Проект по лего-конструированию «Терентий – Тетерев. Проект (подготовительная группа) на тему: Творческий проект по лего-конструированию "Лего и космос"

Валентина Карпухина

Тема : «Проект города для Формандцев »

Цель :

развитие конструктивных и творческих способностей детей.

Образовательные задачи :

учить воплощать задуманное в постройке;

самостоятельно находить способы выполнения;

закреплять знание правил дорожного движения;

закреплять умение составлять рассказ по серии картинок.

Развивающие задачи :

развивать конструкторские навыки ;

развивать творческое воображение, речь детей.

Воспитательные задачи :

воспитывать эстетические чувства;

воспитывать взаимопонимание, сотрудничество, умение договариваться.

Материалы и оборудование :

схемы «фотография Формандца » на каждого ребенка;

серия картинок «Однажды в космосе» ;

набор строительного материала на каждого ребенка;

макет дороги;

атрибуты для регулировки дорожного движения (светофоры, дорожные знаки) ;

атрибуты для украшения построенных объектов (клумбы, деревья, фонтаны)

письмо-послание;

музыкальный диск;

магнитофон;

фотоаппарат.

Литература : «Занятия по конструированию из строительного материала» Л. В. Куцакова

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель :

Далеко-далеко в космосе, на сказочной планете Формадос , живут сказочные жители формандцы . Они давно наблюдают за нами, землянами, в большой телескоп и часто обращаются за помощью. Сегодня в детский сад вновь пришло послание с планеты Формадос . Хотите узнать, что в нем?

Ответы детей.

Воспитатель :

Тогда давайте посмотрим, что же в конверте (открывает конверт) . Ребята, посмотрите, здесь фотографии (приложение 1) . Наверное, формандцы хотят с нами поближе познакомиться, только фотографии не обычные, а зашифрованные. Может, мы попробуем их расшифровать? (ответы детей) . Для этого нам нужно соединить линиями точки. Ребята, как вы думаете, формандцы все одинаковые или разные?

Ответы детей.

Воспитатель :

Конечно, они все разные, как и мы, люди. Поэтому у вас могут получиться совершенно разные фотографии. Итак, за работу.

(Воспитатель раздает детям схемы, дети соединяют точки карандашом в произвольном порядке.)

Воспитатель :

(портреты вывешены на доске)

Ребята, посмотрите, какие интересные портреты у нас получились. Вам нравится? Ответы детей.

Воспитатель вновь берет послание и заглядывает в него.

Воспитатель :

Здесь, оказывается, еще что-то есть. Еще много фотографий (воспитатель достает серию картинок «Однажды в космосе» приложение 2). Формандцы хотели рассказать нам о том, что с ними однажды приключилось, но писать они еще не научились, поэтому мы сами должны составить рассказ, глядя на их фотографии. Посмотрите на них внимательно. Кто хочет рассказать нам, что однажды произошло в космосе.

Дети подходят к доске (мольберту) . Ответы 2 – 3 детей.

Воспитатель :

Очень интересно! Посмотрите, сколько всего мы узнали о Формандцах .

Дети рассаживаются на места.

Воспитатель вновь берет послание, достает диск.

Воспитатель :

Посмотрите, здесь еще какой-то диск. Наверное, Формандцы хотят нам передать сообщение. Послушаем, что в нем.

Сообщение :

Помогите, утеряны все проекты городов , утеряны все проекты городов , помогите!

Воспитатель :

Ребята, о чем же нас просят Формандцы ? (ответы детей) . Скажите, а вы знаете, что такое проект города ?

Ответы детей.

Воспитатель :

Мы можем помочь Формандцам , показать, как надо строить город ? Как вы думаете, что может быть в городе , какие строения, сооружения?

Ответы детей.

Воспитатель :

Я вам принесла макет. Что вы на нем видите? (воспитатель демонстрирует макет дороги, размещенный на составленных столах).

Дети :

Здесь нарисована дорога (проезжая часть ) .

Воспитатель :

Для чего в городе строят дороги ?

Дети :

По ним ездят машины.

Воспитатель :

А где же тогда ходят люди, тоже по проезжей части ?

Дети :

Нет, люди ходят по тротуарам.

Воспитатель :

Вы можете показать, где на макете тротуар?

(ребенок показывает)

Молодцы, а если я захочу перейти через дорогу, как мне это сделать, где можно переходить проезжую часть ?

Дети :

По пешеходному переходу.

Воспитатель :

Кто знает, как правильно переходить дорогу?

Ответы детей.

Правильно, молодцы! Ребята, а что еще может быть в городе кроме зданий , дорог, машин? Что делает город красивым ?

Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает : клумбы, фонтаны, деревья.

Воспитатель :

У нас есть макет дороги. Все необходимое для строительства украшения города находится в этой коробке. Нам остается только построить разнообразные здания. Закройте глаза и подумайте, какое здание вы будете строить.

Воспитатель опрашивает по очереди всех детей.

Ребята, где может быть расположено здание, на проезжей части или на тротуаре?

Дети :

Воспитатель :

Дети :

Здания строят на травке, на газоне.

Воспитатель :

На нашем макете газоны нарисованы зеленым цветом, значит там вы будете строить свои здания. Давайте подойдем к своим рабочим местам и приступим к созданию нашего города .

Звучит тихая музыка. Дети подходят к макету и строят задуманное здание. Во время работы воспитатель тихо беседует индивидуально с каждым ребенком, оказывает словесную или практическую помощь. По окончании строительства воспитатель предлагает сделать город красивым , расположить машины, дорожные знаки, деревья, клумбы.

Анализ детьми своих построек.

Воспитатель :

Ребята, давайте отправим на Формадос фотографию нашего города . Вставайте рядом со своими постройками.

Воспитатель фотографирует проект .

Мы потом напечатаем фотографию и отправим нашим друзьям.

А сейчас скажите, чем мы занимались на нашем занятии ?

Дети :

Строили город для формандцев .

Воспитатель .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 г. Павлово

Творческий проект по легоконструированию

«Лего и космос».

Подготовительная к школе группа.

Составил:

Поздышева Елена Васильевна

Воспитатель

1квалификационной категории.

г. Павлово – 2016 г.

Лего конструирование.

Название проекта : «Лего и космос».


Вид проекта: Творческий.


Участники проекта : воспитатель и дети подготовительной к школе группы.


Продолжительность : 1 неделя.

Основание:

В группе проходит инновационная деятельность по теме: «Развитие творческой личности через внедрение легоконструирование в образовательный процесс ».

Пояснительная записка:

Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности - игру. Игра помогает понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Лего-конструирование даёт им такую возможность и относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Игры с Лего выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Этапы проекта:

1 этап.

Причина выбора темы:

В преддверии дня космонавтики дети знакомятся с космосом. Так как в группе организованна инновационная деятельность по легоконструированию и дети увлечены конструктором, то они хотели бы исследовать космос с помощью конструктора Лего.

Цель проекта:

Развитие у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей во Вселенной и Солнечной системе через вовлечение воспитанников в практическую деятельность с конструктором лего.

2этап.

План:

1. Выбор темы.

2. Поставка цели.

3. Привлечение специалистов для реализации проекта.

4. Сбор и накопление различного материала.

5. Включение в план экспериментирования, занятий, игр и других видов деятельности.

6. Разработка домашних заданий.

7. Защита проекта.

Сбор информации:

  • Рассмотрели «Большую книгу Лего» Алана Бедфорда;
  • Спросили у специалистов (ст. воспитателя и воспитателя группы ИД по легоконструированию);
  • Посмотрели, с помощью родителей, в интернете;
  • Подумали и выдвинули гипотезы;
  • Провели эксперименты.

3 этап.

Выполнение проекта:

См. проектную карту.

4 этап.

Социальное партнёрство с родителями:

  1. Поиск информации о космосе.
  2. Изготовление схем конструкций.
  3. Изготовление совместных моделей.
  4. Наблюдение родителей с детьми в вечернее время за звёздным небом и луной.

Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Защита проекта. Итоговые мероприятия:

  • Выставка творческих работ детей «Космическое путешествие».
  • Доклад,(используя папку исследователя по Савенкову), «Почему на других планетах нет жизни».
  • Создание различных игр о космосе, используя конструктор Лего.
  • Физкультурное развлечение с элементами легоконструирования «Школа космонавтов».
  • КВН «Знатоки космоса».

Перспектива дальнейшего развития проекта :

В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.

Литература:

  1. Алан Бедфорд «Большая книга Лего». Изд. «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014г.
  2. Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г.
  3. Е.В.Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Т.Ц. « Сфера" 2012г.
  4. О. А. Скоролупова «Покорение космоса» изд.«Скрипторий» Москва 2007г.
  5. Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. «Детям о космосе».Т.Ц. «Сфера» 2011г.

8.Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе». Методическое пособие. Т.Ц. «Сфера» Москва 2010г.

Основной вид деятельности детей

День недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Легоконструирование

Практическое занятие «Ракета»

Цель: Расширение и обобщение знаний у детей о первом космонавте Ю.Гагарине, профессии космонавт. Формирование умения моделировать ракету по условию.

Способы: Просмотр презентации, беседа, вопросы, игровая ситуация, моделирование.

Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на ракете.

Средства: Космическая карта, презентация о космосе, конструктор Лего

Практическое занятие «Космический корабль»

Цель:

Способы:

Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на космическом корабле.

Средства: Образец, иллюстрации, космическая карта, конструктор Лего.

Практическое занятие «Инопланетяне».

Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности.

Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, моделирование.

Мотивация: На землю поступил сигнал с планеты Марс. Там обитают живые существа. Как они могут выглядеть.

Средства: Космическая карта, конструктор Лего

Практическое занятие «Исследовательская

станция».

Цель: формирование умения у детей строить по замыслу, обдум. содержание и назначение постройки , развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности .

Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, напоминание, моделирование.

Мотивация: Космонавты высадились на неизведанную планету, для исследования им нужна станция с аппаратурой.

Средства: Презентация о космосе, конструктор Лего, пластины.

Занятие - путешествие «Покорители космоса».

Цель: Закрепление и обобщение знаний у детей о космосе. Совершенствование навыков конструирования. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности.

Способы: Беседа о космосе, вопросы, напоминание, худ. слово, игра, моделирование.

Мотивация: Фиксик предлагает ребятам совершить космическое путешествие и стать исследователями космоса.

Средства: Космическая карта, конструктор Лего, игрушка Фиксик.

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Наблюдение за звёздным небом.

Наблюдение за луной.

Наблюдение за самолётом, летящим в небе.

Наблюдение за частями суток (смена, длительность).

Наблюдение за работой воспитателя «Моделирование сложной конструкции».

Экспериментирование, моделирование

Опыт «Что необходимо для жизни человека на земле и в космосе».

Экспериментирование «Почему всё падает на землю»

Моделирование планетария на пластине.

Эксперимент с глобусом и лампой.

Моделирование телескопа.

Дидактические игры

Д. и. «Запомни расположение планет»

Д. и. «Выложи вторую половину узора».

Д.и. «Звёздный путь»

(ходилки)

Д. и. « Космический лабиринт».

Д.и. «Что изменилось»

Художественная деятельность

Рисование схем к постройкам.

Изготовление

Д.и. «Звёздный путь»

Изготовление

Д.и. « Космический лабиринт»

Лепка «Инопланетяне» с

Рисование «Неизвестная планета» с

использованием отпечатков конструктора Лего.

Сюжетные игры

Придумывание «Сказка по подсказкам».

Использование деталей конструктора Лего для режиссерской игры.

Использование макетов из конструктора Лего.

Игра «Космическое путешествие»

Игра «Исследователи космоса».

Спортивные игры

П. и. «Невесомость».

П. и.

«Космодром»

П. у.

«Примерь скафандр».

П. и

. «Самолёты».

Спортивное развлечение

«Школа космонавтов».

Занятия (НОД, ОД в ходе режимных моментов)

ОО «Познание» Просмотр презентации «Освоение космоса».

ОО «РР»

Познавательная беседа

«Планеты солнечной системы»

ОО «Познание» ФЭМП

«Космическое путешествие».

ОО «ХЭР»

Рисование

«Путь к звёздам».

ОО «Познание»

КВН «Знатоки космоса».


Актуальность

Лего-конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Типы проекта.

По деятельности: творческий.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: средней продолжительности.

Участники проекта.

Педагоги, родители, дети подготовительной к школе группы МАДОУ №29.

Возраст детей: 6-7 лет.

Продукт детской деятельности.

Композиция из лего-конструктора по мотивам сказки В.Бианки «Терентий – тетерев».

Проблема проекта.

Сформировать у детей представление о том, как зимует тетерев.

Игровая мотивация проекта.

Цель проекта.

Учить детей строить из лего-конструктора, выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.

Задачи проекта:

  • Расширить представление о диких животных и зимующих птицах. Сформировать представление о том, как зимует тетерев.
  • Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  • Учить мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
  • Учить строить из лего - конструктора «Лисицу», «Куницу», «Тетерева».
  • Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.
  • Сформировать математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.
  • Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
  • Развивать самостоятельность при работе со схемами.
  • Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.
  • Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
  • Драматизировать сказку В.Бианки «Терентий-тетерев».
  • Формировать бережное отношение к лего-конструктору.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.

Этапы работы над проектом.

Предварительная работа:

1. Продумывание, проблемы и игровой ситуации.

2. Подготовка схем для конструирования «Лисицы», «Куницы», «Тетерева».

3. Подготовка сценария драматизации сказки В.Бианки «Терентий-тетерев».

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
1-й

погружение в проект

Формулировка проблемы: Педагог предлагает детям вспомнить, как зимуют дикие животные в лесу, как зимуют птицы. Предлагает узнать как зимует тетерев.

Вводит в игровую ситуацию Формулирует задачи:

Воспитатель вносит в группу книгу В.Бианки «Терентий-тетерев» и предлагает детям узнать, как зимует тетерев, сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки В.Бианки и обыграть его.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задач.

Дополнение задач проекта.

2-й

организация деятельности

Чтение сказки В.Бианки «Терентий-тетерев».

Предлагает детям рассмотреть схемы, распределить между детьми кто и что делает в каждой группе.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Взаимодействие с семьями. Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешивает на видном месте.

Собирают информацию, материал: Слушание сказки В.Бианки «Терентий-тетерев».

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма (ютуб) по мотивам сказки.

Рисование героев сказки.

Объединение детей в рабочие группы: изготовление «Лисицы», изготовление «Куницы», изготовление «Тетерева».

Рассмотрение и анализ схем.

Распределение между детьми каждой группы ролей и обязанностей.

3-й осуществление деятельности Практическая помощь детям при создании из лего-конструктора фигур «Лисицы», «Куницы», «Тетерева».

Составление общей композиции.

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Создание из лего-конструктора фигур «Лисицы», «Куницы», «Тетерева».

Составление общей композиции.

4-й презентация результатов Распределение ролей между детьми для драматизации сказки, репетиции.

Создание мультфильма по мотивам сказки с использованием ЛЕГО и создания проекта.

– драматизация сказки В.Бианки «Терентий-тетерев»;

Показ мультфильма.

Репетиция драматизации сказки.

Презентация – драматизация сказки В.Бианки «Терентий-тетерев».

1. Выставка композиции «Терентий – тетерев» по мотивам сказки В.Бианки в группе.

2. Выступление детей с драматизацией сказки, показ мультфильма.

3.Презентация проекта на городском фестивале лего-конструирования среди детей дошкольного возраста «Сказки из леса».

Сценарий драматизации по мотивам сказки В.Бианки «Терентий - тетерев».

/На сцене – ёлка, за ней - деревянный куб.

Под ёлкой – «снег» - белая ткань./

Залетает Тетерев: «Ой, спасите!» Обегает ёлку: «Ой, помогите!»

В страхе мечется, ищет, где спрятаться – в снегу: «Ой, видно!» На ёлке: «И тут видно!» Под ёлкой: «И здесь не спрятаться!»

И прямо перед ёлкой падает в «снег» – накрывается белой тканью.

С разных сторон одновременно появляются Куница и Лисица.

Куница думает, что опоздала; ищет Тетерева, забирается на ёлку.

Сверху высматривает Тетерева и видит под ёлкой Лисицу.

Лисица тоже думает, что опоздала; обходит ёлку, присаживается, принюхивается: ищет под ёлкой. Поднимает голову, видит – Куница зубы скалит. Отпрыгивает от ёлки.

Лисица: «Ты моего Терентия съела?»

Куница: «Сама съела, а на меня говоришь?

Лисица: « Вот я тебе!» (кидает снежок)

Куница: «Ах, ты так!» (спрыгивает с ёлки)

Начинается драка вокруг «сугроба» (в котором спит Тетерев ).

Лисица и Куница кружатся вокруг сугроба, издают рычащие звуки.

Вдруг «снег» начинает шевелиться. Лисица и Куница, увидев это, в испуге пятятся назад в разные стороны вокруг ёлки, сталкиваются спинами. Куница прячется на ёлке, Лисица – под ёлку.

Тетерев скидывает «снег» - белую ткань – отряхивается, удивлённосмотрит на зрителей.

Тетерев: «Где это я?» Проходит, оглядывается, видит застывших от удивления и испуга, Куницу и Лисицу. Они переводят взгляд друг на друга и смотрят на Тетерева.

Тетерев: «А, и вы здесь?»

Тетерев накидывает на себя ткань и, напевая «Ложкой снег мешая, ночь идёт большая», берёт под руки Куницу и Лисицу. Продолжая напевать: «Что же ты, глупышка, не спишь?», смотрит на зверей.

Тетерев, Куница и Лисица уходят.

Полное название проекта: «Свободное творческое конструирование из бросового и других оригинальных материалов и ненужных вещей».

Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.

Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, кружок "Мастерилки", совместная деятельность, занятия, «Творческие мастерские», организация тематических выставок для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Творческое конструирование»

Информационная карта проекта

ГБОУ детский сад комбинированного вида № 372

г. Москва

  1. Полное название проекта: «Свободное творческое конструирование из бросового и других оригинальных материалов и ненужных вещей».
  2. Разработчики проекта: воспитатель группы № 6 Митина Ольга Владимировна.
  3. Участники проекта: воспитатели группы, дети, их родители.
  4. Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.
  5. Направление деятельности проекта: творческое развитие детей дошкольного возраста.
  6. Место проведения: Москва, 127576 Череповецкая улица, 6а.
  7. Сроки проведения: ноябрь 2012 – май 2013 г.
  8. Возраст детей: 4-5 лет.
  9. Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, совместная деятельность, занятия, «Творческие мастерские», организация тематических выставок для родителей.

Пояснительная записка

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов, других материалов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней прослеживается связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью. При выполнении конструкции нужно сначала предварительно обдумать, создать план, подобрать материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определить последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании, здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, однако эта деятельность сама по себе оказывает благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

Огромно значение конструирования в формировании личности ребенка. Особенно большое значение конструктивная деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

Вот некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей: 1) тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов: конструктор должен уметь представить не только структуру конструкции, но и ее техническую сторону - как, с помощью чего скрепляются части, какая из них является основной для всей конструкции; 2) высокая сосредоточенность внимания; 3) развитое пространственное воображение: прежде чем сконструировать, например, машину, создатель должен отчетливо представить ее себе мысленно; воображение при этом должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным; 5) высокая степень гибкости мышления, которая проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации какой-либо конструкции, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно; 6) эмоционально-волевые качества личности, которые выражаются в устойчивом интересе к конструктивной деятельности, в упорстве при преодолении трудностей, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая конструкцию, имеющую практическое значение.

Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями. В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Важным моментом в формировании учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности. Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение выстраивать свою деятельность с учетом поставленной задачи. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу, и создает условия для осознания ребенком общих принципов, схем действия. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т.п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры - делают мебель, кукол, убранство для них и т.п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки), которые помимо прочего используются и при постановке конструкторских задач («к нам пришла кукла Алена, однако мебели, подходящей ей по размеру, в группе нет – что делать?»).

Проект объединяет в себе творческое свободное конструирование, архитектурное строительство, дизайн интерьеров, моделирование людей и животных. В итоге будет создан большая страна с отдельными ее частями (город, деревня, лес, космодром) и соответственно их обитателями (люди разных профессий, домашние птицы, дикие животные). Конструкции, поделки и игрушки создаются разными способами: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов, и как основы, и как детали (пластиковое яйцо от киндер-сюрприза и как туловище белочки или петушка, и как основа для елочной игрушки; из катушки делаем зайца и медведя, разных человечков, а можем смастерить домик или автомобиль); наделение одних и тех же предметов разными смыслами, в зависимости от замысла.

Актуальность проекта, проблематика:

Проблема первая: Современные дети, обладающие всевозможными готовыми игрушками на любую тему, начиная от простых зверушек и заканчивая аутентичными кукольными домами со всей обстановкой и мебелью, имеют ограниченные возможности для развития творческого воображения, фантазии, формирования конструкторских и изобретательских умений и навыков. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать.

Проблема вторая: У детей недостаточно развита речь, слабо развита мелкая моторика. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи.

Проблема третья: Дефицит игровой деятельности. Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а сегодня существует тенденция в увеличении объема информации, постановки на первое место учебной деятельности, раннего интеллектуального развития. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).

Проблема четвертая: Крайне востребованными становятся сегодня такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии. Организация совместной деятельности в форме творческих мастерских помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих там не бывает. Развиваются творческие способности, воображение, художественный вкус. Дошкольники овладевают различными творческими техниками, происходит развитие самостоятельной творческой деятельности, развивается эстетический вкус.

Проблема пятая: Дети не умеют плодотворно общаться друг с другом и объединять свои усилия в процессе совместной творческой деятельности. Необходимо выполнять работу дружно, не мешая друг другу, уметь прийти на помощь товарищу. Данный проект поможет развить и расширить коммуникативные способности детей, одной из его задач является формирование у дошкольников принципов коллективизма в процессе совместной деятельности. Последнее становится возможным через участие всех в коллективном обсуждении предстоящей работы, совместную организацию групповых выставок, работу в парах и малых подгруппах, создание общих поделок, сооружений, макетов.

Так творческое конструирование и моделирование из разнообразных, нестандартных и оригинальных материалов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков; умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, в вежливой форме отвечать на вопросы, доброжелательно предлагать помощь, объединяться в игре в пары, микро-группы.

Цель проекта:

Формирование конструктивных умений и развитие творческих способностей, воображения, фантазии, художественного вкуса и интеллектуальной активности в конструктивной и игровой деятельности.

Задачи:

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде: а) дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине; научить их обследовать и анализировать; б) формировать умение группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют; в) дать знания о различных материалах, их свойствах и возможностях использования в ручном творчестве; г) учить детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир.

2. Направленные на формирование творческих умений и трудовых навыков, а также общее развитие ребенка: а) развитие восприятия, внимания, пространственной ориентировки и пространственного воображения, ассоциативного мышления и творческой стороны интеллекта; б) совершенствование моторики рук и тонких движений пальцев; в) совершенствование трудовых умений ребенка, формирование культуры труда; в) использование созданных конструкций в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях.

3. Направленные на нравственное воспитание: а) развитие коммуникативных способностей; б) формирование у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности (умения работать дружно, при необходимости помогать друг другу).

Перспективный план осуществления проекта выстраивается в соответствии с календарно-тематическим планированием и составляет реализацию игровых мини-проектов: «Строим город Мастеров, или Мы – архитекторы», «Дом для Алены», «Юный дизайнер интерьера», «Зеленый лес – дом для зверушек”, «Космодром», «Новогодние чудеса», «Хорошо в деревне!», «Жители нашего Города», «Наша армия».

Особенности организации детского творческого конструирования, основные приемы:

Процесс знакомства детей с предметами (игрушками) подчинен созданию обобщенных представлений о группе однородных предметов. При рассматривании мебели, например, стола, мы должны обратить внимание на то, что у всех столов обязательно есть крышка, ножки, но столы могут быть большие и маленькие, высокие и низкие, крышка стола может быть разной формы (квадратная, круглая, треугольная). Каждый стол имеет определенное назначение, а, следовательно, и свои особенности (стол обеденный, письменный и т. д.). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к умению выделять в предметах общие свойства и различия в зависимости от применения. Употребляя при этом слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, направо - налево, ближе - дальше, больше - меньше), мы развиваем речь.

В процессе конструирования из бросового материала и различных предметов из домашнего окружения мы, исследуя их форму и выделяя основные эталоны, сопоставляем их еще и с известными деталями деревянных строительных наборов: катушки и колпачки от фломастеров похожи на цилиндры, плоские широкие картонные коробочки – на пластины, коробочки от зубной пасты – на бруски и т.д. Одной из важных конструкторских задач является создание поделок разных размеров, ведь они должны соответствовать той или иной игрушке, интегрированной в творческих процесс (для большой куклы - большую кроватку, для маленькой – маленькую), а также соизмерение изделий между собой (стол и стул, кровать и шкаф и т. д.).

При конструировании различных домов фиксируется внимание на том, что у каждого дома есть определенные части, но они могут быть разной формы, размера и выполняться из разных деталей. Так, постепенно восприятие у детей становится более целенаправленным и глубоким, у них образуется устойчивое понимание того, что существует определенная связь между строением предмета и его назначением в жизни. Дети могут выполнять постройку домика без образца, по предложенным воспитателем условиям: сделать одноэтажный домик или двухэтажный из тех деталей, которые лежат на столе. С помощью таких занятий ребенок будет подготовлен к тому, чтобы самостоятельно создавать постройку в соответствии с игровым замыслом.

Воспитывая умение оценивать эстетические качества предметов, необходимо учит детей создавать не только устойчивые и прочные, но и красивые поделки: обращать внимание детей на цвет деталей, учить группировать их так, чтобы отдельные части постройки имели один цвет, например мост желтый или зеленый, перила красные и т. д. Нужно не только показывать образцы гармоничных по цвету построек, но и объяснять, что работа становится красивой, когда удается хорошо сочетать цвета.

Желательно, чтобы поделки нашли применение в игре, в быту (как украшение, как предмет для подарка и т. д.). Можно устроить выставку, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. Изделия могут быть использованы для игры в «магазин». Тогда ребята отбирают лучшие из них. Группа детей вместе с воспитателем, именуемая комиссией по отбору игрушек, советуется, что подходит, что неудачно выполнено. Такая деятельность детей станет элементом творческой сюжетной игры. Необходимо, чтобы дети в процессе конструирования и моделирования использовали навыки изобразительной деятельности, которые они приобрели (лепка, рисование, аппликация). Так, чтобы кукле Алене не было скучно одной, можно поселить в ее комнату вылепленных из пластилина собачку или кролика.

Презентация проекта:

Заключительное мероприятие: Совместное с родителями «Путешествие в Страну Мастеров», которое завершается детским мастер-классом (дети дают мастер-класс своим родителям и вместе с ними мастерят новые поделки и игрушки).

Промежуточные формы подведения итогов проекта: Для обмена опытом детьми (выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения) организуются выставки детских работ. Возможно создание альбома с фотографиями как самих построек, игрушек (особенно не вошедших в заключительное презентационное мероприятие), так и детей в процессе непосредственной изобретательской и конструкторской деятельности. Для обогащения впечатлений ребят можно оформить тематический альбом открытками, где изображены разные типы и модели сконструированных ими предметов. Детей заинтересует это, так как им нравится рассматривать картинки, иллюстрирующие предметы окружающего мира, находить между ними сходство и различие. В альбом, помимо печатных иллюстраций, можно поместить также рисунки самих детей.

Предполагаемый результат:

  • развитие интереса к ручному труду, желания придумать и сделать оригинальную поделку своими руками;
  • разностороннее развитие, расширение кругозора воспитанников;
  • развитие творческого мышления у детей;
  • создание и преобразование предметно-развивающей среды группы, применение знаний и умений в игровой деятельности, создание игровых макетов, различных персонажей и прочих атрибутов для игр;
  • оптимизация сотрудничества с родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
  • расширение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в парах и малых подгруппах;
  • чувство радости от совместного труда, общения, игры.

Литература:

1. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985.

2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1977.

4. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.

5. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. М.: Просвещение, 1966.

6. Парамонова Л.А. Конструирование. // Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: Изд. дом «Карапуз», 1997.


Татьяна рыжкова
Проект в подготовительной группе «Мини-музей конструктора Лего»

Мини - музеи в детском саду стали одной из распространенных форм работы. С введением ФГОС мини - музеи в ДОУ будут способствовать полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Многие согласятся с тем, что мини – музеи в ДОУ могут стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работой с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали мини- музеями . Но в создании мини - музеев в детском саду есть свои преимущества : дети чувствуют свою причастность к мини- музею , они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в мини - музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини -музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Вот поэтому возникла идея создания проекта «Мини – музей конструктора Лего » в подготовительной группе , где я работаю.

Почему именно музей Лего ? Да потому, что это самая любимая игра мальчишек и девчонок в моей группе ; Лего есть и для мальчиков, и для девочек; в группе Лего- огромный выбор , а родители постоянно пополняют коллекцию конструктора в развивающей среде . Кроме того, Лего имеет , на мой взгляд, ряд преимуществ перед другими конструкторами : продумана цветовая гамма, что способствует эстетическому воспитанию детей; Лего конструкторы- конструкторы для всех возрастных категорий детей; в каждом Лего есть рекомендованная схема сборки. Схема достаточно проста и подробно расписана, поэтому собрать конструкцию по данной схеме может ребенок любого возраста, начиная от трех лет. Есть, конечно, и сложные схемы, которые не так-то просто воспроизвести. Но это учит детей достигать своих целей, воспитывает характер. И, самое главное, данный конструктор развивает творческую фантазию, двигательные функции, речь ребенка. Главное - дети и родители могут сами стать участниками и создателями музея.

На подготовительном этапе мы с родителями и детьми выбрали место для музея - просторные полки на видном месте, поклеили стенку, где будет музей, красивыми обоями. Родители решили, кто будет проводить фотосъёмку работ, подбирать и оформлять интересный дополнительный материал об истории конструктора . Был оформлен информационный стенд : что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди. Родителям было рекомендовано посетить музеи нашего города вместе с детьми.

На практическом этапе взрослые и дети, следуя своему замыслу, создавали мини – музей в группе . Большую роль в этом сыграли родители, которые приносили готовые экспонаты из дома, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники решали, что именно они считают нужным рассказать о своих экспонатах. Желающие становились экскурсоводами. Музей был задуман как краткосрочный проект : все мероприятия проходили в течение недели. Тематика музея прослеживалась каждый день в НОД, в совместной деятельности, в режимных моментах.

Актуальность : мини - музеи в саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания и умения, развивают творческое воображение, способности и коммуникативные навыки. Заявленная тема также актуальна :

В магазинах огромный выбор конструкторов Лего ;

Сейчас это самая популярная игра у детей;

-Лего представляет огромные возможности для развития творческих способностей ребенка;

Дети очень мало знают об истории возникновения этой игры.

Цель : создать дополнительную развивающую среду в группе , активизировать творческие способности детей, способствовать активности родителей в увлечениях ребенка.

Задачи :

Познакомить с историей возникновения игры Лего ;

Рассказать о ее популярности у детей всего мира;

Расширить представление о возможностях игры;

Уточнить правильность употребления лексики из данной игры;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать творческое воображение детей через лепку и рисование героев Лего .

Понедельник.

Вовлечение в деятельность детей.

Выбор места для музея.

Беседа с родителями о создании музея.

Образовательная деятельность : Лепка «Герои Лего » .

Организация выставки»Герои Лего ».

Беседа» Дети мира играют в Лего »

Образовательная деятельность : Развитие речи «Каким бы ты стал героем и почему?»

Сюжетно - ролевая игра «Полиция» (Лего ) .

Раскрашиваем героев Лего .

Образовательная деятельность : ФЭМП- формирование пространственных представлений с привлечением музейных экспонатов- героев Лего .

Конструирование из Лего (дети и родители) .

Беседа «Удивительное в истории Лего » .

Сюжетно- ролевая игра «Замок» (Лего ) .

Образовательная деятельность : Физическое развитие «Спортивные герои Лего » .

Образовательная деятельность : Рисуем героев Лего .

Беседа «Что нового вы узнали о конструкторе Лего

Экскурсия для родителей в мини - музей .

Что еще почитать