебы) дети ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
бабушки и дедушки ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 7. Каковы традиции вашей семьи (совместные походы, экскурсии, празднование праздников и дней рождений, посещение театров, выставок, вечерние чтения, совместные занятия, совместные решения проблем ребенка и др.) ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 8. Кто преимущественно в вашей семье занимается воспитанием ребенка?____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 9. Ваш взгляд на воспитание ребенка (качества, которые вы хотели бы у него развить) ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 10. Принципы воспитания в семье (строгое, требовательное, мягкое, демократичное, пользуетесь уговорами, исполняете желания ребенка, разрешаете ему поступать так, как он хочет) меры наказания _______________________________________________________________________ меры поощрения _______________________________________________________________________ 11. Необходимы ли Вам и вашему ребенку консультации психолога, логопеда, педиатра, пе- дагогов? (нужное подчеркнуть и указать интересующие вас темы консультаций)________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 12. Нуждаетесь ли вы в дополнительных платных услугах образования? Если да, то в каких?______________________________________________________________________________ 13.Что Вам больше всего нравится в вашем ребенке? ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 14.Что Вас больше всего огорчает в вашем ребенке? ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 15. Какую роль в воспитании, обучении и развитии ребенка вы отводите семье? ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 16. Какую помощь вы ждете от детского сада? ____________________________________________________________________________________ Благодарим за искренние ответы

Приложение 2

Приглашение на родительское собрание

1.подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошедший год

2.Определить перспективы на будущий год

Выявить индивидуальные проблемы в развитии детей и наметить путь их преодоления, способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться

Форма проведения:

родительский вечер

Оборудование:

Выставка творческих работ детей

Видеоролик

Музыкальное сопровождение

Конверты с заданиями для родителей(4 шт.)

Благодарственные письма для детей

Грамоты для родителей

План проведения родительского собрания

Вступительное слово воспитателя(Ляшенко С.Л.)Показ видеороликаНаграждение по номинации (детей)Работа с родителями

Самоанализ

Консультация для родителей «Ребенок и солнце»(Кюлленен В.Г.)

«Зажги свечу» (минута откровений) Награждение родителей за активное участие в жизни группы

7.Заключительное слово воспитателя

1.Вступительное слово воспитателя

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы отметить небольшое, но очень важное событие. Ваши дети целый год ходили в ясли. Они пришли к нам маленькими, всего боялись и плакали, и, конечно же, звали маму. А теперь, посмотрите, какими они стали. Предлагаем посмотреть фрагменты из жизни группы.

(просмотр видеоролика(см. диск-приложение), где зафиксированы деятельность и осуществление режимных моментов в группе, записи стихов, рассказанных самими детьми)

В.: А сейчас мы отметим достижения ваших ребят благодарственными письмами.

Награждение

Самый общительный(Давид)Самая активная и ловкая (Геля)Самая музыкальная(Аня, Асель)Самая веселая(Саша Ж.)Лучший художник (Милана)Лучший аппетит(Ярик)Самая закаленная (Алиса)Самый говорливый(Даша Кор.,Алина Б.)Самый скромный(Данил)Лучший фантазер (Сережа)Самая дружелюбная (Даша Ков.)Самая справедливая (Вероника)Самая приветливая(Софа)Самый принципиальный(Лиза,Даша А.,Артак, Руслан)Лучший читатель(Аверьян)Самый настойчивый (Саша Б.)Самый аккуратный(Максим)Самый хозяйственный(Захар)Самый дисциплинированный(Артем)

Ну что же, достижения ребят мы отметили. Пришло время подумать, над чем нам нужно еще поработать.

Самоанализ

Перед вами лежат памятки и карандаши. Я буду зачитывать навыки и умения малышей в первой младшей группе, а вы отмечайте для себя, обладает ли этими навыками ваш ребенок.

Итак, может ли ваш малыш выполнять следующие действия:

Умеет здороваться с воспитателем, приходя в детский сад.Умеет здороваться с детьми.Умеет прощаться утром с родителями.Умеет благодарить после еды.Умеет выражать свою просьбу к взрослому словами.Умеет выражать свою просьбу к детям.Умеет уступать место товарищу.Умеет уступать товарищу игрушки.Умеет слушать речь воспитателя.Умеет слушать речь детей.Умеет выполнять просьбы детей.Умеет называть воспитателя по имени-отчеству.Умеет прощаться с воспитателем, уходя домой.Умеет обращаться с просьбой к воспитателю, понятно выражая свои мысли.Умеет подчиняться указаниям воспитателя.Умеет пользоваться словами «пожалуйста» при обращении к взрослому.Умеет здороваться со взрослыми, называя по имени-отчеству.Умеет прощаться, называя по имени-отчеству.Выслушивает указания взрослого, не перебивая.Рассматривает книги.Умеет убирать за собой после еды.Убирает после занятий за собой стул.Замечает поломанную игрушку и просит взрослого починить ее.

В. :Конечно же, дети не сразу приобретут навыки и знания, им требуется помощь, и только совместно мы сможем достичь, хороших результатов

Выступление В.Г. Кюлленен:

Дорогие родители! Через несколько дней наступит лето. В это время года мы должны максимально использовать природные возможности для того, чтобы укрепить здоровье наших детей. Лето –это самое солнечное время года, поэтому я хочу рассказать вам, как нужно правильно закаливать ребенка с помощью солнечных ванн. Детям от года до трех с осторожностью проводят солнечные ванны, деток выводят под прямые солнечные лучи только после того, как в течении нескольких дней прогулка проводилась в светотени. Перегревание очень опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Поэтому одежду лучше подбирать светлых тонов, она защитит ребенка от перегревания и излишнего облучения.

Осенью, зимой и весной прямые солнечные лучи не вызывают перегревания и полезно их попадание на открытое личико малыша.

Во время солнечных ванн дети спокойно играют, не допускайте чтоб малыш физически перетруждался.

Летом рекомендуется проводить солнечные ванны при температуре +20, лучше в безветренную погоду. Первые пребывания на открытом солнце занимают не больше 5 – 6 минут. Ежедневно время принятия воздушных ванн увеличиваем до 40 – 50 минут.

Находиться на солнышке можно утром до 10 – 11 часов и после обеденного сна с 15 – 16 часов.

Противопоказано проводить закаливание ребенка солнцем, если температура воздуха +30 и выше.

Первые признаки перегрева – покраснение лица и потливость, при их появлении ребенка немедленно нужно увести в тень, умыть и напоить кипяченой водой.

Продолжительность перерывов, когда ребенок играет в тени и находится под солнцем, индивидуальна, определяется самочувствием и состоянием ребенка. Главное, чтоб ребенок имел возможность отдохнуть в тени, пока исчезнут признаки начинающегося перегревания. Если признаки перегревания не исчезают, то на солнышко больше малыша не выводят, пусть спокойно играет в тени.

После солнечных ванн детям проводят водные процедуры – обливание или душ. Так как при влажной коже происходит переохлаждение организма, ребенка обязательно насухо вытирают полотенцем, даже при высокой температуре воздуха.

При правильно дозированной солнечной ванне ребенок во время прогулки не сильно утомляется и заканчивает прогулку игрой в тени в течение 20-30 минут. Сочетание солнечных ванн, игре на свежем воздухе и водным процедурам у ребенка повышается аппетит, малыш с удовольствием обедает и отправляется на дневной сон.

Обычно под влиянием солнца повышается температура тела на 0,5-0,7 градусов и через 1,5 – 2 часа температура возвращается в норму при этом, не нарушая физиологических функций.

Летом обязательно необходимо предлагать ребенку пить кипяченую воду для предупреждения перегревания и поддержания водного баланса организма.

И помните, что красивый загар не гарантирует вам устойчивость к простуде. Поэтому закаливание ребенка солнцем необходимо сочетать и с другими закаливающими процедурами – закаливание водой и воздухом.

Вручение памяток родителям.

Минута откровения «Зажги свечу»

Родители передают и рассказывают под муз. сопровождение.

В.: вот наше собрание и подошло к концу. Мы вас всех благодарим за помощь и поддержку и хотим отметить родителей, которые активно принимали участие в жизни группы, и вручаем им благодарность.

Вручение

В: так держать! Надеемся, что и в будущем вы будете также активно участвовать в жизни своих детей и в жизни детского сада. В заключение нашего собрания хотелось бы прочитать стихи

Мы родителям хотим

Сказать огромное спасибо.

Вас за детей благодарим,

С которыми вы нас сдружили!

Спасибо вам за теплоту,

За дружбу, мир и пониманье.

Спасибо вам и за детей,

За то,что нам их доверяли!

Мы с вами вместе день за днем

Живем одной большой семьей.

И этот садик –общий дом,

Если сегодняшний вечер вам понравился, то возьмите листочек с солнышком, а если нет –возьмите лист с тучкой. Можете написать на них положительные отзывы или то, что вам не понравилось.

анна наместникова
Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Давайте познакомимся»

Конспект родительского собрания № 1

в 1 младшей группе "Давайте познакомимся ".

Воспитатели : Лесникова А. А

Наместникова А. А

Цель : Создать условия для знакомства родителей друг с другом и сблизить их между собой, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей.

Повестка собрания :

1. Сообщение темы и цели собрания .

2. Знакомство с родителями : Упражнение «Знакомство»

3. Презентация темы (фото детей) .

4. Доклад воспитателя

5. Благодарность родителям за оклеивание окон .

6. Правила посещения д\с (заполнение документации)

7. Поговорим о безопасности.

8. Выбор родительского комитета

9. А теперь перейдем к хоз. нуждам

1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОВЕСТКОЙ СОБРАНИЯ .

Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей первой встрече . Уважаемые родители , поздравляем вас с первым родительским собранием . Тема нашего собрания «Давайте познакомимся » . Сегодня у нас с Вами первое родительское собрание , на котором мы познакомимся , узнаем, друг друга поближе, я расскажу Вам о том, чему мы уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что нам еще предстоит узнать. Обсудим правила нашего учреждения и проблему адаптации ребёнка к детскому саду. Вот об этом мы с вами и поговорим!

Ход СОБРАНИЯ:

Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т . д.

Следовательно, нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель : познакомить родителей с участниками педагогического процесса.

Участники, передавая медвежонка со словам : «Меня зовут Катя, я мама Маши Ивановой» по кругу, представляются.

3. Презентация темы «Адаптация детей к детскому саду» (фото детей) .

4. Доклад воспитателя «Чему мы научились за период адаптации и что ещё предстоит узнать»

Дети стали более общительными, начинают учиться играть вместе, делиться игрушками. Все дети знают, где находится их полотенце, горшок, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения в группе . Знают, что после того как помыли руки нужно отжать водичку и только потом пойти к своему полотенцу. Практически все дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых. Раздеваются. Учимся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Как видите, научились мы многому, но еще больше нам предстоит узнать и самое главное научить детей самообслуживанию. И в этом процессе Вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома, ребёнок приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т. д. А при общении с Вами выясняется, что дома Вы все делали за него, потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т. д.

Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.

6. РАЗНОЕ :

Дни рождения детские как будем отмечать

Заполнить документы договора и данные в журнал

Ознакомившие с протоколом родительского собрания № 1

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Первый раз в детский сад» Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Первый раз в детский сад»Цель: Познакомить родителей с ролью предметно-развивающей.

Конспект родительского собрания в средней группе «Давайте познакомимся» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 325» Конспект родительского собрания в средней группе.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Новый учебный год» «Новый учебный год» Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами.

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста. «Давайте знакомиться» «Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский.

План-конспект проведения родительского собрания «Давайте познакомимся!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Ручеек» План-конспект проведения родительского.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «Давайте познакомимся» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Наши дети взрослеют.
Какие они, наши дети? Можно сказать-умные, деловые,целеустремленные, трудолюбивые,знающие, много понимающие и многое умеющие. И это правда.
Можно сказать- упрямые, самолюбивыелегкоранимые, обидчивые, непослушные, капризные, трудноуправляемые, склонные к необдуманным поступкам, вечно конфликтующие со взрослыми. И в этом тоже есть правда.
Потому что они- очень разные, постоянно меняющиеся, каждодневно открывающиеся какими-то новыми гранями своих неустойчивых, только что складывающихся характеров. Не все нас устраивает в этой стремительно растущей смене. Она как бы возвращает нам наши прошлые ошибки, неверные взгляды, поспешные суждения.непродуманные методики- ведь дети- это продукт нашего воспитания, и они становятся родителями быстрее, чем меняются некоторые наши представления о них. Но за эти ошибки ответственны не только воспитатели. Юность сама не менее ответственна за свое настоящее и будущее. И мы предъявляем ей высокие требования, так как передаем ей то, что уже сделано.
Как понимать наших взрослеющих детей? Как вести их из сегодня в завтра?
Одна из важнейших особенностей подросткового возраста- развитие самосознания, открытие собственного " Я".Интерес подростка к самому себе активизируется процессами полового созревания и связанными с ними психофизиологическими изменениями.
В ранней юности быстро перестраивается и расширяется сфера общения и деятельности. Для ребенка авторитетом, как правило,бывают родители. Становясь старше, ребенок постепенно перестраивает отношения, основанные на зависимости от взрослых.В подростковом возрасте -превалирует оценка своих личных качеств, способностей и отношений. " На что я годен?" И " Как я выгляжу?"
Существует два способа самооценки. Первый- это желание выделиться,Если я не спасовал в трудной ситуации,- значит я не трус. Если взялся за трудную задачу, значит я способный. НО здесь может быть и опасное озорство, и хулиганство,так как велико желание завоевать популярность у сверстников.
Второй способ самооценки- сопоставление мнений окружающих о себе.
В 14-15 лет подросток начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции. Интерес к собственным чувствам и настроениям велик.
Одновременно с сознанием своей уникальности, неповторимости. непохожести на других приходит чувство одиночества. Подросток испытывает потребности в общении, но оно становится избирательным, часто уединяется, молчит, стараясь услышать свой внутренний голос.
Преувеличение своей уникальности очень часто рождает у старшеклассников застенчивость, страх показаться смешным.
Юношеский возраст- это переход от беззаботного детства к ответственной, сложной жизни взрослого человека. Мечты о будущем занимают центральное место в юношеских переживаниях. Велика вера в личное бессмертие. А бесконечная жизнь не имеет конкретной цены.
" Ребячество" с двумя- тремя годами юности- самая полная, самая изящная, самая наша часть жизни, да чуть ли не самая важная, она незаметно определяет все будущее.Это слова А.И. Герцена. И с ними нельзя не согласиться.


Приложенные файлы

Родительское собрание в I младшей группе: «Что, как и почему рисуют наши дети?»

Гребенькова Ирина Алексеевна, воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №110», г. Сыктывкар, Республика Коми.
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий проведения родительского собрания по развитию изобразительной деятельности младших дошкольников. Данное родительское собрание было проведено в нетрадиционной форме, а именно в форме игры «Счастливый случай». Материал будет полезен воспитателям, которые стремятся к использованию новых интересных форм взаимодействия с родителями.

Родительское собрание в I младшей группе: «Что, как и почему рисуют наши дети?»

Ход собрания:

Уважаемые родители! Добрый вечер! Рады приветствовать вас на нашем очередном родительском собрании, которое посвящено рисованию. А тема его звучит так: «Что, как и почему рисуют наши дети?»
А проведём мы его в форме игры «Счастливый случай». Надо отметить, что тема «Что, как и почему рисуют наши дети?» выбрана не случайно: результаты диагностики детей, анализ их рисунков показывает, что некоторые дети испытывают трудности в рисовании; результаты родительского анкетирования показали, что большинство из вас хотели бы узнать особенности детского рисования и подробнее познакомиться с этой проблемой.
Как рисуют наши дети? Почему у них не всё получается? Как помочь нашим детям рисовать и сохранить это желание до конца жизни? Вот на эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы сегодня.
Итак, приступаем к игре «Счастливый случай» и разрешите мне быть её ведущей. Вы, уважаемые родители, являетесь участниками 2-х соревнующихся команд. В зале, как и на любой игре, присутствуют зрители (в нашем случае это воспитатели всех групп детского сада), есть члены жюри – это администрация нашего детского сада. Позвольте представить (идёт представление членов жюри).
Теперь, уважаемые участники игры, в командах предлагаю выбрать капитана и дать название своей команде. Эмблемы с названиями команд вывешиваются на магнитные доски)
А теперь правила игры:
- игра состоит из нескольких геймов, которые будут носить разный характер: познавательно-информационный, соревновательный и даже развлекательный.
- тема каждого гейма будет определяться цветом игрового поля, на котором остановится фишка. Фишка передвигается по игровому полю согласно количеству точек выпавших на верхней грани игрального кубика.
- за правильный ответ или победу в гейме будут начисляться баллы в виде магнитиков. В конце игры определится победитель.
Итак, игрокам – удачи!!!

Первый гейм определён. Он красного цвета. Дина Владимировна, что же обозначает красный цвет, каково его влияние на человека?
КРАСНЫЙ. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. Предпочтение красного цвета означает: уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях. "Красные дети" Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.
Тема 1-го гейма: «Что такое рисование?»
Задание командам: из частей составить целую фразу и прочитать её. /Рисование – это изображение какого-нибудь предмета или явления на чём-нибудь чем-нибудь.
Рисовать – изображать предметы и явления на плоскости при помощи графических средств (штрихов, контурных линий, пятен)./
/определения помещаются на магнитную доску/
В анкетах вы, уважаемые родители отметили, что 12 детей (из 19) рисуют по своей инициативе преимущественно, остальные рисуют по предложению взрослого, но никогда не отказываются рисовать. Дети любят рисовать, а чем же так привлекательно для них рисование? Что делает его столь желанным занятием?
Во-первых, рисование доступно: взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй где угодно дома, в гостях и т.д.
Во-вторых, оно чувствительно: волнуют образы и сюжеты, изменчивость цвета, волнуют сами рисунки.
В-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, понять многое, да и проверить и показать свои знания.
В-четвёртых, оно выразительно: рисуя можно больше выразить, чем словами. Можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, страхи, знания.
В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь и обязательно что-то получается. Рисунок – это сделанная вещь.
Истинная ценность детского рисования заключается не только в том, какого качества рисунки, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт.

Второй гейм. Выберем его цвет (бросают кубик). Что обозначает жёлтый цвет?
ЖЁЛТЫЙ. Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем. "Желтые дети""Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.
Тема этого гейма: «Возрастные особенности рисования».
По мере взросления ребенка меняются его рисунки. Каков возраст – таков рисунок. Развитие графического самовыражения у детей происходит параллельно с их психическим и моторным развитием. Приведенные ниже данные, естественно, приблизительны:
- как только ребёнок возьмёт в руки карандаш, начинается в его творчестве доизобразительный период. Малышу нравится оставлять след на бумаге. В возрасте около года начинается период каракулей: беспорядочные каракули, зигзаги, подобие окружности без какой-либо идеи.
- почти до 2 лет может исписать ни один лист похожими каракулями.
- 2-2,5 года. Ребенок обнаруживает, что у листа есть границы, теперь нарисованное им не выходит за край бумаги. В 2 года – рисуют вертикальные линии, в 2,5 года – горизонтальные линии, спирали.
- 3-4 года. С этого возраста малыш начинает выражать в процессе рисования свои эмоции, с помощью закорючек, точек, линий он может рассказать целую историю, появляется замысел. Рисунки еще примитивны, чаще всего изображается один предмет или объект. Ребенок при изображении чего-либо сосредоточен на отдельных частях, а не предмете в целом. Главное, чтобы мог объяснить, что же он изобразил. Замысел может легко меняться, т.е. начав рисовать машину, в конце ребенок заявляет, что это дом. Чаще всего в этом возраста дети рисуют: дом, человека, кошку, собаку, машину и т.д. В основном изображаются простые геометрические фигуры, но уже могут появляться и детали: глаза у человека, окно в доме, труба, лучики у солнца, хоть они и могут быть нарисованы не там, где «должны быть». Любят рисовать в 3 года – кружочки, солнышки, в 3,5 года появляется первый человечек (ручки, ножки…отдельно), крестики. К 4-м годам малыши "обозначают" свои изображения: "это - ракета", "это - дождик", "это - мама", хотя, по сути, на листе изображаются все те же черточки-кружочки.
- 4-5 лет. Ребенок больше внимания уделяет деталям. Особенности изображения – нет объема (рука изображается в виде палочки), наблюдается несоответствие величины, появляется сюжет. 4 года – квадрат, ребенок пытается воспроизвести знакомые ему предметы.
- 5-6 лет. В рисунках прослеживается сюжет. Ребенок стремиться нарисовать предмет так, чтобы он был узнаваемым окружающим, начинает пользоваться общими шаблонами (самые распространенные - изображение домика, солнышко в углу листа), следить за соответствием цвета (солнышко должно быть желтым, травка зеленая и т.д.). Ребенок начинает учитывать пропорции, пытаться отобразить объем, движение. Рисунки часто исправляются или начинаются заново. В 5 лет – появляется человечек полностью, например, с деталями одежды, геометрические фигуры.
- 6-7 лет. Ребенок любит рисовать окружающую его действительность, начинает создавать собственные истории, стремиться предать настроение, движение, объем, особенности одежды. Фигуры на листе уже не выстраиваются в ряд, как раньше, кто-то находится ближе, кто-то дальше, выше, ниже. Рисунок уже не напоминает схему – это картина.Приведенные выше признаки развития рисования примерны. Всегда нужно учитывать особенности развития ребенка, его интересы, кругозор, развитие моторики. Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению.
Рисование является первым этапом в обучении письму: посредством умений, которые оно предполагает: держать карандаш, контролировать свои жесты, письмо как неотъемлемая часть жизни взрослых привлекает ребенка. Он очень рано начинает имитировать письмо взрослых. К 3-4 годам дети зачастую изображают подобие текста, имеющее для них магическую силу.
Как только ребенок научился писать некоторые буквы (например, свое имя), он зачастую начинает смешивать буквы и рисунки.
А сейчас задание командам: «Узнать, угадать и назвать, что нарисовано ребёнком». За правильный ответ команда получает 1 балл.
/демонстрируются детские рисунки, сделанные накануне каждым ребёнком в индивидуальной технике. Были предоставлены различные изобразительные материалы. Каждый рисунок назван ребёнком так, что не всегда название совпадает с изображением, что придаёт дополнительное веселье среди родителей./

Третий гейм. Определим его цвет (для этого бросается кубик и соответственно передвигается фишка по игровому полю). Например, синий цвет. Что он означает?
СИНИЙ. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.
Предпочтение синего цвета означает: стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент. "Синие дети" «Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.
И речь в этом гейме пойдёт о «Материалах для рисования»
В детском изобразительном творчестве также могут использоваться различные материалы и необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования.
Наша программа «Истоки» предусматривает, в основном, обучение детей рисованию карандашом, фломастером и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаш - твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда-обратно).
Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения. Иногда дети, желая получить более яркий цвет, смачивают карандаш, беря его в рот. Разрешать этого не следует и по гигиеническим соображениям, и потому, что после смачивания карандаш дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном ка¬ком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги.

Кисть - мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука устает значительно меньше. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затраты особых усилий. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Во второй младшей группе вначале детям даются 2-3 краски, а к концу года их может быть 4-6. Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
Для рисования хороши и фломастеры, они дают яркий, сочный цвет, рисовать ими легко - стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами. Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобразительной деятельности детей можно для создания сказочных, фантастических изображений.
Разумеется, дети не знают своеобразия этих инструментов (материалов) и не могут сами выделить способы работы с ними. Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действиям с ними, как специфически орудийными, детей надо учить. Необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними.
Я назвала традиционные инструменты для рисования. Но существует много других предметов, которыми можно рисовать. Задание командам: «Подумать и назвать как можно больше нетрадиционных рисовальных принадлежностей». Даётся время 3 минуты. Затем капитаны команд по очереди, не повторяясь, называют принадлежности для нетрадиционного рисования. За победу 1 балл.

Четвёртый гейм. Бросаем кубик, чтобы определить цвет гейма. Например, зелёный цвет. Как он воспринимается нами?
ЗЕЛЁНЫЙ цвет – это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу. Бледно-зеленый - успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения. Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости. Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом. Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах. Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны. Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.
"Зеленые дети" «Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.
И поговорим о том: «Как учить детей рисовать?»
Существуют определённые правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети. Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному.
И сейчас, уважаемые родители, попрошу вас взять в руки карандаш и действовать им в соответствии с инструкцией, которую я буду проговаривать.
Правила рисования карандашом:
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия. 3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз. 4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки. 6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно. 7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой. 8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета. 9. Закрашивать рисунок нужно без просветов. 10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее.
А теперь, дорогие мамы и папы, карандаш отложите в сторону, а будьте добры возьмите в руку кисточку и выберите себе краску. Я буду вас знакомить, как правильно рисовать кистью, а вы, пожалуйста, продолжайте действовать в соответствии с инструкцией.
Правила рисования краской:
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
7. Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.
Требовать запоминания правил детьми 3-4 лет нецелесообразно: достаточно сопровождения показа способов действия объяснением, иногда с привлечением к этому детей. Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.
Усвоение правил дает возможность сознательно овладевать техникой рисования и сознательно ее применять.
Многих родителей волнует вопрос о том, как научить ребёнка рисовать красиво и правильно? Как привить ребенку любовь к рисованию? Это не трудно, рассмотрим основные приемы, которые помогут родителям воспитать у своего ребенка любовь к рисованию:
- Учите ребёнка наблюдать. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. Рассматривая с малышами окружающее, взрослый обращает внимание на то, что все предметы состоят из разных форм, имеют определенный цвет.
-Существуют, так называемые наглядные методы и приемы обучения. К ним относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ приемов изображения; рассматривание рисунков при их оценке.Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт.
-Можно использовать словесные методы и приемы обучения рисованию. К сюда относятся беседа, указания взрослого в начале и в процессе рисования, подсказки, использование стихов.
-Игровые приемы обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его жизни должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Так как все предметы имеют форму, и в основе предмета лежит определённая геометрическая форма, то важно научить ребёнка рисовать различные формы. Для этого существуют специальные формообразующие движения. И практически любое занятие рисованием необходимо начинать с игровых упражнений формообразующего характера. Дети вслед за взрослым сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: Например, в воздухе «намотаем клубочек ниток», «ровненькие дорожки», «дождь кап-кап» и т. д.
У ребёнка должна быть возможность обследовать (обвести рукой, пальчиками) изображаемый предмет. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными: они как бы предваряют исполнительные, и, уже обследуя предмет, ребенок упражняется в том движении, которое нужно будет произвести, чтобы изобразить предмет, т. е. передать его пространственные свойства.
Учитывая эффективную роль пассивных движений (движение руки ребенка рукой взрослого) на ранних этапах формирование двигательных навыков, во второй младшей используется этот метод; в более старших группах основное место отводится подражательным действиям детей.
И ещё некоторые советы:
В 3 года малыш начинает рисовать уже какие-то одному ему понятные сюжеты. Тут главное не критиковать. Критические замечания по поводу рисунка воспринимаются малышом как выражение нелюбви к нему самому. Даже если перед вами жуткая каляка-маляка, найдите в ней что-то интересное и похвалите малыша. Спросите, кто есть кто, а не показывайте, как это нужно рисовать правильно, конечно, если ребенок сам об этом не просит.
В это время можно уже просить ребенка изобразить какие-то простые вещи. Дождик, мячик, травку. В это время ребенок рисует людей с одним ухом, без волос, с разными ногами. Не водите его рукой, пытаясь сделать рисунок правильнее, лучше побуждайте ребенка самого догадаться, что он сделал не так. Если ребенок забыл нарисовать какую-то деталь, напомните ему об этом: «Посмотри, что еще у него(у нее) есть?», пусть он сам вспомнит и дорисует. Это приучит ребенка внимательно рассматривать предметы, которые он рисует. В этом возрасте уже можно оставлять ребенка рисовать самостоятельно.
Если при этом ребенок рисует предметы совершенно невероятных цветов – не стоит его поправлять. Помните, что обучение рисованию – это не набор правил как рисовать тот или иной предмет, а помощь детям в самовыражении, и познании окружающего мира. Это отражение внутреннего мира ребенка. Нельзя:
- Подгонять.
- Требовать строгого следования указаниям.
- Грубо вмешиваться в работу ребенка. Что-то без спроса менять, заканчивать.
- Напрямую говорить, что не старается, высказывать замечания; говорить, как надо (даже о цвете чего-либо).
- Требовать немедленный результат – чтобы у ребенка получалось ровно то, что ему только что показали. - Преодолевать силой «не хочу рисовать это» – так мы отбираем свободу. Тут нужно не насилие, а творческая мотивация на самовыражение.
Несвоевременное обучение мастерству, конкретным приемам рисования – серьезная преграда творчеству, желанию пробовать и экспериментировать.

Пятый гейм. Какого он цвета? Оранжевого? А как же он влияет на нас? ОРАНЖЕВЫЙ цвет высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.
Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности. Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.
"Оранжевые дети" Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздразжает и опустошает.
Тема пятого гейма: «Условия для рисования»
И сразу вопрос к командам: «Что нужно для того, чтобы ребёнок мог рисовать?» За каждый ответ балл.
/ведущий комментирует и направляет родителей для обозначения важных условий для рисования, которые приведены ниже/
1. материалы для рисования (бумага, карандаши, кисти, краски и т.д.). Бумага должна быть разной: прямоугольник, круг, полоса и т. п. Для рисования карандашами давать лучше небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе. Если ребенок заполнит лист рисунком, можно предложить ему другой. Для рисования красками, фломастером, цветными восковыми мелками нужны листы побольше. А нужны ли детям раскраски? «Да, нужны!». И вот почему:
-Раскраски содействуют развитию творческих способностей. Дети начинают пользоваться своим воображением, придумывать различные сценарии и создавать свои собственные сюжеты.
-Воспитывается усидчивость, терпение. Дети учатся концентрировать внимание.
-Творческие занятия позволяют избегать психологических проблем.
-Развивается мелкая моторика рук, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи и интеллекта, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, готовит руку к письму.
-Ребенок занят делом.
2. место для рисования: подходящие по размеру стол и стул. Необходимо приучать ребёнка сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги, обе руки до локтя опираются на стол.
Иногда можно рисовать и стоя, и в этом случае надо следить, чтобы малыш не искривлял спинку, не наклонялся низко к листу.
Можно использовать небольшой мольберт, за которым маленький ребенок может рисовать стоя. Рисовать за мольбертом удобно, весь лист бумаги находится перед глазами, изображения хорошо видны, можно стоять прямо, не наклоняясь.
3. для успешного рисования необходимо умение ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им.
4. достаточное освещение (свет должен падать с левой стороны).
5. разнообразие деятельности. Причиной усталости и неправильной позы может служить также долгое сидение детей в одном положении. Поэтому важно следить за разнообразием их деятельности. Не нужно затягивать рисование больше, чем на 15-20 минут. Даже если ребенок очень увлечен, он утомляется от однообразия действий, от необходимости сидеть в одинаковой позе. Нужно отвлечь малыша, предложить ему что-то посмотреть, подойти к окну или к игрушкам. После небольшого перерыва он вновь может вернуться к рисованию.
6. положительная оценка и похвала. Ребенку важно чувствовать, что родители ценят его, им дорого, то, что создает малыш. С ребенком важно быть рядом, чтобы он знал, для кого рисует; можно рисовать вместе; устроить картинную галерею в комнате. Все это необходимо, чтобы не пропал интерес к рисованию. Совсем не обязательно постоянно контролировать, что рисует ребенок, быть рядом с ним. Важно, чтобы ребенок знал, что его работу обязательно посмотрят, положительно оценят.
У многих родителей рисующих детей стоит проблема разрисованных стен; давайте своему ребёнку лист бумаги (альбом), стопка которых должна всегда лежать на одном и том же месте. Гарантия: ни одной испорченной стены, книги и т.д. А ещё все рисунки можно развешивать в комнате. Малышу нравится безумно! Через рисунки можно проследить развитие ребенка, его интересы, настроения.
Многие родители сохраняют произведения своих детей, кто-то складывает все в специальную папку, кто-то создает целые картинные галереи. Это благотворно влияет на ребенка - он учится уважать свой труд, оценивать (ведь в выставке участвуют только удачные картины), поддерживается адекватная самооценка.
Целесообразно подписывать дату выполнения рисунка. Это может оказаться полезным. Спустя годы выросшее чадо оценит усилия родителей по сохранению его произведений. Во время разногласий с ребенком (в подростковом возрасте, например) будет проще найти общий язык, если напомнить ему о детстве рисунками, фотографиями, сохранившимися поделками. С помощью видеозаписей занятий с малышом, сохранения его рисунков можно справиться либо сгладить конфликты с ребенком, выстроить "мостик" взаимопонимания.

Шестой гейм – последний. Его цвет: чёрный. Каково влияние чёрного цвета?
ЧЁРНЫЙ. Он обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решения и изменения в жизни. Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности. Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение. Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.
"Черные дети" Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.
Тема гейма: «Дверь во внутренний мир. Расшифровка рисунков»
Рисунок ребёнка – отражение его души, чувств, отношения к себе, к семье и миру, который его окружает. Рисунок для него - не искусство, а речь, которой он еще не научился как следует пользоваться. Конечно же, он не задается мыслью переложить на белый лист свои чувства, маленькие пальчики сами ведут карандаш, а из-под него выходит зеркало души маленького творца. В рисунке выходят страхи, сомнения, радости и потаенные желания, зажатые эмоции и переживания – что особенно ценно для детей. В нашей культуре не принято переживать эмоциональные состояния и выходить из них – бояться стыдно, плакать стыдно, кричать, пинать или как-то еще яро выражать свое состояние запрещено. Даже двигательная активность – не приветствуется. И в ребенке это копится, копится – непройденный до конца страх, непроплаканная обида, невыкриченная-невыплеснутая душевная боль. Но запирать и контролировать до бесконечности ребенок не может. Выходом могут стать психосоматические проявления, конфликтное поведение и пр. Но дети народ изобретательный – и они творят – рисуют – рисуют танки, пистолеты, взрывы (агрессия), дома, родителей, себя (семейные конфликты), принцесс (непринятие себя – желание быть красивой, нравится) и т.д. Они рисуют мечты, страхи, желания, любовь и ненависть, обиду и зависть – все то, что бурлит внутри их маленьких сердечек. И прорисовывая свою жизнь, они оставляют на бумаге все то зажатое и невысказанное, что позволяет опустошить или хотя бы не дать «внутреннему котлу» наполнится и взорваться. А при определенном внимании, дети иногда параллельно проговаривают или учатся говорить о своих чувствах. И бывает так, что, нарисовав и поговорив о рисунке и связанном с ним событиями-состояниями, какой-то застрявший в душе ребенка кусочек исчезает-растворяется в никуда.
Рисунок может при этом быть не обязательно тематический. Процесс «каля-маля» родителями не приветствуется: «ты что, маленький?» Но это - тоже рисование, не начальный этап, не подготовка – а полноценное рисование. И простое закрашивание листа красками имеет ничуть не меньший терапевтический эффект. Так что если ваш ребенок уже месяц красит лист в один и тот же цвет – дайте ему пройти эту стадию, значит там что-то беспокоит, значит где-то сидит заноза и мешает двигаться дальше. Можно насильно переместить ребенка по его личной линии развития – скажем, запретить «мазюкать» - но проблема не исчезнет, и будет или тормозить, или искать иной выход или просто останется еще один ядовитый шип внутри.
Рисуя, ребенок изображает окружающий мир, отношения между людьми такими, как он воспринимает, и часто его видение отличается от представлений взрослых. Отсюда и розовые коты, и огромные (на весь лист) мамы-принцессы с длинными волосами, и малюсенькие дети, забившиеся в угол листа. Один из способов преодоления страха - нарисовать его, а потом "расправиться" - зачеркнуть, порвать, переделать рисунок в нестрашный.
Расшифровка детских рисунков занятие настолько тонкое и требующее опыта, что только специалисты в этой области могут дать квалифицированную оценку увиденному. Однако, существуют общие моменты, наличие которых должно насторожить родителей:
- общее повторяющееся болезненное впечатление от рисунка,
- систематическое отсутствие каких-либо частей тела или деталей персонажей,
- темные или пустые глаза,
- излишние перечеркивания,
- обильное закрашивание черным,
- рисунки очень маленькие и располагаются на очень небольшом пространстве листа,
- ребенок систематически отказывается рисовать или разрывает свои рисунки,
- один и тот же рисунок повторяется месяц за месяцем,
- пустые фигуры,
- незавершенные формы. Рисуночные тесты для детей и их расшифровку предлагаем в папке, с которой можете ознакомиться в индивидуальном порядке.
Самым ценным является удивительная способность проживать стрессовую ситуацию в творчестве – в данном случае посредством рисования. Это происходит независимо от наших желаний и умений – взрослый или ребенок, эрудированный родитель или далекий от психологии человек – любой из нас в равной степени может прожить «арт-терапевтический сеанс», даже и не подозревая об этом, просто рисуя.
Сейчас, уважаемые родители предлагаю вам пройти небольшой тест «О ЧЕМ ГОВОРИТ ВАШ РИСУНОК?» Для этого прошу вас нарисовать дом. Если вы часто рисуете домики во время разговора по телефону, на работе или в любое свободное время, то это говорит о любви человека к домашней атмосфере, его стремлении к уюту. Часто такие рисунки рисуют одинокие люди. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. При этом если дверь домика фронтально расположена, это говорит об открытости человека.
Расположение двери сбоку справа - устремленность в будущее, сбоку слева - фиксация на прошлом.
Если окна задернуты шторами, жалюзи, закрыты ставнями - замкнутость, нежелание пускать в свой внутренний мир.
Отсутствие дымохода - нехватка теплоты в отношениях.
Дом слишком длинный - много воспоминаний и много планов.
Слишком четкий, многократно обведенный контур дома - попытки контролировать свои действия и эмоции.

И подведём итоги игры: подсчитаем баллы. А победила сегодня – дружба! Всем победителям в подарок альбом для рисования. И завершая нашу игру «Счастливый случай» хочу заметить, что часто мы произносим глупое выражение: "Да я ж не умею рисовать...". Вот люди говорят так, и сами не понимают о чем. Рисовать ведь по сути умеет каждый. Только глупые люди считают, что "уметь рисовать" значит "уметь срисовать", или скопировать окружающий мир, четко повторить его формы и оттенки. Но, это первое и величайшее заблуждение, которое накорню отрезает творческий полет!
Самое главное - это возможность выражать свой внутренний мир – свои переживания, эмоции, страхи и сомнения – все то, что бурлит внутри. А еще – не жалейте красок, кисточек и бумагу! Ярких вам пятен в жизни!
Теперь, уважаемые родители, ваши вопросы к нам, к администрации по теме собрания и не только.
И нам осталось принять решение сегодняшнего собрания.
1. Признать рисование одним из важных видов деятельности детей младшего дошкольного возраста для их всестороннего развития и воспитания.
2. Родителям и воспитателям учить детей правильным приёмам работы с карандашами и красками, используя рекомендации-памятки.
3. Воспитателям и родителям поддерживать стремление детей рисовать, сохранять их желание общаться через рисунок, обеспечивая для этого специальные условия.
4. Родителям разнообразить детское рисование нетрадиционными техниками с целью развития их творческих способностей.

Что еще почитать